Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение методов бережливого производства в организации медицинских учреждениях

Работа №43947

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1702
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты внедрения бережливого 8 производства
1.1 Сущность и специфика бережливого производства, его основные 8 методы и инструменты
1.2 Отечественный и зарубежный опыт внедрения элементов 18 бережливого производства в медицинских учреждениях
1.3. Оценка эффективности внедрения бережливого производства 26
2. Актуальные проблемы медицинских учреждений 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика ГАУЗ «Г ородская 30 клиническая больница №7»
2.2. Анализ сильных и слабых сторон процесса медицинского 38
обслуживания и качества предоставления медицинских услуг в ГАУЗ
«Г ородская клиническая больница №7»
2.3. Карта потока создания ценности 4 8
3. Основные направления совершенствования процесса медицинского 56 обслуживания в ГАУЗ «Городская клиническая больница №7»
3.1 Планирование мероприятий по совершенствованию процесса 56
медицинского обслуживания
3.2. Оценка эффективности внедрения инструментов бережливого 61
производства в ГАУЗ «Городская клиническая больница №7»
Заключение 67
Список использованной литературы 72
Приложения 76


Одной из главных задач науки и управления здравоохранением является повышение эффективности использования государственных ресурсов и качества оказания медицинской помощи. Как и в промышленности, так и в сфере услуг успешное применение находят различные методы управления, одним из которых является технология бережливого производства.
Бережливое производство - это концепция управления производственным предприятием, основанная на стремлении к устранению всех видов потерь. Оно предполагает вовлечение в процесс оптимизации деятельности организации каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя [12].
Концепция Бережливого производства представляет собой синтез и обобщение ряда передовых управленческих практик различных стран. В Европе акцент в реструктуризации во многом делается на мотивацию персонала, в том числе на его участие в создании оптимальных форм труда. Бережливое производство в Европе - это гораздо больший упор на мотивационную составляющую в организации производства, чем в США. Подход США - возможность набора рабочей силы невысокой квалификации, их скорейшая подготовка, возможность быстрой подготовки кадров с темпом, сообразным темпу роста производства. Легко уволить с работы, легко и набрать новый персонал.
В соответствии с концепцией Бережливого производства вся деятельность предприятия делится на операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя, и операции, и процессы, не добавляющие ценности для потребителя. Задачей Бережливого производства является планомерное сокращение процессов и операций, не добавляющих ценности, это тип мышления. В Бережливом производстве важно внимание высшего руководства и первого лица на предприятии. Если первое лицо озабочено внедрением бережливого производства - результат будет, если не заинтересовано - это пустая трата времени. Опыт внедрения бережливого производства в России и в
развитых странах имеет одну важную особенность. На российских предприятиях большое значение уделяется инструментам бережливого производства, в зарубежных организациях - формированию идеологии бережливого производства, корпоративной культуре управления. Однако, инструменты Бережливого производства без идеологии не работают. Первичными являются вопросы мышления и внедрения рациональных предложений. Нужно создать корпоративную культуру, которая бы способствовала внедрению этой системы. Корпоративная культура в свою очередь всегда основывается на поведении руководителя и его команды. А поступки вытекают из помыслов, о которых важно знать. Поэтому «паровоз» - правильное мышление, а потом уже выстраиваются «вагоны» - определённые инструменты бережливого производства.
Таким образом, идеология Лин подразумевает организацию Бережливого производства, оптимизацию бизнес-процессов с максимальной ориентацией на рынок и учётом мотивации каждого работающего.
Продукт (услуга), с точки зрения конечного потребителя,
приобретает действительную ценность только в то время, когда происходит непосредственная обработка, изготовление тех элементов, которые необходимы именно потребителю. Сердцем бережливого производства является процесс устранения потерь, который по-японски называются странным для российского слуха словом «муда». Оно означает потери, отходы, то есть любую деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности. Например, потребителю совершенно не нужно чтобы готовый продукт или его детали лежали на складе. Тем не менее, в традиционной системе управления складские издержки, а также все расходы, связанные с переделками, браком, и другие косвенные издержки перекладываются на потребителя [28].
