Правовое регулирование инвестиционного сотрудничества государств
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционного сотрудничества государств 10
1.1 Понятие и сущность инвестиций и инвестиционной деятельности 10
1.2 Принципы и источники организации инвестиционных отношений 19
Глава 2. Анализ механизма правового регулирования международного
инвестирования 29
2.1 Формы инвестиционного сотрудничества 29
2.2. Гарантии и режимы зз
2.3 Инвестиционная деятельность в Свободных Экономических Зонах 51
Глава 3. Разрешение инвестиционных споров 55
3.1 Виды инвестиционных споров и порядок их разрешения 55
3.2 Разрешение инвестиционных споров в Международном центре по
урегулированию инвестиционных споров 67
Заключение 74
Список использованной литературы:
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционного сотрудничества государств 10
1.1 Понятие и сущность инвестиций и инвестиционной деятельности 10
1.2 Принципы и источники организации инвестиционных отношений 19
Глава 2. Анализ механизма правового регулирования международного
инвестирования 29
2.1 Формы инвестиционного сотрудничества 29
2.2. Гарантии и режимы зз
2.3 Инвестиционная деятельность в Свободных Экономических Зонах 51
Глава 3. Разрешение инвестиционных споров 55
3.1 Виды инвестиционных споров и порядок их разрешения 55
3.2 Разрешение инвестиционных споров в Международном центре по
урегулированию инвестиционных споров 67
Заключение 74
Список использованной литературы:
В современном мире темп интеграции и развития общественных связей настолько велик как во временном, так и в пространственном смысле, что, пожалуй, не осталось ни одной сферы человеческого воздействия (а равно взаимодействия), которая не была бы вовлечена во всемирный процесс глобализации. Во времена, когда бабушки и дедушки приобретают билет на поезд в режиме online, их дети пользуются услугой cash back, производя оплату товара на иностранном сайте, а их внуки с закрытыми глазами могут зарегистрироваться на любой мировой start- up площадке и уже в следующий месяц получить первую прибыль с произведенных вкладов, то есть во времена, когда весь мир- это один сплошной рынок, открытый для участника любого государства и социальной страты, особенно важно понимать, как этот рынок устроен, какие внутренние законы регулируют отдельные его элементы и каким правилам подчиняются отношения его участников.
По этой причиной темой моего исследования я выбрала сложное международное явление, с одной стороны, казалось бы, новое для российской реалии новейшей истории, но ,на самом деле, зародившееся вместе с самими людьми в момент их первого взаимодействия друг с другом и с окружающим их миром. В своей работе мне было важно рассмотреть именно международный механизм: по причине абсолютно всеобъемлющего глобального объединения экономик, культур и хозяйственной жизни. Но в то же время предмет моего исследования интересен тем, что, приобретая с развитием мира новые формы и виды, сущностно он остается неизменным. Явление это- инвестиции, а точнее- инвестиционное сотрудничество государств, их организаций и граждан.
Итак, почему этот экономический термин я считаю одной из самых привычных форм взаимодействия людей в обществе на самом начальном этапе его развития. Этот вывод напрашивается сам собой, потому как что есть такое инвестиции в самом общем понимании, практическом применении и бытовом отражении? Не принимая во внимание надстройку в виде сложных конструкций теории экономики и финансов, обратимся к базису, самой сути - мы увидим, что инвестиции представляют собой не что иное как вложение своего ресурса; когда один субъект хозяйственной жизни, располагая неким благом и желая разумно распорядиться им, приумножить его, таким образом вкладывает его в индивидуальное или коллективное пользование, что усовершенствует его количественно или качественно. Причем речь идет не только и даже не столько об овеществленном ресурсе, а -на рассвете цивилизации, например,- больше о полезном навыке, что сейчас называется интеллектульный капитал. Например, в древнее время, хоть человек и смог соорудить примитивные орудия труда, в целях выживания и процветания общины больше ценились личные качества- лидерство, сила, наблюдательность, смекалистость. Кажется, что к теме моего исследования это не имеет никакого отношения, но ведь именно благодаря тому, что люди вкладывали свои наблюдения и знания в практические навыки, а далее- свой практический опыт в развитие орудий труда, усовершенствованные орудия труда включали в хозяйственный и торговый оборот,а вырученные или полученные путем обменом средства вкладывали далее в свою деятельность- благодаря этому и развивались общественные отношения, человеческие труд и мысль. То есть эти первые члены общества занимались ни чем иным, как инвестировали в коллективное (для выживания), а потом и в личное (для улучшения личного качества жизни) процветание. Кто-то вкладывал полученный урожай, кто-то- шкуру убитого мамонта, кто-то - свое наблюдение за сменой дня и ночи, восходом солнца и ростом луны.
