ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной музыкальной деятельности 6
1.1 Сущность и содержание понятия «творческие способности» 6
1.2 Специфика организации внеурочной музыкальной деятельности... 16
1.3 Возрастные особенности учащихся младших классов и их учет в
работе по развитию творческих способностей 25
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Практическая работа по развитию творческих способностей 33
учащихся младших классов во внеурочной музыкальной деятельности
2.1 Разработка авторской программы развития творческих способностей учащихся младших классов во внеурочной деятельности «Лейся, песня» 33
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников на базе МАОУ «СОШ №1» г.Набережные Челны и обобщение ее результатов 38
Выводы по главе II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список литературы 51
Приложение 1 55
Приложение 2 56
Приложение 3
Актуальность исследования. Актуальность нашей работы обусловлена тем, что обществу нужны в воспитании и обучении люди творческие, имеющих нестандартный взгляд и мышления на проблемы, способных быстро своевременно и адекватно реагировать на все происходящие в современном мире. В Российской Федерации активизировалось исследование проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные понятия изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; исследуются творческое мышление и творческие способности.
Главной задачей современной школы является развитие творческих способностей младших школьников. Этот процесс проходит через все этапы развития ребенка как личности, пробуждает в нем инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, и придает уверенность в себе. Таким образом, развитие творческих способностей детей во внеурочной музыкальной деятельности как проблема исследования актальна.
Степень изученности проблемы исследования. Проблема творчества и творческих способностей изучалась как отечественными, так и зарубежными исследователями: Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, О. Матюшкин, Д. Богоявленская, Л. Выготский, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, Р. Низамов, А. Петровский, и др.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей, разработать рабочую программу по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста и осуществить ее апробацию в условиях внеурочной деятельности.
Объект исследования: творческие способности школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников будет эффективным, если будет использован потенциал внеурочной музыкальной деятельности, включающий занятия по развитию творческих способностей учащихся по авторской рабочей программе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержания понятия «творческие способности».
2. Охарактеризовать специфику организации внеурочной деятельности и рассмотреть возрастные особенности младших школьников.
3. Разработать авторскую программу для учащихся младших классов «Лейся, песня», направленную на развитие творческих способностей во внеурочной деятельности.
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников на базе МАОУ «СОШ №1» г.Набережные Челны и обобщить ее результаты.
Методологическая основа исследования: психолого-педагогические труды о развитии личности, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, С.Т. Шацкого и др., а также исследования проблемы развития творческих способностей и творческой активности детей
А.Г. Асмолова, Б.М.Теплова, З.А. Галагузовой, А.М. Матюшкина, А.В.Петровского, К.Орфа, Н. А.Ветлугиной.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной, учебно-методической литературы,
- эмпирические: наблюдение, тестирование, диагностические методы.
База исследования: МАОУ «СОШ №1» г. Набережные Челны.
Этапы исследования:
На первом этапе (2015-2016гг.) рассмотрены психолого-педагогические основы понятия «творческие способности» детей младшего школьного возраста;
На втором этапе (2016г.-2017) осуществлено изучение теоретических аспектов методик, направленных на активизацию творческих способности детей, была разработана рабочая программа. Выполнено обобщение результатов исследования.
На третьем этапе (2017-2018) проведен эксперимент и оформлена выпускная квалификационная работа.
Научная новизна исследования: исследована проблема развития творческих способностей детей во внеурочной деятельности, проанализированы и уточнены термины: «внеурочная деятельность», «творческие способности»; теоретически обоснована программа развития творческих способностей во внеурочной деятельности.
Практическая значимость: разработанная программа по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности может быть использована в учебном процессе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и т.д.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, три приложения.
Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью) - эти стороны личности мы должны воспитывать у ребенка. При определенных условиях все дети обладают способностью к развитию.
Целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития творческих способностей. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, что больше всего реализуется во внеучебной деятельности.
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
В результате работы нами было рассмотрены понятия «творческие способности» и «внеурочная деятельность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития творческих способностей младших школьников и особенности внеурочной деятельности младших школьников.
Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов. На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику уровней сформированное™ творческих способностей учащихся вторых классов, который показал, что у большинства детей творческие способности находятся на довольно низком уровне.
Формирующий этап эксперимента позволил нам провести ряд занятий по развитию творческих способностей учащихся. На занятиях этого этапа мы применили модульные технологии.
