Введение
Глава I. Современные аспекты изучения проблемы обучения
составлению описательных рассказов у дошкольников с общим
недоразвитием речи
1.1 Особенности развития дошкольников с недоразвитием речи
1.2 Роль развития монологической речи дошкольников с
недоразвитием речи
1.3 Составление описательных рассказов как способ развития связной
монологической речи у детей с недоразвитием речи
Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальное исследование умения составлять
описательный рассказ у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования умения составлять описательный рассказ
у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов исследования умения составлять описательный
рассказ у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Глава III. Оценка эффективности обучения составлению описательных
рассказов у детей старшего дошкольного возраста с помощью
мнемотехники
3.1 Использование мнемотехники на логопедических занятиях по
обучению дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня при
обучении составлению описательных рассказов
3.2 Контрольный эксперимент
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В России на сегодняшний день актуальной стоит проблема развития речи дошкольников. По данным всемирной организации здравоохранения абсолютно здоровыми рождаются только 10% детей, среди остальных 90% — 40% имеет выраженную патологию, а 50% микроорганические поражения. Среди этих детей встречаются дети, у которых аномалии в развитии влекут за собой и нарушения речи. Наиболее многочисленная группа - это дети с общим недоразвитием речи, которым требуется логопедическая помощь до начала обучения в школе.
Одной из первостепенных задач логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) является формирование связной монологической речи, развитие которой происходит при составлении рассказов по картине, по сюжетным картинкам, по представлению, при пересказе, а также при составлении описательных рассказов [25].
Составление описательных рассказов для детей с ОНР - сложная задача, так как для того, чтобы красиво, ярко и логично составлять такие рассказы, необходимо иметь большой лексический запас, уметь грамотно связывать слова в предложении, приложения в тексте, адекватно планировать свое высказывание и последовательно его воспроизводить - что оказывается нарушенным у детей с недоразвитием речи [38].
Данные трудности обусловлены недоразвитием семантической, лексической, грамматической и фонетико-фонематической сторон речи, а также наличием нарушений высших психических функций (памяти, восприятия, внимания и мышления).
Многие научные деятели, такие как Т.А. Ткаченко [33], Н.В. Нищева [26], Н.С. Жукова [16] и другие, занимались проблемами воспитания и обучения детей с ОНР, ими разработаны программы, методы и приемы работы по развитию связной речи детей, однако, на наш взгляд, обучение
составлению рассказов дошкольников с ОНР изучено недостаточно. Поэтому мы предлагаем при обучении составлению описательных рассказов использовать мнемотехнику, которая не только интересна как методический прием и средство развития психических процессов, но и направлена на развитие связной монологической речи, грамматического строя, на повышение лексического запаса, на формирование умения излагать свои мысли.
Цель исследования: заключается в применении мнемотехники на логопедических занятиях по обучению дошкольников с ОНР III уровня составлению описательных рассказов.
Объект исследования: связная монологическая речь дошкольников. Предмет исследования: процесс обучения составлению рассказов- описаний с помощью мнемотаблиц.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по обучению
дошкольников с ОНР III уровня составлению рассказов-описаний с применением мнемотаблиц позволит улучшить речевую функцию детей: дошкольники научатся составлять предложения, связывать их между собой, грамматически правильно и развернуто составлять рассказы, у них повысится объем словарного запаса, такие занятия будут способствовать развитию связной монологической речи, памяти, внимания и зрительного восприятия.
Задачи исследования:
1) Изучить современные аспекты проблемы обучения составлению описательных рассказов у дошкольников с общим недоразвитием речи
2) Провести экспериментальное исследование умения составлять описательный рассказ у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
3) Определить эффективность обучения составлению описательных рассказов у детей с ОНР III уровня по мнемотаблицам.
Методологическая база исследования: теория Р.Е. Левиной [19] об уровнях речевого развития, положения Т.Б. Филичевой [38] о 4м уровне речевого развития, концепция Н.С. Жуковой [16] о методах формирования монологической речи, положение В.К. Воробьевой [6] о развитии умения составлять рассказы-описания, концепция Т.А. Ткаченко [33] об использовании мнемотаблиц при составлении описательных рассказов, теория А.А. Леонтьева [20] о способах порождения речевой функции, положение Е.М. Мастюковой [16] о последовательности работы по обучению составлению рассказов-описаний.
