Введение 3
Актуальность проблемы исследования 3
Глава 1. Игра как метод экологического воспитания 9
1.1 Сущность и значение игровых технологий в развитии ребёнка 9
1.2. Особенности развития игровой деятельности детей 18
младшего дошкольного возраста 18
1.3. Место и значение игровых технологий 29
в экологическом образовании детей 3-го года жизни 29
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Изучение особенностей использования различных видов игр в педагогическом процессе экологического образования детей 3-го года жизни 44
2.1. Уровень и характер знаний детей младшего дошкольного возраста о
природе, роль экологических игр в их формировании 44
2.2. Внедрение игровых технологий в педагогический процесс
экологического образования младших дошкольников (формирующий эксперимент) 64
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный
эксперимент) 75
Выводы по второй главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Список используемой литературы
Сохранение жизни на земле невозможно без высоконравственного отношения людей друг к другу и к природе. Защита окружающей среды может оказаться абстрактным понятием, если не внушить ребёнку простую и ясную мысль: мы должны любить деревья, луга, речки, всю природу - так, как мы любим нашу маму и друг друга, как любим саму жизнь. По существу, речь идёт о формировании нового нравственного идеала человека, на добровольной основе меняющего свои потребности и принимающего на себя всю полноту ответственности за условия жизни других людей и всех видов живого вещества на земле.
За несколько десятилетий XX в. мир в результате бездумного, стихийного влияния человека на природу изменился настолько, что вопросы отношения общества и природы стали одними из самых актуальных.
Вопросы экологии тесно переплетаются с вопросами нравственного поведения и общей культуры человека. Путь к экологической компетентности - придание экологическим правилам нормы поведения каждого человека начиная с раннего детства.
Под экологическим образованием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности.
Цель экологического образования детей включает бережное отношение человека к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.
Экологическое образование - это не одно из направлений деятельности педагогов, а целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребёнка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно
быть не только овладение определёнными знаниями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать природу и быть истинно культурным человеком.
Конечная цель экологического образования - воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего своё место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами; формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно-этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека и природы.
В 90-е годы в России началось интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования, формирование концептуального видения этого направления (В. Зебзеева [19], В.А. Дрязгунова, Л.А. Каменева, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Б.Т. Лихачёв, В.С. Мухина [32], П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева [34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42] и др.). Всеми учёными было признано, что начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, т.к. именно в этот период у ребёнка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры. Общение с природой обогащает духовный мир человека, делает его мягче, добрее, расширяет кругозор (Т.А. Серебрякова) [57, с. 4].
В эти же годы наблюдается активизация практики дошкольного воспитания - стимулом к развитию ДОУ стало появление новых комплексных программ («Детство», «Истоки», «Развитие», «Радуга», «Детский сад - дом радости», «Золотой ключик», «Кроха»), в которых экологическому образованию уделяется серьёзное внимание. Были разработаны и стали востребованными программы экологического образования («Юный эколог», «Мы - земляне», «Открой себя», «Мы», «Паутинка», «Семицветик», «Я - человек», «Надежда», «Наш дом - природа»).
Исследовались новые аспекты проблемы экологического образования в период дошкольного детства: создание обогащённой эколого-развивающей среды, условий формирования экологической культуры детей, подготовки специалистов к экологическому воспитанию дошкольников (О.М. Газина, Н.А. Гуняга, Е.В. Клюева, М. Михайленко, М. Короткова, И.Г. Комарова, М.В. Лучич, Н.А. Рыжова, Т.А. Фёдорова и др.). Детский сад рассматривался в качестве «эталона экологической культуры» (Т.В. Потапова).
И сегодня одной из наиболее актуальных проблем является экологизация сознания всех слоёв населения, выработка у каждого человека потребности экологически грамотно взаимодействовать с миром природы. XXI столетие должно стать веком новой мировоззренческой парадигмы, связанной с утверждением идей устойчивого развития на основе становления общих коэволюционных ценностей, отражающих гармонию и сотворчество человека и природы (Т.А. Серебрякова) [57].
