Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА КАК МЕТОДА КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Старость как этап психического развития человека 6
1.2. Особенности эмоциональной сферы людей пожилого возраста 9
1.3. Психологическая помощь пожилым людям 14
1.4. Тренинг как метод коррекции психоэмоционального состояния 18
1.5. Выводы 21
II. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЮДЕЙ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ 23
2.1. Организационно-методическое обеспечение исследования 23
2.2. Обоснование и характеристика тренинга коррекции психоэмоционального состояния испытуемых пожилого возраста 31
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 39
3.1. Результаты исследования влияния психологического тренинга на
тревожность пожилых людей 39
3.2. Изучение влияния коррекционных занятий на психические состояния людей пожилого возраста 46
3.3. Результаты исследования влияния психологического тренинга на
депрессивность лиц в периоде позднего онтогенеза 56
3.4. Выводы 62
Рекомендации 64
Заключение 68
Список литературы 72
Приложения 77
Актуальность проблемы. По данным статистики, с каждым годом количество пожилого населения страны и нашего города возрастает. Инволю- тивные процессы (изменения со стороны сосудистой, нервной и других систем организма) приводят к неизбежному ухудшению соматического и психического здоровья пожилых. Отход от активной профессиональной жизни, потеря родных и близких, одиночество приводят к повышению уровня невротизации, тревожности и депрессивности. Характерными особенностями для людей пожилого возраста особенности личности является замкнутость, повышенный контроль над собой, излишняя требовательность к себе и окружающим, стремление поучать, агрессивность, раздражительность, тревожность, ранимость, обидчивость, большая потребность во внимании со стороны окружающих могут лежать в основе нарушения отношений в семьях пожилых людей, их отношений с окружающими и нарушения самоотношения [2; 7; 13; 14; 23; 28].
В этой связи важной задачей является разработка программ психологической реабилитации для этой возрастной категории, направленной на коррекцию личностных особенностей пожилых людей и гармонизацию системы их отношений.
Традиционным в отечественной психотерапии и реабилитации является групповой подход. В его основе лежит: глубокое и всестороннее изучение личности, выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, достижение у пожилых людей осознания и понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений к происходящему и его состояния, помощь в разрешении проблемы, изменение отношений личности и коррекция их поведения.
Исследованию личностных особенностей людей пожилого и старческого возраста посвящены работы таких авторов, как В.А. Ташлыков, Б.Д. Карвасарский, P.M. Грановская, Г.С. Абрамова, М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, Г.Г. Горелова, JI.M. Орлова, Н.В.Короткова, Е.Ю. Коржова и других. В тоже время данная проблема исследована недостаточно, поэтому ее более глубокое и всестороннее изучение является актуальным и в настоящее время.
Объект исследования - лица пожилого возраста.
Предмет исследования - психоэмоциональное состояние личности.
Цель исследования: изучить степень влияния цикла занятий психологического тренинга на психоэмоциональное состояние лиц пожилого возраста.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом: планомерная и целенаправленная специально адаптированная коррекционная работа, учитывающая возрастные особенности пожилых пациентов, улучшает их психоэмоциональное состояние.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы психологического тренинга как метода коррекции психоэмоционального состояния в пожилом возрасте.
2. Экспериментально исследовать особенности психоэмоционального состояния пожилых людей.
3. Разработать психологический тренинг коррекции психоэмоционального состояния в пожилом возрасте.
4. Изучить специфику влияния коррекционных занятий на психические состояния лиц в периоде позднего онтогенеза.
Комплекс методов исследования был выбран с учетом специфики контингента и преследовал цель максимально решить задачи, поставленные в работе. Такими методами явились наблюдение, беседа, психологическое тестирование, формирующий эксперимент, проверочный тест.
Для обработки полученных в результате исследования данных использовались простые описательные статистики (среднее значение - m, стандартное отклонение - 5) и различные двухмерные критерии нахождения статистически достоверных различий (критерий t-Стьюдента, ф-Фишера). Бралась во внимание значимость различий на уровне р <0,05 и выше.
В исследовании использовались следующие методики:
- дифференцированная самооценка психического состояния «САН»;
- методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой);
- шкала самооценки тревожности (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин).