Конечно, об этом можно говорить с большой долей условности и пониманием, что каждому этапу эволюции присущи свои формы взаимодействия и виды "капитала". Важно другое: желание приумножить имеющееся благо путем преображения его внешнего вида и применения его в новом русле, а в конце концов и обмена или просто сохранения до "лучших времен"- это очень естественное свойство и больше даже природная, нежели социальная, модель поведения человека.
Постепенно у общины решается проблема выживания и появляется новая задача - сохранение и управление общим имуществом, не только овеществленным (язык, письменность, обычаи, уникальные методы ведения хозяйства и промыслы). В этот момент люди начинают искать новые "площадки" для размещения своего капитала и начинают искать связи со своими соседями.
Если обратиться к истории развития инвестиций как общественного института, то мы увидим, что довольно простые отношения осложняются значимым элементом - государством.
На латыни "инвестировать" значит "одевать". В древних Афинах, например, когда человеку предоставлялась независимость, в его владение и пользование давался для возделывания земельный участок, на котором он обязывался работать, соблюдая законы, получать плоды со своего участка, часть из которых полагалась изъятию. Этот земельный участок включался в гражданский оборот тем, что мог быть предметом заема. При невозможности отдать долг должником, к кредитору переходил его участок.
В период развития морской торговли подобные сделки заключались между владельцем корабля и третьими лицами, когда владелец давал заем и получал проценты со своего имущества, то есть приумножал его. Заключались и сделки под залог, предметом которого выступала земля, недвижимость, ценные вещи. В эпоху феодализма феодал наделял своего вассала правом управлять своим земельным наделом. Вассал приобретал ряд возможностей и привилегий. Порядок процедуры передачи земли в пользование сопровождался следующими действиями: заключалась устная сделка, затем старый владелец приводил нового на участок и давал ему горсть земли, который приносил доход вассалу, но в большой части- феодалу. В настоящее время этот институт был бы сравнен с институтом доверительного управления имуществом.
Что касается развитие инвестиций в Российском государстве, то здесь можно выделить существенную особенность: на всех этапах развития государственности важное место в экономике занимали иностранные инвестиции, привлеченные изнутри, либо привезенные иностранцами извне. Особенно актуальной процедура привлечения иностранного капитала была в кризисные моменты: разрушительные войны, политические смуты, социальные потрясения. Историю российских инвестиций можно разделить на несколько этапов. В первом, дореволюционном этапе, большую популярность имело привлечение средств у частных лиц и религиозных учреждений- Российской православной церкви. В девятнадцатом веке к инвестициям начали обращаться все сословия государства, а помещики - охотнее и больше остальных.
Следующий этап составит собой всю советскую эпоху и охарактеризуется всяческими ограничениями, введением и поддержанием политики протекционизма, что не означает автоматическое исключение инвестиционного сотрудничества, а наоборот: для распространения идеи мировой пролетарской революции, большое количество средств предоставлялось нашим государством на нужны стран, так называемого, просоветского мира.
Третий этап истории российских инвестиций начался с эпохи развала советских устоев. Приватизация собственности государства дала толчок появлению инвестиционного рынка. Экономика медленно начала приобретать характеристики рыночной, в страну начали поступать деньги зарубежных инвесторов или граждан, которые пожелали вложить средства в развитие всевозможных отраслей деятельности.
Но все это касается прошлого. Возвращаясь в настоящее, мы должны ответить на вопрос : "Почему необходимо изучить и понять механизм инвестиционного сотрудничества и какие у него перспективы на сегодняшний день". Это и будет являться проблемой актуальности предмета моего исследования.