Как свидетельствуют результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, у дошкольников можно сформировать систему представлений о мире природы, ценностных ориентаций, позитивного поведения и деятельности в природе. Однако, как показывает практика, реализовать эти задачи, учитывая специфику дошкольного возраста, весьма не просто.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому одним из способов экологического образования дошкольников являются игровые технологии, входящие в составную часть педагогических технологий.
Игровые технологии - фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребёнка выводится на первый план, и теперь всё дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Под игровыми технологиями в образовании подразумевается:
• технология (процесс) проведения конкретной игры;
• технология проведения группы игр или игровых программ;
• применение игры в других различных видах деятельности.
Игру называют «королевой детства» (Д.Б. Эльконин). При умелом использовании она может стать незаменимым помощником взрослого в развитии ребёнка. Игра оказывает существенное влияние на
интеллектуальное развитие - дети учатся обобщать предметы, сравнивать их, развивая тем самым умственные операции. Преимущества игровых технологий состоят и в том, что они могут применяться не только на занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателем вне занятий, и в самостоятельной деятельности детей.
В дошкольном учреждении с помощью игровых технологий ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Анализ научной литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени, в частности, не в достаточной степени разработаны особенности использования игровых технологий в экологическом образовании младших дошкольников. Является очевидным противоречие между необходимостью экологического образования младших дошкольников и недостаточным определением места и значения игровых технологий в их экологическом образовании.
Поэтому проблема нашего исследования, звучит следующим образом: каковы особенности использования игровых технологий в экологическом
образовании младших дошкольников?
Цель исследования: выявить особенности использования игровых технологий в педагогическом процессе экологического образования детей 3го года жизни.
Гипотеза исследования: использование игровых технологий в
экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста будет обеспечивать формирование осознанных и прочных знаний о природе, эмоциональной восприимчивости, отзывчивости по отношению к её объектам, если учитываются следующие особенности:
- игровые технологии соответствуют возрастным возможностям детей;
- используются игры различные по содержанию и видам;
- игра включается во все виды деятельности и режимные моменты в ДОО.
Задачи исследования:
1. Определить роль игровых технологий в формировании экологически воспитанной личности.
2. Рассмотреть возможности использования различных видов игр в экологическом воспитании детей младшей группы ДОУ.
3. Выявить виды игр, их содержание и методику использования в педагогическом процессе экологического образования детей младшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования явились современные концепции развития личности дошкольника в процессе общения с природой (В.Г. Ашиков, С.Н. Ашикова, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова и др.); общая характеристика современных научных исследований развития личности дошкольника в процессе ознакомления с природой (Н.Ф. Виноградова, В.А. Зебзеева, А.И. Иванова, Л.М. Маневцова, С.Н. Николаева, Т.А. Серебрякова и др.) и основные направления экологического образования в соответствии с ФГТ к программам (2009 г.).
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, метод теоретического анализа, метод научного наблюдения, метод беседы, метод постановки оптимальной работы.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад
общеразвивающего вида № 37 «Золотой ключик» г. Казани, 2-я младшая группа (20 человек), воспитатели: Зачиняева Ольга Петровна, Кривоносова Ольга Евгеньевна (первая квалификационная категория).
Научная новизна и практическая значимость работы: выявлены особенности использования игровых технологий в экологическом образовании младших дошкольников, результаты исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
Экологическое образование - это не одно из направлений деятельности педагогов, а целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребёнка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать природу и быть истинно культурным человеком.
Конечная цель экологического образования - воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего своё место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами; формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно-этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека и природы.
Учёными (В. Зебзеева, В.А. Дрязгунова, Л.А. Каменева, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Б.Т. Лихачёв, В.С. Мухина, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева и др.) было признано, что начальным звеном системы является сфера дошкольного воспитания, т.к. именно в этот период у ребёнка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
Как свидетельствуют результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, у дошкольников можно сформировать систему представлений о мире природы, ценностных ориентаций, позитивного поведения и деятельности в природе. Однако, как показывает практика, реализовать эти задачи, учитывая специфику дошкольного возраста, весьма не просто.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому одним из способов экологического образования дошкольников являются игровые технологии, входящие в составную часть педагогических технологий.
