ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА В
ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА 8
§ 1. Сущность и общая характеристика норм европейского права 8
§ 2. Реализация норм Европейской Конвенции по защите прав и основных
свобод в российском законодательстве 15
§ 3. Прецедентный характер решений Европейского суда по правам
человека 23
ГЛАВА II. ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И СООТНОШЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РОССИЙСКОГО ПРАВА 38
§ 1. Юридическая природа и характер решений Европейского суда по
правам человека 38
§ 2. Механизм реализации решений Европейского суда 51
§ 3. Влияние решений Европейского суда на российское законодательство и
правоприменительную практику 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА В
ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА 8
§ 1. Сущность и общая характеристика норм европейского права 8
§ 2. Реализация норм Европейской Конвенции по защите прав и основных
свобод в российском законодательстве 15
§ 3. Прецедентный характер решений Европейского суда по правам
человека 23
ГЛАВА II. ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И СООТНОШЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РОССИЙСКОГО ПРАВА 38
§ 1. Юридическая природа и характер решений Европейского суда по
правам человека 38
§ 2. Механизм реализации решений Европейского суда 51
§ 3. Влияние решений Европейского суда на российское законодательство и
правоприменительную практику 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
За прошедшее десятилетие в науке международного права значительно возрос интерес к проблематике юридической природы постановлений Европейского суда по правам человека и их правовых последствий во внутреннем правопорядке государств-членов Совета Европы. Это объясняется изменениями, которые произошли в этот период на европейском континенте и эволюцией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод . Возросло количество государств, участвующих в действии контрольного механизма Конвенции.
Российская Федерация, став полноправным членом Совета Европы, присоединилась в полном объеме к защитным механизмам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод с 5 мая 1998 г. Ратификация Россией Конвенции и признание обязательной юрисдикции Европейского Суда позволяют всем лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации (независимо от их гражданства), обращаться при соблюдении ряда условий в Европейский Суд по правам человека (далее ЕСПЧ) за защитой своих прав, которые они полагают нарушенными государством.
Российская Федерация на протяжении почти 10 последних лет занимала первое место и по количеству ежегодных обращений в Страсбург, и по количеству дел, находящихся на рассмотрении в Европейском Суде.
В период с 2007 по 2017 год в отношении России Европейским судом по правам человека было вынесено более 500 постановлений по существу. Сегодня Россия по количеству жалоб в Европейский суд по правам человека занимает второе место, при этом более 90% жалоб отклоняются в связи с неисполнением формальных требований к оформлению жалоб .
Ежегодно ЕСПЧ рассматривает более 40 тыс. обращений, из них более 6 тыс. подают российские граждане .
Становится очевидным, что на сегодняшнем этапе развития практики вынесения постановлений Судом в отношении России правовой анализ данных актов должен проводиться не только и не столько для уяснения правовой позиции Суда о допущенных нарушениях, сколько для определения содержания последствий, которые влечет каждое отдельное постановление, и системы мер, которые Россия обязана принять в результате привлечения ее к международно-правовой ответственности за нарушение прав человека и для выполнения общих обязательств по Конвенции - обеспечивать права и свободы, ею гарантированные.
Главное значение ЕКПЧ для России состоит в том, чтобы граждане могли пользоваться европейскими стандартами прав человека в повседневной жизни. Между тем, необходимо признать, что в настоящее время сама идея применения ЕКПЧ в российском судебном процессе неадекватно воспринимается судьями. Не ясны так же и механизмы такого применения. Возникает множество вопросов: это и место ЕКПЧ в российской правовой системе, и статус прецедентных постановлений ЕСПЧ для российской правовой системы, и способы их учета при рассмотрении конкретных дел.
Несмотря на то, что Конвенция предусматривает целый комплекс прав человека и основных свобод, центральное место в ней все же отведено правовым основаниям ограничения права на свободу и личную неприкосновенность, гарантиям права на справедливое судебное разбирательство и назначения наказания исключительно на основании закона. По данным Секретариата ЕСПЧ, количество обращений, касающихся уголовно-процессуальной тематики, превышает объем жалоб гражданскоправового характера и более обширно «тематически» .
Решения международных органов различны по форме и юридической силе; они могут быть обязательны для государства и его органов и в случае их неисполнения к государству могут быть применены санкции. Вместе с тем каждое государство суверенно - и суверенитет предполагает самостоятельное решение государством вопросов установления механизма реализации решений международных органов. Это обстоятельство обусловливаем необходимость общетеоретического осмысления и возможностей национальной правовой системы и реальных процессов реализации международно-правовых актов в том или ином ее звене.
Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты и международные документы. К международным правовым актам относятся Устав ООН, Устав Совета Европы и Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод 1950 г, являющаяся учредительным актом ЕСПЧ. Также используются многочисленные договоры в сфере защиты прав человека, как универсальные, так и региональные, практика ЕСПЧ по применению положений Конвенции, внутренние акты ЕСПЧ (его регламент), а также различные документы, принимаемые Парламентской Ассамблеей Совета Европы, Комитетом Министров Совета Европы, и иные акты.
Теоретической основой работы служат научные труды отечественных и зарубежных ученых, как по общим вопросам международного права, так и по вопросам международного права прав человека, международного процессуального права, международных судебных учреждений, права международных организаций, таких как Л.Б.Алексеева, А.М.Барнашов, Л.Вильдхабер, А.И.Ковлер, В.В.Лазарев, М.Лобов, С.Г.Стоякин, В.А.Туманов и др.
Объект исследования составили международные документы, как региональные, так и универсальные, в сфере прав человека, практика контрольного механизма, в особенности Европейского Суда по правам человека, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., отечественная и зарубежная доктрина о правах человека.
Предмет исследования состоял в анализе международно-правовой природы и международно-правового статуса Европейского Суда по правам человека, его деятельности по применению положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., его влияния на развитие универсальных прав человека, на эффективность международных правовых норм в сфере прав человека и на создание и развитие механизмов и процедур по защите прав человека.
Целью исследования стал анализ нормативных актов, регулирующих правовую природу, юрисдикцию и деятельность Европейского суда по правам человека.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод как основу современных стандартов в области прав человека;
- проанализировать реализацию норм европейского права как объективного проявления политико-правовой действительности европейских стран;
- раскрыть теоретико-правовое содержание понятия
«судебный прецедент» ЕСПЧ как целостной категории на основе имеющихся общетеоретических подходов и практики международных судебных органов;
- изучить прецедентное право Европейского суда и его влияние на правовую систему Российской Федерации;
- определить правовые основы взаимодействия международного и внутригосударственного права России в сфере отношений с участием субъектов национального права.
Методологической основой работы стали общенаучные и частнонаучные методы исследования: исторический, формально-логический,
сравнительно-правовой, структурно-системный, аналитический.
Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Российская Федерация, став полноправным членом Совета Европы, присоединилась в полном объеме к защитным механизмам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод с 5 мая 1998 г. Ратификация Россией Конвенции и признание обязательной юрисдикции Европейского Суда позволяют всем лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации (независимо от их гражданства), обращаться при соблюдении ряда условий в Европейский Суд по правам человека (далее ЕСПЧ) за защитой своих прав, которые они полагают нарушенными государством.
Российская Федерация на протяжении почти 10 последних лет занимала первое место и по количеству ежегодных обращений в Страсбург, и по количеству дел, находящихся на рассмотрении в Европейском Суде.
В период с 2007 по 2017 год в отношении России Европейским судом по правам человека было вынесено более 500 постановлений по существу. Сегодня Россия по количеству жалоб в Европейский суд по правам человека занимает второе место, при этом более 90% жалоб отклоняются в связи с неисполнением формальных требований к оформлению жалоб .
Ежегодно ЕСПЧ рассматривает более 40 тыс. обращений, из них более 6 тыс. подают российские граждане .
Становится очевидным, что на сегодняшнем этапе развития практики вынесения постановлений Судом в отношении России правовой анализ данных актов должен проводиться не только и не столько для уяснения правовой позиции Суда о допущенных нарушениях, сколько для определения содержания последствий, которые влечет каждое отдельное постановление, и системы мер, которые Россия обязана принять в результате привлечения ее к международно-правовой ответственности за нарушение прав человека и для выполнения общих обязательств по Конвенции - обеспечивать права и свободы, ею гарантированные.
Главное значение ЕКПЧ для России состоит в том, чтобы граждане могли пользоваться европейскими стандартами прав человека в повседневной жизни. Между тем, необходимо признать, что в настоящее время сама идея применения ЕКПЧ в российском судебном процессе неадекватно воспринимается судьями. Не ясны так же и механизмы такого применения. Возникает множество вопросов: это и место ЕКПЧ в российской правовой системе, и статус прецедентных постановлений ЕСПЧ для российской правовой системы, и способы их учета при рассмотрении конкретных дел.