Контрольный этап подтвердил эффективность разработанных нами занятий по развитию творческих способностей младших школьников. Данные контрольного этапа показали, уровень творческих способностей увеличился благодаря использованию авторской программы «Лейся,песня». Так же в подтверждении, что программа действительно эффективна прилагаю результаты учащихся в вокальных конкурсах.
Мы пришли к выводам, что использование рабочей программы «Лейся, песня» во внеурочной деятельности в начальной школе является одним из наиболее эффективным средством развития творческих способностей.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Закон РФ "Об образовании". - М., 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18 — 22.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 2007. - 94 с.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]/ Д.В. Григорьев, Степанов П.В - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
6. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое
общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /
Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. — 96 с.
7. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности [Текст]/ Т.Н. Доронова - М. 1999. - 80 с.
8. Богоявленская Д.Б., Психология творческих способностей.М: Академия, 2002-320с
9. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. [Текст] / И.Ю. Кулагина. М.: Эксмо, 2009. - 176с.
10. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/А.М. Матюшкин - М.,1982. - 56с.
11. Педагогика: Уч. Пособие/ Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Росс. Пед. Агентство, 1995. - 512с.
12. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред.В.А. Горского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. / С.Л.
14. Рубинштейн М.: Педагогика. Т. 2. - 1989г. - 267с.
15. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. -203с.
16. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий М., 1961,-9-20.с.
17. Дружинин В.Н., Психология общих способностей М.,1995 ,-35с.
18. Торренс . Диагностика креативности. Методическое руководство, 1998 258с.
19. Дж. Гилфорд. Природа человеческого интеллекта. 1959,156с.
20. Лук А.Н., Психология творчества 1999, 250 с.
21. Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». - 2012. - №4. - с. 15-21.
22. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Еромолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 170с.
23.Зак, А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. - М.: Педагогика, 2010. - 98 с.
24.. http: //mon.tatarstan.ru/rus/documentsall. htm- Сайт министерства
образования и науки РТ
25. http://standart.edu.ru - ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
26. http://www.informika. ru - сайт ФГУ «Государственный научноисследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».
27. http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
28. Серов А.Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика т.4,СПБ,1895г, 350 с.
29. Кабалевский Д.Б., Музыка и музыкальное воспитание-. Москва., 1984, с.156
30. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе/Сост.О.А. Апраксина-Москва.,1987г
31. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа, Л.,1970
32. Асафьев Б.В.,Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/Б.В.Асафьев.-М., 1973
33. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика; Учеб. пособие для студ. Муз. фак./Д.К Кирнарская- Москва,2011.-400с.
34. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. - М: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. - 352 с.
35. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 253 с.
36. Петрушин В. И. Интеграция музыкальной психотерапии с ведущими направлениями психологии // Музыка в школе. - 2001. - № 5. - с. 12-17; Музыка в школе. - 2002. - № 1 с. 9-13.
37. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 640 с.
38. Ветлугина Н. А. - Музыкальное развитие ребёнка - М.: 1968 - 218 С
39. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 12 кн. М., 1980,1981.
40. Хрестоматия по психологии. М., 1987
41. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002. - 160 c
42. Кривое зеркало. Развитие творческих способностей у детей 3-9 лет. - М.: Алиса, 2013. - 173 с.
43. Иванова, О. Л. Как понять детский рисунок и развить творческие
способности ребенка / О.Л. Иванова, И.И. Васильева. - М.: Речь,
Образовательные проекты, Сфера, 2011. - 838 с
44. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих
способностей / Т.А. Барышева и др. - Москва: Высшая школа, 2004. - 416 с
45. Скворцова, В. О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова. - М.: Феникс, 2009. - 224 с.
46. Орлова, М. А. Игры для развития творческих способностей / М.А. Орлова. - М.: Лада, 2011. - 160 с.
47. Выготский Л. С. Психология искусства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 477с.
48. Нестеренко Е. Е., Морозов В. П. Вокальное искусство и наука: актуальность творческого союза // Психологический журнал. - 1984. - Том 5. - № 4. - С. 105-115
49. Теплов Б. М. Избранные труды: В двух томах. - Том 1. - М.: Педагогика, 1985. - 329 с
50. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности.- М.: Флинта, 1997. - 224 с