ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КРЕДИТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ
|
Введение 3
1. Теоретические основы кредита в сфере образования на рынке банковских
услуг 6
1.1 Понятие и сущность образовательного кредита 6
1.2 Зарубежный опыт предоставления образовательных кредитов 15
2. Организационно-экономические аспекты реализации системы
образовательного кредитования и оценка её функционирования 21
2.1 Анализ показателей функционирования системы образовательного
кредитования 21
2.2 Оценка функционирования системы образовательного кредитования 32
3. Проблемы пути совершенствования образовательного кредитования в РФ 43
3.1 Программы образовательного кредитования коммерческих банков: анализ
зарубежного опыта 43
3.2 Перспективы развития образовательного кредитования в Российской
Федерации на основе экономико-математического моделирования 50
Заключение 59
Список использованных источников 64
Приложения
1. Теоретические основы кредита в сфере образования на рынке банковских
услуг 6
1.1 Понятие и сущность образовательного кредита 6
1.2 Зарубежный опыт предоставления образовательных кредитов 15
2. Организационно-экономические аспекты реализации системы
образовательного кредитования и оценка её функционирования 21
2.1 Анализ показателей функционирования системы образовательного
кредитования 21
2.2 Оценка функционирования системы образовательного кредитования 32
3. Проблемы пути совершенствования образовательного кредитования в РФ 43
3.1 Программы образовательного кредитования коммерческих банков: анализ
зарубежного опыта 43
3.2 Перспективы развития образовательного кредитования в Российской
Федерации на основе экономико-математического моделирования 50
Заключение 59
Список использованных источников 64
Приложения
На современном этапе социально-экономического развития России все более важным фактором повышения конкурентоспособности экономики становится качество человеческого потенциала, которое в значительной степени определяется уровнем развития системы высшего профессионального образования. Однако устойчивый рост платности образовательных услуг, сокращение числа учебных заведений и неравномерность их размещения по регионам страны, а также отсутствие реальных механизмов поддержки одаренных абитуриентов из малообеспеченных семей ограничивают доступность высшего образования по социально-экономическим и территориальным составляющим. Становится весьма актуальной проблема разработки и реализации эффективных организационно-экономических механизмов обеспечения доступности высшего образования и снижения уровня социального неравенства семей при потреблении образовательных услуг учреждений сферы высшего образования. Невнимание к этой проблеме приведет к элитарности высшего образования, что негативно отразится на формировании человеческого капитала и инновационном потенциале российской экономики.
Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» № 599 от 7 мая 2012 года призвано «обеспечить вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов».
Решение задач модернизации российского образования, ориентированных на повышение его качества и признания на мировом рынке, объективно вызовет дальнейший рост стоимости образовательных услуг. На фоне сокращения бюджетного финансирования образования и наметившейся тенденции снижения доходов населения образовательный кредит может послужить реальным механизмом улучшения общей экономической ситуации, расширяя возможности финансирования образования и повышения его качества. Поиск направлений совершенствования работы банков с образовательными кредитами актуализирует тенденция на внедрение в банковскую практику линейки социально значимых банковских продуктов.
Вместе с тем кредитование образовательных услуг российскими банками - это достаточное новое направление банковского дела. Отсутствие единых правил и требований в российских кредитных организациях, предъявляемых к параметрам образовательных кредитов и к порядку их выдачи, различие методик оценки и анализа клиентов и, как следствие, различное качество сформированного портфеля требует разработки и внедрения стандарта банковского образовательного кредита. Стандарты помогут увеличить число клиентов банков, улучшить систему финансирования образования, повысить качество образования и ответственность лиц его получающих, снизить количество претензий потребителей финансовых услуг к качеству их обслуживания и качеству самих услуг.
Таким образом, актуальность темы исследования проявляется в необходимости решения проблемы по модернизации механизма финансирования высших учебных заведений путем привлечения нового источника - образовательного кредитования.
