Особенности невербальных коммуникаций детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС) (Специальная психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №204» города Барнаула. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 6 лет в количестве 10 человек, из них 3 девочки и 7 мальчиков. У всех детей диагностировано расстройство аутистического спектра.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения невербальной коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра 6
1.1 Проблема невербальной коммуникации 6
1.2 Развитие невербальной коммуникации в онтогенезе 12
1.3 Особенности невербальной коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра 17
Глава 2 Экспериментальное исследование невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 23
Заключение 30
Список использованных источников 33
Экспериментальные исследования в области психологии говорят о том, что 2/3 всех сведений о собеседнике, его намерениях человек получает от непосредственно наблюдаемого коммуникативного поведения. С точки зрения американского психолога Ф. Селже, в процессе разговора важность слов составляет только 7%, интонация - 38%, а жесты и мимика несут в себе 55% информации. Именно паралингвистический аспект, представляя собой основной элемент речевой деятельности, обеспечивает мотивацию общения. Невербальные средства дают возможность дать правильную оценку ситуативным обстоятельствам общения, индивидуальным отличительным чертам собеседника, а также эмоциональному и интеллектуальному подтексту высказывания. Невербальная коммуникация имеет огромное значение в том случае, если языковые средства являются ограниченными и не в полной мере осуществляют коммуникативную общения. По этой причине исследователями отмечается наличие специфических мимико-жестикуляторных средств и невербальных вокализаций, которые могут заменять вербальные компоненты синтаксической структуры [30, с. 126].
Расстройство аутистического спектра является особой формой нарушения психического развития детей, при которой отмечается наличие стабильных и специфических нарушений коммуникативного поведения, а кроме того, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. К главным признакам данного расстройства, к так называемой «триаде аутизма», можно отнести нарушение коммуникации, стереотипное поведение и снижение способности к общественному взаимодействию. Речевые и коммуникативные навыки нарушаются при данной патологии в наибольшей степени. Эта проблема нашла свое отражение в трудах таких ученых как К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, Л.Г. Нуриева, И.В. Сухорукова и др.
Самым важным нарушением, которое мешает эффективному приспособлению ребенка при расстройстве аутистического спектра, считается недостаточное развитие коммуникативных навыков, которое выражается в виде отставания либо отсутствия разговорной речи, неумения начинать или поддерживать разговор, стереотипных высказываний и некоторых других особых характерных черт. Вместе с тем, недостаточное развитие вербальной коммуникации не может компенсироваться спонтанно в форме применения невербальных средств и альтернативных коммуникативных систем, поскольку дети с данной патологией также плохо ими владеют.
В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии довольно детально описывается клиническое состояние детей, которые страдают расстройством аутистического спектра, дана характеристика особых характерных черт речи и коммуникации этих детей. В то же время отмечается недостаток исследований именно по проблеме особенностей невербальной коммуникации детей с данной патологией развития. Именно поэтому данная тема является актуальной в настоящее время.
Цель исследования: изучение особенностей невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования: невербальная коммуникация.
Предмет исследования: невербальная коммуникация у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра имеются качественные особенности невербального компонента общения.
Задачи исследования:
- описать проблему невербальной коммуникации в трудах отечественных и зарубежных ученых;
- рассмотреть развитие невербальной коммуникации в онтогенезе;
- выявить особенности невербальной коммуникации у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра;
- осуществить психолого-педагогическую диагностику невербального компонента общения у детей дошкольного возраста;
- проанализировать результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
1. Анализ, синтез и обобщение научной литературы по теме исследования.
2. Констатирующий эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическая база: философские идеи о ведущей роли коммуникации в личностном развитии; психологические и педагогические принципы о единстве мышления и речи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский), исследования М.И. Лисиной, которые показывают, что коммуникация представляет собой важнейший фактор, воздействующий на психическое развитие детей, концепция периодизации психического развития в онтогенезе. Исследование опирается на представление о расстройстве аутистического спектра как искаженной форме психического развития, основным проявлением которого считается нарушение коммуникативного характера, которое появляется по причине аффективных и познавательных недостатков (В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др.).
Организация исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №204» города Барнаула.
В настоящее время имеется большое число точек зрения в определении понятия «общение». Это и общий, и психологический, и социологический, однако исследователи до сих пор не могут дать единого определения, которое бы поддерживалось разными науками. Общение свойственно всем живым существам, однако только у людей процесс общения становится осмысленным, связанным вербальными и невербальными актами. К невербальным средствам коммуникации можно отнести жесты, мимику, движения тела, интонацию, выражение лица, позу, взгляд и др. Перечисленные невербальные элементы, кроме того, несут существенную информационную нагрузку.
Невербальное поведение представляет собой различные движения, которые связаны с меняющимися психическими состояниями человека, с его отношением к собеседнику, с ситуацией взаимодействия и коммуникации. В структуре невербального поведения можно выделить кинесическую, просодическую, такесическую, экстралингвистическую и ольфакторные системы. Все компоненты невербального поведения являются полифункциональными. Невербальное поведение осуществляет информационную (диагностическую), регулятивную и аффективную функции в общении. Развитие социально-перцептивного направления дает возможность определить невербальную коммуникацию в качестве процесса, который выстроен по модели познавательного процесса приема и переработки общественной информации. Сформированная в отечественной психологии модель двухфакторной системы человеческого общения наглядно демонстрирует паритетность невербальной сферы в процессе передачи информации между людьми.
