Введение З
Глава 1. Понятие и общая характеристика конституционного контроля в странах Европы 6
§ 1. Понятие конституционного контроля в зарубежных странах б
§2. Формы, виды и органы конституционного контроля в странах Европы 10
Глава 2. Модели конституционного контроля в странах Европы 14
§1. Европейская модель конституционного контроля 14
§2. Французская модель конституционного контроля 22
§3. Иные модели конституционного контроля в странах Европы 27
Глава 3. Организация конституционного контроля в странах Европы 39
§1. Организация конституционного контроля в ФРГ 39
§2. Организация конституционного контроля во Франции 45
§3. Организация конституционного контроля в Финляндии 53
Заключение 60
Список использованной литературы 65
Актуальность темы заключается в том, что система специализированного конституционного контроля, особенно для стран, находящихся в переходном этапе, формирует большие возможности для правового разрешения политических расхождений. Значимость общественных отношений и необходимость обеспечения ее верховенства в системе правовых актов. По сути, возникает реальная возможность для конституционного, правового выхода из любых ситуаций.
Охрана конституции в широком смысле этого понятия подразумевает деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативно-правовых актов конституции, законам, в ходе которой данные органы полномочны, отменять обнаруженные несоответствия.
Чаще всего понятие конституционного контроля употребляется в узком смысле, то есть как оценка судами общей или специальной юрисдикции нормативно-правовых актов на предмет их соответствия конституции.
Идея конституционного контроля сформировался в Великобритании в XVII веке, Институт конституционного контроля впервые возник в США, где еще в 1803 г. федеральный Верховный суд признал, что у него есть право объявлять противоречащими Конституции США любые законы, принимаемые органами законодательной власти в стране. Объявление закона таковым означало и означает в наши дни, что он не должен применяться в первую очередь судами. Эта модель конституционного контроля впоследствии получила название американской.
За основу исследования взяты органы конституционного контроля ряда стран Европы не только потому, что в этих странах им придается особое значение как гарантам законности и конституционного строя, в виду чего они обрели форму специализированных органов, обладающих независимостью и особым статусом, но и потому что, в силу их разнообразия имеется возможность провести сравнительный анализ, показать общие черты и принципы и одновременно отразить особенности.
Характер и содержание конституционного контроля во многом определяется природой органов, которые его осуществляют - это могут быть как судебные, так и несудебные органы.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного контроля в странах Европы.
Предмет исследования - зарубежные конституции, нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы конституционного контроля, общая и специальная литература, посвященная исследуемой проблеме.
Цель данной работы заключается в исследовании института конституционного контроля в странах Европы.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие конституционного контроля в зарубежных странах;
- проанализировать формы, виды и органы конституционного контроля в странах Европы;
- рассмотреть европейскую модель конституционного контроля;
- рассмотреть французскую модель конституционного контроля;
- раскрыть иные модели конституционного контроля в странах Европы;
- изучить организацию конституционного контроля в ФРГ;
- проанализировать организацию конституционного контроля во Франции;
- охарактеризовать организацию конституционного контроля в Финляндии.
Предмет исследования будут составлять нормы и институты ранее действовавшего и современного законодательства о конституционном контроле; материалы судебной практики, научные исследования.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных (диалектика, анализ и синтез, конкретизация, сравнение) и частно-научных методов исследования (формально-юридический, сравнительно-правовой).
Структура работы включает в себя введение, три главы, разделённые на параграфы, заключение и список использованной литературы.
В заключении, хотелось бы отметить следующие, что в теории права понятие «конституционный контроль» непосредственно связывается с наличием конституции, сохранением конституционно закрепленных норм и принципов, обеспечивающих установленный баланс полномочий высших органов власти. Важное значение имеет решение проблемы обеспечения конституционных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Главная миссия конституционного контроля заключается в обеспечении верховенства и стабильности конституции, сохранении конституционного разделения властей и гарантировании защиты конституционно закрепленных прав и свобод человека.
Конституционный контроль, являясь специфической функцией обеспечения верховенства конституции, не может быть основной функцией органов, наделенных полномочиями по принятию правовых актов. Он выступает в сфере сдержек и противовесов, и главной его задачей являются обнаружение, оценка и восстановление нарушенного равновесия.
Предысторию конституционного контроля лучше всего удаётся проследите на опыте Великобритании и США и выделяют также европейскую модель конституционного контроля в действующих конституциях редко можно встретить подробные указания на то, как должна быть организована судебная система, из каких инстанций состоит ее иерархическая структура и т. д.
