ВВЕДЕНИЕ 3-8
Глава 1. Теоретико-правовые основы содержания и законодательного обеспечения конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь 9-34
§ 1.1 Конституционно-правовая основа и содержание права на охрану
здоровья и медицинскую помощь 9-15
§ 1.2 Система законодательства Российской Федерации в сфере охраны
здоровья и медицинской помощи 16-25
§ 1.3. Международно-правовые стандарты в области обеспечения права на
охрану здоровья и медицинскую помощь 26-34
Глава II. Обеспечение и развитие процессов реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации 35-73
§ 2.1. Общие принципы реализации конституционного права на охрану
здоровья и медицинскую помощь 35-58
§ 2.2. Современные гарантии обеспечения и механизмы защиты права на
охрану здоровья и современные биотехногогии 59-69
§ 2.3. Перспективы развития российского законодательства в сфере обеспечения и реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь 70-73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74-76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77-87
Приложение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что экономические преобразования последних лет, напряженная международная обстановка, громкие международные скандалы (связанные, в том числе, с пробами на допинг российских спортсменов), убедительно показывают, что без мер срочного характера, направленных на укрепление здоровья нации, увеличение продолжительности жизни, рождаемости и сокращения смертности страна не может осуществить намеченные цели и задачи, добиться положительных результатов проводимых социальных реформ, достойно выйти из сложившейся международной напряжённости.
Главными причинами, оказывающими негативное влияние на состояние здоровья населения России, являются, - низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение бытовых условий жизни, труда, отдыха, состояние окружающей среды, качество и структура питания, чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, что, естественно, способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
За последние годы общая смертность населения России значительно возросла, и сейчас она в 1,5 раза выше, чем в развитых странах; особенно возросла младенческая смертность, которая на сегодня в 2-3 раза выше, чем в развитых странах Европы и Америки.
Серьезным вызовом для общества стали социально обусловленные болезни, - такие как алкоголизм и наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем и др. В связи с этим, вопрос охраны здоровья населения России является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы.
Конституция Российской Федерации (далее, - РФ) в ст.41 закрепила права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Само понятие охраны здоровья и медицинская помощь очень тесно взаимосвязаны, т.к. несут одну функцию - поддержания и сохранения здоровья человека. Медицинская помощь является одним из главных способов системы охраны здоровья, которая реализуется в России через государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения.
В развитие конституционных положений об охране здоровья граждан и медицинской помощи в Российской Федерации принят целый ряд законодательных и подзаконных нормативных правовых актов на всех уровнях, которые внесли определенный вклад в дело обеспечения защиты прав граждан на охрану здоровья. Главным законодательным актом в сфере охраны здоровья в России Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" .
Само название закона, свидетельствует о том, что в нем закреплены основы законодательства об охране здоровья граждан, его по праву можно считать системообразующим в области здравоохранения. Данный нормативный акт призван не только уточнить правовое положение медицинского работника, урегулировать его профессиональную деятельность, но и стать основой для развития тех перспективных направлений, которые все больше вторгаются в базовые принципы статуса человека и гражданина. Речь идет в первую очередь о новых биотехнологиях, которые охватывают репродуктивные технологии, регенеративную медицину, генотерапию, клонирование, эксперименты с эмбриональными стволовыми клетками, использование пуповинной крови в медицинских целях и др.
Между тем российский законодатель посчитал, что именно данные вопросы должны быть урегулированы специальными нормативными актами.
Анализ, как соответствующих нормативных актов, так и их проектов, показывает, что в них преобладает технологический подход к проблеме, когда происходит лишь описание той или иной медицинской процедуры, вмешательства в организм человека. Защита гражданских прав в документах такого вида уходит на второй план и больше напоминает некий побочный продукт, хотя именно биомедицинские технологии становятся агрессивными по отношению к человеку. Например, все активнее обсуждается внедрение новых достижений в области медицины в практику борьбы с преступностью. В российском законодательстве появилась такая процедура, как химическая кастрация, но и это далеко не предел. Кроме этого, регулярно возникают крупные международные скандалы, связанные с применением допинга на спортивных состязаниях - ярчайший пример использования биотехнологий в общественной жизни.
Многие технологии могут иметь "двойное назначение". Так, эксперименты над стволовыми клетками дают возможность лечить больных шизофренией, рассеянным склерозом, а могут стать основой для косметологии нового. Генетический скрининг позволяет выявлять заболевания на ранней стадии их развития, выявлять предрасположенность к некоторым недугам, однако также может также стать основой для дискриминации.
