Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ И АВТОНОМНОСТЬ-ЗАВИСИМОСТЬ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАЗЛИЧНОЙ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ

Работа №44043

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ, АВТОНОМНОСТИ-ЗАВИСИМОСТИ, УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ 8
1.1 Состояние научной разработанности проблемы воли и волевой
регуляции 8
1.1.1 Понятие «воля», ее проявления, функции 8
1.1.2 Психологические механизмы волевой регуляции 11
1.2 Научная концепция автономности-зависимости в психологии 16
1.3 Критерии учебной успешности в психолого-педагогической литературе
20
Выводы по главе I 25
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ
И АВТОНОМНОСТИ-ЗАВИСИМОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С
РАЗЛИЧНОЙ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
Выводы по главе II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность работы. В современном мире учебная деятельность многих учащихся школы наполняется особым содержанием и смыслом. В ней весьма активное значение приобретают не способность учащихся применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообразование на протяжении всей своей жизни, а на «натаскивание» их на все тонкости и формат сдачи единого государственного экзамена. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что ЕГЭ проводится в форме тестов, решить которые можно, овладев определёнными навыками, «набившись руку» на их решении. Подобная система решения заданий ЕГЭ явилась объектом критики со стороны главы Министерства образования и науки Ольги Васильевой, которая заявила, что существующую систему единых государственных экзаменов, вызвавшую множество проблем, связанных с процедурой, методикой и психологической составляющей поведения учеников, необходимо тщательно проанализировать. В свою очередь Минобрнауки рекомендовало российским школам внедрить новую модель оценки эффективности процесса обучения и учебной успешности, которая не предполагает учета показателей сдачи учениками единого государственного экзамена.
С момента введения ЕГЭ в 2009 году в российских школах началась борьба (которая продолжает оставаться нерешенной задачей на сегодняшний день) как за результаты единого государственного экзамена, так и за показатели пробного тестирования, которые стали критерием учебной успешности учащихся.
В итоге теряется смысл учения, особенно его значимость в области мотивационно-регуляционной составляющей. Возникла потребность изучения в каком отношении и переплетении находится волевая и субъектная поведенческая регуляции обучающихся с различной учебной успешностью. Проблема учебной успешности приобретает особенное значение в возрасте от подросткового к раннему юношескому, когда формируется профессиональное самоопределение, реализуется первый самостоятельный выбор жизненного пути. На этом возрастном этапе значимой целью школьного обучения становится развитие способности обучающихся контролировать и управлять своим обучением, видеть и оценивать свои достижения.
В современном обществе все более значимой является изучение механизмов волевой регуляции и автономности-зависимости, а также закономерностей их проявления в поведении и деятельности человека. Так как без данных об особенностях и механизмах волевой и поведенческой регуляции, управление целенаправленного учебного процесса и как следствие повышение учебной успешности обучающихся оказывается малоэффективным. Волевая и субъектная поведенческая регуляция подростков, а также учебная успешность и умение реализовываться в учебной работе является показателем индивидуальнопсихологических и личностных характеристик подростка, откладывает отпечаток на его взаимодействие с педагогами и одноклассниками и показывает степень включенности в систему межличностных отношений.
Целью выпускной квалификационной работы стало изучение волевой и субъектной поведенческой (автономность-зависимость) регуляции обучающихся с различной учебной успешностью.
Объектом исследования явились подростки 14-16 лет (учащиеся 9 классов МБОУ СОШ № 3, 4, 9 г. Елабуга).
Предметом исследования выступают учебная успешность, волевая регуляция и автономность-зависимость подростков.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что подростки с различной учебной успешностью отличаются волевой и субъектной поведенческой регуляцией.
Задачи исследования:
1. изучить состояние научной разработанности проблемы воли и волевой регуляции;
2. ознакомиться с научной концепцией автономности-зависимости в психологической науке;
3. рассмотреть критерии учебной успешности в психолого- педагогической литературе;
4. эмпирически исследовать волевую регуляцию и автономность- зависимость у подростков с различной учебной успешностью;
5. дать анализ и интерпретацию результатов исследования.
Для реализации замысла исследования и поставленных задач были использованы следующие методы:
1. анализ психолого-педагогической литературы;
2. анализ журналов академической успеваемости (для определения учебной успешности оценивались суммарные показатели результативности учебной деятельности);
3. психологическое тестирование с использованием следующих методик:
- тест «Шкала контроля за действием» - (автор Ю. Куль, адаптация С.А. Шапкина);
- опросник «Стиль саморегуляции поведения» ( автор В.И. Моросанова);
- личностный опросник «Автономность-зависимость» (автор Прыгин Г.С.).
4. метод математической статистики (t-критерий Стьюдента). Статистическая обработка диагностируемых показателей осуществлялась с помощью программы Excel.
Методологической базой исследования стали научные труды учёных, работающих в области психологии воли. Исследованиями развития у человека способности к овладению собственным поведением, преодолению трудностей в учебной деятельности, успешному ее выполнению, раскрытия психологических условий формирования личности как активного субъекта собственной деятельности и поведения занимались В.А. Иванников, В.К. Калин, В.К. Котырло, В.И. Моросанова,
Е.О. Смирнова, В.Э. Чудновский.
