Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционного сотрудничества государств 10
1.1 Понятие и сущность инвестиций и инвестиционной деятельности 10
1.2 Принципы и источники организации инвестиционных отношений 19
Глава 2. Анализ механизма правового регулирования международного
инвестирования 29
2.1 Формы инвестиционного сотрудничества 29
2.2. Гарантии и режимы зз
2.3 Инвестиционная деятельность в Свободных Экономических Зонах 51
Глава 3. Разрешение инвестиционных споров 55
3.1 Виды инвестиционных споров и порядок их разрешения 55
3.2 Разрешение инвестиционных споров в Международном центре по
урегулированию инвестиционных споров 67
Заключение 74
Список использованной литературы:
В современном мире темп интеграции и развития общественных связей настолько велик как во временном, так и в пространственном смысле, что, пожалуй, не осталось ни одной сферы человеческого воздействия (а равно взаимодействия), которая не была бы вовлечена во всемирный процесс глобализации. Во времена, когда бабушки и дедушки приобретают билет на поезд в режиме online, их дети пользуются услугой cash back, производя оплату товара на иностранном сайте, а их внуки с закрытыми глазами могут зарегистрироваться на любой мировой start- up площадке и уже в следующий месяц получить первую прибыль с произведенных вкладов, то есть во времена, когда весь мир- это один сплошной рынок, открытый для участника любого государства и социальной страты, особенно важно понимать, как этот рынок устроен, какие внутренние законы регулируют отдельные его элементы и каким правилам подчиняются отношения его участников.
По этой причиной темой моего исследования я выбрала сложное международное явление, с одной стороны, казалось бы, новое для российской реалии новейшей истории, но ,на самом деле, зародившееся вместе с самими людьми в момент их первого взаимодействия друг с другом и с окружающим их миром. В своей работе мне было важно рассмотреть именно международный механизм: по причине абсолютно всеобъемлющего глобального объединения экономик, культур и хозяйственной жизни. Но в то же время предмет моего исследования интересен тем, что, приобретая с развитием мира новые формы и виды, сущностно он остается неизменным. Явление это- инвестиции, а точнее- инвестиционное сотрудничество государств, их организаций и граждан.
Итак, почему этот экономический термин я считаю одной из самых привычных форм взаимодействия людей в обществе на самом начальном этапе его развития. Этот вывод напрашивается сам собой, потому как что есть такое инвестиции в самом общем понимании, практическом применении и бытовом отражении? Не принимая во внимание надстройку в виде сложных конструкций теории экономики и финансов, обратимся к базису, самой сути - мы увидим, что инвестиции представляют собой не что иное как вложение своего ресурса; когда один субъект хозяйственной жизни, располагая неким благом и желая разумно распорядиться им, приумножить его, таким образом вкладывает его в индивидуальное или коллективное пользование, что усовершенствует его количественно или качественно. Причем речь идет не только и даже не столько об овеществленном ресурсе, а -на рассвете цивилизации, например,- больше о полезном навыке, что сейчас называется интеллектульный капитал. Например, в древнее время, хоть человек и смог соорудить примитивные орудия труда, в целях выживания и процветания общины больше ценились личные качества- лидерство, сила, наблюдательность, смекалистость. Кажется, что к теме моего исследования это не имеет никакого отношения, но ведь именно благодаря тому, что люди вкладывали свои наблюдения и знания в практические навыки, а далее- свой практический опыт в развитие орудий труда, усовершенствованные орудия труда включали в хозяйственный и торговый оборот,а вырученные или полученные путем обменом средства вкладывали далее в свою деятельность- благодаря этому и развивались общественные отношения, человеческие труд и мысль. То есть эти первые члены общества занимались ни чем иным, как инвестировали в коллективное (для выживания), а потом и в личное (для улучшения личного качества жизни) процветание. Кто-то вкладывал полученный урожай, кто-то- шкуру убитого мамонта, кто-то - свое наблюдение за сменой дня и ночи, восходом солнца и ростом луны.
Конечно, об этом можно говорить с большой долей условности и пониманием, что каждому этапу эволюции присущи свои формы взаимодействия и виды "капитала". Важно другое: желание приумножить имеющееся благо путем преображения его внешнего вида и применения его в новом русле, а в конце концов и обмена или просто сохранения до "лучших времен"- это очень естественное свойство и больше даже природная, нежели социальная, модель поведения человека.
Постепенно у общины решается проблема выживания и появляется новая задача - сохранение и управление общим имуществом, не только овеществленным (язык, письменность, обычаи, уникальные методы ведения хозяйства и промыслы). В этот момент люди начинают искать новые "площадки" для размещения своего капитала и начинают искать связи со своими соседями.
Если обратиться к истории развития инвестиций как общественного института, то мы увидим, что довольно простые отношения осложняются значимым элементом - государством.
