Нормативное правовое регулирование государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
|
Введение 3
Глава 1. Понятие социально ориентированных некоммерческих организаций и их место в гражданском обществе 6
§1. Понятие социально ориентированных некоммерческих организаций 6
§2. Социально ориентированные некоммерческие организации как институт гражданского общества в Российской Федерации 14
Глава 2. Государственно - правовой механизм поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации 23
§ 1. Становление федерального законодательства РФ о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций 23
§ 2. Нормативно - правовые основы взаимодействия исполнительных органов государственной власти РФ и социально ориентированных некоммерческих организаций 32
§3. Нормативно-правовые основы взаимодействия иных органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций 47
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 59
Глава 1. Понятие социально ориентированных некоммерческих организаций и их место в гражданском обществе 6
§1. Понятие социально ориентированных некоммерческих организаций 6
§2. Социально ориентированные некоммерческие организации как институт гражданского общества в Российской Федерации 14
Глава 2. Государственно - правовой механизм поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации 23
§ 1. Становление федерального законодательства РФ о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций 23
§ 2. Нормативно - правовые основы взаимодействия исполнительных органов государственной власти РФ и социально ориентированных некоммерческих организаций 32
§3. Нормативно-правовые основы взаимодействия иных органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций 47
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 59
Актуальность темы исследования. Демократические преобразования последних 30 лет со справедливостью продемонстрировали, что гражданское общество в России развивается не только благодаря внутренним источникам саморазвития, но и во многом при определенной поддержке государства, с использованием государственно-правового механизма его формирования.
Статья 7 Конституции Российской Федерации содержит важный конституционный принцип: «1. РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» .
Приведенные конституционные положения демонстрируют ключевую роль современного российского государства в реализации социальной функции. При этом достаточно активно развивается нормативная база, регулирующая участие институтов гражданского общества в решении социальных задач, стоящих перед обществом. Также в Российской Федерации действует огромное количество нормативных правовых актов, регламентирующие взаимоотношения государственных органов и общественных объединений. Вместе с тем возникают проблемы, которые связаны с законодательным и правоприменительным регулированием данных общественных отношений. Так, правовые акты, которые регулируют отношения органов государственной власти и некоммерческих организаций нередко допускают многозначную трактовку своих норм, противоречат друг другу, ряд сфер взаимоотношений органов государственной власти и общественных объединений законодательно не урегулирован. Как результат, потенциал конституционно-правовых норм, определяющий базовые основы взаимоотношений государства и социально ориентированных некоммерческих организаций, остается не до конца реализованным.
Представляется актуальным изучить проблемы совершенствования конституционно-правового регулирования форм и механизмов взаимодействия социально ориентированных некоммерческих организаций с государственными органами, то есть вопросы создания конституционно-правовых предпосылок, позволяющих социально ориентированным некоммерческим организациям эффективно осуществлять свои социальные функции.
В этой связи представляется интересным рассмотреть конституционно-правовые основы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций органами публичной власти как способ решения социальных задач.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Предметом исследования являются нормы конституционного права, формирующие основы государственно-правового механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций как институтов гражданского общества в России.
Цель настоящего исследования состоит в выявлении основных элементов государственно-правового механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций как институтов гражданского общества в России. Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:
- изучение понятия, целей и видов социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации;
- исследование конституционно-правового статуса социально ориентированных некоммерческих организаций, их место в гражданском обществе Российской Федерации;
- исследование понятия, содержания и основных элементов государственно-правового механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций как институтов гражданского общества;
- изучение правовой природы, понятия и видов государственных образований, содействующих поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций как институтов гражданского общества.
Структура работы соответствует логике построения научного исследования и обусловлена указанной выше целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных нормативно - правовых актов и специальной литературы.
Статья 7 Конституции Российской Федерации содержит важный конституционный принцип: «1. РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» .
