Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ

Работа №43280

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
526
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ВОКАЛА В ДМШ 8
1.1. Формирование навыков восприятия музыки у младших
школьников как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Особенности формирования навыков восприятия музыки у
младших школьников на уроках вокала в ДМШ 23
Выводы по I главе 33
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ВОКАЛА В ДМШ 35
2.1. Разработка программы по формированию навыков восприятия
музыки у младших школьников на уроках вокала в ДМШ 35
2.2. Ход и результаты экспериментальной работы по формированию навыков восприятия музыки у младших школьников на уроках вокала в ДМШ 50
Выводы по II главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования. Восприятие музыки как способность эстетического познания окружающей действительности, воплощенной в музыкальной образности, неотделимо от творчества. Основываясь на эмоциональном освоении музыкальных образов, восприятие обогащает эти образы личностным отношением слушателя и, дополнив их, создает новый образ, сочетающий в себе композиторский замысел с индивидуальной трактовкой его слушателем.
Проблема формирования навыков музыкального восприятия детей - одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед детскими музыкальными школами на современном этапе. Детские музыкальные школы как учреждения дополнительного образования являются сферой социализации и инкультурации и дают ребенку возможность реализовать естественные потребности как в восстановлении психофизических сил, общении, так и в познавательной деятельности, развитии творческого потенциала.
В связи с этим, перед педагогами встает острая необходимость поиска развивающих форм обучения, в процессе реализации которых будет происходить творческое развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Все это обусловливает пристальное внимание к проблеме формирования навыков восприятия музыки у детей на уроках вокала в детской музыкальной школе, поиска новых форм и методов организации творческой деятельности учащихся.
Одним из основных и наиболее доступных способов вовлечения в музыкальную деятельность подрастающего поколения служит урок вокала. Он способствует осмыслению детьми социально-культурного опыта, а результатом совместной деятельности становится творческое развитие. Это особенно важно для детей младшего возраста со свойственной им конкретностью мышления, образностью представлений. Таким образом, воспитательные возможности уроков вокала, а также направленность и характер его социально-культурного воздействия на личность детей представляются важнейшими факторами, определяющими общественную и культуртворческую значимость пения.
Степень разработанности проблемы.
Вопросы музыкального воспитания как социально-педагогического процесса нашли освещение в трудах Е.А. Касмицкой [29], С.В. Лаврецовой[31], И.В. Серегина [54], К.И. Чижовой [65].
Основы восприятия музыки изучаются в трудах О.А. Апраксиной [4],Н.Л. Гродзенской, Л.М. Кадцына [27], Е.В. Назайкинского [41],И.В. Нестьева [44], В.Д. Остроменского [48], А.Н. Сохора.
Закономерности возрастной психологии и её влияние на формирование навыков восприятия музыки изучены в трудах Б.В. Асафьева [6], [7], Л.С. Выготского [13], А.Н. Леонтьева и Б.В. Теплова.
Проблемы детского вокального исполнительства являлись предметом исследования O.A. Апраксиной, Л.А. Безбородовой [9], H.A. Ветлугиной,Л.Г. Дмитриевой, Т.К. Овчинниковой, Г.П. Стуловой.
Анализ литературы по данной проблематике показал, что многие аспекты процесса формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ остаются недостаточно разработанными. Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать проблему исследования: каковы способы формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Тема исследования: Формирование навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Объект исследования: процесс обучения учащихся младшего школьного возраста детских музыкальных школ.
Предмет исследования: процесс формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Цель исследования: рассмотреть теоретические основы и практический опыт формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Задачи исследования:
1. Изучить процесс формирования навыков восприятия музыки у младших школьников как психолого-педагогическую проблему.
2. Выявить потенциал урока вокала в ДМШ в контексте формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и экспериментально проверить авторскую программу по формированию навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Гипотеза: процесс формирования и развития навыков восприятия музыки детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ будет успешным, если в образовательном процессе будет реализована авторская программа, основанная на комплексном подходе с использованием специальных методов и форм работы с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей.
