Выборка исследования: 20 детей младшего школьного возраста (2 класс) – составили экспериментальную группу.
Объемные приложения.
В данной работе не указана база исследования. Таким образом, если
подставить название нужной базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста 5
1.1 Сущность понятия «творческие способности» 5
1.2 Роль творческих способностей в развитии личности младшего школьника 9
1.3 Дидактические условия развития творческих способностей младших школьников 12
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития творческих способностей у младших школьников 20
2.1 Анализ уровня развития творческих способностей у младших школьников 20
2.2 Разработка серии уроков по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами рисования сказочных сюжетов 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение 35
Актуальность исследования. Проблема творчества человека, несмотря на частое обращение к ней педагогов, психологов, учителей-практиков, остается одной из интереснейших проблем современной психолого-педагогической науки. Проблема творчества – это, прежде всего, проблема путей к творчеству. И одним из таких путей является развитие творческих способностей личности младшего школьника.
Одной из основных задач начальной школы является формирование творческих способностей учащихся, стимулирование их активности в учебной деятельности путем создания благоприятных условий для творчества. Целью является влияние на творчество и интерес к познанию учащегося через эмоциональные, этические и эстетические переживания. С этой целью отбираются разные дидактические средства для формирования творческих способностей младших школьников.
Степень изученности. Проблема формирования творческих способностей у детей младшего школьного возраста раскрыта в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова и др. Л.С. Выготский, Д. Дьюи, В.Н. Дружинин и др. раскрыли сущность и структуру способностей в психологии. Т.П. Сараева, Б.М. Теплов и др. всесторонне проанализировали проблему формирования творческих способностей на разных возрастных этапах. Воспитательную и развивающую функцию сказочных сюжетов изучили М.А. Жукова, И.Д. Ковалева, Л.Ф. Тихомирова и др.
Цель исследования – изучение процесса развития творческих способностей детей младшего школьного на основе сказочных сюжетов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную и научную литературу по проблеме развития творческих способностей младших школьников.
2. Определить уровень развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в экспериментальном исследовании .
3. Разработать серию уроков по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами рисования сказочных сюжетов.
Гипотеза: рисование сказочных сюжетов оказывает эффективное влияние на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного.
Предмет исследования – условия развития творческих способностей у детей младшего школьного.
Методы исследования определены его целью, задачами и логикой исследования.
1. Использованы теоретические методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы, методы аналогии, синтез и обобщение.
2. Кроме этого, применялись эмпирические методы:
- наблюдение, беседа, тестирование;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Методологической основой исследования является:
- психологические подходы к пониманию сущности и структуры понятия «способности» (Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин и др.);
- положения психолого-педагогической науки о сущности процесса творческого развития личности (Джой Пол Гилфорд, Б.М. Теплов и др.).
Структура работы: исследование состоит из введения, основной части (включающий теоретические и практические вопросы), заключения, списка литературы, приложения.
Значимым этапом в развитии творческих способностей можно считать младший школьный возраст. С приходом в школу процесс овладения ребенком социальным опытом приобретает черты целенаправленности, систематичности и регулируемости. Это дает возможность для включения в учебную деятельность опыта творческой деятельности как одного из условий развития творческих способностей младших школьников. Но, как известно, целенаправленная работа по формированию общих творческих способностей возможна только на основе определения особенностей и уровня их развития. Становление, а, следовательно, и изучение общих творческих способностей возможно в триединстве их составляющих компонентов: содержательного, мотивационного и операционного.
В младшем школьном возрасте проявляются и те эмоциональные свойства, которые впоследствии характеризуют творчески одаренного человека: эмоциональная отзывчивость, выразительность и многообразие языковых эмоциональных проявлений, эмоциональная память, восприимчивость к проявлению чувств; развитое чувство юмора и др. Все перечисленные характеристики служат параметрами определения уровня формирования творческих способностей.
Развитие творческих способностей младших школьников – это динамический процесс, при котором происходит закономерное и качественное изменение структурных компонентов изучаемого феномена в процессе специально организованной деятельности, имеющей творческий аспект.
Младший школьный возраст – это важнейший период, в котором ребенку необходимо уделять максимум внимания, поскольку именно в это время закладывается взаимопонимание со взрослыми. Те родители, которые в этот период уделяют мало внимания своим детям, впоследствии встречаются с большими трудностями в их подростковом возрасте.
