ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОО (НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕДЖА НИЖНЕКАМСКОГО ФИЛИАЛА ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. ТИМИРЯСОВА (ИЭУП)»)
|
Введение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9
1.1 Сущность учебно-познавательной мотивации обучающихся
1.2 Виды и уровни (подвиды) учебно-познавательной мотивации 15
1.3 Общие подходы к формированию учебно-познавательной мотивации студентов
в учреждениях СПО 19
II. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НИЖНЕКАМСКОГО ФИЛИАЛА ЧОУ ВО «КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г.ТИМИРЯСОВА (ИЭУП)» 31
2.1 Краткая характеристика колледжа Нижнекамского филиала частного
образовательного учреждения высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)» 31
2.2 Мониторинг образовательного пространства студентов колледжа
Нижнекамского филиала КИУ 36
2.3 Оценка уровня сформированности учебно-познавательной мотивации у
студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ 43
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НИЖНЕКАМСКОГО ФИЛИАЛА ЧОУ ВО «КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г.ТИМИРЯСОВА (ИЭУП)» 53
3.1 Выявленные проблемы в процессе формирования учебно-познавательной мотивации студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ 53
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования учебно-познавательной мотивации для студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ 56
3.3 Обоснование педагогической эффективности разработанных рекомендаций по совершенствованию процесса формирования учебно-познавательной мотивации у студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9
1.1 Сущность учебно-познавательной мотивации обучающихся
1.2 Виды и уровни (подвиды) учебно-познавательной мотивации 15
1.3 Общие подходы к формированию учебно-познавательной мотивации студентов
в учреждениях СПО 19
II. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НИЖНЕКАМСКОГО ФИЛИАЛА ЧОУ ВО «КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г.ТИМИРЯСОВА (ИЭУП)» 31
2.1 Краткая характеристика колледжа Нижнекамского филиала частного
образовательного учреждения высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)» 31
2.2 Мониторинг образовательного пространства студентов колледжа
Нижнекамского филиала КИУ 36
2.3 Оценка уровня сформированности учебно-познавательной мотивации у
студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ 43
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НИЖНЕКАМСКОГО ФИЛИАЛА ЧОУ ВО «КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г.ТИМИРЯСОВА (ИЭУП)» 53
3.1 Выявленные проблемы в процессе формирования учебно-познавательной мотивации студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ 53
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования учебно-познавательной мотивации для студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ 56
3.3 Обоснование педагогической эффективности разработанных рекомендаций по совершенствованию процесса формирования учебно-познавательной мотивации у студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования: В наше время общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, развитых творческих способностей. Уровень сформированности профессионалов в колледже зависит от различных факторов: уровня профессиональной подготовки преподавательского состава, педагогической культуры в СПО, применения педагогических инновационных технологий, материально-технической оснащенности занятий, воспитательной работы, характера взаимодействия преподавателя и личности обучающегося, в процессе которого передаются знания, умения и навыки. Важным фактом является то, насколько умело вовлечены сами студенты в процесс познания и овладения профессиональными умениями и навыками, насколько глубоки и сильны их мотивы, вызывающие желание активно действовать, преодолевать различные затруднения при становлении профессионала.
Студент СПО должен быть активен в обучении. Это известно в педагогике с давних времен. Такая мысль появилась, когда люди осознали необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступили к процессу обучения как специально организованной деятельности. Сократ побуждал своих учеников к активному усвоению знаний путем постановки наводящих вопросов. Педагоги часто сталкиваются с проблемой учебно-познавательной активности студентов. В конце основного общего образования учащиеся в своем большинстве имеют вполне объективные мотивы для продолжения учебы. Они хотят получить знания, профессиональную подготовку, высшее образование и диплом. Однако при этом очевидно, что многие руководствуются формальными мотивами, не имеющими прямой установки на учебную деятельность. Всё же основной причиной поступления в колледж является интерес к выбранной профессии, не менее важным является фактор зарплаты и престижа.
Мотивация выступает как главная движущая сила в поведении и деятельности студентов, а также в процессе формирования будущего работника. В связи с этим вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов становится особенно важным. В современной науке не выработан единый подход к проблеме формирования учебно-познавательной мотивации в СПО. Этот вид мотивации является важным звеном учебно-профессионального процесса и для её реализации необходимо целенаправленное, комплексное и рациональное воздействие. Переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности, желание узнать что-то новое скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием. Учебно-познавательный вид мотивации играет большую роль в сфере формирования мотивации, так как учебно-познавательная деятельность обеспечивает студентов творческой и мыслительными способностями, повышает уровень инициативности и профессионализма. В наше время многим студентам не хватает таких качеств.
