Введение 3
Гл.1 Методика использования демонстрационного эксперимента в профессиональных колледжах 5
1.1 Эффективность использования демонстрационного эксперимента при
изучении физики 5
1.2 Методика и техника демонстрационного эксперимента в колледже 6
1.3 Современные источники электрической энергии 8
Выводы по главе 1 39
Гл.2 Разработка демонстрационного эксперимента по теме «Источники
электрической энергии 40
2.1 Разработка демонстрационного эксперимента с химическим
источником электроэнергии 40
2.2 Разработка демонстрационного эксперимента с теплогенератором
(элементом Пельтье) 45
2.3 Разработка демонстрационного эксперимента с солнечной батареей ... 48
2.4 Разработка демонстрационного эксперимента с ветряным генератором 52
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Демонстрационный эксперимент считается одним из важнейших составных частей преподавания естественных наук. Изучение физики в профессиональных колледжах, как и в других ОУ в первую очередь основывается на исследовании тех или иных явлений и получения наглядного учебного материала в ранее доказанных учеными физических законах. Наглядность дает возможность более быстро и глубже усвоить изучаемые темы, способствует повышению интереса к изучаемым темам и предмету, помогает разобраться в сложных для восприятия вопросах.
Эксперимент - фундамент для новых знаний. Он в весьма доступной и наглядной форме знакомит школьников с демонстрационным подходом к познанию физических явлений, закономерностей и процессов, знакомит с методами исследования, показывает устройство и действие некоторых новых приборов и установок, иллюстрирует технические применения физических законов. Кроме того, демонстрационный эксперимент служит источником знаний, доказательством справедливости различных теоретических положений, способствует выработке убежденности, развивает умения и навыки учащихся.
Опрос учащихся, почему нравятся уроки физики, показывает, что им нравятся демонстрационные опыты, нравятся делать лабораторные работы.
Поэтому чтобы повысить мотивационный интерес обучающихся к изучению физики и достичь высокого результата в освоении законов и закономерностей, нужно использовать современное демонстрационное и лабораторное оборудование.
Объектом выпускной квалификационной работы является обучение физике по теме «Источники электрической энергии» с использованием демонстрационного эксперимента.
Предметом данной работы является использование в процессе обучения физике демонстрационного оборудования.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка демонстрационного эксперимента и методика его использования в профессиональных колледжах по теме «Источники электрической энергии».
Основными задачами данной работы являются:
• Проанализировать роль демонстрационного эксперимента при изучении физики в профессиональных колледжах;
• Рассмотреть тему «Современные источники электрической энергии»;
• Разработать демонстрационные эксперименты по основным источникам электрической энергии для профессиональных колледжей.
Структура работы включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение и список используемых источников, содержащий 32 источника. В первой главе рассматриваются теоретические сведения по теме «Современные источники электрической энергии» и эффективность использования демонстрационных экспериментов на уроках физики. Во второй главе приводятся примеры разработки демонстрационного эксперимента по физике: химический источник, элемент Пельтье, солнечный источник и ветряной источник.
Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. К выпускникам средних профессиональных образовательных учреждений предъявляются высокие требования при поступлении в высшие учебные заведения или устройстве на работу. Они должны уметь адаптироваться в сложном современном мире: им нужны не только полученные знания, но и умения их находить самим, ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни.
Поэтому данные демонстрационные эксперименты позволят учащимся не только увидеть принцип действия источников электрической энергии, но и самим сделать небольшую модель одного из них.
Подводя итоги курсовой работы, мы можем утверждать, что поставленные нами задачи были реализованы.
Рассмотрели тему «Современные источники электрической энергии» - химическую, солнечную, тепловую, а так же энергию ветра и воды. Изучили краткую периодизацию развития химической энергии, а так же изучили основной принцип ее действия и характеристику медно-цинкового элемента. Рассмотрели историю развития солнечной энергии, способы ее преобразования, а так же разновидности ее элементов и способов применения, т.е. провели анализ использования химических и солнечной источников электрической энергии в настоящее время. Познакомились с элементом Пельтье и его свойствами. Изучили основную информацию об энергии ветра и воды.
Разработали демонстрационное оборудование альтернативного источника электроэнергии (солнечную батарею), химического источника электроэнергии (водяная батарея), теплового источника (элемент Пельтье) и ветряного генератора.
И убедились, что данные демонстрационные эксперименты с источниками электроэнергии удобны в изучении физических явлений и механизмов действия источников энергии, что является неотъемлемой частью при обучении в колледжах и других учебных заведениях.
Реализация в учебном процессе демонстрационных экспериментов с использованием различных источников электроэнергии будет способствовать активизации процесса усвоения теоретического материала студентами, развитию их творческого мышления, для усовершенствования современных источников энергии, стимулировать развитие у них новых подходов к созданию приборов и устройств современной техники.
