Введение 3
Глава первая
Принципы международного экологического права по защите и сохранению
водных ресурсов 5
1.2 Принцип защиты и сохранения водных ресурсов 10
1.3 Принцип рационального использования водных ресурсов 15
1.4 Принцип предосторожности по охране водных ресурсов 20
1.5 Принцип ответственности за нанесение ущерба водной среде 26
Глава вторая
Международное правовое регулирование охраны и рационального использования водных ресурсов 29
2.1 Международные программы по охране водных ресурсов ООН «Вода
для жизни» 2005-2015 и «Вода для устойчивого развития» 2018-2028 29
2.2 Механизм ООН водные ресурсы и его роль по защите и сохранению
водных ресурсов 34
2.3 Универсальные и региональные нормы международно-правовые нормы
по охране водных ресурсов и их рациональному использованию 39
Глава третья
Охрана и рациональное использование водных ресурсов по законодательству Российской Федерации 42
3.1 Экологическое состояние рек, озер, грунтовых вод и других водных
источников в РФ 42
3.2 Водная стратегия РФ по обеспечению устойчивого водопользования и
охраны водных объектов 46
3.3 Правовые акты РФ по охране и рациональному использованию водных
ресурсов 51
Список литературы 57
Вода никогда не остается в политических границах, установленных человеком. Для осознания этого необходимо принять элементарный факт - мобильность водных ресурсов не позволяет им находиться в этих рамках.
Таким образом, если река или озеро будут взяты за основу определения территориальной линии между двумя или более государствами и затем, в результате эрозии, русло реки или озера будет медленно (или даже внезапно) сдвигаться, может привести к политическому спору. Может быть и то, что использование вод в одном государстве, вызовет последствия, ставящие под угрозу интересы другого государства в пределах своих границ.
Приведем примеры подобных ситуаций. Строительство дамбы для ирригации или для гидроэлектростанций у русла реки может вызвать наводнение у ее истоков. Эти и другие возможности последствия могут сказываться не только на главном течении реки или вод озера, но и на всей системе притоков в районе водосбора или в международном водосборном бассейне. Загрязнение в результате использование воды высшей по течению может повлечь за собой вредные последствия и значительные затраты на очистку воды ниже по течению.
Приведенные ситуации, которых можно добавить еще много, показывают, что с водными ресурсами, касающимися более чем одного государства или принадлежащих к международной водной, может привести к конфликту интересов. Их возникновение, связанные с этими проблемами, естественно и указывает на необходимость международного сотрудничества. Такие конфликты не смогут быть решены нормативной базой одного государства и принуждают созданию отдельного сектора.
Данная работа является актуальной и проблемы, которые будут затрагиваться, мы можем увидеть сегодня, как в глобальном смысле, так и в самой России.
Будет приведен подробный анализ правовой международной и внутригосударственной охраны и рационального использования водных ресурсов на примере России. Рассмотрим принципы международного экологического права по защите и сохранению водных ресурсов, начиная с их истоков и их общей характеристики, заканчивая источниками и нормами права. Затронем экологию, как науку и как она связана с международным экологическим правом.
Нормативная база является главной опорой, как государств, так и международного сообщества. Мы будем анализировать источники международного экологического права и механизм реализации правовых норм. Будут затронуты проблемы Российской Федерации касательные водных ресурсов и способов их решения.
Мы рассмотрели на примере России проблемы связанные с водными ресурсами и санитарией, с которыми сталкивается большинство стран. Их решение являются приоритетными для международного сообщества и всех жителей нашей планеты, так как вода, как считалось ранее, не является данностью, и она может кончиться.
Был проведен разбор проблем прошлого, как с ними справлялись раньше, проблем, которые решают сегодня и как планируют решать будущие проблемы. Просмотр связей международного экологического права и самой экологии показал нам, как происходит защита и правильное использование водных ресурсов на практике.
Анализ международного и внутригосударственного экологического права дал нам понять, что нормативная база уже есть, но она еще далека от совершенства. Проблемы на лицо уже сейчас и необходимо приложить все усилия, чтобы избежать катастрофы. Международному сообществу в содействии с субъектами международного права нужно проделать долгосрочную и эффективную деятельность, чтобы плачевные прогнозы, о которых мы говорили ранее, не воплотились в жизнь.
Основой большинства проблем и их решений является сам человек. Никакие органы публичной власти и ни одна международная организация не сможет добиться должного результата, если не доводить до сведения людей о надвигающейся катастрофе. Правильное и своевременное информирование людей является не меньшей необходимостью, чем прямое воздействие на нынешние проблемы. Так же нельзя допустить новых проблем с водными ресурсами. Этого надо добиваться путем предупреждения и пресечения возможных опасностей, что находиться в ведомстве, как международного сообщества, так и государств.
В заключение можно констатировать, что водные ресурсы и санитария-
это залог и гарантия жизни всего человечества. Нельзя закрывать глаза на то,
55
что происходит уже сегодня и тем более на то, что с нами может случиться без должной реакции. Международное сообщество прогнозирует, составляет необходимые программы и проводит постоянные встречи по данному вопросу, а государства реализуют общественные интересы. При должном подходе и слаженности действий можно избежать вышеназванных плачевных ситуаций. Главное понимать, что вода - это важно.