Стационарное социальное обслуживание (Сыктывкарский торгово-экономический колледж)
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика и понятие социального обслуживания 6
1.1 Терминологические понятия в рамках категории «социальное обслуживание» 6
1.2 Юридические подходы к понятию «социальное обслуживание» 10
Глава 2. Порядок и требования при предоставлении социального стационарного обслуживания 14
2.1 Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме 14
2.2 Специальное обслуживание в стационарной форме лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и страдающих психическими расстройствами 23
Заключение 28
Список использованных источников 30
Глава 1. Общая характеристика и понятие социального обслуживания 6
1.1 Терминологические понятия в рамках категории «социальное обслуживание» 6
1.2 Юридические подходы к понятию «социальное обслуживание» 10
Глава 2. Порядок и требования при предоставлении социального стационарного обслуживания 14
2.1 Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме 14
2.2 Специальное обслуживание в стационарной форме лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и страдающих психическими расстройствами 23
Заключение 28
Список использованных источников 30
Актуальность темы настоящей работы не вызывает сомнений и обусловлена тем, что вопросы социального обслуживания граждан всегда находились в фокусе как научных исследований многих областей знаний, так и политики любого государства.
Понятие «социальное государство» официально введено в каталог международных стандартов и повсеместно используется в правовой лексике практически всех правовых систем. Кроме того, именно оно составляет базовые характеристики социальной политики государств, реализуемых в рамках социальной защиты.
Особую злободневность рассматриваемый вопрос приобретает сегодня, поскольку современные условия функционирования государственных систем строятся на приоритетах социальной направленности, в связи с чем и принят вступивший в силу с 1 января 2015 года Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (далее Закон № 442-ФЗ), направленный на развитие системы социального обслуживания граждан в России, повышение его уровня, качества и эффективности;
Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан, относящихся к соответствующим категориям, наиболее оптимальных и приемлемых их возрасту и здоровью условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Проблемы стационарного социального обслуживания на сегодняшний день, как никогда актуальны, потому что стационарные учреждения для недостаточно оперативно реагирует на динамично приводящиеся реформы в рассматриваемой сфере.
Обращая внимание на степень изученности рассматриваемой темы, отметим, что отдельным аспекта исследуемой темы были посвящены труды таких отечественных специалистов, как: С.А. Филатова, С.А. Сущенко Е.И. Холостова, Р.С. Яцемирская, и др. Вместе с этим, уместно обратить внимание, что анализ соответствующей литературы и действующих в рассматриваемой сфере нормативно-правовых актов свидетельствуют о недостаточности предпринимаемых мер, что обусловливает необходимость их дальнейшей разработки развития и более глубокого исследования.
Таким образом, актуальность изучения данной проблемы с точки зрения её научной и практической значимости сомнений не вызывает, что и обусловило интерес к исследуемым в настоящей работе вопросам.
Целью настоящей работы является исследование стационарной формы социального обслуживания.
Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи:
охарактеризовать и раскрыть терминологические понятия в рамках категории «социальное обслуживание»;
исследовать юридические подходы к понятию «социальное обслуживание»;
рассмотреть порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме;
проанализировать вопросы специального обслуживания в стационарной форме лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и страдающих психическими расстройствами.
Объектом исследования является система правоотношений, возникающих в сфере стационарного социального обслуживания.
Предметом исследования является анализ норм действующего законодательства, регламентирующего вопросы стационарного социального обслуживания.
Методология исследования определяется современными методами теории познания, в числе которых были использованы общенаучные (исторический, диалектический, формально-логический, системно-структурный) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы познания. Применение указанных методов позволило всесторонне и целостно исследовать объект и предмет работы в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Нормативную базу исследования составили международные правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы. В работе также использованы Постановления Правительства РФ, приказы Минтруда РФ.
В нормативно-правовую основу исследования вошли международные правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы, отраслевое законодательство. В работе также использованы решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления судебных коллегий субъектов Российской Федерации.
Структура работы продиктована целями и задачами исследования и включает в себя: введение, основную часть, состоящую из двух глав, объединивших четыре параграфа, заключение и библиографический список использованных в работе источников.
