Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома.
Введение 3
1. Сущность торгово-технологического процесса предприятия розничной торговли 5
1.1 Понятие розничной торговли 5
1.2 Содержание торгово-технологического процесса, основные принципы рациональной организации 13
1.3 Современный опыт планирования и организации торгово-технологического процесса магазина 17
2. Основные операции торгово-технологического процесса предприятия розничной торговли 21
2.1 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине 21
2.2 Организация и технология хранения, и подготовка товаров 24
2.3 Размещение и технология выкладки товаров в торговом зале 26
2.4 Организация и технология розничной продажи товаров 29
Заключение 33
Список литературы 35
Актуальность темы заключается в том, что в условиях усиления конкуренции и меняющейся конъюнктуры рынка, важное значение приобретает совершенствование организации и технологии торговли, оперативный учет специалистами отрасли происходящих на рынке изменений, внедрение научно-технических технологий, выбор наиболее эффективных из них.
В настоящее время, в условиях жесткой конкуренции большое значение в успешной деятельности любой торговой организации имеет правильный выбор формата и грамотная организация торговой деятельности. Товары на пути следования от производства до потребителя, как правило, проходят через оптовые и розничные торговые предприятия (организации) (звенья торговли). В этих звеньях и осуществляются определенные торгово-технологические процессы (обработка товаров: разгрузка, приемка, размещение на хранение, хранение, подготовка к продаже, подсортировка и др.).
Организация торговли призвана увязать отдельные торговые процессы в одно стройное целое, в один общий рациональный торгово-технологический процесс, то есть осуществить внутреннюю упорядоченность, согласованность и взаимодействие частей единого торгово-технологического процесса.
Различные аспекты проблемы подготовки продовольственных и непродовольственных товаров к продаже были рассмотрены в работах таких ученых как Е. Дихтль, Х. Хершген, Э. В. Минько, А. Н. Асаул и другие.
Цель работы – анализ организации торгово-технологического процесса на предприятиях розничной торговли.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- описать понятие розничной торговли;
- рассмотреть содержание торгово-технологического процесса, основные принципы рациональной организации;
- проанализировать основные операции торгово-технологического процесса предприятия розничной торговли.
Объектом исследования является торгово-технологический процесс.
Предмет исследования – процессы организации и технологии подготовки продовольственных и непродовольственных товаров к продаже.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; анализ нормативных документов; сравнительный анализ, обобщение, систематизация и эмпирические методы.
В результате проведенной работы были определены сущность организации торгово-технологического процесса в магазине, его задачи, цели и принципы. Приведена структура и содержание технологического процесса в магазине, определено, что технологический процесс в магазине, представляет собой комплекс взаимосвязанных технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
Розничная торговля - это завершающий этап цикла обращения товара, услуги, предусмотренных для потребления в индивидуальном порядке, группой.
Под розничными, принято понимать такие деловые отношения, которые классифицируются как торговля, являются ее полноценным подтипом, существуют с давних пор. Предпосылки для формирования современных видов розничной торговли были заложены еще правилами купеческого обмена. Дополнительно становление экономики позволило объединить практикуемые купцами подходы со внутренним обменом.
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. Таков современный подход к основным понятиям и определениям технологии торговых процессов.
Торгово-технологический процесс в торговле имеет особо важное значение. Он обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже.
Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера розничной торговой организации и других факторов. Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости, т.к. предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели.
Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в розничную торговую организацию и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и осуществляется без участия покупателей. Специфическая особенность организации деятельности в торговом предприятии состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости.
Поэтому в торговле необходима грамотная организация как торгового, так и технологического процесса. Основной целью управления технологическим процессом в розничной торговле является повышение эффективности деятельности торговых предприятий путем снижения затрат на выполнение операций торгово-технологического процесса в управлении технологическими процессами важная роль отводится организации размещения товаров в торговом зале, распределению установочной и демонстрационной площади между отдельными группами товаров.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 512 с.
2. ФЗ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-I.
3. Правила продажи отдельных видов товаров / Утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. №55 (ред. от 23.05.2006).
4. Письмо Роскомторга от 13.03.1995г. № 1-304/32-2 «О порядке оформления ценников на реализуемые товары»
5. ГОСТ Р 51303–2013 «Торговля. Термины и определения».
6. Боровинский, Д.В. Организация закупочной деятельности в коммерческом предприятии. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. – 172 с
7. Виноградова, М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: учебное пособие / М.В. Виноградова, З.И. Панина. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2014. – 448 с
8. Дашков, Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. – М.: ИТК Дашков и К, 2015. – 400 с.
9. Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле). – М.: ИТК «Дашков и К°», 2015. – 456 с.
10. Иванов, М.Ю. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебное пособие / М.Ю. Иванов, М.В. Иванова. - М.: ИЦ РИОР, 2015. - 97 c.
11. Минько, Э.В. Организация коммерческой деятельности промышленного предприятия: Учебное пособие / Э.В. Минько, А.Э. Минько. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 608 c.
12. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.П. Половцева. – М.: НИЦ ИНФРА- М, 2014. – 224 с.
13. Кравченко, А.В. Тенденции и перспективы развития торгово-розничного сектора экономики РФ в сложившихся экономических условиях / А.В. Кравченко, И.А. Гуник // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-3. – С. 556–560.
14. Красюк, И.Н. Инновации в розничной торговле / И.Н. Красюк, Е.М. Феоктистова // Научный альманах. – 2015. – № 4. – С. 39–51.
15. Кулиш, М.С. Теории развития закупочной деятельности / М.С. Кулиш // Проблемы экономики и менеджмента. – 2015. – № 6 (46). –С. 71–74.
16. Ларионов, И.К. Предпринимательство: учебник / И. К. Ларионов. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2014. – 240 с.
17. Локтионова, А.В. Совершенствование системы выкладки и реализации товаров торговом предприятии / А.В. Локтионова, А.В. Рюмшин // Политика, экономика и инновации. – 2016. – № 5. – С. 52-56.
18. Маклаков, Г.В. Эффективность коммерческой деятельности: монография / Г.В. Маклаков. – М.: ИТК Дашков и К, 2016. – 232 с
19. Круг, Э.А. Оценка качества торгового обслуживания клиентов на примере торгового предприятия / Э.А. Круг // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 2. – С. 85–94.
20. Никулина, Н.Н. Организация коммерческой деятельности предприятий. По отраслям и сферам применения: Учебное пособие / Н.Н. Никулина, Л.Ф. Суходоева, Эриашвили . - М.: ЮНИТИ, 2015. - 319 c.
21. Памбухчиянц, О.В. Организация коммерческой деятельности: Учебник для СПО / О.В. Памбухчиянц. - М.: Дашков и К, 2016. - 272 c.
22. Соловьева, О.И. Концепция развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли // INTERNATIONAL JOURNALOFAPPLIEDANDFUNDAMENTALRESEARCH. – 2014. – № 6. – С. 58–59.
23. Солодилов, К.В. Инновации в розничных торговых сетях / К.В. Солодилов // Вестник Волгогр. Гос. Ун-та. – Серия 10. – 2013. – № 7. – С. 29–34.
24. Таранова, И.В. Сервисология: учебник / И.В. Таранова, А.В. Трухачев. – Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2013. – 296 с.
25. Торговая политика: учебное пособие / Е.Д. Халевинская– М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 304 с.