Применение методов бережливого производства в организации медицинских учреждениях
|
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты внедрения бережливого 8 производства
1.1 Сущность и специфика бережливого производства, его основные 8 методы и инструменты
1.2 Отечественный и зарубежный опыт внедрения элементов 18 бережливого производства в медицинских учреждениях
1.3. Оценка эффективности внедрения бережливого производства 26
2. Актуальные проблемы медицинских учреждений 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика ГАУЗ «Г ородская 30 клиническая больница №7»
2.2. Анализ сильных и слабых сторон процесса медицинского 38
обслуживания и качества предоставления медицинских услуг в ГАУЗ
«Г ородская клиническая больница №7»
2.3. Карта потока создания ценности 4 8
3. Основные направления совершенствования процесса медицинского 56 обслуживания в ГАУЗ «Городская клиническая больница №7»
3.1 Планирование мероприятий по совершенствованию процесса 56
медицинского обслуживания
3.2. Оценка эффективности внедрения инструментов бережливого 61
производства в ГАУЗ «Городская клиническая больница №7»
Заключение 67
Список использованной литературы 72
Приложения 76
1. Теоретико-методологические аспекты внедрения бережливого 8 производства
1.1 Сущность и специфика бережливого производства, его основные 8 методы и инструменты
1.2 Отечественный и зарубежный опыт внедрения элементов 18 бережливого производства в медицинских учреждениях
1.3. Оценка эффективности внедрения бережливого производства 26
2. Актуальные проблемы медицинских учреждений 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика ГАУЗ «Г ородская 30 клиническая больница №7»
2.2. Анализ сильных и слабых сторон процесса медицинского 38
обслуживания и качества предоставления медицинских услуг в ГАУЗ
«Г ородская клиническая больница №7»
2.3. Карта потока создания ценности 4 8
3. Основные направления совершенствования процесса медицинского 56 обслуживания в ГАУЗ «Городская клиническая больница №7»
3.1 Планирование мероприятий по совершенствованию процесса 56
медицинского обслуживания
3.2. Оценка эффективности внедрения инструментов бережливого 61
производства в ГАУЗ «Городская клиническая больница №7»
Заключение 67
Список использованной литературы 72
Приложения 76
Одной из главных задач науки и управления здравоохранением является повышение эффективности использования государственных ресурсов и качества оказания медицинской помощи. Как и в промышленности, так и в сфере услуг успешное применение находят различные методы управления, одним из которых является технология бережливого производства.
Бережливое производство - это концепция управления производственным предприятием, основанная на стремлении к устранению всех видов потерь. Оно предполагает вовлечение в процесс оптимизации деятельности организации каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя [12].
Концепция Бережливого производства представляет собой синтез и обобщение ряда передовых управленческих практик различных стран. В Европе акцент в реструктуризации во многом делается на мотивацию персонала, в том числе на его участие в создании оптимальных форм труда. Бережливое производство в Европе - это гораздо больший упор на мотивационную составляющую в организации производства, чем в США. Подход США - возможность набора рабочей силы невысокой квалификации, их скорейшая подготовка, возможность быстрой подготовки кадров с темпом, сообразным темпу роста производства. Легко уволить с работы, легко и набрать новый персонал.
В соответствии с концепцией Бережливого производства вся деятельность предприятия делится на операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя, и операции, и процессы, не добавляющие ценности для потребителя. Задачей Бережливого производства является планомерное сокращение процессов и операций, не добавляющих ценности, это тип мышления. В Бережливом производстве важно внимание высшего руководства и первого лица на предприятии. Если первое лицо озабочено внедрением бережливого производства - результат будет, если не заинтересовано - это пустая трата времени. Опыт внедрения бережливого производства в России и в
развитых странах имеет одну важную особенность. На российских предприятиях большое значение уделяется инструментам бережливого производства, в зарубежных организациях - формированию идеологии бережливого производства, корпоративной культуре управления. Однако, инструменты Бережливого производства без идеологии не работают. Первичными являются вопросы мышления и внедрения рациональных предложений. Нужно создать корпоративную культуру, которая бы способствовала внедрению этой системы. Корпоративная культура в свою очередь всегда основывается на поведении руководителя и его команды. А поступки вытекают из помыслов, о которых важно знать. Поэтому «паровоз» - правильное мышление, а потом уже выстраиваются «вагоны» - определённые инструменты бережливого производства.
