МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ К МАТЕМАТИКЕ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Различные подходы к понятию «познавательный интерес» в
психолого-педагогической литературе 5
1.2. Развитие познавательного интереса школьников в процессе обучения
математике 8
1.3. Развитие познавательного интереса школьников к математике через
содержание обучения 13
Выводы в I главе 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ
9- ГО КЛАССА К МАТЕМАТИКЕ 24
2.1. Цель, задачи, содержание опытно-экспериментальной работы 24
2.2. Мониторинг по исследованию познавательного интереса
обучающихся 9-го класса 31
2.3. Задачи практического содержания как средство повышения
познавательного интереса обучающихся 9-го класса к изучению математики 42
Выводы во II главе 47
Заключение 48
Список литературы и источников 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Различные подходы к понятию «познавательный интерес» в
психолого-педагогической литературе 5
1.2. Развитие познавательного интереса школьников в процессе обучения
математике 8
1.3. Развитие познавательного интереса школьников к математике через
содержание обучения 13
Выводы в I главе 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ
9- ГО КЛАССА К МАТЕМАТИКЕ 24
2.1. Цель, задачи, содержание опытно-экспериментальной работы 24
2.2. Мониторинг по исследованию познавательного интереса
обучающихся 9-го класса 31
2.3. Задачи практического содержания как средство повышения
познавательного интереса обучающихся 9-го класса к изучению математики 42
Выводы во II главе 47
Заключение 48
Список литературы и источников 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
При традиционном способе преподавании при знаниевом подходе обучающийся занимает пассивную позицию в учении. Такой способ искусственно задерживает формирование его познавательной активности, интереса к предмету и, как следствие, его интеллектуальное развитие. Снижение познавательного интереса обучающегося на уроках математики может привести к неуспеваемости по данному предмету. В связи с этим возникают вопросы: Как победить скуку на уроке математики? Как сделать урок интересным для обучающегося? Как развить стимул и интерес к изучению предмета?
Таким образом, можно определить проблему исследования: поиск наиболее эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности и формированию познавательного интереса.
Объект исследования - процесс обучения математике учащихся 9 класса общеобразовательной школы.
Предмет исследования - методика формирования познавательного интереса обучающегося к математике.
Целью данной работы является рассмотрение наиболее эффективных способов и условий формирования познавательного интереса обучающихся к математике.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать возможности формирования познавательного интереса школьников к математике.
2. Рассмотреть методические рекомендации по формированию познавательного интереса обучающихся к математике.
3. Составить методические разработки (разработать серию уроков), направленные на изучение уровня сфорсированности познавательного интереса учащегося к математике и на его развитие.
4. Провести экспериментальную работу на уроках математики по формированию познавательного интереса школьников.
5. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Методы исследования: опрос и анкетирование для выявления мотивов к изучению математики; наблюдение для выявления уровня сформированности интереса обучающегося к данному предмету; педагогический эксперимент.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Школы № 143» г. Казани. В эксперименте приняли участие 26 учащихся 9-го класса.
Данная магистерская диссертация посвящена изучению методических аспектов формирования познавательных интересов обучающегося к изучению математики.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных материалов в процессе преподавания математики.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений и содержит 77 страниц текста.
Таким образом, можно определить проблему исследования: поиск наиболее эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности и формированию познавательного интереса.
Объект исследования - процесс обучения математике учащихся 9 класса общеобразовательной школы.
Предмет исследования - методика формирования познавательного интереса обучающегося к математике.
Целью данной работы является рассмотрение наиболее эффективных способов и условий формирования познавательного интереса обучающихся к математике.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать возможности формирования познавательного интереса школьников к математике.
2. Рассмотреть методические рекомендации по формированию познавательного интереса обучающихся к математике.
3. Составить методические разработки (разработать серию уроков), направленные на изучение уровня сфорсированности познавательного интереса учащегося к математике и на его развитие.
4. Провести экспериментальную работу на уроках математики по формированию познавательного интереса школьников.
5. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Методы исследования: опрос и анкетирование для выявления мотивов к изучению математики; наблюдение для выявления уровня сформированности интереса обучающегося к данному предмету; педагогический эксперимент.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Школы № 143» г. Казани. В эксперименте приняли участие 26 учащихся 9-го класса.
Данная магистерская диссертация посвящена изучению методических аспектов формирования познавательных интересов обучающегося к изучению математики.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных материалов в процессе преподавания математики.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений и содержит 77 страниц текста.
Развитие познавательной активности школьников наиболее интенсивно происходит, когда они занимаются увлеченно и заинтересованно. Одним из механизмов, запускающих процесс познавательной активности обучающихся, является познавательный интерес. Поэтому задача учителя состоит в умении осознанно формировать познавательный интерес в обучении.
Изучение методической и психолого-педагогической литературы позволило выделить три уровня (высокий, средний, низкий), стадии и условия развития познавательного интереса. Изучены следующие формы и методы формирования познавательного интереса школьника: создание проблемных ситуаций на уроке; решение задач практического содержания; применение исторических экскурсов, интерактивных и информационных технологий, математических софизмов и задач со скрытой ошибкой; использование заданий повышенного уровня трудности, методических и учебных пособий.
Проанализировав возможности формирования познавательного интереса школьников к математике, можем сделать вывод, что учитель должен знать, с помощью каких методов и средств можно оказать влияние на формирование познавательного интереса в обучении, а также оптимально применять адекватные методы в различных ситуациях.
Рассмотрев методические рекомендации ведущих учителей по формированию познавательного интереса обучающихся к математике, можем отметить, что его можно развивать с помощью следующих средств: экскурсы в современные достижения науки, математические софизмы. Большую роль в этом играет использование интерактивных технологий и виртуальных лабораторий в обучении. В ходе исследования обнаружено влияние на повышение познавательного интереса к изучению математики различных заданий практико-ориентированного характера.