Методы исследования:
• теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической литературы;
• эмпирические методы: наблюдение за детьми на занятиях, в
процессе обследования; экспериментальные методы: разработка и
проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией.
• количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: составлена программа и перспективный план логопедической работы по обучению дошкольников с ОНР III уровня составлению рассказов-описаний по мнемотаблицам, разработаны конспекты занятий.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида» Вахитовского района г. Казани, МАДОУ «Детский сад №394 комбинированного вида» Советского района г. Казани
У дошкольников с общим недоразвитием речи, при котором отсутствуют нарушения интеллекта и слуха, отмечается несформированность всех компонентов речевой системы, в том числе и связной речи. Также у дошкольников нарушаются процессы восприятия, внимания, памяти и мышления, отмечаются трудности в общении, своеобразие личности.
Дети с ОНР III уровня представляют группу дошкольников, у которых по сравнению с первым и вторым уровнем наблюдается более развернутая обиходная речь с недостатками в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении речи. Для этих детей свойственно недостаточное развитие психических процессов, особенности познавательной деятельности, трудности в общении, своеобразие личностных качеств.
Данные нарушения отражаются на качестве обучения дошкольников, им трудно усваивать вербальный материал, запоминать последовательность инструкций, дети не могут продолжительное время удерживать внимание, слушать педагога, формулировать свои мысли, составлять описательные рассказы.
Развитие связной монологической речи важно для дошкольников с общим недоразвитием речи, так как это позволяет развивать мыслительные операции, умение формулировать свои мысли, планировать высказывание, рассуждать. Формирование связной монологической речи повышает уровень речевого развития в целом, и является базой для создания сочинений и изложений в школе.
Составление описательных рассказов является способом развития монологической речи, в процессе которого дошкольники с ОНР III уровня учатся находить и сопоставлять важные признаки и свойства предмета, объединять отдельные фрагменты высказывания в единое целое.
Чтобы разнообразить занятия с дошкольниками, привлекать и
удерживать их внимание, вызывать интерес к занятиям, а также помогать
49
планировать речевое высказывание, необходимо использовать богатый иллюстративный материал, а также различные технологии обучения, каким является мнемотехника, которая позволяет выстраивать связное монологическое высказывание последовательно, с опорой на наглядную схему, таблицу, план.
Практическая часть работы включала проведение трех экспериментов.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР III уровня испытывают большие трудности при составлении описательных рассказов, для 73,4% детей характерен низкий уровень развития описательной речи. У них отмечается ограниченный словарный запас прилагательных, так как дети не умеют подбирать синонимы, неправильно называют слово-антоним, затрудняются при образовании относительных прилагательных, а у 50% детей наблюдаются ошибки при назывании оттенков цветов, формы предметов.
При составлении описательных рассказов по предмету или по картинке дошкольники с ОНР III уровня допускали такие ошибки, как отсутствие связи между предложениями, частые паузы и необоснованные остановки, непоследовательность описания, нарушение логико-смысловой организации высказывания.
На этапе формирующего эксперимента мы провели коррекционную работу по развитию навыков составления описательных рассказов с использованием мнемотаблиц. Для этого нами была составлена программа коррекционной работы и разработаны конспекты занятий.
По результатам контрольного эксперимента мы выяснили, что использование мнемотаблиц эффективно сказывается на развитии умения составлять описательный рассказ у дошкольников с ОНР III уровня. У дошкольников повысился уровень развития связной монологической речи, объем словаря прилагательных. 60% детей научились соблюдать определенную логическую последовательность при описании предметов или явлений, соблюдать смысловые и синтаксические связи между предложениями, использовать разнообразные языковые средства.
Таким образом, гипотеза о том, что логопедическая работа по обучению дошкольников с ОНР III уровня составлению рассказов-описаний с применением мнемотаблиц позволит улучшить речевую функцию детей, подтверждена.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред., пед. заведений / М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи дошкольников. Ч.1: Устная связная речь. Лексика. [Текст]: пособие для логопедов / Андреева Н.Г.— М.: ВЛАДОС, 2006. - 156с.