Несмотря на то, что Конвенция предусматривает целый комплекс прав человека и основных свобод, центральное место в ней все же отведено правовым основаниям ограничения права на свободу и личную неприкосновенность, гарантиям права на справедливое судебное разбирательство и назначения наказания исключительно на основании закона. По данным Секретариата ЕСПЧ, количество обращений, касающихся уголовно-процессуальной тематики, превышает объем жалоб гражданскоправового характера и более обширно «тематически» .
Решения международных органов различны по форме и юридической силе; они могут быть обязательны для государства и его органов и в случае их неисполнения к государству могут быть применены санкции. Вместе с тем каждое государство суверенно - и суверенитет предполагает самостоятельное решение государством вопросов установления механизма реализации решений международных органов. Это обстоятельство обусловливаем необходимость общетеоретического осмысления и возможностей национальной правовой системы и реальных процессов реализации международно-правовых актов в том или ином ее звене.
Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты и международные документы. К международным правовым актам относятся Устав ООН, Устав Совета Европы и Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод 1950 г, являющаяся учредительным актом ЕСПЧ. Также используются многочисленные договоры в сфере защиты прав человека, как универсальные, так и региональные, практика ЕСПЧ по применению положений Конвенции, внутренние акты ЕСПЧ (его регламент), а также различные документы, принимаемые Парламентской Ассамблеей Совета Европы, Комитетом Министров Совета Европы, и иные акты.
Теоретической основой работы служат научные труды отечественных и зарубежных ученых, как по общим вопросам международного права, так и по вопросам международного права прав человека, международного процессуального права, международных судебных учреждений, права международных организаций, таких как Л.Б.Алексеева, А.М.Барнашов, Л.Вильдхабер, А.И.Ковлер, В.В.Лазарев, М.Лобов, С.Г.Стоякин, В.А.Туманов и др.
Объект исследования составили международные документы, как региональные, так и универсальные, в сфере прав человека, практика контрольного механизма, в особенности Европейского Суда по правам человека, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., отечественная и зарубежная доктрина о правах человека.
Предмет исследования состоял в анализе международно-правовой природы и международно-правового статуса Европейского Суда по правам человека, его деятельности по применению положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., его влияния на развитие универсальных прав человека, на эффективность международных правовых норм в сфере прав человека и на создание и развитие механизмов и процедур по защите прав человека.
Целью исследования стал анализ нормативных актов, регулирующих правовую природу, юрисдикцию и деятельность Европейского суда по правам человека.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод как основу современных стандартов в области прав человека;
- проанализировать реализацию норм европейского права как объективного проявления политико-правовой действительности европейских стран;
- раскрыть теоретико-правовое содержание понятия
«судебный прецедент» ЕСПЧ как целостной категории на основе имеющихся общетеоретических подходов и практики международных судебных органов;
- изучить прецедентное право Европейского суда и его влияние на правовую систему Российской Федерации;
- определить правовые основы взаимодействия международного и внутригосударственного права России в сфере отношений с участием субъектов национального права.
Методологической основой работы стали общенаучные и частнонаучные методы исследования: исторический, формально-логический,
сравнительно-правовой, структурно-системный, аналитический.
Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Нашей стране удалось многое сделать по имплементации европейских норм в российскую правовую систему. В результате ратификации Российской Федерации основных европейских конвенций по защите прав человека фактически все их принципы и нормы стали составной частью российского законодательства, регулирующего судопроизводство. Им, как и положениям других международных договоров и соглашений, участником которых является Россия, отдается предпочтение по сравнению с нормами федерального законодательства. Однако, как показывает практика, чтобы европейские нормы действовали полноценно и эффективно, необходимо непосредственное включение их в российские законодательные акты и создание соответствующего механизма реализации этих норм.
За последние годы радикально обновилось гражданское, уголовное, административное и арбитражное процессуальное законодательство, направленное на совершенствование судопроизводства, усиление судебной ответственности органов государственной власти и должностных лиц за соблюдение прав человека, наделение судов более широкими полномочиями контроля, повышение доступности правосудия.
Последствиями принятых Европейским судом решений является изменение законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики, поэтому уже сегодня можно говорить об эффективности данного «наднационального» органа. Однако существуют проблемы, не решенные государством в этой области.
Первая из них - недостаточный объем информации о деятельности Европейского Суда по правам человека, а также неточный перевод самих текстов решений, суть которых необходимо доводить не только до правоприменителя, но и до любого гражданина точно таким же образом, как и доводятся до сведения законы, принимаемые законодательным органом Российской Федерации. То есть, необходимо принятие закона «Об опубликовании решений Европейского Суда по правам человека».