Институт конституционного контроля есть власть, предоставленная лицам, в него назначенным, контролировать и в случае необходимости санкционировать соответствие конституции актов, принятых публичными властями и особенно законов, вотированных представителями избранными суверенным народом. Роль конституционного суда в политическом процессе громадна. В то же время конституционный суд призван решать исключительно вопросы права и ни при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм. Конституционный суд выступает не просто в роли арбитра политических властей и политических решений, но и в качестве гаранта экзистенциальных прав организованного в государство социального союза. Причем эта функция конституционного суда не является проистекающей из воли какого-либо института власти, а непосредственно возлагается на конституционный суд правом, высшим законом государства - конституцией.
Сегодня в правоприменительной практике зарубежных государств можно выделить четыре основных модели конституционного контроля.
В Великобритании действия парламента, правительства, суда определяются неукоснительным соблюдением трех главных принципов: разделение властей, верховенство парламента, господства права. Именно они образуют фундамент, на котором покоятся взаимоотношения законодательной, исполнительной и судебной властей. Из принципа разделения властей выводится независимый статус судебной власти. Парламентское верховенство покоится баланс сил между судебной и законодательной властями. Что же касается принципа господства права, то оно определяет характер деятельности и взаимодействия судебной и исполнительной властей.
В условиях США английские конституционные принципы получили качественно иную интерпретацию и американская модель конституционного контроля приобрела столь специфические особенности, что ныне её можно рассматривать в качестве самостоятельной и высокоразвитой модели.
Американская модель конституционного контроля во многом отходит от англосаксонских традиций и имеет свою специфику в силу особой роли Верховного суда, федерального устройства государства и некоторых самобытных черт американской правовой системы
Главное, что отличает американскую систему от других стран, в том числе европейских, состоит в том, что осуществление конституционного контроля доверено всему судебному аппарату и конституционное правосудие
не выделяется из общего правосудия, поскольку все дела, какова бы ни была их природа, разрешаются одними и теми же судами и, по сути, в одних и тех же условиях.
В Европейской модели конституционного контроля конституционные дела, отличающиеся от дел обычных, подлежат исключительному ведению органов конституционной юстиции, созданной специально для разделения таких дел по прямому обращению политических или судебных органов и даже частных лиц.
Эти органы имеют право выносить обязательное судебное решение, в том числе в случаях, когда конфликтов по поводу не конституционности того или иного акта или действия не наступает.
При европейской модели порядок формирования органов конституционного контроля имеет свои особенности практически в каждой стране. Отличия имеются и в принципах их организации. Однако, по общему правилу, при такой модели в формировании органов конституционного контроля участвуют органы, представляющие различные ветви власти.
Французская модель конституционного контроля имеет несколько особенностей. Во-первых, конституционный контроль в отличие от большинства стран является предварительным. Во-вторых, разные правовые акты проверяются на предмет соответствия Конституции различными органами: законы - Конституционным советом, а акты исполнительной власти - Государственным советом. В-третьих, Конституционный совет и Государственный совет являются не судами, а квазисудебными органами.
Конституционный совет рассматривает конституционность актов парламента, Государственный совет - акты органов исполнительной власти.
Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палата:).
Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быта членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета - все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.
В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля - Федеральный конституционный суд (далее - ФСК), который осуществляет как предварительный, так и последующий контроль. Он находится в г. Карлсруэ и состоит из 2 сенатов, по 8 членов Федерального конституционного суда в каждом.
Под правовой охраной конституции Финляндии следует понимать совокупность средств и способов, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие конституции всех других правовых актов, принимаемых государственными органами, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также их отдельных норм.
И всё же влияние зарубежных правовых доктрин полезно и не незаменимо особенно в тех случаях, когда в национальном законодательстве имеются существенные пробелы в правовом регулировании или когда-то или иное государство намерено осуществить серьёзные реформы своих государственно-правовых институтов, не имея в этом достаточного опыта или подготовленных кадров юристов. Такая картина характерна для вновь образовавшихся государств или молодых государств, освободившихся от колониальной зависимости. В таких случаях молодое государство вынуждено пригласить иностранных юристов в свою страну или получить разработку проектов своих нормативных актов квалифицированным юристам, как правило, из дружественных стран или тех стран, которые имеют сходные экономические и демографические условия.
Институты конституционного контроля выполняют свою роль, прежде всего посредством обеспечения верховенства конституции. Они решают возникающие в системе государственных органов споры по вопросам полномочий и, что не менее важно, создают гарантии правового регулирования политических разногласий, возникающих внутри государства и общества.
