ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ В ПОВЫШЕНИИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕБЕНКОМ ИНТЕРНЕТ - ПРОСТРАНСТВА 7
1.1 Интернет - пространство и его влияние на ребенка 7
1.2 Учащиеся начальной школы как пользователи
Интернет - пространства: виды деятельности 14
1.3 Обеспечение родителями безопасности ребенка в Интернет - пространстве 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ В ПОВЫШЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ 27
2.1 Организация исследования. Описание методик 27
2.2 Результаты исследования 32
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы. XXI в. - это время высоких информационных технологий. Уже стало свершившимся фактом то, что практически во всех сферах деятельности человека используются новые информационные технологии, компьютеры. За несколько десятилетий была сформирована компьютерная субкультура, с характерной для нее средой обитания в виртуальном мире. Интернет стал стилем жизни многих: это и работа, и образование, и общение, и развлечения, и новости оп-Нпе, и Интернет магазины и многое другое. Бесспорно, что современные информационные технологии принесли определенные блага для общества, человечества.
Однако, в данный момент времени наблюдается трагическая тенденция пагубного воздействия Интернета на здоровье, психику людей. Особо пагубное влияние Интернет-пространство оказывает на психику ребенка, которая еще не полностью сформировалась. В руки к ребенку попадает материал с низким уровнем моральных ценностей и нравов. Это жестокие компьютерные игры, видеоматериалы, травмирующие психику подростка, литература различного рода содержания, не прошедшая цензурной проверки. Сегодня дети, безусловно, оказываются в зоне негативного влияния Интернета [31].
Основной показатель российского сектора Интернет - пространства - это постоянный рост Интернет - аудитории. Неконтролируемое использование Всемирной паутины с помощью домашнего компьютера, гаджетов нередко способствует возникновению различного рода техногенных зависимостей, в частности интернет - зависимости, что, в свою очередь, приводит к возникновению социальной дезадаптации. Статистика указывает на почти девятимиллионную детскую аудиторию Интернета, причем учтены только дети младше 14 лет. Из них, 75 % пользуются Интернет ресурсами без контроля со стороны родителей. Более 30% несовершеннолетних проводят в Интернете более трех часов в день. Около 40% детей посещают сайты, где размещены порнографические материалы. Примерно 20% детей видели в Интернете видео, содержащее сцены насилия, а также другие нежелательные материалы [30]. В связи возрастанием численности несовершеннолетних пользователей сегодня проблема обеспечения информационной безопасности детей в Интернете становится особенно актуальной.
Проблема обеспечения информационной безопасности ребенка в настоящее время национальным приоритетом. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации - это один из базовых концептуальных документов, определяющих политику государства в этой области. Сегодня можно уже говорить о налаженной согласованной деятельности в области регулирования производителей и распространителей медиа-контентов, психолого-экспертных сообществ, участников медиа-индустрии по обеспечению информационной безопасности одной из самых чувствительных к воздействию информации групп населения - подрастающего поколения. Однако определяющую роль в обеспечении информационной безопасности ребенка играет его родители.
Актуальность выпускной квалификационной работы вытекает из того, что сегодня родители учащихся начальной школы или очень сильно уберегают от Интернета, или вовсе не контролируют ребенка. На наш взгляд, одной из причин недостаточности родительского контроля является низкий уровень знаний родителей о возможностях контроля ребенка в Интернете. Проблема роли родителей, которые обеспечивают контроль за поведением школьника в сети Интернет, является предметом пристального внимания специалистов и обычных обывателей. Поэтому, на наш взгляд, актуальность выбранной нами темы не подвергается сомнению.