Таким образом, идеология Лин подразумевает организацию Бережливого производства, оптимизацию бизнес-процессов с максимальной ориентацией на рынок и учётом мотивации каждого работающего.
Продукт (услуга), с точки зрения конечного потребителя,
приобретает действительную ценность только в то время, когда происходит непосредственная обработка, изготовление тех элементов, которые необходимы именно потребителю. Сердцем бережливого производства является процесс устранения потерь, который по-японски называются странным для российского слуха словом «муда». Оно означает потери, отходы, то есть любую деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности. Например, потребителю совершенно не нужно чтобы готовый продукт или его детали лежали на складе. Тем не менее, в традиционной системе управления складские издержки, а также все расходы, связанные с переделками, браком, и другие косвенные издержки перекладываются на потребителя [28].
Ни для кого не секрет, что в лечебных заведениях и по сей день существует множество проблем, таких как затруднительная запись к врачу, длительное ожидание в очередях, нахождение при этом здоровых пациентов рядом с инфицированными вирусными заболеваниями, некомфортные условия, как, например, недостаточное количество сидячих мест и нормальной вентиляции, отсутствие необходимого оборудования и лекарств, множественные перемещения по больнице и повторные заборы анализов, что ведет к лишним затратам. Также, одним из недостатков лечебно-профилактических учреждений является отвлеченность врачей на лишние манипуляции, что отвлекает их от пациентов.
Далеко не всегда люди обращаются в больницу для получения медицинской помощи - основной объем работы первичного звена медицины направлен на профилактику, для которой, чаще всего, не требуется врач. Очень много времени теряется на процедуры, не относящиеся к основной деятельности, которые можно решить силами административного звена без участия квалифицированного специалиста. Важнейшим этапом оптимизации труда является переход на компьютерную обработку медицинской информации и снижение бумажной нагрузки на врача [32]. Бережливое производство способствует решению следующих задач медицинских учреждений:
1) оптимизация работы регистратуры и возможность электронной записи к
врачу;
2) перераспределение потока пациентов с увеличением нагрузки на средний медицинский персонал, так как для профилактики не нужен врач;
3) значительное уменьшение ожидания пациента в очереди;
4) сокращение лишних манипуляций врача и увеличение времени на работу с пациентом;
5) устранение функций, несвойственных врачу;
6) рационализация рабочего места врача, чтобы ничего не мешало лечебнодиагностическому процессу [32].
Актуальность проблемы исходит из того, что с помощью бережливого производства можно повысить уровень медицинского обслуживания в ГАУЗ «Городская клиническая больница №7», повысить производительность, сократить расходы; сэкономить время пациентов и врачей за счет грамотной организации всех процессов, освободить медицинский персонал от несвойственных функций и сконцентрировать их внимание исключительно на посетителей. Концепция бережливого производства в разы сокращает очереди; ускоряет сдачу и лабораторные исследования анализов; облегчает запись к врачу и позволяет оказать помощь гораздо большему количеству пациентов при том же количестве ресурсов.
При применении бережливого производства, основной акцент делается на организационном развитии предприятия, развитии персонала, на человеческом факторе, управлении изменениями, развитии организационной культуре и на многих других вопросах. Бережливая медицина может дать значительные результаты, так как система на 80% состоит из организационных мер и только 20% - инвестиции в технологию.
Предметом исследования являются процессы оказания медицинской помощи в Г АУЗ «Г ородская клиническая больница .№7» и их совершенствование путем применения принципов и инструментов бережливого производства.