Был составлен комплекс задач практического содержания и проведена серия уроков по выявлению объективных факторов, влияющих на познавательный интерес (уровень понимания материала, сложность изучаемого материала, продолжительность получения однородного материала и т.д.). Уроки были посвящены обобщению и систематизации знаний обучающихся.
Для выявления зависимости познавательного интереса от сложности, количества материала и уровня понимания учащихся был проведен педагогический эксперимент. Для выявления мотивов изучения предмета, наблюдения за изменением уровней сформированности интересов обучающихся к математике использовались диагностические методы: опрос и анкетирование. Формирующий этап эксперимент проводился с декабря 2017 года по май 2018 года в 9-х классах школы № 143 города Казани.
В ходе экспериментальной работы на уроках математики были применены: методика «Наблюдения» для выявления уровня сформированности познавательного интереса; методика «Опрос» для выявления мотива изучения предмета; методика И.М. Смирновой и Г.И. Щукиной для анализа динамики познавательного интереса по формированию познавательного интереса школьников.
Анализ результатов проведенного исследования показал, что при создании условий для формирования познавательного интереса при целенаправленной и регулярной деятельности учителя по его развитию у обучающихся действительно достигается более высокий уровень познавательного интереса, креативных способностей личности, что ведет за собой качественный рост результата обучения. Проведенное исследование не исчерпывает полностью данную многоаспектную проблему формирования познавательного интереса обучающихся и только открывает для автора новые направления ее изучения.
Для формирования познавательного интереса школьников к изучению математики необходимо учитывать следующие математические рекомендации: задачи должны быть дидактически сбалансированы и дифференцированы; решение одного и того же типа упражнения не должно превышать несколько минут урока; упражнения должны различаться по степени сложности, по способу изложения или форме решения упражнения; на уроках должны быть подобраны оптимальное количество разнообразных учебных задач в противном случае, процентная часть познавательного интереса уменьшится.
Основные результаты работы докладывались на студенческих конференциях, в VII Международной научно-практической конференции «Математическое образование в школе и вузе (MATHEDU-2017)».
Изучение методической и психолого-педагогической литературы позволило выделить три уровня (высокий, средний, низкий), стадии и условия развития познавательного интереса. Изучены следующие формы и методы формирования познавательного интереса школьника: создание проблемных ситуаций на уроке; решение задач практического содержания; применение исторических экскурсов, интерактивных и информационных технологий, математических софизмов и задач со скрытой ошибкой; использование заданий повышенного уровня трудности, методических и учебных пособий.
Проанализировав возможности формирования познавательного интереса школьников к математике, можем сделать вывод, что учитель должен знать, с помощью каких методов и средств можно оказать влияние на формирование познавательного интереса в обучении, а также оптимально применять адекватные методы в различных ситуациях.
Рассмотрев методические рекомендации ведущих учителей по формированию познавательного интереса обучающихся к математике, можем отметить, что его можно развивать с помощью следующих средств: экскурсы в современные достижения науки, математические софизмы. Большую роль в этом играет использование интерактивных технологий и виртуальных лабораторий в обучении. В ходе исследования обнаружено влияние на повышение познавательного интереса к изучению математики различных заданий практико-ориентированного характера.
Был составлен комплекс задач практического содержания и проведена серия уроков по выявлению объективных факторов, влияющих на познавательный интерес (уровень понимания материала, сложность изучаемого материала, продолжительность получения однородного материала и т.д.). Уроки были посвящены обобщению и систематизации знаний обучающихся.
Для выявления зависимости познавательного интереса от сложности, количества материала и уровня понимания учащихся был проведен педагогический эксперимент. Для выявления мотивов изучения предмета, наблюдения за изменением уровней сформированности интересов обучающихся к математике использовались диагностические методы: опрос и анкетирование. Формирующий этап эксперимент проводился с декабря 2017 года по май 2018 года в 9-х классах школы № 143 города Казани.
В ходе экспериментальной работы на уроках математики были применены: методика «Наблюдения» для выявления уровня сформированности познавательного интереса; методика «Опрос» для выявления мотива изучения предмета; методика И.М. Смирновой и Г.И. Щукиной для анализа динамики познавательного интереса по формированию познавательного интереса школьников.
Анализ результатов проведенного исследования показал, что при создании условий для формирования познавательного интереса при целенаправленной и регулярной деятельности учителя по его развитию у обучающихся действительно достигается более высокий уровень познавательного интереса, креативных способностей личности, что ведет за собой качественный рост результата обучения. Проведенное исследование не исчерпывает полностью данную многоаспектную проблему формирования познавательного интереса обучающихся и только открывает для автора новые направления ее изучения.
Для формирования познавательного интереса школьников к изучению математики необходимо учитывать следующие математические рекомендации: задачи должны быть дидактически сбалансированы и дифференцированы; решение одного и того же типа упражнения не должно превышать несколько минут урока; упражнения должны различаться по степени сложности, по способу изложения или форме решения упражнения; на уроках должны быть подобраны оптимальное количество разнообразных учебных задач в противном случае, процентная часть познавательного интереса уменьшится.
Основные результаты работы докладывались на студенческих конференциях, в VII Международной научно-практической конференции «Математическое образование в школе и вузе (MATHEDU-2017)».
Подобные работы
- Информационные технологии как средство развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике (Уральский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - Внеклассные мероприятия как элемент среды для формирования познавательного интереса второклассников МАОУ СШ №55 г.Красноярска при решении занимательных задач
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕТРАДИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Интерактивные задания как средства формирования познавательного интереса у младших школьников (Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Дополненная реальность как средство развития познавательного интереса к информатике обучающихся шестого класса
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ
ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