Цель исследования: рассмотрение сущности учебно-познавательной мотивации, особенностей формирования мотивации у студентов колледжа Нижнекамского филиала «Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)» (далее КИУ), анализ уровня сформированности учебно-познавательной мотивации у студентов и дальнейшее совершенствование процесса формирования их учебно-познавательной мотивации.
Объект исследования: колледж Нижнекамского филиала КИУ.
Предмет исследования: учебно-познавательная мотивация студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ.
Задачи исследования:
1) изучить сущность учебно-познавательной мотивации обучающихся, рассмотреть уровни учебно-познавательной мотивации и описать общие подходы к формированию учебно-познавательной мотивации у студентов СПО;
2) дать характеристику СПО (колледж КИУ), где проходило исследование; провести мониторинг образовательного пространства студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ и дать оценку уровня сформированное™ учебно-познавательной мотивации у студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ;
3) выявить проблемы формирования процесса учебно-познавательной мотивации у студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ и дать рекомендации по совершенствованию данного процесса и обосновать педагогическую эффективность разработанных рекомендаций по совершенствованию процесса формирования учебно-познавательной мотивации у студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ.
Гипотеза исследования: формирование учебно-познавательной мотивации у студентов СПО будет проходить более успешно, чем в массовой практике, если поставить их в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом индивидуальности, прошлого опыта, внутренних устремлений самого студента.
Решение поставленных задач основывалось на изучении следующих источников информации: нормативно-правовые документы, научная литература по теме работы, публикации в периодической печати, информационно-аналитические обзоры и т.д.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, терминологический анализ, обобщение, моделирование);
2. эмпирические (наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности, метод экспертных оценок, диагностические методы исследования учебно-познавательных интересов обучающихся);
3. математико-статистическая обработка экспериментальных данных.
Теоретической обоснованностью послужили труды ученых в сфере психологии и педагогики, такие как А.Д. Ишков [21], М.В. Матюхина [30], П.С.Гуревич [17], Л.И. Божович [9], А.Н. Леонтьев [22], С.Л. Рубинштейн [39], П.М. Якобсон [51], А.К. Маркова [28], Л.С. Выготский [14], А.А. Реан, В.А.Якунин [59], К.Н. Корнилов [20], А.А. Вербицкий [12], А.Е. Боковня [10] и др.
Проблема формирования и развития мотивации учения в интенсивно разрабатывается и изучается А.К. Марковой [28], Т.А. Матис [29], Т.А. Лях [26]. В работах Т.А Лях выявлены закономерные связи и зависимости различных сторон учебно-воспитательного процесса, характера и особенностей мотивации учения, формируемой у студентов в этом процессе.
В работах П.Я. Гальперина [15], В.В. Давыдова [18], Д.Б. Эльконина [48] и их коллег исследовалось влияние содержания обучения на формирование интереса к учению и познанию. Ш.А. Амонашвили, А.В. Петровский [8] и другие ученые исследовали влияние личностных особенностей педагога на учебно-познавательную мотивацию обучающихся. Х.Й. Лийметс и И.С.Якиманская [50] изучали важные аспекты формирования учебно-познавательных мотивов в связи с индивидуальной и групповой формами организации работы обучающихся в процессе обучения. Особенности влияния мотивации на характер усвоения в зарубежной психологии обсуждаются в работах А. Адлера, К. Левина, А. Маслоу, Э. Торндайка, 3. Фрейда [23] и других психологов. Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Г.И.Щукина [47] и другие педагоги изучали условия формирования познавательной активности обучающихся на занятиях. В последние десятилетия изучением проблемы формирования и развития учебно-познавательной мотивации занимались такие ученые: О.В. Канарская [23], А.К. Осин [35], В. Н.Стасевич [41] и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении базовых понятий «мотив», «мотивация», «учебно-познавательная мотивация», определении компонентов формирования учебно-познавательной мотивации студентов СПО, установлении уровней сформированности учебно-познавательной мотивации (низкий, средний, высокий уровни).
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1) выводы по результатам исследования свидетельствуют о существенном снижении уровня сформированности учебно-познавательной мотивации студентов в учебном процессе в СПО;
2) предложены и обоснованы рекомендации, способствующие формированию учебно-познавательной мотивации студентов в СПО;
3) результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности образовательных организаций СПО в области формирования у студентов учебно-познавательных мотивов, а также для создания учебных пособий, программ.
