ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 6
1.1 Особенности обучения детей дошкольного возраста 7
1.2 Готовность ребёнка к обучению в школе 14
1.3 Психологическая готовность к школе в условиях ФГОС 19
Выводы по I главе 26
ГЛАВА II. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО 28
2.1. Выявление изучения исходного уровня подготовки детей к обучению в школе 28
2.2 Разработка и реализация плана исследования особенностей подготовки
детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО 33
2.3 Анализ опытно - экспериментальной работы подготовки детей к
обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО 42
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема своевременной, полноценной и эффективной подготовки ребенка к школьному обучению является одной из наиболее значимых в условиях реализации принципа непрерывности и преемственности программно-целевых, технологических, мониторинговых аспектов педагогического процесса.
В настоящее время проблема готовности ребенка школе рассматривается в связи с реализацией положений Закона «Об образовании в РФ» (2013) и Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (2013).
В Законе «Об образовании в РФ» от 2013 года отмечается, что дошкольное образование - это один из уровней общего образования (Гл. 2, Ст. 10, п. 4), то есть дошкольное образование является ступенью к начальному общему образованию, образовательные программы дошкольного и начального общего образования являются преемственными (Гл.7, Ст.63, п.
1) , Федеральные государственные стандарты обеспечивают государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатов их освоения (Гл. 2, Ст. 11, п. 1).
ФГОС понимает «совокупность групп требований»; соответственно «определить качество образования в образовательном учреждении или системе образования - это значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ , созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в стандарте. Одним из условий ФГОС является:
- формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы;
- преемственность основных образовательных программ, структура которой включает три основные разделы ( целевой, содержательный и организационный).
Предполагаемые результаты ФГОС представлены в виде целевых ориентиров:
- овладение ребёнком основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правил и социальным нормам;
- достаточно хорошо владеет устной речью, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- может контролировать свои достижения и управлять ими;
- способен к волевым усилиям;
- проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Проблема готовности ребенка к школе на протяжении последних десятилетий активно изучалась в работах Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, Е.С. Гильбух, М.М. Безруких, Л.И. Божович, Г.И. Гуткиной, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, В.И. Логиновой, Л.А. Парамоновой, К.Н. Поливановой, Д.Б. Эльконина и др.). Наличие различных позиций по отношению к сущности готовности ребенка к школе - закономерное явление.
В исследованиях Л.И. Божович, Л.И. Венгера, Н. В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова и др. определены базовые компоненты готовности ребенка к школе (мотивационная, социально-психологическая, интеллектуальная, специальная и др.).
Проблема нашего исследования заключается в поиске путей обеспечения необходимого и достаточного уровня подготовки детей в школе в условиях реализации ФГОС ДО.
Одним из таких путей мы видим в организации психолого-педагогического сопровождения детей в период подготовки к школе. В рамках вышеизложенного была определена тема работы: «Особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО».
Цель исследования : исследовать проблему особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО.
Объект исследования - процесс подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО
Предмет исследования - подготовка детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС.
Гипотеза: в условиях реализации ФГОС ДО подготовка детей к обучению в школе осуществляется более эффективно, так как у выпускников формируются предпосылки учебной деятельности, моторные навыки, пространственные представления, особенности мыслительной деятельности.
В соответствии с обозначенной целью определены задачи исследования:
1.Осуществить теоретическое обоснование проблемы исследования.
2. Выявить исходный уровень готовность детей к обучению в школе.
3. Разработать и реализовать план подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность плана подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2.Эмпирические методы: эксперимент, тестирование, наблюдение
З.Математическая обработка данных Методологической основой исследования выступают:
Теоретические положения о психолого-педагогическом сопровождении в дошкольной образовательной организации (К.Ю. Белая и др.); Общетеоретические положения отечественной дошкольной педагогики и психологии в области подготовки и готовности детей к школе (А.П. Усова,
А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Т.Н. Доронова и др.); Научные подходы к изучению феномена готовности ребенка к обучению в школе: системный (В.И. Логинова), личностный (Л.И. Божович), интегративно-личностный (Л.И. Коломийченко, Н.Ю. Зеленина, Н.А. Зорина, О.В. Прозументик, Т.Э. Токаева и др.).
