Введение 3
Глава I Метапредметные умения как требование Федерального государственного образовательного стандарта 8
1.1 Формирование метапредметных умений и навыков учащихся на уроке
иностранного языка 8
1.2 Проектно-учебная деятельность как фактор совершенствования
коммуникативной компетенции учащихся 12
Выводы по Главе 1 23
Глава II Технология использования учебного видео на уроках иностранного языка 24
2.1 Роль видео в процессе обучения и его влияние на развитие личности
учащегося 24
2.2. Виды работ с видеоматериалом на разных этапах обучения 32
Выводы по Главе II 42
Глава III Создание учебного видео в рамках проектной деятельности 43
3.1 Основные требования к учащимся при создании учебного видео 43
3.2 Этапы подготовки проекта и критерии оценивания 53
Выводы по Главе III 64
Заключение 66
Список используемой литературы 71
Приложения 75
На сегодняшний день согласно ФГОС основное внимание должно уделяться самостоятельной работе учащихся по извлечению и усвоению знаний. В связи с этим, на уроках иностранного языка необходимо предоставлять учащимся возможность самостоятельно мыслить, рассуждать и решать определённые задачи. Как известно, основная цель урока по иностранному языку заключается в формировании коммуникативной компетенции учащихся, поэтому для учителя важно создать условия учащимся для обдумывания и выражения своих мыслей с помощью иноязычного кода. Одним из популярных методов в процессе обучения становится проектная деятельность, которая и направлена на развитие активного мышления учащихся и умение показать полученные знания на практике. Тем не менее, несмотря на растущую популярность и эффективность проектной деятельности, в России на данном этапе учителя английского языка не часто применяют метод проектов как фактор совершенствования коммуникативной компетенции учащихся в сравнении с Западом. Хотя цель проектной деятельности заключается в решении одной или целого ряда проблем, а суть её состоит в том, чтобы применить полученные знания и умения на практике, то есть сформировать определённую компетенцию.
Говоря о проектной деятельности, стоит выделить использование видео как приём обучения. Методисты отмечают, что видеозаписи обладают психологическими воздействиями на учащихся и создают условия для формирования коммуникативной культуры школьников. Именно благодаря видео на уроке язык представляется в живом контексте и показан в действии.
Так как, наша работа будет посвящена созданию учебного видео учащимися на основе текстов или диалогов, то стоит отметить актуальность и новизну использования данного метода в практике обучения иностранному языку. Учащимся будет намного интереснее изучать язык посредством видеоматериалов, причем как их просмотром, так и созданием собственных, что позволит учителю отойти от традиционного шаблона в виде заучивания правил и выполнения упражнений. На наш взгляд, такой метод обучения как создание учебного видео сделает урок оригинальным, более эффективным и увлекательным.
При создании учебного видео следует учитывать возраст учащихся, их интересы, а также уровень знаний и степень подготовленности к данному проекту. Помимо этого, нужно определить этапы подготовки проекта и представить их учащимся.
Реализация такого проекта как создание учебного видео самими учащимися позволит ученикам проявить либо раскрыть свои творческие способности, внести своё «я» в ходе подготовки и презентации проекта, переступить через «языковой барьер» и благодаря работе в команде научится работать в группе, показать способность к публичному выступлению и осуществлению коммуникации на иностранном языке.
Современные дети достаточно свободно и уверенно используют современные технологии в повседневной жизни. Поэтому, мы предлагаем применить современные технологии в образовательных целях.
Актуальность нашей работы заключается в том, что внедрение современных технологий как в обиход людей, так и в образовательный процесс открывает новые возможности в развитии общества. И применение такого метода как создание учебного видео в рамках проектной деятельности в сочетании с возможностями новых многофункциональных технологий может стать эффективным способом обучения в образовательной сфере, поскольку сейчас видеокамеры встроены в большинство телефонов, которыми пользуются школьники.
Проблема состоит в том, что, несмотря на имеющееся разнообразие современных технологий, а также и методов обучения иностранному языку, предусмотренных ФГОС и включающих применение тех или иных технологий, в образовательной сфере данный метод обучения мало востребован.
Объектом нашей работы является использование учебного видео на уроках иностранного языка как типа проектной деятельности.
Предметом исследования послужила технология использования учебного видео, созданное самими учащимися в рамках проектной деятельности как эффективного приема обучения иностранному языку.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы отобразить все преимущества видео как средства обучения и доказать эффективность его использования.
Задачи данного исследования состоят в следующем:
- Отметить положительные стороны проектной деятельности и её типологию согласно требованиям ФГОС;
- Указать преимущества видео и его роль в формировании метапредметных умений и навыков учащихся;
- Обозначить цель и достоинства проектной деятельности при создании видео самими учащимися;
- Сформировать критерии оценивания проекта;
- Показать значимость метода создания видео, опираясь на опыт учителей, активно применяющих данный метод.