На латыни "инвестировать" значит "одевать". В древних Афинах, например, когда человеку предоставлялась независимость, в его владение и пользование давался для возделывания земельный участок, на котором он обязывался работать, соблюдая законы, получать плоды со своего участка, часть из которых полагалась изъятию. Этот земельный участок включался в гражданский оборот тем, что мог быть предметом заема. При невозможности отдать долг должником, к кредитору переходил его участок.
В период развития морской торговли подобные сделки заключались между владельцем корабля и третьими лицами, когда владелец давал заем и получал проценты со своего имущества, то есть приумножал его. Заключались и сделки под залог, предметом которого выступала земля, недвижимость, ценные вещи. В эпоху феодализма феодал наделял своего вассала правом управлять своим земельным наделом. Вассал приобретал ряд возможностей и привилегий. Порядок процедуры передачи земли в пользование сопровождался следующими действиями: заключалась устная сделка, затем старый владелец приводил нового на участок и давал ему горсть земли, который приносил доход вассалу, но в большой части- феодалу. В настоящее время этот институт был бы сравнен с институтом доверительного управления имуществом.
Что касается развитие инвестиций в Российском государстве, то здесь можно выделить существенную особенность: на всех этапах развития государственности важное место в экономике занимали иностранные инвестиции, привлеченные изнутри, либо привезенные иностранцами извне. Особенно актуальной процедура привлечения иностранного капитала была в кризисные моменты: разрушительные войны, политические смуты, социальные потрясения. Историю российских инвестиций можно разделить на несколько этапов. В первом, дореволюционном этапе, большую популярность имело привлечение средств у частных лиц и религиозных учреждений- Российской православной церкви. В девятнадцатом веке к инвестициям начали обращаться все сословия государства, а помещики - охотнее и больше остальных.
Следующий этап составит собой всю советскую эпоху и охарактеризуется всяческими ограничениями, введением и поддержанием политики протекционизма, что не означает автоматическое исключение инвестиционного сотрудничества, а наоборот: для распространения идеи мировой пролетарской революции, большое количество средств предоставлялось нашим государством на нужны стран, так называемого, просоветского мира.
Третий этап истории российских инвестиций начался с эпохи развала советских устоев. Приватизация собственности государства дала толчок появлению инвестиционного рынка. Экономика медленно начала приобретать характеристики рыночной, в страну начали поступать деньги зарубежных инвесторов или граждан, которые пожелали вложить средства в развитие всевозможных отраслей деятельности.
Но все это касается прошлого. Возвращаясь в настоящее, мы должны ответить на вопрос : "Почему необходимо изучить и понять механизм инвестиционного сотрудничества и какие у него перспективы на сегодняшний день". Это и будет являться проблемой актуальности предмета моего исследования.
Я уверена, что изучение предмета ради предмета не имеет смысла, так как разобравшись только в терминологии и элементах, невозможно выполнить главную задачу, которая должна стоять в экономике, а тем более международной,- планирование и прогнозирование. Относительно роли этих двух видов деятельности в инвестиционной деятельности мы поговорим позже.
Теперь вернемся к непосредственной ее структуре.
В своей работе я подразделяю ее на следующие элементы: сам понятийный аппарат, сущность инвестиций, их виды. Далее- правовое регулирование: формы инвестиционного сотрудничества, международные методы регулирования. К таким традиционно относят: предоставление различных правовых гарантий, установление в отношений инвесторов и объектов инвестирования того ли иного режима и соответствующих ему льгот: налоговых, административных (порядок регистрации права собственности или регистрации юридического лиц, как пример), таможенных, финансовых. Различные способы защиты прав инвесторов, как судебные, так и несудебные. И, наконец, непосредственный порядок разрешения споров субъектов инвестиционной деятельности, как в рамках национальных, так и международных институтов.
Это очевидно, что изучать механизм в целом и его части- в частности, необходимо для анализа их целесообразности, эффективности, возможности оперативного реагирования на быстрые изменения. Обособляя функцию и работу каждого элемента в отдельности, мы формируем картину тех технических и правовых изменен, которые нужно произвести для их совершенствования. Конечная цель должна сводиться к следующим трем категориям :
1) разработка такого механизма, который наиболее быстро и эффективно бы реагировал на потребности участников инвестиционного рынка;
2) разобравшись в государственном регулировании инвестиций той или иной страны, сделать прогноз того, насколько целесообразным будет размещение иностранного капитала на ее рынке (упомянутое выше прогнозирование);
3) понимая, какие структурные элементы оказались менее разработаны и наименее эффективны, произвести планирование необходимых изменений, целью которых будет являться создание более благоприятного инвестиционного климата в стране.
