ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ 7
1.1. История изучения воспитательного потенциала детского
коллектива в трудах отечественных педагогов 7
1.2. Роль детского коллектива в формировании личности 14
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКОГО
КОЛЛЕКТИВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ХОДЕ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 19
2.1 Условия проведения опытно-экспериментальной работы 19
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 39
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Актуальность темы. Общеизвестно, что официально принятые концепции воспитания обуславливаются, как правило, социально-экономическими, историческими и политическими факторами. Так, вплоть до начала 90-х годов прошлого века в России реализовывалась концепция коммунистического воспитания, в котором огромная роль отводилась воспитательному потенциалу коллектива.
В конце ХХ века в отечественной педагогике наблюдается спад интереса к проблеме роли коллектива в формировании личности. В то же время было бы неверным утверждать, что научные исследования по данной теме прекратились,«ученые и педагоги-практики все же обращаются к ней, хоть зачастую и используют иные термины-«дублеры» (команда, сообщество) и др.»[Моргаевская, 2009: 3], - пишет А.Н. Моргаевская. В то же время, как показывает наше наблюдение, в последние годы популяризовались исследования роли определенного типа коллектива, чаще - коллектива по интересам - в формировании тех или иных качеств. Как пример, можно привести исследования О.В. Слуевой «Художественно-эстетическое развитие личности в оркестровом коллективе» [Слуева, 2006], М.В. Костогоровой «Формирование культуры взаимодействия в детском творческом коллективе» [Костогорова, 2013] и другие. Также встречаются труды, в которых описываются методические основы коллективного способа обучения [Яновицкая, 2012]. Предложенные в литературе рекомендации направлены, преимущественно, на использование возможностей коллектива для воспитания у школьников навыков коллективного общения и, в меньшей степени, на формирование индивидуальных особенностей поведения ребенка. Так как в современном обществе детский коллектив выступает главной силой в формировании личности школьника, необходимо выявить почему именно в детском коллективе идет процесс морально-нравственного воспитания ребенка и происходит становление личности. Мы считаем актуальным освещение данной темы в рамках выпускной квалификационной работы “Особенности формирования личности школьника в детском коллективе”.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды отечественных ученых прошлого и современности о теории коллектива, воспитательной роли коллектива (Л.И. Новикова, А.Н. Моргаевская и др.), о теории развития личности (Л.В. Загрекова, В.В. Николина).
Объектом данного исследования является процесс формирования личности, предмет работы определяется как особенности процесса формирования личности в коллективе.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить особенности формирования личности школьника в детском коллективе в современных условиях развития общества.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1) изучить воспитательный потенциал детского коллектива в трудах отечественных педагогов;
2) выявить личностные проявления ученика в процессе учебной деятельности;
3) определить роль детского коллектива в развитии личности;
4) провести опытную работу по исследованию характера влияния детского коллектива на формирование личности школьника.
База исследования - МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №1” г.Мензелинска, Республики Татарстан (5 “А” класс).
Гипотеза выпускной квалификационной работы заключается в предположении о том, что влияние детского коллектива на формирование личности школьника - учащегося пятого класса будет положительным в том случае, если:
- если педагоги при организации учебно-воспитательной работы учитывают современные условия развития детского коллектива;
- если создаются условия для формирования личности в коллективе, а именно: учитываются личностные особенности каждого учащегося;
учащиеся включаются в различные виды коллективной деятельности; в коллективе создается благоприятный социально- психологический климат.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы: анализа теоретической, педагогической, методической литературы, эмпирический.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы классными руководителями МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №1” г. Мензелинска, Республики Татарстан при организации работы с учащимися в классном коллективе.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя следующее: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Во введении отмечается актуальность выбранной нами темы, определяется теоретическая основа работы, также определяются объект и предмет, цель и задачи, база исследования, гипотеза, перечисляются методы которые используются в написании данной научной работы, отмечается теоретическая и практическая значимость работы.
Две главы в основной части работы внутри себя разделены на параграфы. Первая глава представлена под названием “Концепция воспитательного коллектива в отечественной педагогике”. В рамках этой главы дается обзор истории изучения воспитательного потенциала детского коллектива в трудах отечественных педагогов, исследуются вопросы личностного проявления ученика в школе и роль детского коллектива в развитии личности. Вторая глава работы именуется как “Исследование характера влияния детского коллектива на формирование личности школьника в ходе опытной работы”. В этой главе анализируется проведенная опытно - экспериментальная работа, описывается ход опытной работы и приводятся результаты опытной работы.
В заключении подытоживаются и обобщаются итоги.
Список использованной литературы включает в себя научные труды и электронные ресурсы, которые были использованы нами в написании данной выпускной квалификационной работы.
