Социально-педагогическая деятельность по развитию социальной компетентности молодежи (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: МБОУ СОШ №22 г. Бийска.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития социальной компетентности у молодежи 5
1.1 Понятие и сущность социальной компетентности 5
1.2 Особенности развития социальной компетентности молодежи 12
Глава 2 Анализ особенностей развития социальной компетентности у молодежи 23
2.1 База исследования и основные программы по развитию социальной компетентности молодежи 23
2.2 Практические рекомендации по развитию социальной компетентности молодежи 29
Заключение 36
Список использованных источников 38
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития социальной компетентности у молодежи 5
1.1 Понятие и сущность социальной компетентности 5
1.2 Особенности развития социальной компетентности молодежи 12
Глава 2 Анализ особенностей развития социальной компетентности у молодежи 23
2.1 База исследования и основные программы по развитию социальной компетентности молодежи 23
2.2 Практические рекомендации по развитию социальной компетентности молодежи 29
Заключение 36
Список использованных источников 38
Актуальность исследования. Сегодня социокультурная ситуация в России находится в условиях радикальных и стремительных преобразований. В жизни молодежи активно встает вопрос развития социальной компетентности, обусловленный множеством проблем. Так как развитие социальной компетентности – сложный и многоуровневый процесс вхождения личности в социальную среду, усвоения, использования и последующей трансляции социальной информации в виде установок, ценностей, социальных ролей, свойств и качеств личности, методы ее проведения приобретают особую важность. Перед отечественной системой образования как никогда остро стоит задача подготовки подрастающего поколения к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, формированием у учащихся способностей решать возникающие социальные проблемы. Развитие личности – непрерывный и сложный процесс, построенный на многогранном взаимодействии различных факторов развития социальной компетенции. Как известно, социализация может быть как стихийной, так и относительно социально-контролируемой обществом, социальными институтами, осуществляемой через воспитание. Эффективность системы воспитания заключается в нахождении возможностей осуществления целенаправленных педагогических воздействий, усиливающих влияние положительных факторов социализации и ослабляющих негативные. Поэтому развитие теории и практики социальной педагогики связано с поиском новых знаний междисциплинарного характера, которые способствовали бы расширению и углублению парадигмального поля науки и стимулировали бы развитие прикладных компетенций социальных педагогов-практиков. Одним из таких важных направлений является поиск путей формирования социальной компетентности подрастающего человека.
Актуальность исследования заключается в необходимости создания новых подходов к определению понятия «социальная компетентность», а также разработке технологий ее развития у молодежи на примере подростков и старшеклассников г. Бийска.
Цель исследования – изучить особенности развития социальной компетентности у молодежи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность социальной компетентности.
2. Дать характеристику особенностей развития социальной компетентности молодежи.
3. Проанализировать основные программы по развитию социальной компетентности молодежи на примере МБОУ СОШ №22 г. Бийска.
4. Разработать практические рекомендации по развитию социальной компетентности молодежи.
Объект исследования – социальная компетентность.
Предмет исследования – особенности развития социальной компетентности у молодежи.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, анализ опыта практикующих педагогов, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Методологическую основу исследования составили научные труды М.Ю. Валентрова, Ф.И. Иващенко, А.В. Мудрик и др. Проблема социальной компетентности активно стала привлекать внимание российских ученых с начала девяностых годов XX-го века, изучается она и в настоящее время (Г.Э. Белицкая, Н.Н. Беденко, И.А. Зимняя, А.А. Гусев, Е.В. Коблянская, С.Н. Краснокутская, и др.). В исследованиях Н.В. Калининой, Т.С. Кондратовой, М.Г. Сергеевой и др. раскрыты особенности развития социальной компетентности у молодежи (на примере подростков и старшеклассников).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Актуальность исследования заключается в необходимости создания новых подходов к определению понятия «социальная компетентность», а также разработке технологий ее развития у молодежи на примере подростков и старшеклассников г. Бийска.
Цель исследования – изучить особенности развития социальной компетентности у молодежи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность социальной компетентности.
2. Дать характеристику особенностей развития социальной компетентности молодежи.
3. Проанализировать основные программы по развитию социальной компетентности молодежи на примере МБОУ СОШ №22 г. Бийска.
4. Разработать практические рекомендации по развитию социальной компетентности молодежи.
Объект исследования – социальная компетентность.
Предмет исследования – особенности развития социальной компетентности у молодежи.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, анализ опыта практикующих педагогов, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Методологическую основу исследования составили научные труды М.Ю. Валентрова, Ф.И. Иващенко, А.В. Мудрик и др. Проблема социальной компетентности активно стала привлекать внимание российских ученых с начала девяностых годов XX-го века, изучается она и в настоящее время (Г.Э. Белицкая, Н.Н. Беденко, И.А. Зимняя, А.А. Гусев, Е.В. Коблянская, С.Н. Краснокутская, и др.). В исследованиях Н.В. Калининой, Т.С. Кондратовой, М.Г. Сергеевой и др. раскрыты особенности развития социальной компетентности у молодежи (на примере подростков и старшеклассников).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Анализ структуры, функций и механизмов формирования социальной компетентности показал, что социальная компетентность рассматривается многими учеными как неотъемлемая составляющая процесса социализации личности. Такой вывод связывается с тем, что сущность социализации заключается в усвоении индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, общественным опытом в целом, позволяющих ему становится личностью, способной функционировать в данном обществе. Социализация представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Социальная компетентность помогает человеку в освоении социальных ролей, вырабатывает готовность к социальной ответственности за последствия своих поступков, самоопределению
Социальная компетентность – это способность и готовность индивида, благодаря приобретенному опыту, самосознанию и саморегуляции, успешно решать задачи социальной ориентации, адаптации, интеграции через продуктивное выполнение им различных социальных ролей.
