Управление ассортиментом в производственном предприятии ООО «Актаныш-Хлеб»
|
Введение
1. Теоретические и методологические основы управления ассортиментом
в организации
1.1 Социально-экономическая сущность ассортимента организации
1.2 Методы анализа ассортимента организации
1.3 Зарубежный опыт управления ассортиментом организации
2. Анализ управления ассортиментом в ООО «Актаныш-Хлеб»
2.1 Анализ организационно-хозяйственной деятельности организации
2.2 Анализ системы управления организации
2.3 Оценка эффективности управления ассортиментом организации
3. Направления оптимизации ассортиментной политики ООО «Актаныш- Хлеб»
3.1 Рекомендации по совершенствованию методики планирования ассортимента организации
3.2 Рекомендации по оптимизации величины запасов по ассортиментным группам организации
3.3 Разработка предложений по формированию ассортимента товаров и повышению их конкурентоспособности
Заключение
Литература
Приложение
1. Теоретические и методологические основы управления ассортиментом
в организации
1.1 Социально-экономическая сущность ассортимента организации
1.2 Методы анализа ассортимента организации
1.3 Зарубежный опыт управления ассортиментом организации
2. Анализ управления ассортиментом в ООО «Актаныш-Хлеб»
2.1 Анализ организационно-хозяйственной деятельности организации
2.2 Анализ системы управления организации
2.3 Оценка эффективности управления ассортиментом организации
3. Направления оптимизации ассортиментной политики ООО «Актаныш- Хлеб»
3.1 Рекомендации по совершенствованию методики планирования ассортимента организации
3.2 Рекомендации по оптимизации величины запасов по ассортиментным группам организации
3.3 Разработка предложений по формированию ассортимента товаров и повышению их конкурентоспособности
Заключение
Литература
Приложение
С экономической точки зрения ассортимент-это, прежде всего, отражение межотраслевых и отраслевых пропорций в составе товарного предложения. Ассортимент представляет собой главное составляющее розничной стратегии и оружие в конкурентной борьбе.
Формирование ассортимента - это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации. Формирование ассортимента требует знания состава населения, обслуживаемого магазином, потребностей, его покупательской способности, знания моды, учета климатических, сезонных и национальных особенностей. При формировании ассортимента это означает, что однажды сформированная модель ассортимента не дает гарантий рентабельной работы, так как обстановка на рынке очень динамична и требует ответной адекватной реакции.
Управление ассортиментом представляет собой деятельность соответствующих служб организаций по контролю, анализу и принятию управленческих решений в области маркетинга, сбыта и производства с целью адаптации ассортимента к потребностям покупателей. Управление ассортиментом может осуществляться различными методами, в зависимости от масштаба сбыта, специфики производимой продукций, целей и задач, которые стоят перед организацией.
Экономическая ситуация, социальная и демографическая обстановка, доходы потребителей и стратегии конкурентов постоянно меняются. Соответственно меняются и потребительские запросы. Эти изменения должны стать объектом внимания руководителей. После изучения товарного рынка и получения на этой основе информации о спросе и предпочтениях потребителей организация должна планировать ассортимент как новых, так и уже реализуемых товаров.
Управление ассортиментом, на сегодняшний день, является одним из главных направлений деятельности каждой организации. Особенно это направление приобретает значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда потребители предъявляют повышенные требования к качеству и ассортименту товара, и от эффективности работы с производимыми товарами зависят все экономические показатели организации. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в управлении товарным ассортиментом и владеет методами ее реализации. В связи с этим выбор темы дипломной работы весьма актуален на сегодняшний день.
Степень разработанности темы - высокий интерес к проблеме управления и совершенствования ассортиментной политики предприятия со стороны руководителей иностранных и отечественных предприятий привел к увеличению в последние годы числа теоретических исследований, посвященных вопросам ее оптимизации.
Анализ теоретических аспектов управления и совершенствования ассортиментной политики предприятия освещен во множестве статей, научных работ, учебных пособий, и монографий, как отечественных, так и зарубежных авторов.
Различные подходы к анализу и поиску резервов совершенствования ассортиментной политики предприятия широко освещены в работах: М.Л. Халявиной, И.В. Алексеевой, Т.Л. Безруковой, В.А. Бондаренко, Е.М. Крипак, Т.Н. Шаталовой, В.Н. Шепель, Н.В. Дудла, П. Дойла, Ч. Ким, С.А. Ковалевой, О.Н. Котовой и др.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления ассортиментом в производственном предприятии ООО «Актаныш-Хлеб».
