База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети средней возрастной группы (20 дошкольников), 2 воспитателя старшей возрастной группы, 20 родителей.
Есть приложение.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования педагогического мониторинга усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 6
1.1. Педагогический мониторинг в дошкольном образовании 6
1.2. Особенности усвоения детьми 4-5 лет представлений о труде взрослых в психолого-педагогической литературе 10
1.3. Методы и приемы формирования представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальные основы исследования педагогического мониторинга сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 23
2.1. Модель педагогического мониторинга сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 23
2.2. Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 26
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет 30
Выводы по второй главе 34
Заключение 35
Список литературы 36
Приложение 39
Актуальность. Формирование позитивных установок к различным видам труда является одной из задач социально-коммуникативного развития дошкольников. В современных условиях ограничения самостоятельной трудовой деятельности детей в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) одним из средств реализации данной задачи становится ознакомление дошкольников с трудом взрослых. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Степень разработанности проблемы. Разработка научно-теоретических и методических аспектов трудового воспитания дошкольников, в том числе и вопросов ознакомления детей с трудом взрослых связана с именами Р.С. Буре М.В. Крулехт, В.И. Логиновой, Т.А. Марковой и др. Подходы к формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых определены в работах Р. Залялилевой, Г.Г. Петроченко Л.И. Шафиковой и др. Формы и методы формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых даны в качестве методических рекомендаций в исследованиях С.А. Зверевой, В.П. Зинченко, М.В. Королевой и др.
Однако, несмотря на существующие подходы к усвоению представлений у детей 4-5 лет о труде взрослых в настоящее существуют противоречия:
- между необходимостью в усвоениями дошкольниками представлений о труде взрослых и недостаточным уровнем их сформированности у детей 4-5 лет;
- между потребностью дошкольных педагогов в современных технологиях формирования представлений о мире взрослых у детей 4-5 лет и их отсутствием.
Это противоречие обусловило проблему: каким должен быть педагогический мониторинг усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогический мониторинг усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Объектом исследования является процесс усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет более эффективным если:
- разработана модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- будет определена критериально-уровневая характеристика сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет в педагогической теории и практике дошкольного образования.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
4. Разработать проект формирования представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январь 2019 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к понятию «педагогический мониторинг» – Н.Е. Щурковой, Р.О. Юрчик и др.;
- подходы к формированию представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет – Р.С. Буре, М.В. Королевой и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы и приемы для усвоения представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ в практической работе.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети средней возрастной группы (20 дошкольников), 2 воспитателя старшей возрастной группы, 20 родителей.
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования представлены воспитателями в процессе прохождения педагогической практики в МДОУ.
Педагогический мониторинг – это комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании сложной системы в целях управления ею.
Учитывая то, что педагогический мониторинг представляет собой достаточно сложную систему, особую роль играет следование совокупности принципов. Наиболее распространенными среди них являются: принцип личностной целесообразности, принцип педагогической коммуникации, принцип информационного интегрирования, принцип непрерывности, принцип целостности.
Представления об общественной значимости труда взрослых сложны для детей по своему содержанию. Они включают представления о результатах труда, которые удовлетворяют разные потребности людей. Достаточно существенен и объем содержания данных представлений. Это делает трудным их обобщение, осложняет осознание детьми значимости труда для общества и требует наличия у дошкольников четкого понимания того, что в каждом трудовом процессе достигается результат, имеющий конкретное назначение – удовлетворять ту или иную потребность человека. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.
Анализ результатов диагностики позволили сформулировать вывод о том, что у детей 4-5 лет недостаточно сформированы знания о профессиях, труде взрослых, недостаточны знания о направленности и структуре конкретных трудовых процессов взрослых. Результаты послужили основание для создания специальной предметно-развивающей среды для формирования представлений о труде взрослых у детей 4-5 лет средствами сюжетно-ролевых игр.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алябьева, Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. Книга 1 / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
2. Андреева, А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А.Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2014. – №2. – С. 5-20.
3. Антонова, М.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста / МВ. Антонова, И.В. Гришняева //овременные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93-96
4. Белобородова, М.Н. Исследование уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста / М.Н. Белобородова // Студенческая наука ХХI века. – 2014. – № 2. – С. 174 – 179.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2014. – 446 с.
6. Буре, Р.С. Развитие самостоятельности и организованности в повседневной жизни детского сада / Р.С. Буре // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 41-45.
7. Вахрушева, Л.Н. Развитие познавательного интереса к профессиям взрослых у детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева // Вестник гуманитарного образования. – 2015. – №2. – С. 5-10.
8. Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде : дис. … канд. пед. наук / Т.А. Власова. – Екатеринбург, 2010. – 245 с.
9. Залялилева, Д.Р. Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе / Д.Р. Залялилева, Л.И. Шафикова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – Москва: Мозаика-синтез. – 2015. – № 5. – С. 18– 190.
10. Зверева, С.А. Ознакомление дошкольников с миром профессий взрослых: аксиологический аспект проблемы / С.А. Зверева //Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 4-6. – С. 37-39
11. Зельцова, Л.Д. Педагогический мониторинг в дошкольной образовательной организации / Л.Д. Зельцова // Детский сад от А до Я. – 2017. – №4. – С. 85-88.
12. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2015. – 431 с.
13. Кондрашов, В.П. Мир профессий. Программа для дошкольных образовательных организаций / В.П. Кондрашов. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 196 с.
14. Королева, М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий / М.В. Королева // Молодой ученый. 2015. – №7. – С. 788-791.
15. Крайнова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду / Л.В. Крайнова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №4. – С. 35-39.
16. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности / М.В. Крулехт. – СПб., 2013. – 150 с.
17. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.В. Куцакова. – М.: Издательство «Совершенство», 2013. – 135 с.
18. Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И. Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 1978. – №10. – С. 56-63.
19. Мамайчук, И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет / И.И. Мамайчук. – М.: ТЦ «Сфера». – 2012. – 452 с.
20. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников : Кн. для воспитателя детского сада / Т.А. Маркова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2011. – 112 с.
21. Неверович, Я.З. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста / Я.З. Неверович // Открытая школа. – 2013. – №4. – С. 28-33.
22. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова / С.Л. Новоселова. – М.: Айресс-Пресс, 2015. – 119 с.
23. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 241 с.
24. Прушицкая, Р.И. Политехническое воспитание в дошкольном возрасте / Р.И. Прушицкая // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С. 9–14.
25. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2016. – 720 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 50 с.
27. Шорыгина, Т.А. Профессии: Какие они? / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном и Д, 2016. – 96 с.
28. Щуркова, Н.Е. Педагогика / Н.Е. Щуркова. – М.: Академия, 2015. – 623 с.
29. Юрчик, Р.О. Педагогический мониторинг в ДОУ / Р.О. Юрчик // педагогика. – 2016. – №3. – С. 45-51.
30. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М., 2013. – 365 с.