Понятие «социальное государство» официально введено в каталог международных стандартов и повсеместно используется в правовой лексике практически всех правовых систем. Кроме того, именно оно составляет базовые характеристики социальной политики государств, реализуемых в рамках социальной защиты.
Особую злободневность рассматриваемый вопрос приобретает сегодня, поскольку современные условия функционирования государственных систем строятся на приоритетах социальной направленности, в связи с чем и принят вступивший в силу с 1 января 2015 года Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (далее Закон № 442-ФЗ), направленный на развитие системы социального обслуживания граждан в России, повышение его уровня, качества и эффективности;
Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан, относящихся к соответствующим категориям, наиболее оптимальных и приемлемых их возрасту и здоровью условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Проблемы стационарного социального обслуживания на сегодняшний день, как никогда актуальны, потому что стационарные учреждения для недостаточно оперативно реагирует на динамично приводящиеся реформы в рассматриваемой сфере.
Обращая внимание на степень изученности рассматриваемой темы, отметим, что отдельным аспекта исследуемой темы были посвящены труды таких отечественных специалистов, как: С.А. Филатова, С.А. Сущенко Е.И. Холостова, Р.С. Яцемирская, и др. Вместе с этим, уместно обратить внимание, что анализ соответствующей литературы и действующих в рассматриваемой сфере нормативно-правовых актов свидетельствуют о недостаточности предпринимаемых мер, что обусловливает необходимость их дальнейшей разработки развития и более глубокого исследования.
Таким образом, актуальность изучения данной проблемы с точки зрения её научной и практической значимости сомнений не вызывает, что и обусловило интерес к исследуемым в настоящей работе вопросам.
Целью настоящей работы является исследование стационарной формы социального обслуживания.
Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи:
охарактеризовать и раскрыть терминологические понятия в рамках категории «социальное обслуживание»;
исследовать юридические подходы к понятию «социальное обслуживание»;
рассмотреть порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме;
проанализировать вопросы специального обслуживания в стационарной форме лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и страдающих психическими расстройствами.
Объектом исследования является система правоотношений, возникающих в сфере стационарного социального обслуживания.
Предметом исследования является анализ норм действующего законодательства, регламентирующего вопросы стационарного социального обслуживания.
Методология исследования определяется современными методами теории познания, в числе которых были использованы общенаучные (исторический, диалектический, формально-логический, системно-структурный) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы познания. Применение указанных методов позволило всесторонне и целостно исследовать объект и предмет работы в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Нормативную базу исследования составили международные правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы. В работе также использованы Постановления Правительства РФ, приказы Минтруда РФ.
В нормативно-правовую основу исследования вошли международные правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы, отраслевое законодательство. В работе также использованы решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления судебных коллегий субъектов Российской Федерации.
Структура работы продиктована целями и задачами исследования и включает в себя: введение, основную часть, состоящую из двух глав, объединивших четыре параграфа, заключение и библиографический список использованных в работе источников.
Итак, подводя итог вышеизложенному, можно выделить ряд основных положений.
Под понятие «социального обслуживания» подпадает достаточно широкий и многообразный спектр правоотношений, в частности таких, как медицинское обслуживание нетрудоспособных граждан, их направление и проживание в соответствующих социальных организациях; почти вся сфера услуг по оказанию: патронажной помощи, трудоустройству, обучению, переобучению, переквалификации и многих других составляющих непростого процесса социально-трудовой реабилитации. Вместе с этим, отграничение рассматриваемой понятийной категории от понятий «предоставление услуг», «социально-трудовая реабилитация» и других, представляется неправильным, поскольку, думается, что это взаимосвязанные и взаимозависимые понятийные категории, являвшиеся частями единого правового института.
На основании проведённого в работе анализа, можно констатировать, что социальное обслуживание представляет собой регламентированную Федеральным законом 122-ФЗ деятельность социальных служб в сфере социальной поддержки, оказания социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведения социальной адаптации и реабилитации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Оно основывается на принципах, которые выражаются: адресностью; доступностью; добровольностью; гуманностью; приоритетностью обеспечения социальными услугами несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальностью; профилактической направленностью.
В статье 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, определены формы социального обслуживания.
