Формирование навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ВОКАЛА В ДМШ 8
1.1. Формирование навыков восприятия музыки у младших
школьников как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Особенности формирования навыков восприятия музыки у
младших школьников на уроках вокала в ДМШ 23
Выводы по I главе 33
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ВОКАЛА В ДМШ 35
2.1. Разработка программы по формированию навыков восприятия
музыки у младших школьников на уроках вокала в ДМШ 35
2.2. Ход и результаты экспериментальной работы по формированию навыков восприятия музыки у младших школьников на уроках вокала в ДМШ 50
Выводы по II главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ВОКАЛА В ДМШ 8
1.1. Формирование навыков восприятия музыки у младших
школьников как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Особенности формирования навыков восприятия музыки у
младших школьников на уроках вокала в ДМШ 23
Выводы по I главе 33
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ВОКАЛА В ДМШ 35
2.1. Разработка программы по формированию навыков восприятия
музыки у младших школьников на уроках вокала в ДМШ 35
2.2. Ход и результаты экспериментальной работы по формированию навыков восприятия музыки у младших школьников на уроках вокала в ДМШ 50
Выводы по II главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Восприятие музыки как способность эстетического познания окружающей действительности, воплощенной в музыкальной образности, неотделимо от творчества. Основываясь на эмоциональном освоении музыкальных образов, восприятие обогащает эти образы личностным отношением слушателя и, дополнив их, создает новый образ, сочетающий в себе композиторский замысел с индивидуальной трактовкой его слушателем.
Проблема формирования навыков музыкального восприятия детей - одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед детскими музыкальными школами на современном этапе. Детские музыкальные школы как учреждения дополнительного образования являются сферой социализации и инкультурации и дают ребенку возможность реализовать естественные потребности как в восстановлении психофизических сил, общении, так и в познавательной деятельности, развитии творческого потенциала.
В связи с этим, перед педагогами встает острая необходимость поиска развивающих форм обучения, в процессе реализации которых будет происходить творческое развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Все это обусловливает пристальное внимание к проблеме формирования навыков восприятия музыки у детей на уроках вокала в детской музыкальной школе, поиска новых форм и методов организации творческой деятельности учащихся.
Одним из основных и наиболее доступных способов вовлечения в музыкальную деятельность подрастающего поколения служит урок вокала. Он способствует осмыслению детьми социально-культурного опыта, а результатом совместной деятельности становится творческое развитие. Это особенно важно для детей младшего возраста со свойственной им конкретностью мышления, образностью представлений. Таким образом, воспитательные возможности уроков вокала, а также направленность и характер его социально-культурного воздействия на личность детей представляются важнейшими факторами, определяющими общественную и культуртворческую значимость пения.
Степень разработанности проблемы.
Вопросы музыкального воспитания как социально-педагогического процесса нашли освещение в трудах Е.А. Касмицкой [29], С.В. Лаврецовой[31], И.В. Серегина [54], К.И. Чижовой [65].
Основы восприятия музыки изучаются в трудах О.А. Апраксиной [4],Н.Л. Гродзенской, Л.М. Кадцына [27], Е.В. Назайкинского [41],И.В. Нестьева [44], В.Д. Остроменского [48], А.Н. Сохора.
Закономерности возрастной психологии и её влияние на формирование навыков восприятия музыки изучены в трудах Б.В. Асафьева [6], [7], Л.С. Выготского [13], А.Н. Леонтьева и Б.В. Теплова.
Проблемы детского вокального исполнительства являлись предметом исследования O.A. Апраксиной, Л.А. Безбородовой [9], H.A. Ветлугиной,Л.Г. Дмитриевой, Т.К. Овчинниковой, Г.П. Стуловой.
Анализ литературы по данной проблематике показал, что многие аспекты процесса формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ остаются недостаточно разработанными. Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать проблему исследования: каковы способы формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Тема исследования: Формирование навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Объект исследования: процесс обучения учащихся младшего школьного возраста детских музыкальных школ.
Предмет исследования: процесс формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Цель исследования: рассмотреть теоретические основы и практический опыт формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Задачи исследования:
1. Изучить процесс формирования навыков восприятия музыки у младших школьников как психолого-педагогическую проблему.