В психологической науке практически не исследован вопрос о субъективной поведенческой регуляции. Научную концепцию предложил Г.С. Прыгин, который изучил основы личностно-типологических особенностей субъектной регуляции деятельности, наиболее ярко проявляющихся в автономности и зависимости - одних из важнейших, интегративных качеств личности, отражающих степень сформированности поведения человека.
Исследованиями в области успешности учебной деятельности занимались многие учёные (О. Кружкова, Н.В. Соболь и др.). Они выявили, что учебная успешность напрямую зависит как от внешних условий, но и от внутренних. Объективный (тот, который осуществляется педагогом), показывает степень соответствия достигнутых учеником результатов; субъективный (психологический), отражающий степень удовлетворенности ученика этими результатами; социальный, включающий в себя взаимодействие ученика с другими участниками процесса в виде коллективной деятельности и общения.
Эмпирической базой исследования выступила МБОУ СОШ № 3, № 4, № 9 г. Елабуга. Эмпирическая выборочная совокупность состояла из 70 учащихся 9 классов.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы студентами при разработке конспектов для семинарских и практических занятий; в коррекционной работе психологов и развивающей работе учителей-предметников; результаты исследования могут быть учтены родителями детей подросткового возраста; другими специалистами в области психологии подростков. Результаты исследования были апробированы в научной статье международного уровня
Personal development: psychological foundations and social conditions: materials of the V
international scientific conference on March 19-22 , 2018- Prague : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2018. - 55 p. - ISBN 978-80-7526287-5
Структура выпускной квалификационной работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил изучить состояние научной разработанности проблемы воли и волевой регуляции. Исследованиям воли посвящены научные труды В.И. Моросановой, Е.О. Смирновой, Р. Мэй и др. Обобщая их научные мысли, можно сказать, что воля является индивидуальным показателем способности человека разумно управлять своей психикой и поведением и необходима для преодоления препятствий, на пути достижения сознательно поставленных целей и задач.
В настоящее время проблему воли и волевой регуляции считают центральной для психологии личности и ее развития и формирования. Наблюдается большой интерес учёных по изучению условий для развития и формирования у детей умения волевой регуляции собственного поведения для решения трудностей в учебной, трудовой и других видах деятельности. В результате такого научного интереса учёные вывели следующие психологические механизмы волевой регуляции: 1. подчинение побуждений низшего порядка; 2.раскрытие волевых качеств (целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости). Данной областью исследования занимались В.К. Калин, Е.П. Ильин, В.А. Иванников, В.Э. Чудновский X., В.И. Моросанова и др.
Раскрыть научную концепциию автономности-зависимости помогли труды Г.С. Прыгина, который изучил основы личностно-типологических особенностей субъектной регуляции деятельности, наиболее ярко проявляющихся в автономности и зависимости - одних из важнейших, интегративных качеств личности, отражающих степень сформированности зрелости поведения человека.
Волевая и субъектная поведенческая регуляция учащихся, а также их умение реализовываться в учебной работе явилось обоснованием для изучения научной литературы, касающейся учебной успешности. Рассмотрев научные труды Л.И. Анцыферовой, Т.А. Атаева, Н.В. Соболь мы пришли к выводу, что критерием успешности обучения является академическая успеваемость учащихся по различным школьным дисциплинам, выраженная в итоговых отметках по результатам работы за четверти и годовая отметка. Эти учёные отмечают, что школьная отметка оценивает только качество усвоенных знаний, умений, а не нравственные достоинства личности и цену того успеха, с помощью которого этот успех был достигнут. Ввиду того, что выделенный критерий является общепринятым, в проведенном нами эмпирическом исследовании мы выбрали объективный показатель академической успеваемости.
Для определения учебной «успешности-неуспешности» проводился анализ журналов академической успеваемости и оценивались суммарные показатели результативности учебной деятельности учащихся девятых классов СОШ № 3, № 4, № 9 г. Елабуга. Было выявлено, что из 70 учеников 46 % (32 ученика) являются «неуспешными» в обучении, а 54 % учеников (38 человек) «успешными» в обучении.
Характеризуя успешных и неуспешных в обучении подростков мы выявили их личностно-типологические различия в волевой регуляции и саморегуляции поведения и действий.
Успешные в обучении ученики используют «контроль за действием при реализации» и лучше усваивают новую информацию, быстрее трансформируют ее в навыки, что способствует реализации их намерений в действия. Кроме того, они выбирают стиль по типу программирование и тщательно продумывают способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей. Это даёт им преимущество гибко изменяться в новых обстоятельствах и проявлять устойчивость в ситуации помех и преград. Успешные учащиеся являются автономными в своих действиях и склонны самостоятельно определять и регулировать собственную жизнедеятельность.