Степень изученности темы. В настоящее время в психологии проблемы обеспечения информационной безопасности детей в Интернете и роли родителей в повышении безопасности ребенка в Интернете представлены рядом исследований. В ходе работы над исследованием нами обнаружены следующие работы:
• информационная безопасность личности, в частности детей - И.Б. Бовина [2, 3, 4], Ю.И. Богатырева [5], Г.В. Грачев [10], Г. Кириллович [67], Т.А. Малых [23], Л. А. Самоделова [34], Г.У. Солдатова [42], Н.И. Хохлова [91];
• компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и безопасности личности - X. Домозетов [12];
• негативное влияние информации из Интернета - Е.А. Мельников [24];
• обеспечение информационной безопасности детей в Интернете - Г.Ф. Биктагирова [1], Н.И. Саттарова [35, 36, 37];
• роль родителей в повышении безопасности ребенка в Интернете - И.Ю. Ефимова [14, 14], А.Ю. Симинягин [40], Г.У. Солдатова [43];
Цель исследования - изучить возможности роли родителей в повышении безопасности ребенка в Интернете.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи исследования:
• провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• рассмотреть Интернет - пространство и его влияние на ребенка;
• изучить учащихся начальной школы как пользователей Интернет и их виды деятельности;
• изучить проблемы роли родителей в обеспечении безопасности ребенка в Интернет - пространстве;
• организовать и провести эмпирическое исследование для получения данных, позволяющих доказать нашу гипотезу.
Объект исследования - учащиеся начальной школы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан и их родители.
Предмет исследования - роль родителей в повышении безопасности ребенка в Интернете.
Гипотеза исследования: целенаправленное взаимодействие школы и родителей позволяет уменьшить склонность к Интернет - зависимости у учащихся начальной школы.
Методы исследования:
• теоретический анализ работ отечественных и зарубежных ученых;
• исследование нормативно-законодательных документов в сфере информационной безопасности детей в Интернете;
• тестирование;
• анкетирование;
• эксперимент и метод статистической обработки данных результата исследования.
Методики исследования:
• методика «Шкала Интернет - зависимости Чен»;
• анкета для родителей (составлена Н. Пакуловой).
Практическая значимость работы на наш взгляд состоит в том, что создана и реализована программа мероприятий «К безопасному Интернет - пространству». Полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы в процессе работы учителей начальной школы, школьных психологов по повышению безопасности учащихся начальной школы в Интернете.
Апробация результатов работы. Отдельные аспекты данной выпускной квалификационной работы рассмотрены в статье, размещенной в сборнике «Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации» [28].
Основной базой эмпирического исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и примечания.
В данной выпускной квалификационной работе проведено исследование роли родителей в повышение безопасности ребенка в Интернете. Настоящее исследование связано с решением важной проблемы - необходимостью совершенствовать и сделать более эффективной роль родителей в повышении безопасности ребенка в Интернете.
В ходе исследования было выявлено, что Интернет имеет в современный момент времени глобальное значение для как для общества, так и для человечества в целом. Однако следует отметить, что ребенок, включенный в процесс познания, игры или общения незащищен от потоков несанкционированной информации. Современные исследования доказывают, что в ходе осуществления той или иной деятельности в Интернет - пространстве формируются риски для жизни и здоровья ребенка. Интернет - контент несет опасность для психического здоровья и развития несовершеннолетнего ребенка. Сети Интернет способствуют изменению эмоционального состояния учащегося начальной школы, и дает возможность развитию у него различных форм аддиктивного поведения. Неслучайно в начале XXI в. появление качественно нового феномена - Интернет-зависимость, стоящего на одной ступени с наркоманией, алкоголизмом. И данному феномену благодаря наличию различного рода гаджетов, и неограничеснным доступом в Интернет, может быть подвержен практический каждый российский учащийся начальной школы.
Даже, рассматриваемая, как часть национальной безопасности, информационную безопасность ребенка невозможно обеспечить только стремлениями государства, общества, школы без участия родителей. В данном процессе родители играют определяющую роль. Именно поэтому возникает острая необходимость актуализации роли родителей в обеспечении безопасности учащихся начальной школы во Всемирной сети.
Одной из задач данного исследования была задача организовать и провести опытно-экспериментальную работу для получения данных, позволяющих доказать нашу гипотезу. Объектом исследования стали учащиеся начальной школы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан и их родители.
Эмпирическое исследование проводилось с использованием экспериментально-психологических методов: теоретический анализ работ отечественных и зарубежных ученых; исследование нормативно-законодательных документов в сфере информационной безопасности детей в Интернете; тестирование; анкетирование; эксперимент и метод статистической обработки данных результата исследования.
