Формирование лингвокультурологической компетенции при изучении паремий на уроке иностранного языка в СОШ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования лингвокультурологической компетенции при изучении паремий на уроке иностранного языка в СОШ 8
1.1. Лингвокультурологическая компетенция: содержание и структура 9
1.2. Педагогические условия успешного формирования лингвокультурологической компетенции 17
1.3. Паремии как средство формирования лингвокультурологической компетенции 23
Выводы к главе 1 29
Глава 2. Методика формирования лингвокультурологической компетенции при изучении паремий на уроке иностранного языка в СОШ 31
2.1. Принципы отбора языкового материала как средства формирования
лингвокультурологической компетенции 31
2.2. Методы и приемы работы с паремиологическими единицами немецкого языка как компонента лингвокультурологического аспекта преподавания в СОШ Ошибка! Закладка не определена.
2.3. Диагностика уровня сформированности лингвокультурологической компетенции учащихся на среднем этапе обучения в СОШ 53
Выводы к главе 2 61
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения 78
Глава 1. Теоретические аспекты формирования лингвокультурологической компетенции при изучении паремий на уроке иностранного языка в СОШ 8
1.1. Лингвокультурологическая компетенция: содержание и структура 9
1.2. Педагогические условия успешного формирования лингвокультурологической компетенции 17
1.3. Паремии как средство формирования лингвокультурологической компетенции 23
Выводы к главе 1 29
Глава 2. Методика формирования лингвокультурологической компетенции при изучении паремий на уроке иностранного языка в СОШ 31
2.1. Принципы отбора языкового материала как средства формирования
лингвокультурологической компетенции 31
2.2. Методы и приемы работы с паремиологическими единицами немецкого языка как компонента лингвокультурологического аспекта преподавания в СОШ Ошибка! Закладка не определена.
2.3. Диагностика уровня сформированности лингвокультурологической компетенции учащихся на среднем этапе обучения в СОШ 53
Выводы к главе 2 61
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения 78
Данная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме формирования лингвокультурологической компетенции при изучении паремий иностранного языка в СОШ.
Актуальность работы обусловлена стремительным развитием культурных и экономических связей между различными странами, активными глобализационными процессами. В этой связи возрастает роль изучения иностранных языков, повышается спрос на специалистов, владеющих иностранными языками.
Тем не менее, отмечается недостаточный уровень владения иностранными языками выпускниками школ и языковых вузов, а также недостаточный уровень сформированности компетенций, способствующих эффективному применению знанию иностранного языка в бытовой сфере и профессиональной коммуникации, в том числе и лингвокультурологической компетенции. Огромную роль при этом играют сведения лингвокультурологического характера, информация о другом языке, традициях и современных особенностях развития представителей других этнокультурных обществ.
Под лингвокультурологической компетенцией мы понимаем систему лингвокультурологических знаний, умений и навыков, которые осваивают учащиеся на уроках немецкого языка. Вопросы формирования данной компетенции поднимаются в работах Д.И. Башуриной, А.В. Гетманской, Е.А. Ивановой, Ф.С. Кебековой, М.С. Киселевой, Е.Е. Макаровой, М.А. Мигненко, И.А. Ореховой, М.А. Пахноцкой, Л.Г. Саяховой, Н.А. Фоменко, Ф.Б. Хубиевой, Е.А. Чубиной, А.М. Шуралевой и др. Анализ теоретической литературы позволил прийти к выводу о том, что среди исследователей нет единой точки зрения на содержание лингвокультурологической компетенции. В рамках данной работы автор придерживается точки зрения Е.Е. Макаровой, которая определяет
содержание данной компетенции как знание, осмысление культурных особенностей страны изучаемого языка. Анализируя методическую литературу по преподаванию иностранных языков, автор показывает, что изучению пословиц и поговорок немецкого языка как основного источника познания культуры другой страны уделяется недостаточно внимания. Автор считает необходимым разработать систему упражнений, направленных на формирование лингвокультурологической компетенции как части коммуникативной компетенции.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе предпринимается попытка разработки методики по формированию лингвокультурологической компетенции при изучении паремий иностранного языка. Количество исследований, посвященных практической работе с паремиями на уроках иностранного языка, немногочисленно.
