Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни

Работа №43168

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
855
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 6
1.1. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста 6
1.2. Значение пальчиковых игр и нетрадиционных техник рисования в
психофизическом развитии детей 8
1.3. Методика проведения пальчиковых игр и реализация нетрадиционных
в процессе развития мелкой моторики дошкольников 16
Выводы по первой главе 22
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 23
2.1. Описание методики и процедуры исследования 23
2.2. Реализация опытно - экспериментальной работы по формированию
мелкой моторики 32
2.3. Анализ эффективность опытно - экспериментальной работы 40
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51


Изобразительная деятельность в дошкольном учреждении является одним из естественных детских видов деятельности. Работа с дошкольниками в данном направлении ведется с целью развития у детей координации пальцев рук и в целом кисти.
Совершенство двигательной координации кистей и пальцев позволяет ребенку овладевать письмом.
Уровень успешности обучения в начальной школе напрямую зависит от готовности руки к письму, поэтому в дошкольном детстве важно направлять деятельность ребенка на развитие моторики.
Развитие мелкой моторики - естественный процесс, он берет свое начало уже в младенческом возрасте. Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость.
Отличными методами развития моторики ребенка являются изобразительная деятельность и известная с древних времен, пальчиковая гимнастика.
Если проводить систематическую и целенаправленную работу по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста и применять нетрадиционные техники рисования, то можно улучшить речевую деятельность детей, интеллектуальные качества, зрительную систем; также достигается скоординированность функционирования нервной, мышечной и костной систем, а самое главное, сохраняется психическое здоровье детей.
Актуальность данной темы заключается в необходимости развития мелкой моторики рук у дошкольников для овладения ими в дальнейшем письмом в школе. В научной литературе данная проблема достаточно освещена: взаимозависимость развития мелкой моторики и речи (В.И. Бельтюков, М.М. Кольцова, Л.А. Кукуев); развитие моторики у детей в комплексе развивающих мероприятий (Л.З. Арутюнян, В.В. Воронкова, Н.А. Козленко, B.M. Лубовский, Е.М. Мастюкова).
Однако, пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики в научной литературе методологически не обоснованы, что также определяет актуальность рассматриваемой проблемы.
Цель работы - исследовать влияние пальчиковых игр и нетрадиционные техники рисования на уровне развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни.
Объект исследования -развитие мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни.
Предмет исследования - пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики четвертого года жизни.
Для реализации цели выделены следующие задачи:
1. Изучить особенности развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать значение пальчиковой гимнастики и нетрадиционных техник рисования в психофизическом развитии детей.
3. Методика проведения пальчиковых игр, и реализация нетрадиционных.
4. Разработать систему педагогической работы по использованию пальчиковых игр и нетрадиционных техник рисования в процессе развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что использование системы комплексов пальчиковых игр в режимных моментах ДОУ и нетрадиционных техник рисования в воспитательно - образовательном процессе позволяет развить мелкую моторику детей четвертого года жизни, а также благоприятно влияет на все психические процессы ребенка.
Методы исследования: теоретический (анализ и обобщение);
эмпирический (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты) анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, качественный и количественный анализ полученных данных.
Методологической основой исследования являются: философские положения о всеобщей связи и взаимодействия; дидактический метод познания как основа научной педагогики; теория системного и деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов; взаимозависимости развития мелкой моторики и речи (В.И. Бельтюков, М.М. Кольцева); развитие моторики у детей в комплексе развивающих мероприятий (Л.З. Арутюнян, В.В. Воронкова, Н.А. Козленко, Е.М. Мастюкова) Концепция о ведущей роли обучения в развитии ребенка, теория развития высших психических функций и теоретические положения об уровневом развитии психологического онтогенеза Л.С. Выготского, И.М.Сеченова.
Практическая значимость сводится к разработке конспектов занятий с использованием нетрадиционных техник рисования. Данные материалы могут быль использованы воспитателями дошкольных учреждений.
База исследования: МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №112 «Мозаика» г. Набережные Челны.
Структура работы представлена введением, двумя главами, включающими шесть параграфов, заключением и списком использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка. Сейчас у многих детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью: ребенок либо вообще не разговаривает, либо разговаривает плохо, поэтому необходимо развивать мелкую моторику детей с раннего возраста. Приёмов для этого существует огромное количество. Это и разнообразные пальчиковые игры, и упражнения с различными предметами-карандашами, камешками, счётными палочками, игры-шнуровки, самомассаж рук. Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность улучшить произношение, обогатить словарный запас, подготовить руку к письму перед поступлением в школу.
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеем большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Пальчиковая гимнастика и нетрадиционные средства рисования- это эффективное средство развития мелкой моторики детей 2-4 года жизни. Ее возможности состоят в том, что она оказывает благотворное влияние на развитие ловкости, координации, гибкости, точности и автоматизированности движений пальцев и кистей рук, а также на зрительномоторную координацию, и главное - на развитие мышления и речи детей.
Целью работы было исследовать влияние пальчиковых игр и нетрадиционные техники рисования на уровень развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни.
Актуальность данной темы заключалось в необходимости развития мелкой моторики рук у дошкольников для овладения ими в дальнейшем письмом в школе.
Таким образом, изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства и пальчиковые игры дают возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
В нашем исследовании мы изучили уровень развития мелкой моторики дошкольников четырехлетнего возраста. Результаты исследований показала, детям экспериментальной группы свойственен средний уровень успешности, нуждаются в формировании и дальнейшем совершенствовании с целью выравнивания имеющегося отставания до начала школьного обучения.
Для улучшения результатов в формирующем этапе нами были проведены занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Каждое занятие содержало в себе какую-либо пальчиковую игру, которая использовалась с целью развития мелкой моторики и релаксационного упражнения на занятии.
На контрольном этапе, при повторном проведении методик выяснилось, что все те проведенные нами занятия способствовали для улучшения мелкой моторики рук у детей четвертого года жизни. У детей значительно улучшилась кинестическая основа движений мелкой моторики рук - они научились легко и быстро менять движения кистей и пальцев рук.
Можно сказать, что гипотеза подтверждена, использование системы комплексов пальчиковых игр в режимных моментах ДОУ и нетрадиционных техник рисования в воспитательно - образовательном процессе позволяет развить мелкую моторику детей четвертого года жизни, а также благоприятно влияет на все психические процессы ребенка.



