ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению ценностно-мотивационной сфры личности в психолого-педагогической литературе 6
1.1 Структура личности 6
1.2 Понятие «мотив» и «мотивация» 9
1.3 Ценностные ориентации как свойство мотивационной сферы личности 18
ГЛАВА 2. Исследование ценностно-мотивационной сферы студентов вуза и профессионального лицея 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Изучение особенностей ценностно-мотивационной сферы испытуемых
студентов вуза и студентов профессионального лицея 35
2.3 Взаимосвязь между ценностной и мотивационной сферами студентов вуза и
студентов профессионального лицея 44
Заключение 51
Литература 55
Приложение 58
Современное российское общество находится в процессе значительных социально-экономических и политических изменений, создания качественно новых экономических условий жизнедеятельности, формирования принципиально новых социальных отношений. На протяжении последних нескольких лет качественно изменилась структура общества и социальный статус большинства его членов. Ключевыми проблемами его развития стали проблемы имущественного и социального неравенства, дифференциации разных социально - экономических групп, материального благополучия, духовных ценностей и др.
Состояние развития российского общества в настоящее время выдвигает проблему качества жизни как одного из приоритетных направлений исследования экономического сознания людей. Представления о благополучии современного человека не только основываются на определенном уровне материального благосостояния, но и подразумевают некоторую иерархию жизненных ценностей личности, разделяемую членами его социальной группы [10].
В мире происходят процессы, осознание которых позволяет нам иначе взглянуть на роль и место образования в обществе.
Сегодня сфера образования не выполняет тех важнейших культурообразующих и менталеобразующих функций, осуществление которых ей неизбежно предстоит в будущем. Между тем, все большая интеграция мирового сообщества, с одной стороны, и процесс поляризации противостоящих социумов, с другой стороны, сопровождаются весьма существенными изменениями в сознании людей.
Глобальные процессы, происходящие в мире, находят отражение в процессах в российском обществе.
Перемены в различных сферах российского общества вызывают значительные изменения в структуре ценностно-мотивационных ориентаций большинства людей.
В этих условиях проблема формирования ценностно-мотивационной сферы личности молодежи приобретает особую актуальность.
Изменения, происходящие в политической, экономической, духовной сферах общества в последнее десятилетие, влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. В большей степени эти процессы отражаются на формировании структуры ценностей молодого поколения, поскольку формирующиеся в настоящее время ценностные приоритеты становятся основой формирования новой социальной структуры российского общества. Молодежь, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором, происходящих перемен, и определяет в целом потенциал развития общества. Неизбежная, в условиях ломки сложившихся устоев, переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, мотивации современного студенчества весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества.
Объектом данного исследования является ценностно-мотивационная сфера учащихся студентов профессионального лицея и учащихся вуза, а предметом - взаимосвязь между показателями мотивации и ценностными ориентациями.
Целью исследования является определить особенности ценностномотивационной сферы студентов вуза и профессионального лицея.
Задачи:
1. Изучить литературные источники по проблеме мотивации, ценностных ориентаций у студентов вуза и профессионального лицея.
2. Определить особенности мотивации и ценностных ориентаций у
студентов вуза и лицея.
3. Выявить взаимосвязь между ценностными ориентациями и мотивационной сферой у студентов.
Гипотеза: у студентов Вузов в большей степени доминируют ценности и мотивы, связанные с будущей профессиональной деятельностью.
Характеристика контингента испытуемых:
Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие учащиеся ГАОУ НПО «Профессионального лицея № 68» г.Казани (3 курс), а также студенты ФГАОУ ВО «Казанского (Приволжского) федерального университета» (1-2 курс). Выборка, количеством 58 человек: 30 студентов «Профессионального лицея № 68», 28 студентов «Казанского (Приволжского) федерального университета».
Методы исследования:
1. Методологической и теоретической основой исследования являются идеи и концепции отечественных и зарубежных учёных, касающиеся вопросов ценностно-мотивационной сферы личности.
