Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ МАТЕРИНСТВА У ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №43595

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
361
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ МАТЕРИНСТВА ЖЕНЩИНАМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Социально-психологические и психофизиологические особенности материнства 11
1.2. Ограниченные возможности здоровья ребенка, как доминирующая
причина травматизации психоэмоциональной сферы
женщины 19
1.3. Категория переживания 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ МАТЕРИНСТВА ЖЕНЩИНАМИ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 74



Актуальность исследования. В современной России увеличилась рождаемость детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Появление такого ребенка в семье, зачастую приводит родителей в состояние шока. Не готовые к таким значительным испытаниям в жизни, родители изо всех сил пытаются справиться с этой ситуацией, с этим тяжелым вызовом. Проблема усугубляется еще и тем, что медицинский персонал, не жалея чувств родителей, предсказывают самый худший вариант развития событий, тем самым снимая с себя ответственность, но лишая семью каких-либо надежд. Ребенок с ОВЗ требует гораздо больше сил и внимания от родителей, дополнительного, долгосрочного и в большинстве случаев дорогостоящего лечения на протяжении долгого времени, поэтому семья с момента появления ребенка еще и обременена дополнительными, материальными, психическими и физическими затратами. Многие исследования показывают, что из -за описанных физических, эмоциональных и социальных нагрузок, обусловленных нарушением развития у детей, матери страдают и переживают гораздо сильнее и острее, чем отцы [27].
На сегодняшний день в России слабо развита забота о реабилитации и социализации детей с ОВЗ, и на плечи матери ложиться непомерный груз забот о своем "тяжелом» ребенке. Усиливается ее тревожность в вопросах реабилитации, социализации, и о благополучие ее ребенка в будущем. В большинстве случаев, мама уже не в состоянии трудиться на своей прежней работе, т.к. ребенок требует постоянного внимания и заботы. Появление такого ребенка существенно влияет на качество жизни семьи, качество досуга и отдыха, социальные связи. Зачастую у женщины меняются жизненные ценности, а смысл жизни начинает сводиться к реабилитации ребенка, отмечают В.В.Ткачева и др. Женщины «забывают о себе», о своем психическом и физическом здоровье, о необходимости заботиться, о себе и о других членах семьи. Постоянный фокус внимания на болезни ребенка, является источником дополнительного стресса, часто сопровождается осложнением партнерских взаимоотношений в семье [12].
Анализ нынешнего состояния исследований в области психологии материнства свидетельствует, что проблема изучения переживания женщин, воспитывающих детей с ОВЗ, остается недостаточно разработанной, что является одной из причин актуальности этой работы. Так же работа направлена на то, что бы привлечь внимание общественности к тому, что женщины, воспитывающие детей с ОВЗ нуждаются в психологической помощи, и такая помощь, на мой взгляд, должна быть предоставлена женщинам этой категории в тех больницах и реабилитационных центрах, которые они посещают со своими детьми. В процессе работы мы будем глубже изучать переживание материнства женщинами и тем самым отметим еще один аспект актуальности данной работы. Он определяется назревшей необходимостью разработки самого переживания как основной категории психологии, описать переживание как психическое явление. Определение статуса и позиции категории переживания и его взаимоотношений с другими психологическими категориями, выявление и исследование структурных составляющих, циклов, стадий и способов переживания, а также определение закономерностей взаимодействия с другими психическими явлениями имеют особую значимость для развития теоретической психологии .
Переживание как структурный элемент входит в сознание и находится в самом основании ментальных механизмов функционирования и развития человеческой психики, что обусловливает необходимость исследования структурно-динамической организации переживания и его закономерностей [44]. Востребованными являются исследования особенностей взаимоотношений переживания с психическими процессами, состояниями и свойствами, а также субъектно-личностными
характеристиками. Назревшей необходимостью является исследование влияния социально-психологических феноменов (групповых ценностей, настроений и др.) на переживание субъекта [46].