Теоретической базой послужили работы И. Л. Бим, Н. Д. Гальсковой, Н. И. Г ез, Е. Н. Солововой, Дж. Дули, Д. Хадисона.
Практическую базу составляет учебник по английскому языку “Spotlight” для 4, 5 и 9 классов.
На наш взгляд, теоретическая значимость работы будет состоять в том, что обозначенные достоинства и цели применения такого метода обучения как создание видео учащимися могут послужить хорошим материалом для обоснования эффективности данной методики как инновационной технологии использования проектной методики в сочетании с применением актуальных для молодёжи технических достижений. На данный момент существует множество работ по теме использования видео на уроках иностранного языка, но практически нет исследовательских работ по созданию видеозаписей самими учащимися.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что приведённые в работе этапы подготовки и способы презентации проекта, а также критерии оценивания могут быть применены учителями иностранного языка на практике, в любом учебном заведении и на любом этапе обучения. Более того, пример реализации такого проекта на уроке иностранного языка, представленный в работе, может стать основой эксперимента, направленного на улучшение фонетических, грамматических и лексических навыков учащихся, а также на развитие речевых реакций: их одобрение, заинтересованность, повышение мотивации и самооценки в ходе совместной работы.
Апробация работы: основные положения исследования были представлены на обсуждение в секции «Актуальные вопросы межкультурной коммуникации и методики обучения иностранным языкам» Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ-2018. (Приложение №2).
Работа состоит из введения, оглавления, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
На данном этапе развития образования учебная деятельность учащихся направлена на самостоятельное извлечение знаний. В связи с этим учитель должен создать условия, стимулирующие учащихся на саморазвитие и самосовершенствование путём самостоятельной работы.
Настоящая работа посвящена исследованию такой проектной деятельности как создание учебного видео учащимися на уроках иностранного языка. Рассмотрение обучения иностранному языку с помощью метода проектов, в частности использования видео и создание учебного видео учащимися на уроках иностранного языка как фактора совершенствования языковых и речевых навыков учащихся позволило нам прийти к следующим выводам.
В первой Главе нами было рассмотрена проектная деятельность учащихся как фактор совершенствования коммуникативной компетенции учащихся. В ходе исследования метода обучения на основе проектной деятельности мы отметили, что ранее традиционная система обучения строилась на передаче знаний от учителя к ученику и не позволяла учащимся самим активно познавать и пользоваться полученными знаниями на практике. Поэтому на сегодняшний день наличие современных технологий способствует тому, чтобы процесс обучения был максимально активен для учащихся.
Проектная деятельность оценивается как высокая педагогическая технология, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся, а также координации работы над проектом в ходе его выполнения.
Говоря о преимуществах учебно-проектной деятельности, мы отразили и её физиологическое и психологическое воздействие на учащихся, благодаря которому, повышается мотивация, вызванная интересом, и в итоге возрастает учебная активность школьника.
Таким образом, проводя параллель между требованиями ФГОС к уроку иностранного языка и учебно-проектной деятельности, мы сделали вывод, что проектная деятельность в процессе обучения иностранному языку способствует лучшему достижению метапредметных умений и навыков учащихся, поскольку создаёт условия для самостоятельной работы школьников, мотивирует на решение конкретной задачи путём имеющихся знаний. Благодаря процессу выполнения проекта учащиеся способны проявить свою активность, предприимчивость, а также, самое главное, продемонстрировать умение работать с иностранным языком и использовать его как средство познания и достижения определённых результатов. Именно поэтому учебно-проектная деятельность является эффективным средством формирования и совершенствования коммуникативной компетенции учащихся.
Во второй Главе мы рассмотрели применение видео на уроках иностранного языка, в частности технологию его использования. По мнению методистов и психологов, видеозаписи обладают многими преимуществами и создают условия для развития и формирования необходимых речевых и языковых навыков учащихся. Отобранный учителем видеоматериал позволит разнообразить урок иностранного языка, внести в него элемент творчества и развлекательной направленности, при этом повысит познавательную и речевую деятельность учащихся.
Эффективным данный метод считается потому, что формирует лингвистические способности и помогает учащимся показать изучаемый язык в действии, т. е. связывает урок с реальным миром. В данном случае благодаря использованию видео на уроках иностранного языка у учащихся развивается социокультурная компетенция, отражающая знания учащихся об особенностях коммуникации и культуры страны изучаемого языка.
Использование видео на уроках иностранного языка способствует повторению лексики, усвоению новых лексических единиц, формированию слухо-произносительных навыков, а также развитию памяти школьников.