Разработка стандарта образовательного кредита направлена на создание условий, которые будут способствовать расширению предоставления кредитных услуг лицам желающим получить образование или повысить его уровень. Таким образом, коммерческие банки будут вовлечены в процесс создания конкурентоспособного российского образования.
Целью работы является изучение образовательного кредита и перспектив его развития.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие исследуемые задачи:
1) исследовать понятие и сущность образовательного кредита;
2) исследовать зарубежный опыт предоставления образовательного кредита;
3) провести анализ образовательного кредита на российском рынке банковских услуг;
4) провести анализ эффективности деятельности кредитных организаций в сфере образовательных кредитов
5) исследовать проблемы развития образовательного кредита на современном рынке банковских услуг;
6) выявить и охарактеризовать перспективы развития образовательного кредита в России на основе экономико-математической модели.
Объектом исследования является система образовательного кредитования на рынке банковских услуг.
Предметом исследования выступают особенности формирования и развития рынков образовательного кредитования в России как организационно - экономический механизм обеспечения доступности высшего образования.
Теоретической основой работы стали положения классических и современных научных разработок отечественных и зарубежных специалистов, исследовавших проблемы финансирования и кредитования сферы профессионального образования, таких как Лаврушин О.И., Авсейко М.Н., Корчагина Е.В., Славянский А.В. и другие авторы.
Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» № 599 от 7 мая 2012 года призвано «обеспечить вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов».
Решение задач модернизации российского образования, ориентированных на повышение его качества и признания на мировом рынке, объективно вызовет дальнейший рост стоимости образовательных услуг. На фоне сокращения бюджетного финансирования образования и наметившейся тенденции снижения доходов населения образовательный кредит может послужить реальным механизмом улучшения общей экономической ситуации, расширяя возможности финансирования образования и повышения его качества. Поиск направлений совершенствования работы банков с образовательными кредитами актуализирует тенденция на внедрение в банковскую практику линейки социально значимых банковских продуктов.
Вместе с тем кредитование образовательных услуг российскими банками - это достаточное новое направление банковского дела. Отсутствие единых правил и требований в российских кредитных организациях, предъявляемых к параметрам образовательных кредитов и к порядку их выдачи, различие методик оценки и анализа клиентов и, как следствие, различное качество сформированного портфеля требует разработки и внедрения стандарта банковского образовательного кредита. Стандарты помогут увеличить число клиентов банков, улучшить систему финансирования образования, повысить качество образования и ответственность лиц его получающих, снизить количество претензий потребителей финансовых услуг к качеству их обслуживания и качеству самих услуг.
Таким образом, актуальность темы исследования проявляется в необходимости решения проблемы по модернизации механизма финансирования высших учебных заведений путем привлечения нового источника - образовательного кредитования.
Разработка стандарта образовательного кредита направлена на создание условий, которые будут способствовать расширению предоставления кредитных услуг лицам желающим получить образование или повысить его уровень. Таким образом, коммерческие банки будут вовлечены в процесс создания конкурентоспособного российского образования.
Целью работы является изучение образовательного кредита и перспектив его развития.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие исследуемые задачи:
1) исследовать понятие и сущность образовательного кредита;
2) исследовать зарубежный опыт предоставления образовательного кредита;
3) провести анализ образовательного кредита на российском рынке банковских услуг;
4) провести анализ эффективности деятельности кредитных организаций в сфере образовательных кредитов
5) исследовать проблемы развития образовательного кредита на современном рынке банковских услуг;
6) выявить и охарактеризовать перспективы развития образовательного кредита в России на основе экономико-математической модели.
Объектом исследования является система образовательного кредитования на рынке банковских услуг.
Предметом исследования выступают особенности формирования и развития рынков образовательного кредитования в России как организационно - экономический механизм обеспечения доступности высшего образования.
Теоретической основой работы стали положения классических и современных научных разработок отечественных и зарубежных специалистов, исследовавших проблемы финансирования и кредитования сферы профессионального образования, таких как Лаврушин О.И., Авсейко М.Н., Корчагина Е.В., Славянский А.В. и другие авторы.
