ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты контроллинга как фактор качества корпоративного управления 7
1.1. Генезис контроллинга в корпоративном управлении 7
1.2. Виды контроллинга и его назначения 13
1.3. Контроллинг в системе факторов качества корпоративного
управления 25
2. Методические аспекты контроллинга, как фактор качества
корпоративного управления 30
2.1.Обзор и характеристика методов контроллинга в корпоративном управлении 30
2.2.Особенности контроллинга в организациях розничной торговли 41
2.3. Показатели контроллинга в организациях розничной торговли 44
3. Совершенствование качества в системе факторов качества корпоративного управления 50
3.1. Предложения и рекомендации по совершенствованию контроллинга как фактор корпоративного управления 50
3.2. Подходы к оценке эффективности корпоративного управления на основе методов качества 54
Заключение 58
Литература 67
1. Теоретические аспекты контроллинга как фактор качества корпоративного управления 7
1.1. Генезис контроллинга в корпоративном управлении 7
1.2. Виды контроллинга и его назначения 13
1.3. Контроллинг в системе факторов качества корпоративного
управления 25
2. Методические аспекты контроллинга, как фактор качества
корпоративного управления 30
2.1.Обзор и характеристика методов контроллинга в корпоративном управлении 30
2.2.Особенности контроллинга в организациях розничной торговли 41
2.3. Показатели контроллинга в организациях розничной торговли 44
3. Совершенствование качества в системе факторов качества корпоративного управления 50
3.1. Предложения и рекомендации по совершенствованию контроллинга как фактор корпоративного управления 50
3.2. Подходы к оценке эффективности корпоративного управления на основе методов качества 54
Заключение 58
Литература 67
В современных условиях процесс управления предприятием требует комплексного решения многочисленных проблем с использованием новых подходов к управлению. Проблемы возникают под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам, в первую очередь, относятся быстро изменяющаяся экономическая ситуация в России, рыночные критерии эффективности, неопределенность правовой стороны деятельности предприятия, конкуренция. Внутренним фактором является среда принятия решения, которая в последнее время чаще всего является неопределенной. Условия неопределенности связанны с недостаточностью и неполнотой информации для оперативного управления предприятием.
Поэтому необходим некий инструмент, который позволит:
- своевременно выявлять неблагоприятные ситуации внутри предприятия;
- верно определять и ставить цели перед руководством предприятия;
- выявлять причины, вызвавшие неблагоприятную ситуацию;
- обеспечить информационную поддержку управления бизнеспроцессами на предприятии;
- прогнозировать изменение состояния дел на предприятии под воздействием тех или иных управленческих воздействий, или изменении тех или иных факторов внешней или внутренней среды.
Для решения вышеописанных задач современные условия функционирования предприятий предлагают использование такого
инструмента как контроллинг.
Привлекательный российский рынок ритейла обусловил успешное функционирование в нашей стране как отечественных, так и зарубежных торговых компаний. Наибольшее распространение получили такие форматы магазинов как гипермаркет, супермаркет, дискаунтер. Существенное ужесточение конкуренции в этом секторе торговых услуг
стимулирует развитие управленческих инструментов, обеспечивающих решение комплекса проблем сетевой розничной торговли. О развитии розничных сетей на территории РФ свидетельствует их доля в общем объеме розничного товарооборота. Так в 2015 году их доля составила 20,5%, в 2016 году произошло увеличение на 1,4% (21,9%), в 2017 году также доля торговых сетей выросла на 1% и составила 22,9%.
Также, доля товарооборота торговых сетей в общем объеме товарооборота в различных регионах России неоднородна. Наблюдается наибольший объем выручки розничных торговых сетей в Центральном, Северо - Западном, Южном федеральных округах. Наименьшая доля выручки торговых сетей наблюдается в Дальневосточном Федеральном округе (9,2% в 2017 году). Санкт-Петербург является лидером России по удельному весу розничных торговых сетей в общем товарообороте (52,1% оборота всей розничной торговли приходится на торговые сети).
Сложные условия функционирования торговых предприятий сформировали потребность в разработке новых подходов к управлению бизнесом, способных своевременно выявить негативные тенденции во внешней и внутренней среде организации, и на ранних этапах их развития принять необходимые меры по исправлению ситуации. В торговых организациях существует необходимость реорганизации менеджмента в направлении стратегического и тактического планирования, обеспечения оперативности и надежности учета и контроля, а также создания системы комплексного анализа, позволяющих оперативно принимать эффективные управленческие решения. В настоящее время одним из наиболее перспективных инструментов менеджмента в области повышения эффективности управления и совершенствования систем планирования, учета, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий торговли является контроллинг.
На предприятиях торговли для применения комплекса контроллинга требуется преобразование систем планирования, учета, экономического анализа предприятия. При внедрении контроллинга управленческий учет становится основой принятия эффективных управленческих решений. Привычная система учета постоянных и переменных затрат, прибыли недостаточна в современных условиях. Требуется учитывать результаты продаж, как по ассортиментным группам, так и по сегментам рынка, центрам ответственности торгового предприятия. Только в этом случае применение контроллинга даст необходимый результат.
