Обучения составлению описательных рассказов у детей с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники
|
Введение
Глава I. Современные аспекты изучения проблемы обучения
составлению описательных рассказов у дошкольников с общим
недоразвитием речи
1.1 Особенности развития дошкольников с недоразвитием речи
1.2 Роль развития монологической речи дошкольников с
недоразвитием речи
1.3 Составление описательных рассказов как способ развития связной
монологической речи у детей с недоразвитием речи
Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальное исследование умения составлять
описательный рассказ у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования умения составлять описательный рассказ
у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов исследования умения составлять описательный
рассказ у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Глава III. Оценка эффективности обучения составлению описательных
рассказов у детей старшего дошкольного возраста с помощью
мнемотехники
3.1 Использование мнемотехники на логопедических занятиях по
обучению дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня при
обучении составлению описательных рассказов
3.2 Контрольный эксперимент
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Глава I. Современные аспекты изучения проблемы обучения
составлению описательных рассказов у дошкольников с общим
недоразвитием речи
1.1 Особенности развития дошкольников с недоразвитием речи
1.2 Роль развития монологической речи дошкольников с
недоразвитием речи
1.3 Составление описательных рассказов как способ развития связной
монологической речи у детей с недоразвитием речи
Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальное исследование умения составлять
описательный рассказ у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования умения составлять описательный рассказ
у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов исследования умения составлять описательный
рассказ у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Глава III. Оценка эффективности обучения составлению описательных
рассказов у детей старшего дошкольного возраста с помощью
мнемотехники
3.1 Использование мнемотехники на логопедических занятиях по
обучению дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня при
обучении составлению описательных рассказов
3.2 Контрольный эксперимент
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В России на сегодняшний день актуальной стоит проблема развития речи дошкольников. По данным всемирной организации здравоохранения абсолютно здоровыми рождаются только 10% детей, среди остальных 90% — 40% имеет выраженную патологию, а 50% микроорганические поражения. Среди этих детей встречаются дети, у которых аномалии в развитии влекут за собой и нарушения речи. Наиболее многочисленная группа - это дети с общим недоразвитием речи, которым требуется логопедическая помощь до начала обучения в школе.
Одной из первостепенных задач логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) является формирование связной монологической речи, развитие которой происходит при составлении рассказов по картине, по сюжетным картинкам, по представлению, при пересказе, а также при составлении описательных рассказов [25].
Составление описательных рассказов для детей с ОНР - сложная задача, так как для того, чтобы красиво, ярко и логично составлять такие рассказы, необходимо иметь большой лексический запас, уметь грамотно связывать слова в предложении, приложения в тексте, адекватно планировать свое высказывание и последовательно его воспроизводить - что оказывается нарушенным у детей с недоразвитием речи [38].
Данные трудности обусловлены недоразвитием семантической, лексической, грамматической и фонетико-фонематической сторон речи, а также наличием нарушений высших психических функций (памяти, восприятия, внимания и мышления).
Многие научные деятели, такие как Т.А. Ткаченко [33], Н.В. Нищева [26], Н.С. Жукова [16] и другие, занимались проблемами воспитания и обучения детей с ОНР, ими разработаны программы, методы и приемы работы по развитию связной речи детей, однако, на наш взгляд, обучение
составлению рассказов дошкольников с ОНР изучено недостаточно. Поэтому мы предлагаем при обучении составлению описательных рассказов использовать мнемотехнику, которая не только интересна как методический прием и средство развития психических процессов, но и направлена на развитие связной монологической речи, грамматического строя, на повышение лексического запаса, на формирование умения излагать свои мысли.
Цель исследования: заключается в применении мнемотехники на логопедических занятиях по обучению дошкольников с ОНР III уровня составлению описательных рассказов.
