Пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 6
1.1. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста 6
1.2. Значение пальчиковых игр и нетрадиционных техник рисования в
психофизическом развитии детей 8
1.3. Методика проведения пальчиковых игр и реализация нетрадиционных
в процессе развития мелкой моторики дошкольников 16
Выводы по первой главе 22
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 23
2.1. Описание методики и процедуры исследования 23
2.2. Реализация опытно - экспериментальной работы по формированию
мелкой моторики 32
2.3. Анализ эффективность опытно - экспериментальной работы 40
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 6
1.1. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста 6
1.2. Значение пальчиковых игр и нетрадиционных техник рисования в
психофизическом развитии детей 8
1.3. Методика проведения пальчиковых игр и реализация нетрадиционных
в процессе развития мелкой моторики дошкольников 16
Выводы по первой главе 22
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 23
2.1. Описание методики и процедуры исследования 23
2.2. Реализация опытно - экспериментальной работы по формированию
мелкой моторики 32
2.3. Анализ эффективность опытно - экспериментальной работы 40
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Изобразительная деятельность в дошкольном учреждении является одним из естественных детских видов деятельности. Работа с дошкольниками в данном направлении ведется с целью развития у детей координации пальцев рук и в целом кисти.
Совершенство двигательной координации кистей и пальцев позволяет ребенку овладевать письмом.
Уровень успешности обучения в начальной школе напрямую зависит от готовности руки к письму, поэтому в дошкольном детстве важно направлять деятельность ребенка на развитие моторики.
Развитие мелкой моторики - естественный процесс, он берет свое начало уже в младенческом возрасте. Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость.
Отличными методами развития моторики ребенка являются изобразительная деятельность и известная с древних времен, пальчиковая гимнастика.
Если проводить систематическую и целенаправленную работу по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста и применять нетрадиционные техники рисования, то можно улучшить речевую деятельность детей, интеллектуальные качества, зрительную систем; также достигается скоординированность функционирования нервной, мышечной и костной систем, а самое главное, сохраняется психическое здоровье детей.
Актуальность данной темы заключается в необходимости развития мелкой моторики рук у дошкольников для овладения ими в дальнейшем письмом в школе. В научной литературе данная проблема достаточно освещена: взаимозависимость развития мелкой моторики и речи (В.И. Бельтюков, М.М. Кольцова, Л.А. Кукуев); развитие моторики у детей в комплексе развивающих мероприятий (Л.З. Арутюнян, В.В. Воронкова, Н.А. Козленко, B.M. Лубовский, Е.М. Мастюкова).
Однако, пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики в научной литературе методологически не обоснованы, что также определяет актуальность рассматриваемой проблемы.
Цель работы - исследовать влияние пальчиковых игр и нетрадиционные техники рисования на уровне развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни.
Объект исследования -развитие мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни.
Предмет исследования - пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики четвертого года жизни.
Для реализации цели выделены следующие задачи:
1. Изучить особенности развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать значение пальчиковой гимнастики и нетрадиционных техник рисования в психофизическом развитии детей.
3. Методика проведения пальчиковых игр, и реализация нетрадиционных.
4. Разработать систему педагогической работы по использованию пальчиковых игр и нетрадиционных техник рисования в процессе развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что использование системы комплексов пальчиковых игр в режимных моментах ДОУ и нетрадиционных техник рисования в воспитательно - образовательном процессе позволяет развить мелкую моторику детей четвертого года жизни, а также благоприятно влияет на все психические процессы ребенка.
Методы исследования: теоретический (анализ и обобщение);
эмпирический (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты) анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, качественный и количественный анализ полученных данных.
Методологической основой исследования являются: философские положения о всеобщей связи и взаимодействия; дидактический метод познания как основа научной педагогики; теория системного и деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов; взаимозависимости развития мелкой моторики и речи (В.И. Бельтюков, М.М. Кольцева); развитие моторики у детей в комплексе развивающих мероприятий (Л.З. Арутюнян, В.В. Воронкова, Н.А. Козленко, Е.М. Мастюкова) Концепция о ведущей роли обучения в развитии ребенка, теория развития высших психических функций и теоретические положения об уровневом развитии психологического онтогенеза Л.С. Выготского, И.М.Сеченова.