Следует отметить, что в настоящее время основными сферами использования контроллинга в России являются банковская сфера и промышленность. Теория и практика контроллинга в отечественном бизнесе находится в настоящее время в стадии становления, при этом, нередко, копируется зарубежный опыт. Специфические особенности национальных условий предпринимательства, безусловно, оказывают существенное влияние на специфику отечественного контроллинга. К таким особенностям относятся, прежде всего: социально - экономическая, финансовая и политическая составляющие, экономическая обстановка, менталитет и организационная культура отечественного бизнеса. Осмысление влияния этих факторов на своеобразие контроллинга российских предприятий, и, в частности, предприятий сферы услуг, формирование соответствующей методологической и методической базы, являются важными направлениями совершенствования современного менеджмента.
В области торгового менеджмента контроллинг практически не применяется и остается наименее проработанной в методологическом и методическом плане сферой научного менеджмента. Недостаток исследований по ряду направлений контроллинга и, прежде всего, в отношении ключевых аспектов его реализации в сфере российского ритейла, становится все очевиднее, что и определяет актуальность диссертационного исследования.
Целью данной работы является исследование системы контроллинга как фактора качественного корпоративного управления.
В связи с выработанной целью был обозначен ряд задач:
-генезис контроллинга в корпоративном управлении;
-виды контроллинга и его назначения;
-контроллинг в системе факторов качества корпоративного управления;
-обзор и характеристика методов контроллинга в корпоративном управлении;
-особенности контроллинга в организациях розничной торговли; -показатели контроллинга в организациях розничной торговли; -предложения и рекомендации по совершенствованию контроллинга как фактор корпоративного управления;
-подходы к оценке эффективности корпоративного управления на основе методов качества.
Степень научной разработанности проблемы. На современном этапе многие ученые уделяют большое внимание определению и исследованию сущности категории «контроллинг», в частности среди зарубежных авторов это Ансофф и М. Блауг, Р. Буайе, Г. Буч, Дж. Бьюкенен, Дж. Ван Хорн, Р. Вейтилингер, Дж. Гитомир, Дейли А. Штайгматер, Дж. Траут, Дж. Фокс, Дж. Майк, Дж., Р. Доусон, Д. Майстер, Л. Жеерарден, М. Калверт, Д. Кэмбел, Дж. Стонхаус, Б. Хьюстон, Э. Майер, Д. Майлз, Р. Манн, Г. Пич, Э. Шерм, М. Робсон, Ф. Уллах, С. Финкельштейн, Г. Тейл, Х.Й. Фольмут, Д. Хан, Х. Штиглер, Р. Хофмайстер, М. Эддоус и др. В их работах подробно характеризуется теория и практика контроллинга, основные подходы к его изучению, но авторы, прежде всего, опираются на национальный опыт, который существенно различается в разных странах. Это накладывает отпечаток на теоретические построения и практический инструментарий, которые порой весьма отличны у авторов из разных государств.
В отечественной науке контроллинг, не только как категорию, но и как рыночный ресурс, стали исследовать А.И.Важнов, Н.Г.Данилочкина, В.Б.Ивашкевич, А.М.Карминский, Т.П.Карпова, С.Н.Колесников, Л.И. Купчина, Е.А.Лыскин, М.В.Мельник, Э.С.Минаев, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, Э.А.Уткин, С.Г.Фалько, М.А.Федотова. Тем не менее, исследования данных авторов не полно характеризуют специфику контроллинга в качестве принципиально нового инструмента менеджмента применительно к специфике общества инноваций в условиях информационных технологий.
Объектом исследования является компания ООО «Агроторг» Приволжский Дивизион - торговая сеть «Пятерочка».
Предметом исследования являются организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе построения и формирования системы контроллинга в рамках изучения фактора качества корпоративного управления.
Методологической основой исследования являются общенаучные и специфические методы исследования: документальный, сравнительный, метод моделирования, экспериментальный.
Практическая значимость результатов исследования. Методические разработки в сфере контроллинга, учитывающие специфические особенности функционирования корпоративных торговых сетей. Основные предложения методических разработок могут быть использованы при внедрении контроллинга в корпоративных торговых сетях, с целью увеличения эффективности торгово - хозяйственной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия; внедрении модулей контроллинга комплексных информационных систем в сфере торговли.
Теоретическую базу исследования составили фундаментальные концепции и научные гипотезы, представленные в трудах классиков экономической науки, а также современных ученых. Основой исследования послужили монографии отечественных и зарубежных экономистов, статьи в научных изданиях, периодической печати, а также учебная литература, в которой представлены различные подходы к определению категориального аппарата контроллинга.
