Адаптация персонала представляет собой приобретение новых стереотипов, навыков, знаний и привычек, которые позволяют сотруднику максимально эффективно выполнять свои трудовые обязанности и функции. Этот процесс чаще подразумевает адаптацию нового персонала. При этом не стоит забывать, что адаптация порой нужна и старым сотрудникам, особенно в период смены технологического цикла компании или из-за каких-либо нововведений. Трудовая адаптация персонала в организации предполагает взаимное приспособление предприятия и сотрудника, которое основано на планомерном включении трудящегося в производственный процесс при возникновении новых условий труда и отдыха. При этом подразумеваются не только профессиональные условия труда, но и психофизиологические, социально-психологические, организационно-административные, санитарно-гигиенические, бытовые, экономические и так далее.
Цель исследования – изучить особенности первичной и вторичной адаптации персонала.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть особенности первичной адаптации персонала;
- исследовать значение вторичной адаптации персонала.
Объект исследования – система управления персоналом на современном предприятии. Предмет – адаптация персонала.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по мотивации.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Как правило, профессиональную адаптацию принято рассматривать как процесс приобщения работника к труду в пределах какой-либо профессии, при этом предполагается его включение в производственный процесс, усвоение условий труда и достижение эффективности в рамках этих условий. Однако не стоит полагать, что адаптация подразумевает исключительно овладение специальностью. Кроме всего перечисленного, этот процесс предполагает приспособление нового сотрудника к уже устоявшимся нормам поведения в коллективе предприятия, установление доверительных отношений с коллективом, которые будут повышать эффективность труда, и так далее.
Первичная адаптация предполагает внедрение новичка, не имеющего опыта работы и коммуникации в трудовом коллективе. Как правило, это молодые специалисты и выпускники профильных вузов и ссузов, вышедшие из декрета мамы. Именно эти кандидаты достаточно сложно проходят адаптационный период и не так быстро начинают эффективно трудиться.
Вторичная адаптация предполагает внедрение новичка, который уже имеет опыт работы и знает, как правильно организовать коммуникацию в трудовом коллективе. Такие сотрудники гораздо проще переносят процесс вхождения. Это могут быть люди, которые поменяли должность в рамках одной компании или переехали в другой город на аналогичную работу.
Сходства в процессе адаптации между опытным и молодым работниками можно свести к следующему: важность налаживания отношений с коллективом, знакомство с организацией, приобретение новых навыков и знаний, страх быть уволенным за неправильное исполнение задач, страх показаться некомпетентным. Опытному работнику сложнее менять свои установки, сформированные отношения к работе, профессиональные цели, чем сотруднику без опыта работы. Молодого сотрудника легче обучить, сформировать нужные цели, привить ответственное отношение к работе в организации и получить лояльного, профессионального сотрудника.