Образовательный кредит является рыночным инструментом финансирования высшего образования в условиях недостаточности государственного финансирования и низкого текущего платежеспособного спроса населения, и служит дополнительной материальной гарантией доступности образования. Широкое распространение образовательного кредита в развитых и развивающихся странах свидетельствует о его эффективности.
С другой стороны, экономические ограничения развития образовательного кредитования в Российской Федерации связаны с высокими платежами по кредиту в процессе его обслуживания, которые зачастую несоразмерны с доходами, получаемыми выпускниками вузов в первые годы после окончания обучения. За рубежом разработаны две основные модели образовательного кредита: кредиты с фиксированными платежам и кредиты с условными платежами, пропорциональными доходам агентов. Образовательные (студенческие) кредиты могут принимать одну из двух основных форм классической ссуды и ссуды, обусловленной доходами, с многочисленными вариациями и «гибридами» каждой из них. Используются образовательные налоги и образовательные ваучеры.
Для России характерно банковское образовательное кредитование. Государство играет важную роль в поддержке студентов в виде государственной гарантии возврата денежных средств, а также для стимулирования высокой успеваемости заемщиков. В настоящее время основными нормативными актами по предоставлению образовательных кредитов является Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», и др.
Исследование в рамках теоретических основ кредита в сфере образования на рынке банковских услуг позволило отнести образовательный кредит к разновидности потребительского кредита, при практической организации которого строго соблюдаются принципы кредитования, такие как срочность, возвратность, платность, обеспеченность и целевой характер кредита; содержательная сторона воздействует на его функциональное назначение за счет сохранивших свою актуальность функций, связывающих кредит с экономикой в целом, определяющих действия банка и определяющих действия заемщиков. При этом были выявлены особенности образовательного кредита по сравнению с потребительским кредитом, а именно объектом кредитования является плата за обучение физических лиц в учебном заведении на не бюджетной основе; кредит носит целевой характер и характерен еще более низкими процентными ставками; денежные средства перечисляются непосредственно в ВУЗ и не выдаются заемщику на руки; высокие риски для банков по причине низкой платежеспособности и лишения стабильного дохода у студентов-заемщиков, дающего ему возможность погашать кредит; кредит является не исключительно финансовым инструментом, так как во многом имеет и социальный характер. В тоже время финансирование образования в форме кредитов студентам имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами финансирования - в остальных случаях плата за обучение получающих высшее образование осуществляется за счет всех налогоплательщиков и кредит на образование обеспечивает большую справедливость для тех кто такое образование не получил, при этом кредит дает возможность получить образование семьям с низкими доходами, сокращая расходы государства на образование и снижая нагрузку на бюджет. На основе охарактеризованных преимуществ и недостатков образовательных кредитов для каждого из субъектов системы образовательного кредитования были выявлены положительные сторон и ряд проблем, исходя из которых можно утверждать, что механизм получения образовательных кредитов в нестоящее время далек от совершенства. Получение образовательного кредитования базируется на программах, имеющих ряд принципиальных различий. При анализе существующих схем кредитования можно выделить три основных классификационных признака: субъект управления, способ начисления процентной ставки, способ погашения основной суммы. Предоставление данного кредита в развитых и развивающихся странах показал необходимость образовательного кредитования и эффективность этой системы, как в сфере высшего образования, так и в целом для экономики.
На сегодняшний день в России предоставляются только целевые образовательные кредиты без участия государственной поддержки. По целевому назначению образовательный кредит классифицируется на основной образовательный кредит и сопутствующий образовательный кредит. До 2017 года основными формами государственной поддержки образовательного кредитования являлись: субсидия банку на возмещение части затрат на уплату процентов по образовательным кредитам, а также субсидия банку на возмещение части затрат по невозвращенным образовательным кредитам» - возмещение банку сумм невозвращенных образовательных кредитов в размере до 20% размера выданных образовательных кредитов. В настоящее время программа государственной поддержки образовательного кредита приостановлена.