В дошкольном учреждении с помощью игровых технологий ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Анализ научной литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени, в частности, не в достаточной степени разработаны особенности использования игровых технологий в экологическом образовании младших дошкольников. Является очевидным противоречие между необходимостью экологического образования младших дошкольников и недостаточным определением места и значения игровых технологий в их экологическом образовании.
Поэтому проблема нашего исследования, звучала следующим образом: каковы особенности использования игровых технологий в экологическом образовании младших дошкольников?
Целью исследования было выявление особенностей использования игровых технологий в педагогическом процессе экологического образования детей 3-го года жизни.
Экспериментальной базой исследования был МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 37 «Золотой ключик», 2-я младшая группа (20 человек), воспитатели: Зачиняева Ольга Петровна, Кривоносова Ольга Евгеньевна (первая квалификационная категория).
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что игровая технология:
- строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем;
- в неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- это группы игр на обобщение предметов по определённым признакам;
- это группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- это группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.;
- при этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Раскрывая особенности развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста, мы выяснили, что исследователи рассматривают её через этапы развития игры как деятельности: ознакомительная предметноигровая деятельность (от 2-3 месяцев до 8 месяцев), отобразительная игра (от 7-8 месяцев до 1,6-2 лет), сюжетно-отобразительная игра (2-3 года) и сюжетно-ролевая игра (после 3-4 лет). Это даёт возможность вырабатывать чёткие систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
Игра всегда имеет два аспекта - воспитательный и познавательный. Для того чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, педагогу, родителям нужно стать её непосредственным участником.
Определяя место и значение игровых технологий в экологическом образовании, мы выяснили, что формы игровых технологий разнообразны и многочисленны: познавательные экологические занятия с элементами игры, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, инсценировки и многое другое. Для 3-4-х летних малышей не мало важное значение имеют игровые обучающие ситуации (с игрушками-аналогами, с литературными персонажами, типа путешествий) и все виды игр: подвижные, дидактические, предметные, настольно-печатные, словесные, творческие, строительные, интеллектуальные, самостоятельные.
Игровые технологии в экологическом образовании являются самыми результативными и естественными. Они помогают выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Для выявления уровня и характера знаний детей младшего дошкольного возраста о природе, роли экологических игр в их формировании был проведён констатирующий эксперимент, в ходе которого была проведена серия заданий. В соответствии с критериями оценки ответов младших дошкольников нами был выявлен уровень их знаний о временах года, изменениях, происходящих в природе, отличиях живого от неживого, жизни растительного и животного мира, сформированности умений устанавливать разнообразные связи и зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействие человека и природы. Высокий уровень знаний о природе показали 7 детей (35 %), средний -12 детей (60 %), а низкий - 1 ребёнок, (5 %).
Проанализирован план работы воспитателя МБДОУ Детский сад № 37 Кривоносовой О.Е. в осенний период, показавший важное место и значение игровых технологий в работе по экологическому образованию детей 3-4-го
года жизни.
Проведена беседа с воспитателями младших групп О.Е. Кривоносовой (МБДОУ Детский сад № 37), Ю.И. Г отовкиной (МБДОУ Детский сад № 84) и Е.М. Должниковой (МБДОУ Детский сад № 35) на тему экологического образования младших дошкольников. Педагоги считают необходимым организацию работы по экологическому воспитанию детей, как в плане умственного, познавательного, так и нравственного воспитания. По их мнению, использование игровых технологий делает детей более внимательными, развивает эмоциональную сферу и т.д.
В процессе наблюдения за деятельностью воспитателя 2-й младшей группы Кривоносовой О.Е. мы увидели, что педагог проводит с детьми ежедневный уход и наблюдения за обитателями уголка природы и участка детского сада, наблюдения за погодой, играет с детьми в подвижные и экологические игры, проводит занятия, читает экологические сказки, праздники и досуги, привлекает к работе родителей и т.д.
Анализ имеющихся в группе и методическом кабинете детского сада игр экологического содержания показал наличие в группе уголка природы, разнообразие дидактических игр, игрушек природоведческого характера, альбомов по временам года, природного материала, муляжей овощей и фруктов, календаря природы. На территории детского сада создана «экологическая тропа», имеется огород и фитоогород. В методическом кабинете для всех возрастных групп предоставлен материал экологического содержания.
Для повышения уровня знаний младших дошкольников о природе, нами был разработан и проведён формирующий эксперимент, в который в дополнение к программному материалу мы включили игры на развитие эмоциональной сферы детей, умения определять и выражать различные чувства и эмоциональные состояния через цвет, снятие мышечного психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций, тревожности, умение сопоставлять эмоции и причины их появления, развитие чувства эмпатии, положительного отношения к окружающему миру, позволяющие, на наш взгляд, повышать уровень знаний младших дошкольников о природе, это игры-тренинги, арттерапия, коллективная работа с бумагой, игры с трафаретами и карточками-моделями и т.д.
Контрольный эксперимент, который состоял из той же серии заданий, что и констатирующий эксперимент, показал, что на высоком уровне знаний детей о временах года, изменениях, происходящих в природе, отличия живого от неживого, жизни растительного и животного мира, сформированности умений устанавливать разнообразные связи и зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействие человека и природы стало на 25% больше, чем было в констатирующем эксперименте, на среднем уровне на 20 % меньше, чем в констатирующем эксперименте, а на низком уровне не осталось ни одного ребёнка - 0 %.
Нами доказано, что использование игровых технологий в
экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста обеспечивает формирование осознанных и прочных знаний о природе, эмоциональной восприимчивости, отзывчивости по отношению к её объектам, если игровые технологии соответствуют возрастным
возможностям детей, используются игры различные по содержанию и видам, игра включается во все виды деятельности и режимные моменты в ДОО.
Таки образом, задачи нашего исследования решены, цель достигнута, гипотеза доказана.
1. Алфёрова, И. Компетентность в сфере экологии. [Текст] / И. Алфёрова. // Ребёнок в детском саду. - 2009, № 3. - С.17-19.
2. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009. - 144 с.
3. Ахметзянова, С.Э. Экологическое образование дошкольников. [Текст]: взгляд воспитателя // Современный детский сад. - 2011, № 5. - С. 51-61.
4. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика. [Текст] / Т.М. Бабунова. - М.: Творческий центр Сфера, 2008. - 208 с.
5. Бондаренко, Т.М. «Конспекты занятий во второй младшей группе», Воронеж, 2007. [Электронный ресурс] / Т.М. Бондаренко: http://rosgiproles.ru
6. Бутенко, Н.В. Формирование основ экологической культуры дошкольников. [Текст] // Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодёжи: Сб. науч. тр. / Н.В. Бутенко. - Челябинск, 2009. - С. 112-133.
7. Вахрушев, А.А., Акимова, Ю.А., Кочемасова, Е.Е., Белова, И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. [Текст]: Методические рекомендации/ А.А. Вахрушев и др. - М.: Издательство Баласс, 2013. - 496 с.
8. Вербенец, А.М., Солнцева, О.В., Сомкова, О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». [Текст] / А.М. Вербенец и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 272 с.
9. Виноградова, Е.Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста. [Текст] // Дошкольная педагогика. / Е.Ю. Виноградова. - 2012, № 4. - С.9.
10. Волобуева, Н.Г. Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста. [Текст]: Учебное пособие. / Н.Г. Волобуева, И.П. Тертицкая. Сев.-Вост. гос. ун-т. - Магадан: Изд. СВГУ, 2008. - 235 с.
11. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию». [Текст] / О.А. Воронкевич. - С-Пб.: Издательство «ТС-Сфера». - 2007. - 25 с.
12. Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников. [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Е.В. Гончарова. - Нижневартовск: Изд- во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 335 с. (электронный ресурс)
13. Грехова, Л.И. В союзе с природой [Текст] / Л.И. Грехова - Ставрополь: Сервисшкола, 2000. - 212 с.
14. Гризик, Т.И. Ребёнок познаёт мир. [Текст] // Библиотека журнала Дошкольное воспитание. / Т.И. Гризик. - М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника». - 2003. - 79 с.
15. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2014. - 280 с. [Электронный ресурс] - http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2014/02/Child. pdf.
16. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 303 с.
