ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ОБРАТНЫХ ФУНКЦИЙ 6
1.1. Обратимость функции. Алгоритм построения обратных функций 6
1.2. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики 12
1.2. Уравнения и неравенства, содержащие обратные тригонометрические функции ....25
Глава 2. Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся 36
2.1. Понятие о активизации учебно-познавательной деятельности 36
2.2. Психологические особенности активизации познавательной деятельности 40
2.3. Технология активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся 47
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТРИГОНОМЕТРИИ 50
3.1. Элективный курс по математике для 10 класса 51
3.2. Разработки занятий элективного курса 54
3.2. Описание опытно-экспериментальной работы 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 101
Процесс обучения - процесс двухсторонний, так как результат усвоения материала требует не только высокое качество работы преподавателя, но и активную деятельность учащихся, их желание овладеть знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенную и вдумчивую работу под руководством преподавателя. Все эти реакции у обучающихся должен вызвать к действию преподаватель, опираясь на свой авторитет, на контакт с учащимися, на свою увлеченность предметом, профессией, любовь и благожелательное отношение к учащимся.
Как обеспечить качественное обучение каждого ученика, как дать возможность для его дальнейшего развития и активизировать познавательную деятельность учащихся - эти вопросы были и остаются вечными проблемами педагогики. Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время для усвоения учебного материала у учащихся слабая познавательная деятельность. Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учебно - познавательную деятельность учащихся.
Как активизировать учащихся на уроке? Какие методы обучения необходимо применить чтобы повысить активность школьников на занятиях? Каждый учитель в силу своих возможностей пытается решить данную проблему.
Следовательно, разработка технологии активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся на занятиях математики более чем актуальна.
Школьники испытывают немалые трудности, изучая тригонометрию. А наиболее сложным и для преподавателя с методической точки зрения, и для ученика с позиций понимания и усвоения является тема «Обратные тригонометрические функции». Учащиеся не справляются с решением элементарных заданий, не говоря уже о примерах повышенной трудности; совершают необдуманные действия, допускают ошибки.
Из вышесказанного следует проблема исследования, которая состоит в рассмотрении теории обратных тригонометрических функций и методики ее преподавания в школьном курсе математики. Проблема исследования определяет тему выпускной квалификационной работы: «Технология активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении тригонометрии».
Объект исследования - процесс обучения математике.
Предмет исследования - активизация учебно-познавательной деятельности при изучении тригонометрии.
Цель исследовательской работы - разработать технологию активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении тригонометрии.
Исходя из поставленной цели, сформируем гипотезу исследования: разработанная технология активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся будет способствовать более качественному усвоению материала по рассматриваемой теме.
В соответствии с проблемой, объектом, целью были намечены следующие задачи исследования:
1. Изучить педагогическую и методическую литературу по активизации учебно-познавательной деятельности.
2. Проанализировать действующие учебники и программу по предмету с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;
3. Разработать элективный курс для 10 класса по тригонометрии.
4. Апробировать в процессе обучения различные способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что в ней подобраны учебные материалы для преподавания темы «Обратные тригонометрические функции». А разработки занятий курса может служить хорошим подспорьем для учителей, также студентам-практикантам при подготовке к педагогической практике.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы
В содержании магистерской диссертации путем строгого аналитического изложения введены некоторые важные понятия и определения, способствующие успешному пониманию темы «Обратные тригонометрические функции». А также разработана технология активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которая основанная на методической системе укрупнения дидактических единиц, реализованная П.М. Эрдниевым. С учетом представленных методик был разработан элективный курс для 10 класса «Обратные тригонометрические функции».
Апробирование элективного курса проходило в МБОУ «Средней общеобразовательной русско-татарской школе №161» Советского района города Казани. На занятиях элективного курса все обучающиеся активно работали, задавали вопросы, были заинтересованы процессом обучения, считаем, что цель нашей работы достигнута, значит разработанная технология активизации учебно-познавательной деятельность была эффективной.
В заключении хочется отметить, что разработанные нами методики еще, не усовершенствованы, 2 года работы в школе это довольно мало, чтобы достичь высоких результатов. Для этого требуется более длительное время. Но мы продолжаем работу над темой исследования.
Учебные материалы, представленные в данной работе, рекомендуются учителям школ для проведения уроков и факультативных занятий по теме «Обратные тригонометрические функции», при подготовке учащихся к ЕГЭ, также студентам для самостоятельного изучения данной темы или подготовке к педагогической практике.