В онтогенезе самыми первыми появляются экспрессивно-мимические средства коммуникации. Их особенность заключается в том, что они в одно и то же время являются и выражением эмоциональных состояний детей, и активными жестами, которые адресованы находящимся вокруг людям. Несмотря на то, что у каждого ребенка эмоции могут проявляться по-разному, со временем выражение эмоциональных состояний у детей становится знаком, который понятен окружающим людям, с помощью овладения ими определенными эталонами, принятыми в том или ином социуме. Позднее в процессе онтогенетического развития появляются предметно-действенные средства коммуникации. Они также выполняют знаковую функцию, без которой у людей не может сложиться взаимопонимание. Для этих средств характерна высокая степень произвольности, они дают возможность ребенку довольно точно и быстро добиться от взрослого желаемого взаимодействия. После того, как экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства коммуникации уже достигли высокого уровня развития и существенной сложности, возникают речевые средства коммуникации.
Расстройство аутистического спектра представляет собой особое расстройство психики, при котором проявляется неумение ребенка вступать в контакт с находящимися вокруг людьми. Это сильно изменяет весь процесс психического развития таких детей, страдают все сферы психической деятельности, которые ориентированы на усвоение общественных отношений.
У старших дошкольников с расстройством аутистического спектра наблюдаются некоторые характерные черты, свойственные невербальной коммуникации. Сюда можно отнести отсутствие попыток взаимодействия с окружающим миром посредством жестов и мимики; отсутствие указательного жеста; недостаточно развитая жестикуляция; неспособность к выражению без слов своих желаний; непонятная мимика или полное ее отсутствие; отсутствующий, направленный в «никуда» взгляд; необычные жесты, не обладающие очевидным значением.
Для проведения экспериментального исследования были подобраны методики с целью определения навыков невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Все они были направлены на выявление уровня эмпатии, эмоциональной чувствительности, способности к соотнесению отдельных невербальных свойств друг с другом, умения правильно распознавать эмоциональное состояние человека по выражению его лица.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что большая часть детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра не понимают большинства эмоций и не способны их изобразить, кроме этого, они не знают названий некоторых эмоций, не способны составить выражение эмоционального состояния из отдельных невербальных признаков, опознать большинство эмоций человека, а также отнести их к положительным, отрицательным или нейтральным.
Остальные дети испытывают затруднения при определении элементов невербального поведения, у них отмечается недостаточный уровень знаний о эмоциях людей, слабая ориентация на познание личности другого человека и его эмоций, у них возникают трудности в составлении выражения эмоционального состояния из отдельных невербальных признаков, в распознавании некоторых эмоций и отнесении их к положительным, отрицательным или нейтральным.
Ни у одного ребенка в процессе эксперимента не было выявлено высокого уровня развития навыка вербальной коммуникации. Следовательно, гипотеза, выдвинутая в данном исследовании и заключающаяся в том, что у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра имеются качественные особенности невербального компонента общения, является полностью подтвержденной. Цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Белянин, В.П. Психолингвистика. - 4-е изд. [Текст] / В.П. Белянин. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014. - 232 с.
2. Бондаренко, Т.А. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Т.А. Бондаренко, Е.С. Федосеева // Известия ВГПУ. - 2015. – №9. - С. 88-91.
3. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. – №1. - С. 41-46.
4. Веракса, Н.Е. Детская психология [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 446 с.
5. Волков, Б.С. Психология дошкольного возраста (для бакалавров) [Текст]: Учебник / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: КноРус, 2017. - 270 с.
6. Ворошнина, Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы [Текст]: практ. пособие для академического бакалавриата / Л.В. Ворошнина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 456 с.
7. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 199 с.
8. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д.В. Вяльцева // Вестник МГЛУ. - 2014. – №13. - С. 60-68.
9. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие - 4-е изд. [Текст] / В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2015. - 351 с.
10. Глухов, В.П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 313 с.
11. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности - 3-е изд. [Текст] / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2017. - 320 с.
12. Козьяков, Р.В. Социальная психология [Текст]: учебник. - М.: Директ Медиа, 2013. - 376 с.
13. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития: учебное пособие для академического бакалавриата - 2-е изд., стер. [Текст] / Г.И. Колесникова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 346 с.
14. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
15. Мардахаев, Л.В. Специальная педагогика [Текст]: учебник / Л.В. Мардахаев. - М: Юрайт, 2017. - 447 с.
16. Мельникова, Н.А. Социальная психология [Текст] / Н.А. Мельникова. - Воронеж: Научная книга, 2017. - 160 с.
17. Метляева, Ю.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом [Текст] / Ю.В. Метляева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 51-53.
18. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. - 639 с.
19. Почебут, Л.Г. Социальная психология [Текст] / Л.Г. Почебут. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
20. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.И. Изотова и др.; под ред. Е.И. Изотовой. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 240 с.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.
22. Руденко, А.М. Социальная психология для бакалавров [Текст] / А.М. Руденко, Д.С. Загутин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 332 с.
23. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: Учебник / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
24. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.Р. Баенская, Т.А. Басилова, А.Л. Венгер и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 352 с.
25. Специальная педагогика [Текст]: Учебник / Л.И. Аксенова, Т.Г. Богданова, С.А. Морозов; под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2013. - 384 с.
26. Специальная психология в 2 т. Том 1 [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Лубовский и др.; отв. ред. В.И. Лубовский. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 428 с.
27. Специальная психология [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Л.М. Шипицына и др.; под ред. Л.М. Шипицыной. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 287 с.
28. Сухорукова, И.В. Особенности коммуникативного развития у детей с аутизмом [Текст] / И.В. Сухорукова // Сибирский вестник специального образования. - 2012. – № 2. - С. 130-139.
29. Холодная, А.Д. Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.Д. Холодная // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. – №1. - С. 115-118.
30. Хомякова, С.Е. Теоретические основы использования невербальных средств общения в развитии речи дошкольника [Текст] / С.Е. Хомякова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. - С. 126-129.