Объектом исследования является формирование
лингвокультурологической компетенции у учащихся на уроках немецкого языка.
Предметом исследования выступает методическая система работы с иноязычными паремиями как средства формирования лингвокультурологической компетенции у учащихся 5-6-ых классов средних общеобразовательных учреждений.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и разработка содержания лингвокультуроведческого аспекта обучению немецкому языку на средней ступени обучения средствами немецко-язычных паремий.
В связи с вышеуказанной целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) сбор, анализ и систематизация теоретической и методической литературы по теме исследования;
2) систематизация точек зрения исследователей в области лингвокультурологической компетенции;
3) определение содержания и структуры лингвокультурологической компетенции;
4) выявление педагогических условий для успешного формирования лингвокультурологической компетенции;
5) изучение теоретических представлений о паремиях;
6) установление принципов отбора языкового материала по тематике исследования;
7) разработка методической системы работы с паремиями немецкого языка как компонента лингвокультурологического аспекта преподавания;
8) подготовка и проведение педагогического эксперимента на основании разработанной методики;
9) диагностирование уровня сформированности лингвокультурологической компетенции на уроке немецкого языка средствами немецкоязычных паремий;
10) обоснование основных направлений совершенствования лингвокультурологической компетенции.
В ходе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: описательный метод, наблюдение, экспериментальный метод, метод лингвокультурологического анализа языкового материала, метод сплошной выборки, методы элементарной статистики и графического отображения результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в дальнейшей разработке и уточнении методов работы с иноязычным паремиологическим материалом как эффективным средством формирования лингвострановедческой компетенции.
Гипотеза исследования заключается в следующем: формирование
лингвокультурологической компетенции у учащихся на средней ступени обучения в СОШ будет более успешным при включении в содержание обучения немецкому языку лингвокультурологического аспекта, предполагающего использование паремиологических единиц как ценного источника лингвокультурологических сведений.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования материалов, а также полученных результатов исследования в практике преподавания немецкого и других иностранных языков в качестве языковых средств с богатой лингвокультурологической информацией, направленных на успешное формирование лингвокультурологической компетенции учащихся.
В соответствии с основной целью и поставленными задачами данная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и 5 приложений.
Актуальность работы обусловлена стремительным развитием культурных и экономических связей между различными странами, активными глобализационными процессами. В этой связи возрастает роль изучения иностранных языков, повышается спрос на специалистов, владеющих иностранными языками.
Тем не менее, отмечается недостаточный уровень владения иностранными языками выпускниками школ и языковых вузов, а также недостаточный уровень сформированности компетенций, способствующих эффективному применению знанию иностранного языка в бытовой сфере и профессиональной коммуникации, в том числе и лингвокультурологической компетенции. Огромную роль при этом играют сведения лингвокультурологического характера, информация о другом языке, традициях и современных особенностях развития представителей других этнокультурных обществ.
Под лингвокультурологической компетенцией мы понимаем систему лингвокультурологических знаний, умений и навыков, которые осваивают учащиеся на уроках немецкого языка. Вопросы формирования данной компетенции поднимаются в работах Д.И. Башуриной, А.В. Гетманской, Е.А. Ивановой, Ф.С. Кебековой, М.С. Киселевой, Е.Е. Макаровой, М.А. Мигненко, И.А. Ореховой, М.А. Пахноцкой, Л.Г. Саяховой, Н.А. Фоменко, Ф.Б. Хубиевой, Е.А. Чубиной, А.М. Шуралевой и др. Анализ теоретической литературы позволил прийти к выводу о том, что среди исследователей нет единой точки зрения на содержание лингвокультурологической компетенции. В рамках данной работы автор придерживается точки зрения Е.Е. Макаровой, которая определяет
содержание данной компетенции как знание, осмысление культурных особенностей страны изучаемого языка. Анализируя методическую литературу по преподаванию иностранных языков, автор показывает, что изучению пословиц и поговорок немецкого языка как основного источника познания культуры другой страны уделяется недостаточно внимания. Автор считает необходимым разработать систему упражнений, направленных на формирование лингвокультурологической компетенции как части коммуникативной компетенции.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе предпринимается попытка разработки методики по формированию лингвокультурологической компетенции при изучении паремий иностранного языка. Количество исследований, посвященных практической работе с паремиями на уроках иностранного языка, немногочисленно.
