Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Работа №43900

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
415
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Историко-теоретические основы развития у студентов- дизайнеров творческой индивидуальности средствами народных художественных промыслов
1.1. Развитие творческой индивидуальности личности студентов-дизайнеров
как педагогическая проблема 12
1.2. История становления и развития народных художественных промыслов народов
Поволжья 21
1.3. Народные художественные промыслы как средство развития у студентов-
дизайнеров творческой индивидуальности 32
Выводы по главе 1 42
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию у студентов- дизайнеров творческой индивидуальности средствами народных художественных промыслов
2.1 Педагогические условия развития творческой индивидуальности у
студентов-дизайнеров в процессе освоения народных художественных промыслов 45
2.2 Методические рекомендации по разработке творческих проектов
средствами народных художественных промыслов(на примере узорной кожаной мозаики) 53
2.3 Опытно-экспериментальная работа по развитию индивидуальности у студентов-дизайнеров средствами народных художественных промыслов и ее результаты 60
Выводы по главе II 72
Заключение 75
Список литературы 79 
Приложения


Актуальность исследования.Основной целью современного художественного образования является развитие творческой, эстетически развитой, духовно-нравственной личности. В связи с этим, к студентам- дизайнерам предъявляются особые требования. На сегодняшний день определены государственные и общественные потребности: обществу
необходима личность, обладающая ярко выраженной творческой индивидуальностью, способная эффективно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, инициативно, новаторски и ответственно подходить к решению профессиональных художественно-творческих задач.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью развития теории и практики художественного образования посредством народных художественных промыслов. Народные художественные промыслы можно рассматривать как универсальное средство развития творческой индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
Творческая деятельность в процессе обучения направлена на развитие творческой индивидуальности посредством реализации современных творческих проектов, которые сохраняют художественно-выразительные формы и различные техники народных художественных промыслов.
Степень изученности проблемы. Теоретическая интерпретация понятия «индивидуальность» отражена в исследованиях Н.А. Бердяева, И.И. Резвицкого, П.А Флоренского, М. Хайдеггера. Специфика творческой индивидуальности раскрывается в работах А.Г. Асмолова, М.М. Бахтина, В.А. Белова, Л.С. Выготского, И.С. Кона, В.Б. Мириманова. Раскрытию психологических аспектов проявления индивидуальности в продуктах творческой деятельности уделяли внимание представители общей психологии А.А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.Г. Юнг и др.
Процесс развития творческой индивидуальности студента является предметом постоянного внимания педагогической науки, её развитие описано в научных исследованиях В.И. Андреева, Р.У. Богданова, Ю.Б.Борева, О.С. Булатова, Н.В. Кузьминой, В.С. Кузина, И.В. Лапчинской, В.С. Медведевских, М.Н. Тулякова, и др.
Народные художественные промыслы являются одним из эффективных средств развития творческой индивидуальности у студентов-дизайнеров в современной системе обучения в высшем учебном заведении. Значительный вклад в теорию народного художественного творчества внесли работы А. Б. Бакушинского, И. Я. Богуславской,Ф.Х Валеева, Г.Ф. Валеевой- Сулеймановой и др. Изучение народных художественных промыслов в его многообразных проявлениях позволило исследователям рассмотреть народное творчество в единстве природных, этнических, историкогеографических и культурных связей, определить его место в современной культуре общества.
Однако, в работах этих исследователей почти не затрагивалась тема методических и технологических разработок, что не позволяет в полной мере осуществлять задачи развития творческой индивидуальности средствами народных художественных промыслов.
При изучении проблемы развития творческой индивидуальности у студентов-дизайнеров выявлено ряд противоречий:
- между потребностью в подготовке творческой, гуманистически ориентированной, профессионально компетентной, целостной личности и относительно узкой практикой реализации модели такого развития личности на занятиях по народному художественному творчеству;
- между важностью в становлении студента в позицию активного субъекта образовательной деятельности как условия развития творческой индивидуальности и отсутствием педагогических технологий осуществления данной задачи.
