ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ. 7
1.1 Развитие музыкально-ритмического слуха у детей как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Потенциал двигательной активности в аспекте развития музыкально-ритмического слуха у детей 5-6 лет. 21
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У ДОШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАЛИ 27
2.1 Разработка программы по развитию музыкально-ритмического слуха у
дошкольников в процессе двигательной активности 27
2.2 Ход и результаты опыта работы по развитию музыкально-ритмического
слуха у старших дошкольников в ДШИ г. Арска 38
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Актуальность. Дошкольное образование - это целостный процесс, направленный на обеспечение разностороннего развития ребенка- дошкольника в соответствии с его индивидуальными, психическими и физическими особенностями. И именно для этого возраста важно правильно организовать музыкальное воспитание.
Развитие музыкальных способностей старших дошкольников является важным творческим аспектом в эстетическом становлении личности. Эти способности влияют на развитие эстетического мировосприятия, креативного потенциала, речевой активности, воображения, мышления, памяти, эмоциональной сферы, познавательного интереса и взаимодействия дошкольников с взрослыми.
Развитие музыкально-ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей, помогая дошкольникам вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры и т.д.
Степень разработанности.В последние годы особое значение приобретают исследования в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в частности развития музыкальных способностей, например, в трудах М.Г. Арановского, Л.С. Выготского, Г.М. Когана, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского,Е.В. Назайкинского, Б.М. Теплова, в которых детально рассмотрены вопросы психологической составляющей процесса развития музыкальных способностей в целом, и в частности музыкально - ритмического слух и т. д.
Отдельные аспекты музыкального восприятия, соотношения слухового и эмоционального компонента развития музыкальных способностей, психолого-педагогические составляющие формирования музыкальных способностей музыкально-психологической проблематики успешно разрабатывались Л.Л. Бочкаревой, Л.Е. Гаккелем, В.Ю. Григорьевым,
A. Л. Готсдинером, Г.В. Иванченко,Т.А. Колышевой, А.В. Малинковской,
B. Г. Ражниковым, Г.С. Тарасовой,А.В. Тороповой, М.Е. Фейгиной, О.Ф. Шульпяковым, А.И. Щербаковой и др.
Различные аспекты развития музыкально-ритмического слуха с позиции психологии слуха и физиологии нашли отражение в работах В. Бардаса, А. Веллекома, Э. Курта, Л. Маккиннона, К. Мартинсена,Г. Римана,Г. Ревеша, К. Сишора и др.
В результате анализа трудов было выявлено противоречие между необходимостью развития музыкально-ритмического слуха у дошкольников и недостаточной методической разработанностью данной проблемы, особенно в условиях дополнительного образования детей.
Проблема исследования. Каковы способы развития музыкально- ритмического слуха у детей старшего дошкольного на основе двигательной активности в учреждениях дополнительного образования?
Цель исследования - выявить теоретические и практические основы развития музыкально-ритмического слуха у старших дошкольников в процессе двигательной активности в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза: развитие музыкально-ритмического слуха у старших дошкольников в учреждении дополнительного образования будет эффективным, если:
1. Будет выявлен потенциал двигательной активности в аспекте развития музыкально-ритмического слуха у детей 5-6 лет;
2. Будут определены критерии и показатели уровней развития музыкально-ритмического слуха у дошкольниковв процессе двигательной активности;
3. Будет разработана и внедрена программа, направленная на развитие музыкально-ритмического слуха у дошкольников на основе двигательной активности в учреждении дополнительного образования.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
- изучить развитие музыкально-ритмического слуха у детей как психолого-педагогическую проблему,
- выявить потенциал двигательной активности детей 5-6 лет в аспекте развития музыкально-ритмического слуха;
- разработать и экспериментально проверить программу по развитию музыкально-ритмического слуха у старших дошкольников в процессе двигательной активности в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования - развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс развития музыкально-ритмического слуха у старших дошкольников на основе двигательной активности в учреждении дополнительного образования детей.