Ни для кого не секрет, что в лечебных заведениях и по сей день существует множество проблем, таких как затруднительная запись к врачу, длительное ожидание в очередях, нахождение при этом здоровых пациентов рядом с инфицированными вирусными заболеваниями, некомфортные условия, как, например, недостаточное количество сидячих мест и нормальной вентиляции, отсутствие необходимого оборудования и лекарств, множественные перемещения по больнице и повторные заборы анализов, что ведет к лишним затратам. Также, одним из недостатков лечебно-профилактических учреждений является отвлеченность врачей на лишние манипуляции, что отвлекает их от пациентов.
Далеко не всегда люди обращаются в больницу для получения медицинской помощи - основной объем работы первичного звена медицины направлен на профилактику, для которой, чаще всего, не требуется врач. Очень много времени теряется на процедуры, не относящиеся к основной деятельности, которые можно решить силами административного звена без участия квалифицированного специалиста. Важнейшим этапом оптимизации труда является переход на компьютерную обработку медицинской информации и снижение бумажной нагрузки на врача [32]. Бережливое производство способствует решению следующих задач медицинских учреждений:
1) оптимизация работы регистратуры и возможность электронной записи к
врачу;
2) перераспределение потока пациентов с увеличением нагрузки на средний медицинский персонал, так как для профилактики не нужен врач;
3) значительное уменьшение ожидания пациента в очереди;
4) сокращение лишних манипуляций врача и увеличение времени на работу с пациентом;
5) устранение функций, несвойственных врачу;
6) рационализация рабочего места врача, чтобы ничего не мешало лечебнодиагностическому процессу [32].
Актуальность проблемы исходит из того, что с помощью бережливого производства можно повысить уровень медицинского обслуживания в ГАУЗ «Городская клиническая больница №7», повысить производительность, сократить расходы; сэкономить время пациентов и врачей за счет грамотной организации всех процессов, освободить медицинский персонал от несвойственных функций и сконцентрировать их внимание исключительно на посетителей. Концепция бережливого производства в разы сокращает очереди; ускоряет сдачу и лабораторные исследования анализов; облегчает запись к врачу и позволяет оказать помощь гораздо большему количеству пациентов при том же количестве ресурсов.
При применении бережливого производства, основной акцент делается на организационном развитии предприятия, развитии персонала, на человеческом факторе, управлении изменениями, развитии организационной культуре и на многих других вопросах. Бережливая медицина может дать значительные результаты, так как система на 80% состоит из организационных мер и только 20% - инвестиции в технологию.
Предметом исследования являются процессы оказания медицинской помощи в Г АУЗ «Г ородская клиническая больница .№7» и их совершенствование путем применения принципов и инструментов бережливого производства.
Объектом исследования выступает Г осударственное автономное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №7».
Многие ученые-писатели затрагивали в своих работах проблему применения бережливого производства: М.Портер, М.Вейдер, У.Левинсон, Л.Джеффери, А.Вайтхилл, В.Г.Игнатов, А.Л.Албастова, Н.В.Лесников, М.Н.Дудин, Э.В.Молодякова, В.Н.Пшенников, О.С.Виханский. Опираясь именно на их знания и выводы, написана данная выпускная квалификационная работа.
Целью данной работы является раскрытие сущности концепции бережливого производства и анализ возможностей его внедрения и успешного функционирования в ГАУЗ «Городская клиническая больница №7». Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и специфику бережливого производства, обозначить его методы и инструменты;
2) рассмотреть опыт отечественного и зарубежного внедрения элементов бережливого производства в медицинских учреждениях;
3) представить организационно-экономическую характеристику, сильные и слабые стороны процесса медицинского обслуживания и качество предоставления медицинских услуг в Г АУЗ «Г ородская клиническая больница №7»;
4) создать карту потока создания ценности и спланировать ряд мероприятий по совершенствованию процесса медицинского обслуживания;
5) оценить эффективность внедрения инструментов бережливого производства в ГАУЗ «Г ородская клиническая больница №7».