1. Агаян, Г.Г. «Мы топали, мы топали»: практическое пособие / Г.Г. Агаян. - Воронеж: Учитель, 2014. - 141 с.
2. Аксeнoвa, М. Рaзвитиe тонких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи: практическое пособие / Аксeнoвa М. - Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2013. - №8. - 62-65 с.
3. Акуненок, Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования: практическое пособие / Акуненок Т.С.Дошкольное образование. - 2013. - №6. - 12-15 с.
4. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок / Александрова Т.В. Дошкольная педагогика. - 2017. - №7. - 10-12 с.
5. Анцифирова, Н.Г. Необыкновенное рисование: пособие / Анцифирова Н.Г. Дошкольная педагогика. - 2015. - №6. - 7-10 с.
6. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: монография / А.Е. Белая. - М.: Астрель, 2015. - 143 с.
7. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность: учебное пособие / Н.А. Бернштейн. - М.: Академия, 2016. - 284 с.
8. Мещерякова, Б.Г. Большой психологический словарь: справочное пособие / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Владос, 2011. - 672 с.
9. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре: методическое пособие / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М. Просвещение, 2014. - 192 с.
10. Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют: методическое пособие / М.Г. Борисенко. - Екатеринбург: Паритет, 2015. - 204 с.
11. Г лазкова, Н.Н. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей: учебное пособие / Глазкова Н.Н. Работа с дошкольниками. - 2014. - № 2. - 146 с.
12. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: методическое пособие / Г.Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2008. - 105 с.
13. Дашивец, И.В. Развитие мелкой моторики младших дошкольников при введении ФГОС / Дашивец И.В. Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы III междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 ноября 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: Интерактив плюс, 2014. - 97 с.
14. Ермакова, С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет: методическое пособие / С.О. Ермакова. - М.: Синтез, 2015. - 79 с.
15. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг: методическое пособие / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - СПб.: Речь, 2018. - 99 с.
16. Кольцова, М.М. Страна пальчиковых игр: методическое пособие / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - СПб.: Питер, 2017. - 177 с.
17. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений: методическое пособие / В.В. Коноваленко. - М.: Гном-пресс, 2014. - 18 с.
18. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей: методическое пособие /
А.В. Никитина. - СПб.: КАРО, 2015. - 210 с.
19. Носачева, Н.В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения: учебное пособие / Носачева Н.В., Шанина Е.С. Молодой ученый. - 2017. - №11.1. - С. 44-47.
20. Пастухова, И.В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи: учебное пособие / Пастухова И.В., Бацаева Н.А. Молодой ученый. - 2016. - №10. - 1370-1372 с.
21. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей: пособие / Прищепа С. Дошкольное воспитание. - 2015. - №1. - 11 - 12 с.
22. Г аврина, С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - Ярославль: Академия развития, 2017. - 94 с.
23. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками: методическое пособие / Ю.А. Соколова. - М.: Логос, 2014. - 79 с.
24. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2012. - 320 с.
25. Цквитария, Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ: учебное пособие / Т.А. Цквитария. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 210 с.
26. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: учебное пособие / Н.В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 187 с.
27. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие / Г.С. Швайко. - М.: Сфера, 2013. - 341 с.
28. Юрченко, Л.Ю. Актуальность проблемы развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность: актуальные задачи
педагогики / Юрченко Л.Ю. - материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2016. - 66-67 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