Для достижения основной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать систему управления организации;
- Оценить эффективность управления ассортиментом организации;
- Разработать рекомендации по оптимизации ассортиментной политики ООО «Актаныш-Хлеб».
Объектом исследования является производственное предприятие ООО «Актаныш-Хлеб».
Предметом исследования является специфика управления ассортиментом в организации.
Метод исследования - анализ экономической литературы, анализ конкретных информационных документов.
Структура работы - дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованных источников.
Формирование ассортимента - это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации. Формирование ассортимента требует знания состава населения, обслуживаемого магазином, потребностей, его покупательской способности, знания моды, учета климатических, сезонных и национальных особенностей. При формировании ассортимента это означает, что однажды сформированная модель ассортимента не дает гарантий рентабельной работы, так как обстановка на рынке очень динамична и требует ответной адекватной реакции.
Управление ассортиментом представляет собой деятельность соответствующих служб организаций по контролю, анализу и принятию управленческих решений в области маркетинга, сбыта и производства с целью адаптации ассортимента к потребностям покупателей. Управление ассортиментом может осуществляться различными методами, в зависимости от масштаба сбыта, специфики производимой продукций, целей и задач, которые стоят перед организацией.
Экономическая ситуация, социальная и демографическая обстановка, доходы потребителей и стратегии конкурентов постоянно меняются. Соответственно меняются и потребительские запросы. Эти изменения должны стать объектом внимания руководителей. После изучения товарного рынка и получения на этой основе информации о спросе и предпочтениях потребителей организация должна планировать ассортимент как новых, так и уже реализуемых товаров.
Управление ассортиментом, на сегодняшний день, является одним из главных направлений деятельности каждой организации. Особенно это направление приобретает значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда потребители предъявляют повышенные требования к качеству и ассортименту товара, и от эффективности работы с производимыми товарами зависят все экономические показатели организации. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в управлении товарным ассортиментом и владеет методами ее реализации. В связи с этим выбор темы дипломной работы весьма актуален на сегодняшний день.
Степень разработанности темы - высокий интерес к проблеме управления и совершенствования ассортиментной политики предприятия со стороны руководителей иностранных и отечественных предприятий привел к увеличению в последние годы числа теоретических исследований, посвященных вопросам ее оптимизации.
Анализ теоретических аспектов управления и совершенствования ассортиментной политики предприятия освещен во множестве статей, научных работ, учебных пособий, и монографий, как отечественных, так и зарубежных авторов.
Различные подходы к анализу и поиску резервов совершенствования ассортиментной политики предприятия широко освещены в работах: М.Л. Халявиной, И.В. Алексеевой, Т.Л. Безруковой, В.А. Бондаренко, Е.М. Крипак, Т.Н. Шаталовой, В.Н. Шепель, Н.В. Дудла, П. Дойла, Ч. Ким, С.А. Ковалевой, О.Н. Котовой и др.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию процесса управления ассортиментом в производственном предприятии ООО «Актаныш-Хлеб».
Для достижения основной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать систему управления организации;
- Оценить эффективность управления ассортиментом организации;
- Разработать рекомендации по оптимизации ассортиментной политики ООО «Актаныш-Хлеб».
Объектом исследования является производственное предприятие ООО «Актаныш-Хлеб».
Предметом исследования является специфика управления ассортиментом в организации.
Метод исследования - анализ экономической литературы, анализ конкретных информационных документов.
Структура работы - дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованных источников.
Таким образом, по результатам проведенного анализа, в полной мере был оценен весь ассортимент организации и выяснен, как можно управлять теми или иными группами и категориями товаров, какие товары необходимо вывести из ассортимента, а для каких товаров наоборот необходимо увеличить страховой запас.
Согласно анализу были выявлены следующие проблемы по управлению ассортиментом:
- Большая часть ассортимента состоит из товаров с нерегулярным потреблением. И всего лишь 13 % товаров характеризуются стабильными продажами.
- Из всех 21 наименовании продукций, лишь один товар приносит 82% выручки, оставшиеся 20 наименовании продукции приносят лишь 5% и 12% выручки, что означает чрезмерное расширение ассортимента. Впоследствии, «распыление» усилий на неперспективные товары, снижение эффективности продаж.