Поэтому необходим некий инструмент, который позволит:
- своевременно выявлять неблагоприятные ситуации внутри предприятия;
- верно определять и ставить цели перед руководством предприятия;
- выявлять причины, вызвавшие неблагоприятную ситуацию;
- обеспечить информационную поддержку управления бизнеспроцессами на предприятии;
- прогнозировать изменение состояния дел на предприятии под воздействием тех или иных управленческих воздействий, или изменении тех или иных факторов внешней или внутренней среды.
Для решения вышеописанных задач современные условия функционирования предприятий предлагают использование такого
инструмента как контроллинг.
Привлекательный российский рынок ритейла обусловил успешное функционирование в нашей стране как отечественных, так и зарубежных торговых компаний. Наибольшее распространение получили такие форматы магазинов как гипермаркет, супермаркет, дискаунтер. Существенное ужесточение конкуренции в этом секторе торговых услуг
стимулирует развитие управленческих инструментов, обеспечивающих решение комплекса проблем сетевой розничной торговли. О развитии розничных сетей на территории РФ свидетельствует их доля в общем объеме розничного товарооборота. Так в 2015 году их доля составила 20,5%, в 2016 году произошло увеличение на 1,4% (21,9%), в 2017 году также доля торговых сетей выросла на 1% и составила 22,9%.
Также, доля товарооборота торговых сетей в общем объеме товарооборота в различных регионах России неоднородна. Наблюдается наибольший объем выручки розничных торговых сетей в Центральном, Северо - Западном, Южном федеральных округах. Наименьшая доля выручки торговых сетей наблюдается в Дальневосточном Федеральном округе (9,2% в 2017 году). Санкт-Петербург является лидером России по удельному весу розничных торговых сетей в общем товарообороте (52,1% оборота всей розничной торговли приходится на торговые сети).
Сложные условия функционирования торговых предприятий сформировали потребность в разработке новых подходов к управлению бизнесом, способных своевременно выявить негативные тенденции во внешней и внутренней среде организации, и на ранних этапах их развития принять необходимые меры по исправлению ситуации. В торговых организациях существует необходимость реорганизации менеджмента в направлении стратегического и тактического планирования, обеспечения оперативности и надежности учета и контроля, а также создания системы комплексного анализа, позволяющих оперативно принимать эффективные управленческие решения. В настоящее время одним из наиболее перспективных инструментов менеджмента в области повышения эффективности управления и совершенствования систем планирования, учета, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий торговли является контроллинг.
На предприятиях торговли для применения комплекса контроллинга требуется преобразование систем планирования, учета, экономического анализа предприятия. При внедрении контроллинга управленческий учет становится основой принятия эффективных управленческих решений. Привычная система учета постоянных и переменных затрат, прибыли недостаточна в современных условиях. Требуется учитывать результаты продаж, как по ассортиментным группам, так и по сегментам рынка, центрам ответственности торгового предприятия. Только в этом случае применение контроллинга даст необходимый результат.
Следует отметить, что в настоящее время основными сферами использования контроллинга в России являются банковская сфера и промышленность. Теория и практика контроллинга в отечественном бизнесе находится в настоящее время в стадии становления, при этом, нередко, копируется зарубежный опыт. Специфические особенности национальных условий предпринимательства, безусловно, оказывают существенное влияние на специфику отечественного контроллинга. К таким особенностям относятся, прежде всего: социально - экономическая, финансовая и политическая составляющие, экономическая обстановка, менталитет и организационная культура отечественного бизнеса. Осмысление влияния этих факторов на своеобразие контроллинга российских предприятий, и, в частности, предприятий сферы услуг, формирование соответствующей методологической и методической базы, являются важными направлениями совершенствования современного менеджмента.
В области торгового менеджмента контроллинг практически не применяется и остается наименее проработанной в методологическом и методическом плане сферой научного менеджмента. Недостаток исследований по ряду направлений контроллинга и, прежде всего, в отношении ключевых аспектов его реализации в сфере российского ритейла, становится все очевиднее, что и определяет актуальность диссертационного исследования.
Целью данной работы является исследование системы контроллинга как фактора качественного корпоративного управления.
В связи с выработанной целью был обозначен ряд задач:
-генезис контроллинга в корпоративном управлении;
-виды контроллинга и его назначения;
-контроллинг в системе факторов качества корпоративного управления;
-обзор и характеристика методов контроллинга в корпоративном управлении;
-особенности контроллинга в организациях розничной торговли; -показатели контроллинга в организациях розничной торговли; -предложения и рекомендации по совершенствованию контроллинга как фактор корпоративного управления;
-подходы к оценке эффективности корпоративного управления на основе методов качества.