Объектом исследования выступает Г осударственное автономное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №7».
Многие ученые-писатели затрагивали в своих работах проблему применения бережливого производства: М.Портер, М.Вейдер, У.Левинсон, Л.Джеффери, А.Вайтхилл, В.Г.Игнатов, А.Л.Албастова, Н.В.Лесников, М.Н.Дудин, Э.В.Молодякова, В.Н.Пшенников, О.С.Виханский. Опираясь именно на их знания и выводы, написана данная выпускная квалификационная работа.
Целью данной работы является раскрытие сущности концепции бережливого производства и анализ возможностей его внедрения и успешного функционирования в ГАУЗ «Городская клиническая больница №7». Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и специфику бережливого производства, обозначить его методы и инструменты;
2) рассмотреть опыт отечественного и зарубежного внедрения элементов бережливого производства в медицинских учреждениях;
3) представить организационно-экономическую характеристику, сильные и слабые стороны процесса медицинского обслуживания и качество предоставления медицинских услуг в Г АУЗ «Г ородская клиническая больница №7»;
4) создать карту потока создания ценности и спланировать ряд мероприятий по совершенствованию процесса медицинского обслуживания;
5) оценить эффективность внедрения инструментов бережливого производства в ГАУЗ «Г ородская клиническая больница №7».
Г ипотеза выпускной квалификационной работы состоит в предположении, что внедрение концепции бережливого производства на основе рационального использования ресурсов и оптимизации рабочих процессов сектора медицинских услуг, будет являться основополагающим фактором развития и роста качества оказания медицинских услуг и предпосылкой интенсивной модернизации ключевых отраслей медицины.
Бережливое производство - это концепция управления производственным предприятием, основанная на стремлении к устранению всех видов потерь. Оно предполагает вовлечение в процесс оптимизации деятельности организации каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя [12].
Концепция Бережливого производства представляет собой синтез и обобщение ряда передовых управленческих практик различных стран. В Европе акцент в реструктуризации во многом делается на мотивацию персонала, в том числе на его участие в создании оптимальных форм труда. Бережливое производство в Европе - это гораздо больший упор на мотивационную составляющую в организации производства, чем в США. Подход США - возможность набора рабочей силы невысокой квалификации, их скорейшая подготовка, возможность быстрой подготовки кадров с темпом, сообразным темпу роста производства. Легко уволить с работы, легко и набрать новый персонал.
В соответствии с концепцией Бережливого производства вся деятельность предприятия делится на операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя, и операции, и процессы, не добавляющие ценности для потребителя. Задачей Бережливого производства является планомерное сокращение процессов и операций, не добавляющих ценности, это тип мышления. В Бережливом производстве важно внимание высшего руководства и первого лица на предприятии. Если первое лицо озабочено внедрением бережливого производства - результат будет, если не заинтересовано - это пустая трата времени. Опыт внедрения бережливого производства в России и в
развитых странах имеет одну важную особенность. На российских предприятиях большое значение уделяется инструментам бережливого производства, в зарубежных организациях - формированию идеологии бережливого производства, корпоративной культуре управления. Однако, инструменты Бережливого производства без идеологии не работают. Первичными являются вопросы мышления и внедрения рациональных предложений. Нужно создать корпоративную культуру, которая бы способствовала внедрению этой системы. Корпоративная культура в свою очередь всегда основывается на поведении руководителя и его команды. А поступки вытекают из помыслов, о которых важно знать. Поэтому «паровоз» - правильное мышление, а потом уже выстраиваются «вагоны» - определённые инструменты бережливого производства.
Таким образом, идеология Лин подразумевает организацию Бережливого производства, оптимизацию бизнес-процессов с максимальной ориентацией на рынок и учётом мотивации каждого работающего.