База исследования: исследование проводилось на базе Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Омет» МТЗ и СЗ РТ в Азнака- евском муниципальном районе. Выборку исследования составили 60 испытуемых, в возрасте от 61 до 82 лет, из них 30 пожилых людей относились к контрольной группе, а 30 - экспериментальной.
Новизна работы определяется уточнением хронологических границ возрастных периодов на завершающем этапе жизни, особенностей эмоциональной сферы людей пожилого возраста, предложенной программой улучшения их психоэмоционального состояния методом психологического тренинга через элементы творческой деятельность.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации психологического тренинга активизации личностных ресурсов у людей пожилого возраста, который доказал свою эффективность. Цикл занятий психологического тренинга был направлен на улучшение психоэмоционального состояния методом групповой терапии.
Структура работы включает 3 главы, введение, заключение, список используемых источников, приложений. Общий объем работы составляет 79 страниц.
Теоретический анализ проблемы психологических особенностей лиц пожилого возраста, социальной ситуации их развития и методов коррекции позволил определить, что процесс старения имеет как общий, так и индивидуальный характер. В организме и психике пожилого человека происходят многочисленные процессы старения, которые проходят с разной скоростью, часто независимо друг от друга. Несмотря на высокий соматический и социально-экономический риск этого периода жизни, непрерывность личностного развития и социализации человека пожилого возраста, наличие большого жизненного опыта и его творческое переосмысление и использование, использование индивидуальных разнообразных моделей жизни, обеспечивают возможность продолжения активной творческой и социальной деятельности человека в этот возрастной период.
Наиболее характерные изменения психической деятельности в процессе старения связаны именно с нарушениями в эмоциональной сфере. При этом доля таких людей становится больше в старших возрастных группах. Для периода поздней взрослости характерны следующие изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной грусти, слезливости. В большинстве пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшение чуткости, погружение в себя и снижение способности справляться со сложными ситуациями. Наиболее типичными эмоциональными расстройствами в процессе старения является подозрительность, повышенная тревожность (тревога), недоверие, страхи, депрессии.
Некоторым людям в подобных ситуациях могут понадобиться комплексные услуги психологов и социальных работников. Одним из самых эффективных методов помощи является психологический тренинг. Он с учетом возрастно-психологических особенностей должен решить две основные проблемы: помочь в подготовке к освоению статуса «пенсионера» и способствовать осознанию своего жизненного пути и старости как таковой (с неизбежными изменениями образа жизни, физической невостребованностью, потерей многих социальных связей). Главная опора должна делаться не на прошлом или даже настоящем, а на будущем, то есть на том, как продлить жизнь и наполнить ее действием в оставшиеся годы.
За результатами экспериментального исследования особенностей психоэмоционального состояния пожилых людей установлено:
- у испытуемых преобладает умеренный и высокий уровень реактивной тревожности. У 90 % представителей пожилого возраста наблюдается высокий уровень личностной тревожности.
- у лиц в периоде позднего онтогенеза самочувствие, активность, настроение находилось на низком уровне выраженности. Самочувствие у 96,7 % испытуемых, активность у 100 %, настроение у 90 % от общего количества испытуемых экспериментальной группы.
- за параметром депрессивности личности установлено, что только
13,3 % людей пожилого возраста не проявляют симптомов депрессии. Легкая депрессия характерна для 53,3 % испытуемых, умеренная для 20 %, а тяжелая форма депрессии наблюдается для 13,3 % от общего количества испытуемых.
С целью изучения степени влияния цикла занятий психологического тренинга на психоэмоциональное состояние лиц пожилого возраста разработан психологический тренинг. Он проводился 2 раза в неделю продолжительностью по одному астрономическому часу и 15 минут. Предусматривалось 8 занятий, в группах по 10 человек.
Занятия имели всегда одинаковую четкую структуру: приветствие, краткие рассказы о самочувствии и актуальных темах, работа изобразительными методами, обсуждение созданных произведений (высказывания о чувствах, мыслях по поводу работ и творческого процесса). На каждом этапе происходило закрепление приобретённых навыков и новых представлений о себе.
Темп работы неспешный, внимание к каждой персоне, взаимная под-
держка в группе. При этом в построении работы с пожилыми людьми учитывались их психофизические ограничения:
быстрая утомляемость - короткие фазы работы, сменяющиеся расслаблением;
дефицит мотивации - вовлечение, подробное объяснение хода и терапевтического воздействия упражнения;
беспомощность при некоторых видах работ - подбадривание, воодушевление, иногда необходимость посторонней помощи и поддержки.
