ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Возможности информационных технологий в образовательном процессе 7
1.1. Использование информационных технологий в сфере образования и обучения 7
1.2. Классификация информационных технологий 10
1.3. Информационные ресурсные средства, применяемые учителями
математики в школе 11
1.4. Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий 16
Глава 2. Информационные технологии, используемые при изучении геометрии 20
2.1. Программные средства, разработанные для уроков геометрии 22
2.2. Описание интерфейса программы «Живая геометрия» 26
2.3. Описание интерфейса программы «3d secbuilder» 33
2.4. Разработка урока с использованием программы «Живая геометрия» для
учеников 7 класса 37
2.5. Экспериментальная работа с использованием программы «Живая
геометрия» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ЛИТЕРАТУРА 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В России в настоящее время идет становление новой системы образования, где предлагаются новые содержания, подходы, поведения, а также иной педагогический менталитет.
Под информационной технологией обучения понимается педагогическая технология, использующая программно-технические средства, в которой обеспечивается сбор, обработка, хранение, распространение и отображение информации, с целью повышения их надежности и снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса. Как одно из возможных средств можно выделить «компьютер» (от англ. computer - вычислитель). При правильно составленной программе компьютер может помочь преподавателю индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.
Более удачным термином для технологии обучения, в котором используется компьютер для подготовки и передачи информации является компьютерная технология обучения. Она развивает идеи программированного обучения, открывает абсолютно новые, еще не изученные технологические варианты обучения.
В настоящее время мы находимся в технологической фазе научно-технической революции, основная черта которого - информатизация всех сторон жизни. Главное значение приобретает применение информационных технологий в образовании, а именно при изучении математики. Образование является информационным процессом и поэтому использование информационных технологий с применением компьютера особенно важно.
Математика - наука практическая, и для ее изучения необходимо использовать практические работы. Для изучения взаимосвязи математики и информатики ученики знакомятся с математической исследовательской деятельностью, где применяют компьютер как рабочий инструмент. А также компьютер выступает как часть исследовательской установки, в которой можно моделировать различные процессы и использовать практические работы. Данный подход в изучении математики способствует развитию творческой активности школьников, происходит деятельность ученика и учителя.
При обучении математики можно реализовать более широко дидактические возможности, нежели при изучении других предметов, так как информационные технологии состоят из математической составляющей, это особенно проявляется при изучении математических дисциплин c использованием компьютерной техники. Компьютер может использоваться на всех этапах урока: при актуализации, введении новой темы, объяснении материала, закреплении и рефлексии. На этапе урока, где используется компьютер у учащихся формируются умения работать с информацией, развиваются коммуникативные способности и тем самым ученики могут достичь более высокого уровня умственного развития.
Отметим варианты применений компьютера на уроках математики:
- для печатных раздаточных материалов;
- для наглядности изучаемого материала, используя презентации, учебные видеоролики;
- построение таблиц, графиков, создание отчетов;
- использование тестовых заданий, для контроля уровня знаний;
- использование на уроках Интернет - ресурсов.
Применяя компьютер на уроке, учитель имеет ряд положительных особенностей:
- повышение мотивации на уроке;
- доступность изучаемого предмета;
- увеличение тренировочных заданий;
- осуществление контроля знаний учащихся, выявление ошибок и их устранение;
- активность учащихся на уроке.
Актуальностью данного исследования является быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые позволяют эффективно решать многие профессиональные, экономические и социальные проблемы.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить возможности информационных технологий в процессе преподавания геометрии.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является методика использования информационных технологий, как инструмента обучения в курсе геометрии.
Предметом исследования является изучение курса геометрии с применением программы «Живая геометрия».
Основные задачи исследования:
1. выполнить анализ литературы по данной теме;
2. выделить основные теоретические понятия, используемые в работе;
3. рассмотреть информационные ресурсы и средства, применяемые учителями математики на уроках геометрии в школе;
4. экспериментальным путем доказать эффективность применения программы «Живая геометрия» на уроках геометрии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие этапы выполнения выпускной квалификационной работы:
1. анализ учебной литературы по данной теме;
2. обобщение материала, найденного по теме исследования;
3. описание интерфейса и наглядная работа с пакетами программ: программа для работы с чертежами любой сложности «Живая геометрия», программа для построения 3D фигур и решения задач по геометрии «3D secbuilder»;
4. проведение и анализ экспериментальной работы по использованию программы «Живая геометрия» в учебном процессе.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы определяется тем, что подобранный материал и наглядная методика могут быть использованы на уроках геометрии учителями в школе. Это, в свою очередь, позволит повысить продуктивность и понимание изучаемого материала на уроках геометрии.