Неуспешные обучающиеся используют «контроль за действием при планировании» из-за подверженности влиянию предпочтений и ценностей, навязанных другими людьми (родителями, педагогами, сверстниками и пр.). При выборе стиля саморегуляции поведения используют моделирование, означающее, что они строят планы на будущее и представляют условия осуществления задуманного. Среди неуспешных учеников большинство зависимых, которые не имеют четкого представления о своем будущем, не склонны познавать себя, недостаточно оценивают свою роль и свое место в социальной среде и в соответствии с этим не направляют, не контролируют и не корректируют свое поведение.
В результате проведенного исследования цель, задачи достигнуты и реализованы, гипотеза исследования о существовании различий в волевой и субъектной поведенческой регуляцией у обучающихся с различной учебной успешностью доказана.


1. Агафонов Т.И. О волевых проявлениях личности в затрудненных условиях. - М.: Просвещение, 2012. - 156 с.
2. Александрова Н. И., Шульга Т. И. Изучение волевых качеств
школьников с помощью методики «нерешаемая задача» // Материалы II Всероссийской студенческой научно-практическая конференция
«Психология глазами студента», НГСПА, г.Нижний Тагил. Апрель 2010. N 1. С. 3-18.
3. Анцыферова Л.И. Личность подростка: переосмысливание, преобразование и зависимость // Психологический журнал. 2005. Т. 15. N 1. С. 3-18.
4. Аргентов Н. А. Взаимосвязь воли и психических состояний у школьников // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А.Коростылевой. - СПб., 2011. Вып. 5. С. 91-101.
5. Атаев Т.А. Психологическая характеристика выдержки и ее развитие у школьников-подростков. - Минск: Университетское, 2016. - 212с.
6. Баканов Е. Н. Исследование генезиса волевого действия. - СПб., 2014. - 115 с.
7. Бжалава И.Т. Об экспериментальном изучении воли. - М.: Знание, 2006. - 64с.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 528 с.
9. Волкова Н.В. Автономность как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. N 2. С. 119-124.
10. Жоров П.А., Шульга Т.И. Волевые качества и учебная успешность школьников // Стиль человека: психологический анализ. - М., 2014. С. 190-204.
11. Чудновский В.Э. Воля и ее воспитание у подростков. - Л.:
СПб, 2017. - 168 с.
12. Зобов А.С. Особенности волевой регуляции поведения в эмоциогенных условиях (на примере школьников старшего возраста) // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2016 г.). — СПб.: Реноме, 2016. — С. 106-109.
13. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - СПб., 2014. - 200 с.
14. Ильин Е.П. О соотношении понятий, характеризующих волевую активность человека // Социология и социальная антропология. -
2006. Т. 1, N 2. - С.25-27.
15. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности: Проблемы
методологии, теории и исследования автономности: Избранные
психологические труды. - Воронеж, 2009. - 343 с.
16. Конорева Т. С. Волевая активность (параметр «настойчивость») и ее формально-динамическая сторона // Вопросы психологии», 2005. - 32с. С.23-30.
17. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у школьников. - М.: Просвещение, 2009. - 183 с.
18. Леонова А.Б. Стадии развития волевых процессов // Психологический журнал. - 2015. Т. 25. N 2. С. 75- 98.
19. Моросанова В.И. Формирование мотивации воли. М., 2010. -
145 с.
20. Мэй Р. Воля как предмет функциональной психологии. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. - 186 с.
21. Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. - М.: УМК «Психология», 2013. - 198 с.
22. Прыгин Г.С. Индивидуально-типологические особенности субъектной саморегуляции: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2015. - 348 с.
23. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. - 408 с. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 529 с.
24. Смирнова Е.О. Дискуссионные вопросы психологии воли. - М.: Просвещение, 2015. - 352 с.
25. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. - М.: Смысл: ИП РАН, 2017. - 140 с.
26. Шифман Л.А. Воспитание воли школьника. - М.:
Просвещение, 2016. - 180 с.
27. Зельдина Е.А. Готовность к принятию ответственности у
подростков. [Электронный ресурс]. URL:
Мр:/А^^^Р8уё1р1от.ш/тёех.рЬр?1Ме=Зельдина Е.А. (дата обращения:
20.01.2018)
28. Кружкова О. Что нужно знать о подростках родителям.
[Электронный ресурс]. URL:
http://ps.1september.ru/view article.php?ID=201000313= Кружкова О. (дата обращения: 24.01.2018)
29. Проблема застенчивости в подростковом возрасте. Понятие,
природа и основные признаки застенчивости. Природные и социальные факторы, формирующие ее. Подростковый возраст и его специфика. Проявление застенчивости и ее влияние на психику человека. Экспериментальное исследование застенчивости подростков. [Электронный ресурс]. URL:
www.vernadskv.dnttm.ru/rabotv2002/rabotv/h3/w02199.html (дата обращения:
26.01.2018) .
30. Психологический статус подростка. [Электронный ресурс]. URL: http://ada1in.mospsy.ru/1_02_03.shtm1 (дата обращения: 25.01.2018).
31. Соболь Н.В. Оценка успешности обучения учащихся.
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.festival.1september.ru/articles/101368/ = Соболь Н.В. (дата обращения: 10.01.2018)
32. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. [Электронный ресурс]. URL:
http://amolchanov.liveiournal.com/345001 .html= Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. (дата обращения: 24.01.2018)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