Объект исследования: связная монологическая речь дошкольников. Предмет исследования: процесс обучения составлению рассказов- описаний с помощью мнемотаблиц.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по обучению
дошкольников с ОНР III уровня составлению рассказов-описаний с применением мнемотаблиц позволит улучшить речевую функцию детей: дошкольники научатся составлять предложения, связывать их между собой, грамматически правильно и развернуто составлять рассказы, у них повысится объем словарного запаса, такие занятия будут способствовать развитию связной монологической речи, памяти, внимания и зрительного восприятия.
Задачи исследования:
1) Изучить современные аспекты проблемы обучения составлению описательных рассказов у дошкольников с общим недоразвитием речи
2) Провести экспериментальное исследование умения составлять описательный рассказ у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
3) Определить эффективность обучения составлению описательных рассказов у детей с ОНР III уровня по мнемотаблицам.
Методологическая база исследования: теория Р.Е. Левиной [19] об уровнях речевого развития, положения Т.Б. Филичевой [38] о 4м уровне речевого развития, концепция Н.С. Жуковой [16] о методах формирования монологической речи, положение В.К. Воробьевой [6] о развитии умения составлять рассказы-описания, концепция Т.А. Ткаченко [33] об использовании мнемотаблиц при составлении описательных рассказов, теория А.А. Леонтьева [20] о способах порождения речевой функции, положение Е.М. Мастюковой [16] о последовательности работы по обучению составлению рассказов-описаний.
Методы исследования:
• теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической литературы;
• эмпирические методы: наблюдение за детьми на занятиях, в
процессе обследования; экспериментальные методы: разработка и
проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией.
• количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: составлена программа и перспективный план логопедической работы по обучению дошкольников с ОНР III уровня составлению рассказов-описаний по мнемотаблицам, разработаны конспекты занятий.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида» Вахитовского района г. Казани, МАДОУ «Детский сад №394 комбинированного вида» Советского района г. Казани
Одной из первостепенных задач логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) является формирование связной монологической речи, развитие которой происходит при составлении рассказов по картине, по сюжетным картинкам, по представлению, при пересказе, а также при составлении описательных рассказов [25].
Составление описательных рассказов для детей с ОНР - сложная задача, так как для того, чтобы красиво, ярко и логично составлять такие рассказы, необходимо иметь большой лексический запас, уметь грамотно связывать слова в предложении, приложения в тексте, адекватно планировать свое высказывание и последовательно его воспроизводить - что оказывается нарушенным у детей с недоразвитием речи [38].
Данные трудности обусловлены недоразвитием семантической, лексической, грамматической и фонетико-фонематической сторон речи, а также наличием нарушений высших психических функций (памяти, восприятия, внимания и мышления).
Многие научные деятели, такие как Т.А. Ткаченко [33], Н.В. Нищева [26], Н.С. Жукова [16] и другие, занимались проблемами воспитания и обучения детей с ОНР, ими разработаны программы, методы и приемы работы по развитию связной речи детей, однако, на наш взгляд, обучение
составлению рассказов дошкольников с ОНР изучено недостаточно. Поэтому мы предлагаем при обучении составлению описательных рассказов использовать мнемотехнику, которая не только интересна как методический прием и средство развития психических процессов, но и направлена на развитие связной монологической речи, грамматического строя, на повышение лексического запаса, на формирование умения излагать свои мысли.
Цель исследования: заключается в применении мнемотехники на логопедических занятиях по обучению дошкольников с ОНР III уровня составлению описательных рассказов.
Объект исследования: связная монологическая речь дошкольников. Предмет исследования: процесс обучения составлению рассказов- описаний с помощью мнемотаблиц.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по обучению
дошкольников с ОНР III уровня составлению рассказов-описаний с применением мнемотаблиц позволит улучшить речевую функцию детей: дошкольники научатся составлять предложения, связывать их между собой, грамматически правильно и развернуто составлять рассказы, у них повысится объем словарного запаса, такие занятия будут способствовать развитию связной монологической речи, памяти, внимания и зрительного восприятия.
