Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения (Детская литература с методикой преподавания с практикумом по выразительному чтению, Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №43960

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы49
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
656
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: класс школы №3 города Надым.
Выборка: 20 младших школьников – учащиеся 3-го класса (11 девочек и 9 мальчиков).
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Есть приложения (Диагностические работы и Технологическая карта урока по теме «Тайны волшебной сказки»).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 6
1.1 Сущность понятия «логические универсальные учебные действия» 6
1.2 Методы и приемы формирования логических УУД на уроках литературного чтения 10
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛОГИЧЕСКИХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 15
2.1 Организация и методы исследования 15
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 17
2.3 Разработка урока литературного чтения для учащихся 3-го класса по формированию логических УУД 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

Актуальность исследования. Современная школа предполагает реализацию системно-деятельностного подхода в образовании. Это означает, что в процессе учебно-познавательной деятельности у школьников вырабатывается способность определять учебные цели и задачи, составлять план для их реализации, находить необходимую информацию, анализировать и систематизировать ее, оценивать и контролировать свои достижения. Главной задачей учителя в этой ситуации становится организация процесса самостоятельного овладения учащимися новыми знаниями и обучение применению полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Эти задачи находят отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) .
Формирование логических универсальных учебных действий предполагает, что ученики научатся работать с информацией, что особенно важно в современном информационном обществе. Обработка информации предполагает развитие таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, сравнение, систематизация и др. В процессе обучения это связано с формированием логических универсальных учебных действий.
Подходы к формированию УУД у младших школьников раскрыты в научных трудах А.Г. Асмолова, Н.Ф. Виноградовой, С.Г. Воровщикова и др. Проблема формирования логических УУД у младших школьников на уроках литературного чтения проанализирован в исследованиях В.В. Максимовой, Н.М. Сусловой, В.Д. Симоненко и др. Методы и приемы формирования логических УУД у младших школьников на уроках литературного чтения определены в работах Е.Ф. Григорьевой, О.В. Исаевой и др.
В результате анализа научных источников по проблеме формирования логических УУД у младших школьников на уроках литературного чтения, мы пришли к выводу о существующем противоречии между осознанием педагогами обязательности формирования логических УУД и отсутствием в собственном опыте учителя методических приемов для их целенаправленного формирования на уроках литературного чтения.
Проблема исследования: как и какими способами формировать логические УУД у младших школьников на уроках литературного чтения.
Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения».
Объектом исследования выступает образовательный процесс по литературному чтению в начальной школе.
Предмет исследования: приемы и методы формирования логических УУД на уроках литературного чтения.
Цель данного исследования: определить особенности формирования логических УУД у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Гипотеза: можно сформировать у младших школьников комплекс логических УУД, если на уроках литературного чтения использовать задания:
- на установления причинно-следственных связей;
- на классификацию;
- анализ и синтез и т.д.
Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «логические универсальные учебные действия» и возможности их формирования на уроках литературного чтения.
2. Определить основные приемы и методы формирования логических УУД у младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Выявить в опытно-экспериментальной работе особенности сформированности логических УУД у младших школьников применительно к урокам литературного чтения.
3. Разработать конспект урока литературного чтения по формированию логических УУД у младших школьников.
Методологической основой исследования явились:
- системно-деятельностный подход – Н.Ф. Виноградова, И.И. Горевский, В.В. Максимова, и др.
- концепция формирования логических УУД – А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, С.Г. Воровщиков и др.
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; классификация; моделирование; эмпирические – опросные методы, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, задачам и гипотезам; репрезентативностью и достаточно большим объемом выборки; корректным применением современных методов математической статистики для обработки эмпирических данных; апробацией результатов исследования.
База исследования: МБОУ «СОШ № 3» г. Надыма.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа изложена на 33 страницах, содержит 2 таблицы и 2 рисунка. Список литературы включает 33 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская и др. / под ред. А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2012. – 151 с.
2. Виноградова, Н. Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15.
3. Водовозова, В. И. Уроки чтения в начальной школе [Текст] / В. И. Водовозова. – Москва : Просвещение, 2012. – 324 с.
4. Воровщиков, С .Г. Классификация общеучебных умений младших школьников [Текст] / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой : Качественное образование с первой ступени: журнал. – Москва : МЦФЭР, 2012. – № 5. – С. 33-40.
5. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография [Текст] / М. П. Воюшина. – Санкт-Петербург : Сударыня,2007. – 320 с.
6. Галактионова, Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен образования : автореф. дис. докторапед. Наук : 13.00.01 [Текст] / Г. Т. Галактионова. – Санкт-Петербург, 2008, – 39 с.
