Особенности невербальных коммуникаций детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС) (Специальная психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №204» города Барнаула. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 6 лет в количестве 10 человек, из них 3 девочки и 7 мальчиков. У всех детей диагностировано расстройство аутистического спектра.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения невербальной коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра 6
1.1 Проблема невербальной коммуникации 6
1.2 Развитие невербальной коммуникации в онтогенезе 12
1.3 Особенности невербальной коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра 17
Глава 2 Экспериментальное исследование невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 23
Заключение 30
Список использованных источников 33
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения невербальной коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра 6
1.1 Проблема невербальной коммуникации 6
1.2 Развитие невербальной коммуникации в онтогенезе 12
1.3 Особенности невербальной коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра 17
Глава 2 Экспериментальное исследование невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 23
Заключение 30
Список использованных источников 33
Экспериментальные исследования в области психологии говорят о том, что 2/3 всех сведений о собеседнике, его намерениях человек получает от непосредственно наблюдаемого коммуникативного поведения. С точки зрения американского психолога Ф. Селже, в процессе разговора важность слов составляет только 7%, интонация - 38%, а жесты и мимика несут в себе 55% информации. Именно паралингвистический аспект, представляя собой основной элемент речевой деятельности, обеспечивает мотивацию общения. Невербальные средства дают возможность дать правильную оценку ситуативным обстоятельствам общения, индивидуальным отличительным чертам собеседника, а также эмоциональному и интеллектуальному подтексту высказывания. Невербальная коммуникация имеет огромное значение в том случае, если языковые средства являются ограниченными и не в полной мере осуществляют коммуникативную общения. По этой причине исследователями отмечается наличие специфических мимико-жестикуляторных средств и невербальных вокализаций, которые могут заменять вербальные компоненты синтаксической структуры [30, с. 126].
Расстройство аутистического спектра является особой формой нарушения психического развития детей, при которой отмечается наличие стабильных и специфических нарушений коммуникативного поведения, а кроме того, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. К главным признакам данного расстройства, к так называемой «триаде аутизма», можно отнести нарушение коммуникации, стереотипное поведение и снижение способности к общественному взаимодействию. Речевые и коммуникативные навыки нарушаются при данной патологии в наибольшей степени. Эта проблема нашла свое отражение в трудах таких ученых как К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, Л.Г. Нуриева, И.В. Сухорукова и др.
Самым важным нарушением, которое мешает эффективному приспособлению ребенка при расстройстве аутистического спектра, считается недостаточное развитие коммуникативных навыков, которое выражается в виде отставания либо отсутствия разговорной речи, неумения начинать или поддерживать разговор, стереотипных высказываний и некоторых других особых характерных черт. Вместе с тем, недостаточное развитие вербальной коммуникации не может компенсироваться спонтанно в форме применения невербальных средств и альтернативных коммуникативных систем, поскольку дети с данной патологией также плохо ими владеют.
В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии довольно детально описывается клиническое состояние детей, которые страдают расстройством аутистического спектра, дана характеристика особых характерных черт речи и коммуникации этих детей. В то же время отмечается недостаток исследований именно по проблеме особенностей невербальной коммуникации детей с данной патологией развития. Именно поэтому данная тема является актуальной в настоящее время.
Цель исследования: изучение особенностей невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования: невербальная коммуникация.
Предмет исследования: невербальная коммуникация у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра имеются качественные особенности невербального компонента общения.
Задачи исследования:
- описать проблему невербальной коммуникации в трудах отечественных и зарубежных ученых;
- рассмотреть развитие невербальной коммуникации в онтогенезе;
- выявить особенности невербальной коммуникации у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра;
- осуществить психолого-педагогическую диагностику невербального компонента общения у детей дошкольного возраста;
- проанализировать результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
1. Анализ, синтез и обобщение научной литературы по теме исследования.
2. Констатирующий эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическая база: философские идеи о ведущей роли коммуникации в личностном развитии; психологические и педагогические принципы о единстве мышления и речи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский), исследования М.И. Лисиной, которые показывают, что коммуникация представляет собой важнейший фактор, воздействующий на психическое развитие детей, концепция периодизации психического развития в онтогенезе. Исследование опирается на представление о расстройстве аутистического спектра как искаженной форме психического развития, основным проявлением которого считается нарушение коммуникативного характера, которое появляется по причине аффективных и познавательных недостатков (В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др.).
Организация исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №204» города Барнаула.
Расстройство аутистического спектра является особой формой нарушения психического развития детей, при которой отмечается наличие стабильных и специфических нарушений коммуникативного поведения, а кроме того, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. К главным признакам данного расстройства, к так называемой «триаде аутизма», можно отнести нарушение коммуникации, стереотипное поведение и снижение способности к общественному взаимодействию. Речевые и коммуникативные навыки нарушаются при данной патологии в наибольшей степени. Эта проблема нашла свое отражение в трудах таких ученых как К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, Л.Г. Нуриева, И.В. Сухорукова и др.