Методологической базой исследования явились труды психологов и педагогов, рассматривающих проблему восприятия музыки и методы его развития (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.В. Теплова, Б.В. Асафьева и др.), работы в области вокальной педагогики (В.П. Морозова [40], В.Г. Соколова [55], Г.П. Стуловой [57] и др.) и в области творческого развития личности (О.А. Апраксиной [5],В.И. Закутского [23], Л. М. Кадцына [27], Е.А. Касмицкой [28],при разработке учебной программы по вокалу мы опирались на методические подходы М. В. Владимировой, М.Н. Даниловой, И. О. Исаевой и др.
Методы исследования: теоретические (анализ специальной и научно-методической литературы, изучение опыта формирования творческого восприятия у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ); эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент).
Этапы исследования.
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2017 г.) - изучение научной литературы по проблеме исследования.
Второй этап (декабрь 2017 г. - февраль 2018 г.) - изучение современных методических разработок в области формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ, систематизация и обобщение информации по данной проблеме и разработка авторской программы по формированию навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Третий этап (сентябрь 2017 г. - май 2018 г.) - уточнение теоретических и методических установок работы; реализация авторской программы по формированию навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ, оформление текста работы.
База исследования: Эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа №3» г. Набережные Челны, Республика Татарстан. В эксперименте приняли участие десять учащихся, организованные в две группы - контрольную и экспериментальную. В состав каждой группы вошли по пять учащихся. Возраст участников составил 7-8 лет.
Теоретическая значимость: расширены теоретические представления о процессе формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована авторская программа по формированию навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ с использованием специальных форм и методов (подбор музыкального репертуара, музыкально-ритмические движения, игры различные виды художественной деятельности, использование произведений художественной литературы и изобразительного искусства, вокальные упражнения и импровизации; беседы и рассказы о произведении и композиторе с привлечением наглядных материалов; анализ музыкально-выразительных средств с помощью наводящих вопросов; пластичное интонирование, инсценировки, рисунки, сочинения детей, анализ собственного исполнения; прослушивание произведений с применением аудиозаписей и видеоматериалов и др.). Материалы работы и авторская программа могут быть использованы педагогами учреждений дополнительного образования в ходе разработки методических рекомендаций и программ.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 95 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённый в выпускной квалификационной работе анализ психолого-педагогической и музыкально-методической литературы по проблеме музыкального восприятия детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ выявил цель нашего исследования -разработать и выявить эффективность авторской программы по формированию навыков музыкального восприятия детей младшего школьного возраста. В ходе анализа теоретических аспектов музыкального восприятия детей на уроках вокала нами осмыслена сущность понятий «музыкальное восприятие», структура формирования навыков музыкального восприятия детей младшего школьного возраста, значение урока вокала как средства формирования музыкального восприятия детей младшего школьного возраста.
Музыкальное восприятие - это взаимодействие человека с объектом восприятия, в процесс которого вплетается воображение и фантазия, что впоследствии приводит к созданию новых образов. Музыкальное восприятие опирается на два этапа, первый из которых представляет собой понимание музыкального произведения, а второй - его интерпретацию, создание нового образа на основе полученных представлений о нем.
Пение является той музыкальной деятельностью, в процессе которой наиболее эффективно формируется и развивается музыкальное восприятие. Процесс формирования музыкального восприятия детей младшего школьного возраста должен сопровождаться приятной для них эмоциональной атмосферой, располагающей к проявлению творчества, опорой на их жизненный и музыкальный опыт, заинтересованностью в музыкальном искусстве и занятий вокалом, развитием воображения и фантазии с помощью игровых методических приёмов, индивидуальным подходом педагога к каждому воспитаннику.
В целью формирования навыков музыкального восприятия детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ, в соответствии с гипотезой, нами была разработана авторская программа. Она опирается на возрастные психофизиологические особенности детей и основана на комплексном подходе с использованием различных методических приемов и форм работы: вокальные упражнения и импровизации; беседы и рассказы о произведении и композиторе с привлечением наглядных материалов; анализ музыкально-выразительных средств с помощью наводящих вопросов; пластичное интонирование, инсценировки, рисунки, сочинения детей, репродукции художников и литературные произведения, позволяющие более глубоко раскрыть художественно-образное содержание песен; анализ собственного исполнения; прослушивание изучаемой песни с применением аудиозаписей. Чтобы проверить ее эффективность мы провели опытно-экспериментальную работу на базе ДМШ №3 г. Набережные Челны.