Объектом исследования является формирование
лингвокультурологической компетенции у учащихся на уроках немецкого языка.
Предметом исследования выступает методическая система работы с иноязычными паремиями как средства формирования лингвокультурологической компетенции у учащихся 5-6-ых классов средних общеобразовательных учреждений.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и разработка содержания лингвокультуроведческого аспекта обучению немецкому языку на средней ступени обучения средствами немецко-язычных паремий.
В связи с вышеуказанной целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) сбор, анализ и систематизация теоретической и методической литературы по теме исследования;
2) систематизация точек зрения исследователей в области лингвокультурологической компетенции;
3) определение содержания и структуры лингвокультурологической компетенции;
4) выявление педагогических условий для успешного формирования лингвокультурологической компетенции;
5) изучение теоретических представлений о паремиях;
6) установление принципов отбора языкового материала по тематике исследования;
7) разработка методической системы работы с паремиями немецкого языка как компонента лингвокультурологического аспекта преподавания;
8) подготовка и проведение педагогического эксперимента на основании разработанной методики;
9) диагностирование уровня сформированности лингвокультурологической компетенции на уроке немецкого языка средствами немецкоязычных паремий;
10) обоснование основных направлений совершенствования лингвокультурологической компетенции.
В ходе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: описательный метод, наблюдение, экспериментальный метод, метод лингвокультурологического анализа языкового материала, метод сплошной выборки, методы элементарной статистики и графического отображения результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в дальнейшей разработке и уточнении методов работы с иноязычным паремиологическим материалом как эффективным средством формирования лингвострановедческой компетенции.
Гипотеза исследования заключается в следующем: формирование
лингвокультурологической компетенции у учащихся на средней ступени обучения в СОШ будет более успешным при включении в содержание обучения немецкому языку лингвокультурологического аспекта, предполагающего использование паремиологических единиц как ценного источника лингвокультурологических сведений.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования материалов, а также полученных результатов исследования в практике преподавания немецкого и других иностранных языков в качестве языковых средств с богатой лингвокультурологической информацией, направленных на успешное формирование лингвокультурологической компетенции учащихся.
В соответствии с основной целью и поставленными задачами данная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и 5 приложений.
Обучение иностранному языку способствует созданию и воспитанию всесторонне развитой личности, что является одной из важнейших задач современности. Известно, что главной целью обучения иностранному языку в средней школе является формирование коммуникативной компетенции, важной составляющей которой является лингвокультурологическая компетенция. В данной выпускной квалификационной работе мы определяем лингвокультурологическую компетенцию как готовность и умение изучающих иностранный язык жить и взаимодействовать в условиях межкультурного диалога. Следовательно, основной задачей современного преподавателя иностранного языка является включение каждого ребенка в процесс обучения посредством создания особых ситуаций, способствующих повышению мотивации и творческой активности учащихся.
Таким образом, необходимыми предпосылками успешного формирования лингвокультурологической компетенции на уроке иностранного языка является соблюдение определенных педагогических условий: во-первых, деятельность преподавателя должна быть нацелена на формирование лингвокультурологической компетенции; во-вторых, процесс обучения иностранным языкам должен носить коммуникативно-ориентированный характер; в-третьих, успешному формированию лингвокультурологической компетенции будут способствовать интерактивные методы обучения.
Ключевую роль в формировании лингвокультурологической компетенции, на наш взгляд, играет изучение пословиц и поговорок иностранного языка в процессе обучения, поскольку именно в них отражаются культурные особенности народа, а также понимание и использование подобных выражений в речи приближает речь учащегося к уровню знания языка его носителей. Следовательно, изучение пословиц и поговорок на уроке иностранного языка отвечает цели современного образования о формировании всесторонне развитой личности, способной к активной деятельности в ситуации межкультурного общения.
Нами также были определены основные принципы отбора лексического материала, методы и приемы работы с пословицами и поговорками, основные типы упражнений, направленные на изучение подобных выражений. Анализ учебно-методической литературы показал, что единой системы упражнений, направленной на формирование и совершенствование лингвокультурологической компетенции посредством изучения паремий немецкого языка, не существует. Именно поэтому нами была разработана и предложена система упражнений, направленных на изучение немецкоязычных пословиц и поговорок учащимися средней школы.