Самым важным нарушением, которое мешает эффективному приспособлению ребенка при расстройстве аутистического спектра, считается недостаточное развитие коммуникативных навыков, которое выражается в виде отставания либо отсутствия разговорной речи, неумения начинать или поддерживать разговор, стереотипных высказываний и некоторых других особых характерных черт. Вместе с тем, недостаточное развитие вербальной коммуникации не может компенсироваться спонтанно в форме применения невербальных средств и альтернативных коммуникативных систем, поскольку дети с данной патологией также плохо ими владеют.
В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии довольно детально описывается клиническое состояние детей, которые страдают расстройством аутистического спектра, дана характеристика особых характерных черт речи и коммуникации этих детей. В то же время отмечается недостаток исследований именно по проблеме особенностей невербальной коммуникации детей с данной патологией развития. Именно поэтому данная тема является актуальной в настоящее время.
Цель исследования: изучение особенностей невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования: невербальная коммуникация.
Предмет исследования: невербальная коммуникация у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра имеются качественные особенности невербального компонента общения.
Задачи исследования:
- описать проблему невербальной коммуникации в трудах отечественных и зарубежных ученых;
- рассмотреть развитие невербальной коммуникации в онтогенезе;
- выявить особенности невербальной коммуникации у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра;
- осуществить психолого-педагогическую диагностику невербального компонента общения у детей дошкольного возраста;
- проанализировать результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
1. Анализ, синтез и обобщение научной литературы по теме исследования.
2. Констатирующий эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическая база: философские идеи о ведущей роли коммуникации в личностном развитии; психологические и педагогические принципы о единстве мышления и речи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский), исследования М.И. Лисиной, которые показывают, что коммуникация представляет собой важнейший фактор, воздействующий на психическое развитие детей, концепция периодизации психического развития в онтогенезе. Исследование опирается на представление о расстройстве аутистического спектра как искаженной форме психического развития, основным проявлением которого считается нарушение коммуникативного характера, которое появляется по причине аффективных и познавательных недостатков (В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др.).
Организация исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №204» города Барнаула.
В настоящее время имеется большое число точек зрения в определении понятия «общение». Это и общий, и психологический, и социологический, однако исследователи до сих пор не могут дать единого определения, которое бы поддерживалось разными науками. Общение свойственно всем живым существам, однако только у людей процесс общения становится осмысленным, связанным вербальными и невербальными актами. К невербальным средствам коммуникации можно отнести жесты, мимику, движения тела, интонацию, выражение лица, позу, взгляд и др. Перечисленные невербальные элементы, кроме того, несут существенную информационную нагрузку.
Невербальное поведение представляет собой различные движения, которые связаны с меняющимися психическими состояниями человека, с его отношением к собеседнику, с ситуацией взаимодействия и коммуникации. В структуре невербального поведения можно выделить кинесическую, просодическую, такесическую, экстралингвистическую и ольфакторные системы. Все компоненты невербального поведения являются полифункциональными. Невербальное поведение осуществляет информационную (диагностическую), регулятивную и аффективную функции в общении. Развитие социально-перцептивного направления дает возможность определить невербальную коммуникацию в качестве процесса, который выстроен по модели познавательного процесса приема и переработки общественной информации. Сформированная в отечественной психологии модель двухфакторной системы человеческого общения наглядно демонстрирует паритетность невербальной сферы в процессе передачи информации между людьми.
В онтогенезе самыми первыми появляются экспрессивно-мимические средства коммуникации. Их особенность заключается в том, что они в одно и то же время являются и выражением эмоциональных состояний детей, и активными жестами, которые адресованы находящимся вокруг людям. Несмотря на то, что у каждого ребенка эмоции могут проявляться по-разному, со временем выражение эмоциональных состояний у детей становится знаком, который понятен окружающим людям, с помощью овладения ими определенными эталонами, принятыми в том или ином социуме. Позднее в процессе онтогенетического развития появляются предметно-действенные средства коммуникации. Они также выполняют знаковую функцию, без которой у людей не может сложиться взаимопонимание. Для этих средств характерна высокая степень произвольности, они дают возможность ребенку довольно точно и быстро добиться от взрослого желаемого взаимодействия. После того, как экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства коммуникации уже достигли высокого уровня развития и существенной сложности, возникают речевые средства коммуникации.
Расстройство аутистического спектра представляет собой особое расстройство психики, при котором проявляется неумение ребенка вступать в контакт с находящимися вокруг людьми. Это сильно изменяет весь процесс психического развития таких детей, страдают все сферы психической деятельности, которые ориентированы на усвоение общественных отношений.
У старших дошкольников с расстройством аутистического спектра наблюдаются некоторые характерные черты, свойственные невербальной коммуникации. Сюда можно отнести отсутствие попыток взаимодействия с окружающим миром посредством жестов и мимики; отсутствие указательного жеста; недостаточно развитая жестикуляция; неспособность к выражению без слов своих желаний; непонятная мимика или полное ее отсутствие; отсутствующий, направленный в «никуда» взгляд; необычные жесты, не обладающие очевидным значением.