2. Исследование проводилось с использованием следующих методик:
• Тест-опросник жизненных ценностей (И.Г.Сенин);
• Опросник «МАС» (М.Кубышкина);
• Методика «Мотивация к успеху» (Т.Элерс);
• Методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т.Элерс);
• Методика «Мотивация обучения в вузе» (Т.И.Ильина).
Общим во всех теориях личности является то, что в качестве ведущего компонента становления личности выделяют направленность как сложное личностное образование, определяющее все поведение личности, отношения к себе и окружающим. На формирование направленности личности влияют такие понятий как мотивация и ценностные ориентации. В зависимости от того предмета, на который направлена деятельность, выделяют различные виды мотивов и ценностей.
Мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.
Каждая из диспозиций может быть реализована во многих потребностях. В свою очередь, поведение, направленное на удовлетворение потребности, разделяется на виды деятельности (общения), соответствующие частным целям.
Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. И те и другие занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов: смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей.
Целью данной работы стало изучение особенностей ценностномотивационной сферы студентов вуза и профессионального лицея.
По результатам анализа психологической литературы мы выявили:
1. Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Любой социальной группе - от отдельной семьи до человечества как целого - присуща направленность на определенные общие ценности: идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. У каждой группы свой набор ценностей, они могут в большей или меньшей степени пересекаться между собой - от полного совпадения до полного несовпадения. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себя новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Конечно, отдельный человек не впитывает, в себя автоматически все ценности даже тех социальных групп, членом которых он является. Превращение социальной ценности в личную возможно только тогда, когда человек вместе с группой включился в практическую реализацию этой общей ценности, ощущая ее как свою. Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность - идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов. Формальное отношение к социальным ценностям не приводит к превращению их в личностные.
2. На основании анализа психологической литературы мы остановились на методиках, которые наиболее полно раскрывают особенности мотивационной, а также ценностной сферы личности. Было выявлено, что испытуемые различаются по шкалам сферы профессиональной жизни, сферы общественной жизни. Студенты вуза в большей степени ориентированы на позицию, связанную с проявлением активности, как в профессиональной, так и в общественной жизни. Были выявлены различия по таким шкалам терминальных ценностей как развитие себя и духовное удовлетворение. Для студентов вузов в большей степени, чем для студентов профессионального лицея характерна ориентация на саморазвитие и получение духовного удовлетворения, как в профессиональной, так и в общественной жизни.
3. В ходе исследования мотивационной сферы были получены следующие результаты: по шкале «мотивация на избегание неудач» испытуемые группы учащихся в вузе преобладают по уровню стремления над учащимися в профессиональном лицее. Также достоверные различия по мотивационной сфере между двумя группами были выявлены по шкале «стремление к социальному престижу». Учащиеся вуза доминируют в достоверных значениях по данной шкале. Для студентов вуза характерно стремление к избеганию неудач, т.е. они чаще выбирают наименее безопасные сферы самореализации, не склонны к риску. Также студенты вуза больше, чем студенты профессионального лицея стремятся к социальному престижу, соответственно выбирают такие сферы деятельности, которые являются наиболее уважаемыми в обществе.
4. Анализ корреляционных плеяд студентов вузов показал, что стремление к соперничеству связан у них с основными сферами жизнедеятельности (семья, обучение и образование, развитие себя). Чем больше студенты вузов склонны к соперничеству, тем более важными для них являются данные жизненные сферы. В тоже время, шкала приобретения знании имеет обратную связь со шкалами «профессиональная жизнь» и «достижения». Знания, получаемые в вузе, не ассоциируются у студентов ни с будущей профессиональной деятельностью ни с возможными жизненными достижениями. Шкала «профессиональная жизнь» связана со шкалой «стремление к достижению цели», т.е. волевые качества у студентов больше связаны с профессией, чем знания.