В качестве методик исследования использовались: методика «Шкала Интернет - зависимости Чен»; анкета для родителей (составлена Н. Пакуловой).
Нами было проведено 3-х этапное исследование, которое включало в себя констатирующий, формирующий и контрольный. Выше названные методики нами применены на двух этапах исследования на констатирующем и контрольном этапе эксперимента. Для проверки и сопоставления показателей двух экспериментов нами применен непараметрический статистический тест (критерий) - Т - критерий Вилкоксона, который подтвердил нами выдвинутую гипотезу H0, так как показатели после повторного эксперимента намного снизились по сравнению со значениями показателей констатирующего исследования. Иными словами, проведенное исследование подтвердило гипотезу, сформулированную в начале работы: современные родители учащихся начальной школы ввиду своей некомпетентности и неосведомленности об Интернет угрозах и способах защиты от них, не обращают должного внимания вопросам обеспечения безопасности детей в Интернет - пространстве. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Биктагирова Г.Ф. Безопасность детей в Интернете // Вестник научного центра безопасности жизнедеятельности. - 2010. - № 6. - С. 73-75.
2. Бовина И.Б. Информационная безопасность детей в обыденном понимании родителей и учителей // Вестник РУДН. Сер.: Психология и педагогика. - 2016. - № 1. - С. 77-86.
3. Бовина И.Б. Информационная безопасность детей и подростков в понимании родителей и учителей (Ч. 1. Постановка проблемы) // Психология и право. - 2015. - Т. 5. - № 3. - С. 1-13.
4. Бовина И.Б. Информационная безопасность детей и подростков в понимании родителей и учителей (Ч. 2. Результаты эмпирического исследования) // Там же. - 2016. - Т. 6. - № 1. - С. 365-368.
5. Богатырева Ю.И. Информационная безопасность школьников в образовательной среде: теория и практика высшей школы: монография. - Тула: ТулГУ, 2013. - 160 с.
6. Богданова О.А. Проблема безопасности работы детей в сети Интернет // Вестник МГПУ. Сер.: Информатика и информатизация образования. - 2010. - № 20. - С. 104-108.
7. Васильева А.В. Обеспечение информационной безопасности детей и подростков в сети Интернет с помощью «родительского контроля» // Актуальные аспекты информатизации образования: профилактика противоправного использования сети Интернет: материалы сетевой научно-практической конференции 10.10. - 31.12.2015 / Под ред. Поляковой В.А. - Владимир: ВИРО, 2015. - С. 12-15.
8. Воропаев М.В. Воспитание в виртуальных средах: монография. - М.: МГПУ, 2010. - 232 с.
9. Гафнер В. В., Петров С. В., Забара Л. И. Опасности социального характера и защита от них: учебное пособие. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2010. - 264 с.
10. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: автореф. дис. д. психол. наук. -
М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2000. - 56 с.
11. Дети в интернете: как научить безопасности в виртуальном мире. И. В. Литовченко и др. - К.: Издательство ООО «Издательский дом Аванпост-Прим», 2010. - с.48.
12. Домозетов X. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и безопасности личности // Философская и социологическая мысль. - 1991. - №4. - С.93-99.
13. Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира: В 3-х Т. - Т. 2: Расцвет древних обществ. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1983. - 574 с.
14. Ефимова И.Ю. Методика формирования компетенций родителей в области обеспечения информационной безопасности подростков в сети Интернет // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. / Рос. гос. профессионально-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. - С. 515-519.
15. Ефимова И.Ю. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности учащихся при использовании Интернета // Информационная безопасность и вопросы профилактики экстремизма среди молодежи: материалы внутривуз. конф. / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. - Магнитогорск, 2015. - С. 205-218.
16. Зыков В.В. Безопасность предпринимательской деятельности: монография. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2011. - 196 с.
17. Иванченко Д.А. Интерпретация интернет-пространства в дискурсе социологии // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2010. - № 3 (69). - С.72-78.
18. Игнатов М.С. Интернет-зависимость подростков и ее профилактика// Актуальные аспекты информатизации образования: профилактика противоправного использования сети Интернет: материалы сетевой науч.-практ. конф.
10.10. - 31.12.2015 / Под ред. Поляковой В.А. - Владимир: ВИРО, 2015. - С. 67-69.
19. Какорина Е. В. Язык интернет-коммуникации // Язык массовой и межличностной коммуникации. - М.: Медиа-Мир, 2007. - С. 393-394.
20. Концепция информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р».
21. Кузнецов Ю.Ф. Деятельность как психолого-педагогическая категория // Специальное образование. - 2005. - № 5. - С. 37-45.
22. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: учебник.
- 2-е изд., доп. и перераб. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.
23. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Иркутск: ОГОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», 2008. - 23 с.
24. Мельников Е.А. Негативно влияющая информация в интернет// Тезисы докладов Международной конференции «Интернет. Общество. Личность». - СПб.,1999. - 376 с.
25. Немов Р.С. Общая психология: В 3-х Т. - Т. 1: Введение в психологию: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 726 с.
26. Немов Р. С. Психология: учебник для бакалавров. - М: ИД Юрайт, 2014.- 639 с.
27. Новиков А.А., Устинов Г.Н. Уязвимость и информационная безопасность телекоммуникационных технологий: Учебное пособие. - М. «Радио и связь», 2003. - 279 с.
28. Пакулова Н.П. К проблеме исследования зависимости детей младшего школьного возраста от Интернета//Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: Материалы Международной научно - практической конференции (Пенза, 20 февраля 2018 г.). - Пенза: Изд -во МЦНС «Наука и просвещение», 2018. - С. 243 - 245.
29. Патрикеева Э. Г., Соловьева О. А., Селезнева Т. А. Влияние виртуального пространства сети Интернет на жизненные ценности современной молодежи // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 1342-1346.
30. Привалов А.Н. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2012. - № 3. - С. 427-431.
31. Пузакова А.А. Влияние развития техники и технологий на жизнь людей // Молодой ученый. - 2015. - № 20. - С. 635-640.
32. Репина М. А., Федоров А. Ф. Проблема интернет-зависимости среди подростков // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 662-664.
33. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10
34. Самоделова Л. А. Изучение основ информационной безопасности в системе дополнительного образования: автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 2002. - 27 с.
35. Саттарова Н.И. К вопросу об информационной безопасности школьников // Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Межвузовский сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во Библиотека Академии наук, 2002.- С.90-92.
36. Саттарова Н.И. Модели обеспечения информационной безопасности школьников//Материалы научно-практической конференции «Информационная безопасность школьников: состояние, проблемы, перспективы» (СПб, 28 - 30.04.2003 г.) - СПб., 2003.- С. 102-103.
37. Саттарова Н. И. Обеспечение информационной безопасности детей, использующих Интернет // Сборник трудов Первой Всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и Интернет» (18-19 сентября 2001 г.). - СПб., 2001. - С. 151-152.
38. Серебряник Е. Э. Формирование информационно-личностной безопасности учащихся основой школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Калининград 2011. - 22 с.
39. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 350 с.
40. Симинягин А.Ю. К вопросу об обеспечении родителями безопасности несовершеннолетних в Интернете / А.Ю. Симинягин, И.С. Кожевников, Д.Ю. Симинягин // Вестн. Калининградского филиала С.-Петерб. ун-та МВД России. - 2009. - № 2. - С. 91-95.
41. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2016. - 461 с.
42. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой. — М.: Фонд Развития Интернет 2011. - 176 с.
43. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Роль родителей в повышении без- опасности ребенка в Интернете: классификация и сопоставительный анализ. //Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 3-14.
44. Тарасова С.А. Что за зверь такой - буллинг? // Знание - сила, 2013. - № 1. - С. 76-78.
45. Тухватуллина Г.Х. Киберзапугивание как вид противоправной деятельности в сети Интернет// Актуальные аспекты информатизации образования: профилактика противоправного использования сети Интернет: материалы сетевой научно-практической конференции 10.10. - 31.12.2015 / Под ред. Поляковой В.А. - Владимир: ВИРО, 2015. - С. 8-11.