Как отмечалось выше, в интегрирующем мире, главной тенденцией последнего века которого стала глобализация, сочетание экономического, социального, культурного, технического и инновационного развития и политики протекционизма и закрытости экономических границ представляется все менее и менее возможным. Именно поэтому важно инвестиционное сотрудничество. Для привлечения иностранных инвестиций необходим благоприятный инвестиционный климат и прозрачный механизм государственного регулирования инвестиций. Для этого иностранным инвесторам необходимы гарантии стабильности политической, валютно-финансовой, социальной, кредитной сфер государства, а равно необходимо иметь возможность прогнозировать состояние рынка тех товаров и услуг, на котором они размещают свой капитал.
В своей работе я постараюсь рассмотреть перечисленные мной элементы правового регулирования инвестиционного сотрудничества государств, а в заключении сделать выводы о складывающихся тенденциях развития инвестиционных отношений и необходимых изменениях.
В своей работы я обращалась к системообразующим документам международного инвестиционного права: Устав ООН, Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров, Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций . Следствием составления данных документов стало создание соответственно двух международных органов: Международного центра по урегулированию инвестиционных споров и Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. Также мною были изучены региональные соглашения: Конвенция о защите прав инвестора 1997 г., подписанная между странами — членами СНГ , а также Договор о Евразийском экономическом союзе, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации и другие.
Среди монографий и учебных пособий я анализировала труды таких выдающихся ученых правоведов, как М.М Богуславского, В.Н Лисицы, А.А Овчинникова, В.В Гущина, Дж. Шварценберга и других.
Таким образом, мы видим, что инвестиционное сотрудничество не может появиться из ниоткуда, этой деятельности предшествуют как формирующиеся потребности субъекта рынка в трансграничном сотрудничестве и более эффективном размещении своих средств, когда национального пространства становится мало, так и глубокий анализ риска, оценка состояния политической и социальной стабильности в той или иной стране. И мы также видим, что, хотя принцип демократизма и является наиболее предпочтительным в контексте регулирования отношений субъектов инвестиционной деятельности, международный правовой механизм с соответствующими ему методами участия является неотъемлемой их составляющей.
Многообразие форм инвестиционного сотрудничества предполагает различную степень вмешательства государства в соответствующие отношения. Естественно и логично, что сотрудничество в социо-культурных связях, сфере образования и здравоохранения будут менее подпадать под государственный контроль, нежели чем распределение природных ресурсов, ценных бумаг, строительство, энергетическая, инновационная сферы.
Несмотря на кажущуюся несущественность, понятийный аппарат в международных отношениях все-таки очень важен. поскольку потенциальному дельцу , да и участнику рынка- резиденту важно понимать, что законодатель вкладывает в понятие "инвестиционная деятельность", насколько широко трактует данный процесс и, следственно, какие свободы предоставляет в рамках него. Доктринальные термины и классификации находят свое прямое отражение в законодательстве, которое и предоставляет те или иные права и накладывает обязанности.
Говоря о свободах, я хочу отметить, что она-то и вызывает страх на постсоветском пространстве чуть ли не генетического, национального характера. Очевидно, это наш исторический опыт или же его отсутствие в срезе инновационного международного сотрудничества. Возможно, этим страхом свободы и влекущей ею неопределенности объясняется большая доля государственного регулирования рынка в России и инвестиций в частности. На современном этапе непонятно, следует ли ослабить этот государственный контроль или наоборот расширить его действие, так как, объективно говоря, у нашего государства отсутствует четкий определенный курс в дальнейшем экономическом развитии. Это не значит, что мы не способны спланировать собственное развитие или дать оценить вероятный экономические и политические риски. Но что останавливает потенциальных инвесторов, несмотря на предоставляемые режимы и гарантии, которые, без сомнения, являются эффективным стимулятором в привлечении последних, - так это отсутствие стабильности. Учитывая также установленный курс на импортозамещение, становится объяснимой существенная роль административного бюрократического аппарата.
Возвращаясь к работе, хочу особое внимание уделить проблеме оперативного решения инвестиционных споров. На сегодняшний момент, существуют процедуры судебного и несудебного урегулирования разногласий, что, на мой взгляд, доказывает свою эффективность в "разгрузке" судебных органов и предоставлении инвесторам самостоятельности в вопросах выбора этих способов и юрисдикции.