Для проведения экспериментального исследования были подобраны методики с целью определения навыков невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Все они были направлены на выявление уровня эмпатии, эмоциональной чувствительности, способности к соотнесению отдельных невербальных свойств друг с другом, умения правильно распознавать эмоциональное состояние человека по выражению его лица.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что большая часть детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра не понимают большинства эмоций и не способны их изобразить, кроме этого, они не знают названий некоторых эмоций, не способны составить выражение эмоционального состояния из отдельных невербальных признаков, опознать большинство эмоций человека, а также отнести их к положительным, отрицательным или нейтральным.
Остальные дети испытывают затруднения при определении элементов невербального поведения, у них отмечается недостаточный уровень знаний о эмоциях людей, слабая ориентация на познание личности другого человека и его эмоций, у них возникают трудности в составлении выражения эмоционального состояния из отдельных невербальных признаков, в распознавании некоторых эмоций и отнесении их к положительным, отрицательным или нейтральным.
Ни у одного ребенка в процессе эксперимента не было выявлено высокого уровня развития навыка вербальной коммуникации. Следовательно, гипотеза, выдвинутая в данном исследовании и заключающаяся в том, что у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра имеются качественные особенности невербального компонента общения, является полностью подтвержденной. Цель исследования достигнута, задачи решены.
Невербальное поведение представляет собой различные движения, которые связаны с меняющимися психическими состояниями человека, с его отношением к собеседнику, с ситуацией взаимодействия и коммуникации. В структуре невербального поведения можно выделить кинесическую, просодическую, такесическую, экстралингвистическую и ольфакторные системы. Все компоненты невербального поведения являются полифункциональными. Невербальное поведение осуществляет информационную (диагностическую), регулятивную и аффективную функции в общении. Развитие социально-перцептивного направления дает возможность определить невербальную коммуникацию в качестве процесса, который выстроен по модели познавательного процесса приема и переработки общественной информации. Сформированная в отечественной психологии модель двухфакторной системы человеческого общения наглядно демонстрирует паритетность невербальной сферы в процессе передачи информации между людьми.
В онтогенезе самыми первыми появляются экспрессивно-мимические средства коммуникации. Их особенность заключается в том, что они в одно и то же время являются и выражением эмоциональных состояний детей, и активными жестами, которые адресованы находящимся вокруг людям. Несмотря на то, что у каждого ребенка эмоции могут проявляться по-разному, со временем выражение эмоциональных состояний у детей становится знаком, который понятен окружающим людям, с помощью овладения ими определенными эталонами, принятыми в том или ином социуме. Позднее в процессе онтогенетического развития появляются предметно-действенные средства коммуникации. Они также выполняют знаковую функцию, без которой у людей не может сложиться взаимопонимание. Для этих средств характерна высокая степень произвольности, они дают возможность ребенку довольно точно и быстро добиться от взрослого желаемого взаимодействия. После того, как экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства коммуникации уже достигли высокого уровня развития и существенной сложности, возникают речевые средства коммуникации.
Расстройство аутистического спектра представляет собой особое расстройство психики, при котором проявляется неумение ребенка вступать в контакт с находящимися вокруг людьми. Это сильно изменяет весь процесс психического развития таких детей, страдают все сферы психической деятельности, которые ориентированы на усвоение общественных отношений.
У старших дошкольников с расстройством аутистического спектра наблюдаются некоторые характерные черты, свойственные невербальной коммуникации. Сюда можно отнести отсутствие попыток взаимодействия с окружающим миром посредством жестов и мимики; отсутствие указательного жеста; недостаточно развитая жестикуляция; неспособность к выражению без слов своих желаний; непонятная мимика или полное ее отсутствие; отсутствующий, направленный в «никуда» взгляд; необычные жесты, не обладающие очевидным значением.
Для проведения экспериментального исследования были подобраны методики с целью определения навыков невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Все они были направлены на выявление уровня эмпатии, эмоциональной чувствительности, способности к соотнесению отдельных невербальных свойств друг с другом, умения правильно распознавать эмоциональное состояние человека по выражению его лица.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что большая часть детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра не понимают большинства эмоций и не способны их изобразить, кроме этого, они не знают названий некоторых эмоций, не способны составить выражение эмоционального состояния из отдельных невербальных признаков, опознать большинство эмоций человека, а также отнести их к положительным, отрицательным или нейтральным.
Остальные дети испытывают затруднения при определении элементов невербального поведения, у них отмечается недостаточный уровень знаний о эмоциях людей, слабая ориентация на познание личности другого человека и его эмоций, у них возникают трудности в составлении выражения эмоционального состояния из отдельных невербальных признаков, в распознавании некоторых эмоций и отнесении их к положительным, отрицательным или нейтральным.
Ни у одного ребенка в процессе эксперимента не было выявлено высокого уровня развития навыка вербальной коммуникации. Следовательно, гипотеза, выдвинутая в данном исследовании и заключающаяся в том, что у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра имеются качественные особенности невербального компонента общения, является полностью подтвержденной. Цель исследования достигнута, задачи решены.