В рамках данной выпускной квалификационной работы нами исследована проблема влияния коллектива на формирование личности и выявлены его особенности. Эта проблема не устарела, не отсылает к педагогике советского периода, когда роль коллектива оценивалась весьма высоко, а очень актуальна и требует научного изучения. Известно, что многие инновационные технологии, методы в педагогике сегодня подразумевают работу в группах, командах, и по сути, ученые считают, что просто подменяют термин “коллектив”. Чтобы успешно реализовать, например, коллективный проект, необходимы навыки работы в коллективе, а организатору-учителю - необходимы знать особенности детского коллектива, его потенциал влияния на личность. Наряду с этим, современные исследования особенностей детского коллектива если и не сошли на нет, то реализуются не в полной мере. По этой причине, в рамках первой части данной выпускной квалификационной работы мы обратились к отечественной педагогике прошлых лет. Выяснилось, что проблема детского коллектива, образованного в условиях школы, волновало умы выдающихся философов, педагогов, писателей уже в XIX - начале ХХ веков. В то время не проводились специальные монографические исследования о коллективной деятельности, коллективе как социально-педагогической системе, но однако подтверждалась роль “школьного духа” как условия успешного обучения. В двадцатых - тридцатых годах ХХ столетия в научной литературе начинает широко распространяться термин “коллектив”, начинают проводиться научные исследования влияния коллектива на личность, условия успешной деятельности коллектива, этапы и условия становления коллектива и другие. Сегодня нельзя сказать, что проблема формирования личности в условиях коллектива одна из наиболее обсуждаемых, но она является актуальной однозначно.
В рамках второй главы выпускной квалификационной работы описывается ход опытной работы по исследованию характера влияния коллектива на личность школьника и выявлению его особенностей. Мы предположили, что при определенных условиях, то есть, при благоприятной атмосфере в коллективе, формирование личности протекает более успешно. Нами была организована опытная работа на базе школы “Средняя общеобразовательная школа№1” г. Мензелинска. Участниками этой опытной работы стали тридцать учащихся 5 класса “А”. Работа проводилась в три этапа.
На первом этапе была проведена первичная диагностика психологического климата в классе. Было выяснено, что уровень конфликтности в классе достаточно высок, удовлетворенность школьной жизнью оценивается только в половину из максимального количества баллов. Как результат, учащиеся в таком классе инертны, безынициативны, во всем соглашаются с лидерами, не показывают стремление к общительности, к завязыванию эмоциональных отношений.
На втором этапе нами была организована специально разработанная программа, включающая в себя организацию внеклассных мероприятий, тренинги на сплочение коллектива, экскурсии, коллективную творческую деятельность. Данная работа проводилась в период с сентября по декабрь, включая и время осенних каникул.
На третьем - контрольном этапе была проведена повторная диагностика, в ходе которой наша гипотеза подтвердилась: действительно, чтобы детский коллектив оказывал положительное влияние на формирование личности школьника, необходимы благоприятная атмосфера и уважительное отношение к каждому ее члену.
Согласно исследованиям отечественных педагогов недалекого прошлого, в частности, Л. Новиковой, становление детского коллектива проходит в три этапа, а по мнению А. Макаренко, прекращение движения вверх для детского коллектива равно смерти. На период проведения опытной работы детский коллектив шагнул на новую ступень своего образования, при целенаправленной работы педагога в дальнейшем он может привести и к самовоспитанию детей в коллективе, однако если педагог не заинтересуется в дальнейшем сплочении учащихся, можно ожидать как благоприятный, так и не благоприятный результат.
1. Алексеева А. Дружный класс. Налаживание отношений // Классное руководство и воспитание школьников. - 2016. - №9-10. - С.32 - 34.
2. Бехтерев И.М. Избранные труды по социальной психологии. - М.: Наука, 1994. - 400 с.
3. Битянова М. Социометрия: за и против // Классное руководство и воспитание школьников. - 2015. - №3. - С.15.
4. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория: Монография. - Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2006. -300 с.
5. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 300 с.
6. Варфоломеева Е.П. Формирование культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2015. - 27 с.
7. Воителева Т.М. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся 5 -9 классов на уроках русского языка: Дис. ... д-ра пед. наук. - Москва, 2000. - 339 с.
8. Володарская О.В. Обучение учащихся 7-8 классов основной школы устной иноязычной речи с использованием коллективно-группового взаимодействия и электронной интерактивной доски (на материале немецкого языка как второго иностранного»): дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2015. - 238 с.
9. Врачинская Т.В. Становление педагогической конфликтологии в педагогическом наследии Л.Н. Толстого: Дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2003. - 178 с.
10. Галкина Т.Н., Озерова Н.П. Мониторинг образовательной деятельности в школе. Книга современного завуча / Изд. 2-е, доп. и перераб.
- Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 416с.
11. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - Москва: “Школа-Пресс”, 1995. - 448 с.