3. Бородина Е.А. Использование приемов мнемотехники в коррекции
общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии: теория и практика: сборник научных трудов научно-практической конференции
логопедов и специальных психологов г. Казани. Выпуск 2. - Казань: ТГГПУ, 2008. - С.20-22
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: учебное пособие/ А.М.Бородич. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.
5. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: учебн.-метод. пособие / Г.А.Волкова. - СПб.: Детство-пресс, 2006. - 144 с.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / В.К. Воробьева — М.: ACT: Астрель, 2014. - 124с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь. [Текст] / Л.С. Выготский — М.: Лабиринт, 2012. — 352 с.
8. Гейци, Э.Д. Диагностика детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психолого- педагогическая диагностика детей» [Текст] /Э.Д. Гейци. - Н.: Издательство 000 «БОРА - ПРЕСС» 2006. - 506с.
9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов— М.: АРКТИ, 2002. - 112с.
10. Глухов, В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] // Дефектология. — 2016. — № 6. — С. 11-16.
11. Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе [Текст]: учебно-методический комплект / О.С. Гомзяк. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. - 160с.
12. Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной логогруппе [Текст]: учебно - методический комплект / О.С. Гомзяк. - М.: Издательство ГНОМ, 2018. - 112с.
13. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 96с.
14. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений [Текст] / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвешение. - 2007 - 224с.
15. Дивисенко, Л.А. Формирование связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники [Текст] // Образовательная среда: стратегии развития. - 2015. - №2(3). - С.81-84
16. Жукова, Н.С Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: учебное пособие / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - 2 изд., перераб. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 239с.
17. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / Сост. М.Н. Солоневичева. - СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2017. - 88 с.
18. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. [Текст] / Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 2018. - 112 с.
19. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопеда [Текст] / Р.Е. Левина
— М.: Наука, 1968. - 157с.
20. Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности [Текст] / А.А.Леонтьев. - М.: Наука, 1974. - 368 с.
21. Лопухина, И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи [Текст] / И.С. Лопухина. - М.: Аквариум, 2005. - 384 с.
22. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
23. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]: учебное пособие/ А.А.Люблинская. - М.: Академия, 2011. - 106 с.
24. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А.Миронова. - М.: Просвещение, 2011. - 208 с.
25. Никонорова, И.В. Развитие связной монологической речи детей с нарушениями речи [Текст] / И.В. Никонорова. - Казань: ЛОНГМАН, 2009. - 112с.
26. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). [Текст] / Н.В. Нищева - СПб.: ДНТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 352 с.
27. Новоторцева, Н.В. Применение метода наглядного моделирования в развитии мышления дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Н.В. Новоторцева // Дети с проблемами в развитии: исследование и коррекция. - СПб, 1999 - С.74-83
28. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новоторцева. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 240 с.
29. Салтанова, О.С. Мнемотехника в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи [Текст] // Доступная среда. Инклюзия как культура: опыт и перспектива: материалы региональной научно-практической конференции.
- Нижний Тагил. - 2016. - С. 131-134
30. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи [Текст]: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л.Н. Смирнова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 80 с.
31. Спыну, В.В. Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц [Текст]: // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 654-657.
32. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Е.А. Стребелева. - М.: Академия, 2012. - 312 с.
33. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении рассказов [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - С.11-12
34. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет [Текст]: учебное пособие/ Т.А. Ткаченко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. - 144с.
35. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст]/ Г.А. Урунтаева.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 96
36. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О.С. Ушакова, Е.М.Струнина.- М.: «Владос», 2014 - 288с.
37. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 2004. - 239 с.
38. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи [Текст]: учебное пособие / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. - М.: Гном-Пресс, 2009. - 80 с.
39. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 6-летнего возраста с недоразвитием речи [Текст] / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - М.: Просвещение, 2011. - 44 с.
40. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 224с.
41. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед./ Сост. Алексеева, М.М, Яшина,В.И.- М.: Изд. центр «Академия», 2009.- 560 с.
42. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 240 с.
43. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учебное пособие/ Г.Р. Шашкина, Л.П Зернова, И.А. Зинина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240с.
44. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии [Текст] / Е.В. Шипилова. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 224 с.
45. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: Просвещение, 1958. - 226 с.