Тревожность, как ситуативная характеристика личности поддается изменению через психокоррекционные методы. Участие пожилых людей в цикле занятий психологического тренинга поспособствовало статистически достоверно снижению реактивной тревожности. Это означает, что испытуемые уменьшили уровень субъективно переживаемых эмоций: напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности.
При этом обращает на себя внимание, факт очень высокой личностной тревожности у испытуемых. Даже после статистически достоверно эффективных занятий психологического тренинга 70 % пожилых людей имеют высокий уровень личностной тревожности, а до коррекционной программы - 90 %. А, как известно, высокая тревожность отрицательно влияет на качество жизни человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, играет отрицательную роль в регуляции поведения и деятельности человека и ухудшает адаптацию индивида к ряду жизненных ситуаций.
После коррекционной работы у пожилых людей повысилось субъективное ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния - самочувствие. Сравнительный анализ параметров самочувствия, настроения на разных этапах эксперимента в группах пожилых людей, которые принимали и не принимали участие в цикле занятий психологического тренинга на психоэмоциональное состояние, позволил выявить статистически достоверное изменения. Параметр «активность» за результатами психокоррекционной программы статистически значимо не изменился.
Разработанная программа психологической коррекции способствовала улучшению самочувствия, активности и настроения, но этого явно недостаточно, необходимы более радикальные изменения, так как после формирующего эксперимента не выявлено ни одного представителя пожилого возраста с оптимальным уровнем выраженности психоэмоционального состояния.
Разработанная программа также довела свою эффективность в коррекции депрессивности. После цикла занятий психологического тренинга увеличилось количество пожилых людей с нормальным уровнем депрессии и не диагностировано испытуемых с тяжелым уровнем ее выраженности. Это проявляется в уменьшении тенденции к эксцентричности, погруженности в себя, снижению повышенной чуткости, в способности справляться со сложными ситуациями.
1. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М. Д. Александрова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - 136 с.
2. Александрова Н.Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза: автореф. дис. на соиск. ученой степени д-ра психол. наук: специальн. 19.00.07 «Возрастная и педагогическая психология» / Н.Х. Александрова.- М.: 2000. - 30 с.
3. Альперович В. Социальная геронтология. / В. Альперович. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 104 с.
4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во "Ин-т практич. психологии”, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 384 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968. - 339 с.
6. Анцыферова Л.И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 2004 - Т.25. - №3. - С. 17-25.
7. Безденежная Т.И. Психология старения. Путь к долголетию. / Т.И. Безденежная. - Ростов на Дону: Феникс, 2017. - 314 с.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - СПб. ; Москва : Университетская книга: ACT, 1998. - 398 с.
9. Болтенко В.В. Изменение личности у престарелых, проживающих в домах-интернатах: автореф. дис. на соиск. ученой. степени канд. психол. наук: 19.00.07 «Возрастная и педагогическая психология» / В.В. Болтенко. - М., 1980. - 19 с.
10. Геронтопсихология: Уч. пос. / [Под. ред. Г.С. Никифорова] - Спб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 391 с.
11. Глэддинг С. Психологическое консультирование [4-изд.] / С. Глэд- динг - СПб.: Питер, 2002. - 736 с. (Серия «Мастера психологии»).
12. Голубева Е.В. Планы экспериментов. Учебно-методическое пособие по курсу «Экспериментальная психология» / Е.В. Голубева. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2016. - 76 с.
13. Давыдовский И.В. Что значит стареть. / И.В. Давыдовский. - М.: Знание, 1967. - 67 с.
14. Джекоби Р. Психиатрия позднего возраста. Т.1. / Р. Джекоби, К. Оппенгеймер. - К.: «Сфера», 2015. - 390 с.
15. Долинська Л.В. Геронтопсихолопя: Практикум. ХрестомаПя. / Л.В. Долинська, Л.М. Ствак. - К.: Каравела, 2012. - 240 с.
16. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. /
O. Ю. Ермолаев- М.: Моск. психологосоциальный ин-т: Флинта, 2002. - 321 с.
17. Ермолаева М. В. Практическая психология старости / М. В. Ермолаева. - М.: ЭКСМО Пресс, 2002. - 320 с.
