Практическая часть работы сделана на примере бюджета Кемеровской области за 2016-2018 годы.
Много приложений.
Введение 3
1 Теоретические основы бюджета и бюджетной системы 5
1.1 Понятие бюджета и бюджетной системы 5
1.2 Функции бюджета 8
1.3 Характеристика функций бюджета субъекта Российской Федерации 9
2 Реализация функций бюджета на примере Кемеровской области 13
2.1 Распределительная функция на примере бюджета Кемеровской области 13
2.2 Контрольная функция на примере бюджета Кемеровской области 17
2.3 Тенденции реализации функций бюджета 25
Заключение 29
Библиографический список 31
Приложения 34
Финансам в Российской Федерации принадлежит решающая роль в управлении экономикой государства. Роль финансовой системы резко возрастает в наши дни. Бюджетная система государства является основным звеном этой финансовой системы.
В российскую бюджетную систему включены: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты.
В современных условиях растет значение региональных бюджетов в социально - экономическом развитии страны вследствие расширения прав региональных органов власти в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В современной России особое значение имеет отработка путей формирования и увеличения доходов бюджета, наиболее существенным источником, которых являются налоги. Для социально - экономического развития необходимо усиление стимулирующего воздействия налоговой системы на модернизацию экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции.
Сегодня наиболее остро обсуждается вопрос о необходимом и достаточном финансовом обеспечении деятельности региональных властей. Почти для всех стран характерно наличие проблемы финансового обеспечения развития территорий. Заключается эта проблема в том, что имеются разная налоговая база и различие финансового потенциала административно - территориальных образований, на которые раздроблена каждая страна. Причина этих различий заключена в неравномерности территориального расположения производственных сил и природно-ресурсного потенциала.
Актуальность темы исследования заключается в том, что от достаточности финансового обеспечения региональных бюджетов зависит полнота и качество выполнения поставленных задач и исполнение расходных обязательств.
Цель курсовой работы заключается в анализе бюджета Кемеровской области.
Для достижения цели определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы бюджета и бюджетной системы;
провести анализ реализаций функций бюджета на материалах Кемеровской области.
Предметом исследования выступает бюджет и его функции. Объектом -бюджет и его функции на примере Кемеровской области.
В процессе работы применялись общенаучные методы исследования: методы анализа литературы, анализа нормативно - правовой документации по теме выпускной квалификационной работы, сравнения, обобщения, и др.
Теоретической базой исследования послужили научные труды ведущих отечественных специалистов в области налогообложения, бухгалтерского учета, государственных и муниципальных финансов, справочные материалы, нормативные документы, законодательные акты.
В данной курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Формулировка задачи курсовой работы Как она решена
Рассмотреть теоретических основ бюджета и бюджетной системы На основании научной литературы рассмотрены подходы к понятию бюджетный процесс, рассмотрены функции государственного и регионального бюджета
провести анализ реализаций функций бюджета на материалах Кемеровской области На основании Отчета об исполнении областного бюджета и отчета о о деятельности КСПКО проведен анализ регулирующей и контрольной функции бюджета, выявлены проблемы и определены направления их решения
Бюджетная система это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. В состав бюджетной системы входят бюджеты различных уровне: федеральный, региональный и местные бюджеты. Можно выделить такие функции государственного бюджета, как контрольная, распределительная, регулирующая, информационная.
Основными функциями регионального бюджета является создание условий для повышения уровня жизни населения региона, выравнивание условий предпринимательства, выравнивание деловой активности. Реализация функций регионального бюджета осуществляется посредством бюджетного процесса. Основной задачей бюджетного учета является формирование полной и достоверной информации об исполнении доходов и расходов региона. Формирование бюджета и его исполнение осуществляется в рамках бюджетного процесса.
Доходы и расходы бюджета Кемеровской области к 2018 году возросли. При этом значительный рост доходов произошел за счет увеличения налога на прибыль, доходы, налога на совокупный доход, безвозмездных поступлений. Расходы бюджета возросли за счет роста расходов на национальную экономику, социальную политику, межбюджетные трансферты.
Стоимостная оценка выявленных нарушений и недостатков по итогам контрольных мероприятий, проведенных КСПКО в отчетном году, составила 1078,13 миллиона рублей. Удельный вес устраненных в 2018 году нарушений и недостатков (из общего объема выявленных нарушений и недостатков по итогам контрольных мероприятий, проведенных КСПКО в отчетном году) составил 73,89% от общего объема выявленных.
Основными проблемами бюджета Кемеровской области является низкая обеспеченность расходных обязательств. Для решения данной проблемы необходимо повышать собственные доходы бюджета, что возможно за счет повышения эффективности управления государственным имуществом, повышением налоговых доходов. Так же необходимо принимать меры по снижению случаев нарушений БК РФ, не целевого использования бюджетных средств.
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.05.2019).