В рамках разработки рекомендаций по совершенствованию методики планирования ассортимента организации были применены - метод операционного рычага, метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ, метод линейного программирования. Проведенные расчеты отразили существование нерационального распределения планирования ассортимента организации. В рамках данной проблемы было предложено сократить выпуск кондитерских и макаронных изделий.
Кроме этого, было выяснено, что управление запасами ООО «Актаныш- Хлеб» относится к консервативному типу управления. Недостатками этого типа управления являются большие потери на хранении запасов и отвлечении средств из оборота, как следствие, - снижение доходности. Актуальными направлениями политики управления запасами для ООО «Актаныш-Хлеб» являются:
1) Оптимизация величины запасов. ООО «Актаныш-Хлеб» нельзя допускать увеличения или недостатка количества запасов. Чрезмерное увеличение величины запасов означает ухудшение оборачиваемости оборотных средств, что в свою очередь, ослабляет финансовую устойчивость предприятия.
2) Организация своевременного материального снабжения. Ресурсы должны поступать в определённое время и в необходимых количествах.
3) Организация сбыта готовой продукции. Продукция не должна залёживаться на складах. Процесс выпуска и отгрузки должен также быть ритмичным.
Чтобы предотвратить возникновение избыточных запасов в будущем и обеспечить выполнение разработанных нормативов, необходимо было выявить и устранить причины образования сверхнормативных остатков товарноматериальных ценностей.
Для этого были проанализированы бизнес-процессы, влияющие на уровень запасов сырья и материалов, а именно закупка и планирование потребности в товарно-материальных ценностях, учет их движения. В итоге выделена основная причина возникновения избыточных складских остатков - неэффективность нормирования.
Для оптимизации текущих запасов была использована так называемая EOQ-модель, модель Вильсона. Согласно проведенному анализу затрат на закупку и хранение материалов можно сделать вывод, что организация закупает значительно больше материалов, чем необходимо в рамках деятельности. Данный факт свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов организации и превышение оптимального объема затрат на хранение сырья. На основании данных результатов, очевидно, что компании необходимо скорректировать условия договоров с поставщиками.
Также по результатам анализа состояния и структуры ассортимента были разработаны предложения по формированию ассортимента товаров и конкретные программы действий для повышения конкурентоспособности.
В критериях рыночной экономики и огромного числа конкурентов в отрасли производства хлебобулочных изделий целесообразно применять метод ценообразования, который представляет собой - введение цены на базе текущих цен на подобные товары по рынку выбранного региона, что повысило бы степень конкурентоспособности товаров, а в перспективе могло бы увеличить объемы продаж.
Среди методов контроля за ценами предприятия и увеличения объема реализации продукции были предложены следующие мероприятия, способствующие увеличению сбыта и, как следствие, увеличению выручки и прибыли предприятия.
1. Для изучения системы ценностей потребителей и уровня удовлетворения их запросов необходимо проводить непрерывное исследование рынка, постоянное выявление предпочтений потребителей, с позиции устных опросов в местах продажи.
2. Повышая конкурентоспособность ООО «Актаныш-Хлеб» должно провести ряд мероприятий:
а) улучшить качество и дизайн упаковки товаров;
б) оптимизировать ассортимент продукции;
в) использовать брендинг.
Также были предложены мероприятия по стимулированию сбыта фирмы:
1. Акции на выбранные товары в определенные дни.
2.Очень важно сочетать рекламу и форму предложения, выкладку своих товаров потребителям.
3. Участие в торговых ярмарках и выставках формирует общественное мнение о предприятии, демонстрируя общую картину предприятия в его отношениях с потребителями, конкурентами, структурами финансирования и средствами массовой информации.
Практическая значимость предложенных рекомендаций заключается в том, что их использование позволит ООО «Актаныш-Хлеб» повысить прибыль, увеличить объем выпуска конкурентоспособной продукции с расширением рынка сбыта и привлечь новых потребителей.
За время работы в ООО «Актаныш-Хлеб» удалось:
- изучить структуру предприятия;
- приобрести практические навыки работы в предстоящей должности; -развить профессиональные качества, необходимых для работы в
соответствующих должности структурах;
- ознакомиться с различными документами по основным направлениям деятельности организации.
Согласно анализу были выявлены следующие проблемы по управлению ассортиментом:
- Большая часть ассортимента состоит из товаров с нерегулярным потреблением. И всего лишь 13 % товаров характеризуются стабильными продажами.