18. Ермолаева М. В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости / М. В. Срмолаева // Психология зрелости и старения. - 1999. - № 1(5). - С. 24-61.
19. Зоткин Н. В. Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социальной работы : метод. рекомендации / Н. В. Зоткин. - Самара : СамГУ, 2016. - 35 с.
20. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. / Б.Д. Карвасарский. - СПб.: Питер, 1998. - 742 с.
21. Коновалова М.Д. Экспериментальная психология. / М.Д. Коновалова // Конспект лекций. - Изд-во: Высшее образование, 2009. - 180 с.
22. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. /
P. Кочюнас. - М.,: "Академический проект", 1999. - 240 с.
23. Крайг Г. Психология развития. / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2014. - 210 с.
24. Краснова О. В. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте / О. В. Краснова, Т. Д. Марцинковская // Психология старости и старения : хрестоматия / сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. - М. : Академия, 2003. - С. 183-197.
25. Краснова О.В. Социальная психология старости. / О.В. Краснова,
А.Г. Лидерс. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 288 с.
26. Краснова О.В. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию. / О.В. Краснова. // Психология зрелости и старения. - 2000 - №4. - С. 13-19.
27. Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Дж. Кэмпбелл. - М.: Прогресс, 1980. - 390 с.
28. Лидерс А.Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей. / А.Г. Лидерс. // Психология зрелости и старения. -
2015. - № 4. - С. 13-22.
29. Малкина - Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста. Справочник практического психолога. / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 368 с.
30. Малкина-Пых И. Возрастные кризисы / И. Малкина-Пых. - СПб.; М.:Эксмо, 2004. - 896 с.
31. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта. / О.Н. Молчанова. // Мир психологии. - 1999. - № 2 - С. 133-141.
32. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. / А.Д. Наследов- СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
33. Никифоров Г.С. Психическое старение. / Г.С. Никифоров, Л.И. Августова // Вестник СПб. ун-та - 2000. - Вып.3 (22). - С. 37-44
34. Приступа У.Г. Исследование представлений пожилых людей о мудрости / У.Г. Приступа. // Психология зрелости и старения. - 2016. - № 1. - С. 126-134.
35. Психологические особенности пожилого человека. Консультирование и обучение в области ухода за больными на дому [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://social.lenobl.ru/Document/1376907881. pdf.
36. Психология среднего возраста, старения, смерти / В. А. Аверин, А.
А. Деркач, В. Г. Зазыкин и др. ; под ред. А. А. Реана. - СПб.; М. : Прайм- еврознак : ОЛМА-пресс, 2003. - 384 с.
37. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов / Сост. О. Краснова, А. Лидере. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.
38. Психология человека от рождения до смерти./ [Под ред. А.Н. Реана]. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 656 с.
39. Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: автореф. дис. на соиск. научн. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.01 "Общая психология" / К. Рощак. - М., 1990. - 21 с.
40. Рук К.С. Лабиринты одиночества. / К.С. Рук, Л.Н. Пепло. - М.: Прогресс, 1989. - 585 с.
41. Рыбакова Н. А. Феномен старости / Н. А. Рыбакова. - Москва- Псков, 2000. - 169 с.
42. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. - 350 с.
43. Старость. Популярный справочник / Под ред. Л.И. Петровской - М.: Педагогика, 1996. - 397 с.
44. Стюарт-Г амильтон Я. Психология старения / Ян Стюарт- Гамильтон. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2002. - 256 с.
45. Суходольский Г. В. Математические методы психологии. СПб., -
2014. - 245 с.
46. Тарасов С. Г. Основы применения математических методов в психологии. / С. Г. Тарасов - СПб., - 1998. - 275 с.
47. Ушакова 1.М. Психолопчне консультування людей похилого вшу. /
1. М. Ушакова// Вюник ХНПУ iM. Г.С. Сковороди. Психологiя. - Харюв, 2007. - Вип.22. - С. 200-207.
48. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. Леонтьева, М. Папуша, Е. Эйдма-на. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
49. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. /
В.В. Фролькис. - Л., Наука, 1988. - 239 с.
50. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие / О. В. Хухлаева. - М. : Академия, 2002. - 208 с.
51. Шахматов Н. Психическое старение: счастливое и болезненное / Н. Шахматов. - М: Медицина, 1996. - 304 с.
52. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология. / Р.С. Яцемирская, И.Г. Беленькая. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2016. - 224 с.