Задачи исследования:
1) Изучить современные аспекты проблемы обучения составлению описательных рассказов у дошкольников с общим недоразвитием речи
2) Провести экспериментальное исследование умения составлять описательный рассказ у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
3) Определить эффективность обучения составлению описательных рассказов у детей с ОНР III уровня по мнемотаблицам.
Методологическая база исследования: теория Р.Е. Левиной [19] об уровнях речевого развития, положения Т.Б. Филичевой [38] о 4м уровне речевого развития, концепция Н.С. Жуковой [16] о методах формирования монологической речи, положение В.К. Воробьевой [6] о развитии умения составлять рассказы-описания, концепция Т.А. Ткаченко [33] об использовании мнемотаблиц при составлении описательных рассказов, теория А.А. Леонтьева [20] о способах порождения речевой функции, положение Е.М. Мастюковой [16] о последовательности работы по обучению составлению рассказов-описаний.
Методы исследования:
• теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической литературы;
• эмпирические методы: наблюдение за детьми на занятиях, в
процессе обследования; экспериментальные методы: разработка и
проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией.
• количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: составлена программа и перспективный план логопедической работы по обучению дошкольников с ОНР III уровня составлению рассказов-описаний по мнемотаблицам, разработаны конспекты занятий.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида» Вахитовского района г. Казани, МАДОУ «Детский сад №394 комбинированного вида» Советского района г. Казани
У дошкольников с общим недоразвитием речи, при котором отсутствуют нарушения интеллекта и слуха, отмечается несформированность всех компонентов речевой системы, в том числе и связной речи. Также у дошкольников нарушаются процессы восприятия, внимания, памяти и мышления, отмечаются трудности в общении, своеобразие личности.
Дети с ОНР III уровня представляют группу дошкольников, у которых по сравнению с первым и вторым уровнем наблюдается более развернутая обиходная речь с недостатками в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении речи. Для этих детей свойственно недостаточное развитие психических процессов, особенности познавательной деятельности, трудности в общении, своеобразие личностных качеств.
Данные нарушения отражаются на качестве обучения дошкольников, им трудно усваивать вербальный материал, запоминать последовательность инструкций, дети не могут продолжительное время удерживать внимание, слушать педагога, формулировать свои мысли, составлять описательные рассказы.
Развитие связной монологической речи важно для дошкольников с общим недоразвитием речи, так как это позволяет развивать мыслительные операции, умение формулировать свои мысли, планировать высказывание, рассуждать. Формирование связной монологической речи повышает уровень речевого развития в целом, и является базой для создания сочинений и изложений в школе.
Составление описательных рассказов является способом развития монологической речи, в процессе которого дошкольники с ОНР III уровня учатся находить и сопоставлять важные признаки и свойства предмета, объединять отдельные фрагменты высказывания в единое целое.
Чтобы разнообразить занятия с дошкольниками, привлекать и
удерживать их внимание, вызывать интерес к занятиям, а также помогать
49
планировать речевое высказывание, необходимо использовать богатый иллюстративный материал, а также различные технологии обучения, каким является мнемотехника, которая позволяет выстраивать связное монологическое высказывание последовательно, с опорой на наглядную схему, таблицу, план.
Практическая часть работы включала проведение трех экспериментов.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР III уровня испытывают большие трудности при составлении описательных рассказов, для 73,4% детей характерен низкий уровень развития описательной речи. У них отмечается ограниченный словарный запас прилагательных, так как дети не умеют подбирать синонимы, неправильно называют слово-антоним, затрудняются при образовании относительных прилагательных, а у 50% детей наблюдаются ошибки при назывании оттенков цветов, формы предметов.
При составлении описательных рассказов по предмету или по картинке дошкольники с ОНР III уровня допускали такие ошибки, как отсутствие связи между предложениями, частые паузы и необоснованные остановки, непоследовательность описания, нарушение логико-смысловой организации высказывания.
На этапе формирующего эксперимента мы провели коррекционную работу по развитию навыков составления описательных рассказов с использованием мнемотаблиц. Для этого нами была составлена программа коррекционной работы и разработаны конспекты занятий.