Методы исследования: теоретические - анализ научной, методической, педагогической, психологической и музыковедческой литературы; эмпирические - наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), методы статистической обработки результатов исследования.
Методологической базой исследования сталитруды по проблемам психологии музыкальных способностей (В.П. Анисимов,А.Д. Кирнарская, М.А. Михайлова, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов); процесса воспитания дошкольников (Л.А. Безбородова, Н.А. Ветлугина,О.В. Гончарова); развития музыкально-ритмического слуха (И.Г. Гилянт, К. Орф, В.Г. Ражников, И.Э. Сафарова и др.).
Экспериментальная база. Эксперимент проводился на базе подготовительного отделения для дошкольников МБО ДО «Арская ДШИ» (Арск, Республика Татарстан).В эксперименте приняли участие 20 дошкольников - детей 5-6 лет. Выборку контрольной группы составили 10 детей, выборку экспериментальной группы составили 10 детей - учащихся подготовительного отделения.
Этапы исследования. На первом этапе (октябрь-ноябрь 2017 года) выявлялось состояние разработанности проблемы развития музыкально - ритмического слуха в научной литературе и педагогической практике как важной составляющей музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста; определялся научный аппарат, выдвигалась рабочая гипотеза.
На втором этапе (декабрь 2017 - февраль 2018) определялись критерии, показатели и уровни сформированности музыкально-ритмического слуха; разрабатывалась программа по развитию музыкально-ритмического слуха у дошкольников в учреждении дополнительного образования детей.
На втором этапе ( октябрь 2017 - апрель 2018)проводился эксперимент по развитию музыкально-ритмического слуха у дошкольников на базе подготовительного отделения для дошкольников МБО ДО «Арская ДШИ» (Арск, Республика Татарстан).
На третьем этапе (февраль - апрель 2018 г.), заключительном, обобщались результаты исследования, уточнялись научный аппарат и выводы, оформлялся текст работы.
Теоретическая значимость состоит в том, что были расширены научные представления о процессе развития музыкально-ритмического слуха у старших дошкольников на основе двигательной активности в учреждении дополнительного образования детей.
Практическая значимость. Программа по развитию музыкально-ритмического слуха средствами двигательной активности детей старшего дошкольного возраста может быть использована в практической работе педагогов учреждений дошкольного и дополнительного образования детей.
Структура исследования.Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем работы -69 стр.
Анализ психолого-педагогической литературы и проведенное исследование позволяет говорить о том, что ритмический слух является основой музыкальности, развивающийся, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраской музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности.
В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умение отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звук высотного движение, то есть мелодию во взаимосвязи со всеми выразительными средствами.
Двигательная активность детей 5-6 лет в аспекте развития музыкально-ритмического слуха имеет огромный потенциал. Музыкально-ритмический слух имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных упражнениях. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребенку понять и эмоционально сопереживать ей, что способствует музыкальному и художественно-эстетическому развитию ребенка.
Среди основных критериев развитости музыкально-ритмического слуха выделяют следующие: соответствие ритма движений ритму музыки; четкая координация движения с темпом и ритмом музыкального произведения; быстрая реакция на смену характера музыки и ритмической основы; прохлопывание ритмического рисунка представленных разнохарактерных произведений. В соответствии с представленным критериями и показателями нами были определены уровни: высокий, средний, низкий.
На основе анализа теоретической и методической литературы была разработана и внедрена программа«Музыкальная ритмика», направленная на развитие музыкально-ритмического слуха у дошкольников в учреждении дополнительного образования детей. Программа основа на использовании игровой формы развития музыкально-ритмического слуха, которая требуют систематичности и последовательности. В результате исследования было установлено, что применение различных форм работы по развитию музыкально-ритмического слуха эффективно влияют на динамику данного процесса.
Проведенный педагогический эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что у детей преобладает достаточно низкий уровень развитости музыкально-ритмического слуха. А в процентном соотношении этот показатель составлял: высокий уровень — 13 %; средний уровень — 47 %; низкий уровень — 40 %.