Я уверена, что изучение предмета ради предмета не имеет смысла, так как разобравшись только в терминологии и элементах, невозможно выполнить главную задачу, которая должна стоять в экономике, а тем более международной,- планирование и прогнозирование. Относительно роли этих двух видов деятельности в инвестиционной деятельности мы поговорим позже.
Теперь вернемся к непосредственной ее структуре.
В своей работе я подразделяю ее на следующие элементы: сам понятийный аппарат, сущность инвестиций, их виды. Далее- правовое регулирование: формы инвестиционного сотрудничества, международные методы регулирования. К таким традиционно относят: предоставление различных правовых гарантий, установление в отношений инвесторов и объектов инвестирования того ли иного режима и соответствующих ему льгот: налоговых, административных (порядок регистрации права собственности или регистрации юридического лиц, как пример), таможенных, финансовых. Различные способы защиты прав инвесторов, как судебные, так и несудебные. И, наконец, непосредственный порядок разрешения споров субъектов инвестиционной деятельности, как в рамках национальных, так и международных институтов.
Это очевидно, что изучать механизм в целом и его части- в частности, необходимо для анализа их целесообразности, эффективности, возможности оперативного реагирования на быстрые изменения. Обособляя функцию и работу каждого элемента в отдельности, мы формируем картину тех технических и правовых изменен, которые нужно произвести для их совершенствования. Конечная цель должна сводиться к следующим трем категориям :
1) разработка такого механизма, который наиболее быстро и эффективно бы реагировал на потребности участников инвестиционного рынка;
2) разобравшись в государственном регулировании инвестиций той или иной страны, сделать прогноз того, насколько целесообразным будет размещение иностранного капитала на ее рынке (упомянутое выше прогнозирование);
3) понимая, какие структурные элементы оказались менее разработаны и наименее эффективны, произвести планирование необходимых изменений, целью которых будет являться создание более благоприятного инвестиционного климата в стране.
Как отмечалось выше, в интегрирующем мире, главной тенденцией последнего века которого стала глобализация, сочетание экономического, социального, культурного, технического и инновационного развития и политики протекционизма и закрытости экономических границ представляется все менее и менее возможным. Именно поэтому важно инвестиционное сотрудничество. Для привлечения иностранных инвестиций необходим благоприятный инвестиционный климат и прозрачный механизм государственного регулирования инвестиций. Для этого иностранным инвесторам необходимы гарантии стабильности политической, валютно-финансовой, социальной, кредитной сфер государства, а равно необходимо иметь возможность прогнозировать состояние рынка тех товаров и услуг, на котором они размещают свой капитал.
В своей работе я постараюсь рассмотреть перечисленные мной элементы правового регулирования инвестиционного сотрудничества государств, а в заключении сделать выводы о складывающихся тенденциях развития инвестиционных отношений и необходимых изменениях.
В своей работы я обращалась к системообразующим документам международного инвестиционного права: Устав ООН, Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров, Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций . Следствием составления данных документов стало создание соответственно двух международных органов: Международного центра по урегулированию инвестиционных споров и Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. Также мною были изучены региональные соглашения: Конвенция о защите прав инвестора 1997 г., подписанная между странами — членами СНГ , а также Договор о Евразийском экономическом союзе, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации и другие.
Среди монографий и учебных пособий я анализировала труды таких выдающихся ученых правоведов, как М.М Богуславского, В.Н Лисицы, А.А Овчинникова, В.В Гущина, Дж. Шварценберга и других.
По этой причиной темой моего исследования я выбрала сложное международное явление, с одной стороны, казалось бы, новое для российской реалии новейшей истории, но ,на самом деле, зародившееся вместе с самими людьми в момент их первого взаимодействия друг с другом и с окружающим их миром. В своей работе мне было важно рассмотреть именно международный механизм: по причине абсолютно всеобъемлющего глобального объединения экономик, культур и хозяйственной жизни. Но в то же время предмет моего исследования интересен тем, что, приобретая с развитием мира новые формы и виды, сущностно он остается неизменным. Явление это- инвестиции, а точнее- инвестиционное сотрудничество государств, их организаций и граждан.
