Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности невербальных коммуникаций детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС) (Специальная психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №43251

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы35
Год сдачи2019
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
550
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №204» города Барнаула. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 6 лет в количестве 10 человек, из них 3 девочки и 7 мальчиков. У всех детей диагностировано расстройство аутистического спектра.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения невербальной коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра 6
1.1 Проблема невербальной коммуникации 6
1.2 Развитие невербальной коммуникации в онтогенезе 12
1.3 Особенности невербальной коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра 17
Глава 2 Экспериментальное исследование невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 23
Заключение 30
Список использованных источников 33


Экспериментальные исследования в области психологии говорят о том, что 2/3 всех сведений о собеседнике, его намерениях человек получает от непосредственно наблюдаемого коммуникативного поведения. С точки зрения американского психолога Ф. Селже, в процессе разговора важность слов составляет только 7%, интонация - 38%, а жесты и мимика несут в себе 55% информации. Именно паралингвистический аспект, представляя собой основной элемент речевой деятельности, обеспечивает мотивацию общения. Невербальные средства дают возможность дать правильную оценку ситуативным обстоятельствам общения, индивидуальным отличительным чертам собеседника, а также эмоциональному и интеллектуальному подтексту высказывания. Невербальная коммуникация имеет огромное значение в том случае, если языковые средства являются ограниченными и не в полной мере осуществляют коммуникативную общения. По этой причине исследователями отмечается наличие специфических мимико-жестикуляторных средств и невербальных вокализаций, которые могут заменять вербальные компоненты синтаксической структуры [30, с. 126].
Расстройство аутистического спектра является особой формой нарушения психического развития детей, при которой отмечается наличие стабильных и специфических нарушений коммуникативного поведения, а кроме того, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. К главным признакам данного расстройства, к так называемой «триаде аутизма», можно отнести нарушение коммуникации, стереотипное поведение и снижение способности к общественному взаимодействию. Речевые и коммуникативные навыки нарушаются при данной патологии в наибольшей степени. Эта проблема нашла свое отражение в трудах таких ученых как К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, Л.Г. Нуриева, И.В. Сухорукова и др.
Самым важным нарушением, которое мешает эффективному приспособлению ребенка при расстройстве аутистического спектра, считается недостаточное развитие коммуникативных навыков, которое выражается в виде отставания либо отсутствия разговорной речи, неумения начинать или поддерживать разговор, стереотипных высказываний и некоторых других особых характерных черт. Вместе с тем, недостаточное развитие вербальной коммуникации не может компенсироваться спонтанно в форме применения невербальных средств и альтернативных коммуникативных систем, поскольку дети с данной патологией также плохо ими владеют.
В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии довольно детально описывается клиническое состояние детей, которые страдают расстройством аутистического спектра, дана характеристика особых характерных черт речи и коммуникации этих детей. В то же время отмечается недостаток исследований именно по проблеме особенностей невербальной коммуникации детей с данной патологией развития. Именно поэтому данная тема является актуальной в настоящее время.
Цель исследования: изучение особенностей невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования: невербальная коммуникация.
Предмет исследования: невербальная коммуникация у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра имеются качественные особенности невербального компонента общения.
Задачи исследования:
- описать проблему невербальной коммуникации в трудах отечественных и зарубежных ученых;
- рассмотреть развитие невербальной коммуникации в онтогенезе;
- выявить особенности невербальной коммуникации у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра;
- осуществить психолого-педагогическую диагностику невербального компонента общения у детей дошкольного возраста;
- проанализировать результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
1. Анализ, синтез и обобщение научной литературы по теме исследования.
2. Констатирующий эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическая база: философские идеи о ведущей роли коммуникации в личностном развитии; психологические и педагогические принципы о единстве мышления и речи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский), исследования М.И. Лисиной, которые показывают, что коммуникация представляет собой важнейший фактор, воздействующий на психическое развитие детей, концепция периодизации психического развития в онтогенезе. Исследование опирается на представление о расстройстве аутистического спектра как искаженной форме психического развития, основным проявлением которого считается нарушение коммуникативного характера, которое появляется по причине аффективных и познавательных недостатков (В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др.).
Организация исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №204» города Барнаула.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время имеется большое число точек зрения в определении понятия «общение». Это и общий, и психологический, и социологический, однако исследователи до сих пор не могут дать единого определения, которое бы поддерживалось разными науками. Общение свойственно всем живым существам, однако только у людей процесс общения становится осмысленным, связанным вербальными и невербальными актами. К невербальным средствам коммуникации можно отнести жесты, мимику, движения тела, интонацию, выражение лица, позу, взгляд и др. Перечисленные невербальные элементы, кроме того, несут существенную информационную нагрузку.
Невербальное поведение представляет собой различные движения, которые связаны с меняющимися психическими состояниями человека, с его отношением к собеседнику, с ситуацией взаимодействия и коммуникации. В структуре невербального поведения можно выделить кинесическую, просодическую, такесическую, экстралингвистическую и ольфакторные системы. Все компоненты невербального поведения являются полифункциональными. Невербальное поведение осуществляет информационную (диагностическую), регулятивную и аффективную функции в общении. Развитие социально-перцептивного направления дает возможность определить невербальную коммуникацию в качестве процесса, который выстроен по модели познавательного процесса приема и переработки общественной информации. Сформированная в отечественной психологии модель двухфакторной системы человеческого общения наглядно демонстрирует паритетность невербальной сферы в процессе передачи информации между людьми.
