Введение 2-5 стр.
Глава 1. Теоретические основы обучения лексике на уроке иностранного языка
1.1. Формирование лексических навыков в трудах отечественных и
зарубежных методистов 6-13 стр.
1.2. Игровые технологии как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках освоения ФГОС НОО 13-20 стр.
1.3. Психологические особенности детей начального этапа обучения 20-23 стр.
Выводы по главе 1 24 стр.
Глава 2. Особенности обучения говорению с помощью игровых технологий
2.1. Игра как средство формирования коммуникативных навыков на
младшем этапе обучения 25-36 стр.
2.2. Основы технологии игровых форм обучения 36-43 стр.
2.3. Методические рекомендации по использованию игровых технологий при
изучении лексике в начальной школе 43-49 стр.
Выводы по главе 2 50- 51 стр.
Заключение 52-53 стр.
Список литературы 54-57 стр.
Приложение
Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают условия, в которых педагогам представлены право и возможность самостоятельного выбора методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в таких методиках обучения, которые могли бы не только качественно обучить, но и раскрыть личность человека, его творческий потенциал. Так же, современное обучение должно научить человека приспосабливаться к современной жизни, научить его быстро и правильно принимать решения, активно осваивать ситуации социальных перемен.
На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения.
В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы, победить, обостряет мыслительную деятельность играющих. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений. И учитывая вышесказанное, хочется заметить, что использование игрового метода намного повысит эффективность обучения иностранному языку.
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому методу обучения в овладении коммуникативными навыками. Использование различных игр способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает мотивацию учащихся к иностранному языку. Игра повышает общий эмоциональный тонус ребенка, помогает здоровьесбережению, влияет на развитие личностных качеств. Игры являются уникальным средством педагогики в рамках новых стандартов и системно-деятельностного подхода, поэтому мы рассматриваем проблемы применения игрового метода в процессе обучения иностранному языку.
Объектом исследования являются игровые приемы как средство активизации лексических навыков в обучении английскому языку в начальной школе.
Предметом исследования данной работы являются дидактические условия использования игровых приемов как средство повышения мотивации к изучению английского языка.
Цель исследования - теоретическое обоснование эффективности использования игрового метода на уроках английского языка, его обучающее, развивающее и воспитывающее значение при формировании лексических навыков.
В соответствии с целью исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования лексических навыков.
2. Рассмотреть психологические возрастные особенности учащихся, особенности мышления у младших школьников и их учет в учебном процессе.
3. Изучить требования ФГОС к обучению иностранного языка в средней общеобразовательной школе.
4. Раскрыть возможности игрового метода в процессе обучения английскому языку.
5. Разработать методические рекомендации организации и проведения игр при изучении лексике в начальной школе.
Новизна курсовой работы заключается в изучении и обобщении различных методических материалов по использованию игрового метода на уроках иностранного языка в начальной школе, а также в обосновании важности применения данного метода при изучении иностранного языка в рамках реализации ФГОС НОО.
Теоретическая обоснованность исследования. Проблемой важности использования игры как необходимого условия успешного обучения занималось достаточно много ученых.
Многие деятели науки, которые занимаются методикой обучения иностранным языкам, обращали пристальное внимание на эффективность использования игр и игровых моментов на уроках. Давно известно, что использование игрового метода дает широкие возможности для обучения.
Дидактическое значение игры было доказано еще К.Д. Ушинским. Он подчеркивал легкость усвоения знаний, если их сопровождают игры. Для обучения детей на занятиях может быть использована игра. С ее помощью решаются различные учебные задачи: формирование навыков и умений и последующее использование приобретенных знаний в новых ситуациях. Игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний. Специфика обучающей игры заключается в том, что наряду с игровыми, она включает учебные задачи. Познавательная задача не ставится перед ребенком в открытой форме, она заключена в содержании и в правилах игры, в игровых действиях. Играя, ребенок усваивает те или иные сведения.
А. С. Макаренко в своей работе «О воспитании в семье» писал: «.. .каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе и в жизни, когда вырастет... В хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли».
По определению М.Ф.Стронина, «игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [31, 243].
Понятие игры в общественной практике последних лет в науке осмысливается по-новому. Вероятно, поэтому игры начинают применять более активно. А.Н. Леонтьев в работе «Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе» определил игровую деятельность следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает «противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (то есть способов действия) - с другой. Это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре».
Замечательный исследователь игры Д.Б. Эльконин считает, что игра по своей природе и непосредственному насыщению социальна и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Д.Б. Эльконин объясняет игру как деятельность, которая возникает на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых[44].
Практическая значимость исследования.
Практическое значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы при разработке методических рекомендаций для организации и проведения различных типов игр при обучении лексике на уроках английского языка в начальной школе. В качестве методической основы исследования использовался педагогический опыт учителя английского языка первой квалификационной категории Федоровой Наталии Юрьевны (стаж работы по специальности - 25 лет).
Изучив роль игрового метода в процессе обучения и рассмотрев возможности применения игр на уроках иностранного языка, можно сделать вывод, что воспитательную и развивающую ценность обучения в игровой форме нельзя недооценивать.