По теме выпускной квалификационной работы опубликованы статьи в материалах V Региональной научно-практической конференции «Инновационное развитие экономики. Будущее России», в Материалах I очнозаочной научно-практической конференции «Развитие интеллектуально - творческого потенциала молодежи: Из прошлого - в современность», в Материалах IX Всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность».
Структура и объем курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, использованного при написании работы, приложений.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В I главе рассматриваются теоретические основы учебно-познавательной мотивации в организациях среднего профессионального образования, определяется специфика учебно-познавательной мотивации студентов СПО и раскрываются методы формирования учебно-познавательной мотивации у студентов СПО.
Во II главе проводится исследование, и на его основе проводится оценка уровня сформированности у студентов колледжа Нижнекамского филиала частного образовательного учреждения высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)».
В III главе выявляются проблемы в процессе формирования учебно-познавательной мотивации у студентов колледжа, даны рекомендации по совершенствованию процесса формирования учебно-познавательной мотивации студентов в колледже Нижнекамского филиала частного образовательного учреждения высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)», обосновывается педагогическая эффективность разработанных рекомендаций.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Студент СПО должен быть активен в обучении. Это известно в педагогике с давних времен. Такая мысль появилась, когда люди осознали необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступили к процессу обучения как специально организованной деятельности. Сократ побуждал своих учеников к активному усвоению знаний путем постановки наводящих вопросов. Педагоги часто сталкиваются с проблемой учебно-познавательной активности студентов. В конце основного общего образования учащиеся в своем большинстве имеют вполне объективные мотивы для продолжения учебы. Они хотят получить знания, профессиональную подготовку, высшее образование и диплом. Однако при этом очевидно, что многие руководствуются формальными мотивами, не имеющими прямой установки на учебную деятельность. Всё же основной причиной поступления в колледж является интерес к выбранной профессии, не менее важным является фактор зарплаты и престижа.
Мотивация выступает как главная движущая сила в поведении и деятельности студентов, а также в процессе формирования будущего работника. В связи с этим вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов становится особенно важным. В современной науке не выработан единый подход к проблеме формирования учебно-познавательной мотивации в СПО. Этот вид мотивации является важным звеном учебно-профессионального процесса и для её реализации необходимо целенаправленное, комплексное и рациональное воздействие. Переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности, желание узнать что-то новое скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием. Учебно-познавательный вид мотивации играет большую роль в сфере формирования мотивации, так как учебно-познавательная деятельность обеспечивает студентов творческой и мыслительными способностями, повышает уровень инициативности и профессионализма. В наше время многим студентам не хватает таких качеств.
Цель исследования: рассмотрение сущности учебно-познавательной мотивации, особенностей формирования мотивации у студентов колледжа Нижнекамского филиала «Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)» (далее КИУ), анализ уровня сформированности учебно-познавательной мотивации у студентов и дальнейшее совершенствование процесса формирования их учебно-познавательной мотивации.
Объект исследования: колледж Нижнекамского филиала КИУ.
Предмет исследования: учебно-познавательная мотивация студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ.
Задачи исследования:
1) изучить сущность учебно-познавательной мотивации обучающихся, рассмотреть уровни учебно-познавательной мотивации и описать общие подходы к формированию учебно-познавательной мотивации у студентов СПО;
2) дать характеристику СПО (колледж КИУ), где проходило исследование; провести мониторинг образовательного пространства студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ и дать оценку уровня сформированное™ учебно-познавательной мотивации у студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ;
3) выявить проблемы формирования процесса учебно-познавательной мотивации у студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ и дать рекомендации по совершенствованию данного процесса и обосновать педагогическую эффективность разработанных рекомендаций по совершенствованию процесса формирования учебно-познавательной мотивации у студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ.
Гипотеза исследования: формирование учебно-познавательной мотивации у студентов СПО будет проходить более успешно, чем в массовой практике, если поставить их в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом индивидуальности, прошлого опыта, внутренних устремлений самого студента.
Решение поставленных задач основывалось на изучении следующих источников информации: нормативно-правовые документы, научная литература по теме работы, публикации в периодической печати, информационно-аналитические обзоры и т.д.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, терминологический анализ, обобщение, моделирование);
2. эмпирические (наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности, метод экспертных оценок, диагностические методы исследования учебно-познавательных интересов обучающихся);
3. математико-статистическая обработка экспериментальных данных.