Вторая проблема - при наличии достаточной информации не всякий гражданин, чьи права нарушены, будет обращаться в Европейский Суд из-за того, что в массовом сознании данный путь сродни диссидентскому, так как Россия не присоединилась к Европейскому соглашению о лицах, участвующих в заседаниях Европейского суда по правам человека.
Таким образом, процесс имплементации Конвенции о защите прав человека и основных свобод в национальное законодательство путем принятия федерального закона о внесении изменений в законодательные акты России не предусмотрел всего спектра задач, стоящих перед государством по выполнению данного международного обязательства.
Достаточно развернутый перечень процессуальных гарантий, призванных обеспечить справедливость судебного разбирательства «на основе полного равенства», предусмотрен ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.
Пожалуй, наиболее полный перечень международных стандартов «справедливого суда» можно найти в прецедентной практике Европейского суда по правам человека. К ним относятся:
- Рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом.
- Разбирательство дела в разумный срок.
- Публичность судебного разбирательства, допускающая ограничения по соображениям морали, общественного порядка, государственной безопасности в демократическом обществе, а также в интересах несовершеннолетних, для защиты частной жизни и интересов правосудия; при этом во всех случаях судебное решение объявляется публично.
- Признание обвиняемого невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком.
- Наделение обвиняемого как минимум следующими правами: быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения; иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты; защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, иметь назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него; пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.
Таким образом, понимание справедливости судебного разбирательства с позиций Европейской конвенции и прецедентного толкования ее положений Европейским судом по правам человека связано с процедурным аспектом правосудия.
За последние годы радикально обновилось гражданское, уголовное, административное и арбитражное процессуальное законодательство, направленное на совершенствование судопроизводства, усиление судебной ответственности органов государственной власти и должностных лиц за соблюдение прав человека, наделение судов более широкими полномочиями контроля, повышение доступности правосудия.
Последствиями принятых Европейским судом решений является изменение законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики, поэтому уже сегодня можно говорить об эффективности данного «наднационального» органа. Однако существуют проблемы, не решенные государством в этой области.
Первая из них - недостаточный объем информации о деятельности Европейского Суда по правам человека, а также неточный перевод самих текстов решений, суть которых необходимо доводить не только до правоприменителя, но и до любого гражданина точно таким же образом, как и доводятся до сведения законы, принимаемые законодательным органом Российской Федерации. То есть, необходимо принятие закона «Об опубликовании решений Европейского Суда по правам человека».
Вторая проблема - при наличии достаточной информации не всякий гражданин, чьи права нарушены, будет обращаться в Европейский Суд из-за того, что в массовом сознании данный путь сродни диссидентскому, так как Россия не присоединилась к Европейскому соглашению о лицах, участвующих в заседаниях Европейского суда по правам человека.
Таким образом, процесс имплементации Конвенции о защите прав человека и основных свобод в национальное законодательство путем принятия федерального закона о внесении изменений в законодательные акты России не предусмотрел всего спектра задач, стоящих перед государством по выполнению данного международного обязательства.
Достаточно развернутый перечень процессуальных гарантий, призванных обеспечить справедливость судебного разбирательства «на основе полного равенства», предусмотрен ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.
Пожалуй, наиболее полный перечень международных стандартов «справедливого суда» можно найти в прецедентной практике Европейского суда по правам человека. К ним относятся:
- Рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом.
- Разбирательство дела в разумный срок.
- Публичность судебного разбирательства, допускающая ограничения по соображениям морали, общественного порядка, государственной безопасности в демократическом обществе, а также в интересах несовершеннолетних, для защиты частной жизни и интересов правосудия; при этом во всех случаях судебное решение объявляется публично.
- Признание обвиняемого невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком.
- Наделение обвиняемого как минимум следующими правами: быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения; иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты; защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, иметь назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него; пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.
Таким образом, понимание справедливости судебного разбирательства с позиций Европейской конвенции и прецедентного толкования ее положений Европейским судом по правам человека связано с процедурным аспектом правосудия.
Подобные работы
- Международно-правовой статус Европейского Суда по правам человека
Магистерская диссертация, международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Институт индивидуальной жалобы в Европейский суд по правам человека
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Порядок производства в Европейском суде по правам человека
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Порядок производства в Европейском суде по правам человека
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Действие решений Европейского Суда по правам человека в национальной правовой системе в свете практики Федерального Конституционного Суда Германии и Конституционного Суда России
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - Реформирование гражданского процесса в контексте правовых позиций Европейского суда по правам человека
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Применение правовых позиций ЕСПЧ в практике арбитражных судов РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020