Степень научной разработанности проблемы. На современном этапе многие ученые уделяют большое внимание определению и исследованию сущности категории «контроллинг», в частности среди зарубежных авторов это Ансофф и М. Блауг, Р. Буайе, Г. Буч, Дж. Бьюкенен, Дж. Ван Хорн, Р. Вейтилингер, Дж. Гитомир, Дейли А. Штайгматер, Дж. Траут, Дж. Фокс, Дж. Майк, Дж., Р. Доусон, Д. Майстер, Л. Жеерарден, М. Калверт, Д. Кэмбел, Дж. Стонхаус, Б. Хьюстон, Э. Майер, Д. Майлз, Р. Манн, Г. Пич, Э. Шерм, М. Робсон, Ф. Уллах, С. Финкельштейн, Г. Тейл, Х.Й. Фольмут, Д. Хан, Х. Штиглер, Р. Хофмайстер, М. Эддоус и др. В их работах подробно характеризуется теория и практика контроллинга, основные подходы к его изучению, но авторы, прежде всего, опираются на национальный опыт, который существенно различается в разных странах. Это накладывает отпечаток на теоретические построения и практический инструментарий, которые порой весьма отличны у авторов из разных государств.
В отечественной науке контроллинг, не только как категорию, но и как рыночный ресурс, стали исследовать А.И.Важнов, Н.Г.Данилочкина, В.Б.Ивашкевич, А.М.Карминский, Т.П.Карпова, С.Н.Колесников, Л.И. Купчина, Е.А.Лыскин, М.В.Мельник, Э.С.Минаев, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, Э.А.Уткин, С.Г.Фалько, М.А.Федотова. Тем не менее, исследования данных авторов не полно характеризуют специфику контроллинга в качестве принципиально нового инструмента менеджмента применительно к специфике общества инноваций в условиях информационных технологий.
Объектом исследования является компания ООО «Агроторг» Приволжский Дивизион - торговая сеть «Пятерочка».
Предметом исследования являются организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе построения и формирования системы контроллинга в рамках изучения фактора качества корпоративного управления.
Методологической основой исследования являются общенаучные и специфические методы исследования: документальный, сравнительный, метод моделирования, экспериментальный.
Практическая значимость результатов исследования. Методические разработки в сфере контроллинга, учитывающие специфические особенности функционирования корпоративных торговых сетей. Основные предложения методических разработок могут быть использованы при внедрении контроллинга в корпоративных торговых сетях, с целью увеличения эффективности торгово - хозяйственной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия; внедрении модулей контроллинга комплексных информационных систем в сфере торговли.
Теоретическую базу исследования составили фундаментальные концепции и научные гипотезы, представленные в трудах классиков экономической науки, а также современных ученых. Основой исследования послужили монографии отечественных и зарубежных экономистов, статьи в научных изданиях, периодической печати, а также учебная литература, в которой представлены различные подходы к определению категориального аппарата контроллинга.
В настоящее время, в российской экономике развиваются тенденции к интеграции и глобализации. Эти процессы подразумевают использование тех систем управления, которые приняты в мировой практике. Одной из таких систем является контроллинг.
Основной причиной развития современной теории контроллинга в последние десятилетия является трансформация окружающей предприятие внешней среды. Все это вызывает принципиальную переориентацию предпринимательского мышления и действий, что, в свою очередь, привело к пониманию необходимости улучшения инструментария управления, а также привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации.
Тем не менее, для успешного использования опыта развитых стран в отношении системы контроллинга, необходима его адаптация к современным особенностям развития российской экономики и к торговой отрасли, в частности. Одним из основополагающих моментов адаптации, с учетом результатов исследований последних лет, является уточнение содержания термина «контроллинг». Основные недостатки существующих на сегодняшний день дефиниций по контроллингу заключаются в том, что они, как правило, акцентируют внимание лишь на одном из его аспектов. Кроме того, следует учесть, что торговая отрасль имеет свои характерные особенности, которые влияют на предлагаемое нами содержание понятия «контроллинг».
Таким образом, возникла необходимость с учетом новых исследований уточнить определение «контроллинга», отражающего основные моменты, которые возлагаются на контроллинг в торговых организациях. А именно: необходимости создания информационной базы, анализа релевантной информации и разработки вариантов превентивных управленческих решений, мы пришли к следующему выводу. На первый план в торговых организациях выходит такая функция контроллинга, как информационно - аналитическая поддержка принятия управленческих решений. Этот вывод не идет вразрез с проведенными исследованиями в теории контроллинга. В то же время, основными показателями благополучия торговой организации являются результаты ее финансовохозяйственной деятельности. Контроллинг, как известно, направлен именно на повышение качественного уровня экономической работы. Следовательно, система контроллинга функционирует для поддержки принятия управленческих решений, направленных, прежде всего, на оптимизацию именно показателей финансово-хозяйственной деятельности.
С учетом всего вышеперечисленного, мы предлагаем следующее определение.
Контроллинг в торговле - это целостная система, обеспечивающая поддержку принимаемых управленческих решений, и способствующая повышению результативности финансово-хозяйственной деятельности торговой организации.