Продукт (услуга), с точки зрения конечного потребителя,
приобретает действительную ценность только в то время, когда происходит непосредственная обработка, изготовление тех элементов, которые необходимы именно потребителю. Сердцем бережливого производства является процесс устранения потерь, который по-японски называются странным для российского слуха словом «муда». Оно означает потери, отходы, то есть любую деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности. Например, потребителю совершенно не нужно чтобы готовый продукт или его детали лежали на складе. Тем не менее, в традиционной системе управления складские издержки, а также все расходы, связанные с переделками, браком, и другие косвенные издержки перекладываются на потребителя [28].
Ни для кого не секрет, что в лечебных заведениях и по сей день существует множество проблем, таких как затруднительная запись к врачу, длительное ожидание в очередях, нахождение при этом здоровых пациентов рядом с инфицированными вирусными заболеваниями, некомфортные условия, как, например, недостаточное количество сидячих мест и нормальной вентиляции, отсутствие необходимого оборудования и лекарств, множественные перемещения по больнице и повторные заборы анализов, что ведет к лишним затратам. Также, одним из недостатков лечебно-профилактических учреждений является отвлеченность врачей на лишние манипуляции, что отвлекает их от пациентов.
Далеко не всегда люди обращаются в больницу для получения медицинской помощи - основной объем работы первичного звена медицины направлен на профилактику, для которой, чаще всего, не требуется врач. Очень много времени теряется на процедуры, не относящиеся к основной деятельности, которые можно решить силами административного звена без участия квалифицированного специалиста. Важнейшим этапом оптимизации труда является переход на компьютерную обработку медицинской информации и снижение бумажной нагрузки на врача [32]. Бережливое производство способствует решению следующих задач медицинских учреждений:
1) оптимизация работы регистратуры и возможность электронной записи к
врачу;
2) перераспределение потока пациентов с увеличением нагрузки на средний медицинский персонал, так как для профилактики не нужен врач;
3) значительное уменьшение ожидания пациента в очереди;
4) сокращение лишних манипуляций врача и увеличение времени на работу с пациентом;
5) устранение функций, несвойственных врачу;
6) рационализация рабочего места врача, чтобы ничего не мешало лечебнодиагностическому процессу [32].
Актуальность проблемы исходит из того, что с помощью бережливого производства можно повысить уровень медицинского обслуживания в ГАУЗ «Городская клиническая больница №7», повысить производительность, сократить расходы; сэкономить время пациентов и врачей за счет грамотной организации всех процессов, освободить медицинский персонал от несвойственных функций и сконцентрировать их внимание исключительно на посетителей. Концепция бережливого производства в разы сокращает очереди; ускоряет сдачу и лабораторные исследования анализов; облегчает запись к врачу и позволяет оказать помощь гораздо большему количеству пациентов при том же количестве ресурсов.
При применении бережливого производства, основной акцент делается на организационном развитии предприятия, развитии персонала, на человеческом факторе, управлении изменениями, развитии организационной культуре и на многих других вопросах. Бережливая медицина может дать значительные результаты, так как система на 80% состоит из организационных мер и только 20% - инвестиции в технологию.
Предметом исследования являются процессы оказания медицинской помощи в Г АУЗ «Г ородская клиническая больница .№7» и их совершенствование путем применения принципов и инструментов бережливого производства.
Объектом исследования выступает Г осударственное автономное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №7».
Многие ученые-писатели затрагивали в своих работах проблему применения бережливого производства: М.Портер, М.Вейдер, У.Левинсон, Л.Джеффери, А.Вайтхилл, В.Г.Игнатов, А.Л.Албастова, Н.В.Лесников, М.Н.Дудин, Э.В.Молодякова, В.Н.Пшенников, О.С.Виханский. Опираясь именно на их знания и выводы, написана данная выпускная квалификационная работа.