Структура исследования - введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Использование современных информационных и коммуникационных технологий на уроках геометрии является актуальной и познавательной темой для исследования. В выпускной работе рассмотрены различные информационные ресурсы и средства, применяемые учителями геометрии в школе, а также выявлены проблемы внедрения информационно - коммуникационных технологий в процессе преподавания. В ходе выполнения ВКР на основе информационных ресурсов и средств разработан урок по геометрии с использованием программы «Живая геометрия». Проведена экспериментальная работа в школе с использованием этой программы «Живая геометрия».
В целом можно говорить о том, что поставленная цель, которая сформулирована как изучение возможности информационных технологий в процессе преподавания геометрии, была достигнута.
Применение современных информационно - коммуникационных технологий дает возможность изменить традиционные подходы к изучению многих вопросов геометрии. Данные технологии позволяют сделать уроки живыми, насыщенными, а также обеспечивают качество знаний и успеваемости.
По результатам исследования выпускной квалификационной работы была опубликована статья в научно - практическом электронном журнале «Аллея Науки» URL: http://alleyscience.ru/domains_data/files/5678May20183/PRIMENENIE%20INFORMACIO NNYH%20TEHNOLOGIY%20NA%20UROKAH%20GEOMETRII.pdf.
Итак, использование новых технологий, в том числе и компьютерных, помогает изменить уровень обучения, процесс усвоения знаний, а также развивает творчество учащихся. Эффективность обучения можно добиться при систематической и совместной работе учителя и учеников с техническими средствами.
1. «Математические этюды» - увлекательно о математике и не только // Дидактор // Педагогическая практика. URL: http://didaktor.ru/matematicheskie-etyudy-uvlekatelno-o-matematike-i-ne-tolko/.
2. Александров А.Д. «О геометрии» // Журнал «Математика в школе», 1980. № 3, с.56-62.
3. Вяткина И.С. Информационные технологии в преподавании математики // Актуальные проблемы обучения информатике в высшей и средней школе: материалы Всеросс. науч.-практической конф. Новосибирск: ООО «Немо-Пресс», 2011. - С. 48.
4. Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: 1998.-432 с.
5. Глейзер Г.Д. Каким быть школьному курсу геометрии // Математика в школе. - 1990. - №7. - С.68 - 71.
6. Грирорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования // Фундаментальные основы: учебник для пед. вузов и системы повышения квалификации педагогов - М.: МГПУ, 2005. - 230 с.
7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. -5 - е изд.-М.: Академия, 2008. - 192 с.
8. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. - 2002.-№ 2(14). - С. 31-50.
9. Информационные технологии в обучении математике // Программа «3D SecBuilder». URL: http://www.grandeducator.ru/gamivs-340-2. html.
10. Кобельский В. Л., Степанова Е.В. Компьютерная обучающая
система «Планиметрия 7-9». URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternaya-obuchayuschaya-sistema- planimetriya-7-9.
11. Коджаспирова Г. М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2001. - 256 с.
12. Кожевникова Л.М., Абсалямова А.М. Применение информационных технологий на уроках геометрии // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». - 2018. - №5(21). - С. 1-10.
13. Математическая бесплатная программа «GeoGebra» // Интернет и программы для всех. URL: https://vellisa.ru/geogebra.
14. Обзор программных средств для уроков геометрии // Программа «ПланиМир». URL: https://www.scienceforum.ru/2017/2470/33226.
15. Основные типы компьютерных средств обучения // «Свободная плоскость. СвоП 2.0». URL: http://psihdocs.ru/osnovnie-tipi-kompeyutemih- sredstv-obucheniya. html.
16. Применение компьютерной среды «Живая геометрия» на уроках геометрии // Студенческая библиотека онлайн. URL: http: //studbooks. net/1861264/pedagogika/primenenie_kompyuternoy_sredy_zhiva ya_geometriya_urokah_geometrii.
17. Темербекова А.А., Чугунова И.В., Байгонакова Г.А. Методика обучения математике. - СПб.: Лань, 2015. - 512 с.
18. Устинов В.А., Углев В.А. Структура электронного учебного курса// Информатика и образование. - 2007. - № 8. - С. 123-125.
19. Цибульский Г.М., Кутьин А.М., Герасимова Е.И., Ерошин В.А. Автоматизированные обучающие системы // Вестн. Краснояр. гос. тех. ун-та (Сер. «Математические методы и моделирование»). - 2004. - №33. - 267 с.
20. Электронный учебник-справочник «Планиметрия». URL: http: //www. curator.ru/e-books/m5. html.