БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ПРОЧИМ ОПЕРАЦИЯМ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ПЕРИМЕТР»)
|
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Анализ понятия «самосознание» в психолого - педагогической литературе 7
1.2 Самооценка как основа самосознания в старшем дошкольном возрасте 12
1.3 Особенности развития самосознания у детей дошкольного возраста 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики развития самосознания в старшем дошкольном возрасте 27
2.1. Описание выборки и методик исследования 27
2.2. Анализ результатов исследования 30
2.3. Рекомендации по развитию самосознания у детей старшего дошкольного возраста 40
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Анализ понятия «самосознание» в психолого - педагогической литературе 7
1.2 Самооценка как основа самосознания в старшем дошкольном возрасте 12
1.3 Особенности развития самосознания у детей дошкольного возраста 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики развития самосознания в старшем дошкольном возрасте 27
2.1. Описание выборки и методик исследования 27
2.2. Анализ результатов исследования 30
2.3. Рекомендации по развитию самосознания у детей старшего дошкольного возраста 40
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что самосознание в дошкольном возрасте является важнейшим достижением в развитии, которое оказывает влияние на дальнейшее формирование и развитие личности детей.Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на создание психолого - педагогических условий, способствующих развитию самосознания.
Самосознание представляет собой сложное явление, которое состоит из нескольких структур и звеньев. Самосознание является основным условием становления личности и приспособления его к современному обществу. Первым источником формирования самосознания у детей являются близкие взрослые. Для младших дошкольников главным условием формирования самосознания является общение со взрослыми. С изменением и расширением социального круга, в старшем дошкольным возрасте, условием развития самосознания становится общение со сверстниками. В общении со взрослыми дети получают первичные представления о себе, об окружающем мире, учатся сравнивать себя с другими на простейших явлениях. В старшем дошкольном возрасте данные представления расширяются и усовершенствуются. Старшие дошкольники имеют представления не только о внешнем, но и о внутреннем мире [4,с.45].
Особенностью самосознания заключается в том, что оно является сознанием, которое направлено на самого себя. В самосознании человек одновременно выступает объектом и субъектом данного процесса. Высшим уровнем развития самосознания является формирование самооценки. Самооценка начинает формироваться с трех лет, более оформленный вид принимает ближе к старшему дошкольному возрасту.
Самооценка представляет собой оценку человеком самого себя, своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка позволяет регулировать поведение в соответствии с реальными возможностями личности. Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности [1].
На начальных этапах формирования самосознания, дети оценивают лишь свои физические возможности. С развитием ребенка и самосознания, дети начинают осознавать свои поступки, практические умения, моральные качества. С этого момента, самооценка становится регулятором поведения человека. Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов - в первую очередь - общения ребенка с окружающими.
Цель исследования: исследовать особенности развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия самосознания в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть теоретические аспекты специфики развития самосознания у детей дошкольного возраста.
3. Подобрать методики и провести эмпирическое исследование уровня развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
4. На основе полученных результатов исследования разработать рекомендации для развития самосознания у детей дошкольного возраста с учетом его специфики развития.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что:
- в старшем дошкольном возрасте происходит становление образа «Я»;
- формируется адекватная или неадекватная самооценка;
- формируется представления о себе как о представителе определенного пола.
Методы исследования:
-теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
- Эмпирические: беседа; наблюдение; тестирование.
Методики исследования:
- Методика «Лесенка» (В.Г. Щур);
- Методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, в модификации З. Василяускайте);
- Беседа «Расскажи о себе» (А.М.Щетинина);
- Методика «Рисунок человека» (У.Маховер).
Методологической основой исследования являются труды педагогов и психологов, раскрывающие проблему развития самосознания детей дошкольного возраста (Л.И. Божович [7]; Д. М. Болдуин [8]; В.П. Зинченко [15]; В.С. Мерлин [25]; В.С. Мухина [26]; Т.А. Репина [40]; С.Л. Рубинштейн [41]; А.Г. Спиркин [44]; В.Г. Филлипова [47]; Р.Х. Шакуров [48] и другие.
Практическая значимость исследования: Результаты эмпирического исследования, и разработанные на ее основе рекомендации, могут быть использованы педагогами для организации учебно - воспитательного процесса с целью формирования позитивного представления ребенком о самом себе; и родителями в процессе воспитания и развития детей, с целью формирования у детей адекватной самооценки.