В результате проведенного анализа нами сделан вывод о неэффективности функционирования системы образовательного кредитования в Российской Федерации по следующим критериям:
а) фактически образовательный кредит не отличается от потребительского кредита, при этом банки сами определяют перечень вузов, специальностей и направления, на обучение в которых выдается такой кредит, что снижает реальные возможности получения образовательного кредита для любого желающего.
б) условия выдачи образовательных кредитов, предлагаемые большинством банков, не выгодны для студентов из-за: условий обязательного поручительства по данным кредитам, различных, в том числе, небольших, сроков выдачи кредита, зависимости размера кредита от дохода его получателя и поручителей, высокие процентные ставки по кредиту - до 30%. При этом максимальная сумма образовательного кредита по негосударственным программам может покрывать 80-90% от суммы обучения, в то время как государственная программа покрывает 100% от стоимости образования. Образовательный кредит с государственной поддержкой является социально ориентированным, но предусматривает многоуровневый процесс оформления и предоставления, что осложняет процедуру и увеличивает срок его получения студентом.
в) график возврата средств по образовательному кредиту накладывает существенные ограничения на бюджет выпускников. В России в семьях с низким доходом спросом такие кредиты не пользуются.
г) низкая осведомленность о возможности использования образовательного кредита для будущих студентов и их родителей, как потенциальных заемщиков.
В европейских странах и США образовательные кредиты используются для финансирования обучения студентов в высшей школе. При этом в большинстве стран по таким кредитам предусматриваются низкая процентная ставка и льготные условия выдачи и погашения кредита, высокая доступность получения образовательного кредита, индивидуальный подход при его выдаче и погашении, возможность использования различных источников средств для выдачи образовательного кредита, помощь студенту в случае невозможности своевременного погашения им долга, наличие мотивационной составляющей в разумном использовании образовательного кредита.
Учитывая зарубежный опыт образовательного кредитования, предложено совершенствовать российскую систему образовательного кредитования в части снятия усложняющих критериев доступа к программе образовательного кредитования: наличие поручителей и стажа работы, справки с места работы, расширить возможности льготного образовательного кредитования в части увеличения размера образовательного кредита не только на оплату процесса обучения в высшей школе, но и на цели покрытия расходов, сопутствующих обучению, ввести в систему российского льготного образовательного кредитования мотивационную составляющую, увеличить использование системы грантов для поощрения талантливых студентов и поддержки малообеспеченных слоев населения. В России система грантов пока занимает малую долю финансирования обучения студентов.
С целью повышения эффективности модели образовательного кредитования в РФ нами предложена модель образовательного кредитования со следующими условиями: кредит предоставлять студентам всех форм обучения; в качестве заемщика может выступать студент в возрасте от 14 до 54 лет; кредит должен являться доступным для студентов без поручителей; сумма предоставляемого кредита зависит от образовательного учреждения, и поступает в учебное заведение траншами по семестрам; процентная ставка по образовательному кредиту не должна превышать ключевую ставку Центрального Банка Российской Федерации; погашать кредит не ранее чем через год после выпуска студента из высшего учебного заведения; срок погашения необходимо продлить до 15 лет, студентам из малоимущих семей, а также студентам, активно участвующим в научной жизни предоставлять скидки по кредиту. Таким образом, будет происходить стимулирование студентов для достижения высоких результатов в учебе (предоставление образовательных грантов).
В работе проведено прогнозирование образовательного кредитования в РФ с использованием с использованием экономико-математической модели аналитического выравнивания с использованием методов экстраполяции: среднего абсолютного прироста и среднего темпа роста. Из расчетов по данной модели, что в 2018 г. прогнозируется рост объема образовательных кредитов на 1,2 млн.руб., а в 2019 г. прогнозируется рост объема образовательных кредитов на 1,1 млн.руб.
Таким образом, проведенное исследование позволило достичь поставленной цели дипломной работы, а именно проанализировать образовательное кредитование на рынке банковских услуг и выявить перспективы его развития.