Типичные особенности управления в сфере торговли, оказывают влияние на усиление значимости той или иной функции контроллинга в торговой организации. Специфика деятельности торговых организаций предопределена материальной ответственностью, которой наделены практически все её работники, включая рядовых сотрудников, и высокими рисками, сопровождающими, как договоры поставок, так и пути реализации товаров (услуг).
Общепринятые функции контроллинга, такие, как учет, планирование, координация, контроль являются тождественными функциям традиционного менеджмента, но рассматривают все процессы через призму управления прибылью.
Специальные функции, такие, как сбор и анализ данных о внешней среде, сравнение с конкурентами, анализ целесообразности слияния с другими фирмами или открытия/закрытия филиалов, калькуляция заказов, расчет эффективности инновационных и инвестиционных проектов, применимы в торговле. Но они, во-первых, распределены между отделами торговой организации, а во-вторых, не отражают всех возможностей системы контроллинга.
Исходя из вышеизложенного, и базируясь на сформулированной нами дефиниции понятия «контроллинг», мы предлагаем в торговых организациях возложить на контроллинг еще две принципиально важные функции - сервисную и защитную. Предназначение этих функций состоит в защите торговой организации от негативных изменений, посредством сервисного предоставления менеджерам информационно-аналитической базы для принятия управленческих решений.
Использование данных базы, о которой идет речь, оказывает существенное влияние на повышение качества управленческих решений. Данное утверждение основывается, как на проведенном анализе роли контроллера при принятии менеджером решений, так и на путях его совершенствования.
Характерная особенность управления торговыми организациями заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев, управление ими осуществляется на централизованной основе. А это, в свою очередь, ведет к росту нагрузки непосредственно на генерального директора и, следовательно, возрастанию риска принятия некачественных решений.
В работе доказано, что вследствие участия контроллера в менеджеральной деятельности происходит следующее:
• возрастает обоснованность управленческих решений за счет выбора более аргументированного сценария развития организации;
• существенно сокращается нагрузка на руководителя организации на всех этапах принятия решения вследствие того, что решение ряда проблем осуществляется контроллером;
- оптимизируются издержки на выполнение управленческих функций. В основе же механизма оптимизации лежит принцип делегирования ряда полномочий службе контроллинга.
Для обеспечения эффективности функционирования службы контроллинга, разработана методика ее измерения. Данный подход учитывает следующие типичные особенности управления торговой организацией:
- необходимость экономии времени высшего менеджмента торговой организации;
- снижение риска некачественных управленческих решений;
-повышение производительности труда с одновременным
улучшением его условий;
- рост конкуренции в связи с приходом на российский рынок зарубежных операторов розничных сетей и т.д.
Необходимость в разработке методики возникла вследствие того, что применяемые на сегодняшний день способы расчета эффективности не отвечают, в полной мере, потребностям торговых организаций.
В целях эффективного использования предлагаемого подхода, мы определили две группы ожидаемых эффектов.
Первая группа содержит ряд эффектов для руководителя организации. К ним относятся: существенная экономия времени генерального директора и, как следствие, повышение производительности труда; положительный эффект от того, что руководитель принимает обоснованное решение; улучшение условий труда.
Вторая группа включает в себя эффекты для организации в целом. К ним относятся: снижение экономических рисков; преодоление
информационной и профессиональной неопределенности; сокращение времени документооборота; повышение системы качества в торговой организации и повышение ее конкурентоспособности.
Таким образом, возможно получить следующие эффекты от внедрения новации: повышение производительности труда аппарата управления; экономия времени генерального директора; рост прибыли при обосновании тех или иных управленческих решений (УР) контроллером; улучшение условий труда; управленческий эффект.
Для измерения экономических эффектов логично, по нашему мнению, воспользоваться либо методом экспертных оценок, либо методикой измерений, разработанной в ходе диссертационного
исследования и подробно изложенной в работе.
Следует отметить, что необходим также расчет социальной эффективности, возникновение которой мы прогнозируем вследствие улучшения условий труда руководителя. Для этого в работе также предложено воспользоваться методом экспертных оценок.
Как следствие, система повышает эффективность управленческой деятельности, за счет обеспечения прозрачности затрат и результатов для руководства торговой организации. Следовательно, становится возможным получение управленческих эффектов. Их, как правило, трудно зафиксировать количественно, так как они проявляются в виде появления новых шансов реализации потенциала организации, что способствует успеху в стратегической перспективе.
Нами разработана модель адаптации, ориентированная на решение задач, наиболее актуальных для данного рода деятельности. Она создана для более эффективного приспособления системы контроллинга к специфике торговой организации. Прежде всего, были сформулированы приоритетные признаки на каждом этапе традиционного алгоритма: превентивный анализ торгово-технологического процесса; расчет коммерческой эффективности новации; создание проектного отдела в рамках функциональной структуры; встраивание службы контроллинга на централизованной основе; разработка путей преодоления психологических барьеров.