Самым популярным жанром устного народного творчества является сказка. Она рано входит в жизнь ребенка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, умственно. Через отношение ребенка к героям и событиям сказки складываются основы его нравственных чувств, моральных представлений. Сказка дает детям на всю жизнь уроки физической и нравственной чистоплотности.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Анализ результатов диагностики позволил заключить, что у достаточно большой группы младших школьников творческие способности развиты в основном на среднем и низком уровнях. На основе результатов диагностики была разработана и апробирована серия уроков, включающих развитие творческих способностей на основе сказочных сюжетов. Уроки разрабатывались с учетом использования разнообразных тем для рисования, предполагающих широкий ассортимент материалов и инструментов, используемых в процессе этих занятий, способствующих развитию творческих способностей, творческого мышления и воображения детей.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Беркутова, А. П. Обучение творческому чтению младших школьников [Текст] / А. П. Беркутова // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 33-36.
2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская; Психологический институт РАО. – Самара: Фёдоров, 2009. – 414 с
3. Вергелес, Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии [Текст] / Г. И. Вергелес // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – № 100. – 2015. – С. 7-18.
4. Вергелес, Г. И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования: в сб. «Младший школьник: формирование и развитие его личности» [Текст] / Г. И. Вергелес, А. И. Раев. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – С. 3-9.
5. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер. – М.: АСТ, 2015. – 352 с.
6. Волкова, М. И. Методологические основы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте [Текст] / М. И. Волкова // Начальная школа до и После. – 2015. – №5. – С. 21-23.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в развитии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 2007. – 96 с.
8. Гальперин, П. Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов [Текст] / П. Я. Гальперин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 502 с.
9. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. З. Гликман. – М.: Издательство «Школьные технологии», 2015. – 176 с.
10. Губин, В. Д. Способности и одаренность [Текст] / В. Д. Губин // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 2016. – № 1. – С. 12-14.
11. Дружинин, В. Н. Психология способностей: избранные тр. [Текст] / В. Н. Дружинин; отв. ред.: А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков. – М.: РГБ, 2009. – 652 с.
12. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Пер.с англ. Н. М. Никольской. – М.: Лабиринт, 2013. – 471 с.
13. Запорожец, А. В. Путь к развитию творчества [Текст] / А. В. Запорожец // Вопросы психологии. – 2013. – №11. – С. 32-38.
14. Жукова, М. А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения [Текст] / М. А. Жукова // Начальная школа. – 2015. – №2. – С. 41-43
15. Карпов, А. А. Взаимосвязь общих способностей и метакогнитивных качеств личности: дис. … канд. психол. Наук [Текст] / А. А. Карпов. – Ярославль: ЯГПУ, 2013. – 201 с.
16. Карташова, Е. С. Роль творческих способностей в развитии личности младшего школьника [Текст] / Е. С. Карташова // Психологические исследования. – 2013. – №6. – С. 74-77.
17. Киреенко, В. И. Творчество младших школьников [Текст] / В. И. Киреенко. – Ульяновск: Учитель, 2012. – 122 с.
18. Ковалева, И. Д. Особенности уроков литературного чтения / И. Д. Ковалева [Текст] / Начальная школа До и После. – 2014. – 33. – С. 41-46.
19. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии: учебн. пособие. [Текст] / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. ‒ М.: Юрайт, 2011. – 320 с.
20. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие / И. Ю. Кулагина. – М.: Наука, 2013. – 269 с.
21. Левитова, Н. Д. Педагогика и психология [Текст] / Н. Д. Левитова. – М.: Инфра-М, 2014. – 563 с.
22. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А. А. Люблинская. – М.: Наука, 2013. – 205 с.
23. Маслова, В. И. Развитие творческого потенциала одаренных детей средствами искусства [Текст] / В. И. Маслова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2015. – 215 с.
24. Мелик-Пашаев, М. М. Креативность и творчество [Текст] / М. М. Мелик-Пашаев. – М.: АСТ, 2016. – 368 с.
25. Никитина, А. В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / А. В. Никитина // Начальная школа до и После. – 2015. – № 10. – С.34-37.
26. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции [Текст] // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. / Ж. Пиаже. – М.: Международная педагогическая академия, 2012. – 680 с.
27. Психологический словарь [Текст] / под ред. Л. А. Карпенко, А. В. Петровского, М. Я. Ярошевского. – М.: Политиздат, 2013. – 648 с.
28. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – М.: Академия, 2015. – 455 с.
29. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 460 с.
30. Сараева, Т. П. Развитие творческих способностей при системно-деятельностном подходе в обучении [Текст] / Т. П. Сараева // Психология образования в политкультурном пространстве. – Елец: ЕГУ им И.А. Бунина, 2012. – № 20. –С. 60-68.
31. Теплов, Б. М. Психология индивидуальных различий: монография [Текст] / Б. М. Теплов. ‒ М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 452 с.
32. Терентьева, Ю. В. Проблема развития творческих способностей у младших школьников [Текст] / Ю. В. Терентьева // Мир психологии. – 2013. – №2. – С. 74-81.
33. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.
34. Юрчик, Р. О. Сюжетное рисование на уроках ИЗО [Текст] / Р.О. Юрчик // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 74-77.