Г ипотеза выпускной квалификационной работы состоит в предположении, что внедрение концепции бережливого производства на основе рационального использования ресурсов и оптимизации рабочих процессов сектора медицинских услуг, будет являться основополагающим фактором развития и роста качества оказания медицинских услуг и предпосылкой интенсивной модернизации ключевых отраслей медицины.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Бережливое производство — это концепция управления предприятием, в основу которой входит постоянное стремление к устранению всех видов потерь. Ее основоположником считается Тайити Оно, создававший производственную систему в Toyota в 1950-е годы. Принципы организации труда и логистики в коммерческой компании и медицинском учреждении одинаковы, поэтому использование данной методики в лечебно-диагностическом процессе, для повышения доступности первичной медицинской помощи и облегчения работы врачей, стало абсолютно замечательной и благой идеей [13, с.108].
Концепция lean-производства стала активно применяться в медицине, начиная с 1990-х годов. Как показывает практика, около 50% времени медицинского персонала не используется на основную деятельность - работу с пациентом. Бережливое производство дает возможность перейти на персонализированную медицину, при которой пациенту оказывается помощь «в нужное время и в нужном месте».
Существуют следующие виды потерь в медицинской деятельности:
1) врачебные дефекты (неоказанные процедуры, неправильно выбранные методы лечения);
2) перегрузки и простаивание (низкая загруженность операционных, сезонные колебания поступления пациентов);
3) перепроизводство (избыточная диагностика, лишние процедуры);
4) потери времени на ожидание (ожидание на исследование);
5) потери при ненужной транспортировке (перенаправление в крупные центры при отсутствии показаний);
6) потери из-за лишних запасов (запасы медикаментов, медицинской техники, трудность контроля сроков годности);
7) потери из-за ненужных перемещений (ложный вызов, нерациональная расстановка кабинетов);
8) нереализованный творческий потенциал сотрудников (потери идей, отсутствие вовлеченности, стремления к улучшению, приобретению опыта, самоконтролю) [35].
В настоящее время бережливое производство широко применяется в странах Европы и США как в коммерческих клиниках, так и в государственных. Во многих странах внедрению концепции lean в здравоохранение оказывается поддержка на государственном уровне.
Для достижения целей данной выпускной квалификационной работы, были выполнены следующие задачи:
1) раскрыты сущность и специфика бережливого производства;
2) обозначены методы и инструменты бережливого производства;
3) приведены примеры отечественного и зарубежного опыта внедрения элементов бережливого производства в медицинских учреждениях;
4) представлена организационно-экономическая характеристика ГАУЗ «Г ородская клиническая больница №7», проанализированы сильные и слабые стороны и качество процесса медицинского обслуживания, на основе чего создана карта потока создания ценности;
5) спланирован ряд мероприятий по совершенствованию процесса медицинского обслуживания в ГАУЗ «Городская клиническая больница №7» и оценена эффективность внедрения инструментов бережливого производства.
После рассмотрения теоретического материала, установлено, что потери в производстве товаров или услуг не приносят никакой ценности конечному продукту и лишь способствуют нерациональному использованию времени и ресурсов организации. Для исключения потерь существуют различные инструменты и методы бережливого производства, некоторыми из которых являются: Just in Time (точно в срок), Кайдзен (kaizen), 5S, Андон (Andon), Канбан, SMED ( Single Minute Exchange of Die ), Стандартизация работы, Poka - yoke и другие. Они могут применяться совместно или по отдельности.
Рассмотрение отечественного и зарубежного опыта внедрения бережливого производства в медицину показало, что данная концепция приносит достаточно положительные результаты как для пациентов, так и для врачей. Например, работники Стэнфордского госпиталя («Stanford Hospitaland Clinics») активно применяют систему («6 сигм»). За четыре года они обеспечили пациентов высоким уровнем медицинских услуг и значительно снизили затраты. Например, смертность при операции аортокоронарного шунтирования снизилась на 48%, в то же время на 40% снизились затраты на функционирование кардиологического отделения. В целом, в течение года, по сравнению с предыдущим, материальные затраты больницы снизились на $25 млн.
Успешный опыт внедрения бережливого производства в медицину наблюдается и в России. Поликлиника №1 Кировского клиникодиагностического центра уже применяет Лин-принципы и имеет некоторые положительные результаты. Экономится время и пациентов, и врачей, за счет грамотной организации всех процессов, доктора освобождаются от несвойственных функций и их внимание сконцентрировано исключительно на посетителях. Проект бережливой медицины в разы сокращает очереди, ускоряет задачу и выполнение анализов, облегчает запись к врачу и позволяет оказывать медицинскую помощь гораздо большему количеству пациентов при том же количестве ресурсов. Аналогичные методы и подходы работы внедряют уже 99 поликлиник в 37 регионах России.