Анализ научных источников позволяет сделать вывод о том, что в структуру социальной компетентности входят следующие компоненты: социальный опыт, включающий в себя знания, умения и навыки социального поведения, способы деятельности и опыт поведения человека в обществе (личностные качества), самосознание и саморегуляция, способность и готовность личности к деятельности, отношения, выраженные через мотивы и ценности.
Благодаря формированию социальной компетентности у подростков и старшеклассников развивается способность прогнозировать и оценивать последствия своих поступков, ответственность за свои действия, вырабатываются поведенческие сценарии, которые отвечают социальной действительности и ожиданиям партнеров по взаимодействию. Формирование социальной компетентности подростка способствует обогащению его знаний и умений по выходу из затруднительных ситуаций, обретению устойчивости в духовных позициях, способствует повышению самооценки и адекватному самовосприятию.
В ходе проведенного исследования был сделан анализ Программы развития социальной компетентности у подростков и старшеклассников МБОУ СОШ №22 г. Бийска. Основные методы работы – игровая терапия, моделирование ситуаций, групповая дискуссия, тренинг поведения. Игровая терапия способствует изменению отношения каждого ребенка к себе, формированию системы межличностных отношений, коррекции способов общения с другими людьми, улучшению психологического климата детского коллектива и т.д. Метод тренинга помогает подростку увидеть возможные линии поведения в трудных ситуациях и дает возможность «проиграть» их, проверить верность выбранного стиля поведения, сопоставит его с поведением других. Метод групповой дискуссии учит обмениваться мнениями и идеями, говорить от себя и о себе, активно слушать, оценивать предлагаемые решения. Если рассматривать значимые проблемы, если помочь детям в понимании того, что для них важно в жизни, то т.о. они окажутся вовлеченными в процесс решения собственных проблем.
Перспективы исследований в направлении формирования социальной компетентности заключаются в поиске инновационных форм и технологий осуществления эффективного взаимодействия социальных институтов воспитания в процессе развития социальной компетентности обучающихся; в выявлении влияния стихийной социализации, наличия педагогических рисков в процессе развития социальной компетентности личности
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Социальная компетентность – это способность и готовность индивида, благодаря приобретенному опыту, самосознанию и саморегуляции, успешно решать задачи социальной ориентации, адаптации, интеграции через продуктивное выполнение им различных социальных ролей.
Анализ научных источников позволяет сделать вывод о том, что в структуру социальной компетентности входят следующие компоненты: социальный опыт, включающий в себя знания, умения и навыки социального поведения, способы деятельности и опыт поведения человека в обществе (личностные качества), самосознание и саморегуляция, способность и готовность личности к деятельности, отношения, выраженные через мотивы и ценности.
Благодаря формированию социальной компетентности у подростков и старшеклассников развивается способность прогнозировать и оценивать последствия своих поступков, ответственность за свои действия, вырабатываются поведенческие сценарии, которые отвечают социальной действительности и ожиданиям партнеров по взаимодействию. Формирование социальной компетентности подростка способствует обогащению его знаний и умений по выходу из затруднительных ситуаций, обретению устойчивости в духовных позициях, способствует повышению самооценки и адекватному самовосприятию.
В ходе проведенного исследования был сделан анализ Программы развития социальной компетентности у подростков и старшеклассников МБОУ СОШ №22 г. Бийска. Основные методы работы – игровая терапия, моделирование ситуаций, групповая дискуссия, тренинг поведения. Игровая терапия способствует изменению отношения каждого ребенка к себе, формированию системы межличностных отношений, коррекции способов общения с другими людьми, улучшению психологического климата детского коллектива и т.д. Метод тренинга помогает подростку увидеть возможные линии поведения в трудных ситуациях и дает возможность «проиграть» их, проверить верность выбранного стиля поведения, сопоставит его с поведением других. Метод групповой дискуссии учит обмениваться мнениями и идеями, говорить от себя и о себе, активно слушать, оценивать предлагаемые решения. Если рассматривать значимые проблемы, если помочь детям в понимании того, что для них важно в жизни, то т.о. они окажутся вовлеченными в процесс решения собственных проблем.
Перспективы исследований в направлении формирования социальной компетентности заключаются в поиске инновационных форм и технологий осуществления эффективного взаимодействия социальных институтов воспитания в процессе развития социальной компетентности обучающихся; в выявлении влияния стихийной социализации, наличия педагогических рисков в процессе развития социальной компетентности личности
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Формирование социальной компетентности у подростков в образовательном учреждении
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование социальной компетентности подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Причины возникновения и модели разрешения студенческих конфликтов в общежитиях Алтайского государственного университета
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - Формирование социокультурного опыта школьников в процессе краеведческих исследований (по материалам повседневной жизни сельского учителя)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Электронный курс как средство правового самообразования магистрантов программы «Образовательный менеджмент»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ ЛИНОГРАВЮРА)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Социальный интеллект и субъектность обучающихся в контексте отношения к неопределённости
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021