Теоретической обоснованностью послужили труды ученых в сфере психологии и педагогики, такие как А.Д. Ишков [21], М.В. Матюхина [30], П.С.Гуревич [17], Л.И. Божович [9], А.Н. Леонтьев [22], С.Л. Рубинштейн [39], П.М. Якобсон [51], А.К. Маркова [28], Л.С. Выготский [14], А.А. Реан, В.А.Якунин [59], К.Н. Корнилов [20], А.А. Вербицкий [12], А.Е. Боковня [10] и др.
Проблема формирования и развития мотивации учения в интенсивно разрабатывается и изучается А.К. Марковой [28], Т.А. Матис [29], Т.А. Лях [26]. В работах Т.А Лях выявлены закономерные связи и зависимости различных сторон учебно-воспитательного процесса, характера и особенностей мотивации учения, формируемой у студентов в этом процессе.
В работах П.Я. Гальперина [15], В.В. Давыдова [18], Д.Б. Эльконина [48] и их коллег исследовалось влияние содержания обучения на формирование интереса к учению и познанию. Ш.А. Амонашвили, А.В. Петровский [8] и другие ученые исследовали влияние личностных особенностей педагога на учебно-познавательную мотивацию обучающихся. Х.Й. Лийметс и И.С.Якиманская [50] изучали важные аспекты формирования учебно-познавательных мотивов в связи с индивидуальной и групповой формами организации работы обучающихся в процессе обучения. Особенности влияния мотивации на характер усвоения в зарубежной психологии обсуждаются в работах А. Адлера, К. Левина, А. Маслоу, Э. Торндайка, 3. Фрейда [23] и других психологов. Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Г.И.Щукина [47] и другие педагоги изучали условия формирования познавательной активности обучающихся на занятиях. В последние десятилетия изучением проблемы формирования и развития учебно-познавательной мотивации занимались такие ученые: О.В. Канарская [23], А.К. Осин [35], В. Н.Стасевич [41] и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении базовых понятий «мотив», «мотивация», «учебно-познавательная мотивация», определении компонентов формирования учебно-познавательной мотивации студентов СПО, установлении уровней сформированности учебно-познавательной мотивации (низкий, средний, высокий уровни).
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1) выводы по результатам исследования свидетельствуют о существенном снижении уровня сформированности учебно-познавательной мотивации студентов в учебном процессе в СПО;
2) предложены и обоснованы рекомендации, способствующие формированию учебно-познавательной мотивации студентов в СПО;
3) результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности образовательных организаций СПО в области формирования у студентов учебно-познавательных мотивов, а также для создания учебных пособий, программ.
По теме выпускной квалификационной работы опубликованы статьи в материалах V Региональной научно-практической конференции «Инновационное развитие экономики. Будущее России», в Материалах I очнозаочной научно-практической конференции «Развитие интеллектуально - творческого потенциала молодежи: Из прошлого - в современность», в Материалах IX Всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность».
Структура и объем курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, использованного при написании работы, приложений.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В I главе рассматриваются теоретические основы учебно-познавательной мотивации в организациях среднего профессионального образования, определяется специфика учебно-познавательной мотивации студентов СПО и раскрываются методы формирования учебно-познавательной мотивации у студентов СПО.
Во II главе проводится исследование, и на его основе проводится оценка уровня сформированности у студентов колледжа Нижнекамского филиала частного образовательного учреждения высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)».
В III главе выявляются проблемы в процессе формирования учебно-познавательной мотивации у студентов колледжа, даны рекомендации по совершенствованию процесса формирования учебно-познавательной мотивации студентов в колледже Нижнекамского филиала частного образовательного учреждения высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)», обосновывается педагогическая эффективность разработанных рекомендаций.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Учебно-познавательная мотивация крайне важна в процессе обучения, так как она является источником учебной и познавательной деятельности. Также она определяет поведение студента колледжа и, следовательно, существенно влияет на результат обучения и освоения профессии в образовательных организациях. Уровень формирования учебной и познавательной мотиваций у студента СПО зависит от способов, условий и средств обучения, предметно-рефлексивного отношения к обучению, субъектной активности и субъектного отношения.