Следовательно, имеются все основания считать проблему развития творческой индивидуальности на занятиях по народному художественному творчеству нерешенной и требующей специального изучения,что и указывает на ее актуальность.
Обозначенные противоречия выявили необходимость исследования проблемы эффективности развития творческой индивидуальности студентов- дизайнеров и позволили сформулировать тему диссертации: «Развитие творческой индивидуальности у студентов-дизайнеров в процессе освоения народных художественных промыслов».
Цель исследования: развитие творческой индивидуальности у студентов-дизайнеров в опытно-экспериментальной работе.
Объект исследования:творческая индивидуальность студентов- дизайнеров.
Предмет исследования:развитие творческой индивидуальности у студентов-дизайнеров средствами народных художественных промыслов.
Гипотеза исследования:развитие творческой индивидуальности у студентов-дизайнеров в процессе освоения народных художественных промыслов будет эффективным, если:
- определена структура и содержание развития творческой индивидуальности у студентов-дизайнеров;
- разработаны педагогические условия для развития творческой индивидуальности средствами народных художественных промыслов;
- разработка методических рекомендаций по развитию творческой индивидуальности в процессе освоения народных художественных промыслов (на примере узорной кожаной мозаики).
Цель, проблема и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы определить сущностные характеристики основных понятий исследования: индивидуальность, творческая индивидуальность, народные художественные промыслы;
2. Проанализировать развитие творческой индивидуальности личности как педагогическую проблему;
3. Выявить педагогические условия народных художественных промыслов как фактор развития творческой индивидуальности у студентов- дизайнеров;
4. Разработать методические рекомендации по созданию творческих проектов средствами народных художественных промыслов (на примере узорной кожаной мозаики)для студентов-дизайнеров и апробировать его в процессе обучения, описать результаты экспериментальной работы.
Методы исследования:
а) теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов, описание и обобщение эмпирического материала, моделирование, прогнозирование.
б) эмпирические методы: педагогическая диагностика, наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, метод экспертных оценок, эксперимент.
База исследования: Диагностический этап исследования проводился на базе Казанского федерального университета, Института филологии и межкультурной коммуникации, в котором приняли участие 40 студентов по специальности 54.03.01 "Дизайн".
Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2016 по 2018 гг.
Первый этап исследования (сентябрь 2016-февраль 2017гг.) - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме; выявление структуры и содержания развития творческой индивидуальности студентов- дизайнеров;
Второй этап исследования (март- октябрь 2017 г.) был посвящен проведению и обработке данных констатирующего эксперимента, а также составлению методических рекомендаций по разработке творческих проектов средствами народных художественных промыслов (на примере узорной кожаной мозаики) для дополнительной программы «Методика преподавания и технология обучения узорной кожаной мозаике» и выявлению педагогических условий,которые будут являться основой процесса развития творческой индивидуальности.
Третий этап исследования (ноябрь 2017 - май 2018 гг.) включал опытно-экспериментальную работу по апробации методических рекомендаций по разработке творческих проектов средствами народных художественных промыслов (на примере узорной кожаной мозаики) для дополнительной программы «Методика преподавания и технология обучения узорной кожаной мозаике», анализ и статистическую обработку результатов формирующего эксперимента, систематизацию и обобщение полученных научных результатов, оформление текста диссертации.
Научая новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены возможности народных художественных промыслов для развития творческой индивидуальности студентов-дизайнеров на основе исторического и практического опыта предыдущих поколений;
- выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, направленные на развитие творческой индивидуальности по созданию творческих проектов средствами народных художественных.
-разработаны методические рекомендации по созданию творческих проектов средствами народных художественных промыслов (на примере узорной кожаной мозаики).