Этапы эксперимента: констатирующий, формирующий, котрольный. Цель констатирующего этапа: выявить исходный уровень.
Цель формирующего этапа: разработать и реализовать план подготовки детей к обучению в школе в условиях ФГОС ДО.
Цель контрольного этапа: выявить эффективность плана
Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы для эффективной работы по подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС в системе ДО.
Апробированная программа может быть использована в индивидуальной и групповой работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Материалы исследования послужили основой для статьи «Особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО» опубликована на официальном сайте международного образовательного журнала «Педагог» № 9692 от 6.05.2018г..
Перспективы дальнейшего развития: нами была разработана рабочая программа кружковой деятельности по подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО, которая существенно поможет более эффективно подготовить детей к школе.
База исследования: на базе МБДОУ «Детский сад № 22» г. Нижнекамск. В эксперименте участвовало 40 детей подготовительной группы. В экспериментальной - 20 детей, в контрольной - 20 детей.
«Быть готовым к школе - не значит уметь писать, читать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться!»
Леонид Абрамович Венгер
Проблема подготовки детей к школе в настоящее время приобрела особую значимость. Это связано с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка.
Обеспечение успешности этого перехода - зависит от эффективности взаимодействия между воспитателями детского сада, учителями школы и родителями.
Стандарт дошкольного образования позволяют создать равные стартовые возможности всем детям.
В Федеральном стандарте дошкольного образования сказано, что - Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку!
К нему требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования».
ФГОС так же направлен на: создание условий развития ребенка,
открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества
Устойчивый познавательный интерес - признак готовности ребенка к школьному обучению. В дошкольном учреждении создаются условия для формирования у детей любознательности, познавательных интересов. Добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно в условиях реализации ФГОС.
Учитывая особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО, детский сад осуществляет более эффективную подготовку при этом формируются у выпускников предпосылки учебной деятельности, моторные навыки, пространственные представления, особенности мыслительной деятельности.
Исследования по подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДО строилась с опорой на предпосылки учебной деятельности, моторных навыков, пространственных представлении, мыслительной деятельности, дали возможность установить, что существует тесная зависимость между характером этих отношений и формированием личности детей, их готовности к обучению в школе.
По результатам своего исследования можем утверждать, что гипотеза о том, что в условиях реализации ФГОС ДО подготовка детей к обучению в школе осуществляется более эффективно при этом формируются у выпускников предпосылки учебной деятельности, моторные навыки, пространственные представления, особенности мыслительной деятельности подтвердилась.
В связи с этим в нашей работе мы разработали ряд рекомендаций по улучшению готовности дошкольников к школьному обучению в условиях реализации ФГОС ДО.
1. Педагогу - психологу детского сада ознакомить родителей подготовительной к школе группы с результатами исследования.
2. Старшему воспитателю совместно с воспитателями подготовительных групп разработать план работы с родителями по формированию готовности ребенка к обучению в школе, включив в него «Тренинг эффективного родителя».
3. Старшему воспитателю совместно с учителем - логопедом, педагогом - психологом, с воспитателями подготовительной группы разработать план работы с детьми по развитию умственных способностей, мелкой моторики, формированию положительного отношения к школе и произвольного общения
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» ( с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017)//Российская газета.- 2012.-31 декабря.
2. Приказ Минобрнауки Росии от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)//Российская газета, № 265, 25.11.2013.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г.№1155
Библиографический список
4. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп.
— М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 811 с.
5. Авсеенко, Н.В. Педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: диссертация ... кандидата педагогических наук / Н. В.Авсеенко. - Мурманск, 2011.- 190 с.
6. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: [Текст] :книга для учителя/Н.
П.Аникеева- М.: Просвещение, 2008. - 342 с.
7. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 2006. - 238 с.