С другой стороны, экономические ограничения развития образовательного кредитования в Российской Федерации связаны с высокими платежами по кредиту в процессе его обслуживания, которые зачастую несоразмерны с доходами, получаемыми выпускниками вузов в первые годы после окончания обучения. За рубежом разработаны две основные модели образовательного кредита: кредиты с фиксированными платежам и кредиты с условными платежами, пропорциональными доходам агентов. Образовательные (студенческие) кредиты могут принимать одну из двух основных форм классической ссуды и ссуды, обусловленной доходами, с многочисленными вариациями и «гибридами» каждой из них. Используются образовательные налоги и образовательные ваучеры.
Для России характерно банковское образовательное кредитование. Государство играет важную роль в поддержке студентов в виде государственной гарантии возврата денежных средств, а также для стимулирования высокой успеваемости заемщиков. В настоящее время основными нормативными актами по предоставлению образовательных кредитов является Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», и др.
Исследование в рамках теоретических основ кредита в сфере образования на рынке банковских услуг позволило отнести образовательный кредит к разновидности потребительского кредита, при практической организации которого строго соблюдаются принципы кредитования, такие как срочность, возвратность, платность, обеспеченность и целевой характер кредита; содержательная сторона воздействует на его функциональное назначение за счет сохранивших свою актуальность функций, связывающих кредит с экономикой в целом, определяющих действия банка и определяющих действия заемщиков. При этом были выявлены особенности образовательного кредита по сравнению с потребительским кредитом, а именно объектом кредитования является плата за обучение физических лиц в учебном заведении на не бюджетной основе; кредит носит целевой характер и характерен еще более низкими процентными ставками; денежные средства перечисляются непосредственно в ВУЗ и не выдаются заемщику на руки; высокие риски для банков по причине низкой платежеспособности и лишения стабильного дохода у студентов-заемщиков, дающего ему возможность погашать кредит; кредит является не исключительно финансовым инструментом, так как во многом имеет и социальный характер. В тоже время финансирование образования в форме кредитов студентам имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами финансирования - в остальных случаях плата за обучение получающих высшее образование осуществляется за счет всех налогоплательщиков и кредит на образование обеспечивает большую справедливость для тех кто такое образование не получил, при этом кредит дает возможность получить образование семьям с низкими доходами, сокращая расходы государства на образование и снижая нагрузку на бюджет. На основе охарактеризованных преимуществ и недостатков образовательных кредитов для каждого из субъектов системы образовательного кредитования были выявлены положительные сторон и ряд проблем, исходя из которых можно утверждать, что механизм получения образовательных кредитов в нестоящее время далек от совершенства. Получение образовательного кредитования базируется на программах, имеющих ряд принципиальных различий. При анализе существующих схем кредитования можно выделить три основных классификационных признака: субъект управления, способ начисления процентной ставки, способ погашения основной суммы. Предоставление данного кредита в развитых и развивающихся странах показал необходимость образовательного кредитования и эффективность этой системы, как в сфере высшего образования, так и в целом для экономики.
На сегодняшний день в России предоставляются только целевые образовательные кредиты без участия государственной поддержки. По целевому назначению образовательный кредит классифицируется на основной образовательный кредит и сопутствующий образовательный кредит. До 2017 года основными формами государственной поддержки образовательного кредитования являлись: субсидия банку на возмещение части затрат на уплату процентов по образовательным кредитам, а также субсидия банку на возмещение части затрат по невозвращенным образовательным кредитам» - возмещение банку сумм невозвращенных образовательных кредитов в размере до 20% размера выданных образовательных кредитов. В настоящее время программа государственной поддержки образовательного кредита приостановлена.
В результате проведенного анализа нами сделан вывод о неэффективности функционирования системы образовательного кредитования в Российской Федерации по следующим критериям:
а) фактически образовательный кредит не отличается от потребительского кредита, при этом банки сами определяют перечень вузов, специальностей и направления, на обучение в которых выдается такой кредит, что снижает реальные возможности получения образовательного кредита для любого желающего.