Целью данной работы является раскрытие сущности концепции бережливого производства и анализ возможностей его внедрения и успешного функционирования в ГАУЗ «Городская клиническая больница №7». Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и специфику бережливого производства, обозначить его методы и инструменты;
2) рассмотреть опыт отечественного и зарубежного внедрения элементов бережливого производства в медицинских учреждениях;
3) представить организационно-экономическую характеристику, сильные и слабые стороны процесса медицинского обслуживания и качество предоставления медицинских услуг в Г АУЗ «Г ородская клиническая больница №7»;
4) создать карту потока создания ценности и спланировать ряд мероприятий по совершенствованию процесса медицинского обслуживания;
5) оценить эффективность внедрения инструментов бережливого производства в ГАУЗ «Г ородская клиническая больница №7».
Г ипотеза выпускной квалификационной работы состоит в предположении, что внедрение концепции бережливого производства на основе рационального использования ресурсов и оптимизации рабочих процессов сектора медицинских услуг, будет являться основополагающим фактором развития и роста качества оказания медицинских услуг и предпосылкой интенсивной модернизации ключевых отраслей медицины.
Бережливое производство — это концепция управления предприятием, в основу которой входит постоянное стремление к устранению всех видов потерь. Ее основоположником считается Тайити Оно, создававший производственную систему в Toyota в 1950-е годы. Принципы организации труда и логистики в коммерческой компании и медицинском учреждении одинаковы, поэтому использование данной методики в лечебно-диагностическом процессе, для повышения доступности первичной медицинской помощи и облегчения работы врачей, стало абсолютно замечательной и благой идеей [13, с.108].
Концепция lean-производства стала активно применяться в медицине, начиная с 1990-х годов. Как показывает практика, около 50% времени медицинского персонала не используется на основную деятельность - работу с пациентом. Бережливое производство дает возможность перейти на персонализированную медицину, при которой пациенту оказывается помощь «в нужное время и в нужном месте».
Существуют следующие виды потерь в медицинской деятельности:
1) врачебные дефекты (неоказанные процедуры, неправильно выбранные методы лечения);
2) перегрузки и простаивание (низкая загруженность операционных, сезонные колебания поступления пациентов);
3) перепроизводство (избыточная диагностика, лишние процедуры);
4) потери времени на ожидание (ожидание на исследование);
5) потери при ненужной транспортировке (перенаправление в крупные центры при отсутствии показаний);
6) потери из-за лишних запасов (запасы медикаментов, медицинской техники, трудность контроля сроков годности);
7) потери из-за ненужных перемещений (ложный вызов, нерациональная расстановка кабинетов);
8) нереализованный творческий потенциал сотрудников (потери идей, отсутствие вовлеченности, стремления к улучшению, приобретению опыта, самоконтролю) [35].
В настоящее время бережливое производство широко применяется в странах Европы и США как в коммерческих клиниках, так и в государственных. Во многих странах внедрению концепции lean в здравоохранение оказывается поддержка на государственном уровне.
Для достижения целей данной выпускной квалификационной работы, были выполнены следующие задачи:
1) раскрыты сущность и специфика бережливого производства;
2) обозначены методы и инструменты бережливого производства;
3) приведены примеры отечественного и зарубежного опыта внедрения элементов бережливого производства в медицинских учреждениях;
4) представлена организационно-экономическая характеристика ГАУЗ «Г ородская клиническая больница №7», проанализированы сильные и слабые стороны и качество процесса медицинского обслуживания, на основе чего создана карта потока создания ценности;
5) спланирован ряд мероприятий по совершенствованию процесса медицинского обслуживания в ГАУЗ «Городская клиническая больница №7» и оценена эффективность внедрения инструментов бережливого производства.
После рассмотрения теоретического материала, установлено, что потери в производстве товаров или услуг не приносят никакой ценности конечному продукту и лишь способствуют нерациональному использованию времени и ресурсов организации. Для исключения потерь существуют различные инструменты и методы бережливого производства, некоторыми из которых являются: Just in Time (точно в срок), Кайдзен (kaizen), 5S, Андон (Andon), Канбан, SMED ( Single Minute Exchange of Die ), Стандартизация работы, Poka - yoke и другие. Они могут применяться совместно или по отдельности.