Помимо роли видео в процессе обучения иностранному языку, нами была описана типология работ с видеоматериалом на всех этапах обучения. Так, на начальном этапе обучения особый интерес представляет мультипликационные видеоматериалы, а на среднем и старшем этапах предпочтение отдаётся художественным, документальным видеофрагментам, а также социальным видеороликам и учебным фильмам.
В работе выделены основные методические требования, предъявляемые к работе с видеоматериалом на уроке иностранного языка:
- видеоматериал должен стать стимулом для активной познавательной и речевой деятельности учащихся;
- процесс просмотра видеоматериала должен быть максимально активным для всех учащихся;
- раздаточный материал должен максимально учитывать интересы и потребности всех и каждого учащегося.
В третьей Г лаве мы рассмотрели создание учебного видео учащимися в рамках проектной деятельности. Мы отразили в данной Главе мнения западных преподавателей о таком методе проектов как создание учебного видео учащимися, которые заключаются в следующем: видеопроекты позволяют студентам продемонстрировать их письменные, произносительные и организационные навыки, а также собственное мировоззрение. Помимо этого, в заключительной главе мы предложили учебный материал как основу при создании видео.
В ходе рассмотрения создания видео как проектной деятельности учащихся, мы отметили основные требования к организации работы над учебным видео, которые заключаются в следующем: осознанный выбор темы и жанра видео, особенности при работе над сценарием, соблюдение правил при съёмке видео. Учитель должен контролировать деятельность учащихся и помогать в реализации видеопроекта.
В данной главе в качестве примера нами были предложены этапы подготовки проекта на основе учебника по английскому языку “Spotlight” для начальных, средних и старших классов. Нами было выделено 6 этапов подготовки проекта.
Помимо этапов, мы предложили следующие критерии оценивания видео: оригинальность, смысловая нагрузка, эмоциональность, произношение, лексико-грамматическая корректность речи, техническое оформление видео, соблюдение временного регламента, количество участников, наличие костюмов.
Таким образом, мы пришли к выводу, что создание учебного видео - это процесс трудоёмкий, требующий время на его подготовку, но обладающий особыми преимуществами для учащихся. В процессе работы над видеопроектом учащиеся пробуют себя в разных ролях, учатся работать в команде, усваивают навык работы с современными технологическими устройствами, развивают фонетические, лексические и грамматические навыки в области изучаемого языка. Языковой материал усваивается в процессе игровой деятельности, моделирующей реальные ситуации. Интерес, который вызывает игра, творческое переосмысление текста, в которое дети будут привносить своё «я», являются мощными факторами, влияющими на удержание языковой информации в памяти. Более того, следует подчеркнуть, что учащиеся создают учебное видео с помощью иностранного языка, тем самым практикуют его в максимальном объёме.
Также, мы отметили, что благодаря опыту создания учебных видео, учащиеся впоследствии могут участвовать в различных общественных форумах, которые позволят ученикам продемонстрировать свои знания и творческие способности на более масштабном уровне, тем самым повысят самооценку учащихся, а значит и мотивацию к изучению языка. Таким образом, цель и задачи данной работы были нами достигнуты.
1. Алхазишвили А. А. Теория и практика обучения устной речи на иностранном языке : учеб. пособие для студентов./ А. А. Алхазишвили. - Тбилиси : Ганатлеба, 1984. - 224 с.
2. Баранников А. В. Содержание общего образования: компетентностный подход. - М.:ГУ ВШЭ,2002. -51 с.
3. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи//Иностранные языки в школе - № 3- 1999. С.20-25.
4. Барменкова О.И. Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка //Эксперимент и инновации в школе - №5- 2011. С.75-79.
5. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранным языкам : традиции и инновации. - М.: ТЕЗАУРУС, 2013. - 330 с.
6. Бим И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского) : учеб. пособие. / И. Л. Бим. - М.: Титул, 2001. - 48 с.
7. Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе / А.Л. Бердичевский. - М.: Высш. шк.,
1989. - 101 с.
8. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе - №5 - 2003. С.31-38.
9. Г альскова Н.Д., Г ез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. - М.: Академия, 2006. С 123-146.
10. Гореликова А. П. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках английского языка с использованием видеоматериалов. - Санкт- Петербург: Каро, 1998г. С. 66-72.
11. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. - М. : Нар. образование, 1999. - 208 с.
12. Зотов Ю. Б. Организация современного урока : кн. для учителя / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Просвещение, 1984. - 144с.
13. Каменецкая Н.П., Бим И. Л. Иностранные языки в школе. - М.: ТЕЗАУРУС, 2013. С. 104-123.
14. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам : учеб. пособие / Г.А. Китайгородская. Киев,1988. - 103 с.
15. Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности: межвузов. сб. науч. тр. / ред. Е.И. Пассов. Воронеж: ВГПИ, 1983.С. 50 - 56.
16. Комарова Ю.А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку в старшей школе /Методики обучения иностранным языкам в средней школе. - Санкт Петербург: изд. КАРО, 2005, - 188 с.
17. Комарова Л. И. Лингвосоциокультурная компетенция как одна из целей обучения иностранному языку/ Теория и практика обучения иностранному языку. - М.:ТЕЗАУРУС,2013. С. 178-182.
18. Контроль речевых умений в обучении иностранным языкам / АПН СССР, Ин-т общ. и политех. образования /под ред. В.С. Цетлин. - М.: Просвещение, 1970. С.54-59.
19. Коптюг Н. М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе-№4-2000. С.57-58.
20. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. Учеб. пособие. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. -165 с.
21. Круглова И.В. Использование проектной технологии обучения на уроках. Образование в современной школе. -№1- 2005. С. 17-27.
22. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. - Ростов-на-Дону, 2004. - 160 с.
23. Ляховицкий М. В. Методика преподавания иностранных языков : учеб. пособие для студентов филол. спец. вузов / М.В. Ляховицкий. М.: Высш. шк., 1981. - 159 с.
24. Мильруд Р. П. ФГОС о компетенциях учащихся и учителя в усвоении и преподавании иностранного языка / Теория и практика обучения иностранным языкам. - М.: ТЕЗАУРУС, 2013. С. 96-103.
25. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. -№2. -2000. С. 3-10.
26. Починок Т. В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения // Иностранные языки в школе. -№7. - 2007. С.37-40.
27. Содержание обучения иностранным языкам в средней школе: организация речевой деятельности / НИИ содержания и методов обучения, АПН СССР/ под ред. А.Д. Климентенко. М.: Педагогика, 1984. С.54-72.
28. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2002. - 238 с.
29. Соловова Е.Н. Использование видео на уроках иностранного языка // ELT NEWS & VIEWS - №1 - 2003. С. 2-11.
30. Скарбич С.Н. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач. - Омск, 2006. С.22-34.
31. Тарева Е. Г. Межкультурный подход как лингводидактическая инновация / Теория и практика обучения иностранным языкам. - М.:ТЕЗАУРУС, 2013. С.61-67.
32. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера // НИИ общей педагогики АПН СССР. - М.: Педагогика, 1983. - 352 с.
33. Тургараева Г. К. Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. -Краснодар: Новация, 2016. - 277 с.
34. Утехина А. Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте : теория и практика / А.Н. Утехина.- Ижевск : Удмурт. ун-т, 2000. - 50 с.
35. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А.В. Хуторской .- М.: УНЦ ДО, 2005. - 222 с.
36.Чанилова Н. Г. Использование проектной методики на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе -№4-2000. С.62-65.
37. Якушина Л. З. Методика построения урока иностранного языка в средней школе / Л.З. Якушина. - М.: Просвещение, 1974. -217 с.
38. Allan M. Teaching English with Video. - Longman, 1986.
39. Dooley J. DIFFERENTIATED LEARNING AS A NEW WAY OF TEACHING / Теория и практика обучения иностранным языкам. - М.:ТЕЗАУРУС, 2013. С.86-90.
40. Dickson, P. S. Acting French: Drama techniques in the second language classroom. //The French Review. - 1989.
41. Freebairu B. Video Teaching Tips. - Longman, 1996.
42. Gallacher L. Video and young leaners. - British Council, 2004.
43. Hardison, D., and C. Sonchaeng. Theatre voice training and technology in teaching oral skills: Integrating the components of a speech event. // System33. - 2005.
44. Hemei J. Teaching with Video in an English Class. / Journal of English Teaching Forum. - UK: Pearson Longman, 1997.
45. Lee A. Forester. Implementing Student-Produced Video Projects in Language Courses. - Hope College, 2015.
46. Lonergan J. A decade of development: educational technology and language learning. -School of Languages, Polytechnic of Central London, 1991.
47.Stempleski S. Using Video in the Classroom. - Teachers College, Columbia University, N-Y, 1995.
Электронные ресурсы:
48. Интернет-ресурс: Учебно-проектная деятельность. - URL: https://nsportal.ru. (дата обращения: 19.03.2018).
49. Интернет-ресурс: Использование видео на уроках английского языка. - URL: https://nsportal.ru. (дата обращения: 21.03.2018).
50. Интернет-ресурс: Использование видеоматериалов в аудитории как средство повышения межкультурной грамотности студентов. - URL: https://articlekz.com. (дата обращения: 3.04.2018).