Еще в 1968 г. Международной конференцией по правам человека в Тегеране было принято Воззвание, в котором отмечалось: "...хотя последние научные открытия и технические достижения открывают широкие перспективы для социально-экономического и культурного прогресса, они могут тем не менее поставить под угрозу осуществление прав и свобод человека и потребуют в связи с этим постоянного внимания"4.
Все вышесказанное и определяет особую актуальность комплексного юридического исследования конституционно-правового регулирования охраны здоровья населения в Российской Федерации, а также порядка урегулирования отношений, связанных с биотехнологиями.
Степень научной разработанности темы. Российская юридическая наука внесла определенный вклад в развитие правовой основы охраны здоровья и медицинского обеспечения в стране. Тема исследования социально значима и носит многогранный, комплексный характер. Система охраны здоровья в России регулируется целым рядом отраслей права - конституционным, административным, гражданским, уголовным, экологическим, трудовым и др. Огромный вклад в развитие юридической науки в сфере охраны здоровья внесли российские и зарубежные ученые юристы на всех этапах ее становления.
Различным аспектам вопросов организации и управления здравоохранением, развитием биотехнологий посвящено значительное количество специальных исследований. При написании данного квалификационного исследования нами были изучены некоторые из них, в частности рассматривались в трудах Акопова В.И., Алексеева С.С., Артемьева Ф.А., Блохина Н.Н., Бенедиктова Д.Д., Гончарова Н.Г., Гецманова И.В., Гладун З.С., Глушкова С.И., Грицака Е.Н., Дупленко Ю.К., Еллинеко Г., Ковнера С., Кутафина О.Е., Лисицына Ю.П., Лукашова Е.А., Лучина В.О., Мирский М.Б., Морозова Л.А., Печникова О.Г., Пищита А.Н., Рудинский Ф.М., Сальников В.П., Стеценко С.Г. Самойлова О.В., Сорокина T.C., Стеценко С.Г., Тихомирова Ю.А., Чвиквадзе В.М., Чистякова О.И., Щепина О.П. и других.
Объектом диссертационного исследования выступают урегулированные норами права общественные отношения, возникающие между субъектами правового регулирования, в процессе охраны здоровья и оказания медицинской помощи гражданам в Российской Федерации, а также влияние современных биотехнологий на общественную жизнь, в том числе на процессы оказания медицинской помощи населению.
Предметом диссертационного исследования являются нормы права, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья, закрепленные в Конституции РФ, в международно-правовых актах, в отечественном законодательстве о здравоохранении и медицинском обеспечении, а также нормативные акты, определяющие юридический механизм реализации прав и обязанностей субъектами отношений в сфере охраны здоровья и медицинской помощи.
Цель магистерской диссертационной работы. Целью является системное, комплексное, междисциплинарное, научно-правовое исследование конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь во взаимосвязи с другими социальными правами, анализ и исследование законодательства об охране здоровья в Российской Федерации, изучение проблем реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, и влияние современных биотехнологий на общественную жизнь.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы исследования: диалектико-логический, структурно-функциональный, системный, аналитический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы.
Основное внимание было сосредоточено на исследовании способов реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь на федеральном, региональном и муниципальном уровне, на системе государственных гарантий охраны здоровья и медицинской помощи.
Выводы сформулированы с учетом того, что цель права на охрану здоровья и медицинскую помощь, как одного из главных конституционных социальных прав, состоит в том, чтобы дать каждому человеку возможность сохранения здоровья посредством использования всех доступных обществу средств экономического, социального и медицинского характера в случае заболевания или увечья, а также увеличить доступность использования биотехнологий для лечения и диагностики состояния здоровья.
Структура работы определяется объектом, предметом, целью, задачами исследования и включает введение, две главы, включающие шесть параграфов, заключение, список использованных нормативных правовых актов и научной литературы.
Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные положения и выводы.
Право на охрану здоровья закрепляется в Конституции РФ в полном соответствии с международно-правовыми стандартами в области охраны здоровья. Для более эффективного обеспечения права на охрану здоровья граждан РФ требуется учёт опыта конституционного обеспечения данного права в зарубежных странах.
Специфика нормативного содержания права на охрану здоровья во многом определяется сочетанием публичных и частно-правовых начал в процессе правового регулирования отношений по охране здоровья и в соответствующем правовом институте, который носит комплексный, многоотраслевой характер. При всей важности норм гражданского, административного, других отраслей права ведущая роль в институте охраны здоровья принадлежит нормам конституционного права .