Апробация предлагаемой методики была проведена в рамках обучающего педагогического эксперимента, в рамках которого учащимся была предложена система специальных заданий, при решении которых они не только знакомились с пословицами и поговорками как с особым источником лингвокультуроведческой информации, но и отрабатывали способы употребления паремий в ситуации устного и письменного речевого общения. Обучающий эксперимент доказал эффективность методики формирования лингвокультурологической компетенции. Все методы и приемы обучения были сориентированы на стимулирование творческой речемыслительной деятельности учащихся, что повысило эффективность обучения немецкому языку; таким образом, были созданы условия для успешного усвоения знаний и формирования и совершенствования лингвокультурологической компетенции.
Итоги проведенного исследования, посвященного поэтапному формированию лингвокультурологической компетенции учащихся при изучении паремий немецкого языка в средней общеобразовательной школе, подтвердили его актуальность и практическую значимость. Полученные результаты и материалы выпускной квалификационной работы рекомендуются к использованию в практике преподавания немецкого и других иностранных языков.
В результате проведенного исследования мы подтвердили гипотезу о том, что формирование лингвокультурологической компетенции учащихся на средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе будет более успешным при включении в содержание обучения немецкому языку лингвокультурологического аспекта, предполагающего использование немецкоязычных паремиологических единиц (пословиц и поговорок) как ценного источника лингвокультурологических сведений.
Таким образом, необходимыми предпосылками успешного формирования лингвокультурологической компетенции на уроке иностранного языка является соблюдение определенных педагогических условий: во-первых, деятельность преподавателя должна быть нацелена на формирование лингвокультурологической компетенции; во-вторых, процесс обучения иностранным языкам должен носить коммуникативно-ориентированный характер; в-третьих, успешному формированию лингвокультурологической компетенции будут способствовать интерактивные методы обучения.
Ключевую роль в формировании лингвокультурологической компетенции, на наш взгляд, играет изучение пословиц и поговорок иностранного языка в процессе обучения, поскольку именно в них отражаются культурные особенности народа, а также понимание и использование подобных выражений в речи приближает речь учащегося к уровню знания языка его носителей. Следовательно, изучение пословиц и поговорок на уроке иностранного языка отвечает цели современного образования о формировании всесторонне развитой личности, способной к активной деятельности в ситуации межкультурного общения.
Нами также были определены основные принципы отбора лексического материала, методы и приемы работы с пословицами и поговорками, основные типы упражнений, направленные на изучение подобных выражений. Анализ учебно-методической литературы показал, что единой системы упражнений, направленной на формирование и совершенствование лингвокультурологической компетенции посредством изучения паремий немецкого языка, не существует. Именно поэтому нами была разработана и предложена система упражнений, направленных на изучение немецкоязычных пословиц и поговорок учащимися средней школы.
Апробация предлагаемой методики была проведена в рамках обучающего педагогического эксперимента, в рамках которого учащимся была предложена система специальных заданий, при решении которых они не только знакомились с пословицами и поговорками как с особым источником лингвокультуроведческой информации, но и отрабатывали способы употребления паремий в ситуации устного и письменного речевого общения. Обучающий эксперимент доказал эффективность методики формирования лингвокультурологической компетенции. Все методы и приемы обучения были сориентированы на стимулирование творческой речемыслительной деятельности учащихся, что повысило эффективность обучения немецкому языку; таким образом, были созданы условия для успешного усвоения знаний и формирования и совершенствования лингвокультурологической компетенции.
Итоги проведенного исследования, посвященного поэтапному формированию лингвокультурологической компетенции учащихся при изучении паремий немецкого языка в средней общеобразовательной школе, подтвердили его актуальность и практическую значимость. Полученные результаты и материалы выпускной квалификационной работы рекомендуются к использованию в практике преподавания немецкого и других иностранных языков.
В результате проведенного исследования мы подтвердили гипотезу о том, что формирование лингвокультурологической компетенции учащихся на средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе будет более успешным при включении в содержание обучения немецкому языку лингвокультурологического аспекта, предполагающего использование немецкоязычных паремиологических единиц (пословиц и поговорок) как ценного источника лингвокультурологических сведений.
Подобные работы
- Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранному (английскому) языку в общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019



