ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков
1.1 Характеристика основного понятия исследования: «музыкально- 10 слушательская деятельность»
1.2 Особенности организации музыкально-слушательской деятельности 27 младших подростков на уроках музыки
Выводы по главе I 40
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки
2.1 Педагогические условия организации музыкально-слушательской 45 деятельности младших подростков на уроках музыки
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации 62 педагогических условий организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки
Выводы по главе II 74
Заключение 78
Список литературы 83
Приложение 91
Глава I. Теоретические аспекты организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков
1.1 Характеристика основного понятия исследования: «музыкально- 10 слушательская деятельность»
1.2 Особенности организации музыкально-слушательской деятельности 27 младших подростков на уроках музыки
Выводы по главе I 40
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки
2.1 Педагогические условия организации музыкально-слушательской 45 деятельности младших подростков на уроках музыки
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации 62 педагогических условий организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки
Выводы по главе II 74
Заключение 78
Список литературы 83
Приложение 91
Актуальность исследования. Глобальные перемены произошедшие в обществе в последние годы обострили необходимость пересмотра современных воспитательных ориентиров в образовании, где ярко выражен крен на развитие интеллектуальных способностей в ущерб духовно-нравственному и художественно-эстетическому становлению личности.
Использование потенциала различных видов искусств в воспитании и обучении человека известны издавна. Музыкальное искусство, как эстетическая категория, аккумулирует вкусы, склонности, интересы, мировоззрение личности, его нравственно-этические, исторические, философские, художественно-эстетические взгляды. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступень культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
Роль музыкального искусства в развитии, воспитании личности на сегодняшний день неоднозначна. С одной стороны, его интегрирование в духовную жизнь человека возросло, слушание музыки стало общедоступным с другой, теле- и радио эфир превратили музыкальное искусство в привычный звуковой фон, обесценивая содержание музыкального наследия.
Сегодня молодое поколение почти не слушают настоящей, художественно полноценной серьезной музыки, которая трогала бы их сердца и души. Их привлекает в основном лишь поп- и рок - музыка, рассчитанная на человека с низкой культурой и ограниченными потребностями.
В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого обучающегося. Слушание музыки - самый распространенный и демократичный вид учебной деятельности. Слушать можно публичные концерты с участием профессионалов,
аудиозаписи, разнообразные радио- и телепередачи, посвященные музыке или включающие ее в свой контекст. При этом каждый слушатель, в том числе и ребенок, руководствуется своими потребностями интересами, опирается на собственный жизненный опыт и опыт общения искусством.
Происходящие изменения в сознании современного слушателя требуют дальнейшего изучения воспитательных, формирующих аспектов музыкального искусства. Поэтому особое внимание стоит обратить на взаимодействие молодежи и общества в целом с музыкой. В этой связи особенно значимой становится проблема организации музыкально-слушательской деятельности как способности к духовному личностному обогащению, посредством воспринимаемой музыки, которая оказывает на человека благотворное развивающее и воспитывающее влияние только в том случае, когда он подготовлен для ее восприятия, обладает определенным уровнем развития тех свойств и качеств, которые позволяют диалогически общаться с музыкальным произведением, понимать и переживать его. Такой основой для восприятия и переживания музыки является музыкально-слушательская деятельность.
Сегодня для развития у обучающихся музыкальной отзывчивости и культуры восприятия необходимо целенаправленное и последовательное руководство процессом слушания. При этом для эстетического восприятия музыки важно не только переживать, понимать содержание, следить за его развитием, но и различать форму, важнейшие средства музыкальной выразительности. Д.Б.Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по-настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней.
Организация музыкально-слушательской деятельности как одного из направлений духовного развития представляет собой процесс вхождения личности в новое пространство, ориентирует ее на творческое развитие. В условиях противоречивого воздействия современной музыкальной ситуации на человека, организация музыкально-слушательской деятельности представляется важным стимулом к становлению таких фундаментальных личностных качеств, как эмоционально-ценностное отношение к искусству и явлениям жизни, умение слушать и понимать других, собственное «видение вещей», оценочность и критичность восприятия культурных феноменов, эстетическая и нравственная диспозиции.
Степень изученности проблемы. Проблема музыкального воспитания и обучения всегда привлекала исследователей из различных отраслей науки: музыкознания, психологии, социологии, эстетики, педагогики.
Специфику музыки, как философско-эстетического феномена рассматривали в своих сочинениях ярчайшие представители Древней Греции философ Сократ, философ-мыслитель Аристотель, философ-мистик Пифагор Самосский, философ-целитель «отец медицины» Гиппократ, Римский ритор и первый классик гуманной педагогики М.Ф.Квинтилиан, немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии И.Кант, немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии Г.В.Ф.Гегель, немецкий философ, мыслитель иррационализма, мизантроп
A. Шопенгауэр. Оригинальную философско-эстетическую концепцию музыки развил Теодор Адорно - немецкий философ, социолог и теоретик музыки. Новые стороны музыкального искусства во французской философско-эстетической литературе XVII-XVШ вв. раскрывают Р.Декарт, М.Мерсенн.
Теоретические и методические аспекты в области музыкальной педагогики освещаются в трудах педагогов Э.Б.Абдуллина, Ю.БАлиева,
О.А.Апраксиной, Л.Г.Аржачниковой, Л.Н.Баренбойма, Д.Б.Кабалевского, Т.С.Комарова, Л.А.Рапацкой, Н.К.Терентьевой, Г.М.Цыпина и др.
В психологическом аспекте исследуемую проблематику изучали такие ученые, как М.М.Бахтин, Л.СВыготский, Л.СЗорилова, Э.В.Ильенков,
B. Г.Кузнецов, А.Н.Леонтьев, Д.С.Лихачев, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов и др.
Закономерности слушательского постижения музыкального искусства исследованы в работах Б.В.Асафьева, М.Г.Арановского, А.В.Денисова,
В.Н.Холоповой и др.
Проблемы восприятия музыки, ее направленности на слушателя стали объектом пристального внимания Э.Жак-Далькроза, З.Кодай, К.Орфа,
В.Н.Шацкой, Б.Л.Яворского и др.
Проблема отбора музыкального материала для слушания и методики обучения школьников освещена в исследованиях Т.С.Бабаджана, Т.А.Вилькорейской, Е.А.Димогло, Е.М.Дубянской, Л.А.Ежова, Н.А.Метлова, Л.Н.Михайловой и др.
Однако, несмотря на определенную степень разработанности, проблема организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков требует наиболее фундаментального исследования.
Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы и вызванные этим трудности в практическом осуществлении педагогического руководства процессом организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков определили выбор темы исследования: «Педагогические условия организации
музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки».
Объект исследования: музыкальное образование в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организация музыкально-слушательской
деятельности младших подростков на уроках музыки.
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность педагогических условий организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: процесс организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки будет более эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
- учет возрастных особенностей младших подростков, как необходимое условие организации процесса музыкально-слушательской деятельности младших подростков;
- использование разнообразных форм, методов организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки;
- подбор содержания музыкально-слушательской деятельности относительно уровня общей и музыкальной (в первую очередь, слушательской) культуры младших подростков.
Задачи исследования:
1) дать характеристику основного понятия исследования: «музыкально-слушательская деятельность»;
2) выявить особенности организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки;
3) теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки.
Методологическую основу исследования составили: принцип
единства чувственного и рационального в познании и творчестве (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, СЛ.Рубинштейн, А.В.Славин и др.); учение о единстве действенной, образной и вербальной форм психического отражения (Дж.Брунер, ЛМ.Веккер и др.); деятельностный подход к изучению психических явлений (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), познавательных способностей (В.Д.Шадриков, Л.В.Черемошкина); концепция регуляции и саморегуляции творческой мыслительной деятельности (Э.Д.Телегина); учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребенка (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин); теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Н.А.Менчинская, М.А.Холодная), личностно-ориентированный и компетентностный подходы в образовании (И.А.Зимняя, Э.Ф.Зеер,
А.А.Плигин, И.С.Якиманская и др.).