Подытоживая, мне хотелось бы отметить, что можно сколько угодно совершенствовать "вспомогательный" механизм инвестиционного сотрудничества: нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу, специализированные органы, административные процедуры, но все эти меры могут оказаться невостребованными, если в стране не установлен благоприятный инвестиционный климат для потенциальных инвесторов. Благоприятный, стабильные, безопасные и гарантированные условия размещения и выводы капитала, возможность прогнозировать дальнейшее состояние и вектор развития экономической политики государства- вот то, на что должны быть положены силы, если правительство желает повысить уровень интеграции определенной страны в международное взаимодействия. Уровень же допустимости саморегулирования в инвестиционных отношениях в том числе будет зависеть от степени сознательности последних. И в этом смысле представляется важным перенятие исторического опыта более прогрессивных стран. К таким будут относиться не обязательно страны с высоким уровнем качества жизни, но, в первую очередь, это страны, традиционно находящиеся на пересечениях международных торговых путей, исторически- морских (Южная Америка, южное Средиземноморье, Ближний и Дальний Восток, западная Европа).
1. Устав ООН. // Официальное издание ООН. - Нью-Йорк, 1998. 2.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах, (от 19 декабря 1966 г.)// ВВС СССР. 1976. №17. ст.291. 3.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, (от 4 ноября 1950 г.) // СЗ РФ. 2001. №2. ст. 163. 4.
4. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, (от 26 мая 1995 г.) // СЗ РФ. 1999. №13. ст.1489. 6
5. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах
международной купли-продажи товаров: заключена в г. Вене 11.04.1980 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Версия Проф»
[Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». - Послед. обновление 16.09.20015.
6. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН
7. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), 1947
8. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), 1995
9. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.
10. Сеульская Конвенция 1985 г. об учреждении Международного агентства по инвестиционным гарантиям, ратифицирована пост. Верховного Суда РФ от 22.12.1992 №4186-1.
11. Договор к Энергетической Хартии: путь к инвестициям и торговле для востока и Запада./ Ред. русск. изд. А.А. Конпляник. М., 2002
12. Вашингтонская1965 года о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, вст. в силу 14 октября 1966 г.
13. Резолюция ООН 2205(XXI) от 17 декабря 1966 года об учреждении Комиссии ООН по праву международной торговли
14. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993., с учетом поправок , внесенных законами РФ о поправках в Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6- ФКЗ, от 30.12.2008 №7- ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от
21.07.2014 №110ФКЗ.
15. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от
28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации"
16. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ - Часть 1. // Собрание законодательства РФ. 20.01.2006. № 38. Ст. 3233.
17. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018)
18. Налоговый Кодекс РФ от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ - Часть 2.
19. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с последними изм. 24 июля 2007 г.
20.Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в ред. Федеральных законов от 19.06.1995 г. № 89-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ. 6. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». 7. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160- ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
21. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
22. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». -
23. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в ред. от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ.
24.Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 29.12.2015) "О международном коммерческом арбитраже" (вместе с "Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации", "Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации")
25. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1
26. Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" от 24.07.2002 N 102-ФЗ
27. Типовое Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2001г.
28. Лисица В.Н. Инвестиционное право. М-во образования и науки РФ; Новосибирский нац. исслед. гос. ун-т. Новосибирск, 2015.
29. "Комментарий к Закону об иностранных инвестициях" (постатейный) (Доронина Н.Г.) ("Право и экономика",2000
30. Гущин В.В., Овчинников А.А.:Инвестиционное право. Учебник.//Эксмо, Москва, 2006г.
31. Инвестиции - Игонина Л.Л.. Игонина Л. Л. И26 Инвестиции Учеб пособие Под ред дра экон наук, проф. В. А. Слепова
32. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. M: Юристъ, 2002.
33. Богатырев А.Г., Ред.: Рябова Л.И.:Инвестиционное право.// РосПраво, Москва, 1992.
34. под ред. В.Б. Алексеева ; рец.: Н.Г. Рак, Р.Н. Шумов: Финансовое право Российской Федерации. - М.: Волтерс Клувер, 2010
35. Фархутдинов И.З. Международное инвестицион-ное право: доктринальные проблемы - правовыегарантии в сфере защиты иностранных инвести-ций // МЖМП. - 2009. -№ 4 (76).
36. Ковалев А.А. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в России. Рецензия на монографию: Фархутдинова И.З. Иностранные инвестиции в России и международное право // МЖМП. - 2003. - № 2 (50).
37. Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть: учеб. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2002.
38. Ибрагимов A.M. Международно-правовые гарантии в сфере защиты иностранных инвестиций // МЖМП. - 2011. - № 2 (82).
39. Федянин Ю.М. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций и их обеспечение в международном праве// Вестник экономики, права и социологии.-2013.-№1.
40.Scwarzenberger G/ Foreign investments and International Law. L.,1959.P.17.
41. Nwougugu E. The legal Problems of Foreign Investments in Developing Countries. Manchester. 1965. P. 4
42.Sella P. Dealing with Investment Problems: the World Bank and the International Centre for Settlement of Investment Disputes // International Control of Investment / The Dusseldorf Conference on Multinational Corporations. - N.Y.: Washington, L., 1973.
43. British Yearbook if International Law. 2007