Приведенные конституционные положения демонстрируют ключевую роль современного российского государства в реализации социальной функции. При этом достаточно активно развивается нормативная база, регулирующая участие институтов гражданского общества в решении социальных задач, стоящих перед обществом. Также в Российской Федерации действует огромное количество нормативных правовых актов, регламентирующие взаимоотношения государственных органов и общественных объединений. Вместе с тем возникают проблемы, которые связаны с законодательным и правоприменительным регулированием данных общественных отношений. Так, правовые акты, которые регулируют отношения органов государственной власти и некоммерческих организаций нередко допускают многозначную трактовку своих норм, противоречат друг другу, ряд сфер взаимоотношений органов государственной власти и общественных объединений законодательно не урегулирован. Как результат, потенциал конституционно-правовых норм, определяющий базовые основы взаимоотношений государства и социально ориентированных некоммерческих организаций, остается не до конца реализованным.
Представляется актуальным изучить проблемы совершенствования конституционно-правового регулирования форм и механизмов взаимодействия социально ориентированных некоммерческих организаций с государственными органами, то есть вопросы создания конституционно-правовых предпосылок, позволяющих социально ориентированным некоммерческим организациям эффективно осуществлять свои социальные функции.
В этой связи представляется интересным рассмотреть конституционно-правовые основы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций органами публичной власти как способ решения социальных задач.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Предметом исследования являются нормы конституционного права, формирующие основы государственно-правового механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций как институтов гражданского общества в России.
Цель настоящего исследования состоит в выявлении основных элементов государственно-правового механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций как институтов гражданского общества в России. Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:
- изучение понятия, целей и видов социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации;
- исследование конституционно-правового статуса социально ориентированных некоммерческих организаций, их место в гражданском обществе Российской Федерации;
- исследование понятия, содержания и основных элементов государственно-правового механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций как институтов гражданского общества;
- изучение правовой природы, понятия и видов государственных образований, содействующих поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций как институтов гражданского общества.
Структура работы соответствует логике построения научного исследования и обусловлена указанной выше целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных нормативно - правовых актов и специальной литературы.
Проведенное комплексное исследование нормативного правового регулирования государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций позволило упорядочить научные знания, выявить существующие пробелы в правовом регулировании и выработать практические рекомендации по оптимизации практикуемого в настоящее время механизма взаимодействия государственного и некоммерческого секторов.
В первой главе «Понятие социально ориентированных некоммерческих организаций и их место в гражданском обществе» было изучено понятие, цели и виды социально ориентированных некоммерческих организаций, исследован их конституционно-правовой статус и определено их значение как института гражданского общества Российской Федерации.
Согласно Федеральному Закону «О некоммерческих организациях» некоммерческой является «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками» !(ст. 2). С 1996 г. данное определение остается неизменным. Современные реалии потребовали определенных преобразований в сфере социальной политики, что вызвано новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики. В этой связи в 2010 г. Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» введен институт социально ориентированных некоммерческих организаций.
Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний и общественных объединений, являющихся политическими партиями), и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также осуществляющие определённые виды деятельности, которые предусмотрены статьей 31.1 ФЗ «О некоммерческих организациях». Тем самым закон не вводит новый вид некоммерческих организаций, а лишь определяет характер деятельности уже существующих некоммерческих организаций в качестве социально ориентированного.
К видам деятельности, при осуществлении которых некоммерческая организация подпадает под категорию социально ориентированной, относятся социальная поддержка и защита граждан, охрана окружающей среды, профилактика социально опасных форм поведения граждан, благотворительная деятельность, оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе, деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения и другие. Субъектам Российской Федерации и органами местного самоуправления предоставлена возможность расширять данный перечень видов деятельности с учётом особенностей региона.
В последнее время некоммерческим организациям на рынке социальных услуг отводится важная роль, поскольку они своей деятельностью снижают избыточную социальную нагрузку на государство за счет способности аккумулировать на низовом уровне большой объем средств и ресурсов, необходимых для решения социальных проблем. Как показывает практика, негосударственные организации действуют успешнее и экономичнее. В отличие от органов государственной власти некоммерческие организации могут быстро реагировать на потребности общества, своевременно разрабатывать и предоставлять широкое разнообразие программ и услуг по этим приоритетным направлениям.