База исследования: Исследование проходило на базе МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №31 «Жемчужинка» ЕМР РТ.
Структура работы: работа состоит из введения; двух глав; выводов по главам; заключения; списка использованной литературы; приложений.
Самосознание представляет собой сложное явление, которое состоит из нескольких структур и звеньев. Самосознание является основным условием становления личности и приспособления его к современному обществу. Первым источником формирования самосознания у детей являются близкие взрослые. Для младших дошкольников главным условием формирования самосознания является общение со взрослыми. С изменением и расширением социального круга, в старшем дошкольным возрасте, условием развития самосознания становится общение со сверстниками. В общении со взрослыми дети получают первичные представления о себе, об окружающем мире, учатся сравнивать себя с другими на простейших явлениях. В старшем дошкольном возрасте данные представления расширяются и усовершенствуются. Старшие дошкольники имеют представления не только о внешнем, но и о внутреннем мире [4,с.45].
Особенностью самосознания заключается в том, что оно является сознанием, которое направлено на самого себя. В самосознании человек одновременно выступает объектом и субъектом данного процесса. Высшим уровнем развития самосознания является формирование самооценки. Самооценка начинает формироваться с трех лет, более оформленный вид принимает ближе к старшему дошкольному возрасту.
Самооценка представляет собой оценку человеком самого себя, своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка позволяет регулировать поведение в соответствии с реальными возможностями личности. Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности [1].
На начальных этапах формирования самосознания, дети оценивают лишь свои физические возможности. С развитием ребенка и самосознания, дети начинают осознавать свои поступки, практические умения, моральные качества. С этого момента, самооценка становится регулятором поведения человека. Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов - в первую очередь - общения ребенка с окружающими.
Цель исследования: исследовать особенности развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия самосознания в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть теоретические аспекты специфики развития самосознания у детей дошкольного возраста.
3. Подобрать методики и провести эмпирическое исследование уровня развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
4. На основе полученных результатов исследования разработать рекомендации для развития самосознания у детей дошкольного возраста с учетом его специфики развития.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что:
- в старшем дошкольном возрасте происходит становление образа «Я»;
- формируется адекватная или неадекватная самооценка;
- формируется представления о себе как о представителе определенного пола.
Методы исследования:
-теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
- Эмпирические: беседа; наблюдение; тестирование.
Методики исследования:
- Методика «Лесенка» (В.Г. Щур);
- Методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, в модификации З. Василяускайте);
- Беседа «Расскажи о себе» (А.М.Щетинина);
- Методика «Рисунок человека» (У.Маховер).
Методологической основой исследования являются труды педагогов и психологов, раскрывающие проблему развития самосознания детей дошкольного возраста (Л.И. Божович [7]; Д. М. Болдуин [8]; В.П. Зинченко [15]; В.С. Мерлин [25]; В.С. Мухина [26]; Т.А. Репина [40]; С.Л. Рубинштейн [41]; А.Г. Спиркин [44]; В.Г. Филлипова [47]; Р.Х. Шакуров [48] и другие.
Практическая значимость исследования: Результаты эмпирического исследования, и разработанные на ее основе рекомендации, могут быть использованы педагогами для организации учебно - воспитательного процесса с целью формирования позитивного представления ребенком о самом себе; и родителями в процессе воспитания и развития детей, с целью формирования у детей адекватной самооценки.
База исследования: Исследование проходило на базе МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №31 «Жемчужинка» ЕМР РТ.
Структура работы: работа состоит из введения; двух глав; выводов по главам; заключения; списка использованной литературы; приложений.
На первом этапе исследования был проведен теоретический анализ источников литературы, на основе чего были получены основные теоретические положения:
Исследованию развития самосознания у детей дошкольного возраста посвящены многочисленные труды, что означает особую значимость этого аспекта в психолого-педагогической науке. Самосознание представляет собой процесс осознания и оценивания себя индивидом в качестве субъекта разных видов деятельности и в качестве личности, которая обладает интересами ценностными ориентациями, мотивами и идеалами. От успешности формирования самосознания зависит успешность становления человека, как личности в обществе.
