Введение .................................................................................................... 3
Глава 1. Развитие живописи на рубеже XVII–XVIII веков .................. 6
1.1. Изменения, произошедшие в технике живописи ................. 6
1.2. Вклад иностранных художников в формировании русской
живописной школы ..................................................................
1.3. Институт пансионерства .........................................................
9
13
Глава 2. Особенности русского портрета Петровской эпохи ............... 15
2.1. Предшественница портрета .................................................... 15
2.2. Типы портретов ........................................................................ 18
Глава 3. Методические принципы обучения художественной
культуре по теме «Портретное искусство Петровской
эпохи». Конспекты уроков по данной теме ............................
25
Заключение ................................................................................................ 38
Список использованной литературы ...................................................... 40
... Актуальность данной темы заключается в том, что этот этап развития живописи представляет собой новое направление в российской культуре. В этот период европейские традиции получили переосмысление на русской почве и на основании этой особенности мы можем судить об эпохе. Изучение искусства петровского времени влияет на духовное развитие и стимулирует саморазвитие личности ребенка.
Цель: разработать методику работы по изучению портретного ис-кусства Петровской эпохи.
Задачи:
– рассмотреть особенности развития живописи на рубеже XVII–XVIII веков;
– выявить особенности русского портрета Петровской эпохи;
– выявить изменения в культуре, общественной жизни;
– рассмотреть методические принципы обучения художественной культуре по теме: «Портретное искусство Петровской эпохи»;
– рассмотреть особенности художественного восприятия.
Объект исследования: методика работы со старшими школьниками по изучению портретного искусства Петровской эпохи.
Предмет исследования: развитие живописи на рубеже XVII–XVIII веков, особенности русского портрета данного периода, методологические принципы обучения по данной теме.
Обзор литературы.
Данный вопрос имеет широкое освещение в искусствоведческой литературе, но далее чем в искусствоведческой литературе этот вопрос не рассматривается.
...
Таким образом, мы пришли к следующим выводам.
Искусство Петровской эпохи ярко отразило и деловой, практический дух своего времени, и присущую ему романтическую взволнованность, воплотило и высокий пафос, и дерзновенность созидания новой России. Ведущее место в искусстве этого времени заняла портретная живопись, достигшая замечательных успехов, основой которых явился присущий времени повышенный интерес к деятельной человеческой личности.
В портретной галерее этого времени представлены почти все вы-дающиеся люди эпохи. Художники с большой правдивостью передали неповторимые черты своих моделей и вместе с тем создали типические образы людей своего времени. В их характерах подчеркивались развитое чувство собственного достоинства, могучая энергия, несокрушимая сила воли. ...
Андросов С. Живописец Иван Никитин. С.-Петербург, 1998. 210 с.
Васильевский А. Искусство и школа. М., 1991. 290 с.
Воронихина Л. Русская живопись XVIII века. М., 1969. 280 с.
Герчук Ю. Век портрета. М., 1978. 230 с.
Глинка Н. Беседы о русском искусстве XVIII века. С.-Петербург, 2001. 255 с.
Евашулова О. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. М., 1987. 350 с.
Ершова А. Искусство в жизни детей. М., 1991. 128 с.
Калязина Н.В. Русское искусство Петровской эпохи. Л., 1990. 150 с.
Культура и искусство Петровского времени / Под ред. Г.М. Камеловой. Л., 1977. 342 с.
Молева Н. Иван Никитин. М., 1972. 250 с.
Пекленова Е. Русские живописцы XVIII века. С.-Петербург, 2002. 336 с.
Русское искусство первой четверти XVIII века / Под ред. Т.В. Алексе-евой. М., 1974. 280 с.
Химик И. Как преподавать мировую художественную культуру. М., 1994. 160 с.
Шарандак Н. Русская портретная живопись Петровского времени. Л., 1987. 104 с.