2. Выявить потенциал урока вокала в ДМШ в контексте формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и экспериментально проверить авторскую программу по формированию навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Гипотеза: процесс формирования и развития навыков восприятия музыки детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ будет успешным, если в образовательном процессе будет реализована авторская программа, основанная на комплексном подходе с использованием специальных методов и форм работы с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей.
Методологической базой исследования явились труды психологов и педагогов, рассматривающих проблему восприятия музыки и методы его развития (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.В. Теплова, Б.В. Асафьева и др.), работы в области вокальной педагогики (В.П. Морозова [40], В.Г. Соколова [55], Г.П. Стуловой [57] и др.) и в области творческого развития личности (О.А. Апраксиной [5],В.И. Закутского [23], Л. М. Кадцына [27], Е.А. Касмицкой [28],при разработке учебной программы по вокалу мы опирались на методические подходы М. В. Владимировой, М.Н. Даниловой, И. О. Исаевой и др.
Методы исследования: теоретические (анализ специальной и научно-методической литературы, изучение опыта формирования творческого восприятия у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ); эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент).
Этапы исследования.
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2017 г.) - изучение научной литературы по проблеме исследования.
Второй этап (декабрь 2017 г. - февраль 2018 г.) - изучение современных методических разработок в области формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ, систематизация и обобщение информации по данной проблеме и разработка авторской программы по формированию навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Третий этап (сентябрь 2017 г. - май 2018 г.) - уточнение теоретических и методических установок работы; реализация авторской программы по формированию навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ, оформление текста работы.
База исследования: Эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа №3» г. Набережные Челны, Республика Татарстан. В эксперименте приняли участие десять учащихся, организованные в две группы - контрольную и экспериментальную. В состав каждой группы вошли по пять учащихся. Возраст участников составил 7-8 лет.
Теоретическая значимость: расширены теоретические представления о процессе формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована авторская программа по формированию навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ с использованием специальных форм и методов (подбор музыкального репертуара, музыкально-ритмические движения, игры различные виды художественной деятельности, использование произведений художественной литературы и изобразительного искусства, вокальные упражнения и импровизации; беседы и рассказы о произведении и композиторе с привлечением наглядных материалов; анализ музыкально-выразительных средств с помощью наводящих вопросов; пластичное интонирование, инсценировки, рисунки, сочинения детей, анализ собственного исполнения; прослушивание произведений с применением аудиозаписей и видеоматериалов и др.). Материалы работы и авторская программа могут быть использованы педагогами учреждений дополнительного образования в ходе разработки методических рекомендаций и программ.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 95 страниц.
Проблема формирования навыков музыкального восприятия детей - одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед детскими музыкальными школами на современном этапе. Детские музыкальные школы как учреждения дополнительного образования являются сферой социализации и инкультурации и дают ребенку возможность реализовать естественные потребности как в восстановлении психофизических сил, общении, так и в познавательной деятельности, развитии творческого потенциала.
В связи с этим, перед педагогами встает острая необходимость поиска развивающих форм обучения, в процессе реализации которых будет происходить творческое развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Все это обусловливает пристальное внимание к проблеме формирования навыков восприятия музыки у детей на уроках вокала в детской музыкальной школе, поиска новых форм и методов организации творческой деятельности учащихся.
Одним из основных и наиболее доступных способов вовлечения в музыкальную деятельность подрастающего поколения служит урок вокала. Он способствует осмыслению детьми социально-культурного опыта, а результатом совместной деятельности становится творческое развитие. Это особенно важно для детей младшего возраста со свойственной им конкретностью мышления, образностью представлений. Таким образом, воспитательные возможности уроков вокала, а также направленность и характер его социально-культурного воздействия на личность детей представляются важнейшими факторами, определяющими общественную и культуртворческую значимость пения.
Степень разработанности проблемы.
Вопросы музыкального воспитания как социально-педагогического процесса нашли освещение в трудах Е.А. Касмицкой [29], С.В. Лаврецовой[31], И.В. Серегина [54], К.И. Чижовой [65].
Основы восприятия музыки изучаются в трудах О.А. Апраксиной [4],Н.Л. Гродзенской, Л.М. Кадцына [27], Е.В. Назайкинского [41],И.В. Нестьева [44], В.Д. Остроменского [48], А.Н. Сохора.
Закономерности возрастной психологии и её влияние на формирование навыков восприятия музыки изучены в трудах Б.В. Асафьева [6], [7], Л.С. Выготского [13], А.Н. Леонтьева и Б.В. Теплова.