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика: Учебное пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 1991. - 393 с.
2. Алимов А.Ш. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень [Текст]/ Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева и др. - 18-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 464 с. : ил.
3. Беликов В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности. - Челябинск: Факел, 1995. - 141 с.
4. Виленкин Н.Я. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Учебник для учащихся общеобразоват. организаций (углубленный уровень) [Текст]/ Н. Я. Виленкин, О. С. Ивашев- Мусатов, С. И. Шварцбурд. - 18-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014. - 352 с.: ил.
5. Генкин Г. З. Тригонометрические упражнения в основной школе [Текст]/ Г. З. Г енкин - Математика в школе. - 2004. - №7. - С. 33-38.
6. Генкин Г. З. Этюд об Аркусах [Текст]/ Г. З. Генкин - Математика в школе. - 2005. - №5. - С. 47-49.
7. Захарова А. Е. Постигаем азы тригонометрии: арксинус, арккосинус, арктангенс [Текст]/ А. Е. Захарова - Математика в школе. -2007. -№1. -
С. 21-31.
8. Звавич Л. И., Пигарев Б. П. Тригонометрические уравнения. [Текст]/ Л.И. Звавич, Б.П, Пигарев - Математика в школе. - 1995. - №2. - С. 2333.
9. Звавич Л. И., Пигарев Б. П. Тригонометрические уравнения. [Текст]/ Л.И. Звавич, Б.П, Пигарев - Математика в школе. - 1995. - №3. - С. 1827.
10. Ильин Е. П. Психология для педагогов. [Текст]/Е. П. Ильин - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.: ил.
11. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н. Г. Алексеев [и др.] // Исследовательская работа школьников. - 2002. - №1.
12. Крючкова, В.В. Обобщающий семинар по теме «Обратные тригонометрические функции [Текст]/ В. В. Крючкова - Математика в школе. - 2004. -№1.- С. 10-13.
13. Мещерякова Г.П. Вычисление arccos(cos a), arcsin(cos а) ... без таблиц и МК [Текст]/Г. П. Мещерякова - Математика в школе. - 1998. - №4. - С. 22-24.
14. Мирошин В. В. Обратные тригонометрические функции [Текст]/ В. В. Мирошин. - М.: Чистые пруды, 2007. -32 с.
15. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1.: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) [Текст]/ А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - 6-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 424 с.: ил.
16. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) [Текст]/ А. Г. Мордкович и др. под. Ред. А. Г. Мордковича. - 6-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 343 с.: ил.
17. Никольский М. К., Потапов М. К., Решетников Н. Н. Шевкин А. В. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. [Текст]/ - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 430 с. :ил.
18. Новиков А. И. Обратные отображения - основа изучения обратных тригонометрических функций [Текст]/ А. И. Новиков - Математика в школе. - 2006. - №8 - С. 27-35.
19. Новиков А. И. Вычислительные задачи с обратными тригонометрическими функциями [Текст]/ А. И. Новиков - Математика в школе. - 2007. -№1. - С.31-34.
20. Психология. Словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
21. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы. 2-е изд., доп. и испр. М.: Изд-во МГУ, 1984. 344 с.
22. Фалин Г. И., Фалин. А. И., Обратные тригонометрические функции. 10-11 классы [Текст]/ -Г. И. Фалин, А. И. Фалин - М.: Издательство «Экзамен», 2012.- 221с.
23. Шабунин М. И. Математика. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень: методическое пособие для 11 класса [Текст]/ М. И. Шабунин, А. А. Прокофьев, Т. А. Олейник, Т. В. Соколова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 360 с.: ил.
24. Храпченков В. Г., Храпченкова И. В. Особенности активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
25. Шестаков С., Галицкий М. Уравнения и неравенства, содержащие
обратные тригонометрические функции [Электронный ресурс]/- Образовательный портал «Физ/Мат класс» -
http://www.fmclass.ru/pic/48503321f105d/uravneniya-i-neravenstva- soderzhaschie.pdf
26. Эрдниев П. М. Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителя. [Текст]/ - М.: Просвещение, 1986. - 255 с., ил.
27. Энциклопедический словарь юного математика /Сост. А. П. Савин. - М.: Педагогика, 1989. - 352 с.: ил.
28. http: //www.geogebra.org/cms/