Субъективное право на охрану здоровья и медицинскую помощь - совокупность правомочий по использованию в своих интересах комплекса гарантированных законом мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение, укрепление или восстановление здоровья.
Исходя из изложенных положений действующего законодательства об охране здоровья и современных биотехнологиях, можно сделать вывод, что законодательства об охране здоровья является сложной, комплексной системой, включающей в себя как декларативные, рамочные нормативно-правовые акты, специфические акты сугубо медицинской направленности, однако уточняющие и конкретизирующие положения о некоторых процессах и процедурах мероприятий по охране здоровья.
Так, анализ комплексного содержания права на охрану здоровья и медицинскую помощь, позволяет включить в них право на охрану труда и право на отдых, право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, право на социальное страхование и право на оказание квалифицированной медицинской помощи, а также в целом право на жизнь. Реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь осуществляется государством через различные сферы и отрасли, но в основном через систему отрасли здравоохранения .
Полагаю, что основными задачами государства в вопросе реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь являются: полное всестороннее нормативно-правовое регулирование процесса реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь на федеральном, региональном и муниципальном уровне; обеспечение прочной правовой и организационной основы деятельности государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; создание необходимых организационно-правовых условий для надежной защиты конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, используя для этого как судебные, так и досудебные способы защиты;
Необходимо отметить, что в исследовании изучен юридический институт медицинского страхования, который является неотъемлемой составной частью государственной системы реализации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, и который обеспечивает реализацию деятельности государства по охране здоровья, позволяя каждому гражданину РФ реализовать свое право на охрану здоровья.
Определена необходимость дальнейшего развития биотехнологий, как перспективного направления в медицине, позволяющего значительно ускорить научно-технический прогресс, решить ряд задач, связанных с предупреждением, выявлением, профилактикой и лечением малоизученных заболеваний. В связи с этим затронут вопрос об этике использования биотехнологий в общественной жизни, так как непродуманное применение данных технологий может повлиять на сложившееся положение человека и гражданина в обществе, на общественный порядок.
Подробно описана система действующего законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья и медицинской помощи.
В целом, изучив текущую ситуацию, касающуюся права на охрану здоровья и современные биотехнологии в России, изучив примеры международного регулирования, а также перспективы развития законодательства, можно сформулировать, что система законодательства, так или иначе регулирующая вопросы охраны здоровья, обширна. Вопрос охраны здоровья затрагивает все отрасли российского права, являясь по-настоящему вопросом первостепенного значения, требующим всестороннего изучения и своевременного регулирования. Указанная система состоит из нормативных актов всех уровней, большое внимание уделяется вопросам системы гарантированности медицинской помощи, вопросам создания и совершенствования современных, высокотехнологичных способов лечения, поддержания уровня здоровья граждан на должном, высоком уровне. Об этом регулярно высказываются как Президент России, так и Правительство РФ, что свидетельствует о понимании важности и актуальности затрагиваемого вопроса
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». «Российская газета» от 4 марта 1997 г. № 43-44.
3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Российская газета.
2011. 23 ноября.
4. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1). Утратил силу.
5. Федеральный закон от 20.07.2012 N 125-ФЗ (ред. от 23.05.2016, с изм. от 19.12.2016) "О донорстве крови и ее компонентов" // "Российская газета", N 166, 23.07.2012
6. Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 19.12.2016) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" // "Собрание законодательства РФ", 21.09.1998, N 38, ст. 4736.
7. Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ", 25.06.2001, N 26, ст. 2581.
8. Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ", 03.04.1995, N 14, ст. 1212.
9. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О наркотических средствах и психотропных веществах" // "Собрание законодательства РФ", 12.01.1998, N 2, ст. 219.
10. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.12.2010, N 49, ст. 6422
11. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.
12. Федеральный законо от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 1 (ч.1) ст.21, 29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.1), ст.3418; N 30 (ч.П), ст.3616; N 44, ст.4984; N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17) Электронный ресурс - URL: http://docs.cntd.ru/document/90221720 (дата обращения 15.04.2018 г.)
13. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". // "Собрание законодательства РФ",
03.08.1998, N 31, ст. 3803.
14. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
15. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ" О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
16. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" // Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965, "Собрание законодательства РФ", 13.01.2014, N 2 (часть II) (поправка)
17. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
18. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"// "Собрание законодательства РФ", 19.04.2010, N 16, ст. 1815.