Итак, почему этот экономический термин я считаю одной из самых привычных форм взаимодействия людей в обществе на самом начальном этапе его развития. Этот вывод напрашивается сам собой, потому как что есть такое инвестиции в самом общем понимании, практическом применении и бытовом отражении? Не принимая во внимание надстройку в виде сложных конструкций теории экономики и финансов, обратимся к базису, самой сути - мы увидим, что инвестиции представляют собой не что иное как вложение своего ресурса; когда один субъект хозяйственной жизни, располагая неким благом и желая разумно распорядиться им, приумножить его, таким образом вкладывает его в индивидуальное или коллективное пользование, что усовершенствует его количественно или качественно. Причем речь идет не только и даже не столько об овеществленном ресурсе, а -на рассвете цивилизации, например,- больше о полезном навыке, что сейчас называется интеллектульный капитал. Например, в древнее время, хоть человек и смог соорудить примитивные орудия труда, в целях выживания и процветания общины больше ценились личные качества- лидерство, сила, наблюдательность, смекалистость. Кажется, что к теме моего исследования это не имеет никакого отношения, но ведь именно благодаря тому, что люди вкладывали свои наблюдения и знания в практические навыки, а далее- свой практический опыт в развитие орудий труда, усовершенствованные орудия труда включали в хозяйственный и торговый оборот,а вырученные или полученные путем обменом средства вкладывали далее в свою деятельность- благодаря этому и развивались общественные отношения, человеческие труд и мысль. То есть эти первые члены общества занимались ни чем иным, как инвестировали в коллективное (для выживания), а потом и в личное (для улучшения личного качества жизни) процветание. Кто-то вкладывал полученный урожай, кто-то- шкуру убитого мамонта, кто-то - свое наблюдение за сменой дня и ночи, восходом солнца и ростом луны.
Конечно, об этом можно говорить с большой долей условности и пониманием, что каждому этапу эволюции присущи свои формы взаимодействия и виды "капитала". Важно другое: желание приумножить имеющееся благо путем преображения его внешнего вида и применения его в новом русле, а в конце концов и обмена или просто сохранения до "лучших времен"- это очень естественное свойство и больше даже природная, нежели социальная, модель поведения человека.
Постепенно у общины решается проблема выживания и появляется новая задача - сохранение и управление общим имуществом, не только овеществленным (язык, письменность, обычаи, уникальные методы ведения хозяйства и промыслы). В этот момент люди начинают искать новые "площадки" для размещения своего капитала и начинают искать связи со своими соседями.
Если обратиться к истории развития инвестиций как общественного института, то мы увидим, что довольно простые отношения осложняются значимым элементом - государством.
На латыни "инвестировать" значит "одевать". В древних Афинах, например, когда человеку предоставлялась независимость, в его владение и пользование давался для возделывания земельный участок, на котором он обязывался работать, соблюдая законы, получать плоды со своего участка, часть из которых полагалась изъятию. Этот земельный участок включался в гражданский оборот тем, что мог быть предметом заема. При невозможности отдать долг должником, к кредитору переходил его участок.
В период развития морской торговли подобные сделки заключались между владельцем корабля и третьими лицами, когда владелец давал заем и получал проценты со своего имущества, то есть приумножал его. Заключались и сделки под залог, предметом которого выступала земля, недвижимость, ценные вещи. В эпоху феодализма феодал наделял своего вассала правом управлять своим земельным наделом. Вассал приобретал ряд возможностей и привилегий. Порядок процедуры передачи земли в пользование сопровождался следующими действиями: заключалась устная сделка, затем старый владелец приводил нового на участок и давал ему горсть земли, который приносил доход вассалу, но в большой части- феодалу. В настоящее время этот институт был бы сравнен с институтом доверительного управления имуществом.