Теоретическая значимость исследования определяется расширением научно-педагогических знаний по развитию творческой индивидуальности у студентов-дизайнеров в процессе обучения.На основе переосмысления опыта народных художественных промыслов систематизирован материал и раскрыты новые возможности для развития творческой индивидуальности студентов-дизайнеров;рассмотрены педагогические условия и методические рекомендации по разработке творческих проектов в технике узорной кожаной мозаики.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные научные результаты, диагностический инструментарий и выводы могут быть использованы в процессе подготовки студентов- дизайнеров в области народных художественных промыслов, при разработке учебных планов, рабочих программ, учебно-методических пособий.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены их согласованностью с теориями педагогики, их анализом; применением комплекса методов для решения задач исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
1. публикации статей и тезисов:
- Демьянова Е.В. Создание художественного образа коллекции - при проектировании одежды в этническом стиле // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 1: Институт международных отношений, истории и востоковедения. Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого. - С. 302.
- Салахова Р.И., Демьянова Е.В., Садриева А.Р. Народные художественные промыслы как средство формирования индивидуальности у студентов-дизайнеров // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы международной научно-практической конференции. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 444-448.
- Демьянова Е.В. Проблема развития индивидуальности у студентов средствами декоративно-прикладного искусства // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. тезисов (в печати)..
2. участия в творческих конкурсах:
- Вторая открытая международная выставка-конкурс художественного творчества «Пропилеи искусства» (2016). Диплом 1 степени в номинации «Декоративно-прикладное искусство» в категории «Художественный текстиль» (профессиональная категория «Студент»).
- Вторая открытая международная выставка-конкурс художественного творчества «Пропилеи искусства» (2016). Диплом 3 степени в номинации «Декоративно-прикладное искусство» в категории «Художественный текстиль» (профессиональная категория «Студент»).
- Ежегодный фестиваль «День первокурсника - 2016». Диплом 1 степени в номинации «Театр моды».
- Казанский открытый межвузовский фестиваль «День первокурсника 2016». Диплом 2 степени в номинации «Театральное и оригинальное направление».
- Приволжский студенческий фестиваль народного творчества «Национальное достояние» (2016). Диплом II степени в номинации «Театр моды».
- Приволжский студенческий фестиваль народного творчества
«Национальное достояние» (2016). Диплом 1 степени в номинации «Декоративно-прикладное искусство».
- Диплом участника XI международного конкурса молодых дизайнеров «Арбуз» 2016 в направлении «Дизайн костюма» в номинации «Коллекция».
- Приволжский студенческий фестиваль народного творчества «Национальное достояние» (2017). Диплом 2 степени в номинации «Декоративно-прикладное творчество».
- V Межрегиональный конкурс молодых дизайнеров «ЭтноДар» (2018). Специальный приз «За сохранение народных традиций в аксессуарах в современных национальных костюмах».
На защиту выносятся:
1. Структура и содержание разработанной педагогических условий творческой индивидуальности средствами народных художественных промыслов.
2. Разработка методических рекомендаций по развитию творческой индивидуальности в процессе проектной деятельности, включающих в себя, методические рекомендации, электронные презентации, оценочные средства.
3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой индивидуальности студентов-дизайнеров в процессе проектной деятельности.
Структура исследования:магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, излагаются методы и методологическая основа исследования; раскрывается новизна, теоретическая и практическая значимость; описываются этапы экспериментальной работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Историко-теоретические основы развития у студентов- дизайнеров творческой индивидуальности средствами народных художественных промыслов» содержит анализ литературных источников по проблеме; также содержит сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования; раскрывает особенности развития творческой индивидуальности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию у студентов-дизайнеров творческой индивидуальности средствами народных художественных промыслов» составлены педагогические условия по развитию творческой индивидуальности средствами народных художественных промыслов в процессе творческой деятельности, разработаны методические рекомендации по созданию творческих проектов (на примере узорной кожаной мозаики), организована опытно-экспериментальная работа по развитию творческой индивидуальности.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе раскрыта сущность понятия «творческая индивидуальность», выявлены особенности развития творческой индивидуальности у студентов-дизайнеров средствами народных художественных промыслов в процессе обучения.
В данное время существует огромное разнообразие народных художественных промыслов, в каждой области которых существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции. Роспись по дереву и глине, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка — это лишь неполный перечень народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу. Следовательно, наша задача — сохранять и передавать историю развития различных народных промыслов и ремёсел, которые содействуют развитию творческой индивидуальности у студентов-дизайнеров.
