ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 6
1.1 Особенности обучения детей дошкольного возраста 7
1.2 Готовность ребёнка к обучению в школе 14
1.3 Психологическая готовность к школе в условиях ФГОС 19
Выводы по I главе 26
ГЛАВА II. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО 28
2.1. Выявление изучения исходного уровня подготовки детей к обучению в школе 28
2.2 Разработка и реализация плана исследования особенностей подготовки
детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО 33
2.3 Анализ опытно - экспериментальной работы подготовки детей к
обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО 42
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 6
1.1 Особенности обучения детей дошкольного возраста 7
1.2 Готовность ребёнка к обучению в школе 14
1.3 Психологическая готовность к школе в условиях ФГОС 19
Выводы по I главе 26
ГЛАВА II. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО 28
2.1. Выявление изучения исходного уровня подготовки детей к обучению в школе 28
2.2 Разработка и реализация плана исследования особенностей подготовки
детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО 33
2.3 Анализ опытно - экспериментальной работы подготовки детей к
обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО 42
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема своевременной, полноценной и эффективной подготовки ребенка к школьному обучению является одной из наиболее значимых в условиях реализации принципа непрерывности и преемственности программно-целевых, технологических, мониторинговых аспектов педагогического процесса.
В настоящее время проблема готовности ребенка школе рассматривается в связи с реализацией положений Закона «Об образовании в РФ» (2013) и Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (2013).
В Законе «Об образовании в РФ» от 2013 года отмечается, что дошкольное образование - это один из уровней общего образования (Гл. 2, Ст. 10, п. 4), то есть дошкольное образование является ступенью к начальному общему образованию, образовательные программы дошкольного и начального общего образования являются преемственными (Гл.7, Ст.63, п.
1) , Федеральные государственные стандарты обеспечивают государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатов их освоения (Гл. 2, Ст. 11, п. 1).
ФГОС понимает «совокупность групп требований»; соответственно «определить качество образования в образовательном учреждении или системе образования - это значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ , созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в стандарте. Одним из условий ФГОС является:
- формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы;
- преемственность основных образовательных программ, структура которой включает три основные разделы ( целевой, содержательный и организационный).
Предполагаемые результаты ФГОС представлены в виде целевых ориентиров:
- овладение ребёнком основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правил и социальным нормам;
- достаточно хорошо владеет устной речью, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- может контролировать свои достижения и управлять ими;
- способен к волевым усилиям;
- проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Проблема готовности ребенка к школе на протяжении последних десятилетий активно изучалась в работах Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, Е.С. Гильбух, М.М. Безруких, Л.И. Божович, Г.И. Гуткиной, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, В.И. Логиновой, Л.А. Парамоновой, К.Н. Поливановой, Д.Б. Эльконина и др.). Наличие различных позиций по отношению к сущности готовности ребенка к школе - закономерное явление.
В исследованиях Л.И. Божович, Л.И. Венгера, Н. В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова и др. определены базовые компоненты готовности ребенка к школе (мотивационная, социально-психологическая, интеллектуальная, специальная и др.).
Проблема нашего исследования заключается в поиске путей обеспечения необходимого и достаточного уровня подготовки детей в школе в условиях реализации ФГОС ДО.
Одним из таких путей мы видим в организации психолого-педагогического сопровождения детей в период подготовки к школе. В рамках вышеизложенного была определена тема работы: «Особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО».
Цель исследования : исследовать проблему особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО.
Объект исследования - процесс подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО
Предмет исследования - подготовка детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС.
Гипотеза: в условиях реализации ФГОС ДО подготовка детей к обучению в школе осуществляется более эффективно, так как у выпускников формируются предпосылки учебной деятельности, моторные навыки, пространственные представления, особенности мыслительной деятельности.
В соответствии с обозначенной целью определены задачи исследования:
1.Осуществить теоретическое обоснование проблемы исследования.
2. Выявить исходный уровень готовность детей к обучению в школе.
3. Разработать и реализовать план подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность плана подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2.Эмпирические методы: эксперимент, тестирование, наблюдение
З.Математическая обработка данных Методологической основой исследования выступают:
Теоретические положения о психолого-педагогическом сопровождении в дошкольной образовательной организации (К.Ю. Белая и др.); Общетеоретические положения отечественной дошкольной педагогики и психологии в области подготовки и готовности детей к школе (А.П. Усова,
А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Т.Н. Доронова и др.); Научные подходы к изучению феномена готовности ребенка к обучению в школе: системный (В.И. Логинова), личностный (Л.И. Божович), интегративно-личностный (Л.И. Коломийченко, Н.Ю. Зеленина, Н.А. Зорина, О.В. Прозументик, Т.Э. Токаева и др.).
Этапы эксперимента: констатирующий, формирующий, котрольный. Цель констатирующего этапа: выявить исходный уровень.
Цель формирующего этапа: разработать и реализовать план подготовки детей к обучению в школе в условиях ФГОС ДО.