Проблемы детского вокального исполнительства являлись предметом исследования O.A. Апраксиной, Л.А. Безбородовой [9], H.A. Ветлугиной,Л.Г. Дмитриевой, Т.К. Овчинниковой, Г.П. Стуловой.
Анализ литературы по данной проблематике показал, что многие аспекты процесса формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ остаются недостаточно разработанными. Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать проблему исследования: каковы способы формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Тема исследования: Формирование навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Объект исследования: процесс обучения учащихся младшего школьного возраста детских музыкальных школ.
Предмет исследования: процесс формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Цель исследования: рассмотреть теоретические основы и практический опыт формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Задачи исследования:
1. Изучить процесс формирования навыков восприятия музыки у младших школьников как психолого-педагогическую проблему.
2. Выявить потенциал урока вокала в ДМШ в контексте формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и экспериментально проверить авторскую программу по формированию навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Гипотеза: процесс формирования и развития навыков восприятия музыки детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ будет успешным, если в образовательном процессе будет реализована авторская программа, основанная на комплексном подходе с использованием специальных методов и форм работы с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей.
Методологической базой исследования явились труды психологов и педагогов, рассматривающих проблему восприятия музыки и методы его развития (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.В. Теплова, Б.В. Асафьева и др.), работы в области вокальной педагогики (В.П. Морозова [40], В.Г. Соколова [55], Г.П. Стуловой [57] и др.) и в области творческого развития личности (О.А. Апраксиной [5],В.И. Закутского [23], Л. М. Кадцына [27], Е.А. Касмицкой [28],при разработке учебной программы по вокалу мы опирались на методические подходы М. В. Владимировой, М.Н. Даниловой, И. О. Исаевой и др.
Методы исследования: теоретические (анализ специальной и научно-методической литературы, изучение опыта формирования творческого восприятия у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ); эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент).
Этапы исследования.
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2017 г.) - изучение научной литературы по проблеме исследования.
Второй этап (декабрь 2017 г. - февраль 2018 г.) - изучение современных методических разработок в области формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ, систематизация и обобщение информации по данной проблеме и разработка авторской программы по формированию навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Третий этап (сентябрь 2017 г. - май 2018 г.) - уточнение теоретических и методических установок работы; реализация авторской программы по формированию навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ, оформление текста работы.
База исследования: Эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа №3» г. Набережные Челны, Республика Татарстан. В эксперименте приняли участие десять учащихся, организованные в две группы - контрольную и экспериментальную. В состав каждой группы вошли по пять учащихся. Возраст участников составил 7-8 лет.
Теоретическая значимость: расширены теоретические представления о процессе формирования навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована авторская программа по формированию навыков восприятия музыки у детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ с использованием специальных форм и методов (подбор музыкального репертуара, музыкально-ритмические движения, игры различные виды художественной деятельности, использование произведений художественной литературы и изобразительного искусства, вокальные упражнения и импровизации; беседы и рассказы о произведении и композиторе с привлечением наглядных материалов; анализ музыкально-выразительных средств с помощью наводящих вопросов; пластичное интонирование, инсценировки, рисунки, сочинения детей, анализ собственного исполнения; прослушивание произведений с применением аудиозаписей и видеоматериалов и др.). Материалы работы и авторская программа могут быть использованы педагогами учреждений дополнительного образования в ходе разработки методических рекомендаций и программ.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 95 страниц.
Проведённый в выпускной квалификационной работе анализ психолого-педагогической и музыкально-методической литературы по проблеме музыкального восприятия детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ выявил цель нашего исследования -разработать и выявить эффективность авторской программы по формированию навыков музыкального восприятия детей младшего школьного возраста. В ходе анализа теоретических аспектов музыкального восприятия детей на уроках вокала нами осмыслена сущность понятий «музыкальное восприятие», структура формирования навыков музыкального восприятия детей младшего школьного возраста, значение урока вокала как средства формирования музыкального восприятия детей младшего школьного возраста.
Музыкальное восприятие - это взаимодействие человека с объектом восприятия, в процесс которого вплетается воображение и фантазия, что впоследствии приводит к созданию новых образов. Музыкальное восприятие опирается на два этапа, первый из которых представляет собой понимание музыкального произведения, а второй - его интерпретацию, создание нового образа на основе полученных представлений о нем.