В процессе изучения народных художественных промыслов студенты должны получить представление:
- о культурно-историческом значении народных художественных промыслов;
- о художественных достоинствах и своеобразии изделий;
- о художественном образе, особенностях символики, орнамента;
- о связи народной культуры с современностью.
В результате изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы пришли к выводу, что творческая индивидуальность - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Исследуя потенциал народных художественных промыслов в развитии творческой индивидуальности, рассматривали его во взаимосвязи с понятиями творчество, народное творчество, анализируя теоретическую литературу о значении народных художественных промыслов для развития творческой личности, выявили их возможности:
-развивают воображение у студентов (непосредственное, практическое воссоздание творческого акта по традиционным способам деятельности в контексте культуры);
- развивают оригинальность (изготовление способом ручной работы художественные изделия не повторяются, и каждый представляет продукт оригинального решения);
- развивают интеллектуальную сферу (изучение исторического, культурного материала народных художественных промыслов, их традиционной технологии и способов обработки материалов способствуют созданию собственных творческих работ);
- воспитывают чувству гармонии (в процессе творческой деятельности возникает диалог с природным материалом, с мастером, с самим собой, в результате чего углубляется понимание мира и себя в нем);
- воспитывают умению преодоления трудностей (увлечение творческой деятельностью в неизвестной студенту области народных промыслов порождают необходимость знаний с других предметных областей).
Развитие творческой индивидуальности средствами народных художественных промыслов отражается в деятельности человека, результатом которой является создание нечто нового, приводящего к новым
Под творческой индивидуальностью подразумевается процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Иными словами творческая индивидуальность определяет процесс творчества в различных областях творческой деятельности. При этом применительно к студентам-дизайнерам творчество определяется как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение.
Таким образом, для успешного развития индивидуальности студентов- дизайнеров, необходимо наличие объективных предпосылок изучения промыслов, новизна и оригинальность принимаемых решений. Проявление творческой индивидуальности в процессе обучения зависит от следующих факторов:
- Гибкость ума (способности видеть объект проектирования под разными углами зрения);
-Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества;
- Открытость восприятия, готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному[19, с. 37];
- Развитие эстетических чувств.
Творческая индивидуальность студента является своеобразным синтезом природных задатков и особенностей личности, которые характеризуются степенью их соответствия требованиям, предъявляемым к отдельным видам учебной творческой деятельности.
Проведенное опытно-экспериментальное исследование во 2 главе позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Включение в процесс обучения студентов-дизайнеров
индивидуальности обучащихся, активизацию творческой деятельности, развитие таких социально значимых качеств личности, как самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность, творческое отношение к окружающей действительности, бережное отношение к духовным и культурным ценностям общества.
2. Важным педагогическим условием эффективности влияния средств народных художественных промыслов на развитие творческой индивидуальности студентов-дизайнеров как необходимого фактора самореализации, нравственного, эстетического становления личности является включение дополнительных программ содержания обучения, имеющих программное обеспечение, которое отвечает задачам изучения и сохранения народных традиций народных художественных промыслов.
3. Эстетическому, нравственному и творческому становлению личности в значительной мере способствуют разработанные методические рекомендации по разработке творческих проектов средствами народных художественных промыслов (на примере узорной кожаной мозаики), направленные на развитие творческой индивидуальности, которые составлены для дополнительной программы «Методика преподавания и технология обучения узорной кожаной мозаики», разработанной преподавателями кафедры дизайна и национальных искусств Салаховой Р.И. и Салаховым Р.Ф. в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Программа способствует совершенствованию знаний, умений, навыков в технике узорной кожаной.