Методы исследования. В процессе исследования были использованы методы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение учебно-программной документации по предмету «Музыка»; практические: наблюдение; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
Новизна исследования заключается в том, что в выпускной квалификационной работе теоретически углублены представления об организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков; определены особенности организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков; педагогические условия организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут найти применение в деятельности учителей общеобразовательных школ, преподавателей учреждений дополнительного образования детей, студентов музыкальных факультетов вузов и ссузов педагогической и социально-культурной направленности.
Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заинская основная общеобразовательная школа № 1» Заинского муниципального района Республики Татарстан.
Этапы проведения исследования:
Подготовительный этап (2017 г.): проведение теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической,
искусствоведческой литературы по рассматриваемой проблеме; обоснование темы и определение содержания исследования.
Этап организации и проведения исследования (2017-2018 г.г.): изучение педагогического опыта процесса организации музыкальнослушательской деятельности у младших подростков в процессе учебной деятельности, осуществление экспериментальной работы.
Этап завершения исследования (2018г.): анализ и обобщение
результатов экспериментальной работы, оформление исследования.
Использование потенциала различных видов искусств в воспитании и обучении человека известны издавна. Музыкальное искусство, как эстетическая категория, аккумулирует вкусы, склонности, интересы, мировоззрение личности, его нравственно-этические, исторические, философские, художественно-эстетические взгляды. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступень культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
Роль музыкального искусства в развитии, воспитании личности на сегодняшний день неоднозначна. С одной стороны, его интегрирование в духовную жизнь человека возросло, слушание музыки стало общедоступным с другой, теле- и радио эфир превратили музыкальное искусство в привычный звуковой фон, обесценивая содержание музыкального наследия.
Сегодня молодое поколение почти не слушают настоящей, художественно полноценной серьезной музыки, которая трогала бы их сердца и души. Их привлекает в основном лишь поп- и рок - музыка, рассчитанная на человека с низкой культурой и ограниченными потребностями.
В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого обучающегося. Слушание музыки - самый распространенный и демократичный вид учебной деятельности. Слушать можно публичные концерты с участием профессионалов,
аудиозаписи, разнообразные радио- и телепередачи, посвященные музыке или включающие ее в свой контекст. При этом каждый слушатель, в том числе и ребенок, руководствуется своими потребностями интересами, опирается на собственный жизненный опыт и опыт общения искусством.
Происходящие изменения в сознании современного слушателя требуют дальнейшего изучения воспитательных, формирующих аспектов музыкального искусства. Поэтому особое внимание стоит обратить на взаимодействие молодежи и общества в целом с музыкой. В этой связи особенно значимой становится проблема организации музыкально-слушательской деятельности как способности к духовному личностному обогащению, посредством воспринимаемой музыки, которая оказывает на человека благотворное развивающее и воспитывающее влияние только в том случае, когда он подготовлен для ее восприятия, обладает определенным уровнем развития тех свойств и качеств, которые позволяют диалогически общаться с музыкальным произведением, понимать и переживать его. Такой основой для восприятия и переживания музыки является музыкально-слушательская деятельность.
Сегодня для развития у обучающихся музыкальной отзывчивости и культуры восприятия необходимо целенаправленное и последовательное руководство процессом слушания. При этом для эстетического восприятия музыки важно не только переживать, понимать содержание, следить за его развитием, но и различать форму, важнейшие средства музыкальной выразительности. Д.Б.Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по-настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней.
Организация музыкально-слушательской деятельности как одного из направлений духовного развития представляет собой процесс вхождения личности в новое пространство, ориентирует ее на творческое развитие. В условиях противоречивого воздействия современной музыкальной ситуации на человека, организация музыкально-слушательской деятельности представляется важным стимулом к становлению таких фундаментальных личностных качеств, как эмоционально-ценностное отношение к искусству и явлениям жизни, умение слушать и понимать других, собственное «видение вещей», оценочность и критичность восприятия культурных феноменов, эстетическая и нравственная диспозиции.
Степень изученности проблемы. Проблема музыкального воспитания и обучения всегда привлекала исследователей из различных отраслей науки: музыкознания, психологии, социологии, эстетики, педагогики.