На основании анализа деятельности ГАУЗ «Городская клиническая больница №7», можно сделать следующие выводы о том, что несмотря на многочисленные положительные стороны, как современное техническое оснащение, хорошая репутация, высококвалифицированный персонал, сильную организационную структуру, и прочее, имеются и часто встречаемые недостатки, как большие очереди на прием к врачу и в регистратуру, что вызывает недовольство и напряжение и у пациентов, и у персонала; высокий уровень расходов, неудобные бумажные журналы приема пациентов, чрезмерные перемещения пациентов и работников, что в совокупности влечет за собой большую потерю времени и ресурсов.
На основании проведенного во второй главе анализа деятельности Г АУЗ «Городская клиническая больница №7» установлено, что предприятие нуждается во внедрении концепции бережливого производства для повышения качества и скорости оказания медицинской помощи населению.
Было предложено такое мероприятие как внедрение электронной базы пациентов, имеющей сеть по всей больнице, городу, республике, а в дальнейшем и по всей стране, что сократит потери ресурсов на канцелярию, предотвратятся потери данных, случаи обмана, потери времени на перемещения. Электронная база значительно облегчит и ускорит процесс оказания медицинских услуг и повысит его качество, так как, при обращении в другую клинику, пациент может не помнить всех своих болезней и особенностей организма. Также, это сократит расходы на анализы, ведь не будет потребности их повторного проведения.
Следующим решением предотвращения потерь может служить применение табло электронной очереди и введение явочной системы записи на прием, то есть первичный и вторичный, что сократит время ожидания в очереди и недовольство пациентов.
Предложена оптимизация рабочего места, также для сохранения времени, разделение очередей на пациентов, зараженных инфекционными заболеваниями, на пациентов незараженных и здоровых, кому необходима только консультация, справка или медосмотр.
Пример оптимизации рабочего процесса в кабинете забора крови показал, что применение бережливого производства в медицине позволяет сократить время приема пациента, оказать помощь большему количеству пациентов, повысить качество оказания медицинской помощи и исключить перемещения врачей, что сохраняет ценное время.
Необходимость внедрения эффективных технологий управления, позволяющих улучшить результаты медицинских организаций путем оптимизации расходов, избавления от ненужных процессов и улучшения качества услуг является основной целью применения принципов бережливого производства в сфере здравоохранения.
Описанные в данных методических рекомендациях основные принципы методологии Лин-производства, этапы их внедрения, а также представленные примеры зарубежных клиник, успешно использующих данную технологию являются ключевым моментом для эффективного функционирования медицинской организации.
На сегодняшний день, около половины времени медицинского персонала тратится не на пациента. Это приводит к снижению эффективности лечения и неудовлетворенности пациентов. Внедрение методов бережливого производства позволит повысить производительность услуг; снизить или устранить потери, тем самым увеличивая эффективность; повысить удовлетворенность как пациентов, так и работников; снизить затраты; повысить безопасность пациентов.


1. ГОСТ Р 56020 - 2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь Национальный стандарт Российской Федерации [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200110957, свободный
2. ГОСТ Р 57524 - 2017 Бережливое производство. Поток создания ценности. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mooml.com/d/gosty/43182/, свободный
Книги, монографии
3. Вумек, Джеймс Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек , Дэниел Джонс. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 472 c.
4. Голдсби, Томас Бережливое производство и 6 сигм в логистике. Руководство по оптимизации логистических процессов / Томас Г олдсби , Роберт Мартиченко.
- М.: Гревцов Паблишер, 2016. - 416 c.
5. Джордж, Майкл Бережливое производство плюс шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / Майкл Джордж. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 464 c.
6. Джордж, Майкл Бережливое производство плюс шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / Майкл Джордж. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 868 c.
7. Дьяченко, К.П. Потребительская кооперация в городской социальной сфере и услугах / К.П. Дьяченко, В.П. Дьяченко. - M.: Институт Индустрии Моды, 2014.
- 176 c.
8. Имаи М. Гемба кайдзен - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 58 с.
9. Лайкер Д., Майер Д. Практика Дао Toyota, Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota. - Перевод с английского; Москва, 2016. - 370 с.
10. Луйстер Т, Теппинг Д. Бережливое производство: от слов к делу, Под ред. Луйстер Т., Брагина В., М: РИА Стандарты и качество, 2016. - 201 с.
11. Майкл Вейдер, Инструменты бережливого производства II: Карманное руководство по практике применения Lean М: Альпина паблишер, 2017-38 с.
12. Манн Д. Бережливое управление бережливым производством, Пер. с англ. А.Н.Стерляжникова; Под науч.ред. В.В.Брагина. - М.:РИА "Стандарты и качество", 2015 . - 208 с., ил.- (Серия "Бережливое управление").
13. Оно Т. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства
- М.: ИКСИ, 2013. - 92 с.
14. Рассел, Джесси Бережливое производство / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 170 с.
15. Сигео Синго, Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства. - М: ИКСИ, 2014. - 112с.
16. У. Левинсон, Р. Рерик. Бережливое производство: синергетический подход к сокращению потерь. М: Стандарты и качество, 2007. - 127 с.
17. Фатхутдинов, Р.А. Организация производства: Учебник / Р.А. Фатхутдинов.
- М.: ИНФРА-М, 2013. - 672 с.
18. Хоббс Д. Внедрение бережливого производства: практическое руководство по оптимизации бизнеса. -- Минск: Гревцов Паблишер, 2013. - 192 с.
19. Юркив Н. Внедрение Производственной системы «Росатом» в ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» - М., 2013. - 73с.
Электронные ресурсы
23. Бережливое производство в России: реалии и перспективы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lean-kaizen.ru/berezhlivoe-proizvodstvo-v-rossii- realii-i-perspektivy.html
24. Бережливое производство как метод повышения экономической безопасности предприятий и организаций [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/33EVN515.pdf
25. Бережливый сервис в клинике [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://leanvector.ru/knowledge_base/blog-eksperta/berezhlivyy-servis-v-klinike.html
26. Блог о производственном менеджменте [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.leaninfo .ru/lean-map
27. Век бережливого производства - Lean manufacturing, Влад Лившиц [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.proza.ru/2011/10/18/633
28. Институт комплексных стратегических исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.icss.ac.ru
29. Как регионы перенимают опыт для создания «Бережливой поликлиники» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2017/08/17/kak-regiony- perenimaiut-opyt-dlia-sozdaniia-berezhlivoj-polikliniki.html
30. Министерство здравоохранения Республики Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minzdrav.tatarstan.ru/
31. Молодежный научный форум [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.nauchforum.ru/en/node/230
32. Организация бережливого производства в здравоохранении, Ю.О.Черепанова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://earchive.tpu.m/bitstream/11683/15462/1/conference_tpu-2015-C40-V2-
91. pdf
33. Официальный сайт ГАУЗ «Городская клиническая больница №7»: http: //emckzn.ru/
34. Оценка влияния методов бережливого производства на деятельность клиник, Попова Е.О. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2017/pdf/39321 .pdf
35. Перейра Р. Руководство по бережливому производству [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wkazarin.ru/wpcontent/uploads/2013/09/ LSSAGLM.pdf
36. Повышение эффективности менеджмента учреждений здравоохранения в современных условиях на основе принципов бережливого производства, Бурыкин И.М., Вафин А.Ю., Хафизьянова Р.Х. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32048
37. Практика построения Производственной системы на основе философии
бережливого производства и практического опыта, - презентация // Lean-academy [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lean-
academy.ru/Docs/Conference/PSK.pdf
38. Применение в ЛПУ технологий бережливого производства [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.zdrav.ru/articles/76866-primenenie-v-lpu- tehnologiy-berejlivogo-proizvodstva
39. Сайт Ассоциации Эдварда Деминга [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://deming.ru
40. Сайт госкорпорации «Росатом» [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.rosatom.ru
41. Свободная русская энциклопедия «Традиция» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://traditio-ru.org/
42. Управление качеством в медицине [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pandia.ru/text/80/232/65442-6.php


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