4. По итогам практической работы мы выполнили творческие проекты в мастерской «TatarStyle» по дополнительной программе «Методика преподавания и технология обучения узорной кожаной мозаике», получили творческие самостоятельные творческие проекты в технике узорной кожаной мозаики, которые доказали результативность нашего научного эксперимента. Эти изделия характеризуются высоким эстетическим уровнем, в них студентам удалось, на наш взгляд, найти собственную, самобытную
интерпретацию татарского орнамента, стилистику и авторскую манеру исполнения, эстетическую выразительность, проявить художественный вкус, владение материалом и техникой «казанского шва», продемонстрировать интеграцию и воспроизведение всей накопленной теоретической информации и практического опыта. Студенты начали участвовать в различных выставках и конференциях по ДПИ со своими творческими проектами: во Всероссийском фестивале - выставке по дизайну и
декоративно-прикладному искусству «ИСТОК», в Международном конкурсе-фестивале традиционной художественной культуры «Этномириада», в Приволжском студенческом фестивале народного творчества «Национальное достояние» и др.
Проведенный эксперимент подтвердил эффективность методических рекомендаций по разработке творческих проектов средствами народных художественных промыслов (на примере узорной кожаной мозаики) и выявленных педагогических условий, позволяющих наиболее эффективно творческую индивидуальность студентов-дизайнеров, сферу их эстетических ценностей, личностных смыслов. Это позволяет студентам-дизайнерам накапливать опыт реализации творческих проектов и создавать эстетичные, красивые продукты современного дизайна.
Опытно-экспериментальная работа, описанная во второй главе настоящей диссертационной работы, не претендует на исчерпывающее освещение вопроса, не противоречит исследованиям, проведенным ранее, является вполне объективным и самодостаточным и представляет, на наш взгляд, определенную научную значимость и практическую ценность.



1. Абинов Р.Х. Проблема развития творческой индивидуальности/ Р.Х. Абинов. - М.: Школа, 2006. - 164 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания/ Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2001. - 189 с.
3. Ахметшина Г.Р. Педагогический потенциал народного прикладного искусства в развитии способности к творческой самореализации у студентов вуза// Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - С. 4647.
4. Балаболкин А.С.,Вахитова Р.Р.Роль принципов народной педагогики в обучении традиционным народным промыслам: историко-культурный аспект// Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6.- С. 123-129.
5. Белозёрова И.Е. Русское кружево. Школа плетения на коклюшках / И.Е. Белозёрова, Л.И. Блинова. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 334 с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. Пособие/ Д.Б. Богоявленская.-М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
7. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика/ Е.Г. Вакуленко. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 126
с.
8. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент / Ф. Х. Валеев. - Казань : Департамент по поддержке малого и среднего предпринимательства, 2002. - 302 с.
9. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Методология изучения татарского народного искусства как типа этнической культуры// "Вестник КемГУКИ". - 2013. - № 19.- С.151- 155.
10. Валеева-Сулейманова Г. Ф., Художественные промыслы и ремёсла татар 19 века // Эхо веков, Вестник архивиста. - 2001. - № 3/4.- С. 132-137.
11. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Организация и технологии ювелирного производства татар // Вестник КГУКИ. - 2013. - № 4. - С. - 132-137.
12. Даринская Л. А. Педагогика творческого развития личности / Л.А. Даринская. - Спб.: Питер, 2007. - 293 с.
13. Девятых Л., Из истории казанского купечества/ Л. Девятых. - М.: Казань, 2005. - 75 с.
14. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства/ Г.Л. Ермаш. - М.: Искусство, 1977. - 320 с.
15. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический проект, 2003. - 304 с.
16. Громов Е.С. Художественное творчество/ Е.С. Громов. - М.: Политиздат, 1970. - 263 с.
17. Иванкина Л.И. Педагогика творчества// Известия Томского политехнического университета. - 2005. - № 4. - С. 249-254.
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 509 с.
19. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. -444 с.
20. Каргин А.С. Народная художественная культура/ А.С. Каргин. - М.: Москва, 1997. - 288 с.
21. Кармин А.С. Культорология/ А.С. Кармин, Е.С. Новикова - СПб.:
Питер, 2006. - 464 с.
22. Кийк Д.А. Принципы художественной обработки кожи в декорировании этнической обуви татар и народов крайнего северо- востока//Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. - 2014. - № 1.- С.93-98.
23. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление / Д.И. Кирнос. - СПб.: Питер, 2001. - 171 с.
24. Клюев А.С. Природа художественной индивидуальности / А.С. Клюев. - М.: Знание, 1989. - 153 с.
25. Коган Л.Н. Художественный вкус / Л.Н. Коган. - М.: Мысль, 1966. - 213 с.
26. Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры/ Л.Н. Коган - М.: Москва, 1983. - 83 с.
27. Коломиец В.П. Становление индивидуальности/ В.П. Кломиец. - М.: МГУ, 1993. - 143 с.
28. Коноплева Н.А. Феномен творческой личности: теоретикометодологические подходы к анализу в контексте гендера// Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - Вып. 14 а. - С. 246-253.
29. Кривцун О.А. Психология искусства/О.А. Кривцун.- М.: Высшая школа, 2009. - 446 с.
30. Крюкова Л.Ф. Педагогические условия формирования творческой личности// Вестник Поллеского государственного университета. - 2012. - №
2. - С. 83-88.
31. Лапшин И.И. Художественное творчество/ И.И. Лапшин. - Пг.: Мысль, 1922. - 322 с.
32. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
33. Лук А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с.
34. Масалимова Т.Х. Художественный войлок: учебное-методическое пособие /Т.Х. Масалимова, В.Ф.Ахадуллин. М.: Китап, 2007. - 110 с.
35. Меерович М.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. - М.: ACT, 2000.- 126 с.
36. Мышкина В.Т. Психологическая готовность к художественно- творческойдеятелности / В.Т. Мышкина. - М.: Педагогика, 1986. - 60 с.
37. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности/ Ю.М. Орлов. - М. : Просвещение, 1991. - 287 с.
38. Рачицкая Е.И. Моделирование и художественное оформление одежды/ Е.И. Рачицкая, В.И. Сидоренко. - М.: Феникс, 2002. - 608 с.
39. Салахова Р.И. Педагогический потенциал народных художественных промыслов формировании ценностного отношения к Родине студентов вуза// Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 4.- С. - 295-298.
40. Санатова С.П. Педагогические условия развития художественно -
творческих способностей студентов-дизайнеров// Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика,
психология. - 2013.- № 3 (14). - С. 79-84.
41. Саттарова Л.И. Казанская узорная кожа/ Л.И.Саттарова. - М.: «Культура и традиции», 2004. - 160 с.
42. Сатарова Л.И. Истории казанского ичижногопромысла / Л.И. Саттарова // Мир музея. - 2012. - № 12. - С. 42-47.
43. Сергеева Н.Г. Древо жизни. Татарская вышивка / Н.Г. Сергеева. - Казань: Магариф, 2008. — 79 с.
44. Слепцова А.С. Одежда из кожи/ А.С.Слепцова. - М.: «Феникс»,
2000. — 320 с.
45. Сляднева Л.Н. Развитие личности средствами искусства: антропологический аспект / Л.Н. Сляднева. - Изд-во СГПИ, 2008. - 160 с.
46. Суслова Е.В. Татарские ювелирные украшения/ Е.В. Суслова.- татарское книжное издательство, 1980. - 55 с.
47. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности /
Г.В. Суходольский. - 2-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 168 с.
48. Полонский В.П. Сознание и творчество/ В.П. Полонский. - М., 1934. - 215 с.
49. Пономарёв Я.А. Психология творчества/ Я.А. Пономарёв.- М.: Наука, 1976. - 302 с.
50. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления/ Я.А. Пономарёв. - М., 1960. - 352 с.
51. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я.А. Пономарёв. - М. : Педагогика, 1976. - 280 с.
52. Урываева И. Кружевоплетение на коклюшках/ И. Урываева - М.: Дом РДФ, 2001. - 256 с.
53. Штейнбах Х.Э. Психология творчества: учебное пособие/ Х.Э. Штейнбах. - СПб: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2011. - 211 с.
54. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия/ П.М. Якобсон. - М.: Искусство, 1964. - 86 с.
55. Якобсон П.М. Психология художественного творчества/ П.М. Якобсон. - М.: Знание, 1971. - 48 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