- Из всех 21 наименовании продукций, лишь один товар приносит 82% выручки, оставшиеся 20 наименовании продукции приносят лишь 5% и 12% выручки, что означает чрезмерное расширение ассортимента. Впоследствии, «распыление» усилий на неперспективные товары, снижение эффективности продаж.
В рамках разработки рекомендаций по совершенствованию методики планирования ассортимента организации были применены - метод операционного рычага, метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ, метод линейного программирования. Проведенные расчеты отразили существование нерационального распределения планирования ассортимента организации. В рамках данной проблемы было предложено сократить выпуск кондитерских и макаронных изделий.
Кроме этого, было выяснено, что управление запасами ООО «Актаныш- Хлеб» относится к консервативному типу управления. Недостатками этого типа управления являются большие потери на хранении запасов и отвлечении средств из оборота, как следствие, - снижение доходности. Актуальными направлениями политики управления запасами для ООО «Актаныш-Хлеб» являются:
1) Оптимизация величины запасов. ООО «Актаныш-Хлеб» нельзя допускать увеличения или недостатка количества запасов. Чрезмерное увеличение величины запасов означает ухудшение оборачиваемости оборотных средств, что в свою очередь, ослабляет финансовую устойчивость предприятия.
2) Организация своевременного материального снабжения. Ресурсы должны поступать в определённое время и в необходимых количествах.
3) Организация сбыта готовой продукции. Продукция не должна залёживаться на складах. Процесс выпуска и отгрузки должен также быть ритмичным.
Чтобы предотвратить возникновение избыточных запасов в будущем и обеспечить выполнение разработанных нормативов, необходимо было выявить и устранить причины образования сверхнормативных остатков товарноматериальных ценностей.
Для этого были проанализированы бизнес-процессы, влияющие на уровень запасов сырья и материалов, а именно закупка и планирование потребности в товарно-материальных ценностях, учет их движения. В итоге выделена основная причина возникновения избыточных складских остатков - неэффективность нормирования.
Для оптимизации текущих запасов была использована так называемая EOQ-модель, модель Вильсона. Согласно проведенному анализу затрат на закупку и хранение материалов можно сделать вывод, что организация закупает значительно больше материалов, чем необходимо в рамках деятельности. Данный факт свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов организации и превышение оптимального объема затрат на хранение сырья. На основании данных результатов, очевидно, что компании необходимо скорректировать условия договоров с поставщиками.
Также по результатам анализа состояния и структуры ассортимента были разработаны предложения по формированию ассортимента товаров и конкретные программы действий для повышения конкурентоспособности.
В критериях рыночной экономики и огромного числа конкурентов в отрасли производства хлебобулочных изделий целесообразно применять метод ценообразования, который представляет собой - введение цены на базе текущих цен на подобные товары по рынку выбранного региона, что повысило бы степень конкурентоспособности товаров, а в перспективе могло бы увеличить объемы продаж.
Среди методов контроля за ценами предприятия и увеличения объема реализации продукции были предложены следующие мероприятия, способствующие увеличению сбыта и, как следствие, увеличению выручки и прибыли предприятия.
1. Для изучения системы ценностей потребителей и уровня удовлетворения их запросов необходимо проводить непрерывное исследование рынка, постоянное выявление предпочтений потребителей, с позиции устных опросов в местах продажи.
2. Повышая конкурентоспособность ООО «Актаныш-Хлеб» должно провести ряд мероприятий:
а) улучшить качество и дизайн упаковки товаров;
б) оптимизировать ассортимент продукции;
в) использовать брендинг.
Также были предложены мероприятия по стимулированию сбыта фирмы:
1. Акции на выбранные товары в определенные дни.
2.Очень важно сочетать рекламу и форму предложения, выкладку своих товаров потребителям.
3. Участие в торговых ярмарках и выставках формирует общественное мнение о предприятии, демонстрируя общую картину предприятия в его отношениях с потребителями, конкурентами, структурами финансирования и средствами массовой информации.
Практическая значимость предложенных рекомендаций заключается в том, что их использование позволит ООО «Актаныш-Хлеб» повысить прибыль, увеличить объем выпуска конкурентоспособной продукции с расширением рынка сбыта и привлечь новых потребителей.
За время работы в ООО «Актаныш-Хлеб» удалось:
- изучить структуру предприятия;
- приобрести практические навыки работы в предстоящей должности; -развить профессиональные качества, необходимых для работы в
соответствующих должности структурах;
- ознакомиться с различными документами по основным направлениям деятельности организации.