Во второй главе «Государственно - правовой механизм поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации» раскрываются основные элементы государственно-правового механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и виды государственных образований, содействующих поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.
Установлено, что для некоммерческих организаций существует трехуровневая система поддержки, которая осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Наиболее эффективными мерами поддержки являются финансовая, имущественная и налоговая. При этом финансовая поддержка оказывается в форме грантов и социальных заказов. Имущественная поддержка осуществляется путем передачи во владение и /или в пользование некоммерческим организациям государственного имущества. Налоговая в форме льгот по уплате налогов.
При этом субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наделены правом оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Для предотвращения возможных злоупотреблений при распределении бюджетных средств, например, при оказании финансовой поддержки, законодатель наделил органы власти полномочиями по формированию и ведению федеральных, государственных и муниципальных реестров социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших тот или иной вид поддержки. Важно отметить, что, если некоммерческая организация не получала поддержки от органов власти и ее нет в реестре, это не означает, что она не является социально ориентированной и не может получать поддержку в дальнейшем.
Правительство Российской Федерации выполняет главную роль в выработке государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Не менее важную роль выполняет Министерство экономического развития РФ. С 2011 года Минэкономразвития России предоставляет на конкурсной основе субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и субсидии из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для оказания информационной, консультационной, методической и организационной поддержки деятельности других социально ориентированных некоммерческих организаций, а также напрямую социально ориентированным некоммерческим организациям.
Несмотря на масштабную поддержку государства социально ориентированным организациям существует некоторые проблемы в деятельности последних. Наиболее острая - низкая информированность граждан о работе социально ориентированных некоммерческих организаций, что в свою очередь влечёт недоверие к ним, соответственно возникает проблема привлечения финансовых ресурсов в организации в виде пожертвований. Также, в работе Поповой Н. О. отмечено, что на фоне этого происходит снижение численности сторонников, возможных участников данных организаций.
К сожалению, средства массовой информации недостаточно интересуются социально ориентированными некоммерческими организациями, нечасто рассказывают о результатах их деятельности и возникающих проблемах их функционирования.
Подводя общий итог можно подчеркнуть, что эффективная государственная политика предполагает комплексное использование инструментария для поддержки и развития институтов гражданского общества, в частности социально ориентированных некоммерческих организаций, в целях совместного решения социальных проблем. На сегодняшний день российское государство стоит на пути поиска эффективных вариантов взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями. При этом в целях расширения федерального набора мер поддержки указанным организациям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления следует более активно вводить инициативные формы поддержки, что могло бы способствовать реализации конституционного принципа социального государства в России.
В первой главе «Понятие социально ориентированных некоммерческих организаций и их место в гражданском обществе» было изучено понятие, цели и виды социально ориентированных некоммерческих организаций, исследован их конституционно-правовой статус и определено их значение как института гражданского общества Российской Федерации.
Согласно Федеральному Закону «О некоммерческих организациях» некоммерческой является «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками» !(ст. 2). С 1996 г. данное определение остается неизменным. Современные реалии потребовали определенных преобразований в сфере социальной политики, что вызвано новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики. В этой связи в 2010 г. Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» введен институт социально ориентированных некоммерческих организаций.
Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний и общественных объединений, являющихся политическими партиями), и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также осуществляющие определённые виды деятельности, которые предусмотрены статьей 31.1 ФЗ «О некоммерческих организациях». Тем самым закон не вводит новый вид некоммерческих организаций, а лишь определяет характер деятельности уже существующих некоммерческих организаций в качестве социально ориентированного.