Проанализировав возможные сценарии, пришли к выводу, что наиболее приемлемым является поэтапный вариант адаптации, так как, он традиционно является наиболее эффективным и безболезненным. Предлагаемый алгоритм пошагового введения этой службы, позволит предотвратить возможные сбои в самом начале организации службы контроллинга, которые могли бы привести к провалу этого нововведения.
Алгоритм включает в себя 2 этапа, каждый из которых состоит из нескольких шагов.
Первый этап - разработка действий на уровне руководителя торговой организации.
Второй этап - разработка действий на уровне руководителя проектной группы, созданной в рамках функциональной структуры.
На каждом этапе мы акцентировали внимание на специфических моментах, которые необходимо учитывать в торговых организациях.
При создании службы контроллинга в организационной структуре, представляется целесообразным сформировать ее в соответствии с принципами торгового менеджмента, а не теории контроллинга. Так как в данном случае имеет место противоречие между этими концепциями управления. В теории контроллинга преобладает тенденция к управлению этой службой на децентрализованной основе. Однако, в современной российской торговле, преобладают формальные механистические структуры. Доминирование в торговых организациях этих структур связано с высокой распространенностью материальной ответственности среди всех работников торговой организации, необходимостью четкого подчинения и жесткой трудовой дисциплины.
Вследствие того, что происходит адаптация системы контроллинга к специфике функционирования розничных торговых организаций, с целью повышения их эффективности, а не наоборот, то мы считаем, что наиболее оптимальным для торговых организаций, является тот вариант, при котором контроллер централизованно подчинен её руководителю. Причем необходимо учесть тот, факт, что речь идет только о главном контроллере торговой организации. В том случае, когда мы рассматриваем сетевые торговые организации, контроллеры на местах будут административно подчиняться директору магазина, а функционально - главному контроллеру торговой организации. В данном случае отрицательным моментом будет проблема двойного подчинения и связанные с ней возможные конфликты. Выходом из этой ситуации является четкое разграничение сфер деятельности и компетенций главного контроллера, директора магазина и контроллера.
Кроме того, необходимо иметь ввиду, что проблематичным является вопрос подчинения и, как следствие, перераспределения информационных потоков между главным контролером, финансовым директором и главным бухгалтером. В промышленных предприятиях распространен вариант, когда финансовый директор и бухгалтерия подчинены главному контроллеру. В торговле этот вариант не приемлем и в силу традиционного распределения обязанностей и в ввиду нерациональности сосредоточения всей финансовой информации в одних руках. Поэтому мы предлагаем, вариант при котором финансовый директор и главный контроллер подчинен генеральному директору торговой сети. В свою очередь подчиненность главного бухгалтера конкретному руководителю, должна определяться традициями конкретной торговой организации. При этом, при любом варианте подчинения потоки информации должны проходить через службу главного контроллера. Положительным моментом при использовании этого варианта будет то, что информация, исходящая от главного контроллера, финансового директора или главного бухгалтера будет взаимопроверяемой. Следовательно, прозрачность ведения бизнеса будет гораздо выше, что в свою очередь может способствовать снижению хищений внутри организации. Это является очень важным положительным моментом, так как проблема материальных потерь внутри российских торговых организаций все еще очень актуальна и болезненна.
Выбор организационной формы такой структуры зависит от условий и ситуации, в которых осуществляется предпринимательская деятельность. Суть ее состоит в том, что система контроллинга позволяет
использовать данные, полученные на микроуровне хозяйственной единицы (к примеру, супермаркета) для тенденций, прогнозирования и координации на макроуровне.
Основной причиной развития современной теории контроллинга в последние десятилетия является трансформация окружающей предприятие внешней среды. Все это вызывает принципиальную переориентацию предпринимательского мышления и действий, что, в свою очередь, привело к пониманию необходимости улучшения инструментария управления, а также привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации.
Тем не менее, для успешного использования опыта развитых стран в отношении системы контроллинга, необходима его адаптация к современным особенностям развития российской экономики и к торговой отрасли, в частности. Одним из основополагающих моментов адаптации, с учетом результатов исследований последних лет, является уточнение содержания термина «контроллинг». Основные недостатки существующих на сегодняшний день дефиниций по контроллингу заключаются в том, что они, как правило, акцентируют внимание лишь на одном из его аспектов. Кроме того, следует учесть, что торговая отрасль имеет свои характерные особенности, которые влияют на предлагаемое нами содержание понятия «контроллинг».
Таким образом, возникла необходимость с учетом новых исследований уточнить определение «контроллинга», отражающего основные моменты, которые возлагаются на контроллинг в торговых организациях. А именно: необходимости создания информационной базы, анализа релевантной информации и разработки вариантов превентивных управленческих решений, мы пришли к следующему выводу. На первый план в торговых организациях выходит такая функция контроллинга, как информационно - аналитическая поддержка принятия управленческих решений. Этот вывод не идет вразрез с проведенными исследованиями в теории контроллинга. В то же время, основными показателями благополучия торговой организации являются результаты ее финансовохозяйственной деятельности. Контроллинг, как известно, направлен именно на повышение качественного уровня экономической работы. Следовательно, система контроллинга функционирует для поддержки принятия управленческих решений, направленных, прежде всего, на оптимизацию именно показателей финансово-хозяйственной деятельности.