Практическая значимость сводится к разработке конспектов занятий с использованием нетрадиционных техник рисования. Данные материалы могут быль использованы воспитателями дошкольных учреждений.
База исследования: МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №112 «Мозаика» г. Набережные Челны.
Структура работы представлена введением, двумя главами, включающими шесть параграфов, заключением и списком использованной литературы.
Совершенство двигательной координации кистей и пальцев позволяет ребенку овладевать письмом.
Уровень успешности обучения в начальной школе напрямую зависит от готовности руки к письму, поэтому в дошкольном детстве важно направлять деятельность ребенка на развитие моторики.
Развитие мелкой моторики - естественный процесс, он берет свое начало уже в младенческом возрасте. Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость.
Отличными методами развития моторики ребенка являются изобразительная деятельность и известная с древних времен, пальчиковая гимнастика.
Если проводить систематическую и целенаправленную работу по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста и применять нетрадиционные техники рисования, то можно улучшить речевую деятельность детей, интеллектуальные качества, зрительную систем; также достигается скоординированность функционирования нервной, мышечной и костной систем, а самое главное, сохраняется психическое здоровье детей.
Актуальность данной темы заключается в необходимости развития мелкой моторики рук у дошкольников для овладения ими в дальнейшем письмом в школе. В научной литературе данная проблема достаточно освещена: взаимозависимость развития мелкой моторики и речи (В.И. Бельтюков, М.М. Кольцова, Л.А. Кукуев); развитие моторики у детей в комплексе развивающих мероприятий (Л.З. Арутюнян, В.В. Воронкова, Н.А. Козленко, B.M. Лубовский, Е.М. Мастюкова).
Однако, пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики в научной литературе методологически не обоснованы, что также определяет актуальность рассматриваемой проблемы.
Цель работы - исследовать влияние пальчиковых игр и нетрадиционные техники рисования на уровне развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни.
Объект исследования -развитие мелкой моторики у дошкольников четвертого года жизни.
Предмет исследования - пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики четвертого года жизни.
Для реализации цели выделены следующие задачи:
1. Изучить особенности развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать значение пальчиковой гимнастики и нетрадиционных техник рисования в психофизическом развитии детей.
3. Методика проведения пальчиковых игр, и реализация нетрадиционных.
4. Разработать систему педагогической работы по использованию пальчиковых игр и нетрадиционных техник рисования в процессе развития мелкой моторики дошкольников четвертого года жизни.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что использование системы комплексов пальчиковых игр в режимных моментах ДОУ и нетрадиционных техник рисования в воспитательно - образовательном процессе позволяет развить мелкую моторику детей четвертого года жизни, а также благоприятно влияет на все психические процессы ребенка.
Методы исследования: теоретический (анализ и обобщение);
эмпирический (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты) анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, качественный и количественный анализ полученных данных.
Методологической основой исследования являются: философские положения о всеобщей связи и взаимодействия; дидактический метод познания как основа научной педагогики; теория системного и деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов; взаимозависимости развития мелкой моторики и речи (В.И. Бельтюков, М.М. Кольцева); развитие моторики у детей в комплексе развивающих мероприятий (Л.З. Арутюнян, В.В. Воронкова, Н.А. Козленко, Е.М. Мастюкова) Концепция о ведущей роли обучения в развитии ребенка, теория развития высших психических функций и теоретические положения об уровневом развитии психологического онтогенеза Л.С. Выготского, И.М.Сеченова.
Практическая значимость сводится к разработке конспектов занятий с использованием нетрадиционных техник рисования. Данные материалы могут быль использованы воспитателями дошкольных учреждений.
База исследования: МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников №112 «Мозаика» г. Набережные Челны.
Структура работы представлена введением, двумя главами, включающими шесть параграфов, заключением и списком использованной литературы.