8. Бабаян, А.В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины XIX - начала ХХ вв. Монография / А.В. Бабаян.
- Ставрополь: СКСИ - Пятигорск: РИА-КМВ, 2006. - 216 с.
9. Безруких, М.М. «Портрет» будущего первоклассника / М.М. Безруких // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 47 - 51; 2003. - № 3. - С. 53 - 59; 2003 - №4. - С. 70 - 71; 2003. - № 6. - С. 94 - 99.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.
И. Божович — СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
11. Браташникова, И.А. Учись играя. Тренировка интеллекта / И.А. Браташникова, А.А. Браташников. - Харьков: Фолио, 2000. - 414 с.
12. Васильев, Г.Г. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев; Под ред. А.П. Алексеев. - М.: РГ-Пресс, 2012. - 496 с.
13. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.: Просвещение, 2001. - 191 с.
14. Виноградова, Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М.: Перспектива, 2011. - 197 с.
15. Волкова, М.В. К вопросу о формировании готовности к школе детей старшего дошкольного возраста / М.В. Волкова // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. -
2016. - С. 334-337.
16. Воробьева, И.Н. Формирование готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации / И.Н. Воробьева // NovaInfo.Ru. - 2016. Т. 1. - № 54. - С. 260-263.
17. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Эксмо, 2003.
18. Гонина, О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержанию общения дошкольников с родителями / О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №3. - С. 81-84.
19. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина.
- М.: Комплекс-Центр, 2013. - 176 с.
20. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов / И.В. Дубровина. - М.: Питер, 2010. - 562с.
21. Евдокишина, О.В. Педагогическое проектирование процесса коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста /
О.В. Евдокишина // Педагогическое образование в России. - 2014. - №10. - С.155-159.
22. Епифанова, С. Д. Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ / С.Д. Епифанова // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 52-55.
23. Жихарева, Ю. Готовность к школе - что это такое? / Ю. Жихарева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2004. - № 3. - С. 22 - 24.
24. Журова, Л.Е. Готовность первоклассников к обучению в школе / Л.Е. Журова // Начальное образование. - 2003. - № 2. - С. 22 - 29.
25. Загвоздкин, В. Готовность к школе и эмоциональный интеллект: Практические советы для педагогов, психологов и родителей/ В. Загвоздкин // Дошкольное образование. - 2008. - Вып.21. - 32 с.
26. Коренева, Е.Н. Понятие «профессиональная готовность» в научной литературе / Е.Н. Коренева, М.Н. Киреев // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2012. - № 8 (63). - C. 74-76.
27. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Знание, 2007. - 80 с.
28. Краснобаева, П. А. Формирование готовности к школе у детей муниципального детского сада и частного детского центра / П. А. Краснобаева // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 602-604.
29. Красношлык, З. П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / З. П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-34.
30. Лаврентьева, М.В. Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада / М.В. Лаврентьева // Дошкольное образование. - М., 2015. - С 24-32.
31. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 с.
32. Савина, Л. Б. Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности) / Л.Б. Савина, Р.П. Руднева, С.Ф. Шевченко // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 57-59.
33. Соломатина, Г.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе / Г.В. Соломатина // Ребенок в детском саду. - 2004. - № 2. - С. 66 - 67.
34. Стригунова, А. Г. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях / А. Г. Стригунова // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1290-1293.
35. Сычёва, М.В. Дошкольная педагогика: задания и педагогические ситуации/ учебное пособие/ М.В. Сычёва,- Пенза: Изд-во ПГУ, 2014.128с
36. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
37. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» / А. Х. Хушбахтов // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022.
38. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 228 с.
Электронные ресурсы
39. Федеральный Государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ
Министерства образования и науки Р Ф от 17.10.2013г., №1155, - https://mdou171.edu.yar.ru/docs/prikaz_n_n55_fgos.pdf (дата обращения:
15.01.2017)
40. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0149/2_0149- 1.shtml (свободный).
41. Цукерман Г.А. Готовность к школе. - [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1991/913/913101 .htm (свободный).