Специфику музыки, как философско-эстетического феномена рассматривали в своих сочинениях ярчайшие представители Древней Греции философ Сократ, философ-мыслитель Аристотель, философ-мистик Пифагор Самосский, философ-целитель «отец медицины» Гиппократ, Римский ритор и первый классик гуманной педагогики М.Ф.Квинтилиан, немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии И.Кант, немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии Г.В.Ф.Гегель, немецкий философ, мыслитель иррационализма, мизантроп
A. Шопенгауэр. Оригинальную философско-эстетическую концепцию музыки развил Теодор Адорно - немецкий философ, социолог и теоретик музыки. Новые стороны музыкального искусства во французской философско-эстетической литературе XVII-XVШ вв. раскрывают Р.Декарт, М.Мерсенн.
Теоретические и методические аспекты в области музыкальной педагогики освещаются в трудах педагогов Э.Б.Абдуллина, Ю.БАлиева,
О.А.Апраксиной, Л.Г.Аржачниковой, Л.Н.Баренбойма, Д.Б.Кабалевского, Т.С.Комарова, Л.А.Рапацкой, Н.К.Терентьевой, Г.М.Цыпина и др.
В психологическом аспекте исследуемую проблематику изучали такие ученые, как М.М.Бахтин, Л.СВыготский, Л.СЗорилова, Э.В.Ильенков,
B. Г.Кузнецов, А.Н.Леонтьев, Д.С.Лихачев, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов и др.
Закономерности слушательского постижения музыкального искусства исследованы в работах Б.В.Асафьева, М.Г.Арановского, А.В.Денисова,
В.Н.Холоповой и др.
Проблемы восприятия музыки, ее направленности на слушателя стали объектом пристального внимания Э.Жак-Далькроза, З.Кодай, К.Орфа,
В.Н.Шацкой, Б.Л.Яворского и др.
Проблема отбора музыкального материала для слушания и методики обучения школьников освещена в исследованиях Т.С.Бабаджана, Т.А.Вилькорейской, Е.А.Димогло, Е.М.Дубянской, Л.А.Ежова, Н.А.Метлова, Л.Н.Михайловой и др.
Однако, несмотря на определенную степень разработанности, проблема организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков требует наиболее фундаментального исследования.
Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы и вызванные этим трудности в практическом осуществлении педагогического руководства процессом организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков определили выбор темы исследования: «Педагогические условия организации
музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки».
Объект исследования: музыкальное образование в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организация музыкально-слушательской
деятельности младших подростков на уроках музыки.
Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность педагогических условий организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: процесс организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки будет более эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
- учет возрастных особенностей младших подростков, как необходимое условие организации процесса музыкально-слушательской деятельности младших подростков;
- использование разнообразных форм, методов организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки;
- подбор содержания музыкально-слушательской деятельности относительно уровня общей и музыкальной (в первую очередь, слушательской) культуры младших подростков.
Задачи исследования:
1) дать характеристику основного понятия исследования: «музыкально-слушательская деятельность»;
2) выявить особенности организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки;
3) теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки.
Методологическую основу исследования составили: принцип
единства чувственного и рационального в познании и творчестве (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, СЛ.Рубинштейн, А.В.Славин и др.); учение о единстве действенной, образной и вербальной форм психического отражения (Дж.Брунер, ЛМ.Веккер и др.); деятельностный подход к изучению психических явлений (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), познавательных способностей (В.Д.Шадриков, Л.В.Черемошкина); концепция регуляции и саморегуляции творческой мыслительной деятельности (Э.Д.Телегина); учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребенка (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин); теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Н.А.Менчинская, М.А.Холодная), личностно-ориентированный и компетентностный подходы в образовании (И.А.Зимняя, Э.Ф.Зеер,
А.А.Плигин, И.С.Якиманская и др.).
Методы исследования. В процессе исследования были использованы методы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение учебно-программной документации по предмету «Музыка»; практические: наблюдение; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
Новизна исследования заключается в том, что в выпускной квалификационной работе теоретически углублены представления об организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков; определены особенности организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков; педагогические условия организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут найти применение в деятельности учителей общеобразовательных школ, преподавателей учреждений дополнительного образования детей, студентов музыкальных факультетов вузов и ссузов педагогической и социально-культурной направленности.
Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заинская основная общеобразовательная школа № 1» Заинского муниципального района Республики Татарстан.
Этапы проведения исследования:
Подготовительный этап (2017 г.): проведение теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической,
искусствоведческой литературы по рассматриваемой проблеме; обоснование темы и определение содержания исследования.
Этап организации и проведения исследования (2017-2018 г.г.): изучение педагогического опыта процесса организации музыкальнослушательской деятельности у младших подростков в процессе учебной деятельности, осуществление экспериментальной работы.
Этап завершения исследования (2018г.): анализ и обобщение
результатов экспериментальной работы, оформление исследования.
Представленная выпускная квалификационная работа на тему «Педагогические условия организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки» позволила определить актуальность проблемы исследования и подтвердить эффективность выдвинутой гипотезы исследования.
1. Одной из проблем музыкального образования детей является формирование музыкально-слушательской компетенции, которая представляет собой культуру «слушания музыки», т.е. эмоциональнорефлексивного отклика, душевной отзывчивости на музыкальное искусство, опирающегося на комплекс музыкальных способностей, музыкальных представлений, творческого воображения, вкуса.
2. При рассмотрении понятия «музыкально-слушательская деятельность» нами была поставлена цель уточнения структуры, содержания и определения понятия. Осмыслена сущность понятий «деятельность», «слушательская деятельность», «музыкальное восприятие» и смысловых единиц, связанных с данными понятиями и помогающие раскрыть сущность основного понятия исследования.
3. В ходе изучения психолого-педагогической литературы в области музыкального образования, мы сделали вывод, что музыкально- слушательская деятельность подразделяется на три вида: музыкальноэстетическую, музыкально-теоретическую и музыкально-историческую.
4. Рассмотрев различные мнения в определении основного понятия исследования мы рассматриваем музыкально-слушательскую деятельность, как умение личности эмоционально и глубоко воспринимать образно- смысловое содержание музыки на основе усвоенных знаний; формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству, накопления интонационно-слухового опыта в освоении высокохудожественных образцов музыкального искусства.
5. Процесс постижения личностью духовного смысла произведений
музыкального искусства, по мнению исследователя Н.С.Ломакиной, активизирует все основные компоненты музыкально-слушательской деятельности: мотивационный, эмоционально-образный, познавательно
интеллектуальный, оценочный, деятельностный.
6. В рамках рассмотрения организации процесса музыкально - слушательской деятельности в школе, рассмотрены психофизиологическое и личностное развитие обучающихся младшего подросткового возраста.
7. Было выявлено, что подростковый возраст называют переходным возрастом, так как в этот период происходит взросление ребенка. Данный период отражается на всех сторонах развития подростка. Интенсивно проявляются познавательные свойства личности, очевидным становится смысл учебы как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию.
8. Важной формой слушательского взаимодействия школьника с музыкой является ее оценка, которая заключается в способности к оцениванию произведений музыкального искусства на основе личного опыта и художественно- эстетических критериев.
9. Постижение школьниками духовного смысла музыки в процессе организации музыкально-слушательской деятельности, способно активизировать все основные компоненты слушательской музыкальной деятельности подростков: мотивационный, эмоциональный, познавательно - интеллектуальный, оценочный, деятельностный.
10. Были рассмотрены условия организации музыкальнослушательской деятельности представленные учёными Э.Б.Абдуллиным, Е.В.Николаевой:
- какая музыка будет изучаться на уроке(народная, классическая, современная);
- с какой целью вводится тот или иной музыкальный образец (например: знакомство, постижение интонационного строя произведения, жанра, стиля или иного средства музыкальной выразительности, изучение
творчества композитора и др.);
- каков уровень общей и музыкальной (в первую очередь, слушательской) деятельности обучающихся данного класса;
- в каком направлении предполагается развитие музыкально - слушательской деятельности обучающихся, расширение их интонационно - слухового опыта;
- каковы возрастные особенности обучающихся, круг их музыкальных интересов и потребностей;
11. Рассмотрели основные целевые установки организации музыкально-слушательской деятельности, которые необходимо учитывать в процессе педагогического руководства музыкально-слушательской деятельностью обучающихся.
12. Для успешной организации музыкально-слушательской деятельности подростков младшего возраста на уроках музыки были апробированы следующие педагогические условия:
- учет возрастных особенностей младших подростков, который является необходимым условием организации процесса музыкальнослушательской деятельности младших школьников;
- использование разнообразных форм, методов организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки;
- подбор содержания музыкально-слушательской деятельности относительно уровня общей и музыкальной (в первую очередь, слушательской) культуры обучающихся.
13. Проверка гипотезы данного исследования подтверждалась в процессе опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ «Заинская основная общеобразовательная школа № 1» Заинского муниципального района РТ.
14. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки, была реализована в три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.
15. В процессе экспериментальной работы для изучения уровня развития слушательской музыкальной культуры младших подростков в ЭГ и КГ нами разработана анкета (интервью) и вопросы викторины (в форме теста) на основе методики исследователя Н.С.Ломакиной «Определение уровня слушательской музыкальной культуры младших подростков».
16. Были определены критерии, показатели оценки, направленные на получение постоянной и объективной информации об уровне слушательской музыкальной культуры младших подростков, которые изменялись под влиянием определенных условий. Представленные критерии обусловили выделение трех уровней развития слушательской музыкальной культуры обучающихся: высокий, средний, низкий.
17. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правильность положений выдвинутой гипотезы, эффективность использования цикла уроков «Музыка» разработанные исследователем Н.С.Ломакиной, базирующейся на идее расширения художественно - педагогического контекста и «выхода за пределы» в процессе обучения и воспитания обучающихся, что проявилась в следующих показателях:
- устойчивые проявления коммуникативных, художественно
эстетических и духовно-нравственных потребностей и мотивов обращения к музыке;
- сформированность ценностных ориентаций общечеловеческой и художественной направленности в области музыкального искусства, таких как духовность, любовь, добро, красота, честь, искренность, мудрость, творчество, профессионализм и др.;
- проявления яркого эмоционального отклика, индивидуального
выражения непосредственных впечатлений при восприятии музыки;
- способность к творческому осмыслению, анализированию
воспринимаемой музыки с точки зрения заключенного в ней смысла, наличием необходимого комплекса музыкальных знаний для полноценного общения с музыкальным искусством;
- умение давать оценку произведению согласно художественноэстетическим критериям;
- личная заинтересованность и самостоятельность в приобретении и использовании знаний и умений в учебной и внеурочной музыкально - слушательской деятельности.
1. Одной из проблем музыкального образования детей является формирование музыкально-слушательской компетенции, которая представляет собой культуру «слушания музыки», т.е. эмоциональнорефлексивного отклика, душевной отзывчивости на музыкальное искусство, опирающегося на комплекс музыкальных способностей, музыкальных представлений, творческого воображения, вкуса.
2. При рассмотрении понятия «музыкально-слушательская деятельность» нами была поставлена цель уточнения структуры, содержания и определения понятия. Осмыслена сущность понятий «деятельность», «слушательская деятельность», «музыкальное восприятие» и смысловых единиц, связанных с данными понятиями и помогающие раскрыть сущность основного понятия исследования.
3. В ходе изучения психолого-педагогической литературы в области музыкального образования, мы сделали вывод, что музыкально- слушательская деятельность подразделяется на три вида: музыкальноэстетическую, музыкально-теоретическую и музыкально-историческую.
4. Рассмотрев различные мнения в определении основного понятия исследования мы рассматриваем музыкально-слушательскую деятельность, как умение личности эмоционально и глубоко воспринимать образно- смысловое содержание музыки на основе усвоенных знаний; формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству, накопления интонационно-слухового опыта в освоении высокохудожественных образцов музыкального искусства.
5. Процесс постижения личностью духовного смысла произведений
музыкального искусства, по мнению исследователя Н.С.Ломакиной, активизирует все основные компоненты музыкально-слушательской деятельности: мотивационный, эмоционально-образный, познавательно
интеллектуальный, оценочный, деятельностный.
6. В рамках рассмотрения организации процесса музыкально - слушательской деятельности в школе, рассмотрены психофизиологическое и личностное развитие обучающихся младшего подросткового возраста.
7. Было выявлено, что подростковый возраст называют переходным возрастом, так как в этот период происходит взросление ребенка. Данный период отражается на всех сторонах развития подростка. Интенсивно проявляются познавательные свойства личности, очевидным становится смысл учебы как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию.
8. Важной формой слушательского взаимодействия школьника с музыкой является ее оценка, которая заключается в способности к оцениванию произведений музыкального искусства на основе личного опыта и художественно- эстетических критериев.
9. Постижение школьниками духовного смысла музыки в процессе организации музыкально-слушательской деятельности, способно активизировать все основные компоненты слушательской музыкальной деятельности подростков: мотивационный, эмоциональный, познавательно - интеллектуальный, оценочный, деятельностный.
10. Были рассмотрены условия организации музыкальнослушательской деятельности представленные учёными Э.Б.Абдуллиным, Е.В.Николаевой:
- какая музыка будет изучаться на уроке(народная, классическая, современная);
- с какой целью вводится тот или иной музыкальный образец (например: знакомство, постижение интонационного строя произведения, жанра, стиля или иного средства музыкальной выразительности, изучение
творчества композитора и др.);
- каков уровень общей и музыкальной (в первую очередь, слушательской) деятельности обучающихся данного класса;
- в каком направлении предполагается развитие музыкально - слушательской деятельности обучающихся, расширение их интонационно - слухового опыта;
- каковы возрастные особенности обучающихся, круг их музыкальных интересов и потребностей;
11. Рассмотрели основные целевые установки организации музыкально-слушательской деятельности, которые необходимо учитывать в процессе педагогического руководства музыкально-слушательской деятельностью обучающихся.
12. Для успешной организации музыкально-слушательской деятельности подростков младшего возраста на уроках музыки были апробированы следующие педагогические условия:
- учет возрастных особенностей младших подростков, который является необходимым условием организации процесса музыкальнослушательской деятельности младших школьников;
- использование разнообразных форм, методов организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки;
- подбор содержания музыкально-слушательской деятельности относительно уровня общей и музыкальной (в первую очередь, слушательской) культуры обучающихся.
13. Проверка гипотезы данного исследования подтверждалась в процессе опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ «Заинская основная общеобразовательная школа № 1» Заинского муниципального района РТ.
14. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий организации музыкально-слушательской деятельности младших подростков на уроках музыки, была реализована в три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.
15. В процессе экспериментальной работы для изучения уровня развития слушательской музыкальной культуры младших подростков в ЭГ и КГ нами разработана анкета (интервью) и вопросы викторины (в форме теста) на основе методики исследователя Н.С.Ломакиной «Определение уровня слушательской музыкальной культуры младших подростков».
16. Были определены критерии, показатели оценки, направленные на получение постоянной и объективной информации об уровне слушательской музыкальной культуры младших подростков, которые изменялись под влиянием определенных условий. Представленные критерии обусловили выделение трех уровней развития слушательской музыкальной культуры обучающихся: высокий, средний, низкий.
17. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правильность положений выдвинутой гипотезы, эффективность использования цикла уроков «Музыка» разработанные исследователем Н.С.Ломакиной, базирующейся на идее расширения художественно - педагогического контекста и «выхода за пределы» в процессе обучения и воспитания обучающихся, что проявилась в следующих показателях:
- устойчивые проявления коммуникативных, художественно
эстетических и духовно-нравственных потребностей и мотивов обращения к музыке;
- сформированность ценностных ориентаций общечеловеческой и художественной направленности в области музыкального искусства, таких как духовность, любовь, добро, красота, честь, искренность, мудрость, творчество, профессионализм и др.;
- проявления яркого эмоционального отклика, индивидуального
выражения непосредственных впечатлений при восприятии музыки;
- способность к творческому осмыслению, анализированию
воспринимаемой музыки с точки зрения заключенного в ней смысла, наличием необходимого комплекса музыкальных знаний для полноценного общения с музыкальным искусством;
- умение давать оценку произведению согласно художественноэстетическим критериям;
- личная заинтересованность и самостоятельность в приобретении и использовании знаний и умений в учебной и внеурочной музыкально - слушательской деятельности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ (НА ПРИМЕРЕ
КОМПОЗИТОРОВ ХХ в.)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Развитие музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста па занятиях в фортепианном классе учреждений дополнительного образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование музыкального вкуса младших школьников посредством вокально-хорового репертуара
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2024 - МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