В ходе диагностики на констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что уровень развития музыкального восприятия в основном средний (60% - ЭГ и 80% - КГ) и низкий (40% - ЭГ и 20% - КГ). После реализации разработанной программы на формирующем этапе эксперимента контрольная диагностика показала улучшение результатов в ЭГ (80% - средний уровень, 20% - высокий уровень). Результаты КГ остались практически прежними.
Таким образом, проведенный эксперимент доказал эффективность программы и возможность ее использования педагогами по вокалу в образовательном процессе с детьми младшего школьного возраста. Задачи исследования решены. Гипотеза доказана.



1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / Э. Б. Абдулин, Е. В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
2. Айкина Л. П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников / Л. П. Айкина // Мир науки, культуры, образования. -
2011. - № 5. - С. 18-25.
3. Апраксина O. A. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 2013. - 224 с.
4. Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: учеб.пособие / О. А. Апраксина. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. - 61 с.
5. Апраксина О. А. Музыка в воспитании творческой личности / О. А. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 2014. -Вып. З. - С. 3-29.
6. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 376 с.
7. Асафьев Б. В. О себе // Воспоминания о Б. В. Асафьеве. - Л.: Музыка, Лен. отд., 1974. - 510 с.
8. Барсов Ю. А. Из истории русской вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. - М. - 1982. - Вып. 6. - С. 6-22.
9. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М.: Академия, 2011. - 416 с.
10. Варламов А. Е. Полная школа пения: учебное пособие. - 3-е изд., испр. - СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2008. - 120 с.
11. Ветлугина Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие, музыки. - М.: Музыка, 1980. - 232 с.
12. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2011. - 415 с.
13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
14. Гайденко П. Творчество // БСЭ. 3-е изд. - Т. 25. - М.: Сов. энциклопедия, 1976. - С. 332
15. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 156 с.
16. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. - М.: Междунар. акад. пед. наук, 2013. - 190 с.
17. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. - М.: Просвещение, 1969. - 77 с.
18. Данилова М.Н. Влияние вокальных занятий на развитие творческих способностей учащихся // [Электронный ресурс] URL: http://assol.net/publ/metodicheskaia stranica/vliianie vokalnykh zanjatij na razvi tie tvorcheskikh sposobnostej uchashhikhsja/1-1-0-797 (дата обращения
12.03.2018)
19. Диневич Ю. В. Класс сольного пения: методика сознательного управления голосообразованием: учебное пособие. - Тула, 2005. - 60 с.
20. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. 2-е изд. - М.: Музыка, 1996. - 368 с.
21. Дмитриева Л. Г. Методика детского музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2010. - 238 с.
22. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. - М.: Академ. проект, Культура, 2005. - 304 с.
23. Закутский В. И. Исполнительство как творческая деятельность / В. И. Закутский // Проблемы музыкальной педагогики на рубеже веков. - М.: Гардарики, 2011. - С. 10-15.
24. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении.— М.: Учпедгиз, 1960. - 311 с.
25. Зданович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики. - М.: Музыка, 1965. - 148 с.
26. Исаева И. О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей / И. О. Исаева. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 319 с. - (Самоучитель).
27. Кадцын Л. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 1990. - 303 с.
28. Касмицкая Е. А. Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей: автореф.. канд. пед. наук: 13.00.05 / Е. А. Касмицкая. - М.: МГУКИ,
2010. - 24 с.
29. Кузьмина Е. Методические принципы М. В. Владимировой / Е. Кузьмина // Вопросы вокальной педагогики. - М., 1964. - Вып. 2. - С. 52-84.
30. Комарова О. А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 144 с.
31. Лаврецова С. В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга: автореф. канд. пед. наук: 13.00.11 / С. В. Лаврецова. - СПб.: С.-Петерб. гуманитар, ун-т профсоюзов, 2011. - 20 с.
32. Лагутин А. В. Основы педагогики музыкальной школы / А. В. Лагутин. - М.: Музыка, 2011. - 132 с.
33. Левко В. Н. О профессиональных основах вокальной педагогики // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч. тр. / ред.-сост. Е. В. Круглова. - М.: Спутник, 2009. - С. 26-39.
