ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ
1.1. Становление и современное состояние российского законодательства
об иностранных инвестициях 9
1.2. Понятие и виды иностранных инвестиций 22
1.3. Основные элементы правового режима иностранных инвестиций .„.31
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ
2.1. Понятие иностранного инвестора 40
2.2. Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности ... 45
2.3. Понятие и виды инвестиционных договоров 54
ГЛАВА 3. ИЗЪЯТИЯ ИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ
3.1. Изъятия ограничительного характера 70
3.2. Изъятия стимулирующего характера 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ,
МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение в страну частных иностранных инвестиций на сегодняшний день выступает одной из приоритетных задач, поставленных на уровне Президента и Правительства РФ.
В декабре 2017 г. Президент РФ, В.В. Путин, выступая на Заседании Государственного совета, посвященного мерам по повышению инвестиционной привлекательности регионов, отметил, что наращивание инвестиций - это задача не только экономическая, но и политическая. «Для того, чтобы инвестиционные условия были надежными, привлекательными, нам, безусловно, нужна стабильность и с точки зрения налоговой политики, и с точки зрения различных административных, правовых процедур, и нужна политическая стабильность. Кто будет вкладывать деньги в регион или в страну, если неизвестно, что завтра там произойдет и что случится?», - отметил В.В. Путин.
А в апреле 2018 г. Д.А. Медведев в ходе Заседания Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций подчеркнул, что не смотря на сложившуюся международную ситуацию, Россия по-прежнему открыта для иностранных инвесторов. «Мы продолжим работу по улучшению делового климата, по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Будем стараться упрощать и административные процедуры за счёт внедрения интернет-сервисов и некоторых других
упрощений, которые помогут бизнесу» - заметил Председатель Правительства РФ.
Таким образом, Российская Федерация заинтересована в иностранных инвестициях, а Правительство РФ принимает меры, направленные на улучшение инвестиционного климата в стране.
Стоит сказать, что поставленная задача является трудноразрешимой, поскольку на сегодняшний день вследствие ряда факторов, в т.ч. санкций и резкого падения цен на нефть, Россия находится в тяжелой геополитической ситуации, что делает ее в глазах иностранных инвесторов рисковой страной для вложения капитала.
Вместе с тем, как заявил В.В. Путин на ежегодной пресс-конференции, прямые иностранные инвестиции в экономику РФ в 2017 г. увеличились вдвое по сравнению с прошлым годом и составили 23 млрд.долл., подчеркнув, что это лучший показатель за последние четыре года.
Более того в текущем году Россия заняла 35 место из 190 стран в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса - 2018», улучшив свою позицию на 5 строчек по сравнению с предыдущим годом. При этом РФ вошла в первую двадцатку стран по трем показателям - «Подключение к системе электроснабжения» (10 место), «Регистрация собственности» (12 место) и «Обеспечение исполнения контрактов» (18 место). По двум другим показателям Россия попала в первую тридцатку - «Создание предприятий» (28 место) и «Получение кредитов» (29 место). Из десяти показателей наихудшие результаты у РФ по индикаторам «Получение разрешений на строительство» (115 место) и «Международная торговля» (100 место).
Тем не менее, не смотря на предпринимаемые Правительством РФ меры и улучшение ряда показателей, сохраняется значительное количество препятствий для привлечения в страну иностранного капитала, в т.ч. несоответствие норм российского законодательства нормам международного права, различия в понимании основных терминов инвестиционного права, отсутствие четкого механизма обеспечения гарантий иностранным инвесторам и т.д.
Все это свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования, необходимости разрешения существующих практических и теоретических проблем.
Актуальность данного исследования также обусловлена происходящим сегодня расширением инвестиционного сотрудничества РФ с другими государствами. На инвестиционное законодательство РФ не могут не сказаться вступление России во Всемирную Торговую Организацию и учреждение Евразийского экономического союза.
В условиях экономических санкций, введенных США и странами Европы против России, особую актуальность приобретают вопросы привлечения в страну инвестиций из стран Азии и Ближнего Востока, в ряде из которых экономическая система функционирует на основе этических принципов шариата и для эффективного сотрудничества с российскими партнёрами требует наличия аналогичных финансовых и правовых инструментов в РФ.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления инвестиционной деятельности в РФ с участием иностранных инвесторов.
Предметом исследования являются нормы международно-правовых актов, российского законодательства, регулирующие вышеназванные общественные отношения, практика применения этих норм, а также юридическая доктрина в сфере осуществления инвестиционной деятельности с участием иностранных инвесторов.