В статье 19 Закона № 442-ФЗ, определены формы социального обслуживания, среди которых, частью 3 указанной статьи, предусмотрена возможность предоставления стационарного обслуживания при постоянном, временном (на срок, в соответствии с индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатель указанных услуг должен быть обеспечен жилым помещением, а, кроме этого, также помещением для предоставления видов услуг, которые предусмотрены пунктами 1-7 статьи 20 указанного Федерального закона (то есть всех видов социальных услуг, за исключением срочных социальных услуг).
Представляется уместным обратить внимание, что рассматриваемым Законом не детализируется порядок предоставления социальных услуг в изложенных в части 1 указанной статьи формах социального обслуживания. Минтрудом России на основании пункта 8 части 2 статьи 7 Закона № 442-ФЗ разрабатывается примерный порядок, а конкретную его детализацию осуществляют субъекты РФ.
Часть 5 статьи 19 Закона № 442-ФЗ предусматривает специальное социальное обслуживание, на которое принимаются лица, освобождаемые из мест лишения свободы (далее МЛС), за которыми устанавливается административный надзор и частично либо полностью утративших возможность самообслуживания. В рассматриваемом случае, приём осуществляется при отсутствии медицинских противопоказаний и личного заявления лица. Порядок приёма на рассматриваемое обслуживание, согласно части 5 вышеуказанной статьи, регламентируется нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Закон № 3185-1 предусматривает стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами. Статья 41 рассматриваемого Закона определяет основания и порядок помещения указанных лиц в стационарные учреждения, а статья 42 - основания и порядок помещения несовершеннолетних лиц с психическими расстройствами
Под понятие «социального обслуживания» подпадает достаточно широкий и многообразный спектр правоотношений, в частности таких, как медицинское обслуживание нетрудоспособных граждан, их направление и проживание в соответствующих социальных организациях; почти вся сфера услуг по оказанию: патронажной помощи, трудоустройству, обучению, переобучению, переквалификации и многих других составляющих непростого процесса социально-трудовой реабилитации. Вместе с этим, отграничение рассматриваемой понятийной категории от понятий «предоставление услуг», «социально-трудовая реабилитация» и других, представляется неправильным, поскольку, думается, что это взаимосвязанные и взаимозависимые понятийные категории, являвшиеся частями единого правового института.
На основании проведённого в работе анализа, можно констатировать, что социальное обслуживание представляет собой регламентированную Федеральным законом 122-ФЗ деятельность социальных служб в сфере социальной поддержки, оказания социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведения социальной адаптации и реабилитации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Оно основывается на принципах, которые выражаются: адресностью; доступностью; добровольностью; гуманностью; приоритетностью обеспечения социальными услугами несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальностью; профилактической направленностью.
В статье 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, определены формы социального обслуживания.
В статье 19 Закона № 442-ФЗ, определены формы социального обслуживания, среди которых, частью 3 указанной статьи, предусмотрена возможность предоставления стационарного обслуживания при постоянном, временном (на срок, в соответствии с индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатель указанных услуг должен быть обеспечен жилым помещением, а, кроме этого, также помещением для предоставления видов услуг, которые предусмотрены пунктами 1-7 статьи 20 указанного Федерального закона (то есть всех видов социальных услуг, за исключением срочных социальных услуг).
Представляется уместным обратить внимание, что рассматриваемым Законом не детализируется порядок предоставления социальных услуг в изложенных в части 1 указанной статьи формах социального обслуживания. Минтрудом России на основании пункта 8 части 2 статьи 7 Закона № 442-ФЗ разрабатывается примерный порядок, а конкретную его детализацию осуществляют субъекты РФ.
Часть 5 статьи 19 Закона № 442-ФЗ предусматривает специальное социальное обслуживание, на которое принимаются лица, освобождаемые из мест лишения свободы (далее МЛС), за которыми устанавливается административный надзор и частично либо полностью утративших возможность самообслуживания. В рассматриваемом случае, приём осуществляется при отсутствии медицинских противопоказаний и личного заявления лица. Порядок приёма на рассматриваемое обслуживание, согласно части 5 вышеуказанной статьи, регламентируется нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Закон № 3185-1 предусматривает стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами. Статья 41 рассматриваемого Закона определяет основания и порядок помещения указанных лиц в стационарные учреждения, а статья 42 - основания и порядок помещения несовершеннолетних лиц с психическими расстройствами