Во-первых, игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых методов на уроках иностранного языка в начальной школе соответствует познавательным потребностям учеников. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка.Игры помогают снять скованность, застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее. Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.
Во-вторых, игра является средством активизации познавательной деятельности учащихся, способствующей ее актуализации. Игровые методы часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Игровые методы могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения. Игра ставит учащихся в ситуации, в которых им требуется использовать и развивать языковые формы, необходимые в социальных взаимоотношениях в реальной жизни.
При формировании интереса учащихся к изучению иностранного языка необходимо соблюдать ряд педагогических условий, главные из которых: 1) использование игры как приема обучения иностранному языку наряду с другими методами обучения; 2) выбор игр с интересным сюжетом, использование различных игр для отработки лексических, грамматических навыков и навыков устной речи, соответствующих уровню учащихся.
В-третьих, игровые технологии в данной работе рассмотрены как средство реализации системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС. Игра способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, обеспечивает развитие речемыслительной и творческой деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) младших школьников, что полностью соответствует требованиям ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт).
Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках иностранного языка и во внеурочное время и способствуют разностороннему развитию личности, что также соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Академический проект, 2001. - 704с.
2. Бабинский, Ю.К. Педагогика / - М.: Просвещение, 2008.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры // Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Изд.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», - 1996
5. Вояков Б.С. Психология младшего школьника. Практикум. - Эксмо.- 2010.- 272стр.
6. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Организация учебного процесса по
иностранному языку в начальной школе // ИЯШ. - 1994. - №1. - С.17-45.
7. Гальскова Н.Д., Чепцова Л.Б. Цели и содержание обучения говорению в
начальной школе // ИЯШ. - 1994. - №3.
8. Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранному языку / Н. Д.
Гальскова, З. Н. Никитенко. - Начальная школа: Методич.пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004 -(Методика).
9. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения английским языком. - М.: Педагогика, 1991. - 224 с.
10. Ершова А.А. Использование игровых технологий на уроках иностранного языка.бос//Шр://реб80Уе1ог§/сотропеп1/ор1:юш,сот_т'й'ее/1а8к,у1е’^тМтк_1б,1 6857/Itedin, 118/ - 2010.
11. Зарипова Т.А. Картинки, игры, сказки... Особенности преподавания в начальной школе // Английский язык. - 2013, № 5. - с. 8.
12. Китайгородская Г.А. Метод активизации возможностей личности и коллектива. - М., 2001.
13. Косова В.Н. Дидактические игры для младших школьников (журнал «справочник классного руководителя», статья), 2010.
14. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаронов Ю. А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности П.,2006г.
15. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - Санкт- Петербург: КАРО, 2008. - 192 стр.
16. Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе // Иностранные языки в школе, №3, 2006 г.
17. Кибирева Е. К. Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 49-50. — URL https://moluch.ru/archive/in/27890/ (дата обращения:22.05.2018).
18. Латышева И.Р Учись, играя. Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе // Английский язык. - 2012, № 8. - с. 5.
19. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности на современном этапе // Русский язык за рубежом. - М., 1989. - №3 - С.17-26.
20. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. - М., 1999.
21. Лысиче С.А. Лексико-грамматические игры на уроке английского языка в младших классах, №8, 2005 г.
22. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. Под редакцией В.М. Филатова. Ростов-на-Дону, 2004 г.
23. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 /[Алексеева, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2011. - 240 с.
24. Планируемые результаты начального общего образования / [Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.] ; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 120 с.
25. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. - Минск: ООО «Лексис», 2003.
26. Панфилова А. П. «Игровое моделирование в деятельности педагога», М.: «Академия », 2000. - 218с.
27. Рогова, Г. В., Верещагина, И.Н. и др. Рогова. Английский язык. 1-4 кл. Методика обучения. - М., 2008 - 483 с.
28. Ростовцева В.М. Использование ситуаций при презентации лексики // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 4. с. 35-39.
29. Суворова, С.П. - М. Пути улучшения преподавания ин.яз. /Мысль, 2006. - 184 с.
30. Соловьева Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. -М.: Просвещение, 2005. - 239с.
31. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. М., 1994. - 243с.
32. Степанова О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. Метод. Пособие. Сфера, 2005
33. Стайнберг Д. 110 игр на уроке английского языка / Пер. с англ. - М.: ООО «АСТ»; ООО «Астрель», 2003.
34. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (Из опыта работы). Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.
35. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям . «Радяньска школа», 1985
36. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и духовное. М., 2003. - 288с.
37. Теплякова, О.Н. Развивающие игры. Оникс 21 век ,2010 г.
38. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: т. 8. - М.-Л., 1950. - 660с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010.
40. Формирование универсальных учебных действий в Ф 79 основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с. : ил. - ISBN 978-5-09-024005-5.
41. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
42. Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на
уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993.
43. Цетлин В.С. Работа над словом// Иностранные языки в школе. - 2002. - №3.
44. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
1. Интернет-ресурсы:
www.razumniki.ru
www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedagog/russpenc/05.php
www.openlesson.ru
http://festival.1september.ru