В отечественной юридической доктрине вопросам правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации посвящено немало работ.
Имеются труды, затрагивающие различные аспекты правового регулирования инвестиционных отношений с участием иностранных инвесторов, в частности исследования П.И. Борисенко «Правовой режим иностранных инвестиций по российскому законодательству», Н.Г Дорониной и Н.Г. Семилютиной «Международное частное право и инвестиции», В.Н. Лисицы «Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения», А.В. Майфата «Гражданскоправовые конструкции инвестирования», А.М. Мингазовой «Договорное регулирование инвестиционной деятельности», М.А. Семочкиной «Инвестиционная деятельность с участием иностранных инвесторов в Российской Федерации (правовой аспект)», И.З. Фархутдинова «Международное инвестиционное право и процесс», а также научные работы О.М. Антиповой, К.М. Арсланова, А.Г. Богатырева, Н.Н. Вознесенской, Н.Г. Дорониной, Н.В. Курыся, С.П. Мороз, А.А. Овчинникова, В.Ф. Попондопуло, И.О. Хлестовой, С.И. Цыганова, Р.М. Янковского и других авторов. Вышеназванные труды послужили теоретической основой для написания магистерской диссертации.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили: Конституция РФ, положения международных инвестиционных договоров с участием РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», Закон РТ от 19.07.1994 N 2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан», а также другие федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность в РФ. Также в работе используются материалы судебной практики, в которых отражены наиболее проблемные моменты, возникающие при применении норм инвестиционного права.
Тем не менее, несмотря на значительное количество исследований по данной теме, на сегодняшний день отсутствует единство взглядов в понимании категорий «инвестор», «инвестиционная деятельность», «инвестиционный договор» и т.д. Нуждается в исследовании проблема межотраслевой природы инвестиционной деятельности.
Малоисследованными остаются вопросы изъятий из правового режима иностранных инвестиций, правовое регулирование инвестиционной деятельности в условиях вступления РФ в ВТО и учреждения ЕАЭС.
Целью настоящей работы является формирование целостного представления о правовом режиме иностранных инвестиций на территории Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проследить становление и развитие российского законодательства об иностранных инвестициях;
2) проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
3) исследовать понятие и основные элементы правового режима иностранных инвестиций в России;
4) проанализировать понятие и статус иностранного инвестора;
5) раскрыть понятие инвестиционной деятельности и определить формы ее осуществления;
6) изучить изъятия ограничительного и стимулирующего характера из правового режима иностранных инвестиций по законодательству РФ.
Поставленные задачи решаются посредством использования общих и специальных методов научного познания. Основными методами исследования являются формально-юридический и сравнительно-правовой, метод системного и логического анализа.
Проведенное исследование позволило сформировать представление об иностранных инвестициях как о процессе вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности и извлечение прибыли за счет эксплуатации такого объекта путем осуществления собственных действий или осуществления действий третьими лицами. В работе предложено закрепить за иностранными инвесторами национальный режим, оставив ряд изъятий ограничительного характера, направленных на защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обоснована целесообразность установления исчерпывающего перечня ограничительных изъятий в рамках единого нормативно-правового акта.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях. Выводы, содержащиеся в исследовании, опираются на практический опыт автора в правовом сопровождении инвестиционных проектов отечественных и иностранных инвесторов на территории РФ.
Структура работы обусловлена целями и поставленными задачами научного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в общей сложности 8 параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
Осуществление инвестиционной деятельности на территории другой страны всегда связано с определенными рисками для иностранного инвестора. С ростом политической и экономической нестабильности внутри этого государства, а также эскалацией конфликтов на международной арене, риски инвесторов только возрастают.
В такой ситуации особую значимость приобретают вопросы регулирования правового режима иностранных инвестиций, обеспечения защиты прав и интересов иностранных инвесторов.
В результате проведенного исследования мы выяснили, что основной правовой базой по защите иностранных инвестиций выступают источники международного права, среди которых ключевую роль играют заключаемые государствами двусторонние инвестиционные соглашения.
Традиционно такие соглашения содержат следующие обязательства, которые берут на себя государства: поощрять и создавать благоприятные условия для инвестиций, обеспечивать защиту иностранной собственности, предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода доходов в свободно конвертируемой валюте, рассмотрение споров с инвестором по вопросам капиталовложений в международном арбитраже.