Кроме того, актуальность исследования связана с востребованностью научных знаний по психологии переживания субъекта для практической и прикладной психологии. Работа с переживаниями субъекта является основной в социальной работе, воспитании, обучении, а также в индивидуальной и групповой работе практических психологов, особенно в психологическом консультировании и психотерапии. Знания о структурно - динамической организации переживания, его социально-этнических особенностей для психологической практики насущно необходимы.
Так же работа направлена на то, что бы привлечь внимание общественности к вопросу о том, что женщины, воспитывающие детей с ОВЗ, нуждается в регулярной работе со специалистом психологом.
Степень разработанности проблемы.
Большое влияние на жизненный путь, представления личности о собственной жизни, ее развитие, достижении целей оказывают события, происходящие в течение жизни (Н.А. Логинова, В.В. Нуркова, С.Л. Рубинштейн и др.). Зачастую, не возможно проследить роль отдельного события на жизненном пути, но изменения в личности, которые потенциально несут переломные события не возможно не заметить. Одним из таких событий является рождение ребенка с ОВЗ в семье. У родителей, чей ребенок родился с нарушениями, ситуация складывается не так как у «обычных» родителей. Это очень тяжелое и серьезное испытание глубоко затрагивает, в первую очередь, мать, ведь именно на нее ложится основной уход и забота о ребенке. Немногие жизненные ситуации требуют от человека такого мужества и умения адаптироваться, как данное событие, которое изменяет представления о жизни и себе навсегда (Н.В. Жутикова, Т.Д. Зинкевич, Т.Е. Козлова, Л.А. Нисевич и др.).
Исследователи раскрывают особенности отношения женщин к собственному ребенку-инвалиду, которое колеблется от принятия ребенка и его аномалии до открытого отречения. Авторы говорят о сниженном эмоциональном фоне матери ребенка с ОВЗ (Н.В. Жутикова, Т.Д. Зинкевич, Т.Е. Козлова, Л.А. Нисевич и др.). Несмотря на обращение исследователей к проблемам матерей детей с ОВЗ, слабо разработанными, при этом, остаются вопросы, связанные с исследованием представлений женщин о собственной жизни, себе в условиях переживания переломного события.
Психология материнства — одна из наиболее сложных и мало изученных областей современной науки. Анализ исследований по психологии материнства свидетельствует, что полученные в этих работах результаты отражают скорее общие индивидуальные особенности женщины, а не специфику материнской сферы и ее формирования. Такое положение, по мнению P.M. Shereshevsky и L.J. Yarrow, а также многих других авторов, связано с тем, что для изучения материнства как целостного явления еще нет адекватного концептуального подхода. В отмеченных исследованиях есть обращение к онтогенетическим факторам развития материнской сферы женщины, однако нет подробного анализа стадий индивидуального развития материнства, содержания и механизмов этого развития. А это, в свою очередь, не позволяет дифференцированно отнестись к диагностике индивидуальных особенностей материнской сферы, причинам имеющихся нарушений, проектированию способов их коррекции и профилактики. Последнее особенно важно в современных условиях с точки зрения предупреждения нарушений отношения матери к ребенку, которое в крайних формах выражается в психологическим и физическом отказе от ребенка. Одной из наиболее острых областей исследования в психологии как в практическом, так и в теоретическом аспекте является девиантное материнство. В этом отношении большое значение имеет целостное представление о материнстве, его структуре, содержании и онтогенетическом формировании. Общее мнение всех психологов, имеющих отношение к изучению материнства, заключается в том, что, несмотря на исключительную важность его исследования для разработки проблем психологии личности (развитие ребенка и психология родителей, в первую очередь — матери), социальной психологии (психология семьи и общества), культурологии (культурные модели материнства и детства), оно не обеспечено адекватным теоретическим подходом и методом исследования. Точка зрения на материнство как «не самостоятельный» феномен, а существующий только в аспекте его отнесенности к ребенку, предполагает его изучение в рамках системы взаимодействия матери с ребенком. Однако субъекты, составляющие эту систему, суть самостоятельные субъекты.