Самосознание начинается развиваться с развитием самооценки. С помощью самооценки дети учатся адекватно или неадекватно оценивать себя, сравнивать себя с другими, регулировать свое поведение, на основе чего формируется социально-коммуникативные умения и навыки. Самосознание детей дошкольного возраста является представление детей о себе, как о внешнем виде, так и внутреннем. Самосознание создает условия для освоения детьми наколенного опыта человека. В старшем дошкольном возрасте основным условием развития самосознания является общение детей со сверстниками.
Вторая часть исследования была направлена на проведение эмпирического исследования, с целью исследования специфики развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проходило на базе МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №31 «Жемчужинка» ЕМР РТ. В исследовании принимали участие 25 детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня развития самосознания были использованы следующие методики: Методика «Лесенка» (В.Г. Щур); Методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, в модификации З. Василяускайте); Беседа «Расскажи о себе» (А.М.Щетинина); Методика «Рисунок человека» (У.Маховер).
На основе проведенного исследования было получено, что развитие самосознания должно осуществляться на основе:
- формирования адекватной самооценки детей;
- формирования положительных представлений о себе, о своих положительных сторонах;
- формирования у детей представлений о положительных и отрицательных личностных качествах;
- формирование у детей позитивного представления о себе, учить рассказывать о себе, формирование представлений о полоролевых признаках.
Основываясь на полученные результаты исследования специфики развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста, были составлены рекомендации для педагогов, которые могут быть использованы в процессе обучения и воспитания в рамках дошкольного учреждения. Рекомендации направлены на формирование адекватной самооценки, формирование представлений о внешнем и внутреннем мире человека; формирование доброжелательного и уважительного отношения к своей личности и окружающих. Соблюдение данных рекомендаций позволит создать условия для успешного воспитания и развития личности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, которая предполагала что:
- в старшем дошкольном возрасте происходит становление образа «Я»;
- формируется адекватная или неадекватная самооценка;
- формируется представления о себе как о представителе определенного пола.
Исследованию развития самосознания у детей дошкольного возраста посвящены многочисленные труды, что означает особую значимость этого аспекта в психолого-педагогической науке. Самосознание представляет собой процесс осознания и оценивания себя индивидом в качестве субъекта разных видов деятельности и в качестве личности, которая обладает интересами ценностными ориентациями, мотивами и идеалами. От успешности формирования самосознания зависит успешность становления человека, как личности в обществе.
Самосознание начинается развиваться с развитием самооценки. С помощью самооценки дети учатся адекватно или неадекватно оценивать себя, сравнивать себя с другими, регулировать свое поведение, на основе чего формируется социально-коммуникативные умения и навыки. Самосознание детей дошкольного возраста является представление детей о себе, как о внешнем виде, так и внутреннем. Самосознание создает условия для освоения детьми наколенного опыта человека. В старшем дошкольном возрасте основным условием развития самосознания является общение детей со сверстниками.
Вторая часть исследования была направлена на проведение эмпирического исследования, с целью исследования специфики развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проходило на базе МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №31 «Жемчужинка» ЕМР РТ. В исследовании принимали участие 25 детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня развития самосознания были использованы следующие методики: Методика «Лесенка» (В.Г. Щур); Методика «Нарисуй себя» (А.М. Прихожан, в модификации З. Василяускайте); Беседа «Расскажи о себе» (А.М.Щетинина); Методика «Рисунок человека» (У.Маховер).
На основе проведенного исследования было получено, что развитие самосознания должно осуществляться на основе:
- формирования адекватной самооценки детей;
- формирования положительных представлений о себе, о своих положительных сторонах;
- формирования у детей представлений о положительных и отрицательных личностных качествах;
- формирование у детей позитивного представления о себе, учить рассказывать о себе, формирование представлений о полоролевых признаках.
Основываясь на полученные результаты исследования специфики развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста, были составлены рекомендации для педагогов, которые могут быть использованы в процессе обучения и воспитания в рамках дошкольного учреждения. Рекомендации направлены на формирование адекватной самооценки, формирование представлений о внешнем и внутреннем мире человека; формирование доброжелательного и уважительного отношения к своей личности и окружающих. Соблюдение данных рекомендаций позволит создать условия для успешного воспитания и развития личности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, которая предполагала что:
- в старшем дошкольном возрасте происходит становление образа «Я»;
- формируется адекватная или неадекватная самооценка;
- формируется представления о себе как о представителе определенного пола.
Подобные работы
- БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ПРОЧИМ ОПЕРАЦИЯМ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ПЕРИМЕТР»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018



