Маркетинговые исследования ассортиментной структуры предложения (Маркетинговые исследования и ситуационный анализ, Кубанский государственный технологический университет)
Объект исследования - ООО «Красное и Белое»(г. Краснодар).
Вид деятельности - розничная торговля:
алкогольными напитками;
продуктами питания и безалкогольными напитками;
промышленными товарами.
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
Сделан анализ конкурентоспособности.
Есть приложении (анкета)
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования ассортиментной структуры предложения 5
1.1 Понятие ассортимента, его виды и классификация 5
1.2 Концепции формирования ассортимента. Особенности формирования и планирования ассортимента 8
1.3 Методы маркетинговых исследований ассортимента 12
2 Исследование ассортимента ООО «Красное и Белое» и анализ рынка основных конкурентов предприятия 17
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 17
2.2 Анализ рынка основных конкурентов предприятия 20
2.3 Анализ оптимальной ассортиментной структуры предприятия 23
3 Совершенствование маркетинговой деятельности ООО «Красное и Белое» в сфере оптимизации ассортимента продукции 32
3.1 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия в сфере оптимизации ассортимента продукции 32
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций 34
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение А 41
В процессе своей производственной и торговой деятельности предприятия сталкиваются с необходимостью приспосабливаться к условиям экономической среды, к ограничениям отрасли, к динамике спроса, к факторам инновационной активности конкурентов, к разрабатываемым нормам и стандартам, которые проявляются в зависимости от ситуации и как ограничивающие, и как стимулирующие факторы развития. В последние десятилетия процесс реализации товаров и услуг усложнился, выросли требования клиентов к ассортименту и качеству продукции, уровню обслуживания. Сокращается время вывода новой продукции на рынок, что требует совершенствование методологии и технологии управления ассортиментом предприятия. Иными словами, обеспечение эффективного развития связано со способностью предприятия продавать востребованную рынком продукцию по ценам, приемлемым для потребителей, но в тоже время обеспечивающим возмещение затрат и получение прибыли, достаточной для дальнейшего развития.
В данной связи чрезвычайно актуальным становится интегрированное рассмотрение проблем управления эффективным развитием организаций не только за счет повышения конкурентоспособности, но и за счет создания долгосрочной лояльности потребителей, которые становятся все более острыми в связи с внедрением маркетингового управления предприятиями, когда на первое место выходят именно вопросы сбыта, а не производства.
Клиентоориентированность компании представляет собой инструмент управления взаимоотношениями с клиентами, нацеленный на получение устойчивой прибыли в долгосрочном периоде и базирующийся на трех критериях: ключевая компетенция, целевая аудитория и равенство позиций. Благодаря использованию этого инструмента фирма получает возможность извлекать дополнительную прибыль за счет глубокого понимания и эффективного удовлетворения потребностей клиентов, в том числе путем оптимизации предлагаемого им ассортимента товаров и услуг.
При этом суть эффективной ассортиментной политики состоит в повышении производительности и прибыльности организации за счет взаимодействия с правильным клиентом в правильный момент времени с использованием правильного продукта и/или их совокупности.
Целью настоящего исследования является анализ маркетинговых исследований ассортиментной структуры предложения в ООО «Красное и Белое» (г. Краснодар).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические аспекты формирования ассортиментной структуры предложения и роли маркетинговых исследований в этом процессе;
проанализировать особенности ассортиментной политики ООО «Красное и Белое» (г. Краснодар), в том числе с точки зрения целевой аудитории сети;
обозначить пути развития маркетинговой деятельности ООО «Красное и Белое» в сфере оптимизации ассортимента продукции.
Предмет исследования – ассортимент магазинов ООО «Красное и Белое».
Предмет исследования – формирования ассортиментной структуры предложения по результатам маркетинговых исследований.
Теоретическую базу исследования составляют работы И.Л. Акулич, Н.В. Анпилоговой, И.С. Березина, И.В. Гончаровой и Ю.А. Макаренко, С.И. Зубина и Т.А. Тультаева, Ф. Котлера, Ж.Ж. Ламбена и др.
В качестве методов исследования использовались системный и логический подходы, описание, сравнение, анализ, синтез, опрос в форме анкетирования представителей целевой аудитории ООО «Красное и Белое» в г. Краснодаре.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Товарная политика представляет собой деятельность, связанную с планированием и осуществлением системы мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию характеристик товара, удовлетворяющих ту или иную потребность и делающих его постоянно ценным для потребителя.
Разработка и эффективное проведение товарной политики должны основываться на хорошем знании рынков и реальных возможностей предприятия (денежных, материальных ресурсов, производственных мощностей, технологического обеспечения) по производству и реализации ассортимента – группы товаров, скоординированных по определенному признаку или их совокупности.
В существующей отечественной и зарубежной литературе по данной тематике обычно рассматривают три основных концепции организации ассортиментной политики и формирования ассортимента:
концентрическая, опирающаяся на плановое обновление товаров на основе заблаговременной их разработки и апробации производства в соответствии со специализацией;
горизонтальная, которая предполагает поиск новых рынков и потребителей;
конгломератная, которая сочетает в себе все существующие инновационные процессы в области новых товаров, материалов, современных технологий, рынков и потребителей, маркетинговых мероприятий и т. д.
Современная наука выработала целый арсенал средств и способов организации ассортиментной политики. Это, прежде всего, организация и проведение маркетинговых исследований, сегментация рынка и выбор максимально эффективных маркетинговых коммуникаций.