Материнство же «особых» матерей, их переживания, являются одной из интересующих нас тем. Переживания женщин, воспитывающих детей с ОВЗ многогранны, и складываются из разных аспектов, таких как образование, воспитание, моральные устои, жилищно-бытовые условия, наличия семьи и отношения в ней, количество детей, положения в обществе и т.д.
Таким образом, феномен переживания материнства, женщинами воспитывающими детей с ОВЗ с позиции его структурных и динамических характеристик остается не изученным.
Проблема исследования определяется недостаточной исследованностью структурной организации переживания материнства у женщин, воспитывающих детей с ОВЗ.
Цель исследования: изучить структурную организацию
переживания материнства у женщин, воспитывающих детей с ОВЗ.
Объект исследования: переживание субъекта.
Предмет исследования: структурная организация переживания материнства у женщин, воспитывающих детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что структурная организация переживания материнства у женщин,
воспитывающих детей с ОВЗ имеет особенности.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы переживания материнства у женщин, воспитывающих детей с ОВЗ;
2. Подготовка материалов и методов для проведения эмпирического исследования;
3. Исследование характеристик патологизирующего воспитания в детско-родительских отношениях в семьях с условно нормальным материнством и в семьях с детьми ОВЗ.
4. Провести исследование характеристик переживания материнства в семьях с условно нормальным материнством и в семьях с детьми ОВЗ.
5. Исследовать взаимосвязи характеристик переживания материнства и характеристик патологизирующего воспитания в детско-родительских отношениях в семьях с условно нормальным материнством и в семьях с детьми ОВЗ.
6. Провести сравнительный анализ психологических феноменов материнства в семьях с условно нормальным материнством и в семьях с детьми ОВЗ.
Теоретико - методологическая база исследования: субъектный, субъектно-деятельностный и субъектно-системный подходы, представленные в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской, В.В. Знакова, Е.А. Сергеенко и др.; теория переживания Л.Р. Фахрутдиновой.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с испытуемыми;
диагностическое тестирование с использованием таких методик как:
1. Анкетирование;
2. Тест «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г.)
3. Тест - опросник «Переживание материнства» (Фахрутдиновой
Л.Р.);
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 20
женщин с условно здоровыми детьми в возрасте от 21 от 35 (средний возраст 27), проживающие в городе Казани и 20 женщин, воспитывающих детей с ОВЗ, проходящих реабилитацию в РЦ «Здравушка» в возрасте от 25 до 38 лет (средний возраст - 34 года).
Этапы исследования.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводились эмпирические исследования;
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования. Впервые описана структурная организация переживания материнства у женщин, воспитывающих детей с ОВЗ. Проведен сравнительный анализ субъективного мира женщин воспитывающих детей с ОВЗ и женщин, находящихся в условно - нормативном материнстве.
Теоретическая значимость. Внесен вклад в развитие категории переживания, базовой категории общей психологии, а также в представления о системной детерминации отклоняющегося развития специальной психологии, влияния соматогенных факторов на индивидуально-психологические особенности в клинической психологии. Также внесен вклад в гендерную психологию.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что знание особенностей переживаний женщин воспитывающих детей с ОВЗ, создает возможность для разработки эффективных программ поддержки материнства и семей с детьми с ОВЗ.
Внедрение и апробация исследования. Апробация результатов исследования проводилась на студенческой конференции «Зимняя школа психологии состояний» 30-31 марта 2017, а так же в РЦ «Здравушка» в декабре 2017г.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Завершено исследование структурно-динамической организации переживания материнства у женщин, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Поставленные цели достигнуты, задачи решены. Полученные результаты можно обобщить в следующих выводах.