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка. Сейчас у многих детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью: ребенок либо вообще не разговаривает, либо разговаривает плохо, поэтому необходимо развивать мелкую моторику детей с раннего возраста. Приёмов для этого существует огромное количество. Это и разнообразные пальчиковые игры, и упражнения с различными предметами-карандашами, камешками, счётными палочками, игры-шнуровки, самомассаж рук. Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность улучшить произношение, обогатить словарный запас, подготовить руку к письму перед поступлением в школу.
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеем большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Пальчиковая гимнастика и нетрадиционные средства рисования- это эффективное средство развития мелкой моторики детей 2-4 года жизни. Ее возможности состоят в том, что она оказывает благотворное влияние на развитие ловкости, координации, гибкости, точности и автоматизированности движений пальцев и кистей рук, а также на зрительномоторную координацию, и главное - на развитие мышления и речи детей.
Целью работы было исследовать влияние пальчиковых игр и нетрадиционные техники рисования на уровень развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни.
Актуальность данной темы заключалось в необходимости развития мелкой моторики рук у дошкольников для овладения ими в дальнейшем письмом в школе.
Таким образом, изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства и пальчиковые игры дают возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
В нашем исследовании мы изучили уровень развития мелкой моторики дошкольников четырехлетнего возраста. Результаты исследований показала, детям экспериментальной группы свойственен средний уровень успешности, нуждаются в формировании и дальнейшем совершенствовании с целью выравнивания имеющегося отставания до начала школьного обучения.
Для улучшения результатов в формирующем этапе нами были проведены занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Каждое занятие содержало в себе какую-либо пальчиковую игру, которая использовалась с целью развития мелкой моторики и релаксационного упражнения на занятии.
На контрольном этапе, при повторном проведении методик выяснилось, что все те проведенные нами занятия способствовали для улучшения мелкой моторики рук у детей четвертого года жизни. У детей значительно улучшилась кинестическая основа движений мелкой моторики рук - они научились легко и быстро менять движения кистей и пальцев рук.
Можно сказать, что гипотеза подтверждена, использование системы комплексов пальчиковых игр в режимных моментах ДОУ и нетрадиционных техник рисования в воспитательно - образовательном процессе позволяет развить мелкую моторику детей четвертого года жизни, а также благоприятно влияет на все психические процессы ребенка.
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеем большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Пальчиковая гимнастика и нетрадиционные средства рисования- это эффективное средство развития мелкой моторики детей 2-4 года жизни. Ее возможности состоят в том, что она оказывает благотворное влияние на развитие ловкости, координации, гибкости, точности и автоматизированности движений пальцев и кистей рук, а также на зрительномоторную координацию, и главное - на развитие мышления и речи детей.
Целью работы было исследовать влияние пальчиковых игр и нетрадиционные техники рисования на уровень развития мелкой моторики у детей четвертого года жизни.
Актуальность данной темы заключалось в необходимости развития мелкой моторики рук у дошкольников для овладения ими в дальнейшем письмом в школе.
Таким образом, изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства и пальчиковые игры дают возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
В нашем исследовании мы изучили уровень развития мелкой моторики дошкольников четырехлетнего возраста. Результаты исследований показала, детям экспериментальной группы свойственен средний уровень успешности, нуждаются в формировании и дальнейшем совершенствовании с целью выравнивания имеющегося отставания до начала школьного обучения.
Для улучшения результатов в формирующем этапе нами были проведены занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Каждое занятие содержало в себе какую-либо пальчиковую игру, которая использовалась с целью развития мелкой моторики и релаксационного упражнения на занятии.
На контрольном этапе, при повторном проведении методик выяснилось, что все те проведенные нами занятия способствовали для улучшения мелкой моторики рук у детей четвертого года жизни. У детей значительно улучшилась кинестическая основа движений мелкой моторики рук - они научились легко и быстро менять движения кистей и пальцев рук.
Можно сказать, что гипотеза подтверждена, использование системы комплексов пальчиковых игр в режимных моментах ДОУ и нетрадиционных техник рисования в воспитательно - образовательном процессе позволяет развить мелкую моторику детей четвертого года жизни, а также благоприятно влияет на все психические процессы ребенка.
Подобные работы
- Пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики у детей 4 года жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Развитие мелкой моторики детей 2 – 3 лет на занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025



