Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Виртуальная обучающая среда как основа обучения иностранному языку в СОШ

Работа №43402

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
708
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ XXI ВЕКА 9
1.1 Современные информационно-коммуникативные технологии обучения
иностранному языку 9
1.2 Виртуальная обучающая среда как инновационный способ обучения языку 20
1.3 Специфика внедрения и развития виртуальной обучающей среды в
процесс обучения иностранному языку 28
Выводы по главе 1 45
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 49
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 49
2.2 Опыт использования виртуальной обучающей среды как основы
обучения иностранному языку 53
2.3 Анализ эффективности использования виртуальной обучающей среды
как основы обучения иностранному языку 58
2.4 Практические рекомендации по использованию виртуальной
обучающей среды в процессе обучения иностранному языку 66
Выводы по II главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ



Мы живем в XXI веке. Как нам уже известно - это век информационных технологий, который затронул все области в жизни человека, в том числе и образование.
Сегодня в современном мире существует большая необходимость в быстром и постоянном обновлении знаний, формировании потребности в самостоятельном овладении ими. Поэтому современная система образования должна предоставлять человеку возможность не только получать дополнительное образование, но и возможность непрерывного образования. Одним из самых важных направлений развития такой системы образования является создание виртуальной обучающей среды.
Усваиваемые в школе знания могут быть разного характера, однако для их развития необходимо сделать учебный процесс более интересным и увлекательным, чтобы полученные знания можно было применить и в повседневной жизни.
В наши дни в школьной системе образования происходят значительные изменения, которые охватывают все стороны педагогического процесса в целом. Одним из самых важных факторов в процессе образования является личный интерес учащегося. Учителю необходимо знать, какие эффективные учебные технологии использовать в процессе обучения, чтобы получить планируемые результаты. От педагогов нового поколения требуется особое умение квалифицированно выбирать, применять образовательные технологии, которые полностью соответствуют содержанию и целям изучения иностранного языка, более того, способствуют достижению гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
В настоящее время виртуальное обучение и обучение с использованием дистанционных образовательных технологий активно внедряется и даже в некоторых случаях используется в полной мере. Этому процессу способствует приказ Министерства образования РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, более того, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», в котором указывается, что образовательным учреждениям следует частично или в полной мере осуществлять реализацию образовательных программ, используя элементы электронного обучения.
Использование современных педагогических технологий и применение новых методов в общеобразовательной школе способствуют к изменению учебного процесса и внеклассной деятельности учащихся в лучшую сторону. Следует отметить, что вышеперечисленное соответствует федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, более того, влияет на качество образования в нашей стране.
В ходе преодоления глобальной проблемы образования - улучшения качества образовательной системы в условиях обострения конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг - всё большую актуальность имеет развитие информационно-коммуникативных, дистанционных и виртуальных технологий, которые способны реализовать в сфере обучения, совершенно, новые дидактические возможности. Одним из самых перспективных направлений преобразования системы образования признано дистанционное создание виртуальных обучающих сред, которое интенсивно распространяется во всём мире.
Попытки подойти к рассмотрению процесса обучения более последовательно, выработать единый подход, послужили начальной точкой для создания многочисленных концепций и теорий обучения. В числе самых известных и популярных сегодня можно назвать: теорию проблемного обучения (И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов [24; 28; 29]), теорию программированного обучения (Н.Ф. Талызина [38] и др.), развивающего обучения (В.В. Давыдов [10] и др.), личностно-деятельностного и личностно-ориентированного обучения (И.Я. Зимняя, И.С. Якиманская [16; 0]) и т.д. Особую популярность и важное место в последнее время занимают технологии дистанционного и активного обучения, которые способные существенно улучшить процесс и результат образования в целом. Анализ ряда дидактических и психолого-педагогических исследований (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), привел к мысли о том, что информационно-коммуникативные технологии способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их творчества и самостоятельности, доступ к новым источникам информации и т.д. Таким образом, следует говорить о формировании новой среды обучения. И.С. Якиманская отмечает: чем разнообразнее образовательная среда, тем эффективнее процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни [0].
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность учителя иностранного языка, его способность решать профессиональные педагогические задачи с применением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма. Однако на данный момент в литературе практически нет разработок, которые могут освещать возможности использования виртуальной обучающей среды при обучении иностранному языку в школе. Именно это и определяет актуальность данной проблемы.
Цель исследования - проанализировать возможности виртуальной обучающей среды как основы обучения иностранному языку в СОШ.
Объект исследования - информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку в школе.
Предмет исследования - возможности виртуальной обучающей среды как основы обучения английскому языку в СОШ.