При теоретическом анализе психолого - педагогической литературы по проблеме обнаружено, что рождение больного ребенка может быть деструктивным фактором, который нарушает привычное функционирование всей семьи и в первую очередь, негативно сказывается на психическом, социальном и психофизиологическом уровнях жизни матерей, нанося подчас необратимые изменения, как в психическом, так и физическом аспекте. Происходящие с женщиной физиологические, психологические, эмоциональные процессы становятся содержанием ее переживания. Диагноз является тем впечатлением, которое изменяет образ мира женщины и характер течения всей ее дальнейшей жизни, трансформируя ее навсегда. Происходит развитие ее духовности, переход на новый уровень сознания, изменяются психологические структуры, происходит перестройка систем мироздания.
Подобраны адекватные методики исследования для достижения поставленной цели, которые позволили операционализировать переживание материнства и исследовать его с позиции структурно - динамической организации.
Проведен сравнительный анализ характеристик переживания материнства женщинами с условно здоровыми детьми и женщинами, воспитывающими детей с ОВЗ. Выявлены достоверные межгрупповые различия в проявлении телесно-физического уровня переживании и в энергетической характеристике переживания.
Корреляционный анализ показал отсутствие связей в переживание материнства и патологизирующими факторами воспитания детей в детско - родительских отношениях, у женщин, воспитывающих детей с ОВЗ, подобное выявлено впервые. Что может служить для выдвижения новой гипотезы, о том, что отношение между ребенком и матерью в этих семьях строятся в другом эмоциональном поле. Что требует дальнейших исследований и анализа, через другие теории.
В отношении условно нормального материнства корреляционный анализ показал множество достоверных связей телесных, эмоциональных, когнитивных характеристик переживания материнства с патологизирующими факторами воспитания детей в детско-родительских отношениях.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что впечатление от болезни (диагноза) ребенка, влияющие на переживание материнства женщинами с детьми ОВЗ, меняет их внутреннее ядро, отношение к миру, уровень рефлексии, формирует качественно различные отношения между матерью и ребенком по сравнению с условно -нормальным материнством, что нуждается в дальнейших исследованиях и определяет перспективу дальнейшего развития исследований.



1. 2. Анохин П.К. Избранные труды. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., 1979.
2. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня: Ежегодник Рос. пси-хол. о-ва. М., 1996. Т. 2, вып. 4. С. 150-151.
3. Бергум В. Моральный опыт беременности и материнства // Человек. 2000. № 1. С. 59-68.
4. Бертин А. Воспитание в утробе матери. М.: МНПО «Жизнь», 1992. 25 с.
5. Бибарцева Е. В., Королева Ю. А. Оценка субъективного благополучия матерей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 50. - С. 12-17. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76648.htm.
6. Боулби Д. Привязанность. М:Гардарики, 2003. С.477
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995. 351 с.
8. Боуэн М. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика под редакцией К. Бейкер, А. Я. Варги 2015. 1016с.
9. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопр. психологии. 2002. № 3. С. 110-118.
10. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Особенности динамики психологического состояния женщины во время беременности и родов // Вопр. психологии. 2002. № 1. С. 18-21.
11. Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психологии. 1997. № 7. С. 32-37.
12. Варга А. Системная семейная психотерапия. - М., 2001.
13. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: [Электронный
ресурс] Режим доступа:
https://istina.msu.rU/media/publications/books/ebe/1d6/2109190/Vasilyuk_F.E._ Psihologiya_perezhivaniya.pdf, - свободный.
14. Верни Т. Тайная жизнь ребенка до рождения. М.: ЦРК «Аква», 1994. 82 с.
15. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 1998.
110 с.
16. Вроно Е.М. Несчастливые дети — трудные родители: наблюдения детского психиатра. — М., 1997.
17. Выготский, Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-пресс, 2000.- 1008 с.
18. Голубева М.С. Качество социальной поддержки родителей, воспитывающих детей с сенсорными нарушениями // Другое детство: сборник тезисов участников Второй Всероссийской конференции по психологии развития. М.: МГППУ, 2009. -С.182-188.