Цель контрольного этапа: выявить эффективность плана
Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы для эффективной работы по подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС в системе ДО.
Апробированная программа может быть использована в индивидуальной и групповой работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Материалы исследования послужили основой для статьи «Особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО» опубликована на официальном сайте международного образовательного журнала «Педагог» № 9692 от 6.05.2018г..
Перспективы дальнейшего развития: нами была разработана рабочая программа кружковой деятельности по подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО, которая существенно поможет более эффективно подготовить детей к школе.
База исследования: на базе МБДОУ «Детский сад № 22» г. Нижнекамск. В эксперименте участвовало 40 детей подготовительной группы. В экспериментальной - 20 детей, в контрольной - 20 детей.
В настоящее время проблема готовности ребенка школе рассматривается в связи с реализацией положений Закона «Об образовании в РФ» (2013) и Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (2013).
В Законе «Об образовании в РФ» от 2013 года отмечается, что дошкольное образование - это один из уровней общего образования (Гл. 2, Ст. 10, п. 4), то есть дошкольное образование является ступенью к начальному общему образованию, образовательные программы дошкольного и начального общего образования являются преемственными (Гл.7, Ст.63, п.
1) , Федеральные государственные стандарты обеспечивают государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатов их освоения (Гл. 2, Ст. 11, п. 1).
ФГОС понимает «совокупность групп требований»; соответственно «определить качество образования в образовательном учреждении или системе образования - это значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ , созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в стандарте. Одним из условий ФГОС является:
- формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы;
- преемственность основных образовательных программ, структура которой включает три основные разделы ( целевой, содержательный и организационный).
Предполагаемые результаты ФГОС представлены в виде целевых ориентиров:
- овладение ребёнком основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правил и социальным нормам;
- достаточно хорошо владеет устной речью, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- может контролировать свои достижения и управлять ими;
- способен к волевым усилиям;
- проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Проблема готовности ребенка к школе на протяжении последних десятилетий активно изучалась в работах Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, Е.С. Гильбух, М.М. Безруких, Л.И. Божович, Г.И. Гуткиной, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, В.И. Логиновой, Л.А. Парамоновой, К.Н. Поливановой, Д.Б. Эльконина и др.). Наличие различных позиций по отношению к сущности готовности ребенка к школе - закономерное явление.
В исследованиях Л.И. Божович, Л.И. Венгера, Н. В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова и др. определены базовые компоненты готовности ребенка к школе (мотивационная, социально-психологическая, интеллектуальная, специальная и др.).
Проблема нашего исследования заключается в поиске путей обеспечения необходимого и достаточного уровня подготовки детей в школе в условиях реализации ФГОС ДО.
Одним из таких путей мы видим в организации психолого-педагогического сопровождения детей в период подготовки к школе. В рамках вышеизложенного была определена тема работы: «Особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО».
Цель исследования : исследовать проблему особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО.
Объект исследования - процесс подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО
Предмет исследования - подготовка детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС.
Гипотеза: в условиях реализации ФГОС ДО подготовка детей к обучению в школе осуществляется более эффективно, так как у выпускников формируются предпосылки учебной деятельности, моторные навыки, пространственные представления, особенности мыслительной деятельности.
В соответствии с обозначенной целью определены задачи исследования:
1.Осуществить теоретическое обоснование проблемы исследования.
2. Выявить исходный уровень готовность детей к обучению в школе.
3. Разработать и реализовать план подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность плана подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2.Эмпирические методы: эксперимент, тестирование, наблюдение
З.Математическая обработка данных Методологической основой исследования выступают:
Теоретические положения о психолого-педагогическом сопровождении в дошкольной образовательной организации (К.Ю. Белая и др.); Общетеоретические положения отечественной дошкольной педагогики и психологии в области подготовки и готовности детей к школе (А.П. Усова,
А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Т.Н. Доронова и др.); Научные подходы к изучению феномена готовности ребенка к обучению в школе: системный (В.И. Логинова), личностный (Л.И. Божович), интегративно-личностный (Л.И. Коломийченко, Н.Ю. Зеленина, Н.А. Зорина, О.В. Прозументик, Т.Э. Токаева и др.).
Этапы эксперимента: констатирующий, формирующий, котрольный. Цель констатирующего этапа: выявить исходный уровень.
Цель формирующего этапа: разработать и реализовать план подготовки детей к обучению в школе в условиях ФГОС ДО.
Цель контрольного этапа: выявить эффективность плана
Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы для эффективной работы по подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС в системе ДО.
Апробированная программа может быть использована в индивидуальной и групповой работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Материалы исследования послужили основой для статьи «Особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО» опубликована на официальном сайте международного образовательного журнала «Педагог» № 9692 от 6.05.2018г..
Перспективы дальнейшего развития: нами была разработана рабочая программа кружковой деятельности по подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО, которая существенно поможет более эффективно подготовить детей к школе.