Задачи квалификационной работы:
1) проанализировать современные информационно-коммуникативные технологии обучения иностранному языку;
2) уточнить понятие виртуальная обучающая среда как инновационный способ обучения иностранному языку;
3) изучить специфику внедрения и развития виртуальной обучающей среды в процесс обучения иностранному языку;
4) организовать проведение опытно-экспериментальной работы по изучению возможностей виртуальной обучающей среды как основы обучения иностранному языку в СОШ и описать опыт использования виртуальной обучающей среды как основы обучения иностранному языку;
6) проанализировать эффективность использования виртуальной обучающей среды как основы обучения иностранному языку и разработать методические рекомендации по использованию виртуальной обучающей среды в процессе обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования - создание виртуальной обучающей среды как основы обучения иностранному языку в основной школе способно позитивно повлиять на успешность обучения учеников по данному предмету и их мотивацию к изучению иностранного языка при соблюдении ряда условий:
- использование разнообразных средств виртуальной обучающей среды (работа с разнообразными электронными учебниками, словарями, сайтом учителя и учеников, работа с видео и аудиофайлами, создание презентаций, участие в видеоконференциях и видео-встречах);
- стимулирование непосредственной коммуникации учителя и учащихся в ходе применения виртуальной обучающей среды.
Методы исследования:
теоретические - анализ, синтез, обобщение, систематизация литературных данных;
эмпирические - опытно-экспериментальная работа, анкетирвание, беседа, количественный и качественный анализ данных эксперимента.
Новизна квалификационной работы заключается в том, что выделены и описаны организационно-педагогические условия использования виртуальной обучающей среды в процессе обучения иностранному языку в основной школе. До настоящего времени подобная работа по внедрению виртуально образовательной среды в процесс обучения в основном велась только в учреждениях высшего или среднего профессионального образования.
Структура работы включает введение, основную часть из двух глав с выводами, заключение и список литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С внедрением новшеств в систему российского образования возникла необходимость поиска новых и разнообразных подходов в преподавании иностранного языка. Поэтому учителю следует обращать внимание в большой степени на современные формы обучения. Используя новейшие инновационные технологии обучения и методы, преподаватель может влиять на деятельность каждого учащегося и вовлекать его в активную учебную деятельность.
Целью исследовательской работы было проанализировать возможности виртуальной обучающей среды как основы обучения иностранному языку в СОШ. В ходе реализации данной цели был сделан ряд выводов.
1. Информационно-коммуникативные технологии в настоящее время широко применяются для организации учебного процесса, более того, позволяют продуктивно рассмотреть важные аспекты культуроведения и лингвистики, совершенствуют иноязычную речевую деятельность учащихся. Понятие «виртуальная обучающая среда» наиболее полно отражает специфику учебного процесса при дистанционной форме обучения (ее программное обеспечение располагается на сервере учебного заведения, что позволяет очным и сетевым педагогам, используя инструментальные средства и электронные ресурсы, осуществлять учебное взаимодействие со своими пользователями).
2. Организация виртуальной обучающей среды на уроках иностранного языка в школе предполагает организацию образовательного процесса с помощью электронных образовательных ресурсов и с использованием информационно-коммуникативных технологий.
3. В ходе опытно-экспериментальной работы мы предположили, что создание виртуальной обучающей среды как основы обучения иностранному языку в основной школе способно позитивно повлиять на успешность обучения учеников по данному предмету и их мотивацию к изучению языка при соблюдении ряда условий: стимулирование непосредственной коммуникации преподавателя и учащихся в ходе применения виртуальной обучающей среды; использование разнообразных средств виртуальной обучающей среды (работа с словарями, электронными учебниками, сайтом преподавателя и учеников, работа с видео и аудио-файлами, создание красочных презентаций, участие в видео-встречах и видео-конференциях).
4. В центре внимания нашего внимания при обучении иностранному языку находилось обучение способности порождать и понимать высказывания в рамках аутентичной ситуации на уровне текстовой деятельности. Для такого обучения наиболее эффективно использование виртуальной обучающей среды. Виртуальная обучающая среда делает образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний.
5. В исследовании возможностей виртуальной обучающей среды в процессе обучения английскому языку мы анализировали показатели академический успешности учащихся, более того, особенности их мотивации к изучению английского языка. Анализ эффективности проведенной работы с использованием виртуальной обучающей среды показал, что ученики стали более успешны в изучении английского языка на начало обучения. Стали лучше показатели аудирования, говорения, письма, выполнения заданий на лексику и грамматику, улучшилась мотивация к изучению языка, отношение к предмету и к преподавателю в целом.
Таким образом цель исследования была достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Анисимов, А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учебное пособие. 2-е издание [Текст] / А.М. Анисимов. - Харьков, ХНАГХ, 2009. -292 стр.
2. Белоусов, А.В. Определение готовности преподавателя ВУЗа к дистанционному обучению в контексте модернизации системы образования [Текст] / А.В. Белоусов, Т.В. Громова // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева. - 2011. - № 3-2. - С. 287-295.
3. Березовский, Б.М. Использование информационных технологий при создании электронных средств обучения [Текст] / Б.М. Березовский, С.А. Хузина // Профессиональное образование. - 2006. - №5. - С.29.
