Актуальность исследования. Одним из перспективных направлений общей психологии является изучение оценочной функции психики, ведущее назначение которой состоит в обеспечении саморегуляции человека и регуляции его взаимодействия с внешним миром. На основе оценок формируются от¬ношение к себе и к внешнему миру, выстраиваются взаимоотношения между людьми, принимаются многие решения, возникает уверенность в собственной правоте при выборе предпочитаемых объектов. Кроме того, оценки являются неотъемлемой частью многих видов профессиональной деятельности - педагогической, медицинской, управленческой, юридической, психологической и т.п.
В общепсихологической теории оценивания описана структура оценочного акта, иерархические уровни оценочных явлений, различные виды и типы оценок (Батурин, 1997). При этом недостаточно разработанным остается аспект, связанный с индивидуально-устойчивыми, стилевыми особенностями проявления оценочных феноменов.
Оценочный стиль редко упоминается в теоретических обзорах современных авторов и, как правило, не рассматривается как самостоятельное явление. Некоторые оценочные характеристики включаются в описание отдельных когнитивных и личностных стилей (Колга, 1976; Либин, 2000; Протасова, 1998; Петрова, 1997; Стернберг, Григоренко, 1997; Шкуратова, 1994; Холодная,
2002) . Другие - связываются с особенностями межличностного взаимодействия: точностью оценки черт личности (Воронин, 1989), стилями руководства (Безносов, 1982), стилями педагогического общения и педагогической оценки (Габдулина, 1999, Исмагилова, 2003, Крикля, 1997, Сафонова, 2000). При этом неопределенным остается психологическое содержание оценочного стиля и его отдельных характеристик, а также место оценочного стиля в стилевой и оценочной структурах индивидуальности. Методы диагностики оценочного стиля ограничиваются рамками социально-психологического подхода, что затрудняет его изучение как целостного и самостоятельного общепсихологического фено¬мена.
Если до недавнего времени недостаточную проработанность проблемы оценочного стиля можно было оправдать отсутствием общепсихологической теории оценки, то к настоящему моменту, когда такая теория уже существует, представляется возможным и необходимым восполнить пробелы в области изучения этого явления.
Данная работа является попыткой развития теории оценки с учетом стилевого подхода, а также перехода от теоретических представлений о стилевых оценочных феноменах к их эмпирическому изучению с целью дальнейшего практического приложения полученных результатов.
Цель исследования - изучение оценочного стиля как комплекса предпочитаемых способов оценивания.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Выделить и описать оценочный стиль как особый психологический конструкт.
2. Разработать методику диагностики оценочного стиля.
3. Раскрыть психологическое содержание оценочного стиля.
3
4. Разработать классификацию видов оценочного стиля.
5. Описать содержание видов оценочного стиля.
Объектом исследования являются индивидуально предпочитаемые способы оценивания и их связи с рядом индивидуальных психологических свойств, а также типичные сочетания способов оценивания у студентов в возрасте 19-20 лет.
Предмет исследования - оценочный стиль как комплекс предпочитаемых способов оценивания и его психологическое содержание.
Основные гипотезы исследования
1. Оценочный стиль представляет собой комплекс, состоящий из не¬скольких, доступных измерению характеристик, каждая из которых может про¬являться с разной степенью выраженности и обладает устойчивостью во времени и в разных ситуациях.
2. Комплекс оценочных характеристик не сводится к их простому сочетанию, а предполагает наличие закономерных внутренних связей между ними.
3. Как комплекс способов оценивания, включенный в общую систему психической регуляции человека, оценочный стиль может иметь связи со следующими характеристиками индивидуальности: а) с особенностями когнитивных стилей, которые проявляются в различных способах переработки информации; б) с особенностями эмоциональных стилей, которые проявляются в эмоциональных предпочтениях субъекта; в) с некоторыми особенностями личности, в том числе, с Глобальным отношением к себе и Глобальным отношением к миру.
4. Оценочный стиль может иметь разную степень сформированности, которую можно определить исходя из количества способов оценивания, предпочитаемых субъектом.
5. Оценочный стиль может способствовать снижению адекватности оценок, в том числе, оценок, составляющих основу тестовых измерений. Одним из признаков снижения адекватности могут служить значимые связи отдельных стилевых характеристик с количеством неопределенных ответов при заполнении личностных методик, а также с показателем социальной желательности (шкалой лжи).
6. Различные сочетания оценочных характеристик создают основу для выявления разных видов оценочного стиля у разных групп людей. При этом можно говорить о типических проявлениях, которые являются обратной стороной индивидуальных проявлений и дают основания для их описания в более обобщенном варианте.
Основные этапы исследования. Цель работы достигалась в процессе исследования, которое включало три этапа.
1. На первом этапе был проведен теоретический анализ проблемы оценочного стиля, что позволило выделить и описать оценочный стиль как особый психологический конструкт.
2. Второй этап был посвящен созданию методики диагностики оценочно¬го стиля, для которой были разработаны стимульный материал, измерительные шкалы и процедура подсчета показателей. На этом же этапе была проведена проверка надежности методики. При создании методики в исследовании были задействованы несколько групп испытуемых:
4
- группа студентов факультета психологии ЮУрГУ (55 человек: 15 юно¬шей и 30 девушек) для уточнения содержания стимульного материала и процедуры подсчета показателей;
- две группы студентов факультета психологии ЮУрГУ (по 40 человек: 10 юношей и 30 девушек) для экспертной оценки категорий, входящих в измерительные шкалы, и проверки надежности методики.