В онтогенезе самыми первыми появляются экспрессивно-мимические средства коммуникации. Их особенность заключается в том, что они в одно и то же время являются и выражением эмоциональных состояний детей, и активными жестами, которые адресованы находящимся вокруг людям. Несмотря на то, что у каждого ребенка эмоции могут проявляться по-разному, со временем выражение эмоциональных состояний у детей становится знаком, который понятен окружающим людям, с помощью овладения ими определенными эталонами, принятыми в том или ином социуме. Позднее в процессе онтогенетического развития появляются предметно-действенные средства коммуникации. Они также выполняют знаковую функцию, без которой у людей не может сложиться взаимопонимание. Для этих средств характерна высокая степень произвольности, они дают возможность ребенку довольно точно и быстро добиться от взрослого желаемого взаимодействия. После того, как экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства коммуникации уже достигли высокого уровня развития и существенной сложности, возникают речевые средства коммуникации.
Расстройство аутистического спектра представляет собой особое расстройство психики, при котором проявляется неумение ребенка вступать в контакт с находящимися вокруг людьми. Это сильно изменяет весь процесс психического развития таких детей, страдают все сферы психической деятельности, которые ориентированы на усвоение общественных отношений.
У старших дошкольников с расстройством аутистического спектра наблюдаются некоторые характерные черты, свойственные невербальной коммуникации. Сюда можно отнести отсутствие попыток взаимодействия с окружающим миром посредством жестов и мимики; отсутствие указательного жеста; недостаточно развитая жестикуляция; неспособность к выражению без слов своих желаний; непонятная мимика или полное ее отсутствие; отсутствующий, направленный в «никуда» взгляд; необычные жесты, не обладающие очевидным значением.
Для проведения экспериментального исследования были подобраны методики с целью определения навыков невербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Все они были направлены на выявление уровня эмпатии, эмоциональной чувствительности, способности к соотнесению отдельных невербальных свойств друг с другом, умения правильно распознавать эмоциональное состояние человека по выражению его лица.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что большая часть детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра не понимают большинства эмоций и не способны их изобразить, кроме этого, они не знают названий некоторых эмоций, не способны составить выражение эмоционального состояния из отдельных невербальных признаков, опознать большинство эмоций человека, а также отнести их к положительным, отрицательным или нейтральным.
Остальные дети испытывают затруднения при определении элементов невербального поведения, у них отмечается недостаточный уровень знаний о эмоциях людей, слабая ориентация на познание личности другого человека и его эмоций, у них возникают трудности в составлении выражения эмоционального состояния из отдельных невербальных признаков, в распознавании некоторых эмоций и отнесении их к положительным, отрицательным или нейтральным.
Ни у одного ребенка в процессе эксперимента не было выявлено высокого уровня развития навыка вербальной коммуникации. Следовательно, гипотеза, выдвинутая в данном исследовании и заключающаяся в том, что у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра имеются качественные особенности невербального компонента общения, является полностью подтвержденной. Цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Белянин, В.П. Психолингвистика. - 4-е изд. [Текст] / В.П. Белянин. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014. - 232 с.
2. Бондаренко, Т.А. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Т.А. Бондаренко, Е.С. Федосеева // Известия ВГПУ. - 2015. – №9. - С. 88-91.
3. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. – №1. - С. 41-46.
4. Веракса, Н.Е. Детская психология [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 446 с.
5. Волков, Б.С. Психология дошкольного возраста (для бакалавров) [Текст]: Учебник / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: КноРус, 2017. - 270 с.
6. Ворошнина, Л.В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы [Текст]: практ. пособие для академического бакалавриата / Л.В. Ворошнина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 456 с.
7. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 199 с.
8. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д.В. Вяльцева // Вестник МГЛУ. - 2014. – №13. - С. 60-68.
9. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие - 4-е изд. [Текст] / В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2015. - 351 с.
10. Глухов, В.П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 313 с.
11. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности - 3-е изд. [Текст] / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2017. - 320 с.
12. Козьяков, Р.В. Социальная психология [Текст]: учебник. - М.: Директ Медиа, 2013. - 376 с.
13. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития: учебное пособие для академического бакалавриата - 2-е изд., стер. [Текст] / Г.И. Колесникова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 346 с.
14. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
15. Мардахаев, Л.В. Специальная педагогика [Текст]: учебник / Л.В. Мардахаев. - М: Юрайт, 2017. - 447 с.
16. Мельникова, Н.А. Социальная психология [Текст] / Н.А. Мельникова. - Воронеж: Научная книга, 2017. - 160 с.
17. Метляева, Ю.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом [Текст] / Ю.В. Метляева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 51-53.
18. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. - 639 с.
19. Почебут, Л.Г. Социальная психология [Текст] / Л.Г. Почебут. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
20. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.И. Изотова и др.; под ред. Е.И. Изотовой. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 240 с.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.
22. Руденко, А.М. Социальная психология для бакалавров [Текст] / А.М. Руденко, Д.С. Загутин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 332 с.
23. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: Учебник / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
24. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.Р. Баенская, Т.А. Басилова, А.Л. Венгер и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 352 с.
25. Специальная педагогика [Текст]: Учебник / Л.И. Аксенова, Т.Г. Богданова, С.А. Морозов; под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2013. - 384 с.
26. Специальная психология в 2 т. Том 1 [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Лубовский и др.; отв. ред. В.И. Лубовский. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 428 с.
27. Специальная психология [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Л.М. Шипицына и др.; под ред. Л.М. Шипицыной. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 287 с.
28. Сухорукова, И.В. Особенности коммуникативного развития у детей с аутизмом [Текст] / И.В. Сухорукова // Сибирский вестник специального образования. - 2012. – № 2. - С. 130-139.
29. Холодная, А.Д. Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.Д. Холодная // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. – №1. - С. 115-118.
30. Хомякова, С.Е. Теоретические основы использования невербальных средств общения в развитии речи дошкольника [Текст] / С.Е. Хомякова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. - С. 126-129.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