5. Анализ корреляционных плеяд студентов профессионального лицея показал, что «мотив достижения» связан практически со всеми жизненными сферами и терминальными ценностями (сферами общественной, семейной, профессиональной жизни, сферой обучения и образования, ориентации на активные социальные контакты, развитие себя, духовное удовлетворение). Чем больше студенты настроены на реализацию своих планов, тем более гармонична их ценностная сфера. Кроме того, ценность «высокое материальное положение» имеет обратную связь с мотивом «овладение профессией». Студенты профессионального лицея понимают, что та профессия, которой они на данный момент овладевают, не принесет им больших материальных благ. Мотив «приобретения знаний» связан с терминальной ценностью «духовная удовлетворенность», т.е. студенты получают знания для того, чтобы сформировать морально-нравственные принципы.
6. По результатам проведенного корреляционного анализа, было выявлено, что у студентов лицея тесные связи между показателями теста, особенностей ценностных ориентаций, это может свидетельствовать о том, что студенты лицея не дифференцируют терминальные ценности и сферы жизни. У студентов вуза такого не наблюдается.
1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журнал 1984. №5 - С.68.
2. Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник МГУ. Психология. 1998г. - C.50.
3. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Науч.докл.высш.школы. Философ.науки.
- М., 1968.-№2.-С.45
4. Добрынина В.И., Кухтевич Т.И., Туманов С.В. Молодежь России.//Три жизненные ситуации, специальная информация.-№3.-М., 2002.-С - 10-18.
5. Герчикова И. И. Менеджмент: Учебник, 1995.-С. 280.
6. Горяинов В.П. Эмпирическая классификация жизненных ценностей в постсоветский период. // Полис. - №4. - 2003. - С. 13-64.
7. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних и проф-тех училищ. М., 1986г.-С.365
8. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психолог.проблемы социальной регуляции поведения. Отв.ред. Е.В.Шорохова, М.И.Бобнева. - М.: Наука, 1976. - С.340.
9. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности // Вопросы психологии. - 1986. - № 6.
- С. 31-45.
10. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2003. - С.568.
11. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза// Вопросы психологии.-1998. - № 2.- С.37-41.
12. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ЦО личности // Социология в СССР Т.2 - М., 1965-С. 480.
13. Здравомыслова А.Г. /М Человек и его работа, М.,1999. -С.240.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 1998г.-С. 315
15. Зотова О.И., Бобнева М.И. ЦО и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии.- М.,1975-С.230.
16. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М., 2001.- С. 256.
17. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социальнопсихологический анализ Л., 1974. - С. 512.
18. Исламшина Т.Г., Максимова О.А., Хамзина Г.Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов // Социс. - № 6. - 1999. - С. 132-136.
19. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и
самоопределения // СОЦИС. 2004. № 3. С. 12.
20. Кон И.С., Психология юношеского возраста // Проблемы формирования личности. М., 1979-С. 54
21. Леонавичюс Ю.И. Исследование социальных проблем высшего образования в Литве. // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт- Петербург, 2001.-С.90-101.
22. Леонтьев. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1998 .- С. 240.
23. Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) [Текст] / В.Т. Лисовский. Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители». Выпуск 1. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 40-44.
24. Мадди С.Р. Теории личности: сравнительный анализ [Текст] / С.Р. Мадди; пер. с англ. - СПБ.: Речь, 2002. - С 539.
25. Нежиховская Е.М. К вопросу о формировании мотивов выбора вуза и факультета //Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, 2001. -
С.145-159.
26. Петрова Т.Э. Институт высшей школы в социальной системе общества. Автореферат. СПб., 1993. - С.46.
27. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи [Текст] / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социс. - № 6. - 1999. - С. 96-99.
28. Психологический словарь. Под ред. Зинченко М., 2000-С.598.
29. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. - Киев, 1976.- С. 460.
30. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика [Текст] / А.В. Серый; науч. ред. М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 272.
31. Хайруллин Ф.Г. Некоторые проблемы формирования профессиональных интересов молодежи //Мотивация жизнедеятельности студента. Таллин, 2000. -С.69.
32. Яницкий М.С. Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностной структуры массового сознания [Текст] / М.С. Яницкий // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - С. 189-195.
33. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
[Текст] / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат