Педагогический мониторинг усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет (Нижневартовский государственный университет)
|
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети средней возрастной группы (20 дошкольников), 2 воспитателя старшей возрастной группы, 20 родителей.
Есть приложение.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования педагогического мониторинга усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 6
1.1. Педагогический мониторинг в дошкольном образовании 6
1.2. Особенности усвоения детьми 4-5 лет представлений о труде взрослых в психолого-педагогической литературе 10
1.3. Методы и приемы формирования представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальные основы исследования педагогического мониторинга сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 23
2.1. Модель педагогического мониторинга сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 23
2.2. Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 26
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 30
Выводы по второй главе 34
Заключение 35
Список литературы 36
Приложение 39
Есть приложение.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования педагогического мониторинга усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 6
1.1. Педагогический мониторинг в дошкольном образовании 6
1.2. Особенности усвоения детьми 4-5 лет представлений о труде взрослых в психолого-педагогической литературе 10
1.3. Методы и приемы формирования представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальные основы исследования педагогического мониторинга сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 23
2.1. Модель педагогического мониторинга сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 23
2.2. Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 26
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 30
Выводы по второй главе 34
Заключение 35
Список литературы 36
Приложение 39
Актуальность. Формирование позитивных установок к различным видам труда является одной из задач социально-коммуникативного развития дошкольников. В современных условиях ограничения самостоятельной трудовой деятельности детей в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) одним из средств реализации данной задачи становится ознакомление дошкольников с трудом взрослых. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Степень разработанности проблемы. Разработка научно-теоретических и методических аспектов трудового воспитания дошкольников, в том числе и вопросов ознакомления детей с трудом взрослых связана с именами Р.С. Буре М.В. Крулехт, В.И. Логиновой, Т.А. Марковой и др. Подходы к формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых определены в работах Р. Залялилевой, Г.Г. Петроченко Л.И. Шафиковой и др. Формы и методы формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых даны в качестве методических рекомендаций в исследованиях С.А. Зверевой, В.П. Зинченко, М.В. Королевой и др.
Однако, несмотря на существующие подходы к усвоению представлений у детей 4-5 лет о труде взрослых в настоящее существуют противоречия:
- между необходимостью в усвоениями дошкольниками представлений о труде взрослых и недостаточным уровнем их сформированности у детей 4-5 лет;
- между потребностью дошкольных педагогов в современных технологиях формирования представлений о мире взрослых у детей 4-5 лет и их отсутствием.
Это противоречие обусловило проблему: каким должен быть педагогический мониторинг усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогический мониторинг усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Объектом исследования является процесс усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет более эффективным если:
- разработана модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- будет определена критериально-уровневая характеристика сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет в педагогической теории и практике дошкольного образования.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
4. Разработать проект формирования представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январь 2019 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к понятию «педагогический мониторинг» – Н.Е. Щурковой, Р.О. Юрчик и др.;
- подходы к формированию представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет – Р.С. Буре, М.В. Королевой и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы и приемы для усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ в практической работе.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети средней возрастной группы (20 дошкольников), 2 воспитателя старшей возрастной группы, 20 родителей.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены воспитателями в процессе прохождения педагогической практики в МДОУ.
Степень разработанности проблемы. Разработка научно-теоретических и методических аспектов трудового воспитания дошкольников, в том числе и вопросов ознакомления детей с трудом взрослых связана с именами Р.С. Буре М.В. Крулехт, В.И. Логиновой, Т.А. Марковой и др. Подходы к формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых определены в работах Р. Залялилевой, Г.Г. Петроченко Л.И. Шафиковой и др. Формы и методы формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых даны в качестве методических рекомендаций в исследованиях С.А. Зверевой, В.П. Зинченко, М.В. Королевой и др.
Однако, несмотря на существующие подходы к усвоению представлений у детей 4-5 лет о труде взрослых в настоящее существуют противоречия:
- между необходимостью в усвоениями дошкольниками представлений о труде взрослых и недостаточным уровнем их сформированности у детей 4-5 лет;
- между потребностью дошкольных педагогов в современных технологиях формирования представлений о мире взрослых у детей 4-5 лет и их отсутствием.
Это противоречие обусловило проблему: каким должен быть педагогический мониторинг усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогический мониторинг усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Объектом исследования является процесс усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет более эффективным если:
- разработана модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- будет определена критериально-уровневая характеристика сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет в педагогической теории и практике дошкольного образования.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
4. Разработать проект формирования представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январь 2019 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к понятию «педагогический мониторинг» – Н.Е. Щурковой, Р.О. Юрчик и др.;
- подходы к формированию представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет – Р.С. Буре, М.В. Королевой и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы и приемы для усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ в практической работе.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети средней возрастной группы (20 дошкольников), 2 воспитателя старшей возрастной группы, 20 родителей.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены воспитателями в процессе прохождения педагогической практики в МДОУ.
Педагогический мониторинг – это комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании сложной системы в целях управления ею.
Учитывая то, что педагогический мониторинг представляет собой достаточно сложную систему, особую роль играет следование совокупности принципов. Наиболее распространенными среди них являются: принцип личностной целесообразности, принцип педагогической коммуникации, принцип информационного интегрирования, принцип непрерывности, принцип целостности.
Представления об общественной значимости труда взрослых сложны для детей по своему содержанию. Они включают представления о результатах труда, которые удовлетворяют разные потребности людей. Достаточно существенен и объем содержания данных представлений. Это делает трудным их обобщение, осложняет осознание детьми значимости труда для общества и требует наличия у дошкольников четкого понимания того, что в каждом трудовом процессе достигается результат, имеющий конкретное назначение – удовлетворять ту или иную потребность человека. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.
Анализ результатов диагностики позволили сформулировать вывод о том, что у детей 4-5 лет недостаточно сформированы знания о профессиях, труде взрослых, недостаточны знания о направленности и структуре конкретных трудовых процессов взрослых. Результаты послужили основание для создания специальной предметно-развивающей среды для формирования представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет средствами сюжетно-ролевых игр.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Учитывая то, что педагогический мониторинг представляет собой достаточно сложную систему, особую роль играет следование совокупности принципов. Наиболее распространенными среди них являются: принцип личностной целесообразности, принцип педагогической коммуникации, принцип информационного интегрирования, принцип непрерывности, принцип целостности.
Представления об общественной значимости труда взрослых сложны для детей по своему содержанию. Они включают представления о результатах труда, которые удовлетворяют разные потребности людей. Достаточно существенен и объем содержания данных представлений. Это делает трудным их обобщение, осложняет осознание детьми значимости труда для общества и требует наличия у дошкольников четкого понимания того, что в каждом трудовом процессе достигается результат, имеющий конкретное назначение – удовлетворять ту или иную потребность человека. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.
Анализ результатов диагностики позволили сформулировать вывод о том, что у детей 4-5 лет недостаточно сформированы знания о профессиях, труде взрослых, недостаточны знания о направленности и структуре конкретных трудовых процессов взрослых. Результаты послужили основание для создания специальной предметно-развивающей среды для формирования представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет средствами сюжетно-ролевых игр.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