Иначе говоря, конституционный контроль является средством обеспечения стабильности государства и общества в условиях последовательного и непрерывного развития, Эта роль осуществляется посредством проверки, выявления, констатации и устранения несоответствий нормативных актов конституции, в ходе которых органы конституционного контроля вправе отменять обнаруженные несоответствия. Среди этих органов определяющим звеном является институт судебного конституционного контроля.
1. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для бакалавров / М.Н. Прудников. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2014. - 374 с.
2. Конституционное право зарубежных стран: Уч. / В.Е. Чиркин. - 8 изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 528 с.
3. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие /
А.А. Тимошенкова - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 135 с.
4. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 976 с.
5. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие / А. М. Арбузкин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. - 560 с.
6. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Лейбо. - М.: Статут, 2014. - 261 с.
7. Конституционное право зарубежных стран : учебник для студентов вузов / В. О. Лучин; под ред. В. О. Лучина, Г. А. Василевича, А. С. Прудникова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2014. - 727 с.
8. Конституционное право зарубежных стран : учеб. пособие / А. М. Осавелюк. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 511 с.
9. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / А.С. Автономов. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2014. - 476 с.
10. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. член-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю.И. Лейбо, д. ю. н., проф. Л.М. Энтина. - М.: Изд-во "Норма", 2015. - 781 с.
11. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие / отв. ред. Д.А. Ковачев. - М.: Волтерс Клувер, 2005/Правовая система Гарант
Дополнительная литература:
12. Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юрайт, 2010. - 192 с.
13. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М.: ИНФРА-М, 2014. - 488с.
14. Березин Ю. Б. О классификации конституционного контроля (на примере европейских стран) // Российский юридический журнал. - 2014. - №2. - С.34-41.
15. Болдырева Е.В. Региональный конституционный контроль в федеративных государствах (на примере США, ФРГ и России)//Государственная власть и местное самоуправление. - 2013.-№ 2. - С. 29 - 31.
16. Брежнев О.В. Правовая природа конституционного суда как судебного органа конституционного контроля//Государственная власть и местное самоуправление.- 2015. - № 6. - С. 15 - 19.
17. Василевич Г.А., Кондратович К М., Приходько Л.А. Конституционное право зарубежных стран. - Мн.: Книжный Дом, 2006. - 480 с.
18. Единое правовое пространство Европы и практика
конституционного правосудия. Сборник докладов. М.: Ин-т права и
публичной политики, 2007.
19. Керимов А.Д. Бюро палат французского парламента // Государство и право. 1996. №10.
20. Клишас А.А. Конституционная юстиция в зарубежных странах. - М.: Междунар. отношения, 2014. - 569 с.
21. Комкова Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: учебник.- М.:Юрайт,2010.-403с.
22. Кровельщикова В.В. Конституционный контроль в Шлезвин- Гольштейне (ФРГ) // Государственная власть и местное самоуправление.-
2016. -№ 9. - С. 10 - 13.
23. Кровельщикова В.В. Статус судей конституционных судов земель Германии // Государственная власть и местное самоуправление.- 2016. -№ 3. - С. 17 - 19.
24. Лупу А.А. Конституционное право зарубежных стран / А.А. Лупу, И.Ю. Оськина. - М.: Дело и сервис, 2016. - 284 с.
25. Майнингер М.-К. Конституционный совет Франции и европейское право // Сотрудничество между конституционными судами стран Европейского Союза и Российской Федерации. М.: 2007.
26. Мильчакова О.В. Конституционный контроль в странах бывшей Югославии. - М.: ДПК пресс, 2014. - 308 с.
27. Мишин А. А. Государственное право США. М.: НОРМА, 2015. -278с.
28. Овсенян Ж.И. Правовая защита конституций. Судебный контроль в зарубежных странах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 170с.
29. Попова А.В. Конституционное право зарубежных стран. Краткий курс лекций / А.В. Попова. - М.: Юрайт-Издат, 2017. - 160 с.
30. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. - 3-е изд., перераб. и доп. (Отв. ред. докт. юрид. наук , проф. А.Я. Сухарев.). - М: Издательство НОРМА, 2013. - 354 с.
31. Свистунова М.А. Истоки судебного конституционного контроля в Федеративной Республике Германии // Журнал российского права. -2014.- №5. - С. 45.
32. Уолкер Р. Английская судебная система. / Пер. с англ. - М.: МГУ, 2015. - 218с.
33. Харитонова Н.Н. Перспективы эволюции конституционного контроля: зарубежная и отечественная практика // Право и политика.- 2015.- №11. - С. 18 - 20.
34. Хлобыстова К.А. Конституция и модели конституционного контроля // Конституционное и муниципальное право.- 2016.- № 2. - С. 22 - 24.