Что касается развитие инвестиций в Российском государстве, то здесь можно выделить существенную особенность: на всех этапах развития государственности важное место в экономике занимали иностранные инвестиции, привлеченные изнутри, либо привезенные иностранцами извне. Особенно актуальной процедура привлечения иностранного капитала была в кризисные моменты: разрушительные войны, политические смуты, социальные потрясения. Историю российских инвестиций можно разделить на несколько этапов. В первом, дореволюционном этапе, большую популярность имело привлечение средств у частных лиц и религиозных учреждений- Российской православной церкви. В девятнадцатом веке к инвестициям начали обращаться все сословия государства, а помещики - охотнее и больше остальных.
Следующий этап составит собой всю советскую эпоху и охарактеризуется всяческими ограничениями, введением и поддержанием политики протекционизма, что не означает автоматическое исключение инвестиционного сотрудничества, а наоборот: для распространения идеи мировой пролетарской революции, большое количество средств предоставлялось нашим государством на нужны стран, так называемого, просоветского мира.
Третий этап истории российских инвестиций начался с эпохи развала советских устоев. Приватизация собственности государства дала толчок появлению инвестиционного рынка. Экономика медленно начала приобретать характеристики рыночной, в страну начали поступать деньги зарубежных инвесторов или граждан, которые пожелали вложить средства в развитие всевозможных отраслей деятельности.
Но все это касается прошлого. Возвращаясь в настоящее, мы должны ответить на вопрос : "Почему необходимо изучить и понять механизм инвестиционного сотрудничества и какие у него перспективы на сегодняшний день". Это и будет являться проблемой актуальности предмета моего исследования.
Я уверена, что изучение предмета ради предмета не имеет смысла, так как разобравшись только в терминологии и элементах, невозможно выполнить главную задачу, которая должна стоять в экономике, а тем более международной,- планирование и прогнозирование. Относительно роли этих двух видов деятельности в инвестиционной деятельности мы поговорим позже.
Теперь вернемся к непосредственной ее структуре.
В своей работе я подразделяю ее на следующие элементы: сам понятийный аппарат, сущность инвестиций, их виды. Далее- правовое регулирование: формы инвестиционного сотрудничества, международные методы регулирования. К таким традиционно относят: предоставление различных правовых гарантий, установление в отношений инвесторов и объектов инвестирования того ли иного режима и соответствующих ему льгот: налоговых, административных (порядок регистрации права собственности или регистрации юридического лиц, как пример), таможенных, финансовых. Различные способы защиты прав инвесторов, как судебные, так и несудебные. И, наконец, непосредственный порядок разрешения споров субъектов инвестиционной деятельности, как в рамках национальных, так и международных институтов.
Это очевидно, что изучать механизм в целом и его части- в частности, необходимо для анализа их целесообразности, эффективности, возможности оперативного реагирования на быстрые изменения. Обособляя функцию и работу каждого элемента в отдельности, мы формируем картину тех технических и правовых изменен, которые нужно произвести для их совершенствования. Конечная цель должна сводиться к следующим трем категориям :
1) разработка такого механизма, который наиболее быстро и эффективно бы реагировал на потребности участников инвестиционного рынка;
2) разобравшись в государственном регулировании инвестиций той или иной страны, сделать прогноз того, насколько целесообразным будет размещение иностранного капитала на ее рынке (упомянутое выше прогнозирование);
3) понимая, какие структурные элементы оказались менее разработаны и наименее эффективны, произвести планирование необходимых изменений, целью которых будет являться создание более благоприятного инвестиционного климата в стране.
Как отмечалось выше, в интегрирующем мире, главной тенденцией последнего века которого стала глобализация, сочетание экономического, социального, культурного, технического и инновационного развития и политики протекционизма и закрытости экономических границ представляется все менее и менее возможным. Именно поэтому важно инвестиционное сотрудничество. Для привлечения иностранных инвестиций необходим благоприятный инвестиционный климат и прозрачный механизм государственного регулирования инвестиций. Для этого иностранным инвесторам необходимы гарантии стабильности политической, валютно-финансовой, социальной, кредитной сфер государства, а равно необходимо иметь возможность прогнозировать состояние рынка тех товаров и услуг, на котором они размещают свой капитал.
В своей работе я постараюсь рассмотреть перечисленные мной элементы правового регулирования инвестиционного сотрудничества государств, а в заключении сделать выводы о складывающихся тенденциях развития инвестиционных отношений и необходимых изменениях.