34. Левко В. Н. О совершенствовании профессиональной подготовки молодого певца // Подготовка профессионального певца: сб. научнометодических статей. - Вып. 4. - Нижний Новгород: НТК им. Глинки, 1998. - С. 14-26.
35. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Изд. МГУ, 1971. - 8 с.
36. Медушевский В. В. Теория и методика музыкального образования детей / В. В. Медушевский. - М.: ФЛИНТА-НАУКА, 2008. - 412 с.
37. Мильштейн Я. И. Истоки артистизма и мастерства // Советская культура. - 1964. - 13 октября.
38. Моляко В. А. Концепция творческого восприятия // Актуальные проблемы психологии: Проблемы психологии творчества: Сб. науч. трудов / Под ред. В. А. Моляко. - Т. 12. - Вып. 5. - Ч.1. - М.: ЖДУ им. И. Франко,
2008. - С.7-14.
39. Мордвинов В. И. Практика основной работы по постановке голоса: опыт с начинающими певцами. — М.: Музгиз, 1948. — 65 с.
40. Морозов В. П. Вокальный слух и голос / В. П. Морозов. - М.: Музыка, 2014. - 86 с.
41. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988. -
254 с.
42. Немов Р. С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
43. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. 5-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2006 - 687 с.
44. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. Изд. 3-е. - М.: Музыка, 1987. - 63 с.
45. Никитина И. П. Философия искусства. - М.: Омега-Л, 2008. - 560 с.
46. Овчинникова Л. И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства / Л. И. Овчинникова // Молодой ученый. - 2015. - № 1(81). - С. 37-39.
47. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - Л: Музыка, 1972. - 150 с.
48. Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - Киев: Музична Украша, 1975. - 198 с.
49. Петровский А. В. Психология о каждом и каждому о психологии /
А. В. Петровский. - М.: РОУ, 2014. - 328 с.
50. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандашвили. - М.: Академия, 2010. - 240 с.
51. Рибалка В. Р. Психология развития личности: Учеб. пособие. - М.: ИЗИН, 1996. - 236 с.
52. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Академия, 2000. - 232 с.
53. Сельченок К. В. Психология художественного творчества. - Минск: Харвест, 2002. - 752 с.
54. Серегин Н. В. Методология и методика педагогического исследования в области художественного образования и социальнокультурной деятельности: монография / Н. В. Серегин. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008. - 228 с.
55. Соколов В. Г. Школа хорового пения / В. Г. Соколов, В. С. Попов, Л. М. Абелян. - М.: Эксмо, 2013. - Вып. 2. - 170 с.
56. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Вопросы социологии и эстетики музыки: сб. ст. - Л.: Советский композитор, 1980. - Т. 1. - 295 с.
57. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором / Г. П. Стулова. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 176 с.
58. Теплов Б. М. Избранные труды / Б. М. Теплов // Сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика, 2014. - Т. 1. - 328 с.
59. Теплов Б. М. Проблема одаренности / Б. М. Теплов // Педагогика.
2011. - № 4-5. - С. 146-155.
60. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.: Моск. псих.-соц. ин-т - Воронеж: МОДЭК, 2010. - 544 с.
61. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание школьника / под ред. Е.А. Флериной. - M.: Педагогика, 2013 - 320 с.
62. Цыпин Г. М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки: дисс. д-ра пед. наук: 13.00. 01 / Г. М. Цыпин. - М., 2013. - 361 с.
63. Цыпляева О. В. Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 60-63.
64. Чабанный В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством / В. Ф. Чабанный. - СПб.: Питер, 2010. - 415 с.
65. Чижова К. И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания: автореф. дисс . канд. пед. наук : 13.00.05 / К. И. Чижова. - М., 2011. - 24 с.
66. Шереметев В. А. Пение и воспитание детей в хоре. - Челябинск: Версия, 1998. - 251 с.
67. Эдельман Ю. Б. Уроки пения. - М.: ТОРУС ПРЕСС, 2009. - 160 с.
68. Энгельмейер П. К. Теория творчества. - М.: Либроком, 2010. - 208 с.
69. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М.: Академия, 2002. - 256 с.
70. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству: Азбука музыкально-творческого саморазвития / Е. И. Юдина - М.: Аквариум, 2013. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