С учетом всего вышеперечисленного, мы предлагаем следующее определение.
Контроллинг в торговле - это целостная система, обеспечивающая поддержку принимаемых управленческих решений, и способствующая повышению результативности финансово-хозяйственной деятельности торговой организации.
Типичные особенности управления в сфере торговли, оказывают влияние на усиление значимости той или иной функции контроллинга в торговой организации. Специфика деятельности торговых организаций предопределена материальной ответственностью, которой наделены практически все её работники, включая рядовых сотрудников, и высокими рисками, сопровождающими, как договоры поставок, так и пути реализации товаров (услуг).
Общепринятые функции контроллинга, такие, как учет, планирование, координация, контроль являются тождественными функциям традиционного менеджмента, но рассматривают все процессы через призму управления прибылью.
Специальные функции, такие, как сбор и анализ данных о внешней среде, сравнение с конкурентами, анализ целесообразности слияния с другими фирмами или открытия/закрытия филиалов, калькуляция заказов, расчет эффективности инновационных и инвестиционных проектов, применимы в торговле. Но они, во-первых, распределены между отделами торговой организации, а во-вторых, не отражают всех возможностей системы контроллинга.
Исходя из вышеизложенного, и базируясь на сформулированной нами дефиниции понятия «контроллинг», мы предлагаем в торговых организациях возложить на контроллинг еще две принципиально важные функции - сервисную и защитную. Предназначение этих функций состоит в защите торговой организации от негативных изменений, посредством сервисного предоставления менеджерам информационно-аналитической базы для принятия управленческих решений.
Использование данных базы, о которой идет речь, оказывает существенное влияние на повышение качества управленческих решений. Данное утверждение основывается, как на проведенном анализе роли контроллера при принятии менеджером решений, так и на путях его совершенствования.
Характерная особенность управления торговыми организациями заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев, управление ими осуществляется на централизованной основе. А это, в свою очередь, ведет к росту нагрузки непосредственно на генерального директора и, следовательно, возрастанию риска принятия некачественных решений.
В работе доказано, что вследствие участия контроллера в менеджеральной деятельности происходит следующее:
• возрастает обоснованность управленческих решений за счет выбора более аргументированного сценария развития организации;
• существенно сокращается нагрузка на руководителя организации на всех этапах принятия решения вследствие того, что решение ряда проблем осуществляется контроллером;
- оптимизируются издержки на выполнение управленческих функций. В основе же механизма оптимизации лежит принцип делегирования ряда полномочий службе контроллинга.
Для обеспечения эффективности функционирования службы контроллинга, разработана методика ее измерения. Данный подход учитывает следующие типичные особенности управления торговой организацией:
- необходимость экономии времени высшего менеджмента торговой организации;
- снижение риска некачественных управленческих решений;
-повышение производительности труда с одновременным
улучшением его условий;
- рост конкуренции в связи с приходом на российский рынок зарубежных операторов розничных сетей и т.д.
Необходимость в разработке методики возникла вследствие того, что применяемые на сегодняшний день способы расчета эффективности не отвечают, в полной мере, потребностям торговых организаций.
В целях эффективного использования предлагаемого подхода, мы определили две группы ожидаемых эффектов.
Первая группа содержит ряд эффектов для руководителя организации. К ним относятся: существенная экономия времени генерального директора и, как следствие, повышение производительности труда; положительный эффект от того, что руководитель принимает обоснованное решение; улучшение условий труда.
Вторая группа включает в себя эффекты для организации в целом. К ним относятся: снижение экономических рисков; преодоление
информационной и профессиональной неопределенности; сокращение времени документооборота; повышение системы качества в торговой организации и повышение ее конкурентоспособности.
Таким образом, возможно получить следующие эффекты от внедрения новации: повышение производительности труда аппарата управления; экономия времени генерального директора; рост прибыли при обосновании тех или иных управленческих решений (УР) контроллером; улучшение условий труда; управленческий эффект.
Для измерения экономических эффектов логично, по нашему мнению, воспользоваться либо методом экспертных оценок, либо методикой измерений, разработанной в ходе диссертационного
исследования и подробно изложенной в работе.
Следует отметить, что необходим также расчет социальной эффективности, возникновение которой мы прогнозируем вследствие улучшения условий труда руководителя. Для этого в работе также предложено воспользоваться методом экспертных оценок.
Как следствие, система повышает эффективность управленческой деятельности, за счет обеспечения прозрачности затрат и результатов для руководства торговой организации. Следовательно, становится возможным получение управленческих эффектов. Их, как правило, трудно зафиксировать количественно, так как они проявляются в виде появления новых шансов реализации потенциала организации, что способствует успеху в стратегической перспективе.