19. Денисова В. А. Материнство как социально-культурный феномен с позиции различных психологических направлений УДК 159.9:618.2./3 https://cyberleninka.ru/article/n/materinstvo-kak-sotsialno- kulturnyy-fenomen-s-pozitsii-razlichnyh-psihologicheskih-napravleniy, свободный
20. Добряков И.Б. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010.
272 с.
21. Драпкин Б.З, Семейная психотерапия. Метод психотерапии материнской любовью. М:ДеЛи принт, 2004. 232с.
22. Дрожжина Е.С. Сопровождение профессиональной карьеры лиц с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2008.
23. Двойнин А.М., Данилова Г.И. «Феномен веры в предметной психологии: методологические проблемы», Вестник ПСТГУ. 2013, выпуск 2 (29) с 121-130
24. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. — М., 2008.
25. Мастюкова, Е.М., Московкина, А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина; под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
26. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология. М: МЕДпресс-информ, 2005.- 432 с.
27. Нефедова И.В., Скворцов И.А., Ночевка JI.A., Дедов Н.П. Личностные особенности и динамика психоэмоционального состояния матерей при лечении ребенка с психоневрологической инвалидностью // «Исцеление»: Альманах. М., 1995. - Вып. 2.
28. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт. - 2006496 с.
29. Певнева А.Н. Психические состояния матерей детей с церебральным параличом, как исходные предпосылки психологического синдрома [Электронный ресурс] /Электронный журнал «Психологопедагогические исследования», 2011.- Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2011/2/2120.phtml , свободный
30. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред— М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.
31. Прохоров А.О. Психология состояний. М.: Когито-Центр. 624с.
32. Романова О. Л. Психологическое исследование особенностей материнской позиции женщин, дети которых страдают церебральным параличом // Журнал невропатологии и психиатрии им. C. С. Корсакова. - 2010.
33. Соколова, Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях/ Е.Т. Соколова, В.В. Николаева.- М.: Аргус, - 1995. - 360 с.
34. Ткачёва, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие. / В.В.Ткачёва - М.: АСТ; Астрель, 2007. - 318 с.
35. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями
здоровья: диагностика и консультирование. — М.: Национальный
книжный центр, 2014.
36. Урванцев Л.П. Психология соматического больного / Рукопись, 2000.
37. Фахрутдинова, Л.Р. Переживание и языковые структуры
[Электронный ресурс] / Филология и культура, 2014.- Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/perezhivanie-i-yazykovye-struktury, свободный
38. Фахрутдинова, Л.Р. О связи переживаний и психических
состояний [Электронный ресурс] / Л.Р. Фахрутдинова, А.О. Прохоров //
Журнал Ученые записки Казанского университета. Серия
Гуманитарные науки.- 2008.- Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-svyazi-perezhivaniy-i-psihicheskih- sostoyaniy, свободный
39. Фахрутдинова, Л.Р. Психология переживания: современное
состояние, актуальные исследования, перспективы
развития Международный форум в Сочи [Электронный ресурс]
// Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. - Режим доступа:
http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_ p/fahrutdino.html, свободный
40. Фахрутдинова, Л.Р. Теория переживания субъекта. Монография. Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2015. - 116 с.
41. Фахрутдинова, Л.Р. Структурно-динамическая организация
переживания субъекта: дисс. доктора психол. наук.: 19.00.01.[Электронный ресурс] - Казань, 2012. - 535 с. - Режим доступа:
http ://www.dissercat.com/content/ strukturno-dinamicheskaya-organizatsiya- perezhivaniya-subekta, свободный
42. Фахрутдинова, Л.Р. Теория переживания. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2009. - 416 с.
43. Фахрутдинова, Л.Р. Психология переживания человека. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. - 676 с.
44. Фахрутдинова, Л.Р. Структурно-динамическая организация
переживания субъекта // Журнал «Ученые записки Казанского университета». Серия «Гуман. науки». - Казань: Изд-во Казанского университета, 2011. - т. 153, кн. 5. - С. 110-120.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