В своей работы я обращалась к системообразующим документам международного инвестиционного права: Устав ООН, Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров, Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций . Следствием составления данных документов стало создание соответственно двух международных органов: Международного центра по урегулированию инвестиционных споров и Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. Также мною были изучены региональные соглашения: Конвенция о защите прав инвестора 1997 г., подписанная между странами — членами СНГ , а также Договор о Евразийском экономическом союзе, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации и другие.
Среди монографий и учебных пособий я анализировала труды таких выдающихся ученых правоведов, как М.М Богуславского, В.Н Лисицы, А.А Овчинникова, В.В Гущина, Дж. Шварценберга и других.
Таким образом, мы видим, что инвестиционное сотрудничество не может появиться из ниоткуда, этой деятельности предшествуют как формирующиеся потребности субъекта рынка в трансграничном сотрудничестве и более эффективном размещении своих средств, когда национального пространства становится мало, так и глубокий анализ риска, оценка состояния политической и социальной стабильности в той или иной стране. И мы также видим, что, хотя принцип демократизма и является наиболее предпочтительным в контексте регулирования отношений субъектов инвестиционной деятельности, международный правовой механизм с соответствующими ему методами участия является неотъемлемой их составляющей.
Многообразие форм инвестиционного сотрудничества предполагает различную степень вмешательства государства в соответствующие отношения. Естественно и логично, что сотрудничество в социо-культурных связях, сфере образования и здравоохранения будут менее подпадать под государственный контроль, нежели чем распределение природных ресурсов, ценных бумаг, строительство, энергетическая, инновационная сферы.
Несмотря на кажущуюся несущественность, понятийный аппарат в международных отношениях все-таки очень важен. поскольку потенциальному дельцу , да и участнику рынка- резиденту важно понимать, что законодатель вкладывает в понятие "инвестиционная деятельность", насколько широко трактует данный процесс и, следственно, какие свободы предоставляет в рамках него. Доктринальные термины и классификации находят свое прямое отражение в законодательстве, которое и предоставляет те или иные права и накладывает обязанности.
Говоря о свободах, я хочу отметить, что она-то и вызывает страх на постсоветском пространстве чуть ли не генетического, национального характера. Очевидно, это наш исторический опыт или же его отсутствие в срезе инновационного международного сотрудничества. Возможно, этим страхом свободы и влекущей ею неопределенности объясняется большая доля государственного регулирования рынка в России и инвестиций в частности. На современном этапе непонятно, следует ли ослабить этот государственный контроль или наоборот расширить его действие, так как, объективно говоря, у нашего государства отсутствует четкий определенный курс в дальнейшем экономическом развитии. Это не значит, что мы не способны спланировать собственное развитие или дать оценить вероятный экономические и политические риски. Но что останавливает потенциальных инвесторов, несмотря на предоставляемые режимы и гарантии, которые, без сомнения, являются эффективным стимулятором в привлечении последних, - так это отсутствие стабильности. Учитывая также установленный курс на импортозамещение, становится объяснимой существенная роль административного бюрократического аппарата.
Возвращаясь к работе, хочу особое внимание уделить проблеме оперативного решения инвестиционных споров. На сегодняшний момент, существуют процедуры судебного и несудебного урегулирования разногласий, что, на мой взгляд, доказывает свою эффективность в "разгрузке" судебных органов и предоставлении инвесторам самостоятельности в вопросах выбора этих способов и юрисдикции.
Подытоживая, мне хотелось бы отметить, что можно сколько угодно совершенствовать "вспомогательный" механизм инвестиционного сотрудничества: нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу, специализированные органы, административные процедуры, но все эти меры могут оказаться невостребованными, если в стране не установлен благоприятный инвестиционный климат для потенциальных инвесторов. Благоприятный, стабильные, безопасные и гарантированные условия размещения и выводы капитала, возможность прогнозировать дальнейшее состояние и вектор развития экономической политики государства- вот то, на что должны быть положены силы, если правительство желает повысить уровень интеграции определенной страны в международное взаимодействия. Уровень же допустимости саморегулирования в инвестиционных отношениях в том числе будет зависеть от степени сознательности последних. И в этом смысле представляется важным перенятие исторического опыта более прогрессивных стран. К таким будут относиться не обязательно страны с высоким уровнем качества жизни, но, в первую очередь, это страны, традиционно находящиеся на пересечениях международных торговых путей, исторически- морских (Южная Америка, южное Средиземноморье, Ближний и Дальний Восток, западная Европа).