17. Жесткова, Л.С., Баркан, С.И., Лузай, Н.В. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду. Из опыта работы [Текст] / Л.С. Жесткова и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 80 с.
18. Зворыгина, Е.В. Я играю!: Условия для развития сюжетных игр малышей [Текст]: Пособие для воспитателей и родителей / Е.В. Зворыгина.- М.: Просвещение, 2010. - 112 с.
19. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание [Текст] / В. Зебзеева. - 2000, № 7. - С. 45-49.
20. Зыкова, О. Любовь к природе воспитываем с детства [Текст] / О. Зыкова. // Дошкольное воспитание. - 2011, № 9. - С. 114.
21. Использование игры в экологическом образовании
дошкольников [Электронный ресурс] / Л.А.
Шигина: http://sociosphera.com/publication/
conference/2012/147/ispolzovanie_igry_v_ekologicheskom_obrazovanii_doshkoln ikov/
22. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст]: Сценарии занятий. / Н.В. Коломина. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
23. Крючкова, Н.В. Игровая технология и её роль в жизни
ребёнка. [Электронный ресурс] / Н.В. Крючкова. / http://www.i- gnom.ru/stati/konspekty-zanyatiy-i-metodicheskie-razrabotki/igrovaya- tehnologiya.html, 2011.
24. Кулягинова, О.А. Психология детства. Азбука для родителей [Текст] / О.А. Кулягинова. М.: Феникс, 2008. - 252 с.
25. Лаврентьева, Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н.Г. Лаврентьева. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. - 168 с.
26. Лазарева, О.Н. Теория и методика экологического образования детей. [Текст] / О.Н. Лазарева. - Екатеринбург, 2004. - 279 с.
27. Лахотин, Д.А. Гуманитарное экологическое образование и
воспитание: цели, задачи и содержание. [Текст] / Д.А. Лахотин. // Начальная школа: плюс-минус. - 2008, № 11. - С. 95.
28. Лопатина, А.А. Экологическое воспитание дошкольников.
[Текст]: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. [Текст] / А.А. Лопатина. - М.: Амрита, 2010. - 128 с.
29. Методика ознакомления детей с природой в детском саду.
[Текст]: Учеб. пособие для педагогических училищ / Под ред. П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 1998. - 222 с.
30. Методические рекомендации к «Программе воспитания и
обучения в детском саду». [Электронный ресурс]: http://iknigi.net/avtor- kollektiv-avtorov/75636-metodicheskie-rekomendacii-k-programme-vospitaniya-i-
obucheniya-v-detskom-sadu-kollektiv-avtorov.html
31. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. [Текст] / Л.П. Молодова. - Мн.: «Асар». - 1996. - 126 с.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология. [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 2-е изд. - М.: Академия, 1998. - 454 с.
33. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт,
перспективы. [Текст]: Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. / Ответ. за выпуск О.И. Кобзарь, Т.В. Хахалкина. Томск: ОГУ РЦРО,2008. - 320 с.
34. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. [Текст] / С.Н. Николаева. - М: Новая школа, 1996. - 47 с.
35. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей. [Текст]: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - 2-е изд. испр. - М.: Академия, 2005. - 336 с.
36. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания
дошкольников. [Текст]: Учебное пособие / С.Н. Николаева. - 4-е издание, стереотипное. - Москва: Академия, 2009. - 224 с.
37. Николаева, С.Н. Юный эколог. [Текст]: Программа
экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика- Синтез, 2010. - 107 с.
38. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания
дошкольников. [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 256 с. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formiro-vaniya- ekologicheskoi-vospitannosti-detei-starshego-d...
39. Николаева, С.Н., Комарова, И.А. Игры-экспериментирования в экологическом воспитании дошкольников. [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.Н. Николаева, И.А. Комарова - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. - 91 с.
40. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников. [Текст]: Среднее профессиональное образование. / С.Н. Николаева. - М.: Издательство АСАОЕМ1А, 2013. - 272 с.
41. Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика, 2013. - 120 с.
42. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 14-18.
43. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: Учебник для студентов вузов / Л.Ф. Обухова.- М.: Высшее образование, 2006. - 460 с.
44. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования по ФГОС. [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА,
2014. [Электронный ресурс] - http://www.maam.ru/maps/news/37375.html. Павлова, Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. [Текст] / Л.Ю. Павлова.- М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 80 с.
45. Педагогические принципы организации творческой игры в детском саду С.С. Ефимова, Н.П. Козьмина [Электронный ресурс] /http://festival. 1september.ru/articles/503300/
46. Пермякова, Н.Е. Современная парадигма экологического образования дошкольников. [Текст] / Н.Е. Пермякова. // Альтернатива. - Челябинск, 2010, Вып. 7. - С. 39-52.
47. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 17 июня 2013 № 08-736 «О федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 № 142). [Текст] // Вестник образования России. - 2013, № 13. - С. 17-18.
48. Половинкина, И.М. Диагностика по экологическому воспитанию
детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]:
http: //rosgiproles.ru/?p=9178
49. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Консультант Плюс, 1992-2014. - [Электронный ресурс] -
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.htmKutm campaign=hotdocs day6& utm source=ya.direct&utm medium=cpc&utm content=271706416.
50. Программа «Успех». Дошкольное образование. ФГОС. Новинки литературы [Текст] / Л.Ю. Сысуева. - М.: Просвещение, 2011. [Электронный ресурс] - http: //www.gcro .ru/index.php/fgos-lit/1380-uspeh.
51. Прохорова, Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. [Текст]: Практическое пособие / Л.Н. Прохорова. - М.: Аркти, 2010. - 96 с.
52. Работягова, Т. Игра как средство воспитания и обучения. [Текст] / Т. Работягова. // Дошкольное воспитание. - 2012, № 10. - С. 21-23.
53. Римашевская, Л. и др. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Римашевская, Н. Никонова, Т. Ивченко. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 128 с.
54. Рыжова, Н.А. Программа «Наш дом - природа». [Текст]: Блок занятий «Я и природа» / Н.А. Рыжова. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005.
- 189 с.
55. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. [Текст]: _Учебное пособие. / Селевко Г.К.. - М.: Народное образование, 1998.
- 256 с.
56. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. [Текст] / Т.А. Серебрякова. - М.: Academia, 2006. - 316 с.
57. Серебрякова, Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. [Текст]: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений / Т.А. Серебрякова. - 5-е изд., испр.
и доп. - М.: «Академия», 2013. - 224 с.
58. Скачкова, А.В. Формирование у детей дошкольного возраста
представлений о многообразии животного мира [Текст] / [Электронный ресурс] // НФПК: [сайт]. - М., 2011. - URL:
http://www.openclass.ru/node/201593.
59. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. [Текст]: Пособие для педагогов с приложением на электронном носителе /
О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др. Серия: Успех. - М.: Просвещение, 2013. - 205 с.
60. Суркина, С.А. Экологическое образование дошкольников. [Текст]: Учебное пособие. / С.А. Суркина. - Саратов: Саратовский источник, 2011. - 103 с.
61. Тишина, И.Ю. Компетентностный подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста. [Текст] / И.Ю. Тишина, Г.А. Черемшанцева, С.В. Сурикова // Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодёжи: сб. науч. тр. - Челябинск, 2009. - С. 99-112.
62. Трифонова, Е. Становление дошкольника как субъекта деятельности в условиях ДОУ. [Текст] / Е. Трифонова. // Детский сад от А до Я. - 2011, № 2. - С. 4-17.
63. Трусова, Е.С. Игровые технологии в экологическом воспитании. [Электронный ресурс] / Е.С. Трусова. - 2014. - http://doshvozrast.ru/metodich/ konsultac10.htm .
64. Тюмасева, З.И., Кушнина, Е.Г. Комплексная эколого-
валеологическая программа для дошкольников «Дорога в страну чудес» [реализация образовательной области «Здоровье» и «Безопасность»] / З.И. Тюмасева, Е.Г. Кушнина. // Начальная школа До и После. - 2012, № 6. - С. 33-38.
65. Урмина, И., Данилина, Т. Инновационная деятельность в ДОУ. [Текст]: Программно-методическое обеспечение. / И. Урмина, Т.Данилина. - М.: Академия, 2009. - 306 с.
66. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]: Учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
67. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 9.