База исследования: на базе МБДОУ «Детский сад № 22» г. Нижнекамск. В эксперименте участвовало 40 детей подготовительной группы. В экспериментальной - 20 детей, в контрольной - 20 детей.
«Быть готовым к школе - не значит уметь писать, читать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться!»
Леонид Абрамович Венгер
Проблема подготовки детей к школе в настоящее время приобрела особую значимость. Это связано с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка.
Обеспечение успешности этого перехода - зависит от эффективности взаимодействия между воспитателями детского сада, учителями школы и родителями.
Стандарт дошкольного образования позволяют создать равные стартовые возможности всем детям.
В Федеральном стандарте дошкольного образования сказано, что - Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку!
К нему требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования».
ФГОС так же направлен на: создание условий развития ребенка,
открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества
Устойчивый познавательный интерес - признак готовности ребенка к школьному обучению. В дошкольном учреждении создаются условия для формирования у детей любознательности, познавательных интересов. Добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно в условиях реализации ФГОС.
Учитывая особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО, детский сад осуществляет более эффективную подготовку при этом формируются у выпускников предпосылки учебной деятельности, моторные навыки, пространственные представления, особенности мыслительной деятельности.
Исследования по подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО строилась с опорой на предпосылки учебной деятельности, моторных навыков, пространственных представлении, мыслительной деятельности, дали возможность установить, что существует тесная зависимость между характером этих отношений и формированием личности детей, их готовности к обучению в школе.
По результатам своего исследования можем утверждать, что гипотеза о том, что в условиях реализации ФГОС ДО подготовка детей к обучению в школе осуществляется более эффективно при этом формируются у выпускников предпосылки учебной деятельности, моторные навыки, пространственные представления, особенности мыслительной деятельности подтвердилась.
В связи с этим в нашей работе мы разработали ряд рекомендаций по улучшению готовности дошкольников к школьному обучению в условиях реализации ФГОС ДО.
1. Педагогу - психологу детского сада ознакомить родителей подготовительной к школе группы с результатами исследования.
2. Старшему воспитателю совместно с воспитателями подготовительных групп разработать план работы с родителями по формированию готовности ребенка к обучению в школе, включив в него «Тренинг эффективного родителя».
3. Старшему воспитателю совместно с учителем - логопедом, педагогом - психологом, с воспитателями подготовительной группы разработать план работы с детьми по развитию умственных способностей, мелкой моторики, формированию положительного отношения к школе и произвольного общения
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться!»
Леонид Абрамович Венгер
Проблема подготовки детей к школе в настоящее время приобрела особую значимость. Это связано с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка.
Обеспечение успешности этого перехода - зависит от эффективности взаимодействия между воспитателями детского сада, учителями школы и родителями.
Стандарт дошкольного образования позволяют создать равные стартовые возможности всем детям.
В Федеральном стандарте дошкольного образования сказано, что - Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку!
К нему требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования».
ФГОС так же направлен на: создание условий развития ребенка,
открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества
Устойчивый познавательный интерес - признак готовности ребенка к школьному обучению. В дошкольном учреждении создаются условия для формирования у детей любознательности, познавательных интересов. Добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно в условиях реализации ФГОС.
Учитывая особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО, детский сад осуществляет более эффективную подготовку при этом формируются у выпускников предпосылки учебной деятельности, моторные навыки, пространственные представления, особенности мыслительной деятельности.
Исследования по подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО строилась с опорой на предпосылки учебной деятельности, моторных навыков, пространственных представлении, мыслительной деятельности, дали возможность установить, что существует тесная зависимость между характером этих отношений и формированием личности детей, их готовности к обучению в школе.
По результатам своего исследования можем утверждать, что гипотеза о том, что в условиях реализации ФГОС ДО подготовка детей к обучению в школе осуществляется более эффективно при этом формируются у выпускников предпосылки учебной деятельности, моторные навыки, пространственные представления, особенности мыслительной деятельности подтвердилась.
В связи с этим в нашей работе мы разработали ряд рекомендаций по улучшению готовности дошкольников к школьному обучению в условиях реализации ФГОС ДО.
1. Педагогу - психологу детского сада ознакомить родителей подготовительной к школе группы с результатами исследования.
2. Старшему воспитателю совместно с воспитателями подготовительных групп разработать план работы с родителями по формированию готовности ребенка к обучению в школе, включив в него «Тренинг эффективного родителя».
3. Старшему воспитателю совместно с учителем - логопедом, педагогом - психологом, с воспитателями подготовительной группы разработать план работы с детьми по развитию умственных способностей, мелкой моторики, формированию положительного отношения к школе и произвольного общения
Подобные работы
- Интеллектуальная готовность детей к обучению в школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Организация подготовки детей к обучению в школе
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Управление процессом профессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Оценка качества реализации образовательной деятельности дошкольной образовательной организацией в условиях введения ФГОС ДО
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - Организация подготовки детей к обучению в школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2023 - Интеллектуальная подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019