На основании анализа действующего федерального и регионального законодательства сделан вывод о том, что субъектам РФ предоставлена возможность самостоятельно регулировать инвестиционные отношения с иностранным участием, создавая для инвесторов уникальный механизм защиты и поощрения.
Для усиления инвестиционной активности регионов, Правительством РФ предпринимается ряд мер, среди которых важную роль играет проводимый с 2014 г. «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ», направленный на оценку действий региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявление лучших практик.
Стоит отметить, что Республика Татарстан на протяжении последних двух лет по результатам оценки экспертов занимает в рейтинге лидирующее 1-е место.
Не смотря на предпринимаемые Россией меры по привлечению в страну иностранных инвестиций, на сегодняшний день сохраняется значительное число препятствий, для преодоления которых требуется совершенствование инвестиционного законодательства РФ и приведение его в соответствие с нормами международного права.
Так, отсутствует единый, общий подход к определению таких категорий как «инвестиция» и «иностранная инвестиция».
Инвестиции необходимо понимать как процесс вложения инвестором объектов гражданских прав, которыми он владеет на праве собственности или на ином законном основании, через различные организационно - правовые и договорно-правовые механизмы в объект предпринимательской или иной деятельности и извлечения прибыли за счет эксплуатации такого объекта путем осуществления собственных действий или осуществления таких действий третьими лицами.
Критерием разграничения отечественных инвестиций от иностранных является критерий происхождения капитала, который вкладывает инвестор. Следовательно, иностранные инвестиции - это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности, независимо от того осуществляется ли такое вложение иностранным или национальным инвестором, и извлечение прибыли за счет эксплуатации такого объекта путем осуществления собственных действий или осуществления действий третьими лицами.
Проанализировав существующие в доктрине, международных договорах и законодательстве РФ определения иностранного инвестора, можно сделать вывод, что квалификация инвестора в качестве иностранного осуществляется в целом на основании гражданства физического лица и места учреждения юридического лица. Однако целесообразно применять дополнительные критерии, а именно постоянное место жительства или нахождения, место осуществления основной деятельности, а также контроля.
Не выработала доктрина и единой дефиниции категории «инвестиционная деятельность». Под инвестиционной деятельностью стоит понимать разновидность предпринимательской деятельности, направленной на привлечение инвестиций и совершение практических действий в виде вложения их в объект инвестиционной деятельности с целью получения прибыли.
Отечественное законодательство предусматривает множество возможностей для привлечения инвестиций на территорию РФ, в т.ч. различные конструкции инвестиционных соглашений. На сегодняшний день в инвестиционном законодательстве нет определения инвестиционного договора, что способствует широкому использованию на практике различных договорных форм осуществления инвестиционной деятельности, но оставляет открытым вопрос о правовой безопасности участников инвестирования, связанной с отсутствием четкого алгоритма действий участников инвестиционных соглашений.
Таким образом, инвестиционный договор выступает собирательной категорией, обозначающей многочисленные договоры с участием инвестора, в т.ч. относящиеся к различным типам гражданских договоров, известных гражданскому законодательству.
Наряду с существующими гражданско-правовыми договорами инвестирования, в последние годы для привлечения инвестиций в экономику России вводится целый ряд новых договорных конструкций. Это специальный инвестиционный контракт, соглашение о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве, а также инвестиционное товарищество.
В РФ согласно ст.4 Закона об иностранных инвестициях иностранным инвесторам предоставляется национальный режим деятельности. Однако исходя из проведенного анализа международных соглашений и национального законодательства РФ можно сделать вывод о том, что для современного правового регулирования инвестиционной деятельности характерно предоставление иностранным инвесторам различных видов режимов, что вызывает ряд проблем, связанных с определением конкретного правового статуса иностранных инвесторов и осложняет их взаимоотношения с органами власти принимающего государства. Представляется, что самым удачным является предоставление иностранным инвесторам национального режима с сохранением возможности законодательного установления особых льгот или ограничений деятельности в зависимости от инвестиционной политики страны.
В юридической доктрине продолжаются дискуссии о консолидации всех изъятий ограничительного характера в рамках единого нормативно-правового акта. Стоит согласиться, что установление исчерпывающего перечня ограничительных изъятий способствовало бы повышению стабильности и предсказуемости законодательства РФ об иностранных инвестициях, а также инвестиционной привлекательности страны на мировом рынке капитала.
Из проведенного анализа изъятий стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством РФ, следует, что на сегодняшний день остается законодательно неурегулированной процедура возмещения убытков инвесторам в связи с национализацией иностранных инвестиций на территории РФ, а также отсутствует регулирование скрытой национализации.
Кроме того, для обеспечения эффективного применения «дедушкиной оговорки», предлагаются изменения в ст. 9 Закона об иностранных инвестициях, которые будут учитывать современные международные тенденции и заинтересованность РФ в иностранных инвестициях. Во-первых, целесообразно расширить сферу применения «дедушкиной оговорки» за счет распространения действия ст. 9 закона на всех иностранных инвесторов и коммерческие организации с иностранными инвестициями независимо от размера инвестируемых средств и привязки к приоритетному инвестиционному проекту. Во-вторых, необходимо распространить действие «дедушкиной оговорки» на случаи вступления в силу любых новых нормативно-правовых актов, ухудшающих положение иностранного инвестора, а не только на случаи вступления в силу актов, изменяющих размеры ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов, а также актов, приводящих к увеличению совокупной налоговой нагрузки или устанавливающих режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что не смотря на существование определенного правового механизма защиты прав иностранных инвесторов, на сегодняшний день он не может быть признан удовлетворительным. Сложившаяся система правовых гарантий представляется достаточно сложной, многоуровневой и не вполне эффективной. Во многом защищенность иностранных инвесторов зависит от политического климата. Поэтому представляется целесообразным закрепление за иностранными инвесторами национального режима, оставив ряд изъятий ограничительного характера, направленных на защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
1. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (заключена в г. Вашингтоне 18.03.1965 г.) // Регистр текстов международных конвенций и других документов, касающихся права международной торговли. Т.П.- Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций. -1973. - С. 54 - 77.
2. Хартия экономических прав и обязанностей государств. Принята
резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 г. URL:
http://www.un.org/ru/documents/declconv/conventions/rightsandduties.sht ml (дата обращения: 19.03.2018).
3. Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (заключена в г. Сеуле в 1985 г.) // Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. Сборник нормативных актов и документов.- М.: Юридическая литература. 1995. - С. 197 - 276.
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) . Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/. 05.06.2014. (дата обращения: 19.03.2018).
5. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Подписан в г. Вашингтоне 17.06.1992) // Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. Сборник нормативных актов и документов.- М.: Юридическая литература. -1995. - С. 133 - 152.
6. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РФ
□ Текст□ // Российская газета. - 1993. - № 237.
7. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: [федеральный закон № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. с изм. и доп.] // Российская газета. - 1994. - № 238-239.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: [федеральный закон № 14-ФЗ от 26 января 1996 г. с изм. и доп.] // Российская газета.- 1996.- № 23-25, 27.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
□ ТекстП // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 1.
10. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 31.12.2017) □ТекстП // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 12. -ст. 1383.
11. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
□ ТекстП // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 44. - ст. 4147.
12. Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» □ ТекстП // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - N 29. - ст. 1005.
13. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)
□ ТекстП // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - N 7. - ст. 300.
14. Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 30.10.2017) «О закрытом
административно-территориальном образовании» □ ТекстП //
Российская газета. N 190. 26.08.1992.
15. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» □ ТекстП // Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 28. - ст. 3493.
16. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О
соглашениях о разделе продукции» □ Текст □ // Собрание
законодательства РФ. - 1996. - N 1. - ст. 18.
17. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 16.10.2017) «О
финансовой аренде (лизинге)» □ Текст □ // Собрание
законодательства РФ. -1998. - N 44. - ст. 5394.
18. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О концессионных соглашениях» □ Текст □ // Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 30 (ч. II). - ст. 3126.
19. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» □ Текст □ // Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 30 (ч. II). - ст. 3127.
20. Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» □ Текст □ // Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 18. - ст. 1940.
21. Федеральный закон от 27.07.2010 N 201-ФЗ "О ратификации Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах - членах Евразийского экономического сообщества"
□ ТекстП // Собрание законодательства РФ. - 2010. - N 31. - ст. 4170.
22. Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об
инвестиционном товариществе» □ ТекстП // Собрание
законодательства РФ. -2011. - N 49 (ч. 1). - ст. 7013.
23. Федеральный закон от 14.10.2014 N 305-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»
□ ТекстП // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 42. - ст. 5613.
24. Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О промышленной политике в Российской Федерации» □ ТекстП // Собрание законодательства РФ. - 2015. - N 1 (часть I). - ст. 41.
25. Федеральный закон от 25.11.2017 N 327-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 6 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» □ Текст □ // Собрание законодательства РФ. - 2017. - N 48. - ст. 7051.
26. Распоряжение Президента РФ от 03.08.2011 N 535-рп (ред. от
29.03.2017) «Об инвестиционных уполномоченных в федеральных округах» □ Текст□ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 32. - ст. 4818.
27. Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (с изм. от 30.06.2017) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» □ Текст □ // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 32. - ст. 4470.
28. Постановление Правительства РФ от 22.05.2006 N 302 (ред. от
30.05.2013) «О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями» □ Текст □ // Собрание
законодательства РФ. -2006. - N 22. - ст. 2334.
29. Постановление Правительства РФ от 10.08.2007 №505 «О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества» □ Текст □ // Собрание законодательства РФ. - 2007. №34. - С.4239.
30. Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 N 1141 «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России» (вместе с «Положением о Консультативном совете по иностранным инвестициям в России») □ Текст □ // Собрание законодательства РФ. - 2010. - N 2. - ст. 203.
31. Постановление Правительства РФ от 16.12.2014 N 1372 "О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" □ Текст □ //Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 51. - ст. 7456.
32. Приказ Минэкономразвития РФ от 06.03.2008 N 61 (ред. от 30.07.2009) «Об утверждении типовой формы Инвестиционного договора в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.03.2008 N 11417) ПТекстП // Российская газета. - 2008. - N 70.
33. Закон Республики Башкортостан от 20.06.1991 N ВС-6/35 (ред. от 29.05.2012) "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" ПТекстП //Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. - 1998. - N 9(75). - ст. 541.
34. Закон РТ от 19.07.1994 N 2180-XII (ред. от 05.03.2018) «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» ПТекстП // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2008. - N 1. - ст. 6.
35. Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 N 627-100 (ред. от 26.11.2015) "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" (принят ЗС СПб 20.12.2006) ПТекстП // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 2007. - N 2.
36. Указ Президента РТ от 01.06.2011 N УП-298 (ред. от 25.09.2015) «Об Агентстве инвестиционного развития Республики Татарстан» ПТекстП// Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2011. - N 6. - ст. 644.
37. Постановление КМ РТ от 29.12.2017 N 1079 "Об утверждении Инвестиционного меморандума Республики Татарстан на 2018 год" ПТекстП // Собрание законодательства Республики Татарстан. - 2018. - N 5. - ст. 0152.
II. Материалы судебной практики
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса РФ в связи с запросом Мурманской областной Думы» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 18. - ст. 1833.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 20-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса РФ, части 6 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» и статьи 116 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 33. - ст. 4948.
3. Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. № 924-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ряда граждан и юридических лиц - акционеров открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 2" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 1, частью 3 статьи 3, частью 1 статьи 4 и частью 1 статьи 8 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", а также частью 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции" // [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/58103430/#ixzz5HiTT
WK4S (дата обращения 01.05.2018).
4. Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1108-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы компаний "Симекс Менеджмент Лимитед" и "Савелком Консалтинг Лимитед" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 1, частью 1 статьи 2, частью 1 статьи 4 и частью 1 статьи 8 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" // [Электронный ресурс] URL: http://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-29092011- n-1108-o-o-ob/ (дата обращения 01.05.2018).
5. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» // Вестник ВАС РФ. - 2011. - N 9.
6. Постановление Президиума ВАС РФ от 04.06.2013 № 18185/12 по делу № А40-82850/11-114-702 // [Электронный ресурс] URL: http://arbitr.ru/as/pract/post_pres/1_1_603f2f34-6eb7-49e0-a5f5- 1a5fc563607a.html (дата обращения 01.05.2018).
7. Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 12444/12 по делу N А32-24023/2011 // Вестник ВАС РФ. - 2013. - N 7.
8. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2001 №58 «Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов» // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc (дата обращения
01.05.2018) .
9. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой
иностранных инвесторов (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017) // [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=187 (дата
обращения 01.05.2018).
10. Определение ВАС РФ от 21.06.2013 N ВАС-4606/13 по делу N А75-
4586/2011 // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7req (дата обращения
01.05.2018) .
11. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от
03.02.2015 N Ф03-4756/2014 по делу N А51-31625/2012 //
[Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7req (дата обращения
01.05.2018) .
12. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от
12.03.2015 N Ф01-392/2015 по делу N А43-372/2014 // [Электронный
ресурс] URL: http: //www.consultant.ru/cons/c gi/online. cgi (дата
обращения 01.05.2018).
13. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от
08.04.2015 N Ф08-1565/2015 по делу N А32-38516/2013 //
[Электронный ресурс] URL:
http://www■Consultant■ru/cons/cgi/online■Cg(дата обращения 01.05.2018).
14. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2012 г. №А40-
20818/12-118-192 // [Электронный ресурс] URL:
http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/ (дата обращения 01.05.2018).
15. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2016 г. N
А70-15331/2015 // [Электронный ресурс] URL:
http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/ (дата обращения 01.05.2018).
16. Информация о решении ЕСПЧ от 17 марта 2015 г. по делу "Адорисио и другие (Adorisio and Others) против Нидерландов" (жалобы N 47315/13 и др.) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. - 2015. - N 8(158). - С. 20 - 21.
2. Алексеенко А.П. Правовой режим иностранных инвестиций: по материалам перечня специфических обязательств протокола о присоединении России к ВТО // Право ВТО. - 2014. - №1. - С.23-27.
3. Алексеенко А.П. Критерии национализации иностранных инвестиций // Юрист. - 2016. - N 17. - С. 43 - 46.
4. Алексеенко А.П. Классификация изъятий ограничительного характера из национального режима в сфере инвестиционных отношений // Юрист. - 2017. - №9. - С.42-46.
5. Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности: на примере инвестиций в строительстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М. - 2007. - С. 21.
6. Ануфриева А.А. Защита иностранных инвестиций во время финансового кризиса //Закон. - 2016. - №3. - С. 109-116.
7. Арсланов К.М. О реформе правового института представительств и филиалов иностранных коммерческих юридических лиц в России // Сборник научных статей III Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (25 апреля 2016 года, г. Москва) / Е.А. Абросимова, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; под общ. ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. М.: РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Юридический факультет им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности; Юстицинформ. - 2016. - С. 496.
8. Асосков А.В. Коллизионное регулирование вопросов правоспособности юридического лица и полномочий его органов: как найти баланс между интересами участников юридического лица и потребностями гражданского оборота? // Вестник гражданского права. - 2014. - N 4. - С. 7-55.
9. Астахова А.В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в субъектах Российской Федерации: Автореф. дис. .. .канд. юридич. наук. М. - 2004. - С. 30.
10. Байдаров Д.Ю. Особенности правового режима закрытых административно-территориальных образований в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М. - 2014. - C. 24.
11. Белицкая А. В. Специальный инвестиционный контракт как правовая форма государственно-частного партнерства // Предпринимательское право. 2016. - № 3. - С. 25-31.
12. Белых В.С., Звездина Т.М. Концессионное соглашение: спорные вопросы теории и практики // Юрист. - 2017. - N 24. - С. 4-8.
13. Беспалова С. Иностранец - учредитель ООО // ЭЖ-Юрист. - 2017. - N 4. С.15.
14. Борисенко П.И. Правовой режим иностранных инвестиций по российскому законодательству: Дис...канд.юр.наук. СПб. - 2012. - С.198.
15. Ведерников А.В. Иностранные инвестиции в Российской Федерации: Правовые аспекты: Автореф. канд. юрид. наук. Екатеринбург. - 2004. - С. 23.
16. Веселкова Е. О некоторых аспектах инвестиционных договоров // Хозяйство и право. - 2012. - N 7. - С. 81 - 85.
17. Веселкова Е.Е. К вопросу о классификации правовых форм иностранных инвестиций // Адвокат. - 2016. - N 5. - C. 27-33.
18. Викторова Н.Н. Правовой статус иностранных инвесторов- физических лиц, имеющих гражданство Российской Федерации и другого государства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №11. - С.170-174.
19. Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций в России: монография. - М.: Волтере Клувер. - 2011. С.312.
20. Вознесенская Н.Н. Современное понятие "иностранные инвестиции" // Закон. - 2012. - N 5. - С. 167-174.
21. Гавриленко Д., Скоробогатов С. Как победить ЮКОС // Эксперт. - 2015. - N 28.
22. Гимадиева Л.Ш. Динамика и перспективы использования прямых иностранных инвестиций в экономике региона (на примере Республики Татарстан) // Научный журнал КубГАУ - 2016. - №115.- C. 356-368.
23. Григорьев М. Специальные инвестиционные контракты в Российской Федерации // ЭЖ-Юрист. - 2017. - N 45. - С. 7.
24. Громова Е.А. Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в особых экономических зонах: монография. М.: Юстицинформ. - 2015. - C.216.
25. Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право. 2 изд., перераб. и доп. М.: Эксмо. - 2009. - С. 624.
26. Данельян А.А. Стандарт "быстрой, адекватной и эффективной" компенсации за национализацию иностранной собственности // Международный правовой курьер. - 2014. - N 3. - С. 26.
27. Дораев М.Г. Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики (правовые основы). М.: Инфотропик Медиа. - 2012. - С.224.
28. Долинская В.В. Инвестиции и инвестиционная деятельность // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011. - N 1. - С.7-13.
29. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Международное частное право и
инвестиции: Науч.-практ. исслед. М.: Юридическая фирма
"Контракт". Волтерс Клувер. - 2011. - C.163.
30. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования // Журнал российского права. - 2017. - N 9. - С. 119 - 129.
31. Еременко В.И. Российское законодательство о промышленной политике // Законодательство и экономика. 2015. N 7-16.
32. Жильцов А.Н., Карабельников Б.Р. Режим «стратегические инвестиции»: новеллы или коллизии? // Вестник гражданского права. - 2009. - № 4. - С. 141-162.
33. Казиева Г.Т. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Казахстан (проблемы теории): автореф.дис. ... канд.юридич.наук. Алматы. - 2010. - С. 21.
34. Кропотов Л.Г. Очерк истории правового регулирования инвестиционной деятельности в России // Вестник СПбГУ. - Сер.14. - 2011.- Вып.3. - С.16-23.
35. Курысь Н.В. Иностранные инвестиции: Российская история
(правовое исследование). СПб. - 2003.- С.220.
36. Лабин Д.К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. - М.: Волтере Клувер. - 2008. - С. 336.
37. Лазаренкова О.Г. Договор инвестиционного товарищества как новый договор, требующий обязательного нотариального удостоверения // Нотариус. - 2017. - N 7. - С. 15 - 18.
38. Лаптева А.М. Содержание и сущность понятия "инвестиции"// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. - 2015. - № 3. - С. 45-54.
39. Международное частное право: Учебник. В 2 т. Т. 2: Особенная часть / Отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. - М.: Статут. 2015. - C. 764.
40. Лисица В.Н. Комплексный характер соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне // Договоры в сфере профессиональной и предпринимательской деятельности: теория и практика: Материалы круглого стола, посвященного 10-летию кафедры предпринимательского и коммерческого права, проводимого в рамках XIII международной научно-практической конференции с элементами научной школы "Актуальные проблемы права России и стран СНГ - 2011" (1 - 2 апреля 2011 г.). - Челябинск: Два попугая. - С. 124.
41. Лисица В.Н. Гражданско-правовой механизм регулирования инвестиционных отношений, осложненных иностранным элементом: Автореф.дис. ... д-ра юрид.наук. - Новосибирск. - 2013. - С.55.
42. Лисица В.Н. Инвестиционное право. М-во образования и науки РФ. Новосибирский нац. исслед. гос. ун-т. Новосибирск. 2015. C.568.
43. Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006. С.313.
44. Мингазова А.М. Договорное регулирование инвестиционной деятельности: Автореф. канд. юрид. наук. - Казань. - 2017. - С.22.
45. Михайлов А.В. Теоретические вопросы классификации договоров в сфере профессиональной и предпринимательской деятельности // Договоры в сфере предпринимательской и профессиональной деятельности: теория и практика: Материалы круглого стола, посвященного 10-летию кафедры предпринимательского и коммерческого права, проводимого в рамках XIII Международной научно-практической конференции с элементами научной школы «Актуальные проблемы права России и стран СНГ - 2011» (1-2 апреля 2011 г.) / Отв.ред.: В.В. Кванина. - Челябинск: «Два попугая». - C.226.
46. Михеева И. В., Черкасов К. В. «Болевые точки» закрытых территорий в современной России // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2016.- Вып. 34. - C. 379-390.
47. Мороз С.П. Теоретические проблемы инвестиционного права: гражданско-правовой аспект: Автореф. дис. канд. юридич. наук. - Алматы. - КазГЮУ. - 2005. - С. 54.
48. Мороз С.П. Инвестиционное право: Курс лекций. - Алматы: КОУ. - 2008. - С.168.