К видам деятельности, при осуществлении которых некоммерческая организация подпадает под категорию социально ориентированной, относятся социальная поддержка и защита граждан, охрана окружающей среды, профилактика социально опасных форм поведения граждан, благотворительная деятельность, оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе, деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения и другие. Субъектам Российской Федерации и органами местного самоуправления предоставлена возможность расширять данный перечень видов деятельности с учётом особенностей региона.
В последнее время некоммерческим организациям на рынке социальных услуг отводится важная роль, поскольку они своей деятельностью снижают избыточную социальную нагрузку на государство за счет способности аккумулировать на низовом уровне большой объем средств и ресурсов, необходимых для решения социальных проблем. Как показывает практика, негосударственные организации действуют успешнее и экономичнее. В отличие от органов государственной власти некоммерческие организации могут быстро реагировать на потребности общества, своевременно разрабатывать и предоставлять широкое разнообразие программ и услуг по этим приоритетным направлениям.
Во второй главе «Государственно - правовой механизм поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации» раскрываются основные элементы государственно-правового механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и виды государственных образований, содействующих поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.
Установлено, что для некоммерческих организаций существует трехуровневая система поддержки, которая осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Наиболее эффективными мерами поддержки являются финансовая, имущественная и налоговая. При этом финансовая поддержка оказывается в форме грантов и социальных заказов. Имущественная поддержка осуществляется путем передачи во владение и /или в пользование некоммерческим организациям государственного имущества. Налоговая в форме льгот по уплате налогов.
При этом субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наделены правом оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Для предотвращения возможных злоупотреблений при распределении бюджетных средств, например, при оказании финансовой поддержки, законодатель наделил органы власти полномочиями по формированию и ведению федеральных, государственных и муниципальных реестров социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших тот или иной вид поддержки. Важно отметить, что, если некоммерческая организация не получала поддержки от органов власти и ее нет в реестре, это не означает, что она не является социально ориентированной и не может получать поддержку в дальнейшем.
Правительство Российской Федерации выполняет главную роль в выработке государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Не менее важную роль выполняет Министерство экономического развития РФ. С 2011 года Минэкономразвития России предоставляет на конкурсной основе субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и субсидии из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для оказания информационной, консультационной, методической и организационной поддержки деятельности других социально ориентированных некоммерческих организаций, а также напрямую социально ориентированным некоммерческим организациям.
Несмотря на масштабную поддержку государства социально ориентированным организациям существует некоторые проблемы в деятельности последних. Наиболее острая - низкая информированность граждан о работе социально ориентированных некоммерческих организаций, что в свою очередь влечёт недоверие к ним, соответственно возникает проблема привлечения финансовых ресурсов в организации в виде пожертвований. Также, в работе Поповой Н. О. отмечено, что на фоне этого происходит снижение численности сторонников, возможных участников данных организаций.
К сожалению, средства массовой информации недостаточно интересуются социально ориентированными некоммерческими организациями, нечасто рассказывают о результатах их деятельности и возникающих проблемах их функционирования.
Подводя общий итог можно подчеркнуть, что эффективная государственная политика предполагает комплексное использование инструментария для поддержки и развития институтов гражданского общества, в частности социально ориентированных некоммерческих организаций, в целях совместного решения социальных проблем. На сегодняшний день российское государство стоит на пути поиска эффективных вариантов взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями. При этом в целях расширения федерального набора мер поддержки указанным организациям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления следует более активно вводить инициативные формы поддержки, что могло бы способствовать реализации конституционного принципа социального государства в России.
Подобные работы
- Разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ
НОВООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Социально ориентированные некоммерческие организации как субъект социальной работы с молодежью, имеющей инвалидность (на примере СО НКО г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Механизмы повышения качества и доступности социальных услуг населению
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Ресурс добровольчества в реализации социально-значимых проектов
социально ориентированными некоммерческими организациями (на примере
АКЖОО «Отклик»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК
ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2016 - Управление проектной деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций как фактор развития гражданского общества
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ КАК РЕСУРС РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства через систему закупок в рамках контрактной системы.
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