Рассмотрение отечественного и зарубежного опыта внедрения бережливого производства в медицину показало, что данная концепция приносит достаточно положительные результаты как для пациентов, так и для врачей. Например, работники Стэнфордского госпиталя («Stanford Hospitaland Clinics») активно применяют систему («6 сигм»). За четыре года они обеспечили пациентов высоким уровнем медицинских услуг и значительно снизили затраты. Например, смертность при операции аортокоронарного шунтирования снизилась на 48%, в то же время на 40% снизились затраты на функционирование кардиологического отделения. В целом, в течение года, по сравнению с предыдущим, материальные затраты больницы снизились на $25 млн.
Успешный опыт внедрения бережливого производства в медицину наблюдается и в России. Поликлиника №1 Кировского клиникодиагностического центра уже применяет Лин-принципы и имеет некоторые положительные результаты. Экономится время и пациентов, и врачей, за счет грамотной организации всех процессов, доктора освобождаются от несвойственных функций и их внимание сконцентрировано исключительно на посетителях. Проект бережливой медицины в разы сокращает очереди, ускоряет задачу и выполнение анализов, облегчает запись к врачу и позволяет оказывать медицинскую помощь гораздо большему количеству пациентов при том же количестве ресурсов. Аналогичные методы и подходы работы внедряют уже 99 поликлиник в 37 регионах России.
На основании анализа деятельности ГАУЗ «Городская клиническая больница №7», можно сделать следующие выводы о том, что несмотря на многочисленные положительные стороны, как современное техническое оснащение, хорошая репутация, высококвалифицированный персонал, сильную организационную структуру, и прочее, имеются и часто встречаемые недостатки, как большие очереди на прием к врачу и в регистратуру, что вызывает недовольство и напряжение и у пациентов, и у персонала; высокий уровень расходов, неудобные бумажные журналы приема пациентов, чрезмерные перемещения пациентов и работников, что в совокупности влечет за собой большую потерю времени и ресурсов.
На основании проведенного во второй главе анализа деятельности Г АУЗ «Городская клиническая больница №7» установлено, что предприятие нуждается во внедрении концепции бережливого производства для повышения качества и скорости оказания медицинской помощи населению.
Было предложено такое мероприятие как внедрение электронной базы пациентов, имеющей сеть по всей больнице, городу, республике, а в дальнейшем и по всей стране, что сократит потери ресурсов на канцелярию, предотвратятся потери данных, случаи обмана, потери времени на перемещения. Электронная база значительно облегчит и ускорит процесс оказания медицинских услуг и повысит его качество, так как, при обращении в другую клинику, пациент может не помнить всех своих болезней и особенностей организма. Также, это сократит расходы на анализы, ведь не будет потребности их повторного проведения.
Следующим решением предотвращения потерь может служить применение табло электронной очереди и введение явочной системы записи на прием, то есть первичный и вторичный, что сократит время ожидания в очереди и недовольство пациентов.
Предложена оптимизация рабочего места, также для сохранения времени, разделение очередей на пациентов, зараженных инфекционными заболеваниями, на пациентов незараженных и здоровых, кому необходима только консультация, справка или медосмотр.
Пример оптимизации рабочего процесса в кабинете забора крови показал, что применение бережливого производства в медицине позволяет сократить время приема пациента, оказать помощь большему количеству пациентов, повысить качество оказания медицинской помощи и исключить перемещения врачей, что сохраняет ценное время.
Необходимость внедрения эффективных технологий управления, позволяющих улучшить результаты медицинских организаций путем оптимизации расходов, избавления от ненужных процессов и улучшения качества услуг является основной целью применения принципов бережливого производства в сфере здравоохранения.
Описанные в данных методических рекомендациях основные принципы методологии Лин-производства, этапы их внедрения, а также представленные примеры зарубежных клиник, успешно использующих данную технологию являются ключевым моментом для эффективного функционирования медицинской организации.