Наше исследование реализовывалось в несколько этапов:
1. Анализ научной литературы по теме исследования. Следует обратить внимание на то, что мотивация учебной и познавательной деятельности - это соотнесение целей, стоящих перед студентом, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности студента. Активность связана с рождением интереса к приемам самостоятельного приобретения знаний, к приобретениям методов научного познания, к овладению способами саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда. Имеется множество классификаций учебно-познавательной мотивации, которые раскрывают сущность данного вида мотивации. Мы рассмотрели специфику образовательных организаций СПО и далее охарактеризовали общие подходы к формированию учебно-познавательной мотивации, которые способны помочь сформировать данный вид мотивации у студентов СПО.
2. Подбор диагностического инструментария и проведение эксперимента. В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: мониторинг образовательного процесса в колледже Нижнекамского филиала КИУ, методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина) и анкетирование. Всё это направлено на определение ведущих мотивов обучения студентов в колледже, выявление специфики мотивационной сферы студентов и уровня сформированное™ учебно-познавательной мотивации у студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ. В результате исследования было выявлено, что ведущими мотивами учебно-познавательной деятельности студентов являются становление высококвалифицированным специалистом, получение диплома, успешное обучение, сдача экзаменов на «хорошо» и «отлично», приобретение глубоких и прочных знаний, обеспечение успешной будущей профессиональной деятельности. Наименее значимыми мотивами, согласно исследованию, стали следующие: быть постоянно готовым к очередным занятиям, не запускать предметы учебного цикла, выполнять педагогические требования, быть примером сокурсникам, избежать осуждения и наказания за плохую учебу. Ответы студентов после анкетирования говорят о том, что многие студенты малознакомы с темой учебно-познавательной мотивации и не знают оптимальных способов формирования у себя такой мотивации. Мониторинг (уровень активности студентов на занятии, успеваемость в группе, степень НИР в колледже) также указал на низкий уровень процесса формирования учебно-познавательной мотивации у студентов.
3. Выявление проблем при процессе формирования учебно-познавательной мотивации и сбор информации для рекомендаций по разрешению этих проблем. Выяленные проблемы: отсутствие желания у студентов проявлять учебно-познавательную активность, не владение педагогом современными методами обучения и их оптимальным сочетанием, низкий уровень взаимодействия преподавателей со студентами, низкий уровень восприятия студентами информации и малая степень организации студентов между собой в группе. Необходимо заметить, что активная самостоятельная работа (проектная работа, например), реализуемая студентами посредством оптимизации использования личного времени является одним из педагогических условий формирования мотивации учебно-познавательной деятельности. Также использование деловых игр дают высокий результат вовлеченности студентов в учебную деятельность. Такой метод в обучении, как «Перевёрнутый класс» направлен на развитие у студентов самостоятельного изучения материала, на развитие мыслительной деятельности, а также к самостоятельности, коммуникабельности и т.д. Инновационная технология обучения «Виртуальная реальность» заинтересовывает студента и помогает развить у него различные виды восприятия информации. Такие навыки полезны для формирования у обучающегося интереса к новым знаниям, что в свою очередь повышает уровень сформированности учебно-познавательной мотивации. Для студентов СПО особенности мотивации индивидуальны и неповторимы и, поэтому необходимо выбирать наиболее эффективные методы и средства формирования учебной и познавательной мотиваций у обучающихся. Задача преподавателей сложная: опираясь на общий подход, необходимо выявить, какими различными, может даже и противоречивыми путями происходит становление профессиональной мотивации студента СПО. Для этого можно в учебном процессе пользоваться классными часами. На основе результатов анализа и оценки, можно говорить о том, что изучение формирования процесса учебно-познавательной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив. Можно утверждать, что эффективность предложенных рекомендаций по совершенствованию процесса формирования учебно-познавательной мотивации у студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ была обоснована.
Таким образом, задачи, поставленные в нашей работе, были решены, цель исследования достигнута.Также гипотеза исследования (формирование учебно-познавательной мотивации у студентов СПО будет проходить более успешно, чем в массовой практике, если поставить их в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом индивидуальности, прошлого опыта, внутренних устремлений самого студента) подтвердилась. Студенты быстрее они начнут ориентироваться в большом количестве информации, быстрее приобретут самостоятельность, активность и инициативность, если преподаватели и сами студенты быстрее овладеют методами формирования учебно-познавательной мотивации.