2 Агузарова Ф.С. Местные налоги как источников формирования доходов местного бюджета в РФ / Ф.С. Агузарова // Налоги и налогообложение. - 2015. - № 7. - С. 548-555.
3 Афенкина Е.М. Доходы местных бюджетов, пути их роста/ Е.М. Афенкина// Вопросы экономики и управления. - 2015. - № 1 (1). - С. 12-14.
4 Васильева Н.В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект/ Н.В. Васильева//Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25. - № 1. - С. 117-125.
5 Гайдук В.И., Духовенко В.С. Анализ бюджетной системы Краснодарского края как ключевого элемента региональной финансовой системы/ В.И. Гайдук// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 110. - С. 1340-1350.
6 Гарипов В.В. Направления совершенствования процесса формирования доходов бюджетов в РФ / В.В. Гарипов // Научный альманах. - 2016. - № 8-1 (22). - С. 35-38.
7 Дадашев А.З. Финансовая система России: учебн. пос. для вузов / А.З. Дадашев, Д.Г. Черник. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 463 с.
8 Дворядкина Е.Б. Современные тенденции формирования доходов региональных бюджетов / Е.Б. Дворядкина // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2016. - № 15-2. - С. 20-22.
9 Иневатова О.А. Проблемы формирования дохода регионального бюджета/ О.А. Иневатова, А.Ю. Харитонова // Тенденции развития науки и образования. - 2017. - № 22-2. - С. 14-18.
10 Истомина Т.А. Проблемы формирования доходов региональных бюджетов / Т.А. Истомина, Т.Н. Бондаренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 6-4. - С. 738-742.
11 Калашников Г. Анализ источников формирования доходов муниципального образования Рязанской области / Г. Калашников // Education, Science and Humanities Academic Research Conference. - 2017. - С. 88-93.
12 Карчевская С.А. Реформа местного самоуправления: проблемы и пути решения / С.А. Карчевская // Финансы. - 2013. - № 1. - 338 с.
13 Киреева Е.В. Оптимизация формирования доходов бюджетов региона / Е.В. Киреева // Вестник Академии. - 2014. - № 4. - С. 43-46.
14 Культиков Н.В. Формирование доходов бюджета области в современных условиях / Н.В. Культиков // Вестник научных конференций. - 2017. - № 4-3 (20). - С. 77-78.
15 Кунисов Р.Р. Анализ формирования доходов бюджета муниципального образования / Р.Р. Кунисов // Экономика и социум. - 2016. - № 11-1 (30). - С. 813-820.
16 Ларина С.Е. Местные бюджеты в условиях реализации муниципальной реформы: монография / С.Е. Ларина. - М.: Изд-во РАГС, 2013. - 126 с.
17 Левина В.В. Эволюция формирования доходов российских муниципальных бюджетов / В.В. Левина, Г.М. Шамарова //Городское управление. - 2013. - № 3 (200). - С. 47-52.
18 Луферчик А.Ю. Значение и роль налогов в формировании доходов муниципального бюджета / А.Ю. Луферчик // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования сборник статей VII Международной научно-практической конференции. отв. ред. Н. Ф. Кузнецова. - 2016. - С. 82-83.
19 Миронов Д.С. Проблемы местного налогообложения как источника формирования доходов местного бюджета / Д.С. Миронов // Сборник научных трудов SWorld. - 2013. - Т. 40. - № 3. - С. 17-21.
20 Омелёхина Н.В. Бюджетная система РФ в системе институтов финансовой безопасности государства/ Н.В. Омелехина// Журнал российского права. - 2017. - № 7 (247). - С. 81-93.
21 Покровская Н.В. Зачисление НДФЛ в местные бюджеты в РФ/ Н.В. Покровская//Экономика. Налоги. Право. - 2017.- Т. 10. - № 3. - С. 146-151.
22 Савина О.Н. Проблемы формирования доходов бюджетов муниципальных образований / О.Н. Савина // Научные Известия. - 2017. - № 6. - С. 26-33.
23 Старикова Т.В. Местные бюджета: полномочия, расходы, доходы, межбюджетные отношения, бюджетный процесс/ Т.В. Старикова//Ученые записки. - 2015. - № 3 (15). - С. 86-102.
24 Тимушев Е.Н. Налоговые доходы местных бюджетов и вопросы их распределения/ Е.Н. Тимушев// Финансы и кредит. - 2016. - № 17 (689). - С. 40-52.
25 Фрыгин А.В. Отдельные аспекты обеспечения результативности и эффективности формирования доходов бюджетов на государственном и муниципальном уровне / А.В. Фрыгин, С.В. Музалев // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2015. - Т. 6. - № 3-1 (23). - С. 46-49.
26 Официальный сайт Главного финансового управления Кемеровской области. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ofukem.ru/activity/quality-assessment-public-finance-management/ (дата обращения: 29.05.19).