Пение является той музыкальной деятельностью, в процессе которой наиболее эффективно формируется и развивается музыкальное восприятие. Процесс формирования музыкального восприятия детей младшего школьного возраста должен сопровождаться приятной для них эмоциональной атмосферой, располагающей к проявлению творчества, опорой на их жизненный и музыкальный опыт, заинтересованностью в музыкальном искусстве и занятий вокалом, развитием воображения и фантазии с помощью игровых методических приёмов, индивидуальным подходом педагога к каждому воспитаннику.
В целью формирования навыков музыкального восприятия детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ, в соответствии с гипотезой, нами была разработана авторская программа. Она опирается на возрастные психофизиологические особенности детей и основана на комплексном подходе с использованием различных методических приемов и форм работы: вокальные упражнения и импровизации; беседы и рассказы о произведении и композиторе с привлечением наглядных материалов; анализ музыкально-выразительных средств с помощью наводящих вопросов; пластичное интонирование, инсценировки, рисунки, сочинения детей, репродукции художников и литературные произведения, позволяющие более глубоко раскрыть художественно-образное содержание песен; анализ собственного исполнения; прослушивание изучаемой песни с применением аудиозаписей. Чтобы проверить ее эффективность мы провели опытно-экспериментальную работу на базе ДМШ №3 г. Набережные Челны.
В ходе диагностики на констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что уровень развития музыкального восприятия в основном средний (60% - ЭГ и 80% - КГ) и низкий (40% - ЭГ и 20% - КГ). После реализации разработанной программы на формирующем этапе эксперимента контрольная диагностика показала улучшение результатов в ЭГ (80% - средний уровень, 20% - высокий уровень). Результаты КГ остались практически прежними.
Таким образом, проведенный эксперимент доказал эффективность программы и возможность ее использования педагогами по вокалу в образовательном процессе с детьми младшего школьного возраста. Задачи исследования решены. Гипотеза доказана.
Музыкальное восприятие - это взаимодействие человека с объектом восприятия, в процесс которого вплетается воображение и фантазия, что впоследствии приводит к созданию новых образов. Музыкальное восприятие опирается на два этапа, первый из которых представляет собой понимание музыкального произведения, а второй - его интерпретацию, создание нового образа на основе полученных представлений о нем.
Пение является той музыкальной деятельностью, в процессе которой наиболее эффективно формируется и развивается музыкальное восприятие. Процесс формирования музыкального восприятия детей младшего школьного возраста должен сопровождаться приятной для них эмоциональной атмосферой, располагающей к проявлению творчества, опорой на их жизненный и музыкальный опыт, заинтересованностью в музыкальном искусстве и занятий вокалом, развитием воображения и фантазии с помощью игровых методических приёмов, индивидуальным подходом педагога к каждому воспитаннику.
В целью формирования навыков музыкального восприятия детей младшего школьного возраста на уроках вокала в ДМШ, в соответствии с гипотезой, нами была разработана авторская программа. Она опирается на возрастные психофизиологические особенности детей и основана на комплексном подходе с использованием различных методических приемов и форм работы: вокальные упражнения и импровизации; беседы и рассказы о произведении и композиторе с привлечением наглядных материалов; анализ музыкально-выразительных средств с помощью наводящих вопросов; пластичное интонирование, инсценировки, рисунки, сочинения детей, репродукции художников и литературные произведения, позволяющие более глубоко раскрыть художественно-образное содержание песен; анализ собственного исполнения; прослушивание изучаемой песни с применением аудиозаписей. Чтобы проверить ее эффективность мы провели опытно-экспериментальную работу на базе ДМШ №3 г. Набережные Челны.
В ходе диагностики на констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что уровень развития музыкального восприятия в основном средний (60% - ЭГ и 80% - КГ) и низкий (40% - ЭГ и 20% - КГ). После реализации разработанной программы на формирующем этапе эксперимента контрольная диагностика показала улучшение результатов в ЭГ (80% - средний уровень, 20% - высокий уровень). Результаты КГ остались практически прежними.
Таким образом, проведенный эксперимент доказал эффективность программы и возможность ее использования педагогами по вокалу в образовательном процессе с детьми младшего школьного возраста. Задачи исследования решены. Гипотеза доказана.
Подобные работы
- Развитие вокальных навыков детей среднего школьного возраста на занятиях «Вокальное исполнительство» в ДМШ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016