По результатам контрольного эксперимента мы выяснили, что использование мнемотаблиц эффективно сказывается на развитии умения составлять описательный рассказ у дошкольников с ОНР III уровня. У дошкольников повысился уровень развития связной монологической речи, объем словаря прилагательных. 60% детей научились соблюдать определенную логическую последовательность при описании предметов или явлений, соблюдать смысловые и синтаксические связи между предложениями, использовать разнообразные языковые средства.
Таким образом, гипотеза о том, что логопедическая работа по обучению дошкольников с ОНР III уровня составлению рассказов-описаний с применением мнемотаблиц позволит улучшить речевую функцию детей, подтверждена.
Дети с ОНР III уровня представляют группу дошкольников, у которых по сравнению с первым и вторым уровнем наблюдается более развернутая обиходная речь с недостатками в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении речи. Для этих детей свойственно недостаточное развитие психических процессов, особенности познавательной деятельности, трудности в общении, своеобразие личностных качеств.
Данные нарушения отражаются на качестве обучения дошкольников, им трудно усваивать вербальный материал, запоминать последовательность инструкций, дети не могут продолжительное время удерживать внимание, слушать педагога, формулировать свои мысли, составлять описательные рассказы.
Развитие связной монологической речи важно для дошкольников с общим недоразвитием речи, так как это позволяет развивать мыслительные операции, умение формулировать свои мысли, планировать высказывание, рассуждать. Формирование связной монологической речи повышает уровень речевого развития в целом, и является базой для создания сочинений и изложений в школе.
Составление описательных рассказов является способом развития монологической речи, в процессе которого дошкольники с ОНР III уровня учатся находить и сопоставлять важные признаки и свойства предмета, объединять отдельные фрагменты высказывания в единое целое.
Чтобы разнообразить занятия с дошкольниками, привлекать и
удерживать их внимание, вызывать интерес к занятиям, а также помогать
49
планировать речевое высказывание, необходимо использовать богатый иллюстративный материал, а также различные технологии обучения, каким является мнемотехника, которая позволяет выстраивать связное монологическое высказывание последовательно, с опорой на наглядную схему, таблицу, план.
Практическая часть работы включала проведение трех экспериментов.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР III уровня испытывают большие трудности при составлении описательных рассказов, для 73,4% детей характерен низкий уровень развития описательной речи. У них отмечается ограниченный словарный запас прилагательных, так как дети не умеют подбирать синонимы, неправильно называют слово-антоним, затрудняются при образовании относительных прилагательных, а у 50% детей наблюдаются ошибки при назывании оттенков цветов, формы предметов.
При составлении описательных рассказов по предмету или по картинке дошкольники с ОНР III уровня допускали такие ошибки, как отсутствие связи между предложениями, частые паузы и необоснованные остановки, непоследовательность описания, нарушение логико-смысловой организации высказывания.
На этапе формирующего эксперимента мы провели коррекционную работу по развитию навыков составления описательных рассказов с использованием мнемотаблиц. Для этого нами была составлена программа коррекционной работы и разработаны конспекты занятий.
По результатам контрольного эксперимента мы выяснили, что использование мнемотаблиц эффективно сказывается на развитии умения составлять описательный рассказ у дошкольников с ОНР III уровня. У дошкольников повысился уровень развития связной монологической речи, объем словаря прилагательных. 60% детей научились соблюдать определенную логическую последовательность при описании предметов или явлений, соблюдать смысловые и синтаксические связи между предложениями, использовать разнообразные языковые средства.
Таким образом, гипотеза о том, что логопедическая работа по обучению дошкольников с ОНР III уровня составлению рассказов-описаний с применением мнемотаблиц позволит улучшить речевую функцию детей, подтверждена.
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по формированию навыков составления
описательного рассказа в структуре преодоления общего недоразвития
речи III уровня у младших школьников средствами мнемотехники
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ У ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ-
ОПИСАНИЙ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование описательного рассказа у младших школьников с общим недоразвитием речи (Тюменский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018