После проведения формирующего эксперимента результаты в экспериментальной группе качественно улучшились, тогда как в контрольной группе значительных изменений не произошло.Результаты констатирующего эксперимента следующие: высокий уровень — 20 %; средний уровень — 57 %; низкий уровень — 23 %.
Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о качественных изменениях экспериментальной группы, что свидетельствует об эффективности разработанного комплекса педагогических мероприятий, направленных на развитие музыкально-ритмического слуха дошкольников.
Анализ данных констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента подтвердил целесообразность использования разработанного нами в ходе опытно-экспериментальной работы комплекса педагогических мероприятий по развитию музыкально-ритмического слуха старших дошкольников на музыкальных занятиях и позволил сформулировать следующие выводы:
• использование игровой формы проведения занятий является наиболее предпочтительной;
• развитие музыкально-ритмического слуха требует систематичности последовательности;
• принцип работы по развитию музыкально-ритмического слуха по средствам двигательной активности во многом основывается на многократном повторении техники выполнения упражнений;
• принцип наглядности и словесного объяснения является наиболее эффективными в процессе проведения музыкальных занятий.
Результаты констатирующего эксперимента показали преобладание среднего и низкого уровни развития музыкально-ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста и указали на необходимость осуществления работы в данном направлении;
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза доказана.
1. Артемьева, Т.И. Психология способностей и всесторонне развитие личности / Т.И. Артемьева // Принципы развития психологии. М., 1978. - 215 с.
2. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологие в ДОУ / Ю.В. Атемакина. - М.: Детство-пресс, 2011. - 112 с.
3. Боровик,Т.А.. Звуки, ритмы и слова / Т.А. Боровик. - Минск: Книжный дом, 1999. - 112 с.
4. Брайнин, В.Б. В начале был ритм. О комплексном воздействии
ритмического воспитания [Электронный ресурс]. - URLhttp://www.brainin.org/Method/Im Anfang Rhythmus.pdf (дата
обращения 8.02.2018).
5. Букатина, С.И. Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста: дисс. ... канд. пед наук.: 13.00.07 / С.И. Букатина. 1998. - 207 с.
6. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
7. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.
8. Гридчин, О.В. Развитие музыкальности детей в условиях комплексного взаимодействия искусств (на материале дошкольного обучения): автореф. дис. . .канд. пед. наук / О.В. Гриндин.- Орел, 2001.- 187 с.
9. Зарукина, Е.В. Активныеметодыобучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. -СПб. : СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
10.Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. - М.: Владос, 2000. - 304 с.
11. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э.Жак-Далькроз. - М.: Классика XXI, 2001. - 298 с.
12. Ильина, Т.И. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для пед. ин-тов / Т.И. Ильина. - М. : Просвещение, 1984. - 495 с.
13. Ильина, Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей / Г. А. Ильина // Вопросы психологии. 1961.- №1.- С. 24.
14. Каплунова, И.М., Новосельцева, И.А. "Ладушки". Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - СПб., 2010.- 60 с.
15. Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный ритм: развитие чувства ритма у детей: пособие для восп. и муз. рук. дет. дошк. учр. / И.М. Каплунова, И.А. Новосельцева. СПб.: «Композитор», 2005. - 73с.
16. Кодай, З. Избранные статьи / З.Кодай. - М.: Сов.композитор, 1983. - 400 с.
17. Козлова, С. А., Куликова, Т А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М., 2015. - 432 с.
18. Колидзей, Э.А. Психология двигательной деятельности ребенка: учебное пособие для студ. / Э.А. Колидзей. Саратов, 2005.- 91с.
19. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: пособ. для детского сада / А.Д. Кошелева. А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
20. Кряжева, Н.Л. Мир детскихэмоций / Н.Л. Кряжева. - М.: Академияразвития, 2001158 с.
21. Кирнарская Д.К. Психологияспециальныхспособностей.
Музыкальныеспособности / Д.К. Кирнарская / М.: Таланты-ХХ1 век, 2007. - 492 с.
22. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. . - М.: Мозаика Синтез, 2006. - 128 с.
23. Коэн, В. Метод музыкальных зеркал. Двигательные сигналы музыкального воспитания / В.Коэн // Искусство в школе. 1999. №4. - С. 1416.
24. Назайкинский, Е.В. О психология музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 384 с.
25. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности / С.И. Науменко // Вопр. Психол. - 1982. - № 5. - С. 85-94.
26. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников / Г.П. Новикова. - М.: АРКТИ, 2000. - 202 с.
27. Лифшиц, И.Г. Уроки ритмики в детском саду / И.Г. Лифшиц // Дошкольное воспитание. 1990. - №5 - С. 5-11; - 1991. - №11 - С.81-95.
28. Майкапар С. М. Музыкальное исполнительство и педагогика : из неизд. тр. проф. С. М. Майкапрара / С. М. Майкапар. □ Челябинск: МР1, 2006.224 с.
29. Методика обучения музыке по системе В.Б. Брайнина[Электронный ресурс]. - URL.:http://brainin-nt.ru/sistema-obucheniya/ (дата обращения 15.01. 2018).
30. Музыкальный энциклопедический словарь / [ред О.А. Шаповалова]. - М.: Рипол Классик, 2003. - 432 с.
31. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет / Авт.сост. С.И. Бекина и др. М.: Просвещение, 1989. - 270 с.
32. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М.:
Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
33. Поддьяков Н.Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект / Н.Н. Поддьяков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 47 с.
34. Психология музыки и музыкальных способностей / Сост. И ред. A.B. Тарас. -М.: ACT, Минск: Харвест, 2005. -719 с.
35. Рунова М.А. Двигательная активность в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ. - М.: Мозаика- Синтез, 2004. -256 с.
36. Сауко, Т.Н., Буренина, А.И. Топ-хлоп, малыши: программа по
ритм.восп.детей 2-3 лет / Т.Н. Сауко, А.И. Буренина.- СПб.: Музыкальная политра, 2001. - 120 с.
37. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для высших педагогических учреждений / Е.О. Смирнова, 2012. - СПб.: Питер. - 289 с.
38. Старчеус М.С. Слух музыканта / М.С. Старчеус. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И.Чайковского. - М., 2003. - 640 с.
39. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - 384 с.
40. Теория и методика музыкального образования детей: Научно
методическое пособие / Под ред. Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. 2-е изд.- М.: Наука, 2003. - 384 с.
41. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология Г. А. Урунтаева. - М.: Изд. центр «Академия», 1997. - 210 с.
42. Франио, Г.С. Поурочный план по ритмике для дошкольных групп музыкальных школ и школ искусств / Г. С. Франио. - M., 1993. - 56 с.
43. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие / В.Н. Холопова.- СПб.: Лань, Планета музыки, 2014.- 320 с.
44.Чибрикова-Луговская, А.Е. Ритмика: методическое пособие / А.Е. Чибрикова-Луговская.- М.: Издательский дом «Дрофа», 1998. - 103с.
45. Шаграева, О.А., Козлова, С.А. Эмоциональное развитие дошкольников /
О.А. Шаграева, С.А. Козлова. - М.: Академия, 2000. - 415 с.
46. Шишкина В.А. Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольнико / В.А. Шишкина. - Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2005 - 130 с.
47. Шишкина В.А. Здоровый ребенок: Физическое воспитание - основа здоровьесберегающего образовательного процесса в дошкольном учреждении / В.А. Шишкина // Пралеска, 2006. - № 9 - С. 55-63.
48. Щедрина А.Г Онтогенез и теория здоровь7 / А.Г Щедрина. - Новосибирск: СО РАМН, 2003. - 132 с.
49. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка / А.М. Щетинина. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
50. Юдина, Е.И. О педагогической оценке дошкольников / Е.И, Юдина // Дошкольное воспитание, 1997. №2. - С.7-13.
51. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа/ Сост.Л.А.Баренбойм. - М.: Сов.композитор, 1978. - 210 с.