На сегодняшний день, около половины времени медицинского персонала тратится не на пациента. Это приводит к снижению эффективности лечения и неудовлетворенности пациентов. Внедрение методов бережливого производства позволит повысить производительность услуг; снизить или устранить потери, тем самым увеличивая эффективность; повысить удовлетворенность как пациентов, так и работников; снизить затраты; повысить безопасность пациентов.
Концепция lean-производства стала активно применяться в медицине, начиная с 1990-х годов. Как показывает практика, около 50% времени медицинского персонала не используется на основную деятельность - работу с пациентом. Бережливое производство дает возможность перейти на персонализированную медицину, при которой пациенту оказывается помощь «в нужное время и в нужном месте».
Существуют следующие виды потерь в медицинской деятельности:
1) врачебные дефекты (неоказанные процедуры, неправильно выбранные методы лечения);
2) перегрузки и простаивание (низкая загруженность операционных, сезонные колебания поступления пациентов);
3) перепроизводство (избыточная диагностика, лишние процедуры);
4) потери времени на ожидание (ожидание на исследование);
5) потери при ненужной транспортировке (перенаправление в крупные центры при отсутствии показаний);
6) потери из-за лишних запасов (запасы медикаментов, медицинской техники, трудность контроля сроков годности);
7) потери из-за ненужных перемещений (ложный вызов, нерациональная расстановка кабинетов);
8) нереализованный творческий потенциал сотрудников (потери идей, отсутствие вовлеченности, стремления к улучшению, приобретению опыта, самоконтролю) [35].
В настоящее время бережливое производство широко применяется в странах Европы и США как в коммерческих клиниках, так и в государственных. Во многих странах внедрению концепции lean в здравоохранение оказывается поддержка на государственном уровне.
Для достижения целей данной выпускной квалификационной работы, были выполнены следующие задачи:
1) раскрыты сущность и специфика бережливого производства;
2) обозначены методы и инструменты бережливого производства;
3) приведены примеры отечественного и зарубежного опыта внедрения элементов бережливого производства в медицинских учреждениях;
4) представлена организационно-экономическая характеристика ГАУЗ «Г ородская клиническая больница №7», проанализированы сильные и слабые стороны и качество процесса медицинского обслуживания, на основе чего создана карта потока создания ценности;
5) спланирован ряд мероприятий по совершенствованию процесса медицинского обслуживания в ГАУЗ «Городская клиническая больница №7» и оценена эффективность внедрения инструментов бережливого производства.
После рассмотрения теоретического материала, установлено, что потери в производстве товаров или услуг не приносят никакой ценности конечному продукту и лишь способствуют нерациональному использованию времени и ресурсов организации. Для исключения потерь существуют различные инструменты и методы бережливого производства, некоторыми из которых являются: Just in Time (точно в срок), Кайдзен (kaizen), 5S, Андон (Andon), Канбан, SMED ( Single Minute Exchange of Die ), Стандартизация работы, Poka - yoke и другие. Они могут применяться совместно или по отдельности.
Рассмотрение отечественного и зарубежного опыта внедрения бережливого производства в медицину показало, что данная концепция приносит достаточно положительные результаты как для пациентов, так и для врачей. Например, работники Стэнфордского госпиталя («Stanford Hospitaland Clinics») активно применяют систему («6 сигм»). За четыре года они обеспечили пациентов высоким уровнем медицинских услуг и значительно снизили затраты. Например, смертность при операции аортокоронарного шунтирования снизилась на 48%, в то же время на 40% снизились затраты на функционирование кардиологического отделения. В целом, в течение года, по сравнению с предыдущим, материальные затраты больницы снизились на $25 млн.