И пришли к выводу, что демонстрационные оборудования необходимы студентам для эффективного учебного процесса, т.е.:
- закрепление изученного теоретического материала и умение применять его на практике;
- приобретение нового опыта;
- их возможно повторять и собирать не только на занятиях в образовательных учреждениях, но и самостоятельно в домашних условиях;
- является важным резервом повышения качества ЗУН,
- развивает интерес к предмету в процессе обучения физике.
1. Демонстрационный эксперимент по физике. Значение и роль
демонстрационных опытов [Электронный ресурс]. -
http://knigi.konflib.ru/8fizika/101080-1-2-umeniya-naviki-kotorimi-dolzhen-vladet-uchitel-dlya-demonstracii-opitov-demonstracionnogo-eksperimenta-uchebn.php(дата обращения 02.03.2018)
2. Методическая разработка демонстрационного эксперимента «Количество теплоты и теплоемкость» [Электронный ресурс]. - https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2017/09/03/metodicheskaya-razrabotka-demonstratsionnogo-eksperimenta(дата обращения 14.04.2018)
3. Бугаев А.И. Методика преподавания физики. Теоретические основы./ А.И. Бугаев - М.: Просвещение, 1981. - 288 с.
4. Демонстрационная установка [Электронный ресурс]. - https://infourok.ru/obobschenie-opita-uchitelya-fiziki-2271532-page5.html(дата обращения 23.01.2018)
5. Лещинский Ю.Д. Демонстрационный эксперимент и формирование практических навыков учащихся - М.: Просвещение, 1997. - Вып. 7. - С. 80-87.
6. Шпак И.Г. Химические источники тока. - Саратов: СГТУ, 2003. - 95 с.
7. Самодельный гальванический элемент для автономного питания (Элемент Вольта) [Электронный ресурс]. -http://eurosamodelki.ru/katalog-samodelok/alternativnaja-energetika/samodelnii-galvanicheskii-element-dlja-avtonomnogo-pitanija(дата обращения 11.12.2017)
8. Абакумова Ю.П. Химические источники тока. - СПб: СПбГУПС, 2004. - 26 с.
9. Дасоян М.А. Химические источники тока. Справочное пособие. - Л.: Энергия, 1969. - 587 с.
10. Кукоз Ф.И., Труш Ф.Ф., Кондратенков В.И. Тепловые химические источники тока. - Изд. Ростов.ун-т, 1989. - 208 с.
11. Багоцкий В.С., Скундин А.М. Химические источники тока. - М.: Энергоатомиздат, 1981. - 360 с.
12. Эффект Пельтье и его применение [Электронный ресурс]. - https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=478989(дата обращения 10.03.2018)
13. Элемент Пельтье [Электронный ресурс]. -
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/418212(дата обращения 10.03.2018)
14. Эффект Пельтье и его применение [Электронный ресурс]. - https://works.doklad.ru/view/dXPUIlCn7bQ/2.html(дата обращения 10.03.2018)
15. Источники энергии - история и современность [Электронный ресурс]. -https://ecoteco.ru/library/magazine/zhurnal-211/tehnologii/istochniki-energiiistoriya-i-sovremennost
16. Солнце как источник энергии [Электронный ресурс]. - http://altenergiya.ru/sun/solnce-kak-istochnik-energii.html
17. Энергия солнца. Солнечные батареи и солнечные коллекторы [Электронный ресурс]. - http: //www.altenergo -nii.ru/renewable/sol ar/
18. Принцип работы солнечной батареи и ее устройство [Электронный ресурс]. -http://fb.ru/article/224207/printsip-rabotyi-solnechnoy-batarei-i-ee-ustroystvo
19. Принцип работы: Солнечные батареи. [Электронный ресурс]. - http: //itw6 6 .ru/blo g/alternative energy/448.html
20. Кашкаров А.П. Ветрогенероторы, солнечные батареи и другие полезные конструкции. - М.: ДМК Пресс, 2011. -144 с.
21. Энергия ветра и воды [Электронный ресурс]. -
https://studfiles.net/preview/4245778/page:54/(дата обращения 28.02.2018)
22. Источники энергии. Факты, проблемы, решения. - М.: Наука и техника, 1997 - 110 с.
23. Баланчевадзе, В. И., Барановский А. И. и др.; Под ред. А. Ф. Дьякова. Энергетика сегодня и завтра. - М.: Энергоатомиздат, 1990. - 344 с.
24. Степин, Д. Альтернативные источники энергии [Электронный
ресурс]. - http://www.proterem.ru/avtonomnyj-dom/altemativnye-istochniki-
j energii-dlj a-doma.html
25. Солнечная панель в домашних условиях // Живая наука [Электронный ресурс]. - http://livescience.ru/Статьи:Солнечная-панель-в- домашних-условиях