Нами разработана модель адаптации, ориентированная на решение задач, наиболее актуальных для данного рода деятельности. Она создана для более эффективного приспособления системы контроллинга к специфике торговой организации. Прежде всего, были сформулированы приоритетные признаки на каждом этапе традиционного алгоритма: превентивный анализ торгово-технологического процесса; расчет коммерческой эффективности новации; создание проектного отдела в рамках функциональной структуры; встраивание службы контроллинга на централизованной основе; разработка путей преодоления психологических барьеров.
Проанализировав возможные сценарии, пришли к выводу, что наиболее приемлемым является поэтапный вариант адаптации, так как, он традиционно является наиболее эффективным и безболезненным. Предлагаемый алгоритм пошагового введения этой службы, позволит предотвратить возможные сбои в самом начале организации службы контроллинга, которые могли бы привести к провалу этого нововведения.
Алгоритм включает в себя 2 этапа, каждый из которых состоит из нескольких шагов.
Первый этап - разработка действий на уровне руководителя торговой организации.
Второй этап - разработка действий на уровне руководителя проектной группы, созданной в рамках функциональной структуры.
На каждом этапе мы акцентировали внимание на специфических моментах, которые необходимо учитывать в торговых организациях.
При создании службы контроллинга в организационной структуре, представляется целесообразным сформировать ее в соответствии с принципами торгового менеджмента, а не теории контроллинга. Так как в данном случае имеет место противоречие между этими концепциями управления. В теории контроллинга преобладает тенденция к управлению этой службой на децентрализованной основе. Однако, в современной российской торговле, преобладают формальные механистические структуры. Доминирование в торговых организациях этих структур связано с высокой распространенностью материальной ответственности среди всех работников торговой организации, необходимостью четкого подчинения и жесткой трудовой дисциплины.
Вследствие того, что происходит адаптация системы контроллинга к специфике функционирования розничных торговых организаций, с целью повышения их эффективности, а не наоборот, то мы считаем, что наиболее оптимальным для торговых организаций, является тот вариант, при котором контроллер централизованно подчинен её руководителю. Причем необходимо учесть тот, факт, что речь идет только о главном контроллере торговой организации. В том случае, когда мы рассматриваем сетевые торговые организации, контроллеры на местах будут административно подчиняться директору магазина, а функционально - главному контроллеру торговой организации. В данном случае отрицательным моментом будет проблема двойного подчинения и связанные с ней возможные конфликты. Выходом из этой ситуации является четкое разграничение сфер деятельности и компетенций главного контроллера, директора магазина и контроллера.
Кроме того, необходимо иметь ввиду, что проблематичным является вопрос подчинения и, как следствие, перераспределения информационных потоков между главным контролером, финансовым директором и главным бухгалтером. В промышленных предприятиях распространен вариант, когда финансовый директор и бухгалтерия подчинены главному контроллеру. В торговле этот вариант не приемлем и в силу традиционного распределения обязанностей и в ввиду нерациональности сосредоточения всей финансовой информации в одних руках. Поэтому мы предлагаем, вариант при котором финансовый директор и главный контроллер подчинен генеральному директору торговой сети. В свою очередь подчиненность главного бухгалтера конкретному руководителю, должна определяться традициями конкретной торговой организации. При этом, при любом варианте подчинения потоки информации должны проходить через службу главного контроллера. Положительным моментом при использовании этого варианта будет то, что информация, исходящая от главного контроллера, финансового директора или главного бухгалтера будет взаимопроверяемой. Следовательно, прозрачность ведения бизнеса будет гораздо выше, что в свою очередь может способствовать снижению хищений внутри организации. Это является очень важным положительным моментом, так как проблема материальных потерь внутри российских торговых организаций все еще очень актуальна и болезненна.
Выбор организационной формы такой структуры зависит от условий и ситуации, в которых осуществляется предпринимательская деятельность. Суть ее состоит в том, что система контроллинга позволяет
использовать данные, полученные на микроуровне хозяйственной единицы (к примеру, супермаркета) для тенденций, прогнозирования и координации на макроуровне.
Подобные работы
- Формирование системы контроллинга как фактор качества корпоративного управления
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование системы контроллинга на предприятиях агропромышленного комплекса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2019 - Контроллинг и мониторинг бизнес-процессов на примере предприятия
ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - Контроллинг в системе управления, ориентированного на стоимость
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Механизм стратегического контроллинга в управлении конкурентоспособностью предприятия
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Финансовый контроллинг в корпоративных образованиях
Магистерская диссертация, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Сбалансированная система показателей как инструмент финансового и стратегического контроля в кредитной организации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - КОНТРОЛЛИНГ: СУЩНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ И УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Финансовый контроллинг в корпоративных образованиях
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016