При этом все методы проведения маркетинговых исследований ассортимента можно разделить на две масштабные группы:
качественные методы (анализ фокус-группы, глубинное интервью, наблюдения);
количественные методы (опрос, полевые исследования).
В краснодарском филиале торговой сети «Красное и Белое» главной ассортиментной группой являются алкогольные напитки – 85,9% в 2016 г., 86,5% в 2017 г. и 85,9% в 2018 г. Несмотря на сокращение доли, объем денежных средств, вырученных за счет реализации алкогольной продукции, в 2017 г. увеличился на 12,4%, в 2018 г. – на 2,4%. Более активный темп роста выручки продемонстрировала продажа продуктов питания: +58,4% в 2017 г. и +8,2% в 2018 г. Соответственно, доля данной ассортиментной группы в общей сумме увеличилась с 9,2% в 2016 г. до 12,4% в 2017 г. и 13,0% в 2018 г. Похожая ситуация сложилась и при продаже промышленных товаров, объем которых в 2017 г. возрос на 38,8%, в 2018 г. – на 5,2%.
Однако в ходе опроса 55 представителей целевой аудитории компании более половины респондентов (54,5%, или 30 человек), выразили свое недовольство отсутствием в ассортименте магазинов слабоалкогольных коктейлей. Интересно, что такой подход к организации ассортимента является для руководства сети принципиальным: оно целенаправленно отказалась от продажи слабоалкогольных коктейлей, поскольку их употребление наносит непоправимый вред здоровью. Одновременно 60% (33 человека) в качестве недостатков, присущих ассортименту краснодарских магазинов «Красное и Белое», выделили узкий выбор снэков, мясной и рыбной продукции. Еще 74,5% (41 человек) заметили частое отсутствие в продаже алкогольных напитков, информация о которых содержится на фирменном сайте ООО «Красное и Белое».
Для преодоления выявленных недостатков был разработан ряд рекомендаций, реализация которых потребует расходов в размере 158 850 руб. Однако уже в первый год реализации предложенных мероприятий предполагается получение прибыли от продаж в размере 243,8% от показателя 2018 г., что подтверждает их экономическую эффективность.
1. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – Минск: Выш. шк., 2016. – 511 с.
2. Анпилогова, Н.В. Содержание коммерческой деятельности предприятия на товарных рынках / Н.В. Анпилогова // Актуальные проблемы управления стимулированием инновационной активности и повышением финансовой грамотности молодежной бизнес-среды кадров: сборник материалов конференции. – Курск, 2017. – С. 12-15.
3. Барсова, Т.Н. Исследование основных аспектов инновационной политики предприятия в отечественной промышленности / Т. Н. Барсова, О. В. Орлова, Л. М. Путятина // Вестник Университета. – 2017. – № 1. – С. 35-38.
4. Березин, И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение / И.С. Березин. – М.: Вершина, 2016. – 480 с.
5. Гончарова, И.В. Методический подход к оценке эффективности маркетинговой деятельности компании / И.В. Гончарова, Ю.А. Макаренко // Вестник ВГУ. – 2017. – № 2. – С. 193-196.
6. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы. Регламентация и управление / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 320 с.
7. Золотов, В.В. Ассортиментная политика фирмы: учебно-практическое пособие / В.В. Золотов – М.: Эксмо, 2016 –240 с.
8. Иванова, М.Б. Коммерческая деятельность: учебное пособие / М.Б. Иванова, М.Ю. Иванов. – Москва: РИОР, 2015. – 266 с.
9. Ильичева, И.В. Маркетинг: учебно-методическое пособие / И.В. Ильичева. – Ульяновск: УлГТУ, 2016. – 229 с.
10. Каплина, С.А. Технология торговли: учебное пособие / С.А. Каплина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 447 с.
11. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2017. – 944 с.
12. Лаврова, Л.А. Исследование теоретических аспектов управления товарным ассортиментом предприятий машиностроения / Л.А. Лаврова, Л.М. Путятина, Л.А. Углова // Вестник университета. – 2018. – №10. – С. 70-73.
13. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж.Ж. Ламбен. – СПб.: Питер, 2017. – 800 с.
14. Лукин, И.С. Организация маркетинговых исследований / И.С. Лукин // Территория науки. – 2016. – № 4. – С. 91-94.
15. Маркетинг предприятия: учебник / Под ред. М.М. Глазова. – СПб.: Изд-во РГГМУ, 2016. – 448 с.
16. Маркетинг: учебник / Под общ. ред. Н.М. Кондратенко. – М.: Юрайт, 2015. – 540 с.
17. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник для вузов рек. МО РФ / О.В. Памбухчиянц, Л.П. Дашков. – М.: Дашков и К, 2016. – 671с.
18. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. – М.: Дашков и К о, 2016. – 328 с.
19. Панкрухин, А.Н. Маркетинг: учебник / А.Н. Панкрухин. – М.: Омега Л, 2015. – 656 с.
20. Разумовская, А. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика / А. Разумовская, В. Янченко. – М.: Вершина, 2017. – Электронная версия. – 378 с.
21. Тютюшкина, Г.С. Основы коммерческой деятельности: учебное пособие / Г.С. Тютюшкина. – Ульяновск: УлГТУ, 2016. – 112 с.
22. Юрова, Н.А. Управление ассортиментом как функциональный аспект коммерческой деятельности [Электронный ресурс] / Н.А. Юрова // Маркетинг. – 2017. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 30.040.2019).
23. Эиашвили, Н.Д. Маркетинг: учебное пособие / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 623 с.