ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ 7
1.1 Понятие об универсальных учебных действиях 7
1.2 Особенности формирования УУД в младшем подростковом возраст 14
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 5 КЛАССА 27
2.1. Подготовка и проведение исследования 27
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 33
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения выделяет приоритетное начало общего образования - формирование у подростков умения учиться, создание обстоятельств которые способствуют осуществлению допустимых возможностей учащихся и обеспечивают их личностный рост [34, с. 4].
Это предполагает подход к обучению как к процессу, направленному на подготовку учащихся к реальной жизни, формирование готовности удачно решать жизненные задачи и иметь собственную точку зрения, уметь сотрудничать и работать в группе. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов: универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных [29]. Они становятся основой для овладения основными компетенциями и составляют базу «умения учиться», то есть организация способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность ученика самостоятельно эффективно осваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в настроении самой учебной деятельности. Это включает осознание ее целевой направленности и ценностно-смысловых характеристик [4, с. 5].
Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в данный момент особенно жизненной становится задача преемственности в период перехода учащихся из начальной школы, в которой уже внедряются Федеральные образовательные стандарты второго поколения в общеобразовательную сферу. В настоящее время нет никаких сомнений, что формирование универсальных учебных действий в учебно¬воспитательном процессе является одной из важных задач современного образования.
По мнению Г.М. Коджаспирова, учебно-воспитательный процесс - это целенаправленное создание ситуаций для всестороннего развития личности школьника, чтобы реализовать индивидуальность учащихся. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем [18, с. 110].
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса [9, с. 106].
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании сформированности универсальных учебных действий обучающихся пятых классов в учебно-воспитательном процессе школы.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по данной теме.
2. Выявить особенности понятия «универсальные учебные действия».
3. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста, влияющих на формирование УУД.
4. Провести анализ формирования универсальных учебных действий у обучающихся пятых классов МБОУ «Гимназия №1 - Центр национального образования» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Объектом исследования данной работы: учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: процесс формирования универсальных учебных действий обучающихся в пятом классе.
В качестве основных методов исследования были использованы: теоретический анализ психолого педагогической литературы, эмпирическое исследование (тестирование учащихся, анализ полученных результатов).
В практическом исследовании использовались четыре методики:
I. «Выявление характера атрибуции успеха/ неуспеха» (Ф. Хайдер) [36, с. 36].
II. «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (О.А. Кара-банова) [36, с. 90].
III. «Индекс групповой сплоченности Сишора» [36, с. 136].
IV. «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (Г.Ю. Ксензова) [36, с. 95].
Опираясь на системно-деятельностный подход группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, была разработана концепция развития универсальных учебных действий. Они приняли во внимание опыт компетентностного подхода, особенно, его упор на способности использования полученных знаний и навыков на практике учащимися [4].
Практическая значимость. Результаты исследования можно использовать педагогами в учебно-воспитательном процессе в пятом классе для повышения сформированности универсальных учебных действий подростков, позволяющих оптимизировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные качества младших подростков. Полученные результаты могут быть использованы учителями для решения проблем, связанных с повышением эффективности подготовки обучающихся в учебно-воспитательном процессе школы.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка использованной литературы, насчитывающего 52 наименований и приложения. Общий объем ВКР 54 страниц без приложения. В тексте ВКР содержится 10 таблиц, 1 диаграмма.
Наша работа прошла апробацию в «Международном журнале гуманитарных и естественных наук» (РИНЦ) [26, с. 73].
Первая глава «Теоретические аспекты исследования формирования универсальных учебных действий» содержит два параграфа, в которых рассматриваются понятия об универсальных учебных действий и об особенностях формирования УУД в младшем подростковом возрасте.
Во второй главе «Эмпирическое исследование сформированности универсальных учебных действий в учебно-воспитательном процессе 5 класса» представлены результаты исследования направленного на формирование УУД в учебно-воспитательном процессе 5 класса.
Предметом исследования был процесс формирования универсальных учебных действий обучающихся в пятом классе, объектом исследования стал учебно-воспитательный процесс.
В процессе выполнения ВКР мы исполнили поставленные задачи: изучили психолого-педагогическую литературу по данной теме; рассмотрели психологические особенности младшего подросткового возраста; подобрали методики и провели эмпирическое исследование.
Респондентами были обучающиеся пятых классов МБОУ «Гимназия №1 - Центр национального образования» ЕМР РТ (32 учащихся).
Для реализации эмпирического исследования мы выбрали четыре методики. I. «Выявление характера атрибуции успеха/ неуспеха» (Ф. Хай - дер). II. «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (О.А. Карабанова). III. «Индекс групповой сплоченности Сишора». IV. «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (Г.Ю. Ксензова).
Цель проведенной нами работы состояла в исследовании сформированности универсальных учебных действий учащихся младшего подросткового возраста в учебно-воспитательном процессе школы.
В результате исследования был выявлен уровень сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативные УУД. После получения результатов и обобщения предполагался ознакомление педагогов для дальнейшей заинтересованности учащихся в обучении, формировании УУД, индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают ученикам возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Учащиеся могут самостоятельно успешно осваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться. Это включает осознание ее целевой направленности и ценностно-смысловых характеристик [3].
Учебно-воспитательный процесс - это система мер по организации и исполнению деятельности педагогического и обучающегося персонала по достижению целей образования. Он направлен на освоение обучающимися установленных образовательных задач, формирование внутренней культуры и развитие их личности, усвоение и закрепление нужных знаний [36].
Термин универсальные учебные действия впервые ввел А.Г. Асмолов [3]. Понятие «универсальные учебные действия» в широком педагогическом смысле - это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию благодаря сознательному и активному присвоению нового социального опыта [4, с.5].
ФГОС основного общего образования выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов: универсальных учебных действий. Ученик, который усвоил общеучебные универсальные действия, уже самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели; ищет и выделяет необходимую информацию. Младший подростковый возраст характеризуется изменениями условий жизни ребенка: усложняется материал школьных программ; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.
Сравнив 5 «А» и 5 «Б» классов, мы получили следующие данные.
1. Диагностика личностных УУД показала, что большинство учащихся двух классов оценили себя на среднем, высоком и очень высоком уровне. Учащиеся в ответах показали, что для успешной учебы надо прикладывать собственные усилия. Такой фактор, как везение, стоял на последнем месте.
2. Один из компонентов УУД - регулятивные универсальные учебные действия. Чем более они выражены (проявляются), сформированы, тем более ученики могут регулировать свою учебную деятельность, ставить цели. Мы получили различные значения в двух классах. Большинство учащихся оцениваются на среднем уровне (5 «А» - 67%, 5 «Б» - 64%»).
3. Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Это ведущая деятельность в данном периоде. Именно в школе подросток может и должен усваивать социальные нормы, формировать нравственные ценности, формировать свою самооценку. Поэтому коммуникативные УУД и их формирование имеет важное значение. В нашем исследовании мы выявили, что коммуникативные универсальные учебные действия у большинства учащихся в двух классах выражены на высоком уровне.
4. Данная диагностика выявила разные уровни ПУУД: от низкого до очень высокого. Младшие подростки нуждаются в правильно выбранной воспитательной работе. У них надо воспитывать инициативность, коммуникативные качества, так как многие ученики ответили, что хороший ученик - это хороший друг. Их надо учить принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение, добиваться, чтобы оно было принято товарищами.
При всех трудностях переходного подросткового периода, по мнению В.И. Слободчикова, правильные психолого-педагогические требования, совместная жизнь детей и взрослых, сотрудничество между ними - помогут установить новые способы социального взаимодействия. В процессе учебно-воспитательной деятельности класса и школы формируется и коллектив, и личность каждого ученика [50].
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - изд. 4-е. - М.: Академический Проект, 2003. - 704 с.
2. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие - М.: ИЦПКПС, 2005. - 104 с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - 4-е изд.- М.: Просвещение, 2014. - 159 с.
5. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2009. - № 5.
6. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. пособие для вузов - СПб.: Питер, 2008. - 299 с.
7. Брилинг Е.Е. Подросток: бить или любить? Уроки любви и терпения для родителей. - М.: Дрофа-Плюс, 2005.
8. Васильев В. П. Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. - Чита: Молодой ученый, 2014. - 109 с. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5343/(дата обращения: 21.04.2018).
9. Водянский А.Д. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений. Народное образование, 2009. - № 7.
10. Герасимов А.В. Итоговый практико-значимый проект
«Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке». [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/ (дата обращения: 05.11.2018).
11. Дарвиш О.Б. Возрастная психология:учебное пособие для студ. Высш.учеб.заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264 с.
12. Дереклаеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5 - 11 классы.
- М.: ВАКО, 2002.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2000. - 384 с.
14. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 510 с.
15. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: дис. д-ра психол. наук - М.:, 2002.
16. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Программа формирования универсальных учебных действий. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 284 с.
17. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для студ., обуч. по пед. спец. - М.: КноРус, 2010. - 740 с.
18. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
19. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с.
20. Кондакова А.М., Кузнецова А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект. Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2008. - 180 с.
21. Крившенко Л.П. Педагогика. - М.: Проспект: Кнорус, 2010.
22. Кроповницкий, О.В.Психология подростка. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 218с.
23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. 2001.
24. Лутошкин, А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива - М., 2003. - 64 с.
25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2001. - 96 с.
26. Матвеев Д.Н. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - Новосибирск.: Капитал, 2018. - № 4. - 297 с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897- 2011. - № 8.
29. Михеева Ю. Проектирование урока с позиции формирования
универсальных учебных действий. Учительская газета. Независимое педагогическое издание. - 2012. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ug.ru/method_article/260(дата обращения: 05.11.2013).
30. Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ. Воспитание школьников. - 2000. - № 6.
31. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога.
- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
32. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. Письмо от 21 мая 2004 г. № 14-51-140/13. Министерство образования Российской Федерации.
33. Панфилов А.Н., Бильданова В.Р., Бисерева Г.К., Шагивалиеева Г.Р., Льдокова Г.М. Универсальные учебные действия младших школьников: учебно-методическое пособие - Елабуга: Елабужского института К(П)ФУ, 2016. - 147 с.
34. Панфилов А.Н., Г.М., Льдокова Г.М., Психология подростка: учебное пособие. науч.ред. Г.М. Льдокова. - Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2014. - 410 с.
35. Панфилов А.Н., Гайфуллина Н.Г., Исмаилова Н.И., Льдокова Г.М. Универсальные учебные действия подростков: учебно-методическое пособие. - Елабуга: Елабужского института К(П)ФУ, 2017. - 159 с.
36. Панфилов А.Н., Льдокова Г.М., Шагивалеева Г.Р., Минахметова А.З. Упражнения и контрольно-измерительные материалы по психологии: учебное пособие. - 2-е изд., доп. - Елабуга: ЕГПУ, 2011. - 416 с.
37. Петерсон Л.Г. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000...» - М., 2010.
38. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. - М.: 2008.
39. Регущ Л., Орлова А. Педагогическая психология. - Спб.: Питер, 2008. - 413 с.
40. Российский энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. URL: www.rubricon.com (дата обращения: 05.04.2018).
41. Сластенин В. А. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 512 с.
42. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. для вузов. - 8-е изд., стер.; - М.: Академия, 2008. - 567 с.
43. Татарченкова С.С. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие - СПб.: КАРО, 2014. - 112 с.
44. Ткачева М.С. Педагогическая психология: конспект лекций.
[Электронный ресурс]. URL: https://www.e-reading.club/bookreader.
kacheva_Pedagogicheskaya_psihologiya konspekt lekciii.html (дата
обращения: 05.05.2018).
45. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. - М.: Аделант, 2013. - 800 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.
47. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
48. Характеристика психофизического развития детей среднего
школьного возраста. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.directeducation.ru/powins-1478-2.html (дата обращения:
27.03.2018).
49. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций.
- М.: Юрайт, 2010. [Электронный ресурс]. URL:
http://college4.ru/attachments/article/40/ pdf (дата обращения: 07.04.2018).
50. Хапачева С. М. Формирование мотивации учения в период адаптации подростков ко второй ступени обучения. Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 4. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2014/14088.htm(дата обращения: 19.04.2018).