4. Бовтенко, М. А. Информационно-коммуникационные технологии в
преподавании иностранного языка: создание электронных учебных
материалов: учеб.пособие / М. А. Бовтенко. - Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2008. - 112 с.
5. Богомолов, А. Модели виртуальной среды обучения иностранному языку // Высшее образование в России. - 2008. - № 7. - С.57-58.
6. Бородина, Т. Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности [Текст] / Т.Ф. Бородина // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 241-243.
7. Гершунский, Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия [Текст] / Б.С. Гершунский - М.: Пед. об-во России, 2001. - 128 с.
8. Голубева В.П. Организация дистанционного обучения студентов в
условиях промышленного колледжа: диссертация ... кандидата
педагогических наук: 13.00.08 [Текст] / В.П. Голубева; [Место защиты:Моск. гуманитар. пед. ин-т]. - М., 2009. - 204 с.
9. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Нар.образование, 2001. - 127 с.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. -
342 с.
11. Джантасова Д.Д., Изотова А.С. Повышение мотивации к изучению иностранного языка [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kstu.kz/wp-content/uploads/2014/01/Povy-shenie-motivatsii.pdf
12. Дробышева, И.В. Информатизация образования - 2007.
[Электронный ресурс] / И.В. Дробышева. - Режим доступа. http://window.edu.ru/resource/003/56003
13. Дуранов, М.Е. Информационно-коммуникативный подход в обучении и организации педагогического процесса [Текст] / М.Е. Дуранов, В.И. Жернов. - Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2001. С. 25-37.
14. Зайцева С.Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://na-journal.ru/2-2013- gumanitarnye-nauki/283-formirovanie-motivacii-izuchenija-inostrannogo-jazyka- u-studentov-nejazykovyh-specialnostej
15. Зверев И.Д. Методологическое знание в содержании образования // Педагогика. - 2003. - №1. - С.32.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
17. Иванова, Н.В. Развитие информационных средств учебно-методического комплекса колледжа [Текст] / Н.В. Иванова // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 10. - С. 2-4.
18. Использование новых технологий в изучении иностранных языков
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.repetit-
center.ru/include/stat2.php
19. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс; Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
20. Корниенко, С. А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы [Текст] / С. А. Корниенко // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 175-182.
21. Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат [Текст] / В.А. Красильникова // Информатика и образование. - 2003. - №4.
22. Куклев, В.А. Электронное обучение с помощью мобильных устройств в любое время и в любом месте [Текст] / В.А. Куклев. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 356 с.
23. Кулакова, Н.О. Педагогические условия формирования
информационно-образовательной среды современного колледжа //
Педагогическое образование в России. - 2014. - № 4.
24. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
25. Лесникова, Е.С. Интеграция информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения иностранным языкам // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012.
26. Луценко, Л.И. Профессиональная компетентность руководителя школы [Текст] / Л.И. Луценко. — Тула: ИПК и 111 ПРО ТО, 2007. — 100 с.
27. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
28. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 9-12.
29. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
30. Муромцев А. Н. Электронное обучение как форма дистанционного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(34). - Новосибирск: СибАК, 2013.
31. Муромцева А.В. Мультимедийные средства в системе дистанционного обучения // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». - 2011. - № 11. - С. 195-198.
32. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года // Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования. Законодательные акты Российской Федерации о высшей школе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //sinncom.ru/content/reforma/index5. htm
33. Овсянников, В.И. Начальный курс дидактики дистанционного образования [Текст] / под ред. В.И. Овсянникова. - М., 2006. - 384 с.
34. Организация современного урока иностранного языка и занятий внеурочной деятельности обучающихся в аспекте требований ФГОС ООО [Текст] : методическое пособие / сост.: Е. В. Приходько, Л. Ю. Морозова. - Кемерово, 2016. - 289 с.
35. Осетрова, Н. В. Книга и электронные средства в образовании [Текст] / Н.В. Осетрова. — М.: Изд. сервис Логос, 2003. — 144 с.
36. Покушалова, Л.В. Дистанционное обучение - образовательная система будущего [Текст] / Л.В. Покушалова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2009. No 2 (4). C. 200-202.
37. Смолкин А.М. Методы активного обучения. - М.: Высшая школа, 1991. - 228 с.
38. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология - М.: Академия, 1998. -288 с.
39. Тарасенко, О.С. Использование дистанционных методик в обучении иностранному языку в техническом вузе [Текст] / О.С. Тарасенко // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - № 10. - С. 137-141.
40. Телегин, А. А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А.А. Телегин. — Курск, 2006. — 23 с.
41. Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. №11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie-dok.html
42. Чусовская, И.В. Компьютер в обучении иностранным языкам/ И.В.Чусовская // Информатика и образование. - 2000. - № 9. - С.35-36.
Якиманская И.С. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности // Директор школы. - 2003. - №6. - С. 27-36.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