7. Горевский, И. И. Нравственное воспитание младших школьников средствами художественной литературы [Текст] / И. И. Горевский // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 41-44.
8. Григорьева, Е. Ф. Формирование УУД на уроках литературного чтения [Текст] / Е. Ф. Григорьева // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 4. – С. 74-77.
9. Гусарова, Л. А. Нескучное чтение. Формирование умения читать [Текст] / Л. А. Гусарова // Начальная школа. – 2009. – № 7. – С. 30-33.
10. Зубченко, А. А. Смысловое чтение в начальной школе [Текст] / А. А. Зубченко. – Волгоград: Учитель. 2015. – 220 с.
11. Жесткова, Е. А. Творческие задания для формирования читательской компетенции в начальной школе [Текст] / Е. А. Жесткова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. – 2013. – №3. –С.17-20.
12. Жукова, И. Г. Виды анализа на уроках дитературного чтения [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 01 / И. Г. Жукова. – Саратов, 2004. – 24 с.
13. Икрамова, С. А. Выразительное чтение в развитии речи школьников начальных классов : автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 [Текст] / С. А. Икрамова. – Душанбе, 2010. – 24 c.
14. Исаева, О. В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника [Текст] / О. В. Исаева // Современные научные исследования / под ред. П. М. Горева, В. В. Утемова. – Выпуск 2 – Концепт. – 2014. – С. 112.115.
15. Карпенко, А. В. Внеурочная деятельность учащихся начальных классов в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования [Текст] / А. В. Карпенко // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции в 3 ч. – Ч. 2. (Томск, 25 марта 2016 г.) / ООО Аэтерна. – Уфа, 2016. – С. 188–191.
16. Климова, Е. П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения [Текст] / Е. П. Климова // Обучение и воспитание : методика и практика. – 2013. – №7. – С. 117-119.
17. Максимова, В. В. Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / В. В. Максимова // Начальная школа До и После. – 2016. – №5. – С. 96-99.
18. Массовая деятельность в библиотеке : формы и методы проведения мероприятий : методическое пособие [Текст] / МУК «ЦБ Ровеньского района» ; сост.: О. П. Коваленко. – Ровеньки, 2011. – 36 с.
19. Матвеева, Е. И. Литературное чтение. Учебно-методический комплект для 3 класса [Текст] / Е. И. Матвеева. – Москва : Вита. – 2013. – 269 с.
20. Перова, И. Б. Творчество на уроках чтения [Текст] / И. Б. Перова // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 52-55.
21. Салахутдинова, Е. С. Педагогическая поддержка младших школьников в процессе обучения чтению : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Е. С. Салахутдинова. – Ростов-на-Дону, 2011. – 299 с.
22. Светловская, Н. Н. Введение в науку о читателе [Текст] / Н. Н. Светловская. – Москва : МГПУ, 2003. – 123 с.
23. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – №1. – С-11-18.
24. Симоненко, В. Д. Проектная деятельность младших школьников : книга для учителя начальных классов [Текст] / В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш. – Москва : Вентана-Граф, 2013. – 306 с.
25. Сметанкина, И. П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / И. П. Сметанкина. – Москва, 2013. – 143 с.
26. Сорокина, Г. В. Творчество на уроках литературного чтения [Текст] / Г. В. Сорокина // Начальная школа До и После. – 2013. – №2. – С. 57-59.
27. Суслова, Н. М. Воспитать читателя [Текст] / Н. М. Суслова // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 69-70.
28. Чикишева, О. В. Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности [Текст] / О. В. Чикишева // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 3. – С. 134-138.
29. Чиндилова, О. В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема [Текст] / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 7. – С. 76-79.
30. Шараева, М. В. Способы организации самостоятельного чтения младших школьников [Текст] / М. В. Шараева // Учитель в школе. – 2010. – № 3. – С. 24-30.
31. Шарапова, Н. В. Уроки чтения в начальной школе [Текст] / Н. В. Шарапова. – Москва : АСТ, 2013. – 198 с.
32. Шкабура, И. А. Педагогическая поддержка младшего школьника в процессе читательской деятельности [Текст] / И. А. Шкабура // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 11. – С. 3-5.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2016.– 31 с.



1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская и др. / под ред. А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2012. – 151 с.
2. Виноградова, Н. Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15.
3. Водовозова, В. И. Уроки чтения в начальной школе [Текст] / В. И. Водовозова. – Москва : Просвещение, 2012. – 324 с.
4. Воровщиков, С .Г. Классификация общеучебных умений младших школьников [Текст] / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой : Качественное образование с первой ступени: журнал. – Москва : МЦФЭР, 2012. – № 5. – С. 33-40.
5. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография [Текст] / М. П. Воюшина. – Санкт-Петербург : Сударыня,2007. – 320 с.
6. Галактионова, Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен образования : автореф. дис. докторапед. Наук : 13.00.01 [Текст] / Г. Т. Галактионова. – Санкт-Петербург, 2008, – 39 с.
7. Горевский, И. И. Нравственное воспитание младших школьников средствами художественной литературы [Текст] / И. И. Горевский // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 41-44.
8. Григорьева, Е. Ф. Формирование УУД на уроках литературного чтения [Текст] / Е. Ф. Григорьева // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 4. – С. 74-77.
9. Гусарова, Л. А. Нескучное чтение. Формирование умения читать [Текст] / Л. А. Гусарова // Начальная школа. – 2009. – № 7. – С. 30-33.
10. Зубченко, А. А. Смысловое чтение в начальной школе [Текст] / А. А. Зубченко. – Волгоград: Учитель. 2015. – 220 с.
11. Жесткова, Е. А. Творческие задания для формирования читательской компетенции в начальной школе [Текст] / Е. А. Жесткова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. – 2013. – №3. –С.17-20.
12. Жукова, И. Г. Виды анализа на уроках дитературного чтения [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 01 / И. Г. Жукова. – Саратов, 2004. – 24 с.
13. Икрамова, С. А. Выразительное чтение в развитии речи школьников начальных классов : автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 [Текст] / С. А. Икрамова. – Душанбе, 2010. – 24 c.
14. Исаева, О. В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника [Текст] / О. В. Исаева // Современные научные исследования / под ред. П. М. Горева, В. В. Утемова. – Выпуск 2 – Концепт. – 2014. – С. 112.115.
15. Карпенко, А. В. Внеурочная деятельность учащихся начальных классов в контексте федерального образовательного стандарта начального общего образования [Текст] / А. В. Карпенко // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции в 3 ч. – Ч. 2. (Томск, 25 марта 2016 г.) / ООО Аэтерна. – Уфа, 2016. – С. 188–191.
16. Климова, Е. П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения [Текст] / Е. П. Климова // Обучение и воспитание : методика и практика. – 2013. – №7. – С. 117-119.
17. Максимова, В. В. Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / В. В. Максимова // Начальная школа До и После. – 2016. – №5. – С. 96-99.
18. Массовая деятельность в библиотеке : формы и методы проведения мероприятий : методическое пособие [Текст] / МУК «ЦБ Ровеньского района» ; сост.: О. П. Коваленко. – Ровеньки, 2011. – 36 с.
19. Матвеева, Е. И. Литературное чтение. Учебно-методический комплект для 3 класса [Текст] / Е. И. Матвеева. – Москва : Вита. – 2013. – 269 с.
20. Перова, И. Б. Творчество на уроках чтения [Текст] / И. Б. Перова // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 52-55.
21. Салахутдинова, Е. С. Педагогическая поддержка младших школьников в процессе обучения чтению : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Е. С. Салахутдинова. – Ростов-на-Дону, 2011. – 299 с.
22. Светловская, Н. Н. Введение в науку о читателе [Текст] / Н. Н. Светловская. – Москва : МГПУ, 2003. – 123 с.
23. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – №1. – С-11-18.
24. Симоненко, В. Д. Проектная деятельность младших школьников : книга для учителя начальных классов [Текст] / В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш. – Москва : Вентана-Граф, 2013. – 306 с.
25. Сметанкина, И. П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / И. П. Сметанкина. – Москва, 2013. – 143 с.
26. Сорокина, Г. В. Творчество на уроках литературного чтения [Текст] / Г. В. Сорокина // Начальная школа До и После. – 2013. – №2. – С. 57-59.
27. Суслова, Н. М. Воспитать читателя [Текст] / Н. М. Суслова // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 69-70.
28. Чикишева, О. В. Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности [Текст] / О. В. Чикишева // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 3. – С. 134-138.
29. Чиндилова, О. В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема [Текст] / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 7. – С. 76-79.
30. Шараева, М. В. Способы организации самостоятельного чтения младших школьников [Текст] / М. В. Шараева // Учитель в школе. – 2010. – № 3. – С. 24-30.
31. Шарапова, Н. В. Уроки чтения в начальной школе [Текст] / Н. В. Шарапова. – Москва : АСТ, 2013. – 198 с.
32. Шкабура, И. А. Педагогическая поддержка младшего школьника в процессе читательской деятельности [Текст] / И. А. Шкабура // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 11. – С. 3-5.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2016.– 31 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