49. Морозова Н.В. Иностранная инвестиционная деятельность: правовая доктрина и международный арбитраж // Евразийский юридический журнал. - 2009. - № 1 (8). - С. 67-80.
50. Нилов К.Н. Правовые гарантии осуществления иностранных инвестиций по законодательству Российской Федерации // Балтийский регион. - 2011. - №3. - С. 6-12.
51. Никитин В.В. Структурные подразделения иностранных коммерческих организаций в Российской Федерации //Международное право и международные организации. - 2016. - N 3. - С.344-354.
52. Носов С.И. О некоторых аспектах ограничения деятельности иностранных организаций в стране (российский и зарубежный опыт) // Право и современные государства. - 2015. - №1. - С.7-16.
53. Нуриев А.Х. Перспективы развития концессионного законодательства в России // Юридический мир. - 2015. - N 6. - С. 47 - 49.
54. Пратьков Д.Ю. Виды инвестиций // Законодательство и экономика. - 2014. - N 4. - С.71.
55. Пратьков Д.Ю. Инвестиции: понятие и формы осуществления // Законодательство и экономика. - 2013. - N 12. - С.33-41.
56. Попондопуло В.Ф. Правовые формы реализации инвестиционных соглашений с участием публично-правового образования // Правоведение. - 2013. - N 2. - С. 79-92;
57. Попондопуло В.Ф. Специальный инвестиционный контракт как правовая форма инвестиционных соглашений с участием публичноправового образования // Конкурентное право. - 2017. - N 3.- С. 17 - 24.
58. Ратникова Д. С. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации теоретические основы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М. - 2011. - С. 26.
59. Рачков И.В. Применение двусторонних инвестиционных договоров российскими судами // Международное правосудие. - 2015. - N 3. - С. 71 - 92.
60. Семочкина М.А. Инвестиционная деятельность с участием иностранных инвесторов в Российской Федерации (правовой аспект): Дис. ... канд. юр. наук. - М. - 2014. С.179.
61. Спиридонова А.В. Правовая природа специального инвестиционного контракта, предусмотренного Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации" // Право и экономика. - 2017. - N 2. - С. 15 - 23.
62. Татонова И. Час СПИК. Специальные инвестиционные контракты могут привлечь инвестиции, но уничтожат конкуренцию? //Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги». - 2016. - N 9. - С.34-35.
63. Ушакова Е.Ю. Гражданско-правовое регулирование инвестиционной деятельности в социально значимых сферах экономики: Автореф. дис.... канд. юридич. наук. - М. 2017. - С. 27.
64. Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» - 10 лет спустя (опыт, проблемы и пути совершенствования) // Законы России. - 2009. - № 12. - С. 78-89.
65. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс. Учебник. -М.: Проспект. - 2015. С.416.
66. Филина А. Дочернее общество, филиал, представительство, отделение: критерии выбора для иностранного инвестора // Вестник Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ. - 2011. - N 4.
67. Фрумкин Б.Е. Продовольственное эмбарго и продовольственное импортозамещение: опыт России //Журнал НЭА. - №4 (32). - 2016. - С.162-169.
68. Хлестова И. О. Международно-правовые договоры о защите иностранного инвестора // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2017. - № 4. - С. 99-105.
69. Чуряев А.В. Легитимация филиалов и представительств иностранных юридических лиц // Журнал российского права. - 2013. - N 3. - С. 40 - 49.
70. Шмаков Р.В. К вопросу о "наднациональности" права Евразийского экономического союза // Евразийский юридический журнал. - 2015. - N 10. C.16-22.
71. Юлов Д.В. Понятие и виды национально-правовых гарантий прав иностранных инвесторов // Актуальные проблемы российского права. - №7. - 2016. - С. 166-171.
72. Юлов Д.В. Экспроприация собственности иностранных инвесторов в международном частном праве // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - N 12. - С. 164 - 174.
73. Якимова О.Е. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Особых экономических зонах в РФ. Автореф. дисс. на соискание уч.степени к.ю.н. - М. - 2010. С.25.
74. Янковский Р. Новое в законодательстве об инвестиционном товариществе // Актуальные проблемы предпринимательского права / под ред. А.Е. Молотникова. М.: Стартап. - 2016. - Вып. V. - С. 167 - 176.
75. Янковский Р.М. Организационно-правовые формы венчурного
инвестирования (часть 3): проблема организационно-правовой
формы проектной компании // Право и экономика.- 2017. - N 9. - С. 22 - 29.