Актуальность исследования. В настоящее время в России идет переоценка культурных ценностей; как это бывает в переломные эпохи, весьма актуальной задачей становится поиск обновленной парадигмы дальнейшего культурного развития российского общества. В этих условиях первостепенное значение приобретают такие важные проблемы как защита национально-культурного достояния, обозначение пределов культурной экспансии и модернизационной политики в области культуры (соотношение традиций и инноваций), сохранение исторической преемственности, предполагающей передачу опыта из поколения в поколение и содействие объединению людей в обществе как целостности.
Эффективность решения всех вышеперечисленных задач зависит в первую очередь от выработки грамотной государственной политики и методов ее реализации, которая не возможна без осмысления исторического опыта и опоры на него, осознания особенностей своей культуры, ее оценки в истории.
Для многонациональных стран актуален вопрос межэтнических отношений, который не может быть разрешен без осуществления межкультурных диалогов. В течение советского времени был накоплен обширный опыт по ликвидации культурного неравенства и конфронтации между народами страны, который важно учитывать и в современных условиях не только в общегосударственном масштабе, но и на региональном уровне.
Таким образом, изучение истории культурного развития страны и ее регионов имеет несомненно как научный, так и практический интерес.
Объект исследования: местное сообщество как объект и субъект социокультурного процесса.
Предмет исследования: культурная эволюция Вятского региона в 1917 – 1920-м гг. как результат взаимодействия основных ее компонентов: исторической эпохи, традиционной, народной культуры, культурной деятельности местных властей, органов самоуправления и общественных организаций.
Хронологические и территориальные рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1917 до 1921 гг. Начало исследуемого периода – 1917 г., в течение которого произошли важные политические события, повлиявшие на все стороны жизни общества. Верхняя граница исследования приходится на окончание гражданской войны в Вятской губернии – 1920 г., после которого культурное развитие региона проходило в качественно иных, мирных условиях.
Изучение эволюции культурного процесса в 1917 – 1920 гг. позволяет охарактеризовать новизну и преемственность культурной политики государства в переломные моменты истории, описать начальный период определения задач, форм и методов деятельности органов советской власти в области культуры в центре и в отдельно взятом регионе.
В территориальном отношении нами для исследования была выбрана Вятская губерния, которая в России занимала относительно большую территорию и была полиэтническим регионом. Поэтому важно исследовать, как именно в этой губернии проходила реализация культурной политики, как местное население реагировало на проводимые мероприятия. Специфика культурного развития Вятской губернии в период с Февральской революции и до 1921 г. делает целесообразным последовательное рассмотрение трех его этапов: земского (с февраля до конца 1917 г.), земско-советского (первое полугодие 1918 г.), советского (1918-1920 гг.).
Методологическая основа исследования. Автор использовал компоненты различных методологических подходов, которые дают возможность рассмотреть процесс культурного развития во всем его многообразии. В основу методологии положены системный и деятельностный подходы, предполагающие изучение социокультурного пространства как сферы деятельности центральных и местных органов власти, общественных организаций, а культуру в целом - как сложную систему, объектом и субъектом который являлось местное сообщество.
Характерный для формационной теории учет классовой структуры общества, на наш взгляд, уместен при анализе культурной деятельности органов Советской власти, исходивших в проведении многих мероприятий из этого критерия.
В работе использовались элементы историко-политологического и историко-культурологического анализа, что объясняется сочетанием в истории культурного развития исторических, культурологических и политологических проблем. В русле цивилизационного подхода автор пытался охарактеризовать социокультурное пространство дореволюционного и советского общества, некоторые проявления национального менталитета. Была принята во внимание и теория модернизации, которая обосновывает необходимость культурных преобразований, дает возможность рассмотреть разложение традиционного уклада жизни населения.
Данная работа базируется на основных научных принципах: историзма и объективности. В соответствии с принципом историзма, деятельность органов, занимавшихся культурно-просветительской работой, сам процесс выработки принципов, методов руководства культурным строительством рассматриваются во временной динамике, в контексте соответствующего исторического фона. Использованы такие методы исследования, как историко-сравнительный, реконструкции исторических событий и метод количественного анализа. Историко-сравнительный метод применялся при изучении деятельности органов, общественных организаций, учреждений в области культуры в периоды до Февральской революции, от Февраля до Октября и после Октябрьской революции, в сопоставлении принимаемых решений по руководству культурным строительством центральными органами и местными. В качестве приема метода реконструкции исторических событий были использованы материалы прессы, поэтическое творчество, оценки современников.
Ключевыми понятиями работы являются: культура, культурная политика, социокультурное пространство, культурное строительство. В качестве рабочих в диссертации приняты следующие их определения.
Культура – исторически заданный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культурное строительство (советского периода) – это целостная система мероприятий, проводимых Коммунистической партией и органами государственного управления, призванная формировать и развивать разнообразные направления культуры, охватывающие систему образования, средства массовой коммуникации, искусство, религиозные отношения.
Культурная политика - это совокупность провозглашаемых целей, ориентиров, идеалов и идей, а также система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством (наряду с общественными организациями, частными лицами) с целью развития культуры.
Социокультурное пространство – это культурная среда, развитие которой происходит в общих социальных условиях страны, в специфических условиях определенного региона и зависит от содержания политики властей в области культуры.
Историография проблемы. В советское время много исследований было посвящено проблемам культурного строительства в период гражданской войны. Напротив, опыт деятельности земств в области культуры в 1917 г. почти не изучался. Можно выделить несколько периодов отечественной историографии по вопросам культурного развития страны в 1917 – 1920 гг.:
1) 1918 – 1920-е гг.;
2) 1930 – 50 – е гг.;
3) 1960 – середина 1980-х гг.;
4) с конца 1980-х гг. до наших дней.