12. Гребёнкина Л.К., Аджиева Е.М., Ерёмкина О.В. Методика воспитательной работы: учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений/ 5-е изд., испр. и перераб. - М.: Издательский центр “Академия”, 2007. - 160 с.
13. Громова Н. Пора в путь-дорогу. Сплочение коллектива // Классное руководство и воспитание школьников. - 2012. - №2. - С. 58 - 60.
14. Днепров С.А., Кадневский В.М. Педагогика в терминах и понятиях: пособие-справочник для самообразования .-Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. - 191 с.
15. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студ. заочной и дистанционной формы обучения. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изд-во НПО “МОДЭК”, 2003. - 376 с.
16. Загвязинский В.И. Практическая методология педагогического поиска. - Тюмень, 2005. - 343 с.
17. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. - М.: Издательский центр “Академия”, 2006. - 176 с.
18. Загвязинский В., Атаханов Р. Методология и методы психологопедагогического исследования: Учеб. пособие для студ.высш. пед.
учеб. заведений. 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр “Академия”, 2006. - 208 с.
19. Загреков Л.В., Николина В.В. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений педагогических специальностей и направлений.
- Н.Новгород: НГПУ, 2011. - 232 с.
20. Зуева И.В. Теория воспитательного коллектива в отечественной педагогике 1946 -1991 гг.: Дис. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2004. - 179 с.
21. Иванов В.П. Основы социального управления. - М.:Высшая школа, 2001. - 270 с.
22. Ильясов Д.Ф., Сериков Г.Н. Теория управления образованием: Учебное пособие по спецкурсу. - М.: Владос, 2004. - 405 с.
23. Казакина М.Г. Взаимосвязь развития коллектива и нравственного формирования личности: Дис. ...д-ра пед. наук. -Л., 1983. - 290 с.
24. Ковалёва Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. - М.: Воронеж, 2003. - 267 с.
25. Костогорова М.В. Формирование культуры взаимодействия в детском творческом коллективе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2013. - 21 с.
26. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
27. Кулакова Е. Дружные строители. Создание коллектива // Классное руководство и воспитание школьников. - 2013. - №10. - С.15.
28. Мазкина О.Б. Воспитание нравственных чувств подростков в музыкальном творческом коллективе: дис. . канд. пед. наук. - Воронеж, 2016. - 224 с.
29. Машляковская А.В. Педагогические условия саморазвития подростка в детском коллективе: Дис. . канд. пед. наук. - Москва, 1999. - 246 с.
30. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2010. - 208 с.
31. Мишуровская Т.П. Педагогические условия внедрения инновационных образовательных проектов в учебно-воспитательный процесс школы:На материале историко-культурного краеведения: Дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2005. - 159 с.
32. Моисеев A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть. -М.:Сентябрь, 2001. - 634 с.
33. Моргаевская А.Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2009. - 22 с.
34. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений /2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр “Академия”, 2006. - 304 с.
35. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива (вопросы теории). - М.: Просвещение, 1978. - 144 с.
36. Павлова Л.Н. Педагогическое управление развитием школьного детского коллектива: Дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2007. - 173 с.
37. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. - М.: Профтехиздат, 1963. - 334 с.
38. Петушкова Г.А. Преемственность в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2005. - 212 с.
39. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Владос, 1999. - 256 с.
40. Слуева О.В. Художественно-эстетическое развитие личности в оркестровом коллективе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2006. - 25 с.
41. Трубайчук Л.В. Теоретические основы развития и становления личности младшего школьника в образовательном процессе: Дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2000. - 337 с.
42. Трухачева Т.В., Кирпичник А.Г. Всесоюзная пионерская организация: уроки истории: науч. дискус.: Материалы для обсуждения. - Кострома, 2001. - 213 с.
43. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Гардарики. - 1999. - 520 с.
44. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. - М.: ЦГЛ, 2005. - 200 с.
45. Якиманская И.С., Рябоштан Е.П. Изучение личности ученика в образовательном процессе. - М.: Сентябрь, 2011. - 176 с.
46. Яковлев E.B., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. -239 с.
47. Яновицкая Е. Как учить и учиться на уроке, чтобы учиться хотелось, и удавалось учиться успешно в условиях коллективного обучения в современной общеобразовательной массовой школе. Альбом-справочник. - СПб.: Школьная лига, Издательство “Лема”, 2012. - 160 с.
48. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и
методика: Учебное пособие для студентов в педагогическом
учебном заведении. - М.: Изд.центр “Академия”, 2004. - 352 с.
II. Интернет-ресурсы:
49. Методика Q-сортировка. - URL:
https://studfiles.net/preview/6343097/; (дата обращения: 26.12.2017).
50. Методики по выявлению межличностных взаимоотношений в
классе. - URL: https://infourok.ru/metodiki-po-viyavleniyu-mezhlichnostnih-
otnosheniy-v-klasse-1811253.html; (дата обращения: 26.12.2017).