46. Федеральный закон «Об образовании», Закон РФ от 29.12.2012 №2 273.
47. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
48. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Федеральный закон от 27.07.2006 №152 «О персональных данных».
49. Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центрально европейского региона России: Дис. ... канд. пси- хол. наук. - Арзамас, 2003. - 152 с.
50. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. - 1988. - № 3. - С. 16—84.
51. Шмелёва О.В. Компьютерная зависимость детей и подростков// Актуальные аспекты информатизации образования: профилактика противоправного использования сети Интернет: материалы сетевой научно-практической конференции 10.10. - 31.12.2015 / Под ред. Поляковой В.А. - Владимир: ВИРО, 2015. - С. 26-29.
52. Язык массовой и межличностной коммуникации. - М.: МедиаМир, 2007. - 576 с.
53. Блог актера Станислава Садальского [Электронный ресурс]. URL: http://sadalskij.livejoumal.com/ (дата обращения: 02.09.17).
54. Блог Ивана Урганта [Электронный ресурс]. URL: http://ivanurgant.com/ (дата обращения: 02.09.17).
55. Блог Ксении Собчак [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/profile/24691/blog (дата обращения: 02.09.17).
56. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: https://slovar.cc/enc/bse/1992736.html (дата обращения: 07.09.2017).
57. Ветлугина К.И., Боброва И.И. Влияние компьютера и Интернета на развитие и здоровье дошкольников // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/03/1760 (дата обращения:
07.06.17)
58. Видеоурок, рекомендованный Министерством образования и науки РФ для использования в рамках Всероссийского урока безопасности школьников в сети Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch7vm0nVjSyTn4 (дата обращения: 25. 02. 18)
60. Влияние Интернета на сознание людей/ [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://book-science.ru/humanities/psychology/vlijanie-interneta-na-
soznanie-ljudej.html (дата обращения: 15. 09. 17)
61. А.Е. Войкунский, О.В. Митина Диагностика зависимости от Интер- нета//Медицинская психология в России. - 2015 - № 4 (33). С. 11 - 18. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://mprj.ru (дата обращения:
19.09.17)
62. Глобальная сеть: правила пользования: сайт МТС. - 2017
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.10.2016. - URL:
http: //static. mts. rn/uploadmsk/contents/1655/safety/rnles_for_parents. pdf (дата
обращения: 05.09.17).
63. Даль В.И Толковый словарь живого языка. [Электронный ресурс]. URL: http://v-dal.ru (дата обращения: 07.09.2017).
64. Интернет-зависимость/ [Электронный ресурс]. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/интернет-зависимость (дата обращения: 14. 01. 18)
65. Каталог блогов [Электронный ресурс]. URL: http://www.blogdir.ru/ (дата обращения: 07.09.17).
66. Кинозал. ТВ [Электронный ресурс]. URL: http://kinozal.tv (дата обращения: 02.09.17).
67. Кириллович Г. Подводные камни Интернета. Реальные опасности виртуального пространства//Время и Деньги. - 25.05.2010. - № 92 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tatpressa.ru/news/541.html (дата обращения:
13.10.17)
68. Малкова Е.Е., Калин Н.И. Клинико-психологические феномены форми
рования компьютерной зависимости у современных подростков // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 4 (15). [Электронный ресурс] - URL: http://www.medpsy.ru/ mprj/
archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer03 (дата обращения: 03.09.17).
69. Малыгин В.Л., Меркулова Ю.А. Ценностно-смысловая сфера у подрост
ков с Интернет-зависимым поведением// Вестник новых медицинских технологий. - 2016. - № 4. [Электронный ресурс]. URL:
https://docviewer.vandex.rU/view/Q/ru (дата обращения: 12.10.17).
70. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь - 4 -
е изд. [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.ru/read/201537-bolshoj-
psixologicheskij-slovar.html (дата обращения: 07.09.2017).
71. Мусалимова Р.С., Ахмадеев Р.Р. Краткая характеристика тестовых методов оценки интернет - зависимого поведения// «Вестник БГУ». - 2015. - №3 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-brgu.ru/?page_id=668 (дата обращения: 20.09.17)
72. Мухаметшина О.В. Констатирующий этап экспериментальной работы
по формированию коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров// Вестник Челябинского государственного университета: электрон. науч. журн. - 2013. - N 26. [Электронный ресурс] - URL:
http://www.lib.csu.ru/vch/317/023.pdf (дата обращения: 29.09.17).
73. Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования: [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, по состоянию на 01.01.2017)]: [Электронный ресурс]. URL:
http://base.garant.ru/197127/. (дата обращения: 07.09.17).
74. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://ozhegov.info/slovar/?q=безопасность (дата обращения: 07.09.2017).
75. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. Дети
России онлайн: риски и безопасность. [Электронный ресурс] URL:
http://detionline.com/assets/files/helpline/ RussianKidsOnline_ Final% 20ReportRussian.pdf (дата обращения: 07.09.17).
76. Результаты опроса населения ФОМ «Дети - пользователи Интернета» [Электронный ресурс]. URL: http://bd.fom.ru/ report/map /dd065027 (дата обращения: 02.09.17).
77. Рутрекер [Электронный ресурс]. URL: http://rutracker.org (дата обращения: 02.09.17).
78. Сайт «Няня в сети» [Электронный ресурс]. URL: http://nyanya-v-ceti.ru (дата обращения: 12.09.17).
79. Сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) [Электронный ресурс]. URL: // http://eais.rkn.gov.ru (дата обращения: 13.09.17)
80. Сайт Форума Безопасного Интернета [Электронный ресурс]. URL: http://safeinternetforum.ru/o-forume/ (дата обращения: 13.09.17)
81. Силаева В. Л. Интернет как социальный феномен // СОЦИС. - 2012. - №2
11. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/files /File/Socis/2012- 11/Silaeva_14.pdf (дата обращения: 02.09.17).
82. Собкин В.С. Современный подросток в социальных сетях [Электронный ресурс]. URL: http://library.isu.ru/ru/resources/e-library/ conf_works_ISU/ psy_ soderzhaniefB-8.pdf (дата обращения: 02.09.17).
83. ^циальная сеть «В контакте» [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/ (дата обращения: 02.09.17).
84. ^циальная сеть «Одноклассники» [Электронный ресурс]. URL: https://ok.ru/ (дата обращения: 02.09.17).
85. ^циальная сеть «Мой мир» [Электронный ресурс]. URL: https://my.mail.ru/ (дата обращения: 02.09.17).
86. Толковый словарь русского языка Ушакова [Электронный ресурс]. URL: https://slovar.cc/rus/ushakov/394452.html (дата обращения: 07.09.2017).
87. ТФайл [Электронный ресурс]. URL: http://tfile.co (дата обращения:
02.09.17) .
88. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 1496-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации»
(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 139-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ, от 28.12.2013 N 398-ФЗ, от 21.07.2014 N 222-ФЗ, от 19.12.2016 N 442-ФЗ, от
07.06.2017 N 109-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: // http://www.consult-
ant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/38c8ea666d27d9dc12b078c556e316e90248f551/ (дата обращения: 13.09.17)
89. Федеральный закон от 28.12.2010 г. №2 390-ФЗ «О безопасности» (с изм.,
внесенными от 05.10.2015 г.) [Электронный ресурс]. URL: //
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения:
10.09.17)
90. Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 139-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ, от 29.06.2013 N 135-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.06.2015 N 179-ФЗ, от 01.05.2017 N 87-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: //http://www.garant.ru/actual/ 421242/#ixzz4sOS00hI5 (дата обращения:
13.09.17) .
91. Хохлова Н.И. Обеспечение детской безопасности в Интернете: российский опыт и зарубежные инициативы // Пространство и Время. - 2012. - № 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/ article/ n/ obespechenie- detskoy-bezopasnosti-v-internete-rossiyskiy-opyt-i-zarubezhnye-
initsiati... (07.10.2017).
92. Шевченко И.О. Большая семья - какая она? // СОЦИС. - 2005. - № 1.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2005-
1/shevchenko.pdf (дата обращения: 02.09.2017).
93. Torrent-Games [Электронный ресурс]. URL: http://torrent-games.net (дата обращения: 02.09.17).