Наше исследование реализовывалось в несколько этапов:
1. Анализ научной литературы по теме исследования. Следует обратить внимание на то, что мотивация учебной и познавательной деятельности - это соотнесение целей, стоящих перед студентом, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности студента. Активность связана с рождением интереса к приемам самостоятельного приобретения знаний, к приобретениям методов научного познания, к овладению способами саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда. Имеется множество классификаций учебно-познавательной мотивации, которые раскрывают сущность данного вида мотивации. Мы рассмотрели специфику образовательных организаций СПО и далее охарактеризовали общие подходы к формированию учебно-познавательной мотивации, которые способны помочь сформировать данный вид мотивации у студентов СПО.
2. Подбор диагностического инструментария и проведение эксперимента. В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: мониторинг образовательного процесса в колледже Нижнекамского филиала КИУ, методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина) и анкетирование. Всё это направлено на определение ведущих мотивов обучения студентов в колледже, выявление специфики мотивационной сферы студентов и уровня сформированное™ учебно-познавательной мотивации у студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ. В результате исследования было выявлено, что ведущими мотивами учебно-познавательной деятельности студентов являются становление высококвалифицированным специалистом, получение диплома, успешное обучение, сдача экзаменов на «хорошо» и «отлично», приобретение глубоких и прочных знаний, обеспечение успешной будущей профессиональной деятельности. Наименее значимыми мотивами, согласно исследованию, стали следующие: быть постоянно готовым к очередным занятиям, не запускать предметы учебного цикла, выполнять педагогические требования, быть примером сокурсникам, избежать осуждения и наказания за плохую учебу. Ответы студентов после анкетирования говорят о том, что многие студенты малознакомы с темой учебно-познавательной мотивации и не знают оптимальных способов формирования у себя такой мотивации. Мониторинг (уровень активности студентов на занятии, успеваемость в группе, степень НИР в колледже) также указал на низкий уровень процесса формирования учебно-познавательной мотивации у студентов.
3. Выявление проблем при процессе формирования учебно-познавательной мотивации и сбор информации для рекомендаций по разрешению этих проблем. Выяленные проблемы: отсутствие желания у студентов проявлять учебно-познавательную активность, не владение педагогом современными методами обучения и их оптимальным сочетанием, низкий уровень взаимодействия преподавателей со студентами, низкий уровень восприятия студентами информации и малая степень организации студентов между собой в группе. Необходимо заметить, что активная самостоятельная работа (проектная работа, например), реализуемая студентами посредством оптимизации использования личного времени является одним из педагогических условий формирования мотивации учебно-познавательной деятельности. Также использование деловых игр дают высокий результат вовлеченности студентов в учебную деятельность. Такой метод в обучении, как «Перевёрнутый класс» направлен на развитие у студентов самостоятельного изучения материала, на развитие мыслительной деятельности, а также к самостоятельности, коммуникабельности и т.д. Инновационная технология обучения «Виртуальная реальность» заинтересовывает студента и помогает развить у него различные виды восприятия информации. Такие навыки полезны для формирования у обучающегося интереса к новым знаниям, что в свою очередь повышает уровень сформированности учебно-познавательной мотивации. Для студентов СПО особенности мотивации индивидуальны и неповторимы и, поэтому необходимо выбирать наиболее эффективные методы и средства формирования учебной и познавательной мотиваций у обучающихся. Задача преподавателей сложная: опираясь на общий подход, необходимо выявить, какими различными, может даже и противоречивыми путями происходит становление профессиональной мотивации студента СПО. Для этого можно в учебном процессе пользоваться классными часами. На основе результатов анализа и оценки, можно говорить о том, что изучение формирования процесса учебно-познавательной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив. Можно утверждать, что эффективность предложенных рекомендаций по совершенствованию процесса формирования учебно-познавательной мотивации у студентов колледжа Нижнекамского филиала КИУ была обоснована.
Таким образом, задачи, поставленные в нашей работе, были решены, цель исследования достигнута.Также гипотеза исследования (формирование учебно-познавательной мотивации у студентов СПО будет проходить более успешно, чем в массовой практике, если поставить их в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом индивидуальности, прошлого опыта, внутренних устремлений самого студента) подтвердилась. Студенты быстрее они начнут ориентироваться в большом количестве информации, быстрее приобретут самостоятельность, активность и инициативность, если преподаватели и сами студенты быстрее овладеют методами формирования учебно-познавательной мотивации.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕДЖА НИЖНЕКАМСКОГО ФИЛИАЛА ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. Г. ТИМИРЯСОВА (ИЭУП)»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018