б) условия выдачи образовательных кредитов, предлагаемые большинством банков, не выгодны для студентов из-за: условий обязательного поручительства по данным кредитам, различных, в том числе, небольших, сроков выдачи кредита, зависимости размера кредита от дохода его получателя и поручителей, высокие процентные ставки по кредиту - до 30%. При этом максимальная сумма образовательного кредита по негосударственным программам может покрывать 80-90% от суммы обучения, в то время как государственная программа покрывает 100% от стоимости образования. Образовательный кредит с государственной поддержкой является социально ориентированным, но предусматривает многоуровневый процесс оформления и предоставления, что осложняет процедуру и увеличивает срок его получения студентом.
в) график возврата средств по образовательному кредиту накладывает существенные ограничения на бюджет выпускников. В России в семьях с низким доходом спросом такие кредиты не пользуются.
г) низкая осведомленность о возможности использования образовательного кредита для будущих студентов и их родителей, как потенциальных заемщиков.
В европейских странах и США образовательные кредиты используются для финансирования обучения студентов в высшей школе. При этом в большинстве стран по таким кредитам предусматриваются низкая процентная ставка и льготные условия выдачи и погашения кредита, высокая доступность получения образовательного кредита, индивидуальный подход при его выдаче и погашении, возможность использования различных источников средств для выдачи образовательного кредита, помощь студенту в случае невозможности своевременного погашения им долга, наличие мотивационной составляющей в разумном использовании образовательного кредита.
Учитывая зарубежный опыт образовательного кредитования, предложено совершенствовать российскую систему образовательного кредитования в части снятия усложняющих критериев доступа к программе образовательного кредитования: наличие поручителей и стажа работы, справки с места работы, расширить возможности льготного образовательного кредитования в части увеличения размера образовательного кредита не только на оплату процесса обучения в высшей школе, но и на цели покрытия расходов, сопутствующих обучению, ввести в систему российского льготного образовательного кредитования мотивационную составляющую, увеличить использование системы грантов для поощрения талантливых студентов и поддержки малообеспеченных слоев населения. В России система грантов пока занимает малую долю финансирования обучения студентов.
С целью повышения эффективности модели образовательного кредитования в РФ нами предложена модель образовательного кредитования со следующими условиями: кредит предоставлять студентам всех форм обучения; в качестве заемщика может выступать студент в возрасте от 14 до 54 лет; кредит должен являться доступным для студентов без поручителей; сумма предоставляемого кредита зависит от образовательного учреждения, и поступает в учебное заведение траншами по семестрам; процентная ставка по образовательному кредиту не должна превышать ключевую ставку Центрального Банка Российской Федерации; погашать кредит не ранее чем через год после выпуска студента из высшего учебного заведения; срок погашения необходимо продлить до 15 лет, студентам из малоимущих семей, а также студентам, активно участвующим в научной жизни предоставлять скидки по кредиту. Таким образом, будет происходить стимулирование студентов для достижения высоких результатов в учебе (предоставление образовательных грантов).
В работе проведено прогнозирование образовательного кредитования в РФ с использованием с использованием экономико-математической модели аналитического выравнивания с использованием методов экстраполяции: среднего абсолютного прироста и среднего темпа роста. Из расчетов по данной модели, что в 2018 г. прогнозируется рост объема образовательных кредитов на 1,2 млн.руб., а в 2019 г. прогнозируется рост объема образовательных кредитов на 1,1 млн.руб.
Таким образом, проведенное исследование позволило достичь поставленной цели дипломной работы, а именно проанализировать образовательное кредитование на рынке банковских услуг и выявить перспективы его развития.
Подобные работы
- Образовательные кредиты и перспективы их развития
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Образовательные кредиты и перспективы их развития
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КРЕДИТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КРЕДИТЫ И ПЕРСПЕТКИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - КРЕДИТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА
РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РФ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Образовательные услуги и образовательное кредитование:
понятие, содержание, виды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