19. Федеральный закон N 15-ФЗ от 23.02.2013 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" // "Собрание законодательства РФ", 25.02.2013, N 8, ст. 721.
20. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // "Собрание законодательства РФ", 05.04.1999, N 14, ст. 1650.
21. Указ Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета, 9 мая 2018 г.
22. Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" // "Собрание законодательства РФ", 14.06.2010, N 24, ст. 3015.
23. Постановление Правительства РФ от 26.07.2012 N 770 "Об особенностях выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда" // "Собрание законодательства РФ", 06.08.2012, N 32, ст. 4557.
24. Приказ Минздрава России от 27.02.2016 N 132н "О Требованиях к
размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2016 N 41485) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти", N 18, 02.05.2016.
25. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"// "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 36, 06.09.2010.
26. Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2016 N 2229-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» // "Собрание законодательства РФ", 31.10.2016, N 44, ст. 6177.
27. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1517 "О государственном регулировании цен на медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи"// "Собрание законодательства РФ", 11.01.2016, N 2 (часть I), ст. 390.
28. Постановление Правительства РФ от 08.12.2017 № 1492 “ О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов // "Собрание законодательства РФ", 18.12.2017, N 51, ст. 7806.
29. Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 N 1403 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" // "Собрание законодательства РФ", 02.01.2017, N 1 (Часть I), ст. 159.
30. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2580-р «Об
утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской
Федерации на период до 2025 года» // "Собрание законодательства РФ",
14.01.2013, N 2, ст. 111.
31. Постановление Г лавного государственного санитарного врача РФ от 08.06.2015 N 20 "Об утверждении СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах" // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 42,
32. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2580-р «Об
утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской
Федерации на период до 2025 года» // "Собрание законодательства РФ",
14.01.2013, N 2, ст. 111.
33. Постановление Правительства РФ от 17.10.2006 N 613 "О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы" // "Собрание законодательства РФ", 30.10.2006, N 44, ст. 4589.
34. "ВП-П8-2322. Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года" (утв. Правительством РФ
24.04.2012 N 1853п-П8).
35. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 305 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы" // «Собрание законодательства РФ", 05.05.2014, N 18 (часть I), ст. 2152.
36. Распоряжение Правительства РФ от 03.12.2012 N 2237-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы» // "Собрание законодательства РФ", 10.12.2012, N 50 (ч. 6), ст. 7089.
37. Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2013 N 267-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения» // "Собрание законодательства РФ", 04.03.2013, N 9, ст. 1014.
38. Приказ Минздрава России от 27.02.2016 N 132н "О Требованиях к
размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2016 N 41485) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти", N 18, 02.05.2016.
39. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 N 2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» // "Собрание законодательства РФ", 11.01.2010, N 2, ст. 264.
40. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года» // "Собрание законодательства РФ",
14.01.2013, N 2, ст. 111.
41. Распоряжение Правительства РФ от 03.12.2012 N 2237-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы» // "Собрание законодательства РФ", 10.12.2012, N 50 (ч. 6), ст. 7089.
42. Приказ Минздрава России от 30.09.2013 N 677 "Об утверждении Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года" [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс // URL: http://base.consultant.ru
43. Об утверждении базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств (препаратов) для медицинского применения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения: Приказ Минздрава России от 30.12.2014 № 962 [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс // URL: http://base.consultant.ru/.
44. "Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации" (утв. ФСКН России 16.10.2009) [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс // URL: http://base.consultant.ru.
45. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", N 27, 06.07.1998, ст. 3198.
46. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2017 г. N 1084 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
II. Международные нормативные акты.
1. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака" (Заключена в г. Женеве 21.05.2003) // Документ вступил в силу для России 1 сентября 2008 года ("Собрание законодательства РФ", 17.11.2008, N 46).
2. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946) [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс // URL: http://base.consultant.ru/.
3. Всеобщая декларация прав человека.10 дек. 1948 г. // Права человека. Сборник международных документов / Под общей ред. Г.М. Мелкова. - М.,1998. - С.12-17.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Ведомости Верховного Совета СССР.- 1976. - №17. - Ст.291.
5. Международный пакт о гражданских и политических правах// Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - №17. - Ст. 291.
6. Asbjorn Eide, Catarine Krause. Economic, Social and Cultural rights. London, 1995
7. Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. - Саратов, 1999. - С. 148149.