Многообразие форм инвестиционного сотрудничества предполагает различную степень вмешательства государства в соответствующие отношения. Естественно и логично, что сотрудничество в социо-культурных связях, сфере образования и здравоохранения будут менее подпадать под государственный контроль, нежели чем распределение природных ресурсов, ценных бумаг, строительство, энергетическая, инновационная сферы.
Несмотря на кажущуюся несущественность, понятийный аппарат в международных отношениях все-таки очень важен. поскольку потенциальному дельцу , да и участнику рынка- резиденту важно понимать, что законодатель вкладывает в понятие "инвестиционная деятельность", насколько широко трактует данный процесс и, следственно, какие свободы предоставляет в рамках него. Доктринальные термины и классификации находят свое прямое отражение в законодательстве, которое и предоставляет те или иные права и накладывает обязанности.
Говоря о свободах, я хочу отметить, что она-то и вызывает страх на постсоветском пространстве чуть ли не генетического, национального характера. Очевидно, это наш исторический опыт или же его отсутствие в срезе инновационного международного сотрудничества. Возможно, этим страхом свободы и влекущей ею неопределенности объясняется большая доля государственного регулирования рынка в России и инвестиций в частности. На современном этапе непонятно, следует ли ослабить этот государственный контроль или наоборот расширить его действие, так как, объективно говоря, у нашего государства отсутствует четкий определенный курс в дальнейшем экономическом развитии. Это не значит, что мы не способны спланировать собственное развитие или дать оценить вероятный экономические и политические риски. Но что останавливает потенциальных инвесторов, несмотря на предоставляемые режимы и гарантии, которые, без сомнения, являются эффективным стимулятором в привлечении последних, - так это отсутствие стабильности. Учитывая также установленный курс на импортозамещение, становится объяснимой существенная роль административного бюрократического аппарата.
Возвращаясь к работе, хочу особое внимание уделить проблеме оперативного решения инвестиционных споров. На сегодняшний момент, существуют процедуры судебного и несудебного урегулирования разногласий, что, на мой взгляд, доказывает свою эффективность в "разгрузке" судебных органов и предоставлении инвесторам самостоятельности в вопросах выбора этих способов и юрисдикции.
Подытоживая, мне хотелось бы отметить, что можно сколько угодно совершенствовать "вспомогательный" механизм инвестиционного сотрудничества: нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу, специализированные органы, административные процедуры, но все эти меры могут оказаться невостребованными, если в стране не установлен благоприятный инвестиционный климат для потенциальных инвесторов. Благоприятный, стабильные, безопасные и гарантированные условия размещения и выводы капитала, возможность прогнозировать дальнейшее состояние и вектор развития экономической политики государства- вот то, на что должны быть положены силы, если правительство желает повысить уровень интеграции определенной страны в международное взаимодействия. Уровень же допустимости саморегулирования в инвестиционных отношениях в том числе будет зависеть от степени сознательности последних. И в этом смысле представляется важным перенятие исторического опыта более прогрессивных стран. К таким будут относиться не обязательно страны с высоким уровнем качества жизни, но, в первую очередь, это страны, традиционно находящиеся на пересечениях международных торговых путей, исторически- морских (Южная Америка, южное Средиземноморье, Ближний и Дальний Восток, западная Европа).
Подобные работы
- Правовое регулирование инвестиционной деятельности в сфере туризма в России и Японии: сравнительный анализ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование инвестиционной деятельности в сфере туризма в России и Японии: сравнительный анализ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности правового регулирования иностранной инвестиционной деятельности недропользования в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2022 - Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование иностранной инвестиционной деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Договор инвестиционной деятельности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018