Успешный опыт внедрения бережливого производства в медицину наблюдается и в России. Поликлиника №1 Кировского клиникодиагностического центра уже применяет Лин-принципы и имеет некоторые положительные результаты. Экономится время и пациентов, и врачей, за счет грамотной организации всех процессов, доктора освобождаются от несвойственных функций и их внимание сконцентрировано исключительно на посетителях. Проект бережливой медицины в разы сокращает очереди, ускоряет задачу и выполнение анализов, облегчает запись к врачу и позволяет оказывать медицинскую помощь гораздо большему количеству пациентов при том же количестве ресурсов. Аналогичные методы и подходы работы внедряют уже 99 поликлиник в 37 регионах России.
На основании анализа деятельности ГАУЗ «Городская клиническая больница №7», можно сделать следующие выводы о том, что несмотря на многочисленные положительные стороны, как современное техническое оснащение, хорошая репутация, высококвалифицированный персонал, сильную организационную структуру, и прочее, имеются и часто встречаемые недостатки, как большие очереди на прием к врачу и в регистратуру, что вызывает недовольство и напряжение и у пациентов, и у персонала; высокий уровень расходов, неудобные бумажные журналы приема пациентов, чрезмерные перемещения пациентов и работников, что в совокупности влечет за собой большую потерю времени и ресурсов.
На основании проведенного во второй главе анализа деятельности Г АУЗ «Городская клиническая больница №7» установлено, что предприятие нуждается во внедрении концепции бережливого производства для повышения качества и скорости оказания медицинской помощи населению.
Было предложено такое мероприятие как внедрение электронной базы пациентов, имеющей сеть по всей больнице, городу, республике, а в дальнейшем и по всей стране, что сократит потери ресурсов на канцелярию, предотвратятся потери данных, случаи обмана, потери времени на перемещения. Электронная база значительно облегчит и ускорит процесс оказания медицинских услуг и повысит его качество, так как, при обращении в другую клинику, пациент может не помнить всех своих болезней и особенностей организма. Также, это сократит расходы на анализы, ведь не будет потребности их повторного проведения.
Следующим решением предотвращения потерь может служить применение табло электронной очереди и введение явочной системы записи на прием, то есть первичный и вторичный, что сократит время ожидания в очереди и недовольство пациентов.
Предложена оптимизация рабочего места, также для сохранения времени, разделение очередей на пациентов, зараженных инфекционными заболеваниями, на пациентов незараженных и здоровых, кому необходима только консультация, справка или медосмотр.
Пример оптимизации рабочего процесса в кабинете забора крови показал, что применение бережливого производства в медицине позволяет сократить время приема пациента, оказать помощь большему количеству пациентов, повысить качество оказания медицинской помощи и исключить перемещения врачей, что сохраняет ценное время.
Необходимость внедрения эффективных технологий управления, позволяющих улучшить результаты медицинских организаций путем оптимизации расходов, избавления от ненужных процессов и улучшения качества услуг является основной целью применения принципов бережливого производства в сфере здравоохранения.
Описанные в данных методических рекомендациях основные принципы методологии Лин-производства, этапы их внедрения, а также представленные примеры зарубежных клиник, успешно использующих данную технологию являются ключевым моментом для эффективного функционирования медицинской организации.
На сегодняшний день, около половины времени медицинского персонала тратится не на пациента. Это приводит к снижению эффективности лечения и неудовлетворенности пациентов. Внедрение методов бережливого производства позволит повысить производительность услуг; снизить или устранить потери, тем самым увеличивая эффективность; повысить удовлетворенность как пациентов, так и работников; снизить затраты; повысить безопасность пациентов.
Подобные работы
- ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Новые технологии в общественном здоровье. Бережливое производство (Российская Академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - АНАЛИЗ ПРИМЕНИМОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2025 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Магистерская диссертация, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование процессов оказания медицинских услуг в рамках
бережливого производства на примере ГБУЗ КО «КОККД им. акад. Л.С.Барбараша
Бакалаврская работа, медицина . Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Механизм совершенствования бизнес-процессов организации (на примере Консультативного и лечебно-диагностического центра СибГМУ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