8. Карташкин В.А., Лукашева Е.А. Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М., 1997. - С.341.
9. Социальное государство и защита прав человека/ Под общей ред. Е.А. Лукашевой. - М.,1994. - С. 47.
10. Primary Health Care. Report of the International Conference on Primary Health Care, Alma-Ata, USSR, 6-12 September 1978, WHO, 1978, p.2.
11. Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.,
1999. С. 79.
III. Специальная литература
1. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., З-46
2017. - 170 с. Л.И. Агеева, Г.А. Александрова, Н.М. Зайченко, Г.Н. Кириллова, С.А. Леонов, Е.В. Огрызко, И.А. Титова, Т.Л. Харькова, В.Ж. Чумарина, Е.М. Шубочкина 2017 Статистический сборник, Москва - 2017.
2. Настепанина Анастасия Анатольевна. Гарантии и способы
защиты права граждан на охрану здоровья в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. №4. URL:
https://cyberleninka.ra/article/n/garantii-i-sposoby-zaschity-prava-grazhdan-na- ohranu-zdorovya-v-rossiyskoy-federatsii.
3. Демина А.В., Нуреддинова А.Н. Современнные биотехнологии медицине // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. №12
4. Тимофеев И. В. Внесудебные формы защиты конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Вестник БГУ, № 2, 2014.
5. Грачева Т.Ю., Пучкова В.В., Корнеева О.В., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
6. Статья: Неоказание помощи больному: теоретические аспекты и правоприменительная практика (Цыганова О.А., Ившин И.В.) ("Медицинское право", 2014, N 6).
7. Кирилловых А. А. Охрана здоровья граждан: современные законодательные ориентиры // Законодательство и экономика, № 4, 2012.
8. Колоцей И. А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как конституционная ценность: Ав-тореф. дисс. ... канд. наук. - М., 2010.
9. Борисов Ю. Генетика поведение человека: этический контекст // Человек. 2009.
10. Лисеев И.К. Идеи P.C. Карпинской и философия биологии сегодня // Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. М., 2008.
12. Головистикова А. Н. Право на охрану здоровья и
медицинскую помощь // Адвокат, № 1, 2007.
13. Кавалеров Ю.Ю. Судебная защита конституционного права человека на медицинскую помощь в Российской Федерации. Автореф. Дис. канд. юр. наук. Москва, 2006 г.
14. Антоненко А. Ф. Конституционное право граждан на
медицинскую помощь: содержание и проблемы реализации: Дис. докт. юрид. наук. - Владивосток, 2006.
15. Литовка А.Б. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Автореф. Дис.канд. юр. наук. Москва, 2005 г.
16. Постатейный комментарий к Конституции Российской
Федерации / Под ред. В. Д. Карповича. - М.: Юрайт-М, Новая правовая культура, 2002.
17. Конституционное право: Учебник Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — 464 с.
18. Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России:
трудный путь к свободе. - Ростов н/Д., 1996. - С.73-75.
IV. Материалы судебной практики.
1. Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2015 N 1275-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зубкова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав частями 2, 3 и 4 статьи 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 5, 2015.
V. Электронные ресурсы.
1. «Мигранты не спасут: россиян все меньше», Газета.ру: 28 марта 2018 [Электрон. ресурс] https://www.gazeta.rU/business/2018/03/27/11698027.shtml (дата обращения
12.02.2018 г.).
2. «Ограничение поставок американских лекарств приведет к гибели
тысяч россиян» // MK.RU [Электрон. ресурс]
http://www.mk.ru/social/health/2018/04/13/ogranichenie-postavok-amerikanskikh- lekarstv-privedet-k-gibeli-tysyach-rossiyan.html (Дата обращения 13.04.2018 г.)
3. «Скворцова: доля высокотехнологичной медпомощи в детской хирургии выросла почти в 2,5 раза» [Электронный ресурс] - URL: / http://tass.ru/obschestvo/5140176 (дата обращения 19 апреля 2018 г.)
4. «Минздрав предложит преобразование системы ОМС». Новости - в России и мире от 24.05.2018 г. [Электронный ресурс] - URL: https://www. tass.ru (дата обращения 23.03.2018 г.)
5. «Путин: каждый россиянин должен нести ответственность за состояние своего здоровья», 16 марта 2018 г. // Tass.ru [Электрон. ресурс] / http://tass.ru/obschestvo/5037629. (Дата обращения 22.04.2018 г.)